Кто входит в евразийский экономический союз. Развалится ли Евразийский Экономический Союз

На форуме «Бухгалтерии Онлайн» часто появляются вопросы, связанные с работниками из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как правильно оформить их прием на работу? Какие документы они должны предоставить? Как начислять на их зарплату НДФЛ и страховые взносы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Как принять на работу иностранца из страны ЕАЭС

Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ. Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).

Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.

Перечень документов

Во-первых, перечень документов, которые такие сотрудники должны предъявить при поступлении на работу, шире, чем для россиян. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в России без каких-либо дополнительных операций признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС. Но если документ составлен на иностранном языке, работодатель вправе потребовать от трудоустраивающегося иностранца представить нотариально заверенный перевод.

Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.

Медицинское страхование

Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п. 5 ст. и п. 3 ст. Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС. Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо от 14.02.17 № БС-4-11/2686).

На наш взгляд, вывод Минтруда является крайне спорным. Однако тем работодателям, которые не готовы доказывать свою правоту в суде, мы рекомендуем к нему прислушаться. А для этого потребуется учесть еще несколько тонкостей.

На какой срок покупать полис ДМС

Дело в том, что ДМС можно оформить на любой срок, и даже разово для получения той или иной медуслуги. Каким именно должен быть срок действия полиса, позволяющего иностранцу устроиться на работу в РФ, законодательство не поясняет.

Восполнить этот пробел вновь попытался Минтруд России. В письме от 26.09.2016 № 16-4/В-465 специалисты министерства указала, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора. Но это исправило ситуацию только частично. Ведь с ЕАЭС-иностранцем можно заключать не только срочный, но и бессрочный трудовой договор! А бессрочных полисов ДМС не бывает. Как же поступить работодателю, который не желает самостоятельно заключать договор на медобслуживание иностранца, такой ситуации? Ответ находим в Трудовом кодексе. Так, в ст. 327.5 ТК РФ сказано, что окончание срока действия полиса является основанием для отстранения иностранца от работы. И дальше действует обычный для отстранения порядок, установленный ст. ТК РФ: если в течение месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен (т.е. работодателю не представлен новый полис ДМС), работник увольняется на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

Это означает, что при заключении бессрочного договора иностранца можно принять на работу с любым (по сроку действия) полисом ДМС. Но при этом иностранец должен помнить, что ему потребуется предоставить работодателю данные о новом полисе не позднее дня окончания действия предыдущего. Соответственно, при получении этих данных нужно будет внести изменения в трудовой договор. А при неполучении — отстранить работника.

Миграционный учет

Наконец, работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, не должны забывать, что в отношении таких работников за ними сохраняется обязанность уведомить о заключении трудового договора органы МВД (отдел по вопросам миграции). Ведь Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных российским законодательством в части миграционного учета. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 8 ст. Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Завершая раздел, посвященный приему на работу, скажем несколько слов о трудовых книжках. Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые позволяют признавать трудовые книжки, выданные в иностранных государствах. Значит, если у принимаемого на работу ЕАЭС-гражданина нет российской (или советской, образца 1938, 1974 или 1975 года) трудовой книжки, то в этой части он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.05 № 908-6-1).

Налоги и взносы

Ставка НДФЛ

Разобравшись с кадровыми моментами, можно переходить к вопросам налогообложения. Начнем с НДФЛ. На первый взгляд, тут все кажется достаточно простым, поскольку в ст. Договора о ЕАЭС сказано: к трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. Выходит, что независимо от того являются ли такие работники налоговыми резидентами РФ (т. е. провели ли они 183 дня за предыдущие 12 месяцев на территории РФ) к их доходам должна применяться ставка 13 процентов. Однако при этом бухгалтеру нужно помнить, что «уравнивание» ставки с первого дня работы не означает уравнивание и в иных правах с этого же момента. Так, до тех пор, пока у работодателя не будет подтверждения, что работник является налоговым резидентом РФ, ему нельзя предоставлять стандартные налоговые вычеты. Ведь в Договоре о ЕАЭС говорится исключительно о ставке, а не о применении всех правил для налоговых резидентов. А, по правилам НК РФ, нельзя предоставить вычеты тем налогоплательщикам, доходы которых облагаются по ставке, определенной международным договором (п. 3 и 4 ст. НК РФ). По той же причине НДФЛ в отношении выплат таким иностранцам нужно считать не нарастающим итогом, а по каждой выплате отдельно (п. 3 ст. НК РФ).

Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря. Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).

Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п. 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П). Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.

Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ. То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ. Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.16 № БС-4-11/22588@ . В нем отмечается, что положениями ст. Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.

Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.

Страховые взносы

Вопросы социального обеспечения ЕАЭС-работников также регламентированы Договором о ЕАЭС. Так, в ст. Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации. Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686). Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.

Так что вывод в данном случае получается простой. Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств — членов ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

В начале года среди стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникли серьёзные разногласия. Организация региональной экономической интеграции ЕАЭС - попытка России объединить бывшие советские республики в рамках одного экономического и политического пространства. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, ЕАЭС отражает намерения России возродить Советский Союз. На сегодня в ЕАЭС входят лишь 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Каждая страна пришла в организацию, чтобы достичь своих военно-политических целей. Россия пытается создать альтернативу Евросоюзу, который успешно продвигает политику соседства и предлагает проект Восточного партнёрства, направленный на взаимодействие с бывшими республиками СССР. Другими словами, Москва старается создать институт, чтобы закрепить своё влияние в Евразии, объединяя осколки уже несуществующей империи.

Казахстан, у которого самая протяжённая среди других стран-соседей граница с Россией, намерен закрепиться в регионе и выступать в качестве серьёзного политического и экономического игрока. К тому же, для Астаны сближение с Москвой - создание противовеса растущему влиянию Китая. У Армении нет общих границ ни с одной из стран ЕАЭС. Более того, экономические и торговые связи с Россией осуществляются через соседнюю Грузию, так как западные и восточные границы заблокированы Турцией и Азербайджаном. Поэтому в Ереване рассматривают ЕАЭС исключительно в рамках усиления военных и политических связей с Россией. Тем временем Белоруссия и Кыргызстан стремятся получить экономические и финансовые дивиденды от России и Казахстана для своих внутренних нужд.

В общем плане, среди стран евразийского блока возникают серьёзные политические, экономические и цивилизационные конфликты. К примеру, Казахстан входит в Тюркский совет, членами которого являются Турция и Азербайджан - исторические враги Армении. Астана активно лоббирует протурецкие и проазербайджанские интересы в ЕАЭС, ограничивая намерения России предоставлять одностороннюю поддержку Еревану. Из-за этого, по просьбе властей Казахстана, заседание Евразийского межправительственного совета было перенесено из Армении в Россию. Это решение было принято в Астане с целью не раздражать Баку. Белоруссия придерживается схожей позиции и заинтересована в усилении и расширении политического и экономического диалога с Азербайджаном. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поддержал инициативу лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева не проводить встречу в Ереване. Кроме того, Минск и Астана искусственно задерживают назначение представителя Армении на пост генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), евразийского военно-политического блока.

Следует заметить, что позитивная динамика отношений между Россией и другими членами ЕАЭС (за исключением Казахстана) также зависит от финансовой поддержки и предоставления льготных кредитов со стороны Москвы. Долгое время Москва прощала долги своим союзникам, предоставляла в пользование значительные суммы и оказывала финансовую поддержку. Как бы то ни было, из-за сложной экономической ситуации в стране Россия больше не может давать деньги участникам ЕАЭС. Недавний конфликт России и Белоруссии ещё раз обнажил серьёзные проблемы внутри организации. Долгое время Белоруссия оставалась главным стратегическим союзником и партнёром России. Две страны подписали документ о создании «союзного государства» и единого экономического и экономического пространства. У граждан Белоруссии по сравнению с гражданами других бывших республик СССР появилось больше возможностей в России.

В России Белоруссию часто называют «младшим братом». На этом основании Минск часто прибегал к тактике шантажа и требовал от «старшего брата» больше экономических и политических привилегий. В Москве привыкли к этому вымогательству и удовлетворяли просьбы президента Лукашенко вновь и вновь до тех пор, пока поведение Минска не вышло за рамки незначительной манипуляции. Спад в отношениях «братьев» начался после того, как президент Белоруссии высказался о «братской Украине», которая борется за независимость. В России расценили это заявление как враждебное. Некоторые российские политики полагали, что своими словами Лукашенко пытался доказать Западу, что Белоруссия для них не чужак. Несколькими днями позже Российские официальные СМИ заявили, что Белоруссия может покинуть ЕАЭС. Источник также отметил, что Москва отговаривать белорусские власти от столь противоречивого решения не собирается.

Не заручившись одобрением других членов ЕАЭС, Белоруссия открыла безвизовый режим для 80 стран, среди которых 39 европейских государств наравне с Бразилией, Индонезией, США, Японией и другими. Между Белоруссией и Россией действует режим свободного перемещения, и это значит, что прибывшие в Белоруссию иностранцы, которым не понадобилось оформлять визу, могут беспрепятственно проникнуть в Россию. В ответ Москва установила пограничные зоны на границе с Белоруссией с целью создать условия для защиты государственной границы Российской Федерации. К тому же, пограничная служба определит место и время для пересечения границы людьми и транспортными средствами и установит предупреждающие знаки. Россия, не обладающая финансовыми инструментами для влияния на своих союзников, прибегла к более жёсткой политике, чтобы приструнить «младшего брата».

В общем плане, российско-белорусский конфликт находится лишь на начальном этапе. Если стороны не придут к соглашению, ЕАЭС постепенно начнёт распадаться. Тем не менее, на сегодня ясно, что у подобной модели интеграции нет шансов на успех. Одна из главных проблем - отсутствие цельной и прозрачной картины евразийской интеграции. Непонятно, конкретно кому и для чего нужна эта интеграция, и как она в будущем изменит в лучшую сторону жизнь стран-участниц. К тому же, следует помнить, что сегодня молодые люди, которым чуть больше 20 лет, в странах ЕАЭС всё активнее включаются в общественную и политическую жизнь. Их отношение к жизни и взгляды формировались после распада СССР. Поэтому молодое поколение оценивает такие проекты интеграции беспристрастно, а для тех, кто обучался на Западе, евразийская интеграция не выглядит чем-то естественным.

Контент страницы

Шесть ключ евых направлений деятельности, способствующих развитию и углублению евразийской интеграции, выделил Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, выступая на экономическом форуме «Иссык-Куль-2017» (Кыргызская Республика). Среди них: сближение уровней экономического развития стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС); формирование действительно общих рынков и борьба с препятствиями и ограничениями; цифровизация экономического пространства Союза; создание транспортных коридоров и логистической инфраструктуры; внешнеэкономическое сотрудничество; «бытовая интеграция», или обеспечение для граждан стран ЕАЭС возможностей в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал и профессиональные навыки, а также социальные гарантии и права.

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян выразил признательность правительству Кыргызстана за активную роль в работе Евразийского экономического союза. Рост экономики страны – главный и самый значимый итог вступления республики в Союз. «Те позитивные результаты, которые мы фиксируем, говорят о том, что вхождение Кыргызстана в ЕАЭС было продуманным, прагматичным шагом, сделанным в интересах всей страны», – считает Тигран Саркисян. По словам Председателя Коллегии ЕЭК, Кыргызстан уже показывает, что сближение уровней экономического развития стран Союза возможно. Этот вопрос имеет принципиально важное значение не только для экономики Кыргызстана, но и для всех без исключения государств-членов, так как позволит сделать сотрудничество государств Союза более эффективным.

Кроме того, важно совершенствовать общие рынки ЕАЭС, снимая барьеры, изъятия, ограничения. Председатель Коллегии ЕЭК обратил особое внимание на вопросы цифровизации экономик ЕАЭС. «Очевидно, что это тренд, который содержит в себе серьёзный потенциал для экономического роста. Кроме того, это мощный ресурс для модернизации и повышения конкурентоспособности наших экономик», – убежден Тигран Саркисян.

Заканчивая выступление, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян высказал убеждение в том, что максимальное число граждан стран Союза должно зримо ощутить эффекты евразийского сотрудничества, необходима так называемая «бытовая интеграция». «Гражданам должно быть комфортно в ЕАЭС», – уверен Председатель Коллегии ЕЭК.

В экономическом форуме «Иссык-Куль-2017» приняли участие члены Совета ЕЭК – вице-премьер-министр, министр международной экономической интеграции и реформ Республики Армения Ваче Габриелян, первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин, вице-премьер-министр Кыргызской Республики Олег Панкратов, первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, а также представители бизнеса из стран ЕАЭС, ближнего и дальнего зарубежья.

« Укрепление экономической интеграции – залог развития и процветания государств-членов ЕАЭС. В этой связи необходимо увеличение количества секторов и отраслей, в которых будет осуществляться единая экономическая политика. В целом для ускорения процессов экономической интеграции необходимо создавать лучшие условия для развития бизнеса на евразийском пространстве », – было подчёркнуто в обращении Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева к гостям форума.

Члены Совета ЕЭК стали спикерами пленарной дискуссии «ЕАЭС: новые подходы к интеграции». Председатель Совета ЕЭК, вице-премьер-министр Кыргызской Республики Олег Панкратов отметил в своём выступлении, что повестка дня в ЕАЭС динамично меняется. Один из важных приоритетов на сегодняшний день – цифровая экономика. По его словам, вхождение Кыргызстана в ЕАЭС позволило не только сгладить внешние шоки для национальной экономики, но и придать импульс развитию экономики. Уже в 2017 году рост ВВП Кыргызстана может достичь 7%. « Результаты, которые нам даёт интеграция в ЕАЭС, – увеличение взаимной торговли внутри Союза, экспорта, трансфертов, которые переводят кыргызские граждане – полноправные участники трудового рынка ЕАЭС », – считает Олег Панкратов.

Вице-премьер-министр, министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян считает, что « региональная экономическая интеграция – один из основных путей развития мировой экономики ». Ваче Габриелян отметил, что страны Союза имеют опыт сотрудничества в прошлом и общее культурное пространство. Это тот потенциал интеграции, который поможет ЕАЭС развиваться быстрее и эффективнее использовать экономические возможности каждой страны. Он обратил внимание участников форума на то, что «ожидания очень часто бывают завышенными, потому что люди думают, что если есть большой рынок, будет намного легче продавать и продвигать товары. Но как показывает опыт, это не получается само собой». По его словам, необходимо бороться за этот рынок.

Первый заместитель Премьер-министра Казахстана Аскар Мамин подчеркнул, что, хотя страны Союза получили доступ на рынок объемом в 180 млн человек, за него необходимо бороться. «Это, казалось бы, благо, есть возможности, где развернуться. Но с другой стороны, мы должны доказывать свою конкурентоспособность на этом рынке. Надо иметь конкурентоспособный товар, технологии. Для нас это очень хороший стимул для того, чтобы постоянно развиваться», – поделился мнением Аскар Мамин.

Первый заместитель Премьер-министра Казахстана озвучил показатели экономики Казахстана. Республика завершила первое полугодие с ростом ВВП в 4,2%. «Мне приятно отметить, что у нас товарооборот со всеми нашими партнерами в рамках объединения вырос более чем на 30%. То есть это говорит о том, что у нас есть большой потенциал для дальнейшего развития», – заяви л Аск ар Мамин . Он отметил, что на рынке Кыргызстана работает порядка 400 компаний с казахстанским капиталом. К концу 2017 года товарооборот меду Казахстаном и Кыргызстаном может достичь 1 млрд долларов США.

Первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов назвал в числе приоритетов деятельности членов Совета ЕЭК работу по выявлению изъятий на рынках ЕАЭС и препятствий во взаимной торговле между странами Союза. Среди других треков, которые он озвучил, – заключение соглашений о зонах свободной торговли, обсуждение цифровой экономики. « Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Суренович Саркисян ведет этот вопрос, мы регулярно обсуждаем эту тему в рамках Совета. Сейчас мы готовим предложения по цифровой повестке ЕАЭС для президентов наших стран », – рассказал Игорь Шувалов. Это « живая и очень интересная тема, которая позволит перейти к другим темпам экономического развития ЕАЭС », – подчеркнул первый заместитель Председателя правительства РФ.

В целом все участники дискуссии сошлись во мнении, что вместе страны ЕАЭС действительно сильнее – экономически, материально, интеллектуально, на уровне стран, предприятий и отдельно взятых людей.

Председатель КНР Си Цзиньпин умело сопрягает китайский интеграционный проект с российским. Фото Reuters

Китайская машиностроительная корпорация China Machinery Engineering Corporation планирует масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику Армении. Об этом объявили вчера представители Китая и Армении, которая входит в российский интеграционный проект - Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В этом союзе в последние годы происходят примечательные изменения: почти все участники этого проекта быстро переориентируют свою экономическую активность с России на Китай. Доля РФ во внешней торговле постсоветских стран сократилась в несколько раз. А доля Поднебесной соответственно выросла. Китай «привязывает» к себе участников ЕАЭС через инвестиции, кредиты и закупки.

Китайская экономическая экспансия не могла не привести к вытеснению России из постсоветского пространства – особенно из стран ЕАЭС, а также из некоторых не входящих в союз государств Кавказа и Центральной Азии. Процесс вытеснения описан в докладе специалистов Института экономики РАН «Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза», подготовленном Светланой Глинкиной, Мадиной Тураевой, Артемом Яковлевым.

«Происходит рост зависимости экономик стран ЕАЭС от Китая через наращивание дисбалансов в торговле и долга перед восточным партнером. Все члены ЕАЭС, кроме Казахстана, имеют значительный отрицательный баланс в торговле с Китаем. В Киргизии он составляет в последние три года 93–95% общего товарооборота, в Армении – около трети, в Белоруссии – почти половину», – сообщают специалисты РАН.

В качестве одного из доказательств китайской экспансии авторы приводят данные МВФ по экспорту и импорту стран Кавказа и Центральной Азии за 2000–2012 годы. Выяснилось, что, например, сельскохозяйственный и сырьевой экспорт в Китай из стран Кавказа и Центральной Азии вырос за указанный период с 0,8 до 3,3% от ВВП исследуемого региона, а в Россию сократился с 4,7 до 0,8% ВВП. Еще пример: импорт готовой продукции из Китая в указанные страны вырос за этот же период с 1,3 до 6,2% ВВП региона, а из России сократился с 14,5 до 8,5% ВВП.

К этому можно добавить более свежие данные из доклада МВФ о региональной экономике, посвященному Среднему Востоку и Центральной Азии. Доля России в экспорте стран Кавказа и Центральной Азии, которые причислены к нефтяным импортерам, за 2000–2005 годы составляла в среднем 17%, а Китая – около 3%. А в 2010–2015 годах доля РФ была уже в среднем около 10%, доля КНР – примерно 5%. Если брать совокупный экспорт стран – нефтяных экспортеров из рассматриваемого региона, то в этом случае доля России с 2000–2005 по 2010–2015 годы снизилась с 15 до 7%, доля Китая выросла с 9 до 20%.

Те же тенденции с импортом стран Кавказа и Центральной Азии. Если говорить о странах – нефтяных закупщиках, то в их совокупном импорте доля России снизилась за указанные периоды с 20 до 15%, доля Китая выросла с 3 до 33%. А в совокупном импорте стран – нефтяных поставщиков доля РФ сократилась с 33 до 15%, доля КНР выросла с 5 до 20%.

В ряде постсоветских стран Китай не просто входит в тройку крупнейших поставщиков товаров, но и занимает там первое место, опередив Россию. Например, по данным Книги фактов ЦРУ за 2015 год, в Киргизии в совокупном импорте доля Китая составляет почти 57%, России – около 17%, Казахстана – 10%. В импорте Таджикистана на Китай приходится более 42%, на Россию – 18%, на Казахстан – 13%. В импорте Узбекистана доли Китая и России равнозначны – по 21%, доля Южной Кореи – около 12%.

«За 2001–2015 годы выросла роль Китая как инвестора и как поставщика машин, оборудования и транспортных средств для всех постсоциалистических стран, особенно Центральной Азии, – сообщают также специалисты РАН. – В результате Китай становится источником модернизации новых независимых государств. Роль России в этом вопросе в ряде государств снижается». Они добавляют: «Взаимная торговля между КНР и постсоветскими государствами в значительной степени базируется на китайских торговых кредитах, масштабы которых вплоть до кризиса 2008–2009 годов существенно превышали накопленные странами китайские прямые инвестиции».

По замечанию исследователей, практика обмена Китаем своих инвестиций и кредитов на природные ресурсы и долю рынка постсоветских государств продолжается, «причем к китайским государственным и коммерческим кредитам добавлены ресурсы Фонда Шелкового пути».

Один из выводов исследователей – Россия и Китай по-разному видят механизмы интеграции: «Россия настаивает на сотрудничестве по линии КНР – ЕАЭС, а Китай считает возможным и даже более эффективным сотрудничество с каждым из членов союза на двусторонней основе». Добавим, что Китай «обрабатывает» и те страны, которые пока не входят в ЕАЭС, но теоретически могли бы там состоять. Признаки переориентации постсоветских государств с России на Китай замечали ранее и другие эксперты (см., например, ).

Из доклада РАН можно сделать вывод, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) тоже не дает особой надежды на полноценное сотрудничество всего Евразийского союза с Китаем. «Межблоковое» сотрудничество, предполагающее сопряжение проектов ЕАЭС и ЭПШП, пока пробуксовывает, и это «может привести к усилению конкуренции внутри ЕАЭС, к размыванию евразийской интеграции, к поглощению ЕАЭС восточным соседом – гигантом», предупреждает РАН.

Заинтересованность России именно в «межблоковом» диалоге подтверждают и некоторые опрошенные «НГ» эксперты. «Для России важно стимулировать диалог между Китаем и ЕАЭС как целостным блоком, с учетом постановки долгосрочной цели о формировании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем», – говорит профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Мария Валовая.

«Наиболее важные направления торгово-экономического сотрудничества на данном этапе для РФ включают взаимодействие сторон в вопросах технического регулирования, развитие форматов и направлений взаимодействия таможенных органов, инвентаризацию существующих административных процедур во взаимной торговле и т.д.», – перечисляет Валовая.

Последняя иллюстрация растущего экономического влияния Китая в ЕАЭС – инвестиции КНР в Армении. Китайская машиностроительная корпорация China Machinery Engineering Corporation намерена осуществить в Армении масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику. Об этом 13 июля в ходе встречи с министром экономического развития и инвестиций Армении Суреном Караяном заявил представитель компании Джеймс Донг.

Похожие публикации