Достопримечательности Анурадхапуры — старый город. Священный город Анурадхапура — хитрости бесплатного билета Священные места Анурадхапуры

Мест, где обязательно надо побывать на острове Шри-Ланка всё не уменьшаются. Быстро восстановив силы в водопадах заповедника Синхараджа, не затягивая отправляемся в новую дорогу.

В этот раз наш путь пойдет на Север, в так называемый Верхний культурный треугольник. Формат поездки, уже полюбившийся нам, экскурсионный марафон: новый день - новый город - новые достопримечательности. Принцип: всё своё несу с собой.

Этапы экскурсионного марафона:

  • Автобус Хиккадува-Коломбо-Анурадхапура. Пересадка на тук-тук до Михинтале - место зарождения буддизма на Шри-Ланке. Дерево Ботхи. Затерянный город;
  • 2 день. Анурадхапура. Королевский дворец Исурумуния. Экспресс метод проверки кармы. Взорванная ступа. Переезд в Дамбуллу;
  • . Сигирия. Посещение резиденции Властелина Мира. Пидурангала - золотая скала. Фото с двух вершин. Переезд в Полоннаруву;
  • . Полоннарува - средневековая столица Шри-Ланки. Проверка умения ездить на велосипедах? Переезд в Тринкомали;
  • . Форд Фредерик. Храм Конешварам. Пляжи Нилавели. Ночной экспресс Тринкомали-Коломбо. Возвращение в Хиккадуву.

Статьи о этой поездке объединены общим названием "Верхний культурный треугольник"и разделены на дни путешествия. События изложены в хронологическом порядке.

Хороший план. Присядем на дорожку!

Анурадхапура - первая столица сингальского королевства

2 января 2016 года. (1$~140 рупий). Гостиница нам не понравилась, но как говорится, на безрыбье и рак рыба. Вчера поздним вечером выбирать не приходилось. К счастью, мы покидаем её. Зато рядом расположен замечательный рынок, где мы подкупили бананов на завтрак.

Цены, по сравнению с побережьем, значительно ниже.

В Анурадхапуре осталось очень много достопримечательностей, и мы продолжаем их осмотр во второй день. Хочется побывать в местах наших вчерашних ночных приключений при свете дня.

Впереди нас ждет затерянный город! Затерянным он называется потому, что люди на долгие годы забыли о его существовании. Возможно, все они погибли или были угнаны в рабство в результате очередного нашествия захватчиков из Индии. Обнаружили эту огромную группу древних строений случайно.

Памятников древности здесь так много, что просто не знаешь с чего начать знакомство. Мы выбрали направление в самую гущу артефактов и стали осматривать все, что будет рядом.

По пути к центру вчерашних событий мы посетили не плохо сохранившийся индуистский храм.

Посещение всех индуистских храмов бесплатно. Мы уже бывали в нескольких из них и ни где не требовалось покупать входной билет.

По дороге к нему стали свидетелями обучения начинающих водителей. В основном обучение проходит на тук-туках. Смотрится забавно!

Не доходя 1 км до дерева Бодхи расположился королевский дворец Исурумуния.

Он высечен в скале по указанию короля Деванампия Тисса (пр. 307-267 до н.э.). Перед дворцом построен большой бассейн, рядом Храм со статуей Будды и фресками на стенах, есть пещера с большой колонией летучих мышей.

Исурумуния знаменита также своими скальными барельефами:

изображениями купающихся слонов. Если посмотреть выше, то можно разглядеть ещё одно изображение сидящего человека, над правым плечом которого высечена голова лошади.

Перед входом в главную комнату храма, вырезанную в скале, есть специально углубление. Оно находится от посетителя на удалении около трёх метров, а внизу ров с водой. Всем пришедшим предлагается проверить состояние своей кармы: кинуть монету в это углубление.

Если попал значит всё у тебя хорошо, если монета упала в воду - значит есть над чем поработать, как в биатлоне - штрафной круг. Хотя, никто не запрещает сделать несколько последовательных бросков. Большинство так и поступает.

Не все мои спутники попали в цель с первого раза.

Посещение храма платное. Входной билет стоит 200 рупий (~1.5$).

С вершины скалы для медитаций были видны развалины внушительных размеров. Мы решили обязательно там побывать.

Во время наших пеших переходов подметили, что часть туристов, в большей степени практичных китайцев, передвигаются на арендованных велосипедах. Это экономит много времени и сил. Берите велосипеды, не пожалеете!

Дойдя до больших развалин, мы увидели не достроенную ступу. Рядом находился пост охраны.

Полицейские нам рассказали, что эта ступа была взорвана террористами 30 лет назад. Огромная монолитная ступа разрушена практически полностью. Очевидно взрыв был чудовищной силы.

Сейчас идут восстановительные работы, но она открыта к осмотру. Здесь мы увидели своими глазами, что в ступе нет внутренних помещений. Весь объём заложен кирпичом. На каждом кирпиче стоит фирменное клеймо.

Разрушение ступы в буддизме считается одним из самых больших грехов. Тот, кто сделал это деяние, оказывается в аду сразу после окончания этой жизни. Цепь реинкарнаций (переселение, перевоплощение души) прерывается.

Восточные религии считают, что после смерти одного тела жизнь продолжается в новом. Согласно индуистским представлениям, душа переселяется в другое тело. Так она жизнь за жизнью принимает различные тела, лучшие или худшие - в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.

Владимир Высоцкий в своей "Песне о переселении душ" популярно объяснил суть проблемы.

Для менее опасных преступлений и наказание более мягкое. Например: прекращение реинкарнаций с отсрочкой в 3 жизни, 5 жизней и т.д. Есть время для исправления и улучшения кармы.

Стрелки часов подсказывают, что пора двигаться дальше. Попрощавшись с затерянным городом, мы ловко, почти на ходу, выполняемых посадку в притормозивший автобус. За 12 рупий с человека доезжаем до старой автостанции. Наперед скажу, что в этот день мы немного поспешили. В затерянном городе можно было осмотреть еще одну достопримечательность.

Садимся на автобус Анурадхапура-Дамбулла. Стоимость проезда одного человека 90 рупий (~0.6$), 1.5 часа в пути. Автобусы ходят очень часто, поэтому приходить к определённому времени не нужно. Город Дамбулла находится не далеко от завтрашней цели нашего путешествия.

Приехав в Дамбуллу и поев в одном из многочисленных кафе, пошли искать отель, указанный в букинге. О нём были противоречивые отзывы, но хорошая цена. Осмотрев комнаты узнали, что цена гораздо выше указанной на сайте. Хозяин сказал, что первый плюнет в глаза человеку, разместившему эту цену в интернете. Нам не всё понравилось в этой гостинице, а тут ещё и с ценой измена. Мы пошли дальше искать себе кров. Хозяин комнат остался не доволен и под конец так разошёлся, что стал кричать нам вслед что-то и топать ногами у своего крыльца.

И очень быстро нашли две замечательные комнаты за 3500 Rs (~25$). Гостеприимная хозяйка напоили нас вкусным свежевыжатым соком из неизвестного фрукта, а у хозяина гостиницы нашлась подробная карта

короткой дороги в Сигирию.

Здесь мы смогли хорошо отдохнуть

и набраться сил для следующего, третьего дня нашего туристического марафона.

История основания города теряется в веках. По одной из версий после того, как на остров пришел южноиндийский принц Виджая, среди семисот его соподвижников был человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой . По другой легенде город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона - Анурадха. Какую из теорий выбрать каждый может решить для себя сам, но одно останется неизменным. Анурадхапура – это святой город и древняя столица Шри-Ланки в течение 1500 лет. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам .

Период, когда Анурадхапура непосредственно стала столицей королевства , начался с короля Пандукабая, утвердившего город столицей в 380 г. до н. э. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города, наладил систему канализации, разбил парки, построил дворцы.

Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. Следует отметить, что в период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км. в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.

По своему расположению Анурадхапура была очень уязвимым городом для иностранных захватчиков. Она постоянно подвергалась нападениям и периодически находилась под влиянием королей индийских династий. Одним из таких индийских правителей был тамильский принц Элара, пришедший из Южной Индии в 205 году до н.э. Ему удалось удерживать власть на острове в течение 44 лет до тех пор, пока не подрос маленький принц по имени Дутугамуну, решивший изгнать индийских захватчиков из Шри-Ланки. Около 15 лет длилось его противостояние с принцем Эларой, однако, в 161 г. до н.э. победа осталась за Дутугамуну.

Пришедшая в конце 10 века индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 году город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву, так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 года, когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.

Анурадхапура является бесспорно одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты. Часто приезжают в древнюю столицу студенты и школьники, чтобы еще раз вспомнить свою великую историю и лучше понять настоящее.

Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы, созданного королем Деванампиятиссой, храм являлся частью самого древнего монастырского комплекса, основанного в III в. до н.э., включающего в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Часть скульптур осталась на своих местах, однако некоторые из них были перенесены в специально созданный рядом музей.

К одному из таких знаменитых барельефов относится изображение девушки на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется V в. Согласно местной здесь изображен сын короля Дутугамуну, Салия, и его возлюбленная Асокамала, девушка из низшей касты «неприкасаемых», ради которой Салия отказался от трона.

На берегу озера Тисса находится Мирисавети Дагоба, построенная из красного кирпича с отломанным острием сверху. Эта ступа была построена при короле Дутугамуну. По легенде, правитель пошел поплавать, воткнув в землю символ власти – царское ярмо с мощами Будды. По окончании купания царь при всей своей силе не смог вытащить ярмо из земли и, расценив это как знак, приказал заложить в этом месте дагобу. Работы велись около 3 лет, а высотой ступа достигала 60 метров, однако в 10 веке была перестроена.

Направо от самого старого водохранилища Басаваккулам, построенного во время правления короля Пандукабая в 4 в. до н.э., площадью около 120 гектаров взору открывается одна из самых древних и почитаемых ступ Шри Ланки - Руванвалисая, заложенная, по преданию, еще царем Дутагамуну во II веке до нашей эры в честь его победы над индийским принцем Эларой. Однако, к сожалению король не дожил до завершения строительства. Руванвелисая иначе называется Белая ступа или Махатупа, что в переводе с сингальского означает Великая ступа, хотя она всего лишь третья по величине из всех ступ древней Анурадхапуры и взмывает в высоту на 55 метров.

Построена ступа на фундаменте из золотого гравия и находится как бы на постаменте, на внешней стене которого вырезано 400 стоящих плечом к плечу слоников. Значение этих слонов объясняют двояко. С одной стороны, слоны поддерживают платформу, на которой стоит дагоба, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией. С другой стороны говорят, что слоны просто помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму.

Если вы проследуете вокруг Руванвелисая по часовой стрелке, то увидите современное святилище, где расположились пять статуй стоящего Будды. Четыре из них, сделаны из известняка, датируются 8 веком и символизируют четыре воплощения Будды на земле, а пятая современная статуя символизирует будущего Будду и коронована тиарой, а в руке держит цветок лотоса. Продолжив движение вокруг Руванвелисая, вы увидите статую, обращенную лицом к дагобе. По преданию это фигура самого короля Датугамуну, построенная его сыном Сиддатиссой, завершившим строительство ступы отца и поставившего его статую для того, чтобы он мог насладиться своим величественным творением. Неподалеку можно увидеть маленькую модель оригинальной ступы Руванвелисая.

Одна из святынь, почитаемой буддистами всего мира, дереву «Бо» или бодхи. Оно слывет самым древним растением на земле, а возраст его около 2250 лет. Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри-Ланке, а так же во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.

Справа от священного дерева Бодхи можно увидеть Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец», представляющий собой сооружение странное и удивительное, построенное королем Дутугамуну более 2000 лет назад. Дворец представляет собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживают 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа, а после очередного пожара в 4 веке лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов, Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в 12 веке.

На выходе из монастырского комплекса Махавихары, состоящего из дерева Бодхи, Бронзового Дворца и Руванвели Дагобды, справа располагается монастырь Джетаванарама, на центральной платформе которого возвышается гигантских размеров ступа, высотой около 120 метров. 4 июня 2009 года состоялось торжественное открытие Джетавана Дагобы для посещения и проведения буддийских церемоний. Работы по восстановлению Дагобы начались еще в 1981 году и продолжались около 28 лет. Дагоба оборудована специальной осветительной системой огней, позволяющей подсвечивать ступу во время религиозных праздников.

Согласно главной ланкийской хронике «Махавамса» король Махасена выстроил эту огромную Дагобу, в диаметре составляющей 112 метров, из красного кирпича в 3 веке до н.э. На строительство было потрачено около 90 миллионов кирпичей и четверть века. Ступа представляет собой идеальный круг. Известно, что в древности на месте, где построена ступа, располагались Сады Нанданы, где в течение семи дней Арахат Махинда, сын короля Ашоки, принесший буддизм на Шри-Ланку, читал проповедь. С тех пор и пошло название Джетавана (измененное от Джотивана), буквально означающее «место, где засияли лучи освобождения». В старинных записях 13 века говорится, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.

Первоначальная высота ступы была около 160 метров, что позволяло назвать ее третьим по высоте сооружением в мире после знаменитых пирамид в Гизе. Во время консервации и восстановительных работ было обнаружено, что фундамент ступы ушел более чем на 8,5 метров в грунтовую породу и сейчас высота Джетавана Дагобы составляет 71 метр. Тем не менее, она остается самой большой ступой в мире, построенной полностью из кирпича.

Западнее ступы находится дом образа Будды. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 метров в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Вернувшись на дорогу, ведущую мимо водохранилища Бассаваккулам, можно увидеть самую старейшую дагобу Анурадхапуры – Тупарама, что в буквальном переводе означает «ступа». Ступа Тупарама – это первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в 3 веке до н.э. королем Деванампиятиссой в знак того, что он принял буддизм. Высота ее всего около 19 метров, а внутри заключена частица правой ключицы Будды. В 6 и 13 веках ступу достраивали и даже покрыли деревянной крышей, от которой остались лишь многочисленные колонны ее поддерживавшие. Ступа, которую вы можете видеть сегодня, отреставрирована и облицована белым мрамором в 1862 году.

В северной части Анурадхапуры расположен монастырь Абъягири, который занимает площадь около 235 гектаров. Монастырь был построен в I в. до н.э. королем Валагамбаху для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара, создавших новое течение буддизма Махаяна, которое являлось более либеральным, в отличие от традиционного строгого учения Тхеравада. В центре монастыря находится ступа Абъягири, построенная царем Гаджабаху. В 12 веке король Паракрамабаху достроил дагобу до высоты в 115 метров, что сделало ее второй по высоте дагобой древней столицы, однако сегодня высота ступы не превышает и 75 метров. По преданию ступа построена над отпечатком стопы Будды.

Статуя Самадхи Будды в позе медитации. Статуя вырезана из известняка в 4 веке и по преданию глаза статуи были сделаны из натуральных камней. Те, кто хочет подойти поближе, должны снять обувь и головной убор.

Уникальное сооружение монастыря Абъягири - бассейны Близнецы, построенные в 8 веке монахами. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один из них длинной 28 метров, а другой 40. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды, которая прежде чем попасть в бассейн проходит через ряд небольших углублений справа от сооружения, где грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в меньший по размеру бассейн через отверстие, увенчанное полуразрушенной львиной головой. Каменное изваяние змеи рядом символизирует удачу. Два бассейна связаны между собой небольшим по диаметру трубопроводом.

Путешественнику

Входная плата: 25/12,5 $ или 4500/2250 взрослый/детский.

Билет действует только в течение дня! Но многие Анурадхапуры можно посещать бесплатно поэтому если вы планируете осматривать ее более одного дня то имеет смысл в один день посетить платные места - Абъягири, Цитадель, Джетаванарама, музеи и главный Архитектурный музей, а в остальные дни осматривать оставшуюся часть. Билетная касса находятся возле Архитектурного музея. Тук тукеры могут предложить повозить вас по комплексу без покупки билетов заплатив им лично, но сумму меньше чем стоимость билетов.

Достопримечательности Анурадхапура можно осматривать и вечером когда включается подсветка и ланкийцы приходят к религиозным объектам для проведения церемоний. После 18 часов кассы закрыты и по всем достопримечательностям можно гулять бесплатно.

В Анурадхапуре запрещено использовать квадрокоптеры.

Круглосуточно

4500/2250 рупий взрослый/детский

Время на осмотр - 4 часа

И набравшись сил, нам предстоял переезд в Анурадхапуру — древнюю столицу Шри-Ланки. По количеству достопримечательностей Анурадхапура занимает первое место в Шри-Ланке и мы планировали потратить на нее пару дней, но все случилось совсем иначе…

Как доехать из Негомбо в Анурадхапуру.
Прямых автобусов из Негомбо в Анурадхапуру вроде как нет, поэтому нужно сначала доехать до Курунегалы, а там пересесть на автобус до Анурадхапуры. В 6м часу утра мы встали, собрали вещи, перекусили, расплатились с хозяевами гестхауза и поймали проезжающего тукера, с которым договорились доехать до автовокзала за 250 рупий. На автовокзале нам любезно подсказали номер необходимого автобуса, мы бросили сумки рядом с водительским сиденьем и стали ждать отправления.


Транспорт Шри-Ланки.
В Шри-Ланке отлично развито транспортное сообщение между городами, причем есть различные по бюджету и скорости варианты. Самый дешевый вариант ехать на старых красных автобусах, но они останавливаются на каждой остановке и едут очень медленно, буквально выжимают последние оставшиеся силы из миллионных моторов. Второй вариант, которым мы пользовались чаще всего, это такие же большие автобусы, но обычно белого цвета. Они мчатся от вокзала до вокзала на всех парах. Это вождение на грани и как они до сих пор живы мне непонятно. В начале каждой поездки, автобусы останавливаются около маленьких домиков, с фигурками Будды. Там контролер оставляет небольшую сумму в качестве пожертвования и берет какую-то белую пудру, мажет ей себе лоб, водителю лоб и руль автобуса. Наверное секрет выживания именно в этом. А может быть в другом — всю дорогу водитель с контролером жуют бетель. Это листья местного растения, которые продаются на каждом углу, и по словам ланкийцев являются отличным тонизирующим средством. Зубы от него гниют, а глаза становятся стеклянными, но все равно все жуют. Третий вариант — воспользоваться услугами скоростной маршрутки под названием «экспресс». Это микроавтобусы с исключительно сидячими местами, едут быстро, но цена выше. Во всех автобусах оплату принимает контролер и даже выдает билетики. Водитель только баранку крутит. Также некоторые пользуются услугами тук-туков для переезда между городами, но это, по-моему, издевательство. Едут они медленно, а от звука рева мотора можно с ума сойти на дальних переездах.

Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо?

Курунегала.
Для того, чтобы добраться до Курунегалы, мы воспользовались услугами большого белого автобуса, сели позади водителя. Обычно эти места зарезервированы для монахов, но туристов тоже частенько туда сажают. За 2.5 часа и 190 рупий на двоих мы доехали до автовокзала Курунегалы. Там распросили водителей автобусов, быстренько нашли бас до Анурадхапуры и в 9 часов мы уже ехали в нужном нам направлении. Стоимость проезда Курунегала-Анурадхапура составляет 140 рупий с человека (большой белый автобус). В 11.30 мы были на автовокзале Анурадхапуры. Стоит отметить, что в Анурадхапуре два вокзала, новый и старый. Сначала автобус заезжает на новый, который выглядит как обычная автобусная остановка с кучей автобусов, а потом едет на старый, там все более организованно, платформы и все такое. Автобусы на дальние расстояния в основном отправляются со старого вокзала.

Анурадхапура.
Около старого автовокзала мы обратились к тукерам с вопросом о жилье. Хотелось найти что-то в районе 1500 рупий за ночь. Пока тукеры спорили между собой, подкатил мужичок на скутере и предложил заселиться в его домашний гестхауз за 1200 рупий. Мы согласились поехать посмотреть на его жилье. Хозяин геста предложил воспользоваться услугами одного из тукеров. Тут мы допустили ошибку и не договорились о цене за тук-тук заранее, понадеялись на мужичка. В итоге, доехав до геста, который нам понравился, тукер сказал, что денег за доставку не нужно и стал предлагать свои услуги по организации экскурсии по Анурадхапуре и козырять билетами, которые вообще не нужны нигде, кроме храма Инсурмуния. Мы отказались от его услуг и он попросил 400 рупий за доставку к гесту, а это вдвое больше ожидаемой цены за тук. На возражения начал плакаться, что Шри-Ланка из э смол кантри, ви ар пур пипл энд ви хэв но мани. Обычная история короче. Заплатили ему 300, чтоб отстал, получив урок на будущее — всегда договариваться о цене заранее. Кстати, договариваясь о цене в гестах, также всегда спрашивайте — нет ли каких-нибудь дополнительных налогов или такс, а то может потом оказаться сюрпризом.

Тукер уехал, хозяин сказал, что Будда его покарает за такие цены. А мы заселились, распросили его, где можно перекусить, какая держится погода и сколько времени нужно на посещение всех основных достопримечательностей. В процессе общения приветливый ланкиец предложил нам экскурсию по всем храмам и дагобам за 4000 рупий на двоих. За эти деньги он обещал тук-тук, свои услуги гида и пресловутые «билеты». Недолго думая согласились, цена не такая большая, зато есть возможность быстро все посмотреть не заморачиваясь вопросом как добраться в то или иное место. Договорились на 4 вечера и пошли искать едальню.

Погода портилась. Вообще в центре страны с постоянной периодичностью идут дожди. По дороге из гестхауза встретили много разной живности — лангура, пальмовую белку и какую-то цаплю.

Мы направлялись в супермаркет Food City, который приметили, когда ехали на туке в гест. Он был недалеко и мы дошли до него пешком. Чуть дальше по дороге находился новый автовокзал. В общем наше местоположение было очень удобным. В маркете мы накупили продуктов на вечер, а на втором этаже плотно покушали жареной рыбы в китайском ресторанчике. Порции огромные, цены бросовые. За 1100 рупий наелись от пуза. Пока ели, снаружи зарядил неслабый тропический ливень, который кончился также внезапно, как и начался.

Вернулись точно к 4м часам, во дворе геста нас уже ждал нанятый хозяином тук-тук. Погода вроде бы разошлась и мы поехали смотреть город.

Достопримечательности Анурадхапуры.
Первым пунктом нашей экскурсии был индуистский храм. В наш маршрут он не входил, но проезжая мимо, мы попросили остановиться и посмотреть. В храме, по счастливой случайности, проводился какой-то обряд очищения. Семья прихожан сидела на полу, вокруг них ходили служители с благовоньями и пели песни. Наш гид помолился, поставил нам белые точки на лбу и рассказал про разных индуистских богов. Было довольно интересно.

Вессагирия.
Далее мы отправились к пещерам монастыря Вессагирия. Это комплекс из нескольких огромных валунов и пещер под ними. Монахи прятались здесь от дождя и медитировали. Повсюду на стенах древние надписи. А на вершине открывается восхитительный вид на окрестности, все в зелени и шпили различных дагоб повсюду. Тут же мы заметили несколько макак и впервые видели летающего павлина.

Инсурмуния.
К буддийстскому храму Инсурмуния мы приехали под дождем, который зарядил с новой силой. Купили билеты по 200 рупий, оставили обувь перед входом (так принято во всех буддистских храмах) и пошли «гулять по лужам». Промокли до нитки почти сразу, несмотря на наличие 2х зонтов. Весь комплекс очень красивый. На небольшом возвышении находится алтарь с лунными охранными камнями перед входом. Справа небольшой бассеин с выгравированными изображениями слонов на скале. Слева небольшая пристройка к скале, внутри которой находится лежащий Будда. Тут же рядом небольшой исторический музей, посвященный храму Инсурмуния. А с тыльной стороны храма находится лестница, ведущая на самую вершину. Здесь находится главная достопримечательность храма — отпечаток стопы Будды. По традиции туда кидают монетку и загадывают желание, чем мы и воспользовались. К этому времени дождь прекратился и на территории храмового комплекса появилось множество лангуров и пальмовых белок.

Старгейт. Ранмасу-уяна.
Недалеко от храма Инсурмуния находится разрушенный археологический комплекс Ранмасу-уяна. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Недалеко друг от друга находятся 2 бассейна, один женский, другой мужской. Подходя к комплексу, наш гид поинтересовался, верим ли мы в инопланетян и отвел в место, где по преданиям, инопланетяне оставили свои знаки на камне. На рисунке изображено что-то вроде карты вселенной.

Позади Ранмасу-уяна и Инсурмунии находится красивейшее озеро Тисса Уэва, которое заиграло всеми красками на солнце, вышедшем после проливного дождя.

Ступа Мирисаветия.
Следующей точкой нашей экскурсии была ступа Мирисаветия. Огромная белоснежная догоба. Размеры ее просто невообразимы. Если честно, до планирования поездки в Шри-Ланку, я даже не подозревал о существовании таких архитекртурных сооружений. Внутри дагобы или ступы (как ее еще называют) обычно находится какая-то реликвия, но входа внутрь не предусмотрено. Мы обошли ее вокруг, пофотографировались и отправились в следующий пункт назначения.

Шри Маха Бодхи
Священное фиговое дерево в Анурадхапуре, выращенное из отростка дерева Бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Ланкийцы говорят, что это старейшее дерево на Земле. Некоторые ветки опираются на золотые подпорки, а снизу находится храм, куда сходятся тысячи паломников. Мы попали как раз на вечернюю службу. Музыканты били в барабаны, играла музыка, верующие подносили цветы к дереву и молились. Дерево Шри Маха Бодхи считается одной из главных святынь Шри-Ланки.

Дагоба Руанвели.
Позади дерева Шри Маха Бодхи находится широкая аллея. Мы пошли по ней пешком к дагобе Руанвели. Огромная белая ступа, как и Мирисаветия. Считается самой большой и старой дагобой Анурадхапуры. Вокруг нее единым ансамблем расположены 4 маленьких ступы и небольшой храм с лежащим Буддой, внутри которого монах рассказывал какую-то историю прихожанам.

Тхупарамайя Дагоба.
К этой красивейшей дагобе, окруженной столбами и маленькими алтарями, мы подошли уже в темноте. Внутри дагобы Тхупарамайя хранится кусочек тела самого Будды. Несмотря на скромный размер — это одна из самых красивых ступ, которые я видел.

Джетавана Дагоба.
К этой огромной кирпичной ступе мы не попали. Наступила ночь и видели ее только издалека. Тукер подвез нас максимально близко, чтобы сделать фото, но без штатива это было нереально. За вечер насмотрелись на столько дагоб, что думаю ничего не потеряли.

Довольные и полные эмоций от увиденного поехали домой, по дороге накупили фруктов на ночном базаре. Кстати бананы здесь мелкие, вдвое меньше тех, которые мы привыкли видеть, но зато сладкие. А ананасы местные жители предпочитают есть с солью и перцем. По возвращению в гест, я попросил хозяйку почистить и порезать ананас. По моей просьбе она также посыпала половину долек солью с перцем. Вкусно конечно, но если честно дольки без специй мне понравились больше. Будет возможность попробуйте.

Это был очень интересный день и мы ни сколько не пожалели, что взяли нашего хозяина геста в гиды. Сами мы бы ходили тут 2 дня и порядочно устали. Так что по возможности поступайте также. Город большой и достопримечательности удалены друг от друга.

Перед сном мы уточнили у хозяина геста как нам добраться до , городка недалеко от Анурадхапуры. Все узнали и отправились спать. Планировалось, что рано утром мы отправимся в Михинтале, осмотрим там все до обеда, вернемся и уедем из Анурадхапуры…

Понравился отчет? Поделитесь с друзьями.

в Анурадхапуру мы уже привычно отправились на автобусе. Ехать 3 часа, стоимость 2 билетов — 300 рупий. И, как обычно, нас высадили не на вокзале, а где-то в городе. Прежде всего мы хотели съездить на ж/д вокзал. До сих пор мы передвигались по Ланке на автобусах. Однако теперь решили воспользоваться услугами Шри-Ланкийских ж/д дорог. Дело в том, что следующим пунктом нашей поездки была Унаватуна. находящаяся почти на самом юге острова. По электронной почте хозяйка забронированной нами виллы в Унаватуне спросила — в какое время мы прибудём. Мы сообщили, что уже на Шри-Ланке и в назначенный день приедем из Анурадхапуры к вечеру. Узнав, что мы планируем добираться автобусом, хозяйка высказала большие сомнения в успешности нашей затеи.

Расстояние Анурадхапура-Коломбо-Унаватуна по российским меркам не очень-то большое, и вполне, на наш взгляд, преодолимо за световой день. Но автобусы на Ланке, действительно, не торопятся, а хозяйка дома, хоть и была новозеландкой, но жила здесь уже давно. Прямого ж/д сообщения отсюда до Унаватуны нет, нужно ехать через Коломбо. Мы читали, что чтобы взять билеты в 1 или 2 класс (про 3 класс писали какие-то ужасы), нужно брать билеты заранее. Потому нам и нужно было сначала на вокзал. Мы начали оглядываться, пытаясь сориентироваться. Нас быстро заметил тукер и предложил довезти до ж/д вокзала за 100 рупий. Мы знали, что в Анурадхапуре два вокзала, но какой именно нужен нам, было неизвестно. 100 рупий (40 рублей) — небольшая сумма и, уточнив, что нам нужен вокзал, с которого можно отправиться в Коломбо, мы поехали. На вокзале мы подошли к окошку с надписью «1, 2 класс» и спросили два билета на послезавтра до Коломбо в первый класс. Нам ответили, что на данном направлении вагонов первого класса нет ни на один поезд. И не только на нужный нам день, а вообще. Пришлось взять 2 билета второго класса с отправлением послезавтра в 9 утра. Кассир взял с нас 1800 рупий и выдал перфорированный по краям листок в половину формата А4, где были обозначены дата, время, класс вагона и номера мест С7, С8. Мы уточнили у кассира, точно ли эта надпись означает номера наших мест, и получили утвердительный ответ. Настроение улучшилось: значит, стоять в проходе и бороться за места для сидения нам не придётся.

У выхода из вокзала к нам подошёл грузный мужчина в рубашке, саронге и сандалиях на босую ногу. «Такси, сэр?» — обратился он к мужу. Такси?! Неужели здесь на самом деле есть такси?! Не тук-тук, а нормальная машина с багажником и даже кондиционером?! Езда на туке в любой стране не доставляет нам удовольствия. Ездить в жару, вдыхать выхлопные газы попутных авто, пыль, замирать от пируэтов водителя, а потом разбираться, почему цена оказалась выше, чем договаривались — не самое приятное занятие. С такси всегда проще и комфортнее. Только до сих пор увидеть такси на Шри-Ланке, кроме как в аэропорту, нам не удавалось. Радостные, мы бросили вещи в багажник и погрузились в кондиционируемую прохладу автомобильного салона. Наша гостиница находилась в полосе между городской застройкой и просторами рисовых полей. Она даже и называлась Heaven Upon Rice Fields — «Небеса над рисовыми полями». Я её потому и выбрала, понравилась по описанию и отзывам. Наш водитель знал забронированный нами объект. По дороге он поинтересовался нашими планами. Мы ответили, что сегодня хотели бы посетить Михинтале и с удовольствием сделали бы это на машине. Он в буквальном смысле слова аж подпрыгнул на сиденье и захлопал в ладоши — он готов был отвезти нас. Выгрузив чемоданы у гостиницы и отдав 200 рупий, мы поинтересовались у водителя ценой поездки в Михинтале на авто. Он назвал цену в 2500 рупий. Как мы знали из сети, поездка должна была стоить не более 1500. В итоге сторговались до 1700, договорились о времени выезда, хотелось сначала с дороги принять душ и перекусить.

В номер через открытые створки балкона к нам в комнату заскочила пальмовая белка.


Мы хотели её угостить, но она оказалась такой перепуганной, что, побегав минуту по карнизу и шторам, быстро выскочила наружу. Из окон — действительно вид на рисовые поля и гору Михинтале, куда мы сегодня планировали съездить.

1


В назначенное время во двор въехал миниавтобус. Из него вышел совершенно другой человек и поинтересовался, не мы ли едем в Михинтале. Мы ответили, что действительно собираемся в Михинтале, но уже договорились с другим водителем. В ответ он нам сообщил, что Аби (имя, которое написал нам предыдущий водитель) — его брат, и что он сейчас занят. Мы подошли к миниавтобусу и увидели в салоне парня и девушку. На наш вопрос водитель сообщил, что они тоже едут в Михинтале. Но так мы не договаривались! Мы собирались ехать сами, а не в компании с незнакомыми людьми, и не хотели ни сами подстраиваться под кого-то, ни заставлять кого-то подстраиваться под нас. Мы решительно развернулись назад. Водитель затрусил за нами, убеждая, что мы совершенно не будем друг другу мешать. Потом сказал, что сделает скидку до 1500 рупий — «только для вас». Времени было 16 часов, хозяин гостиницы говорил, что сможет, если понадобится, организовать нам тук-тук. Но тук-тук, а не авто. Время сейчас было дороже, терять его на поиски другого авто не хотелось. Мы согласились.

Пара в миниавтобусе оказалась из Чехии. На вопрос — на каком языке они предпочитают общаться — английском или русском — они уверенно выбрали русский. Парень был из Карловых Вар (наверное, самый «русский» чешский город), сносно понимал по-русски и, хоть и медленно и тщательно подбирая слова, но довольно хорошо говорил. Он рассказал, что они приехали из Коломбо, где были два дня, и, что Коломбо — скучный и неинтересный город, в котором делать совершенно нечего. Мы поделились своими впечатлениями.

Теперь о Михинтале. Находится всего в 12 километрах от Анурадхапуры. Очень атмосферное местечко, рекомендуем его к обязательному просмотру. Встречали высказывания, что Михинтале даже интереснее, чем сама Анурадхапура. Сложно сравнивать, но нам это место очень понравилось. Оно известно тем, что именно отсюда буддизм начал распространяться по острову, здесь проповедовал первый на Шри-Ланке учитель буддизма — Махинду. Комплекс включает в себя три холма: Манговое плато (Ambastala), Королевский холм (Rajagiri), Слоновью гору (Anaikutti). Подъем на гору Михинтале довольно трудный: высота горы составляет 305 метров и, чтобы попасть наверх, нужно преодолеть 1840 ступенек.


Но на транспорте можно подъехать на верхнюю парковочную площадку, что сократит путь вдвое, правда останутся неосмотренными пара, как мы читали, менее интересных достопримечательностей. Зато практически рядом с парковкой находятся и 68 пещер, и руины Медамалува, и Манговое плато.

Выйдя из машины, мы расстались с попутчиками, не договариваясь о том, когда возвращаемся к машине. Мы намерены были не торопясь осмотреть всё, что наметили.

Подниматься сюда лучше рано утром, пока не слишком жарко, или после полуденной жары, как сделали мы. Обязательно нужно запастись водой и взять с собой носки (ходить по всему комплексу, как всегда на Ланке, придется без обуви). Мы не стремились осмотреть здесь все руины. Кроме Мангового плато (билеты на двоих — 1000 рупий), остальные достопримечательности Михинтале доступны бесплатно, но расположены довольно далеко друг от друга.

Прямо с верхней парковочной площадки узкая лестница ведет направо к Ступе Кантака Четья (II в. до н. э.), является одним из древнейших на Ланке сооружений.


К юго-западу от Кантака Четья — нагромождения огромных валунов, за ними тянется гряда из 68 пещер.


Чуть выше по лестнице и в сторону — пруд Кобры, естественный водоем, наполняемый дождевой водой. Края Пруда выложены камнями, а на скале высечены изображение пятиголовой кобры с распахнутым капюшоном. По легенде, здесь купался Махинду. Но главная его ценность была как источника для системы орошения всего комплекса Михинтале.

1 из 2

Манговое плато — место, где сосредоточены главные достопримечатльности Михинтале. Оно представляет собой площадку, в центре которой установлена Ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba), колонны вокруг ранее поддерживали несохранившуюся уже крышу vata-da-ge (на сингальском — «круглый дом реликвий»)

1 из 4

обезьянки лакомятся лотосами на алтаре.

Рядом со ступой находится вмурованный в платформу округлый кусок необработанного камня — место, где король Деванампия Тисса впервые встретился с Махинду. Камень защищен оградой и крышей и усыпан деньгами, пожертвованными верующими.


позади возвышается главный холм Михинтале — Арадхана Гала (Aradhana Gala), с которого Махинду читал свои проповеди

1 из 2

наверх нужно забираться по высеченным ступеням, а затем по железной лестнице. Оттуда открываются прекрасные виды

1 из 2

слева статуя Будды (Buddha Statue), исторической ценности не представляет, но добавляет окружающей обстановке подобающего колорита


справа — белая ступа Маха Сейя (Mahaseya Dagoba) — самая большая в Михинтале, её строительство принадлежит королю Mahadathika Mahanaga (нач. 1 века). В ней, по легенде, замурован волос Будды.


вид с площадки рядом со ступой


дерево Бодхи

эндемичные птицы Шри Ланки без всякого благоговения лакомятся фитилями из свечей


водоём с рыбками и черепахами

1


Ступа Махинду (Mihindu Seya) (на карте), где хранится прах самого Махинду.


Если идти по тропинке между Ступой Амбасталой и Арадхана Гала, можно пройти к Пещере Махинды, где он жил и медитировал. Там можно увидеть так называемую кровать Махинды — плоскую скальную плиту.

Михинтале пропитано какой-то благостью и умиротворением. Связано ли это как-то с буддизмом (посередине между ступами находится небольшой действующий храм) или просто является природным местом силы — не знаю. Но от посещения осталось чувство полученных душевных сил и здоровья. Мы остались очень довольными посещением.

На неторопливый осмотр всего у нас ушло часа два, но, повторюсь, мы не осматривали многочисленные руины ниже парковочной площадки. Вообще, мы придерживаемся того мнения, что нельзя слишком уставать и делать сверхусилия при осмотре достопримечательностей. Музей или археологический комплекс — через 3 часа наступает усталость и притупление восприятия, и тогда эффект и впечатления совсем не те. Всегда лучше недобор, чем перебор, по-моему.

Когда мы вернулись в миниавтобус, оказалось, что чехи уже были там. Их скучающий вид говорил, что ждут они нас явно больше пяти минут. Оказалось — полчаса. Нам было немного неудобно, но не отказываться же было от просмотра всего, что нам хотелось в комфортном для нас режиме… Вот результат совместной поездки разных людей. Правда потом парень, извиняясь, попросил, чтобы мы позволили водителю сначала отвезти их туда, где они смогут купить пива, а только затем в гостиницу. Мы с удовольствием согласились, компенсируя им время их ожидания.

У нас же в гостинице был заказан ужин, т. к. судя по отзывам, тут лучше не рисковать, а поесть у себя в отеле. Тем более, что стоил он 600 рупий на человека, всё очень вкусно (карри с очередным разнообразием соусов). Вообще отель и хозяева (молодая семья) нам очень понравились. У меня на букинге есть отзыв

Вечером мы попросили хозяина гостиницы позвонить нашему знакомому Аби и заказать для нас машину для осмотра Анурадхапуры. Объекты расположены далеко друг от друга, и осматривать комплекс, да ещё по жаре, лучше всего на транспорте.

Утром в назначенное время во двор нашего отеля въехал миниавтобус — снова другой — не тот, что вчера. Другим был и водитель. Молодой парень. Из разговора с ним выяснилось, что он приехал за нами, а Аби — его дядя. В общем, семейный клан. На этот раз попутчиков никаких не было, можно было с комфортом осматривать всё, что нам было интересно, охлаждаясь каждый раз в спасительной кондиционируемой атмосфере машины после очередного объекта под палящим солнцем.

У нас была распечатка схемы туристических объектов Анурадхапуры. Монастырский комплекс Абхайягири вначале поездки мы рассматривали как объект для посещения (1 билет 30 долларов). Но уже сейчас решили пока воздержаться от его осмотра или, во всяком случае, оставить напоследок. Водитель на вопрос, стоит ли поехать в Абхайягири, с сомнением пожал плечами и сказал, что «Абхайягири — не очень важно». К тому же в интернете встречали такое мнение: «Многие туристы вообще отказываются от покупки билета, объезжают достопримечательности самостоятельно, не заходя на территорию Абхайягири, посещая только бесплатные. Платные и бесплатные дагобы в целом однообразны, и вам скорее всего наскучит уже после третьей- четвертой».

Анурадхапура — первая древняя столица сингальского королевства. Главные туристические объекты в городе это — ступы. Некоторые из них просто гигантские. Одна из них — кирпичная Джетавана. Она действительно просто огромна, видна издалека. Является самой высокой в мире дагобой, построенной из кирпича (изначально 122 м, III в.). Внутри якобы замурован пояс Будды.


Остальные ступы также достаточно интересны и совершенно бесплатны. Особенно понравилась Руванвелисия. Самая почитаемая из всех прочих ступ, т. к. в ней хранится больше всего мощей.

1 из 6

Ступа располагается на платформе, украшенной барельефами из более сотни слонов (слоны участвовали в возведении дагобы).

Вокруг ступы расположены: святилище с 5 статуями Будды и фресками,


4 мини-дагобы, макет дагобы в стеклянном кубе и скульптура короля Дутугемуну.


Высота ступы составляет 92 м, диаметр 90. От первоначального внешнего вида почти ничего не осталось. Мы даже увидели очередные восстановительные работы, в которых участвовали как монахи, так и местное население.


Ступа Тхупарама (Thuparama Dagoba) — самая первая ступа на Шри-Ланке, посвященная появлению буддизма.

1 из 7

В Ступе замурована ключица Будды, вокруг остатки разрушенных зданий старого города.


Похожие публикации