Питание в эконом классе. Ланч-бокс: всю еду ношу с собой! Ланч бокс под еду как в авиации

Ланч-бокс - это современный эргономичный контейнер для хранения еды. Емкость имеет плотную крышку, привлекательный дизайн и удобную форму. Бокс легко брать с собой на работу и в путешествие. Можно разогревать и с комфортом употреблять самую разную еду. Износостойкие и экологически безвредные материалы обеспечивают долговечную службу и полную безопасность для здоровья человека. Сегодня обсуждаем очень нужные для каждого аксессуары - ланч-боксы для еды и рассказываем все самое интересное про разновидности и выбор пищевых контейнеров.

Что такое ланч-бокс?

Под наименованием ланч-бокс скрывается многофункциональный контейнер, который помогает правильно и вкусно питаться в любом месте. Это легковесная емкость, куда можно сложить разные продукты питания или налить напитки и все это взять с собой на работу, на учебу, в дорогу или на пикник.

Принцип закрывания может отличаться. Производители предлагают купить контейнеры для переноски еды с подогревом или без такового, с веселым детским дизайном и без декора. Есть разные материалы и количество отсеков. Можно индивидуально подобрать ланч-бокс для нужд конкретного человека.

ланч-бокс - это контейнер для еды

Разновидности боксов для еды

Одноразовые ланч-боксы

Дешевые одноразовые контейнеры изготавливаются из прочных безопасных материалов и позволяют гигиенично переносить любую пищу. Популярные марки этой категории:

  • Horeca - хорошие одноразовые контейнеры белого цвета, предназначены для холодных и горячих продуктов питания, выдерживают температуру +70 градусов, имеют 1 общий отдел, изготовлены из полистирола (цена - 370 руб);
  • Стиропласт - популярная марка одноразовых контейнеров для еды, боксы белого цвета, состоят из двух отделов, сделаны из полистирола, секции разделены перегородкой, емкость овальной формы, крышка отсутствует (цена - 8 руб).


Horeca

Стиропласт

Ланч-бокс с подогревом

Электрический ланч-бокс

Электро-контейнеры из пищевого пластика умеют быстро подогревать еду, оснащены герметичной крышкой с уплотнителем из силикона и несколькими крепежными элементами. Большинство моделей разогревается за 5 минут, питаются от сети. Востребованные товары:

  • Bradex Bento - герметичный синий термо-ланчбокс с ручками, объем 0,9 л или 1,5 л, изготовлен из резины, абс-пластика и нержавейки, держит температуру до 5 часов, компактный контейнер подходит студентам, водителям, школьникам и сотрудникам офиса, можно мыть в посудомоечном автомате (цена - 1000 руб);
  • Aqua Work C5 - розовый контейнер с подогревом и ручкой, работает от розетки, сделан из нержавейки и пластика, в комплекте вилка и ложка, объем 1,5 л (цена - 2000 тыс).


Bradex Bento

Aqua Work C5

Ланч-бокс, подогревающийся от автомобильного прикуривателя

Автомобильные ланч-боксы оснащены проводом, который подключается к разъему-прикуривателю. Контейнер с едой может путешествовать вместе с вами в машине. Пища быстро нагревается и долго остается горячей. Популярные товары из этой группы:

  • Aqua Work 12В - стильный оранжево-белый автомобильный ланч-бокс, греется от прикуривателя, объем чуть больше 1 л, сделан из стали и пластика, в крышке прячутся столовые приборы, которые идут в комплекте (цена - 2000 руб);
  • Авто кухня 12В - миниатюрный автомобильный контейнер для еды из металла и пластика, работает от прикуривателя, имеет объем 820 мл, бокс легко разбирать и мыть, продается с вилкой и ложкой, имеет светодиод-индикатор (цена - 2000 руб).


Aqua Work 12В

Авто кухня 12В

Термо ланч-боксы для детей и школьников

Правильное питание детей - залог здоровья, хорошего самочувствия и успешной учебы. Ребенок должен питаться полноценно, а не сплошными перекусами. Школьные ланч-боксы позволяют ребенку проявить самостоятельность - взять с собой еду, покушать в школе или в путешествии. Эти контейнеры можно распознать по детскому дизайну. Актуальные покупки:

  • Iris Barcelona - удобный ланчбокс для школьников в виде термической сумки с регулируемым ремнем, ручкой и боковым карманом, внутри контейнеры из пластика с прозрачной крышкой, объем 0,8 и 0,6 л, сумку можно стирать (цена 2800 руб);
  • Lunch Kit Floral Soft - детская сумка-термос, розового или голубого цвета, для любых продуктов и напитков, выдерживает температуру от -20 до +50 градусов (цена - 860 руб).


Iris Barcelona

Lunch Kit Floral Soft

Ланч-бокс с секциями для еды

Если необходимо взять с собой несколько порций разных блюд, то незаменим ланч-бокс с отделениями. В таком контейнере продукты не перемешиваются, сохраняется их целостность. Популярные товары из данной категории:

  • Lunch Box - контейнер с несколькими отсеками, с синими и прозрачными деталями, съемная тара для первых блюд, подходит для микроволновки, сделан из пищевого пластика (цена - 600 руб);
  • Whip Bear - 4-секционный ланч-бокс с позитивным принтом, отделы расположены ярусами, ложка в комплекте, помогает держать форму продуктов, сделан из экологичного пластика, крышка надежно защелкивается (цена - 800 руб).


Whip Bear

Компактный ланч-бокс для перекусов

Не всегда человека на учебе, работе или в путешествии ждет основной прием пищи. Случается так, что требуется только один или несколько легких перекусов. Здесь незаменимы маленькие контейнеры, куда можно положить все любимые продукты для здоровых перекусов. Востребованные товары:

  • Go Eat Joseph Joseph - сверхминиатюрный контейнер из полипропилена и силикона, необычной формы, хорошо сохраняет пищу от негативных воздействий извне и механических повреждений, рассчитаны ны нагрев в микроволновке и мойку в посудомоечном автомате (цена - 700 руб);
  • Black Blum Bento Box Lime - компактный контейнер из полипропилена и силикона, корпус стоек к ударам и падениям (цена - 930 руб).


Go Eat Joseph Joseph

Black Blum Bento Box Lime

Двухъярусный и трехъярусный бокс для еды

Разделение на секции может быть не только при помощи горизонтальных перегородок, но и посредством конструкции в несколько этажей:

  • Monbento Square - герметичный и надежный двойной контейнер для взрослых, квадратной формы, поддается мойке в автомате, рассчитан на разогреванию еды в микроволновке, объем 1,7 л, под крышкой хранятся фирменные столовые приборы (цена - 2300 руб);
  • Геймер - 3-секционный контейнер с оригинальным игровым дизайном для детей и взрослых, изготовлен из безопасного пластика, объем 1410 мл, в комплекте столовые приборы (цена - 750 руб).


Monbento Square

Геймер

Ланч-бокс для микроволновки

Принимать пищу необходимо в теплом виде, поэтому возможность подогрева в пищевых контейнерах чрезвычайно важна. Не каждому подходит ланч-бокс с подогревом или для автомобиля. Сегодня многие пользуются контейнерами для еды, которые можно ставить в микроволновую печь. Материал емкости качественный, он не портится и не выделяет вредных веществ при нагреве. Популярные наименования:

  • Sistema Lunch - очень удобный ланч-бокс, разделенный на 4 секции, объем 1,5 л, в комплекте небольшая бутылка, контейнер сохраняет продукты свежими, рассчитан на нагревание в свч-печке, крышка плотно защелкивается и герметизирует резервуар (цена - 750 руб);
  • Box Appetit Black Blum - бело-зеленый бокс для еды, квадратной формы, сделан из пищевого пластика, вакуумная плотная прозрачная крышка с двумя герметичными защелками, на крышке прикреплена вилка, в комплекте дополнительный контейнер, бокс можно мыть в посудомойке и разогревать в свч-печи (цена - 2130 руб).

Box Appetit Black Blum

Как выбрать боксы для ланча?

Материал

Пластик

Сегодня в продаже встречаются разные конфигурации пластиковых контейнеров. Основное достоинство - это легкость тары, а недостаток - хрупкость. Лучше выбирать товары от именитых брендов, которые гарантируют полную безопасность пищевого пластика. Ланч-бокс может иметь 1-3 или больше отсеков, что удобно для переноски нескольких продуктов. Огромный выбор моделей, цветовых решений и дешевизна - привлекательные характеристики контейнеров из пластика.

пластик

Стекло

Стеклянные ланч-боксы - не самый популярный вариант, но все же они существуют. С точки зрения хранения пищи и разогрева в свч-печи - это хороший материал. У контейнеров из стекла есть одна особенность, которую практически все считают недостатком - это тяжелый вес, по сравнению с другими материалами.

стекло

Силикон

Уплотнители ланч-боксов часто изготавливают из силикона. Благодаря полоске из эластичного материала паз крышки точно прилегает к контейнеру и совершенно не остается щелей. Поэтому можно брать с собой первые блюда, и они не прольются. На силиконе не размножаются бактерии и не скапливаются остатки пищи. Силикон - экологичный материал, из которого делаются ланч-боксы или их крышки.

силикон

Полистирол

Вспененный полистирол - удивительно легкий и недорогой материал, из которого делаются экологичные и практичные одноразовые пищевые контейнеры. Обычно такой ланч-бокс выглядит как просторная емкость с одним или несколькими отсеками и крышкой. Огромное количество людей питаются на работе и в других местах, используя ланч-боксы из полистирола.

полистирол

Объем

Объем ланч-бокса определяется индивидуально. Кому-то достаточно миниатюрного контейнера для перекусов, а для кого-то приемлемо завтракать, обедать или ужинать из многосекционного контейнера. При выборе размеров проанализируйте, насколько удобно вам будет носить еду с собой. Принимайте решение исходя из того, какое количество блюд и продуктов вы обычно употребляете. Для работы удобны ланч-боксы с несколькими ярусами. Самый распространенный объем ланч-бокса - 1,5 л с 1-3 отделами.

большой ланч-бокс

Количество контейнеров

Ланч-бокс может состоять из нескольких контейнеров. Таким образом, вы берете с собой несколько обособленных емкостей с разными блюдами и можете разогревать их по отдельности. Возможно, вам будет достаточно одного контейнера, но если нужно взять с собой больше еды, то подумайте о наборе. Лучше, если этот набор будет в комплекте со специальной плотной сумкой, которую можно вешать на плечо.

набор контейнеров

Количество отделений

Даже если вы длительно находитесь на работе или учебе, перемещаетесь в транспорте, то все равно нужно обеспечивать себя полноценным питанием. Ланч-бокс с 3-4 отсеками - это отличная возможность брать с собой куда угодно несколько блюд. В процессе переноски продукты не перемешиваются, благодаря особой конструкции и плотной крышке. Очень удобны маленькие контейнеры с несколькими отделами. Такие ланч-боксы легко помещаются в женской сумке и не вызывают неудобств.

контейнер с секциями

Чтобы безошибочно выбрать и купить ланч-боксы для разных ситуаций, учтите следующие нюансы:

  • подумайте, что вы планируете носить с собой - это могут быть первые или вторые блюда, бутерброды, фрукты, йогурты или печеньки;
  • если планируется употреблять жидкие блюда, то лучше отдать предпочтение термосу, который полностью исключает протекание;
  • вторые блюда отлично хранятся в контейнерах с несколькими отделениями;
  • цельные фрукты, бутерброды, печенье и йогурты лучше транспортировать в сумках с изотермическим покрытием;
  • ищите такие контейнеры, которые сочетают в себе вместительность и компактность, сегодня в продаже масса таких моделей;
  • секционный контейнер может выглядеть как одноярусная или двухъярусная конструкция - если в приоритете компактность, то лучше одноярусный;
  • помните, что в одноэтажном контейнере с несколькими отделами - ароматы блюд и продуктов неизбежно перемешиваются;
  • выясните заранее, можно ли ставить ланч-бокс в микроволновую печь для разогрева еды - существуют как материалы, которые не рассчитаны на нагревание, так и специальные стойкие материалы, которые хорошо выдерживают нагрев;
  • если нет микроволновки, то приобретите ланч-бокс в термосумке, в нем еда длительно будет горячей и не нужно ее подогревать;
  • возможно, для вас важен аспект ухода за посудой - хорошо, если пищевой контейнер можно ставить в посудомоечную машину, тогда он будет всегда кристально чистым.

автомобильный контейнер

Как видим из описания моделей и советов по выбору, существует великое разнообразие хороших ланч-боксов на все случаи жизни. В продаже имеются контейнеры для людей с разными потребностями и возможностями. Покупка возможна в супермаркете, хозяйственном или интернет магазине. Без контейнеров невозможно представить обед на работе или перекус в транспорте, на природе. Не пропускайте приемы пищи, чтобы сохранить высокую работоспособность и хорошее настроение, находясь вне дома.

Организация питания пассажиров на борту самолета - крайне важный и достаточно сложный процесс, при котором необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе длительность перелета, время суток, тип самолета, класс обслуживания пассажиров и многое другое. Как правило, на коротких и ночных рейсах пассажирам предлагается компактный ланч-бокс с бутербродами, сэндвичами, орешками, минеральной водой и другими напитками. На длительных рейсах каждые четыре часа предусмотрено горячее питание. Рацион зависит от класса обслуживания, но всегда включает не менее трех-четырех блюд (мясо, рыба, птица), а также чай, кофе, соки. Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более широким ассортиментом с наличием деликатесов. Продуктовые наборы формируются не про запас, а партиями по мере поступления заказа. Блюда изготавливаются, сервируются и пакуются в соответствии с жесткими санитарными нормами, ведь отравление пассажиров во время перелета чревато серьезными осложнениями. По окончании сервировки блюдо закрывается целлофаном или крышкой, а затем хранится при определенном температурном режиме вплоть до сервировки в тележки уже на борту. Готовые холодные блюда фасуются на тарелки, полуподносы и до подачи пассажирам размещаются в специальных контейнерах; продукция в вакуумной упаковке - в термоконтейнерах или сумках-холодильниках; некоторые компоненты рациона хранятся в индивидуальной упаковке (так называемые снек-боксы, ланч-боксы, динер-боксы). На все упакованные продукты наносится маркировка - сведения о содержимом, изготовителе, дате выпуска и сроке годности, также указываются номер рейса, дата, время вылета. Меню для бортпроводников в большинстве случаев то же, что и для пассажиров. А вот к качеству питания летного экипажа предъявляются куда более жесткие требования. Блюда для пилотов готовят отдельно; на всех стадиях приготовления, упаковки, транспортировки комплекты проходят многочисленные проверки и помечаются особой маркировкой. Обслуживание пассажиров варьируется в зависимости от класса обслуживания. В первом оно аналогично ресторанному: сначала - закуска, потом - горячее и затем десерт. В других классах все блюда приносят сразу. Отличается и сервировка стола. В эконом- и бизнес-классах еда, как правило, подается в одноразовом контейнере, а также используется одноразовая или многоразовая пластмассовая посуда. Горячие блюда фасуются в специальные алюминиевые контейнеры (касалетки) или пластиковые из кристализованного полиэтилентерафталата, которые способны, не деформируясь, выдерживать температуру свыше +150 °C. В салонах первого класса блюда подают в фарфоровой или даже хрустальной посуде (в отличие от обычной авиационная посуда более тонкостенная и упроченная), со столовыми приборами из нержавеющей стали или мельхиора. Одноразовая упаковка для бортового питания чаще всего изготавливается из полимеров и алюминия. Она должна соответствовать целому ряду критериев, таких как безопасность для здоровья человека, инертность по отношению к пищевым ингредиентам и устойчивость к развитию микроорганизмов, а также обладать легким весом и компактностью. Многие авиакомпании имеют пределенные требования к размерам упаковки, что связано с габаритами бортового оборудования (контейнеры, тележки и др.). Стоимость комплекта питания может существенно варьироваться в зависимости от бюджета компаний. У российских перевозчиков он обходится в среднем в 3–4 доллара, у западных - 5–6 долларов, иногда и выше. В большинстве случаев стоимость продуктового набора автоматически включается в билет и составляет до 5% от общей стоимости билета. Специалисты в области авиакейтеринга подчеркивают, что бортпитание просто не может быть дешевым из-за затрат на безопасность и непростую логистику. Однако в последние годы на международном рынке сформировался сегмент авиакомпаний low-cost, где еда вовсе не является обязательной частью полета: это дает пассажиру возможность сэкономить. При желании он может заказать продукты из меню за отдельные деньги. Sky Express - единственный российский перевозчик, работающий в сегменте low-cost. По данным за 2007 год, в среднем каждый ее пассажир приобретает за время рейса питание на сумму 50 рублей, причем основные продажи здесь обеспечивают не готовые упакованные комплекты продуктов, а отдельные наименования -сэндвичи, шоколадные батончики и др.

Фабрики-кухни

Вопросы, связанные с формированием продуктовых комплектов для бортового питания, лежат в ведении авиакейтеринговых компаний. Среди них есть предприятия с полным циклом производства (от закупки сырья, приготовления блюд до их фасовки и упаковки, а также розлива напитков) и те, которые закупают готовые полуфабрикаты, а затем на заказ формируют и доставляют наборы. Второй вариант предпочитают многие компании в странах, где развита индустрия производства готовых блюд и полуфабрикатов, отвечающая жестким требованиям авиакейтеринга. В России же пока преобладает кейтеринг полного цикла. Чем больше аэропорт, тем крупнее его основной производитель бортпитания, он же зачастую и единственный. В Москве, как и в целом по стране, лидирует компания «Домодедово Эр Сервис», в зависимости от сезона производящая ежедневно 45–60 тыс. рационов питания для 250–300 рейсов. Она обеспечивает более 45 российских (около 80% отечественного рынка воздушных пассажирских перевозок) и 40 авиакомпаний из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вторым по величине является «АэроМар» (20–45 тыс. рационов) - совместное предприятие «Аэрофлота» и корпорации LSG Sky Chefs, компании №1 в мире по производству бортпитания для авиаперевозчиков. Затем следуют «Ресторан при МА Внуково» (15–25 тыс. комплектов) и «Аэро-Фуд Кейтеринг» - «дочка» Международного аэропорта Шереметьево. В Санкт-Петербурге на рынке авиационного кейтеринга лидирует Служба организации бортового питания ГТК «Россия», расположенная в аэропорту «Пулково» (около 10 тыс.) Из региональных производителей бортпитания можно отметить «Кольцово» в Екатеринбурге и «Толмачево» в Новосибирске (каждый до 6 тыс. рационов в сутки). Особую нишу занимает московская компания «Провайдер-сервис» - она обслуживает исключительно VIP-пассажиров. Упаковку для бортпитания в России производят и продают не более четырех-пяти компаний, в том числе «Планета Термоформинг», «Мистерия», группа «СХЛ». Они предлагают одноразовые ланч-боксы (ПЭТФ, полистирол) для холодных и горячих блюд, снэк-боксы, тарелки, салатники, чашки, стаканы, столовые приборы отечественного производства, а также пластиковую посуду для многоразового использования крупнейших зарубежных производителей De Ster, W.K. Thomas и др. Ведущим отечественным производителем авиационных алюминиевых касалеток для горячих блюд является «РУСАЛ-Саянская фольга». Представители компаний, потерпевшие неудачу при попытке выйти на рынок одноразовой упаковки для бортпитания, сетуют на его закрытость и жесткий контроль со стороны чиновников. Действительно, количество игроков в сегменте авиакейтеринга весьма ограничено, немного и поставщиков упаковки для бортовых продуктовых наборов. Новым компаниям очень сложно войти в этот сегмент, даже несмотря на проходящие тендеры. Между тем стоит отметить, что рынок бортпитания является закрытым не только в России, но и во всем мире, втом числе и по соображениям безопасности. За рубежом производством бортпитания занимаются преимущественно холдинги при аэропортах или глобальные операторы типа LSG Sky Chefs, работающего более чем в двухстах аэропортах. Небольших независимых компаний на этом рынке крайне мало. Хотя вполне можно допустить, что российские бизнес-реалии лишь усугубляют эту закрытость. Так, компанию «Провайдер-сервис» в свое время не пускали во Внуково, гендиректор которой Алла Сучинская подала заявление в антимонопольную службу и выиграла суд. Кстати, по ее мнению, разговоры о невозможности выхода на данный рынок сильно преувеличены. Однако это очень непростой бизнес, потому желающих вкладывать средства в борьбу за место и рисковать «с нуля» крайне мало.

Рынок в пролете?

Отечественные производители одноразовой упаковки для бортпитания cчитают этот рынок весьма привлекательным, ведь объемы авиаперевозок в России с каждым годом увеличиваются. Так, по данным Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте, в 2006 году отечественными авиакомпаниями было перевезено 38 млн пассажиров, а по итогам 2007-го данный показатель вырос на целых 18%! Соответственно, с ростом пассажиропотока повышается спрос на продуктовые комплекты, а следом - и на упаковку для них. При этом, по словам упаковщиков, основную долю продаж составляют стандартные пластиковые контейнеры. Иногда вместо обычных прозрачных ланч-боксов или белых тарелок авиакомпании заказывают цветные (в тон фирменному цвету авиакомпании), иногда - с корпоративной символикой. Дело в том, что первостепенным вопросом является все же качество блюд, а вот в упаковке можно обойтись и без особых изысков - главное, чтоб она отвечала санитарным нормам. Мировой рынок бортпитания находится, по мнению экспертов, в состоянии стагнации. Большинство зарубежных перевозчиков стремятся к экономии, и в первую очередь «в жертву» приносят бортпитание пассажиров экономкласса. Такому принципу следуют и российские авиакомпании.

По данным экспертов, за последние десять лет расходы «Аэрофлота» на питание пассажиров снизились почти в два раза: если раньше цена рациона питания в экономклассе составляла 5 долларов, то сейчас - около 3,8. Разумеется, в этой ситуации перевозчикам нет смысла вкладывать значительные средства в улучшение внешнего оформления или конструкций одноразовой упаковки. Однако не все столь пессимистично. Несмотря на сложности, рынок упаковки для бортового питания все же развивается. Специалисты компании «Домодедово Эр Сервис» отмечают, что требования авиаперевозчиков к фасовке и упаковке растут: «Если раньше фабрика упаковывала продуктовые наборы для российских авиакомпаний в основном в одноразовую посуду и контейнеры, то сейчас поступает больше заказов на сервировку в многоразовую посуду». Отечественные кейтеринговые компании внедряют технологию упаковки скоропортящихся продуктов питания в газомодифицированной среде. Пионером в этой области не только на авиационном, но и на всем пищевом рынке стала все та же «Домодедово Эр Сервис», внедрившая данный метод еще в июле 2003 года. В процессе упаковывания блюд при помощи газа используется особая упаковка с высокими барьерными свойствами, позволяющая обеспечить герметичность и препятствующая проникновению агрессивной среды и кислорода. В июне 2008 года «Домодедово Эйр Сервис» совместно с инжиниринговым центром Gastronorm запустила консалтинговый проект, в рамках которого будет проведен комплекс работ по оптимизации процессов упаковки бортовых рационов питания. В ходе экспериментов станут испытываться новейшие технологии упаковки готовой продукции, применяемые на комбинатах бортового питания ОАЭ, Англии и Америки. Еще одной из тенденций является постепенный переход на экологически чистую и легко утилизируемую упаковку. Так, в сентябре «Аэрофлот» сообщил о комплексе мероприятий, направленных на снижение потребления топлива и других энергоресурсов и вместе с тем на повышение экологических показателей. Наряду с обновлением парка воздушных судов, внедрением электронного билета и другими действиями будет осуществляться замена пластиковых контейнеров и стаканчиков на бумажные. Некоторые российские авиакомпании используют одноразовую упаковку в качестве инструмента для формирования лояльности пассажиров. Скажем, питание для детей пакуют в специально оформленный красочный ланч-бокс и дополняют забавной игрушкой. А вот еще более интересный пример: по заказу Austrian Airlines шеф-повар Хельмут Остеррейхер, имеющий четыре короны (национальный аналог звезд Мишлен), придумал блюда для пассажиров экономкласса на коротких перелетах. Легкие закуски от «повара десятилетия» подают упакованными в специальный Austrian Snack Box, крышку от которого можно оторвать и бесплатно отправить как открытку в любую точку мира. По словам специалистов компании, порой отправляется до 4 тыс. таких открыток в день. А вот большинству российских кейтеринговых фирм и авиаперевозчиков пока не до открыток: в первую очередь следует решить вопрос качества бортового питания. Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко отмечал, что, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, в 2005–2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания. Из 1500 лабораторных проб, взятых с готовой продукции на борту самолетов, по микробиологическим показателям не соответствовало нормам более 11%. В цехах бортового питания этот показатель в среднем по России составил 5%. Причем в ряде регионов он значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае - 50%, в Самарской и Курганской областях - 40%, в Республике Дагестан - более 28%. Не зря же в феврале 2007-го Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с ухудшением качества питания на российских авиалиниях выпустила постановление «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов». Представители авиакомпаний сетуют, что на сегодняшний день отсутствуют механизмы, которые регулировали бы рынок предоставления услуг питания на транспорте. Раньше существовала система сертификации производства бортпитания, но она вступала в противоречие с российским законодательством, поэтому ее отменили. Хотя Роспотребнадзор и осуществляет разовые проверки, однако для влияния на ситуацию в целом у него просто нет механизмов. Качество упаковки также никто не контролирует.

Под стук колес

Питание в поездах - еще один, казалось бы, привлекательный рынок для игроков индустрии питания, если бы не одно «но». Дело в том, что в нашей стране ОАО «Российские железные дороги» является перевозчиком-монополистом и не желает отдавать на сторону ни один лакомый кусок «своего» бизнеса. Это и понятно, ведь услуга питания, например, приносит 5% дохода от пассажирских перевозок, хотя прибыль могла бы быть и больше. В отличие от авиации, где бортпитание вошло в стандарт сразу с появлением регулярных рейсов, на российской железной дороге продуктовые наборы в ланч-боксах появились лишь в начале 1990-х и за это время не особенно распространились. Сейчас их можно получить в вагонах повышенной комфортности, которыми, по данным РЖД, пользуется лишь 6% пассажиров, или порядка 6,2 млн человек. Билеты с гарантированным питанием приобретают 5,5% от общего количества пассажиров дальнего следования. Средняя цена на стандартный комплект продуктов составляет 200–300 рублей плюс 20% за обслуживание. В вагонах-ресторанах питается в среднем по 15–35 человек с поезда. Около половины вагонов-ресторанов компания «РЖД» сдает в аренду частным операторам питания, которые не только обслуживают посетителей, но и доставляют ланч-боксы в вагоны повышенной комфортности (бизнес-класса и экономкласса). А основным производителем продуктовых комплектов для железных дорог является «Домодедово Эр Сервис». Компания поставляет 2–3 тыс. рационов в сутки в 37 поездов, уходящих со столичных вокзалов. Но, разумеется, не может полностью обеспечить потребности рынка, так что на сегодняшний день спрос превышает предложение. Согласно требованиям, рацион гарантированного горячего питания в поезде должен состоять из холодной закуски, горячего блюда на выбор, фруктов, кондитерского изделия, минеральной воды, чая, кофе, сахара.«Холодный» набор может включать йогурты, круассаны, масло, плавленый сыр или икру в мелкой расфасовке, свежий сыр или колбасу в индивидуальной упаковке, а также напитки, соки. Но на практике все гораздо прозаичнее. «Вы видели ланч-боксы, которые сейчас обычно дают в поездах? - сердится один из собеседников PG. - Это такая пластиковая штука, куда нарезана засаленная колбаса, положен йогурт и булка, которой можно убить. За это берется 300 рублей». РЖД регулярно выявляют предпочтения пассажиров относительно питания в пути с помощью опросов. Любовь Полковникова, замначальника службы организации питания и сервисного обслуживания пассажиров Федеральной пассажирской дирекции РЖД, рассказывает: «Большинство пассажиров отдают предпочтение горячему питанию. Кроме того, многие хотят видеть в меню свежие фрукты и овощи. Но зачастую это создает сложности для выполнения санитарных норм: такие продукты быстро портятся, хотя последние технологии, использующие модифицированную газовую среду, позволяют идти навстречу подобным желаниям. Больше всего критикуют гарантированные наборы питания, так называемые ланчики. Такие рационы уже надоели пассажирам, постепенно будем от этого отходить. И более того, мы планируем полностью изменить концепцию организации питания на железной дороге - от стандартов питания и системы приготовления блюд до посуды и упаковки. Сейчас, например, в зависимости от класса вагона используются разная посуда и упаковка. Для пассажиров бизнес-класса блюда подаются на фарфоровой посуде, столовые приборы - из нержавеющей стали, для обслуживания в вагонах экономкласса используются пластиковые контейнеры, одноразовые столовые приборы. На некоторых направлениях применяют пенопластовые боксы, принятые в системе фастфуда, на других - касалетки, как в самолетах. Очевидно, что нужно переходить на единый стандарт рационов и их сервировки». В будущем специалисты РЖД намерены прийти к такому же высокотехнологичному питанию, как на борту самолета. «На Западе в вагонах-ресторанах не готовят, а только разогревают и подают блюда. Конечно, в Европе нет таких длинных маршрутов, дорога занимает 2–4 часа, а в России нам не удастся полностью отказаться от готовки в вагонах-ресторанах, но мы стремимся свести это к минимуму», - отмечает Любовь Полковникова. Отставание от зарубежья связано еще и с тем, что вагонный парк РЖД устарел. К работе по новым технологиям (с использованием готовых замороженных блюд) пригодно около 200 вагонов-ресторанов из 880. Но уже сейчас в системе питания на железнодорожном транспорте начали происходить кардинальные изменения. Осенью 2008 года компания «Арпиком», управляющая несколькими ресторанными сетями, заявила, что выходит в сегмент бортового питания пассажиров поездов, создав совместное с РЖД предприятие «Единая Сеть Питания». СП уже строит первую высокотехнологичную фабрику-кухню для производства готовой еды. Учредитель «Арпикома» и «Единой Сети Питания» Михаил Зельман отметил в интервью изданию Food Servise: «Я убежден, что индустрия гостеприимства в нашей стране достигла переломного момента, после которого она должна развиваться иначе. Теперь необходимо предлагать решения в области общественного массового питания, а не развивать локальные рестораны. РЖД постоянно проводят тендеры на обеспечение пассажиров питанием в поездах. Но почему мы них сегодня не участвуем? Мы не хотим собирать боксы из сомнительных продуктов на коленках низкоквалифицированного персонала. Наше сотрудничество с РЖД заключается в другом: мы создали совместное предприятие «Единая Сеть Питания». Это компания, инвестирующая в строительство фабрик, которые будут выпускать принципиально новый продукт. Во всем мире таких производств единицы, а в России вообще нет ни одного. Если сравнивать нашу фабрику с существующим производством «Домодедово Эр Сервис», то это как автомобили, выпущенные в 1905-м и 2005-м. И то, и другое довезет до места, но эффективность работы даже сравнить невозможно. На нашем производстве практически нивелирован человеческий фактор. Мы, наоборот, стараемся упростить технологию. На борту готовить блюда полного цикла нельзя. Нет гарантий, что вас не отравят, поскольку могут происходить технологические сбои. На борту можно оставить только операции разогрева и подачи. Наша задача - подобрать такие блюда, которые не потеряют качество при разогреве. Я убежден, что сегодня технологии позволяют добиться на крупном производстве лучшего качества еды, чем при приготовлении дома. А разговоры про «бабушкину еду» - это все маркетинг. На борту должны быть профессиональные стандарты питания и единое меню». Общий объем инвестиций в проект - около $100 млн.

Домашняя еда не только вкуснее, но и полезнее фастфуда или ланча в ближайшем кафе. Хорошо, что в наше время «еда с собой» превратилась в модный тренд для всех, кто увлечен здоровым образом жизни и заботится о членах своей семьи. Легкие перекусы можно носить с собой в удобных и красивых ланч-боксах, а супы сохраняются горячими в специальных термосах. Подобные девайсы облегчают жизнь, осталось только выбрать среди многообразия то, что подходит именно вам. Посмотрим несколько вариантов, которые доступны в DesignBoom .

Компактные перекусы

На весь экран

Если вы ищете небольшой, но достаточно вместительный контейнер, чтобы ребенок носил в нем школьный обед, подойдет ланч-бокс GoEat™ изумрудного цвета от британского бренда Joseph Joseph. Он состоит из двух отделений. В нижнем, разделенном перегородкой, можно хранить сухую еду — компоненты салата, орехи, фрукты, крупы или пасту. Верхний контейнер идеально подходит для снеков и жидких блюд. Его крышка снабжена специальным блокирующим кольцом, который предотвращает протекание. Есть шанс донести обед, не испачкав содержимое сумки или портфеля, при этом еда сохранит свой вкус и аромат. Еду можно разогревать в микроволновке, предварительно сняв крышку.

Двухэтажный обед

На весь экран


В некоторых емкостях удобно брать с собой сразу два приема пищи. Это подходит для тех, кто не успевает позавтракать или работает посменно. В этом случае обратите внимание на многоуровневые ланч-боксы с несколькими секциями. Согласитесь, лучше подстроить контейнеры под себя, чем пытаться «ужиться» с ланч-боксом меньшего объема и бороться со своим аппетитом. Модель MB Original jungle от французского производителя Monbento соответствует перечисленным выше требованиям. Два контейнера объемом по 500 мл устанавливаются друг над другом и закрепляются специальным ремешком. В комплект входит соусница, которая также служит удобным разделителем емкости на отдельные секции. Контейнер отличается элегантным дизайном, изготовлен из безопасного пищевого пластика и подходит для разогревания в микроволновой печи. Однако не рекомендуется переносить в нем жидкие блюда.

Еда как праздник

На весь экран


Итальянский ланч-бокс O EAT бургунди от Guzzini напоминает конструктор и выполнен как дизайнерский аксессуар. С этим девайсом можно составлять разнообразные и сбалансированные рационы, наслаждаясь вкусной едой, не отрываясь от работы. Такое питание мгновенно сказывается на работоспособности и продуктивности.

Конструкция состоит из двух контейнеров, половинки которых можно комбинировать между собой. Для надежной фиксации в боксах используются разделительные перегородки и силиконовая лента.

Материал, из которого выполнен этот яркий и веселый ланч-бокс, не содержит токсичных компонентов и может нагреваться до 100 °С. Глядя на этот аксессуар, повышается настроение и аппетит. Все-таки итальянцы умеют превратить в праздник каждый прием пищи!

Тарелка супа в дамской сумочке

На весь экран


Английские производители порадовали еще одной новинкой — оранжевым термосом Food Flask от Black+Blum из нержавеющей стали. Теперь с собой можно носить супы и другие горячие блюда, независимо от того, есть ли у вас микроволновка в офисе или нет.

Благодаря вакуумной колбе и двойным стенкам еда остается горячей в течение шести часов. Термос можно переносить даже в горизонтальном положении. Герметичная крышка с силиконовой прокладкой не даст жидкости вытечь из контейнера. Все детали девайса изготовлены из экологически безопасных материалов.

В емкость помещается стандартная порция еды объемом 400 мл — это достаточно глубокая тарелка, поэтому голодными вы не останетесь. Ложка сконструирована так эргономично, что ею удобно черпать еду с самого дна. Она крепится к термосу мягким ремешком из искусственной кожи, поэтому никогда не потеряется в сумке или рюкзаке.

К примеру, очень вкусны, полезны и удобны сэндвичи из двух половинок цельнозернового хлеба, между которыми можно положить листья салата, отварную курицу или ломтик говядины, твердый сыр, кружочки огурца и колечки болгарского перца. Бутерброды должны быть закрытыми, без соусов и пачкающихся продуктов, чтобы ребенку было удобно перекусывать. В контейнере хватит места для овощей, твердых фруктов и орехов.

В интернет-магазине DesignBoom можно купить контейнер для еды на любой вкус и цвет. Для пользователей сайта «Едим Дома» до 30 января 2019 года действует эксклюзивная скидка 20 % на все ланч-боксы. Чтобы воспользоваться этой уникальной возможностью, введите промокод edimdoma20 в специальную строку при оформлении покупки.Наслаждайтесь вкусными и полезными перекусами из идеальных ланч-боксов!

Журнал/Как и где готовят еду, которую подают в самолетах - все самое вкусное из мира туризма на «Тонкостях». Необычные рецепты, любимые блюда из путешествий и многое другое читайте на «Тонкостях туризма».

Пассажиров кормят почти на всех регулярных авиарейсах, исключение - лоукостеры, снижающие стоимость билетов всеми доступными способами. Любознательный турист наверняка задумывался: откуда берется эта еда? Кто ее готовит? У каждой авиакомпании своя кухня или есть какая-то общая, где все перевозчики заказывают свои касалетки?

На самом деле оба варианта имеют место. Есть предприятия, специализирующиеся на авиакейтеринге. Они сотрудничают с несколькими перевозчиками, авиакомпании в свою очередь - с несколькими кухнями в разных городах. Это позволяет загружать на борт питание только для предстоящего рейса, а не возить огромное количество еды по разным странам. Многие из таких предприятий оказывают комплексные услуги: обеспечивают питание, проводят уборку, экипировку бортов.

У некоторых авиакомпаний, в России это «Аэрофлот» и «Ютэйр», есть собственные фабрики-кухни, но не во всех городах.

3 любопытных факта о питании в самолетах, которые вы могли не знать:

1. Изготовление

Отличительная особенность каждого предприятия, специализирующегося на бортовом питании, - повышенные требования к безопасности. Строго следят за качеством, не пускают посторонних, чтобы избежать массовых отравлений. В приготовлении бортовой еды не используются скоропортящиеся продукты, например, творог или сливочный крем, потому что проблемы с пищеварением никому не нужны. Особенно, пилотам - ведь еду для них делают здесь же, хотя и по особому меню.

В цехах, как в ресторанах, готовят сразу несколько горячих и холодных блюд для разных авиакомпаний плюс специальное меню, например, диабетическое или постное. Пассажирам первого класса часто предлагают блюда высокой кухни с привлечением даже мишленовских поваров.

Последние модные тенденции авиаменю - паназиатская кухня, которая постепенно вытесняет многолетнего лидера - итальянскую.

2. Фасовка

Горячую еду фасуют в фольгированные контейнеры (касалетки) для эконом-класса и в керамическую посуду с приборами для первого и бизнес-класса. Обязательно используют маркировку, чтобы понимать, какое блюдо внутри. Холодные закуски кладут в ланч-боксы и запаивают в герметичные пакеты. Все это вместе с кондитерскими изделиями в упаковочном цехе складывают на подносы, их - на тележки, которые грациозно возят по салону стюардессы. Тележки у каждой авиакомпании свои, они отличаются по форме в зависимости от модели самолета.

Если полет длится меньше двух часов, пассажирам предлагают только ланч-бокс с холодными закусками.

3. Доставка

Заполненные тележки пломбируют и маркируют, указав время приготовления, номер рейса, пункты отправления и прибытия, время вылета, затем оправляют в аэропорт для погрузки самолет. Приготовленная еда хранится всего несколько часов, поэтому контейнеры собирают к фактическому времени вылета с учетом всех задержек. А разогревают ее в специальном шкафу в хвостовой части самолета.

4. Подача

Традиционно стюардесса предлагает на выбор два блюда: их должно быть поровну. Общее их количество соответствует числу пассажиров с запасом в один набор на 50 человек. Поэтому тем, кто получает еду последними, выбирать обычно не приходится.

Себестоимость одного стандартного обеда в эконом-классе - 150 RUB, что не так много в сравнении с ценами на авиабилеты. Однако содержание, погрузка контейнеров, услуги кейтеринговых компаний тоже стоят денег, отказ от всего этого и позволяет снижать тарифы.

Столь популярные ныне вагоны повышенной комфортности появились почти десять лет назад – в 1996 году.

К билету в такой вагон, как правило, прилагаются «услуги» – постельные принадлежности, печатная продукция, гигиенический набор и съестной паек. И вот здесь-то начинаются проблемы.

Нет, раз по документам кормить пассажира железнодорожники должны, то его и кормят. Но согласитесь, что между горячим, только что из ресторанной печи куском мяса с аппетитной жареной картошечкой и запаянным в целлофан куском колбасы существует некоторая разница.

Особенно обидно ощущать ее при одинаковой стоимости «обедов». Судите сами. В стандартный паек, называемый громким словом «ланч-бокс», входит несколько кусочков сухой колбасы, практически прозрачный кусочек сыра, пара до крайности миниатюрных булочек, по десять граммов масла и джема и суп «Магги». Ну и плюс к этому пакетики с кофе, чаем и какой-нибудь кексик.

Самое же интересное, что блюдо, вышедшее из ресторанной печи, экономически выгоднее сухого пайка.

Есть в Москве такая компания – «Домодедовские авиалинии», а при ней существует фирма «Домодедово эйр-лайн». Открываем «матрешку» дальше и обнаруживаем еще одних коммерсантов – «Домодедово Р-Сервис». Вот теперь мы добрались до сути.

Именно эта компания занимается поставками «ланч-боксов» на Российские железные дороги. Как компания, напрямую связанная с авиаторами, заполучила контракт с железнодорожниками, вопрос отдельный. Но начиналось все достаточно красиво.

Домодедовцы должны были поставлять этакий авиационный рацион, а вместе с ним и необходимое оборудование для его хранения и приготовления. Вагоны-рестораны за счет поставщиков должны были быть оборудованы ларями для хранения еды при температуре -18 градусов, конвекторами для разогрева и преобразователями тока для поддержания работы этого оборудования. Однако до сих пор все это «железо» на Северо-Кавказской не появлялось, лишь демонстрировалось на различных выставках и презентациях.

Хорошо, что они достаются не всем. Из всех составов СКЖД, имеющих в своей схеме вагоны повышенной комфортности, сегодня пайками «осчастливлены» лишь шесть. Причем даже в них пассажиры СВ кушают вкусную и добротную еду от железнодорожных поваров. В купе же приходится пока довольствоваться пайками.

Но южане работают над тем, чтобы еще 4 состава перевести на нормальный рацион. С двумя оставшимися, а это фирменные «Тихий Дон» и «Атаман Платов», ситуация сложнее. В их схеме, как правило, курсируют по 6 – 7 вагонов повышенной комфортности – 1 СВ, остальные купейные. Если все их перевести на рацион ресторана, то повара просто физически не смогут успеть приготовить на 234 человека.

Здесь, пожалуй, только два выхода. Или сократить количество вагонов повышенной комфортности, что вряд ли реально, или ставить в схему состава второй вагон-ресторан.

Однако и над горячим питанием начинают сгущаться тучи. Сегодня разговор идет о том, что ушлые авиаторы готовятся заменить горячие обеды неким подобием фастфуда, тем самым, для которого необходимы конвекторы, холодильные лари и преобразователи тока. Иными словами, пассажир может быть отлучен от свежей, исходящей ароматами отбивной и «обручен» с разогретыми, «консервированными» в фольге картофельными шариками и набившими оскомину окорочками.

Если подобный рацион еще можно объяснить условиями авиационных перевозок, где попросту нельзя приготовить нормальный обед, то смысл возможного внедрения такого меню на железнодорожном транспорте в составах, имеющих собственные вагоны-рестораны, понять трудно.

Начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Воробьев не раз говорил о необходимости полного перевода вагонов повышенной комфортности на горячий рацион. И постепенно эта задача на магистрали выполняется. Осталось решить, как быть с составами, в которых по шесть и больше таких вагонов, и как защититься от поклонников фаст-фуда.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону

Похожие публикации