Евразийское экономическое сообщество

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Челябинский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "ЧелГУ")

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра Экономики отраслей и рынков

Направление (специальность): Таможенное дело

Дисциплина: Международное таможенное сотрудничество

Реферат

тема: Евразийский экономический союз

Выполнил: студент

Горских Юлия Даниловна

Челябинск 2015

Введение

Евразийский экономический союз: состав и хронология

Достояние стран

1 Армения

1 Армения

3 Республика Армения

4 Российская Федерация

Органы управления

Экономика

Мнения об ЕврАзЭС

Заключение

Список использованных источников

Введение

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

1. Евразийский экономический союз: состав и хронология

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Участники:

·Белоруссия (с 1 января 2015 года), (9 481 000 чел. на 1 января 2015 года).

·Казахстан (с 1 января 2015 года), (17 417 447 чел. на 1 января 2015 года).

·Россия (с 1 января 2015 года), (146 270 033 чел. на 1 января 2015 года).

·Армения (со 2 января 2015 года), (3 010 600 чел. на 31 декабря 2014 года).

Кандидаты:

·Киргизия (договор о присоединении подписан 23 декабря 2014 года; в день подписания предполагалось, что договор вступит в силу не позднее 8 мая 2015 года), (5 874 100 чел. на 1 ноября 2014 года).

Возможные кандидаты:

·Таджикистан Президент Таджикистана Э. Рахмон в 2014 году заявил о необходимости изучения экономической базы и правовых документов Евразийского экономического союза "с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение

В ходе первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств.

В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект был направлен главам государств, а затем опубликован в прессе. Впервые в официальном документе новое интеграционное объединение было названо Евразийским Союзом.

В 1995 году Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе, нацеленное на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в конечном итоге гарантирование устойчивого развития экономик Сторон.

Подписанное в 1995 году Соглашение "тройки" определило то интеграционное ядро, которое и в настоящее время является двигателем интеграционных процессов на пространстве Евразии.

марта 1996 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Республика Таджикистан присоединилась к Договору в 1998 году.

Задуманный как высшая форма равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, Евразийский союз, по сути, является моделью цивилизованных взаимосвязей независимых государств на постсоветском пространстве, при безусловном сохранении ими суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Эти принципы постепенно начинают воплощаться в жизнь.

февраля 1999 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

мая 2000 года в Минске на заседании Межгосударственного Совета было принято решение подготовить до сентября 2000 года проект договора о формировании межгосударственного интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

октября 2000 года в Астане Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

сентября 2003 года в Ялте Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Правительства сторон начали работу по подготовке правовой базы ЕЭП с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В августе 2006 года в ходе неформального саммита в Сочи главами государств-членов ЕврАзЭС принято решение об активизации Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией работы по формированию Таможенного союза в формате "тройки" с последующим присоединением Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по мере готовности их экономик.

октября 2007 года в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Поставлена цель - обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции.

В январе 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено беспрепятственное движение товаров на территории трех государств.

В декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства, а также подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

В ноябре 2011 года лидеры стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству. Президенты также подписали Договор о Евразийской экономической комиссии.

В октябре 2011 года принято решение о начале переговоров о присоединении Кыргызской Республики к ТС.

В декабре 2011 года Президенты приняли решение "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", определяющее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.

В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы. Для полноценной реализации формата "четырех свобод" ведется разработка свыше 50 документов.

В феврале начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве.

мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.

октября 2014 года в Минске в ходе Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС.

декабря 2014 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и Президент Кыргызской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

2. Достояние стран

.1 Армения

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2014 году составил 10,9 млрд. долларов США.

Объем промышленного производства в 2014 году - 3,1 млрд. долларов США.

Добыча и обработка строительных материалов, цветная металлургия, производство винно-коньячных изделий. Работают предприятия по выпуску металлорежущих станков, прессово-формовочного оборудования, точных приборов, синтетической резины, шин, пластмасс, химического волокна, минеральных удобрений, электродвигателей, инструментов, микроэлектроники, ювелирных изделий, шелковых тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий.

Протяженность таможенной границы составляет 1 254,0 км (1,9%).

Расположено 4 автомобильных, 1 железнодорожный, 2 воздушных пунктов пропуска.

Приоритеты национальной экономики:

Сельское хозяйство

Важная отрасль армянской экономики, на долю которой приходится 18% ВВП страны за 2006-2010 гг. Пищевая отрасль в Армении быстро растет и обладает большим экспортным потенциалом благодаря местным экологически чистым сельскохозяйственным продуктам.

Горная промышленность

Недра Армении богаты некоторыми минеральными ресурсами. На территории страны открыто более 480 месторождений полезных ископаемых. Горнодобывающая отрасль вносит важный вклад в экономику Армении и является одним из самых быстрорастущих секторов экспорта за последние годы - руды и металлы составляют более половины экспорта страны.

Энергетика

Энергетика - одна из самых полноценно функционирующих и рентабельных отраслей армянской экономики. Армения удовлетворяет свои внутренние энергетические потребности. Армения создала независимое регулирующее агентство по энергетике, природному газу и отоплению. Значительный прогресс наблюдается в совершенствовании лицензирования, перекрестных субсидий и рентабельного ценообразования и тарифной структуры. Не имея промышленных топливных ресурсов, Армения придает большое значение развитию своих источников возобновляемой энергии, например, гидроэнергетики, ветровой и солнечной энергетики.

Информационные технологии и тeлекоммуникации

ИТ/тeлекоммуникации - одна из самых производительных отраслей армянской экономики. Правительство объявило ИТ приоритетной отраслью и поддерживает ее посредством различных организаций, например, Совета развития и поддержки ИТ под председательством премьер-министра РА, Инкубационного предпринимательского фонда. Отрасль ИТ и телекоммуникаций Армении уже привлекла такие глобальные бренды, как Synopsys (который значительную часть своей деятельности осуществляет в Армении), Microsoft, National Instruments, Mentor Graphics, Ericson и Orange.

Химическая и фармацевтическая отрасли

Богатые традиции производства высококачественных химических веществ позволили фармацевтической отрасли за последнее десятилетие стать одной из самых динамично развивающихся в экономике Армении. 57% произведенной продукции экспортируется, а среднегодовой прирост составляет 24% (с 2003 года). Такой рост объясняется несколькими важными факторами: квалифицированной и высокообразованной рабочей силой, энтузиазмом предпринимателей и значительными местными и прямыми иностранными инвестициями.

Tуризм

Туризм - одна из ведущих и динамично развивающихся отраслей экономики Армении. Обладая богатыми историко-культурными ресурсами, Армения способна предложить конкурентоспособные туристические продукты и высококвалифицированные услуги. Ежегодный прирост числа туристов, посещающих Армению, составляет в среднем 25% в последние годы. В 2011 году страну посетило около 800 000 туристов.

.2 Республика Беларусь

таможенный инфраструктура граница капитал

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 71,0 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 102,7%.

Объем промышленного производства в 2013 году - 67,5 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 103,2%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году - 11,8 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 102,9%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился с 3,6 млрд. долларов США в 1994 году до 80,2 млрд. долларов США в 2013 году, в том числе экспорт - с 1,5 до 37,2 млрд. долларов США, импорт - с 2,1 до 43 млрд. долларов США.

Основные отрасли промышленности:

Металлургическая промышленность, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая.

Таможенная инфраструктура на внешней границе ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 2 334,3 км (3,5%).

Расположено 25 автомобильных, 13 железнодорожных, 7 воздушных, 3 речных, 34 упрощенных пунктов пропуска.

Альтернативная энергетика

Республика Беларусь обладает значительным природно-климатическим и ресурсным потенциалом для развития всех направлений альтернативной энергетики. По некоторым оценкам, технический потенциал развития возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) в Беларуси составляет порядка 80 млн. тонн условного топлива в год, что превышает общий объем потребления энергоресурсов в стране.

Электроника и бытовая техника

Организация производства бытовой техники и электроники на территории Республики Беларусь открывает возможность беспрепятственного выхода на быстрорастущий рынок стран-участниц ЕЭП (Беларусь, Казахстан, Россия), емкость которого в 2012 г. составила около 33 млрд. долларов США.(41,7 млрд. долларов США., с учетом компьютеров, офисной техники и мобильных телефонов) Среднегодовой темп роста рынка бытовой техники и электроники ЕЭП в период с 2009 по 2012 гг. составил 11 - 12 %.

Биотехнологии и фармацевтика

Организация производства фармацевтической продукции на территории Республики Беларусь обеспечивает беспошлинный выход на емкий и динамично развивающийся рынок стран-членов ЕАЭС. В 2013 году совокупная емкость фармацевтического рынка ЕЭП в оптовых ценах составила около 35,2 млрд. долларов США (более 80% от суммарного фармацевтического рынка стран СНГ).

.3 Республика Армения

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 231,9 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 106,2%.

Объем промышленного производства в 2013 году - 117,2 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 102,3%.

Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2013 году - 81,8 млн. тонн, на душу населения - 4 801 кг.

Добыча газа естественного в 2013 году - 42,4 млрд. м³, на душу населения - 2 489 м³

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году - 15,7 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 105,2%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился с 6,8 млрд. долларов США в 1994 году до 133,5 млрд. долларов США в 2013 году, в том числе экспорт - с 3,2 до 84,7 млрд. долларов США, импорт - с 3,6 до 48,8 млрд. долларов США.

Основные отрасли промышленности

Цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая, а также нефтепереработка и производство стройматериалов.

Таможенная инфраструктура на внешней границе ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 7 350,7 км (11,2%).

Расположено 19 автомобильных, 7 железнодорожных, 16 воздушных, 2 морских пунктов пропуска.

Приоритеты национальной экономики

Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора

11-е место в мире по запасам нефти и 17-е по запасам газа занимает Республика Казахстан. В 2012 году добыча нефти и газового конденсата в республике составила порядка 79 млн. тонн, добыча газа составила 40 млрд. куб. м. Объем среднесуточной добычи нефти и газового конденсата составляет более 200 тыс. тонн.

Горнометаллургическая отрасль

30% мировых запасов хромовой руды, 25% - марганцевых руд, 10% - железных руд сосредоточено в Казахстане. Запасы меди, свинца и цинка составляют соответственно 10 и 13% от мировых. Казахстан занимает 3 место в мире по производству титана, 7 - по производству цинка, 8 - по производству свинца, 13 - железной руды, 15 - меди, 35 - стали.

Химическая промышленность

Объем производства химической отрасли в Казахстане с 2008 по 2013 гг. вырос на 74,3% и составил 184,9 млрд. тенге. В общем объеме промышленного производства удельный вес химической промышленности в 2013 г. составил 1%. Объем производства химической продукции в 2013 г. составил 1 232 млн. долларов США.

Атомная промышленность

Около 19 % от всех разведанных мировых запасов сосредоточено в недрах Республики Казахстан(По данным МАГАТЭ). Общие запасы страны оцениваются в 802 тыс. тонн урана.

Машиностроение

Приоритетная задача машиностроительной отрасли Казахстана - максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Фармацевтическая промышленность

Приоритетная задача - создание условий для импортозамещения фармацевтической и медицинской продукции на базе современных технологий в соответствии с международными стандартами GMP. В 1 полугодии 2013 года Казахстан экспортировал фармацевтическую продукцию на сумму 12,8 млн. долларов США, в то время как импорт за аналогичный период составил 725,5 млн. долларов США.

Агропромышленный комплекс

Приоритет для страны - формирование продовольственных поясов вокруг городов Астана и Алматы. Основные производства агропромышленного комплекса, направленные на глубокую переработку зерна и мяса, преимущественно будут размещаться в северных регионах.

Туристская отрасль

На территории Казахстана действуют 118 особо охраняемых природных территорий, в том числе 11 государственных национальных парков, в которых допускается экотуризм. Транспортный коридор "Западная Европа - Западный Китай", проходящий по территории пяти регионов Казахстана предоставляет уникальную возможность для формирования туристского кластера вдоль него.

Информационные технологии

В рамках программы "Информационный - Казахстан 2020" Правительством Казахстана поставлены четыре основные задачи для формирования интеллектуальной нации: обеспечение эффективности системы государственного управления, обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества и развитие отечественного информационного пространства.

Биотехнологии

Космическая деятельность

Основная задача космической отрасли Казахстана - создание полноценной космической отрасли как наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики, способствующего ускорению индустриально-инновационного развития республики, укреплению национальной безопасности и обороны, развитию науки и высоких технологий.

Альтернативная энергетика

К 2015 году предполагается строительство ветроустановок установленной мощностью 125 МВт с выработкой электрической энергии 400 млн. кВт.ч. До 2015 года в Республике планируется введение в эксплуатацию новых малых ГЭС с общей установленной мощностью свыше 100 МВт, с намечаемой выработкой электрической энергии - 300 млн. кВт.ч. С учетом производимой электроэнергии от объектов по использованию возобновляемых источников энергии в настоящее время, выработка электроэнергии возобновляемыми источниками энергии ожидается на уровне 1 млрд. кВт.ч в год.

.4 Российская Федерация

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 2 097,9 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 103,0%.

Объем промышленного производства (объем отгруженных товаров собственного производства) в 2013 году - 1 297,6 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 102,9%.

Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2013 году - 522 млн. тонн, на душу населения - 3 635 кг.

Добыча газа естественного в 2013 году - 668 млрд. м³, на душу населения - 4 652 м³.

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году - 119,1 млрд. долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 - 2013 годы - 107,5%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился со 102 млрд. долларов США в 1994 г. до 848,1 млрд. долларов США в 2013 г. в том числе экспорт - с 63,3 до 530,3 млрд. долларов США, импорт - с 38,7 до 317,8 млрд. долларов США.

Основные отрасли промышленности

Нефтяная и газовая добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Таможенная инфраструктура на внешней границе ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 54 843,2 км (83,4%).

Расположено 120 автомобильных, 51 железнодорожных, 82 воздушных, 70 морских, 4 речных, 1 озерный, 10 смешанных пунктов пропуска.

Приоритеты национальной экономики

Энергоэффективность

Основной целевой показатель - снижение доли энергетических ресурсов в российском ВВП на 40% за счет энергосбережения, повышения энергоэффективности и устранения пробелов в нормативно правовой базе к 2020 году

Космические технологии и телекоммуникации

Главная цель - повышение эффективности и качества информационных услуг представляемых на территории страны, а также разработка современной информационной инфраструктуры во всех секторах национальной экономики

Медицинские технологии и фармацевтика

Ключевая цель - производство большей части лекарств и медицинского оборудования на территории России, а также разработка и производство инновационных лекарственных препаратов, выход российских производителей на новые рынки.

Информационные технологии и программное обеспечение

Повышение эффективности и качества информационных услуг является приоритетом для национальной экономики России, в том числе развитие современной социальной и промышленной информационной инфраструктуры.

Атомная энергетика

Главная задача - сохранить лидерство Российской Федерации на мировом атомном рынке, создать условия для гарантированной долгосрочной поставки дешевой энергии, существенно сократить потребление урана, а также снизить риск негативного воздействия на окружающую среду.

3. Органы управления

Высший Евразийский экономический совет - высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Евразийский межправительственный экономический совет - орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза - судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Валюта Евразийского экономического союза - гипотетическая денежная единица Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии. Намерение образовать валютный союз в рамках ЕАЭС присутствовало в проекте декларации о евразийской экономической интеграции с пометкой "предложение российской стороны, казахстанская сторона против". В окончательном тексте декларации, подписанном президентами трёх стран 18 ноября 2011 года, в качестве одной из целей их интеграции указывается лишь "углубление сотрудничества в валютной сфере". Во время пресс-конференции после подписания декларации президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пояснил, что речь пока идёт о расширении использования национальных валют во взаимной торговле трёх стран с возможным в перспективе "выходом на какую-то единицу в смысле валюты, а потом и на валюту". В мае 2012 года председатель Национального банкаКазахстана Григорий Марченко высказал мнение, что введение единой валюты возможно через 10-12 лет, то есть в 2022-2024 годах, "если уже сейчас начать делать для этого правильные шаги".

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что ни одна валюта стран-участниц ЕАЭС не годится на роль единой валюты союза. Позже Лукашенко согласился с Назарбаевым, заявив, что будет добиваться введения в ЕАЭС некоего "нового евро".

Эксперты полагают, что детальное обсуждение единой валюты начнется ближе к 2015 году.

В апреле 2014 года обсуждение планов введения единой валюты возобновилось. В частности, было обозначено введение единой валюты "не позднее 2025 года" с рабочим названием "алтын" или "евраз".

В марте 2015 года Президент России Владимир Путин поручил ЦБ РФ и правительству до 1 сентября определить целесообразность создания валютного союза ЕАЭС. По мнению некоторых аналитиков внешнеполитическая ситуация, вероятно, повлияла на экономические решения, и президент России решил ускорить данный процесс.

В апреле 2015 года вице-министр национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков заявил, что Республика Казахстан исключает введение единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. При этом в рамках ЕАЭС до 2025 года страны-участницы Евразийского экономического союза намерены произвести только гармонизацию законодательства в области регулирования финансовых рынков

4. Экономика

Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:

·Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара

·Стимулируется "здоровая" конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития

·Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства

·Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности

·Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары

·Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных / экспортоориентированных фирм

·Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка

·Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %

В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля за соблюдением принятых договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого имеют лишь рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

5. Мнения об ЕврАзЭС

Президент Республики Армения Серж Саргсян:

Я подтвердил желание Армении вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза.

лет назад Армения выстроила систему своей военной безопасности в формате Договора о коллективной безопасности в партнерстве с Россией и рядом других государств СНГ. За эти десятилетия система доказала свою жизнеспособность и эффективность.

Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства. Это - рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко:

Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития. Два референдума абсолютным большинством дали власти четкий мандат на интеграцию.

Интеграционные наработки в рамках Союзного государства позволили разумно и с уверенностью применять их в более широком, многостороннем формате. Важно, чтобы Союзное государство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство обогащали и взаимно дополняли друг друга.

Сейчас мы выходим на воплощение решений, которые принято называть судьбоносными. Наше твердое намерение решительно углублять интеграцию - не случайно. Это своего рода манифест, идущий от жизни.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:

Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего.

Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем - в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего.

Президент Российской Федерации Владимир Путин:

Мы ставим перед собой амбициозную задачу-выйти к Евразийскому союзу. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами обеспечивать устойчивость глобального развития.

Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания

Заключение

Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Гармонизация национальных законодательств к правилам нового союза должна быть завершена в течение 10-летнего периода.

Согласно договоренностям стран-участниц, В 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году - общий рынок электроэнергии, к 2025 году - рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Также в 2025 году в Алма-Ате должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка союза.

Ранее условия Таможенного союза позволяли его участникам использовать взаимные защитные меры, хотя на практике они фактически не применялись. Право вводить санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры за членами Евразийского экономического союза сохраняется. С начала 2015 года гражданам не придется получать разрешения на работу для трудоустройства в любой из стран ЕАЭС. Внутренней трудовой миграции в союзе будет способствовать и взаимное признание дипломов об образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и фармацевтов. Граждане стран-членов ЕАЭС, работающие в одной из них по контракту более полугода, будут уплачивать подоходный налог так же, как его уплачивают местные жители, а не иностранные граждане.

И СНГ февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз. .2 Страны-наблюдатели ЕврАзЭС. евразийский экономический таможенный то.


1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – самый амбициозный интеграционный проект в современной Евразии.

Экономисты уверены, что ЕАЭС, объединивший Россию, Беларусь, Казахстан и Армению, является отличным инструментом для привлечения иностранных инвестиций: благодаря объединению потенциалов четырех стран снижаются издержки, упрощается логистика, открытые границы обеспечивают приток высококвалифицированной и недорогой рабочей силы. Логистические компании возлагают особые надежды на ЕАЭС: именно они одними из первых смогут воспользоваться преимуществами интеграции. Le Courrier de Russie представляет вашему вниманию мнения экспертов.

Объединение потенциалов

Главная цель Единого экономического пространства – получение синергетического эффекта от объединения потенциалов: работая вместе, каждый участник альянса получает больше, чем получил бы в отдельности. Согласно расчетам по межотраслевому балансу, совокупный интеграционный эффект ЕАЭС за 10 лет может составить от 17 до 20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-членов Таможенного союза. В сумме это составит около 700 млрд долларов США.

Как полагает председатель Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Олег Дунаев, создание Евразийского экономического союза не ориентировано исключительно на привлечение финансовых средств из-за рубежа. «Задача ЕАЭС – прежде всего, в выстра-ивании эффективных торговых и производственных кооперационных связей, развитие которых позволит добиваться более высоких темпов экономического роста, – считает эксперт. – Что касается логистики, то в перспективе ЕАЭС открывает новые возможности для развития этой отрасли».

Однако рано еще говорить о том, как именно будет отражаться вступление в ЕАЭС на экономике отдельных стран-участниц. «Средневзвешенная ставка таможенной пошлины в Армении составляет 2,7%, тогда как в таможенном союзе – 6,9%, – напоминает таможенный атташе при Посольстве Франции в Москве Алекс Жен. – Вероятно, тариф Армении будет пересмотрен в сторону повышения, чтобы соответствовать тарифу Союза, что сделает более дорогим импорт из третьих стран». Те же шаги потребуется предпринять и Киргизии, чье вступление в Союз ожидается в 2015 году.



Впрочем, новое экономическое пространство представляет интерес не только для стран бывшего СССР. Уже сегодня более 30 государств и международных организаций выразили интерес к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом. Пресс-служба Евразийской экономической комиссии сообщила, что переговоры об этом ведутся с Египтом, Индией и Израилем. Кроме того, в конце прошлого года был завершен последний раунд переговоров по разработке Соглашения о ЗСТ с Социалистической Республикой Вьетнам, в рамках которого были урегулированы все принципиальные вопросы.

Олег Дунаев не решается судить о перспективах вхождения в Евразийский союз на правах полномочного члена какого-либо государства не из числа стран СНГ. Однако он уверен, что объективная реальность приведет к выработке новых форматов взаимодействия: «Это может быть статус ассоциированного члена, наблюдателя или привилегированного партнера». Кроме того, учитывая устойчивые экономические позиции турецких предпринимателей на рынках отдельных стран ЕАЭС, эксперт делает вывод о готовности Турции активно развивать отношения с новым международным экономическим субъектом. Расширение списка государств-участников Союза при этом будет на руку всем, поскольку повлечет за собой упрощение процедур ведения внешнеторговых операций, перемещения грузов через границу и снижение барьеров доступа на рынки. Если количество положительных примеров сотрудничества будет множиться, то и количество желающих юридически закрепить особый статус отношений с ЕАЭС будет расти.



Семимильными шагами

К любым изменениям в рамках становления Евразийского экономического союза бизнес приспосабливается довольно быстро. Например, с 1 июля 2011 года, когда начал функционировать Таможенный союз и был снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, компании, готовые к этому, легко перестроились на новый формат работы.

«На первых этапах были определенные трудности во взаимодействии со службами ветеринарного и фитосанитарного контроля Республики Беларусь, который также был вынесен на границу Таможенного союза. Но впоследствии ситуация стабилизировалась», – вспоминает директор по закупкам компании «АШАН-Россия» Наталья Волгина.

Комментируя сегодняшнюю таможенную ситуацию в ЕАЭС, эксперты отмечают немало положительных моментов. Так, с 1 января 2014 года декларирование товаров внутри ЕАЭС на 100% происходит в электронной форме, реализацию технологии удаленного выпуска обеспечивают 26 центров электронного декларирования. Также с 2012 года действует обязательное предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а с 2014 – и железнодорожным. Кроме того, сократилось время прохождения таможенных процедур, более совершенным стал порядок взимания таможенных платежей: сроки доведения информации о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства сократились до 3 часов.

Алекс Жен отмечает также отказ от требования представлять ряд документов в банк и категорирование участников внешнеэкономической деятельности. В целом результаты деятельности Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования г-н Жен обозначает вполне емко: «Вы в ЕАЭС всего за 5 лет прошли тот путь, на преодоление которого у нас в Евросоюзе ушло 25 лет».

По сути, вся экономика Союза формируется с нуля.

Ставка на диалог



Несмотря на первые успехи, в функционировании нового Союза по-прежнему остается немало узких мест, требующих дальнейшей проработки. «Завершающим этапом при реализации любого внешнеторгового проекта является таможенное оформление, – напоминает коммерческий директор Таможенного холдинга «Группа Тарго» Евгения Данилина. – Именно в этот момент проявляются все недоработки и нестыковки, которые были допущены ранее, причем этот процесс начинается задолго до фактического ввоза товаров, в особенности это касается технологического оборудования».

В текущих условиях и без того непростые процессы усложняются новыми факторами: нестабильность курсов валют, существенное удорожание поставок в рублевом эквиваленте, «дорогие» кредитные деньги на приобретение оборудования заставляют компании пересматривать свои долгосрочные планы по реализации проектов. Это, несомненно, ведет к существенному сокращению импорта. Однако Евгения Данилина уверена, что, если санкции не будут сняты, место западных поставщиков на российском рынке в скором времени займут импортеры из других стран. «После затишья, как показывают наш опыт и практика, рынок начнет наращивать объемы поставок, причем неважно, будет ли это продовольствие или промышленное оборудование, – считает г-жа Данилина. – Достойно пройти кризис и выжить смогут лишь те компании, которые максимально снизят издержки, предложат высокий уровень сервиса и оптимальные решения участникам внешнеэкономической деятельности». Решением, по словам г-жи Данилиной, во многом сможет стать новый Таможенный кодекс: «Бизнесу необходимы четкие и понятные правила, но, к сожалению, существующая сейчас нормативно-правовая база значительно усложняет поставки товаров от иностранных поставщиков».

С этим мнением соглашается и Наталья Волгина: «Введение нового Таможенного кодекса необходимо, но многие его пункты стоит доработать, – полагает она. – Например, необходимо уменьшить количество отсылок к национальным законодательствам стран Таможенного союза».

Алекс Жен уверен, что новый Таможенный кодекс действительно решит многие проблемы. Ожидается, что с введением этого документа продолжится упрощение таможенных процедур, в том числе с помощью механизма «одно окно», что обеспечит равновесие между интересами легальной торговли и безопасностью граждан.
Однако главное, чего ждут эксперты от нововведения, – это изменение схемы отношений между бизнесом и таможней: предполагается, что последняя будет не только выполнять репрессивную функцию, но и сопровождать предприятия с целью повышения их эффективности. Как это будет реализовано на практике, мы увидим совсем скоро: утверждение документа состоится уже в текущем году, а введение в действие – с 1 января 2016 года. Впрочем, на этом работа не закончится. В Евразийской экономической комиссии сейчас работает больше 18 Консультативных комитетов с участием представителей государственных органов и бизнес-сообществ всех четырех стран. Обсуждаемые задачи и их решение курируются вице-премьерами и, в зависимости от степени важности и сложности вопроса, выносятся далее на уровень премьер-министров и даже президентов стран-участниц ЕАЭС. По сути, вся экономика Союза формируется с нуля: устанавливаются общие правила для рынков стран-участниц, будь то алкогольная продукция, электроэнергетика или фармацевтика.

Важно, что многие правки в уже проверенные на практике нововведения вносят сами представители бизнеса. Это говорит о том, что в Евразийском экономическом союзе эффективно работает такой формат, как диалог.

Хронология

29 марта 1994 года – президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев впервые выдвигает идею формирования Евразийского союза государств во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В основе идеи лежит разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе.

Январь 1995 года – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают Соглашение о Таможенном союзе. Так начинается сближение евразийских государств. Вскоре к договоренностям «таможенной тройки» присоединяются Кыргызстан и Таджикистан.

2000 год – создается новая интеграционная структура – Евразийское экономическое сообщество, – нацеленная на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики. Активизируется совместная работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП).

2003 год – к работе подключается Украина, но вскоре вовлеченность страны идет на убыль.

Август 2006 года – работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП концентрируется в рамках Беларуси, Казахстана и России. Кыргызстан и Таджикистан заявляют о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и ЕЭП по мере готовности экономики.

6 октября 2007 года – лидеры интеграционной «тройки» подписывают Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

1 января 2010 года – «стартует» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках Союза установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, действует Таможенный кодекс и Комиссия Таможенного союза.

1 июля 2011 года – полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и, таким образом, завершено формирование единой таможенной территории. Таможенный союз работает в полноформатном режиме.

1 января 2012 года – начинается следующий этап – формирование Единого экономического пространства. В ЕЭП создаются единый рынок в 170 миллионов потребителей, условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Начинает работать Суд ЕврАзЭС, обращаться в ко- торый по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, могут не только государства, но и участники экономической деятельности.

1 февраля 2012 года – Комиссию Таможенного союза заменяет Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передают часть национальных полномочий.

29 мая 2014 года – президенты Беларуси, Казахстана и России подписывают договор о создании нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

1 января 2015 года – начинает функционировать ЕАЭС – самый амбициозный интеграционный проект в современной Евразии. Также в начале года к Союзу присоединяется Армения, однако до конца 2015 года она представлена в коллегии ЕЭК тремя членами, обладающими одним голосом, без закрепления за ними сфер ведения.

ВВП на душу населения в государствах-членах ЕАЭС составляет 14,1 тыс. долларов США , тогда как в мире в целом – 10,5 тыс. долларов США.В Евразийском экономическом союзе путем объединения активов задействованных в железнодорожных перевозках крупнотоннажных контейнеров создается Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК) – единый оператор организации железнодорожных перевозок контейнеров государств – членов ЕАЭС.

Реализация проекта ОТЛК позволит обеспечить к 2020 году объем перевозок в размере 4,2 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), из которых до 1 млн ДФЭ будет привлечено за счет транзита. Выручка объединенной компании составит 4,3 млрд долларов; накопленный объем инвестиций в экономику трех стран превысит 6 млрд долларов.Предоставление клиентам единой сквозной услуги на территории Союза позволит к 2020 году увеличить объемы транзитных перево-зок только контейнерных грузов до 1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) и к 2020 году переориентировать на российско-белорусско-казахстанскую компанию до 2% всего евро-азиатского контейнерного транзита.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Похожие публикации