Новый таможенный кодекс евразийского экономического союза избавит от бумажных деклараций

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. В Санкт-Петербурге 26 декабря состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета, где планируется утвердить новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Работа над документом велась на протяжении трех лет, впервые в разработке Таможенного законодательства в странах Союза принимало участие бизнес-сообщество. О принципиальных отличиях и преимуществах нового таможенного законодательства Евразийского экономического союза в интервью ТАСС рассказал глава рабочей группы по разработке нового Кодекса, министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Мукай Кадыркулов.

На смену Таможенному союзу

Евразийский экономический союз включает в себя пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Документ призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках Евразийского экономического союза.

"На мой взгляд, это очень емкий и выверенный документ, который учитывает интересы всех сторон. Это первый документ Союза, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество. Все конструктивные предложения бизнеса по совершенствованию тех или иных норм, с которыми они регулярно сталкиваются на практике, были учтены", - рассказал Кадыркулов.

В документ заложены новые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами.

Единые правила для всех

По словам министра, основная задача при разработке нового таможенного документа, которую ставили представители бизнеса, заключалась в максимальной унификации таможенных операций: все пункты таможенного администрирования должны быть одинаковые на территории Союза и работать по единым правилам. "Я думаю, нам это удалось", - подчеркнул Кадыркулов.

"Действующий Таможенный кодекс содержит 339 отсылочных норм на национальное законодательство. Две пятых из них - это отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства, в которых мы не интегрируемся. Соответственно, эти две пятых были фактически в своем первоначальном виде сохранены в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. А вот отсылочные нормы, связанные с таможенным регулированием - их в действующем документе 211 - были подвергнуты кардинальному пересмотру", - рассказал собеседник агентства.

Как сообщил министр, часть из таких норм была урегулирована в самом тексте нового Кодекса, а часть была поднята на наднациональный уровень посредством передачи в компетенцию Евразийской экономической комиссии.

"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит 279 норм, предусматривающих компетенцию Комиссии. Это без учета компетенции по формированию сборников, справочников, сводных реестров и информации. Из этих 279 - 183 нормы, которые предусматривают новую компетенцию Комиссии".

Кроме того, в новый документ имплементированы 16 соглашений, действующих на территории Союза, а также 6 проектов соглашений. Сюда входит и соглашение о перемещении товаров физическими лицами, нормы по которым, кстати, с вступлением в силу нового Кодекса будут определяться Комиссией для всех стран Союза.

Впрочем, как рассказал министр, ЕЭК будет определять верхние стоимостные и весовые пороги, единые для всех стран. Стороны же, по своему усмотрению смогут устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне в отношении товаров, перемещаемых посредством международных почтовых отправлений, а также экспресс-перевозчиками.

Современные технологии

Еще одним ключевым преимуществом нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза становится упор на современные информационные технологии. Технологическая база таможенных органов стран Союза готова к переходу в новый режим работы.

"Останутся исключительные случаи, когда будет необходимо подавать таможенную декларацию в письменном виде. Также минимизирован физический контакт участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами", - рассказал Кадыркулов.

По его словам, большим плюсом нового таможенного документа является то, что он позволяет не представлять документы, которые используются для декларирования товаров.

Действующее законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета сопроводительных документов к бумажной декларации. После вступления в силу нового Кодекса эти документы могут понадобиться только в случае, если сработает система управления рисками. Кадыркулов подчеркнул, что система управления рисками сейчас работает во всех таможенных органах Союза, ведется работа по ее модернизации и унификации.

Правда, для перехода на работу по новой системе сотрудникам таможенных органов придется пройти курсы повышения квалификации. "Национальные таможенные службы будут над этим работать, а в дальнейшем мы разработаем комментарии к Таможенному кодексу", - сообщил собеседник агентства.

Вступление в силу

Через год после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в 2018 году, начнется постепенное снижение порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в страны Союза. Первое снижение - это 500 евро в 2018 г. Сверх нормы в €500 предусмотрен платеж в размере 30%, но не менее €4 за 1 кг. По истечении двух лет с момента вступления в силу кодекса предусмотрено снижение до €200, сверх этого - уплата 15%, но не менее €2 за 1 кг.

Ирина Дмитриевна Поршнева, консультант по таможенному законодательству «Альта-Софт»

Как известно, 11 апреля 2017 года последнюю, пятую подпись под Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС поставил Президент Республики Беларусь. Таким образом, была завершена процедура подписания Договора. До вступления в силу Договор должен быть ратифицирован всеми государствами – членами ЕАЭС. От быстроты завершения процедуры ратификации будет зависеть срок вступления в силу кодекса. По мнению некоторых экспертов, срок вступления в силу может быть перенесен на 1 января 2018 г. Но и не исключена вероятность начала применения кодекса с 1 июля 2017 г., как это было заявлено ранее.

На выбор даты вступления в силу может повлиять и еще один фактор. Дело в том, что ТК ЕАЭС существенно расширяет полномочия ЕЭК по принятию решений в развитие кодекса. Некоторые из них должны вступить в силу одновременно с ТК. Таких решений несколько десятков, все они в настоящее время находятся на стадии разработки. К моменту вступления кодекса в силу также должно быть приведено в соответствие ему национальное таможенное законодательство государств ЕАЭС.

12 и 13 апреля 2017 г. в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) состоялся семинар, на котором рассматривались отдельные аспекты применения Таможенного кодекса ЕАЭС.

Семинар открыла Заместитель Руководителя ФТС России Голендеева Татьяна Николаевна. Она обозначила основные нововведения, которые были заложены в ТК ЕАЭС.

Выступающие на семинаре представители ЕЭК и ФТС России подробно остановились на изменениях в таможенном законодательстве ЕАЭС в связи с принятием Таможенного кодекса.

Начальник отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК М. В. Искоскова рассказала об изменениях в порядок таможенного декларирования товаров и применения таможенных операций. В новом Таможенном кодексе приоритетным является электронное таможенное декларирование; письменное декларирование применяется только в определенных случаях (например, в отношении товаров для личного пользования, товаров, пересылаемых в МПО и др.). Также в ТК закреплена норма автоматической регистрации декларации, а в дальнейшем и автовыпуска ее. Кодексом устанавливается юридическая норма, предоставляющая возможность подачи декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Акцент переносится на постконтроль.

Еще одной новацией является использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, что упрощает взаимодействие между госорганами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД.

Таможенный кодекс также оптимизирует порядок предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. Определены 2 вида информации: обязательная информация и информация, предоставляемая для упрощения и ускорения таможенных операций. Для применения этой нормы необходимо принятие решений ЕЭК, которые должны будут определить состав информации и порядок ее представления.

Таможенным кодексом ЕАЭС унифицированы особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, а также применение неполного и периодического таможенного декларирования. ТК ТС переносил порядок применения этих норм на национальное законодательство государств ЕАЭС.

Существенное изменения претерпели главы ТК о применении таможенных процедур.

Во-первых, в кодекс включены все процедуры (специальные, свободная таможенная зона, свободный склад), которые ранее были отнесены на национальное законодательство.

Во-вторых, все статьи структурированы и содержат исчерпывающие сведения, необходимые для применения той или иной процедуры.

В-третьих, конкретизированы отдельные нормы и термины применения процедур переработки, временного ввоза, магазина беспошлинной торговли.

Заместитель начальника отдела декларирования ГУОТОиТК ФТС России А. В. Овчинников более детально остановился на изменениях законодательства в части таможенного декларирования и совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации. В частности, время регистрации ДТ будет сокращено до 1 часа (действующая норма 2 часа), а сроки выпуска товаров составят 4 часа с момента регистрации декларации.

Устанавливается возможность выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен.

Важным моментом является то, что с введением нового кодекса не будет меняться Инструкция по порядку заполнения деклараций.

О новациях функционирования института Уполномоченного экономического оператора рассказала Н. Г. Ковригина, начальник отдела ГУОТОиТК ФТС России. В ТК ЕАЭС институту УЭО посвящена отдельная глава. Основные нормы осуществления деятельности перенесены с национального на наднациональный уровень. Изменился подход к порядку включения юридических лиц в реестр УЭО. Уполномоченным экономическим оператором могут быть как лица, осуществляющие ВЭД, так и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (владельцы СВХ, таможенные представители и т.п.). Установлены 3 типа УЭО в зависимости от применения ими различных специальных упрощений и, соответственно, различны условия включения юридических лиц в реестр.

Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России И. А. Чижова остановилась в своем выступлении на изменениях, вносимых ТК ЕАЭС в части совершенствования порядка уплаты таможенных платежей. В связи с введением приоритетной нормы по электронному декларированию товаров и электронному документообороту дальнейшее развитие получит возможность удаленной уплаты таможенных платежей.

В кодексе предусмотрен порядок выпуска товаров до подачи ДТ не только уполномоченными экономическими операторами, но и иными участниками ВЭД (правда, в этом случае, под обеспечение уплаты таможенных платежей). Кстати, кодексом предусматривается возможность предоставления обеспечения уплаты платежей не только декларантом, но и таможенным представителем.

В ТК также включен порядок, регламентирующий применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. В действующем законодательстве этот порядок определяется Соглашением государств ЕАЭС.

Кодексом введена новая норма по принятию предварительного решения о происхождении товара.

Все выступающие высказали пожелание участникам ВЭД, а также всем заинтересованным лицам, более детально ознакомиться с текстом ТК ЕАЭС, а также решениями ЕЭК в развитие кодекса, проекты которых публикуются на сайте комиссии.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года. Это было согласовано 28 апреля на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в котором приняли участие вице-премьеры правительств государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как сообщила пресс-служба ЕЭК, обсуждались вопросы таможенного регулирования, социального и пенсионного обеспечения трудящихся стран союза, ликвидации барьеров и ограничений на союзном рынке, технического регулирования, кооперации агропромышленного комплекса при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

На Совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года, пишет БелаПАН .

Одновременно с кодексом начнут действовать первоочередные решения комиссии по двадцати пяти вопросам, отнесенным на наднациональный уровень. Они касаются регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов, правил перемещения товаров физическими лицами и т.д.

Председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, говоря о текущей работе комиссии по снятию препятствий и ограничений на пути развития единого рынка ЕАЭС, предложил обсудить ряд барьеров, выявленных в странах союза.

В частности, в Беларуси в дополнение к требованиям техрегламентов ЕАЭС была введена не предусмотренная договором о союзе процедура санитарно-гигиенической экспертизы. Ее проведение обязательно для пищевых продуктов, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств, средств гигиены полости рта, строительного сырья и материалов, бытовой техники, автомобильных компонентов и т.д.

Еще один барьер действует в Казахстане: несоответствие праву ЕАЭС процедуры закупки за счет бюджетных средств лекарственных средств, вакцин и других иммунобиологических препаратов в рамках программы гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. При подобных закупках предоставляются преференциальные условия участия в конкурсных процедурах национальным поставщикам. Представители Казахстана взяли на себя обязательства по ликвидации этого барьера к 1 июля 2017 года.

Ограничением было признано отсутствие единых правил взимания обеспечительного платежа при реализации алкогольной продукции. Обеспечительный платеж применяется во всех странах-участницах, за исключением Армении. При этом в России для иностранных поставщиков он выше, чем для отечественных, в Беларуси и Казахстане взимается только с иностранных продавцов, в Кыргызстане - только с поставщиков из стран ЕАЭС. Это создает дискриминационные условия для экспортеров.

Похожие публикации