Как дешево путешествовать по странам балтии. Самостоятельная поездка в Ригу — пять простых шагов Путешествие по балтийским странам

Хочу рассказать, как мы с подругой сами, без агенств, посетили Прибалтику. О достопримечательностях говорить не буду, только о деле. Как съездить самим. Это моё первое самостоятельное путешествие.

На момент нашей поездки такой тур по трем столицам Прибалтики стоил с человека 44000 на неделю, а нам вышло по 23000. Почти по два дня в каждом городе. Разница есть!!! СОВЕТ: всегда покупаю книги из серии Оранжевый гид. Замечательная серия. Беру с собой во все поездки, когда езжу сама.

ВИЗА. Сразу скажу, что мы решили подавать докумены в визовый центр. Немного дороже, но проще: если что не так исправят, а документы все равно перепечатывают на своих бланках. За деньги. Документы подаются в посольство или визовый центр той страны, где больше времени будете находится, именно ночей, независимо от последовательности посещения стран. Мы начали с Литвы, но документы на визу подавали в визовый центр Латвии , т.к. в Вильнюсе было два дня, но одна ночевка, а в Риге и в Таллинне по две ночи.Список документов найдете на сайтах. Вместе с документами обязательно привозите копии брони на проживание в отелях и копии всех билетов, страховку обязательно. Читайте внимательно. Например на момент нашего оформления не принимали бронь на отели от букинга в Литве . Может что-то поменялось. Мы бронировали на Hotels.com . Народу в центре было мало, сдали часа за полтора. Дольше ждали пока перепечатают документы. Через 10 дней приехал муж и забрал паспорта с визами. При сдаче документов вы отмечаете кто будет забирать. Очень удобно.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ: мы выбрали автобус. Билеты бронировали на сайте .

Очень удобный сайт. Автобусы в среднем идут часа 4. Смотреть в дороге особо не на что. Автобусы были пустые. Может не сезон туристический, а может так повезло. Мы выбрали вторую половину дня, уезжали часов в 5 вечера, приезжали часов в 9 вечера, спали, а на утро со свежими силами гулять по городу. Отели выбирали ближе к центру и к автовокзалам, чтобы не тратить лишних денег на дорогу..

ОТЕЛИ. Выбирали недорогие с расчетом только переночевать. Завтрак.

ВИЛЬНЮС. Прилетели на самолете компании airBaltic . Самолет крошечный: рядов 15 по два места через проход.

Долетели отлично. От аэропорта доехали на автобусе до отеля Комфорт Вильнюс 3*. В Вильнюсе два отеля с похожим названием и нас немного дезинформировали местные, но от одного отеля

до нашего лишних 15 мин пешком. Нашли. Отель маленький, но симпатичный. На ночь или две, не больше. В нашем номере даже шкафа не было.

Мы брали во всех отелях только завтрак. Кормили прилично, белье чистое. Все достопримечательности в пешей доступности. На дорогу нигде не тратились.

Прилетели в Вильнюс часов в 10 утра, автобус в Ригу был на следующий день в 16.30ч. От отеля до автовокзала пешком мин10. Почти два дня хватило на осмотр основных достопримечательностей и просто погулять по городу. Но отзыв не об этом. Путешествуйте сами, ничего не бойтесь.

РИГА. От автовокзала до отеля 4* пешком мин 10. Отель очень хороший. При бгронировании попали на скидку. Завтрак на убой, даже шампанское было. В турецких пятерках нет такого завтрака. Чисто, тихо, до центра 5-7 мин. В номере даже гладильная доска была с утюгом, чайник, чай, кофе. В 17.00 автобус в Таллинн. Везде ходили пешком, на транспорт не тратились.

ТАЛЛИНН. В Таллинне от автовокзала до отеля 3* на трамвае 10 мин и пешком 5мин. Отель неплохой, но в душе нет поддона, а в дырку в полу вода почти не уходила и заливала весь пол в санузле. Но в насмешку стояла швабра, знаете, с такой резинкой, чтобы воду собирать. Зато через дорогу Старый город и все достопримечательности. Обратно в Москву на самолете компании airBaltic. На такси 15 евро и через 20 мин на месте.

ВЫВОД: Самим дешевле в два раза, вы сами себе хозяева, путешествуйте сами и всё будет хорошо. Во всех городах ходили пешком, про цены на транспорт ничего сказать не могу.

Скоро, совсем скоро уже новогодние каникулы. Куда бы поехать на праздники? Компания «А-Рента» готова не только обеспечить Вам по-настоящему недорогие цены на аренду автомобиля из Москвы, но и подать идеи для праздничных дней. Например, почему бы Вам не устроить романтическую поездку на машине по Прибалтике?

К Прибалтике многие относятся пренебрежительно: мол, страны бывшего СССР, которые рьяно кинулись в Европу, хотя европейским там и не пахнет. Смотреть там нечего, сервиса ноль, да и отношение прибалтов к нам, русским... мягко говоря, оставляет. Однако те, кто так думают, в корне неправы. Попробуем разрушить сложившиеся стереотипы, прокатившись по Прибалтике на авто.

Поездка в Прибалтику на автомобиле

Заранее позаботиться о документах — это обязательно:

  1. Для тех, кто отправляется в путешествие на машине необходимо оформить так называемую Green Card, которую нужно будет предъявить при прохождении границы.
  2. И не забывайте, что Литва, Латвия и Эстония входят в состав Евросоюза, поэтому в паспортах обязательно должны стоять действующие визы.

Как доехать?

В Прибалтику можно попасть двумя способами: через Белоруссию и через Ленинградскую область. Жители центральной России, как правило, добираются как раз через Белоруссию. Поэтому, если Вам требуется на машине в Прибалтику из Москвы, то можно заодно и ещё на одних из наших бывших краем глаза, что называется взглянуть.

Испытания на таможне

Первое и, пожалуй, единственное, что омрачает путешествие на авто - это невероятные очереди на границе с Литвой. Простоять можно 6, 8, 12 часов. Это кому как повезет. Нужно быть готовыми к тому, что наглые водители на крутых авто с блатными номерами проезжают без очереди. И почему-то их пропускают.

Перед поездкой лучше «прошерстить» форумы авто путешественников, где люди делятся наблюдениями и соображениями о том, в какое время лучше проходить границу.

Сама процедура досмотра автомобиля и паспортов занимает немного времени.

Путешествуем по Прибалтике...

Литва

И вот заветные штампы о прохождении границы стоят в паспортах: вы в Литве.

Самый известный литовский город Вильнюс для посещения обязателен. Пусть вас не смущают старые пятиэтажки эпохи Хрущева. Да-да, именно они встретят вас на подъезде к городу. Зато так называемый Старый город в Вильнюсе невероятный:

  • уютная атмосфера,
  • маленькие улочки,
  • красивая архитектура старинных зданий,
  • мощеные дорожки,
  • гостеприимные кафешки - вот ради чего стоит посетить Вильнюс!

Кроме посещения достопримечательностей в Литве обязательно нужно прокатиться по побережью. Для отдыха на море замечательно подойдут, как Клайпеда, так и малоизвестная Паланга. Паланга, кстати, крупнейший город-курорт Литовского побережья. И цены на жилье как, впрочем, и на еду, там очень кусаются.

Латвия

Чтобы попасть в соседнюю Латвию не надо проходить никаких границ. Ехать от Литвы до Латвии около четырех часов.

Естественно, первый город, который нужно увидеть - это потрясающая Рига. Старый город в Риге один из самых красивых во всей Европе. На каждом шагу невероятные старинные здания, соборы, площади. Идеальное место как для романтических прогулок вдвоем, так и для посещения всей семьей.

На маленьких улочках тут и там расположены уютные кафешки. Цены - поистине европейские. Достаточно скромный обед на троих обойдется не меньше 50-60 евро.

Самое главное, что нужно знать о Риге путешествующим на собственном авто - это платные парковки в самом Старом городе. Бесплатно оставить машину можно только в специально отведенных местах и всего на несколько часов. Обычно, в ночное время.

При бронировании гостиницы важно уточнить, есть ли свободные парковочные места, которые, скорее всего, в стоимость проживания входить не будут. Кроме Риги, авто путешественники советуют заглянуть в Юрмалу, Цесис и Лиепаю.

Эстония

Последняя на очереди, но не последняя по красоте, Эстония.

По традиции, начинайте знакомство со страной со Старого города в Таллине. Здесь очень много невероятных по красоте башен, ратушей, крепостей и соборов. Центр Старого города - знаменитая Ратушная площадь. Место поистине потрясающее: очутившись там, как будто переносишься в средние века. Кажется, еще чуть-чуть и с соседней улочки на площадь верхом на коне прискачет рыцарь.
Кстати, многие кафешки, которые расположены в Старом городе на каждом шагу, оформлены именно в средневековом стиле. Цены достаточно высокие. Чем ближе к Ратушной площади, тем дороже.

Еще одно обязательное для посещения место в Эстонии - Тарту. Очень красивый город, в котором находится один из старейших университетов Северной Европы. Не поленитесь доехать до Хаапсалу - «Северная Венеция» Эстонии. Хаапсалу поразит вас маленькими улочками и милыми деревянными домиками.

Делимся впечатлениями

Итак, общее впечатление от Прибалтики:

  1. Невероятно, красиво, атмосферно.
  2. Трассы и дороги идеальные, везде очень чисто и уютно.
  3. Старинные здания и церкви поражают.
  4. К нашим соотечественникам относятся прекрасно, всегда готовы помочь подсказать маршрут или любой другой вопрос.
  5. В кафе и ресторанах есть меню на русском языке. Официанты очень приветливы и доброжелательны. Постоянно интересуются, все ли хорошо и понравились ли заказанные блюда.
  6. Почти все прекрасно говорят по-русски. Исключение составляет только молодежь. Она русской речью почти не владеет.
  7. Гостиницы на любой вкус и кошелек, и там почти всегда есть свободные места. (Лучше бронировать понравившийся номер на ночь, при желании его всегда можно будет продлить).
  8. Обязательно берите с собой теплые вещи. Даже летом в Прибалтике может быть очень холодно. Особенно капризна природа в Эстонии: там часто идут дожди, температура в июле-августе может доходить всего до +16-17 градусов.
  9. Из минусов: долгое прохождение границы из России и обратно. А еще цены в кафе: они довольно высокие, рассчитаны на обеспеченных немцев и французов, которых, кстати, там очень много.

Вильнюс - Каунас - Тракай

Завтрак в отеле.
Переезд в Каунас (100км)

Экскурсия по Каунасу.
Каунас - второй по величине город Литвы, расположен у слияния рек Нямунаса и Нерис. Каунас основан в 1362 году - это вторая столица Литвы. Город славится своей средневековой площадью. Здесь Вы увидите Ратушу, которую называют «белой лебедью», полюбуетесь всеми европейским архитектурными стилями.
Вы увидите дом Перкунуса (Грома) - одно из самых оригинальных строений позднего готического стиля в Литве. Полюбуетесь костёлом Св. Витаутаса, увидите Кафедральный костёл Св. Петра и Павла.
Современная улица Каунаса Лайсвес Аллея - это бульвар, который называют «маленьким Парижем» с его уютными магазинчиками и кафе. Длина этой улицы около 2 км, а завершает панораму великолепная церковь, построенная в начале XX века по проекту Бенуа (теперь костёл Михаила Архангела).
Каунас знаменит своим музеем К.М. Чюрлёниса. Многие туристы с востока и запада приезжают сюда полюбоваться полотнами этого великого художника и композитора. Также здесь находится и знаменитый музей Чертей, о котором знает весь мир.

Переезд в Тракай (86 км).

Обед в ресторане караимской кухни. В меню известное караимское блюдо - кибинай, представляет собой пирожки в форме полумесяца из теста с начинкой из нарезанного кусочками мяса с большим количеством лука и специй. За это ставшее исключительно популярным блюдо Литва должна быть благодарна Великому князю Витаутасу. Это он 600 лет назад привез в Литву караимов, а те - «кибинай». Удивительно то, что в Литве проживало не более двух-трех тысяч караимов, а их «кибинай» мирно завоевали всю страну.

Экскурсия по Тракаю.
Тракай
, древняя столица княжества Литовского, расположенный всего в 30 км от Вильнюса.Тракай - древняя столица Литвы, город между трех озер. Главная достопримечательность города - знаменитый Тракайский замок, стоящий на острове посреди озера Гальве. Следует отметить, что это единственный островной замок в Восточной Европе, один из самых больших средневековых оборонительных сооружений в Литве, он занимает территорию в 1,8 гектара. Чтобы попасть в крепость, посетители должны пройти по двум деревянным мостам. Центром архитектурного ансамбля замка является княжеский дворец, окруженный толстой крепостной стеной с оборонительными башнями. Сейчас в нем музей, экспозиция которого охватывает период с древнейших времен до середины 20 века. На выставке представлена подлинная мебель, посуда, изделия из стекла и кости, печати, охотничьи трофеи и археологические находки, обнаруженные при раскопках. Кстати, именно здесь снимался фильм «Приключения Электроника».

Возвращение в Вильнюс.
Свободное время.

Статья о поездке на автомобиле в прибалтийские страны: что нужно знать, какие документы подготовить. В конце статьи - видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле.


Содержание статьи:

Если вы собрались посмотреть на прибалтийские страны, но обнаружили, что цены на билеты, мягко говоря, недёшевы, автотуризм может оказаться прекрасным решением.

Поездка на автомобиле в страны Прибалтики имеет большое количество плюсов. Главное – знать некоторые «подводные камни» и особенности оформления документов и вождения по этим странам.

Прибалтика – это уже Европа, правила въезда и вождения здесь примерно одинаковые, но небольшие отличия всё-таки существуют. Расскажем об основных моментах, которые стоит знать заранее.

Плюсы поездки на автомобиле


Если вы любите автомобильный туризм, эти плюсы вам давно известны:
  1. Если ехать на машине не в одиночку, а вдвоём-втроём, стоимость бензина (даже с учётом амортизации автомобиля) обойдётся существенно дешевле, чем приобретение билетов на транспорт, будь-то автобус, железнодорожные билеты и тем более авиа.
  2. Автомобиль позволит не волноваться по поводу лишнего багажа и запрещённых к провозу самолётом жидкостей. Также проблемы «перевеса» отодвигаются до границы веса багажа, который критичен для конкретного автомобиля, а не ограничиваются оговоренным авиакомпанией весом в районе скромных 20 кг на человека.

    Высматривая в сувенирной лавке очередную покупку, вам не придётся задумываться над вопросом, сможете ли вы её привезти домой.

  3. Личный автомобиль – это свобода. Вас не ограничивают временные рамки, вам не приходится двигаться по заранее заданной траектории, как в случае автобусного тура. Увидев на горизонте понравившееся здание, населённый пункт, вы всегда можете свернуть с магистрали и посетить больше интересных мест. Заманчиво, правда?
Но для того, чтобы поездка на автомобиле в Прибалтику доставила исключительно удовольствие и не принесла проблем, стоит заранее озаботиться сбором информации. Начнём с документов.

Необходимые документы для въезда


Если вы въезжаете в прибалтийскую страну на личном авто, вам потребуется стандартный набор документов.

Для автомобиля:

  • свидетельство о регистрации;
  • международные водительские права;
  • технический паспорт;
  • «зелёная карта».
«Зелёная карта» для автомобиля – это европейский аналог российской страховки ОСАГО. Оформляется «зелёная карта» в любой страховой компании и обходится автовладельцу в сумму около 2,5 тыс. рублей. Эту карту можно оформить даже на некоторых автозаправках в непосредственной близости от границы. Приобретается этот документ не раньше месяца до начала путешествия. Минимальный срок действия документа – две недели.

В случае, если автомобиль старше трёх лет и имеет российскую регистрацию, на границе могут потребовать предъявить диагностическую карту машины, в которой указано, что автомобиль исправен.

Те, кто ездил в Прибалтику недавно, отмечают, что даже для более свежего авто лучше заранее пройти внеплановый ТО. Диагностическую карту на границе просят уже после того, как туристами получен штамп в паспорте на въезд в страну.


Если же автомобиль окажется не соответствующим требованиям исправности, на границе тут же поставят штамп о выезде и отправят домой. Если приобретался одноразовый шенген, путешествие можно считать оконченным.

Диагностическая карта может потребоваться не только на границе. По законам прибалтийских стран, этот документ может попросить предъявить любой сотрудник полиции.

Если ваше авто имеет тонированные стёкла, следует озаботиться вопросом, какова их светопропускная способность. Тонированные боковые передние стёкла автомобиля должны пропускать свет в объёме не менее 80%. В случае боковых задних и задних стёкол светопропускная способность покрытия может быть и меньше. Как правило, с заводской тонировкой стёкол на границе не бывает проблем.

Шипованная резина в Прибалтике разрешена в период с начала октября по конец апреля. В случае, если стёкла машины имеют трещины или есть повреждения на кузове, автомобиль могут на границе и не пропустить - по законам Европы, такие авто не имеют право въезда в страну.

Если на автомобиль нужна доверенность, она должна быть в обязательном порядке заверена нотариально.

Для совершеннолетних пассажиров:

  • заявление с анкетой;
  • загранпаспорт с шенгенской визой;
  • справка с работы о доходах;
  • подтверждение банка о том, что на вашем счету присутствуют денежные средства;
  • медицинская страховка;
  • подтверждение брони гостиницы, аренды квартиры или гостевого дома.
Для детей (дополнительно к перечисленным выше документам, за исключением справки с работы и из банка):
  • свидетельство о рождении;
  • до 14 лет данные ребёнка могут быть вписаны в паспорт одного из родителей;
  • при поездке ребёнка без родителей – собственный загранпаспорт с шенгеном и нотариально заверенное согласие родителей на выезд за рубеж.
В настоящее время шенгенскую визу можно оформить при помощи организации-посредника. Практически все посольства укажут, к какому посреднику можно обратиться. Можно обратиться и непосредственно в посольство - это обойдётся дешевле примерно на 25 евро, но при этом в консульстве придётся пройти очередь – две-три недели, и потом ждать изготовления документа в течение 10 дней.

Медицинская страховка для въезда в Прибалтийские страны должна быть оформлена на сумму покрытия не менее 30 тыс. евро.


Для того, чтобы поездка получилась комфортной, нелишним будет наличие навигатора. Лучше, если это будет программа. Рассчитанная не только на автомобиль, но и на пешеходные перемещения.

Например, навигатор Sуgic отлично справится как с «ведением» водителя в заданный пункт назначения, так и расскажет о ближайших к проложенному маршруту достопримечательностях страны.


В дальней поездке очень удобно, если за рулём можно меняться. Второй водитель в компании очень облегчает путешествие.

Ограничения на ввоз товаров и особенности прохождения границы


На фото: КПП на границе с Эстонией


При прохождении границы автотуристам придётся уплатить экологический сбор - около 20 евро с каждого пассажира плюс сумма за сам автомобиль.

Существуют ограничения на ввоз в Прибалтику ряда товаров, которые могут отличаться от страны к стране. Как правило, это касается сигарет, алкогольных напитков, топлива и некоторых продуктов.

Например, в Латвию нельзя ввозить более 40 штук сигарет (то есть, две пачки), одного литра алкоголя крепостью выше 6 градусов или два литра более слабого алкоголя типа пива, 10 литров бензина, а также мясо и любые мясопродукты.

Использование «анти-радаров» в Прибалтике строго запрещено. При въезде подобные приборы, скорее всего, отберут, или попросту не впустят в страну. Если же факт наличия этих приборов выяснится уже на территории страны, водителя ждёт штраф в размере до 1200 евро - сумма больше средней заработной платы!


Время пребывания на границе зависит от конкретного пограничного пропускного пункта и вида очереди. При въезде в Прибалтику электронная очередь – более быстрый способ пройти контроль. Минимально это займёт минут сорок, но в среднем туристы называют время до полутора-двух часов.

Теоретически, можно позвонить на пункт пограничного контроля и заранее поинтересоваться о том, насколько велика очередь. Но не факт, что вам ответят.

При выезде из страны автотуристам лучше воспользоваться предварительным бронированием электронной очереди. Стоит иметь в виду, что в Прибалтике пограничники специально уделяют больше внимания электронной очереди, чем очереди «живой», поэтому есть смысл потратить полтора евро для бронирования места в электронной очереди, чем потом рассказывать «ужасы» о семичасовом пребывании на пограничном контрольном пункте.

Особенности вождения


Платных дорог в Прибалтике нет, все дороги для легкового транспорта являются бесплатными. Аналогично большинству европейских стран, здесь на круговом движении преимущество имеют авто, находящиеся на самом перекрёстке.

Аналогично российским правилам, в Прибалтике включённый свет ближних фар является обязательным.

Парковки в городах обычно платные. Обойдутся они от двух евро за час, но в столицах и центральных районах городов могут быть и втрое дороже.

В Таллине существует интересная особенность парковок: здесь вам потребуются парковочные часы, которые можно приобрести на заправочной станции. Эти часы помещают под лобовое стекло. Оплата паркинга производится при помощи СМС, если у вас есть сим-карта страны, или через специализированный автомат.

Скоростные режимы в странах Балтии лучше изучить заранее. Так, «сказка» о медлительности тех же эстонцев – отнюдь не сказка, если говорить об ограничении скорости на дорогах. Автомобилю разрешён максимум в 110 км/ч и то только на специализированных автомобильных трассах, отмеченных знаком «дорога на синем поле», и только летом. А в период с начала ноября по конец марта за городом можно передвигаться со скоростью не более 90 км/ч, в городской черте – не более 50 км/ч.

В случае превышения скорости придётся раскошелиться: превышение до 10 км/ч может пройти незамеченным, а вот если стрелка спидометра переползла на 20 км/ч выше нормы - это 400 евро или полугодичное лишение прав, 40 км/ч выше верхней границы – 800 евро и годичное лишение прав, 60 км/ч «перебора» - 1200 евро и лишение прав на два года.

В автомобиле, как и по российским стандартам, должна быть аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет и знак аварийной остановки. Впрочем, наличие светоотражающего жилета не является строго обязательным, но вот без него находиться на автомобильной дороге вне автомобиля нельзя.


Как и в любой европейской стране, в прибалтийских странах множество видеокамер системы фиксации нарушений ПДД. Кроме того, здесь часто можно встретить скрытые полицейские патрули вдоль дорог, которые не замедлят зафиксировать нарушение и выписать штрафы. Обратите внимание на то, что здесь полицейские машины зачастую «маскируются» под гражданский транспорт так, что не отличить.

Если вас остановили на дороге, выходить из машины нельзя: это может быть истолковано как попытка побега. Нужно просто приоткрыть окно со стороны водителя, и положить руки на руль. Полицейский подойдёт к вам сам.

Стоимость топлива


На фото: автозаправка в Эстонии


Въезжая в Прибалтику, лучше иметь полный топливный бак. Расстояния здесь невелики, но цена на топливо не низкая:
  1. В Эстонии: 95-й бензин – от 80 рублей, дизельное топливо – от 76 рублей, газ – от 36 рублей, но газовых заправок здесь крайне мало.
  2. В Литве: 95-й бензин – от 75 рублей, дизельное топливо – от 66 рублей, газ – от 34 рублей, и газовые заправки в этой стране достаточно распространены.
  3. В Латвии: 95-й бензин – от 78 рублей, дизельное топливо – от 75 рублей, газ – от 35 рублей. Во всех прибалтийских странах дороги не перегружены, автомобили двигаются в «щадящем» трафике, поэтому расход топлива достаточно экономичный.

Заключение

В целом поездка в Прибалтику на личном автомобиле – приключение приятное, если вы соблюдаете правила дорожного движения, законопослушны и готовы немного потерпеть бумажную волокиту на границе. Счастливой вам поездки!

Видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле:

– на этот раз девушка делится готовым планом поездки по Латвии. Побродить по Риге и полежать на пляже в Юрмале – отличная программа, но ты уверен(-а), что много узнаешь о стране из такого путешествия? Замки, водопады, маяки, пряничные города – куда еще ехать и что смотреть в Латвии – слово Маше.

Почему Латвия?

Латвия стала первой европейской страной, поездку в которую я полностью спланировала сама. Мы хотели в Европу, но были ограничены в деньгах и времени – всего десять дней, так что выбор пал на страны Балтии. Изначально мы собирались объехать Латвию, Литву и Эстонию, перемещаться между ними автостопом, но купить автобусные билеты до одной из стран – чтобы проще было получить визу. Самые дешевые рейсы были в Латвию – так и решилась судьба поездки.

Сейчас могу сказать, что Латвия – идеальная страна для тех, кто хочет впервые поехать в Европу, но боится языкового барьера и не хочет сильно тратиться. Но и опытным путешественникам тут будет интересно. Увы, Латвию часто недооценивают. Наши соотечественники и соседи нередко воспринимают ее как промежуточный пункт на пути в «настоящую Европу». Европейцы, напротив, едут туда, чтобы взглянуть на посткоммунистическую страну. Но не думай, что побродив по улочкам Риги перед рейсом лоукостера или повалявшись на пляже Юрмалы, ты действительно увидел(-а) Латвию.

У меня сложилось впечатление, что в этой стране серьезно вкладываются в развитие туризма. Я бы описала это английской пословицей: «If you can"t have the best make the best of what you have» («Если ты не можешь заиметь лучшего, сделай лучшим то, что у тебя есть»). Здесь не так уж и много всемирно известных памятников архитектуры, впечатляющих природных достопримечательностей или мест с очень древней историей – так, в список ЮНЕСКО включены всего две точки из Латвии. Зато в каждом мало-мальски привлекательном городе оборудован информационный центр, а двадцать латвийских пляжей удостоены Голубого флага (знак качества и пригодности для безопасного купания). Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра. Глядя на такое бережное отношение к своей истории, хочется выразить латвийцам уважение и даже слегка позавидовать им.

«Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра»

Как добраться?

Мы ехали до Риги из Москвы на автобусе LuxExpress за € 35 с человека. Обратный билет брали до Петербурга, за € 17,5. Также из обоих городов в Латвию возят Ecolines. Если планировать поездку заранее, можно сэкономить. Так, минимальная цена билета LuxExpress из Петербурга до Риги – около € 13. Также из России в Латвию ходят поезда: фирменный поезд «Латвия-экспресс» из Москвы до Риги стоит от € 40,5, обычный из Петербурга – от € 37,5. Время в пути в обоих случаях – немногим больше 16 часов.

Из Минска в Ригу также можно добраться на автобусе. Государственный перевозчик «Минсктранс » довезет до Латвии за € 14,5. Есть и предложения от частных компаний: LuxExpress ходит раз в сутки, цена билета – от € 10, у Ecolines несколько рейсов, цена – € 23,8. Не забывай о скидках для молодежи и студентов!

Из Киева в Ригу ездит Ecolies, но путь будет не близкий – целых 30 часов в пути. Билет в одну сторону обойдется в € 50. Гораздо быстрее и проще будет долететь на airBaltic – около 2 часов в дороге и около € 100 за билет.

Жилье

За десять дней в Латвии мы не потратили ни цента на жилье благодаря каучсерфингу. Найти хоста в Риге – дело нетрудное: на сайте больше 700 пользователей из этого города, готовых принимать гостей. В других населенных пунктах ситуация отличается: во втором по величине Даугавпилсе население в семь раз меньше, чем в Риге, в третьей по величине Лиепае – в девять раз. В городах, где мы были, обычно проживало не больше десяти активных хостов – так что советую связаться с ними заранее. Нам удалось найти «кауч» в Риге, Лиепае и Кулдиге, еще пару раз мы заночевали в палатке.

Цены на жилье в латвийской столице радуют: ночь в хостеле – от € 5. В других городах все не так приятно: самый дешевый вариант с Букинга в Вентспилсе – от € 10, в Лиепае – от € 12, в Кулдиге – от € 19, а в Цесисе – от € 25. Если ты предпочитаешь осматривать страну в динамичном темпе и хочешь сэкономить, можешь, как и мы, сделать Ригу перевалочным пунктом. Расстояния в стране очень небольшие: при желании можешь выдвигаться из столицы ранним утром, осматривать какой-нибудь город и возвращаться к ночи.

Транспорт

Мы перемещались по Латвии на попутках. По мнению нашего хоста из Лиепаи, объехавшего около шестидесяти стран таким образом, автостоп на его родине – один из лучших в мире. Столь высокой оценки я бы не дала, но подтверждаю, что перемещаться по стране автостопом удобно и быстро. Среднее время ожидания для нашей пары составляло около 10 минут, максимальное – час. Приятным сюрпризом стало, что многие водители готовы потратить немного времени и бензина, чтобы доставить тебя прямо до места. Однажды водитель не только провез нас лишние километров пятнадцать до точки, куда вела не слишком популярная дорога, но оставил и на прощание номер телефона, чтобы мы связались с ним, если не сможем никого поймать на пути обратно.

Помимо автостопа мы опробовали междугородние поезда – доехали от Риги до Сигулды (около 50 километров). Билет стоит € 1,9. Нас везла вполне комфортная, хотя и слегка изрисованная электричка. Проверить расписание и маршруты можно на сайте компании Pasažieru vilciens (PV) .

Туда, куда нельзя доехать на поезде, ходят междугородние автобусы. Билет из Риги в Сигулду стоит € 2,75, в Вентспилс – € 7,55, из Лиепаи в Кулдигу – € 3,85. Проверяй расписание и цены , а на отдельном портале можно купить билеты онлайн, но с наценкой.

Национальная кухня

В Латвии любят ржаной хлеб. Настолько сильно, что не просто его едят, но и добавляют в разные блюда. Например, тут можно попробовать хлебное мороженое или хлебный йогурт с черносливом. А еще хлебный суп, который, как ни странно, едят не на первое, а как десерт. Готовят его из сухофруктов и собственно хлеба и приправляют сливками. Из ржаной муки делают еще одно местное блюдо – скландраусис – открытый пирожок с овощной начинкой (как правило, из вареных картофеля и моркови, смешанных с яйцом и политых сметаной).

В качестве основного блюда советую серый горох, который готовят с луком и копчеными шкварками. А на десерт продегустируй пирожное «Старая Рига» (Вецрига) с творожным кремом.

Большинство блюд латышской кухни можно попробовать в ресторане Lido , а пирожные «Старая Рига» и хлебные йогурты мы покупали в супермаркетах.

Язык

Языкового барьера в Латвии практически нет: как правило, молодое поколение говорит по-английски, старшее – по-русски. Из всех водителей, которые нас подвозили, на английском нам пришлось общаться только с одним – голландцем.

Лишь однажды у нас возникли сложности с коммуникацией. В Кулдиге мы забрели в рабочую столовую, каким-то чудом попавшую в путеводитель. В ней обедали только местные, меню как из школьной столовой висело на стенке и было только на латышском, а еду накладывали из огромных кастрюль и тазов, так что не было даже шанса понять, что там. Я обратилась к женщине на раздаче по-русски, а она ответила на латышском. Я повторила свой вопрос на английском – и тогда она перешла на русский.

Ситуация с языком в стране тесно связана с историческим контекстом. После распада СССР латвийское гражданство получили лишь 2/3 населения страны – граждане довоенной Латвийской республики и их потомки. Остальные же – преимущественно русские, а также белорусы, украинцы, литовцы, поляки и ряд других народов, проживавших на территории Латвии – получили статус «негражданина». На 2013 год между гражданами и негражданами было около 80 различий в правах: так, последние не могут принимать участие в выборах, занимать ряд должностей, для них есть экономические и другие ограничения. Чтобы получить статус гражданина, требуется пройти процедуру «натурализации»: дать клятву верности стране, уплатить пошлину, сдать экзамен на знание латышских языка, конституции, гимна и истории. При этом еще в 90-е годы русский язык перестал быть государственным.

На данный момент в стране до сих пор живет чуть больше 10 % людей, так и не получивших гражданство: кто-то считает несправедливой саму процедуру, кто-то не готов платить пошлину, кто-то не знает язык в достаточной мере, чтобы сдать экзамен. Однако далеко не всем латышам нравится, что в их стране живут люди, не желающие осваивать государственный язык и на нем говорить. По данным исследования 2005 года, 47 % латышей считали, что интересы русскоязычных в стране учитываются даже больше, чем следует. 68 % русскоязычных, напротив, считали, что их права ущемлены. По сей день отношения между двумя нациями внутри страны слегка наэлектризованы.

Маршрут

В визовом центре Латвии нас снабдили парочкой путеводителей, еще море информации я нашла на официальном туристическом портале Латвии . Изначально я хотела уместить в десятидневную поездку все страны Балтии, но, изучив десяток буклетов и сайтов, поняла, что на Литву и Эстонию времени просто не хватит.

Я пометила интересные нам точки на карте, и вырисовался маршрут: приезд в Ригу, осмотр страны к востоку от нее, затем – к западу, и наконец вновь возвращение в латышскую столицу, откуда шел автобус домой.

Рига и Юрмала

Рига стала первой европейской столицей, где я побывала. Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали. Я проштудировала кучу путеводителей, и не хотела пропустить ни одной рекомендованной там точки. Я восторженно бродила по Ратушной площади, пыталась уместить в кадре прижавшиеся вплотную к друг другу дома, получившие название Трех братьев, и высматривала черных котов на крыше дома, хозяин которого в отместку не принявшему его в купеческую гильдию старейшине развернул скульптуры пятой точкой к его окну. Впрочем, о Риге уже подробно написано в .

Из неупомянутых там мест я бы порекомендовала Латвийский этнографический музей под открытым небом (Brīvdabas iela 21) , куда со всей страны свезли более ста старинных деревянных строений. В теплое время года (с мая по сентябрь) вход для взрослых стоит € 4, для студентов очной формы обучения – € 2; в холодное (с ноября по апрель) – € 2 и € 1,4 соответственно. В летнее время на территории музея демонстрируют свое мастерство ремесленники. На прогулку мы потратили почти полдня и недорого пообедали в харчевне на территории парка.

«Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали»

Также советую зайти внутрь Латвийской национальной библиотеки (Mūkusalas iela 3) . Хотя многие местные жители считают ее уродливой, внутри она выглядит весьма симпатично. Можно осмотреть здание вместе с экскурсией на русском языке, которая бронируется по телефону в рабочие дни и стоит € 2. Я же погуляла по библиотеке бесплатно вместе с нашим хостом, увидев с 1 по 8 этажи. На сайте библиотеки сказано, что в воскресенье для визитеров доступны еще и 11 и 12 этажи.

Юрмалу мы посетили накануне отъезда, и нам она показалась довольно скучной с экскурсионной точки зрения, хотя здесь и находится более ста памятников деревянного зодчества государственного значения. Зато она хорошо подходит для курортного отдыха: треть из получивших Голубой флаг латвийских пляжей сосредоточена здесь, а общая протяженность благоустроенной береговой линии – 26 километров.

Сигулда

В Сигулду мы поехали ради замков, которых здесь целых три: средневековый Турайдский , разрушенный Кримулдский и более современный Сигулдский дворец . На неспешную прогулку между ними хватит половины дня, при этом ты полюбуешься видами долины реки Гауя и сможешь оценить несколько уникальных для Латвии объектов.

Во-первых, это пещера Гутманя (57.176235, 24.842062) глубиной 18,8 метров, шириной 12 метров и высотой 10 метров. Тех, кто увлекается спелеологией или просто бывал когда-то в пещерах, такие размеры едва ли впечатлят, но это самая большая пещера в странах Балтии. Во-вторых, до Кримулдского замка с противоположной стороны реки можно добраться на единственной в стране канатной дороге. Виды открываются роскошные, но цена за 7 минут пути неоправданно высокая – € 8 в одну сторону. Прямо из кабинки трамвайчика можно прыгнуть с тарзанкой , но удовольствие это еще более дорогое – € 60.

Для любителей экстрима в Сигулде есть и другие развлечения: например, санно-бобслейная трасса длиной 1200 метров и полоса препятствий на высоте 20 метров в крупнейшем в Балтии парке приключений Tarzāns .

Цесис

Цесис – один из самых старых городов Латвии, ему больше 800 лет. Его главная достопримечательность – самый крупный в стране замок Ливонского ордена , который называют еще Венденским, по имени жившей в этих местах народности.

За вход в Цесисский замок летний сезон (с мая по сентябрь) нужно отдать € 4 (для школьников и студентов – € 2,5), в зимний (с октября по апрель) – € 3 (€ 1,5). За посещение музея в новом замке придется доплатить € 2 (школьникам и студентам – € 1). Мы купили полный билет, но пришли к выводу, что можно было ограничиться замком.

Я не только облазила всю постройку, спустившись в подземелье для узников, но и понаблюдала за работой кузнецов, узнала о средневековой кухне от садовника и поучаствовала в развлечениях того времени – потренировалась фехтовать деревянным мечом и сделала десяток шагов на ходулях. При прогулке по замковому парку советую отыскать деревянный «короб», где лежит демонтированный памятник Ленину, который раньше стоял на главной площади города.

Лиепая

Этот приморский город на западе Латвии может похвастаться самым большим механическим органом в мире и третьим по величине портом в стране. Сегодня гавань используется только для торговли, но раньше треть города занимал военный порт – по-латышски «Кароста».

Строительство крупнейшей морской военной базы в Российской империи началось здесь в конце XIX века. Именно отсюда в 1905 году российский флот отправился в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Но место для базы было изначально выбрано неудачно – всего 40 километрах от границы с потенциальным противником, Германией. Вскоре началась Первая мировая война, и все оборонительные сооружения были уничтожены по приказу командующего Балтийским флотом – опасаясь, что они достанутся противнику, их так ни разу и не использовали. Взорванные форты сохранились до наших дней и пользуются популярностью у туристов.

В советские годы здесь базировались подводники, а «Кароста» стала закрытым военным городком. Теперь же этот район может посетить любой желающий и полюбоваться архитектурными контрастами – имперскими зданиями и типовыми советскими домами, заброшенными, недостроенными или заселенными. Мы забрели сюда, чтобы посетить музей-тюрьму «Кароста» (Invalīdu iela 4) . На официальном сайте это место позиционируется как «единственная тюрьма в Европе, открытая для туристов», «из которой никто не убегал». Но это не свидетельствует об охраняемости или масштабности сооружения: на самом деле, это хитрый рекламный ход. С царских времен до конца прошлого века здесь располагалась не тюрьма, а гауптвахта, где отбывали дисциплинарные наказания военнослужащие. Максимальный срок заключения не превышал месяца, так что и убегать смысла не было.

Гауптвахта успела послужить Российской империи, нацистской Германии и Советскому Союзу, а после того, как ее забросили, местные энтузиасты решили превратить здание в музей. Восхищение тем, как рачительно и креативно в Латвии используют те возможности для привлечения туристов, которыми располагают, впервые пришло ко мне именно здесь. За € 5 можно посетить обычную экскурсию, где проведут по камерам и расскажут об истории места, а за € 15 – даже переночевать. Большие группы по предварительной записи могут почувствовать на себе все прелести тюремной жизни, поучаствовав в шоу «За решеткой». Хотя на экскурсию пускают детей, а экскурсовод постоянно отпускает шутки, гауптвахта сохранила свою мрачную атмосферу.

Сегодня Лиепая – музыкальная столица Латвии, где каждое лето проходит фестиваль Summer Sound . Благодаря этому у города появились и новые достопримечательности – стеклянный концертный зал «Большой янтарь» и Аллея славы латвийских музыкантов. На осмотр всех этих мест у нас ушло меньше дня при том, что мы успели еще и искупаться в Балтийском море на отмеченном Голубым флагом городском пляже.

Кулдига

Кулдига, пожалуй, самый уютный город в Латвии из тех, в которых я была. Здесь живет всего 13 тысяч человек, ее можно пройти пешком от края до края за час, а исторический центр города внесен в национальный список ЮНЕСКО. Но приехали мы сюда в первую очередь ради двух водопадов.

Первый – Алекшупитский водопад (56.969851, 21.975383) на реке Алекшупите – выглядит весьма симпатично, но впечатляет слабо, хотя с высотой 4,5 метра и стал самым высоким в Латвии. Второй – Вентас-Румба (56.967965, 21.978900) на реке Вента – удостоился более высокого звания: его ширина от 100-110 метров до почти 280 в половодье сделала его самым широким в Европе. Но не воображай латвийскую Ниагару: его максимальная высота – чуть больше двух метров, так что он напоминает скорее речной порог, чем водопад. Лучше всего приезжать сюда весной или осенью, чтобы понаблюдать, как мигрирующие лососи «в полете» преодолевают Вентас-Румбу.

Вентспилс

Первое впечатление о Вентспилсе у меня сложилось еще по пути к нему. Подвозившая нас женщина рассказала о местном парке развлечений и его ключевом объекте – лыжной горе «Шляпа Лембергса». Гора примечательна тем, что была создана на месте свалки: полигон для отходов законсервировали, обработали, засыпали строительным мусором, покрыли дерном, засадили травой и оборудовали трамплинами и подъемниками. Мусорная куча, превратившаяся в популярное место отдыха, получила название в честь многолетнего мэра города Лембергса.

Один из девизов Вентспилса – «город с будущим». И правда, здесь не чувствуется привычной для провинции депрессивности и разрухи. Прогрессивные веяния здесь иллюстрирует не только история со свалкой. Так, в 2002 году город поучаствовал в Параде коров – международной художественной акции, в рамках которой деятели искусства создают креативные скульптуры буренок и выставляют их в разных местах города. После этого памятники распродаются на аукционах, а деньги идут на благотворительные цели. Вентспилс стал первым городом Восточной Европы, принявшим участие в параде. Из 26 коров, украсивших город на время акции, не распродали лишь шесть. Но парад вдохновил жителей и власти города, и вскоре на улицах стали появляться новые коровы, а в 2012 году Парад коров повторился еще раз. Гуляя по Вентспилсу, постоянно встречаешь скульптуры парнокопытных: от коровы-модницы, которая любуется на себя в зеркале, до коровы-полицейского или коровы-болельщицы, смотрящей футбол по телевизору вместе с хозяином. Эти произведения искусства не только поднимают настроение местным жителям, но и привлекают туристов.

Похожие публикации