Российские авиалинии список. Самые надежные авиакомпании мира и россии

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

Подбирая себе ту или иную авиакомпанию для перелета, практически каждый основывается на понятии надежности и безопасности. Это касается самой конструкции лайнера, а также предстоящего перелета. По данным сайтов, проводящих исследования в сфере полётов среди российских авиакомпаний по безопасности, лучшие авиакомпании России по-прежнему удерживают свои позиции.

Рынок авиаперевозчиков постоянно находится в стадии развития, и пассажиропоток растет с каждым днем.

На что необходимо обратить внимание, выбирая авиаперевозчика?

Во многих авиакомпаниях с целью увеличения пассажирского потока проводятся различные акции, способствующие предоставлению скидок при повторном использовании или снижению цен на авиабилеты. С чем это может быть связано и на чем может отразиться?

  • Уровень обслуживания клиентов.

Приобретая авиабилеты, обязательно необходимо обратить внимание на то, в какую категорию вы попадаете. В зависимости от класса обслуживания в дальнейшем проявляется разница в сервисном обслуживании и, соответственно, в стоимости билетов. Даже у лучших авиакомпаний России цены на авиабилеты распределены в зависимости от выбранного клиентом класса: эконом, бизнес и первый.

  • Периодичность задержки рейсов.

Иногда случается так, что у некоторых авиаперевозчиков случаются частые задержки вылета. Как правило, это бывает у чартерных рейсов. Но порой вылеты задерживаются и у регулярных рейсов. Причины могут быть различными. Например, много вылетов в одном направлении, ожидание своей очереди, дополнительные проверки борта или экстренный ремонт. Развитые компании строго следят за техническим состоянием воздушного транспорта и оборудования, а также просчитывают время полетов таким образом, чтобы не создавать задержек рейсов, заботясь о том, чтобы клиенты были доставлены до места назначения вовремя и в срок.

  • Сервис на борту.

Каждый день совершаются тысячи рейсов, часто маршруты их пересекаются. За счет этого возникает большая конкуренция. Для того чтобы привлечь клиентов именно к себе, перевозчики стараются разнообразить дополнительные услуги, предлагаемые на борту. В наше время многим людям по работе необходим постоянный выход в интернет, в том числе и на высоте. Такая услуга теперь стала доступной и среди лучших авиакомпаний России. За дополнительную плату можно в процессе перелета находиться в режиме онлайн и работать в Сети.

В случае, когда путешествие длится более 6 часов, пассажирам выдаются подушки и одеяла. Но даже если перелет занимает совсем небольшое время, все равно всегда есть возможность попросить подушку и плед.

  • Питание на борту.

Перелеты свыше 3 часов уже считаются длительными и, как правило, предусматривают питание на борту. В зависимости от класса обслуживания и авиакомпании меню для пассажиров различается по своему набору. Обычно, если перелет совершается ночью или рано утром, подается на выбор сок, чай, кофе и легкая закуска, днем и вечером подают горячее блюдо, чай, кофе или сок с закусками.

  • Техническое состояние лайнеров.

Не все авиакомпании регулярно обновляют парк своих самолётов. Многие клиенты перед полетом всё-таки изучают информацию о состоянии и количестве самолетов в парке выбранного авиаперевозчика. Как правило, среди лучших авиакомпаний России происходит регулярное обновление авиапарка. Новый самолёт подсознательно вызывает ощущение большей надежности, чем лайнер с потрескавшейся обшивкой. У новых самолетов имеется современное оборудование, они оснащены новейшими разработками в области технологий, специализирующихся в сфере авиации. Они могут развивать большие скорости, при этом меньше расходуя топливо. Известно, что в парке компаний-лоукостеров, как правило, большинство лайнеров совершенно новые, ведь на их обслуживание тратится меньшее количество денег. Это дает возможность снизить цены на билеты.

  • Стоимость авиабилетов.

Для большинства клиентов решающую роль при выборе рейса играет цена билета. Авиаперевозчики устраивают различные акции либо временно удешевляют стоимость на определенное направление в несезонный период. Чтобы привлечь больше внимания клиентов, многие авиакомпании прибегают к такому маркетинговому ходу, как указание рядом с ценой информации о том, что осталось всего несколько мест по этой стоимости.

Маркетинговые уловки авиакомпаний

Замечено также, что если запрашивать одну и ту же дату на одном и том же сайте, то первоначально низкая цена уже не отображается. Для того чтобы снова увидеть дешевые билеты, необходимо зайти с другого ip-адреса. Можно попробовать просто сменить браузер. Билеты, купленные за несколько месяцев до вылета, как правило, на 25 % дешевле тех, что продаются за несколько дней до предстоящего рейса.

Среди 10 лучших авиакомпаний России можно выделить самые основные по рейтингу, безопасности и количеству совершаемых перелетов.

"Аэрофлот"

Лидирующие позиции по-прежнему занимает «Аэрофлот», за предыдущий год осуществившая перевозку более 20 млн человек. Являясь одной из самых старых и крупных авиакомпаний в мире, она регулярно перевозит пассажиров начиная с середины 20-х годов XX столетия.

По данным исследований, проводимых в 2016 году, она считается одной из самых безопасных авиакомпаний в мире. За предыдущий год зафиксирован рост пассажиропотока на 12 % по сравнению с 2015 годом. На сегодняшний день компания занимает первое место в рейтинге лучших авиакомпаний России.

S7

Сибирский авиаперевозчик вот уже много лет проявляет себе как надежная компания и вызывает доверие все у большего количества клиентов. Осуществляя сообщение с крупнейшими городами России, она часто проводит акции и размещает на своем сайте спецпредложения. Благодаря этому много людей летают рейсами S7 по России в бизнес-классе по достаточно демократичным ценам.

Согласно исследованию по выявлению, какая же авиакомпания самая лучшая в России за 2016 год, проведенному на основе анонимного анкетирования, количество забронированных мест в классах с повышенным комфортом было сделано людьми, совершающими перелеты по рабочим и командировочным вопросам. Осуществляя рейсы по 80 направлениям по России и за рубежом, компания сотрудничает с авиакомпаниями-партнерами, среди которых есть даже всемирно известный British Airways.

Продавая комбинированные билеты, S7 удается удешевить перелеты за счёт совершения пересадок и выполнения стыковочных рейсов. За предыдущий год рейсами авиакомпании воспользовались около 10 млн человек.

"Россия"

Являясь дочерней компанией «Аэрофлота», «Россия» также входит в топ лучших авиакомпаний России. За прошлый год услугами этого перевозчика воспользовались более 7 млн человек по различным направлениям по стране и за рубеж.

Динамика роста продаваемых авиабилетов составила более чем 40 % по сравнению с предыдущими годами. Авиаперевозчик базируется в Санкт-Петербурге и осуществляет большую часть своих перелетов из Пулково. Рейсы под номерами с 6 выполняются от имени «Аэрофлота», а те, которые начинаются на 5, под именем «России».

Utair

Российская авиакомпания Utair совершает свои полёты с середины XX века и также считается одной из самых лучших авиакомпаний России. Помимо парка авиалайнеров, насчитывающего более 60 лайнеров, ещё имеет парк вертолетов.

За прошлый год авиакомпания перевезла более 5 млн человек, чем увеличила свой оборот примерно на 19 %. Базируется в московском аэропорту Внуково.

"Уральские авиалинии"

Авиаперевозчик осуществляет регулярные и чартерные рейсы на авиационном рынке России уже более 20 лет. Выполняя рейсы внутри страны и за её пределы, компания в прошлом году перевезла более 5 млн человек. Она имеет широкий парк лайнеров, представляющих собой в основном аэробусы, и входит в пятёрку лучших авиакомпаний России.

Компания базируется в Кольцово в Екатеринбурге и московском аэропорту Домодедово и выполняет полёты более чем по 200 направлениям. Несколько лет назад она открыла собственный тренажерный симулятор для подготовки и обучения пилотов.

Подводя итог

В этом случае ответить на вопрос о том, какая авиакомпания самая лучшая в России, сложно. Ответ может оказаться субъективным. Ведь у каждого человека свои предпочтения и вкусы. Какому авиаперевозчику отдать предпочтение, решать придется самостоятельно на основании личных пожеланий и опыта.

Вопрос безопасности перелётов - один из самых актуальных вопросов, которым, так или иначе, задаются все путешественники. Вне зависимости от дальности, любой турист хочет, чтобы часы и минуты, проведённые в небе, были максимально спокойными и комфортными.

Зачастую выбор авиакомпании, которая и осуществляет перелёт, полностью влияет на все эти факторы. Ежегодно международными компаниями составляются рейтинги авиакомпаний, отражающие всю работу перевозчика и его главный показатель для пассажира - безопасность.

Портал Vipgeo представляет самые безопасные авиакомпании России и мира, согласно международным рейтингам и авторитетным изданиям.

Важно: Список авиакомпаний составлялся на основе рейтинга Европейского агентства по авиационной безопасности - EASA. В мире существует ещё несколько подобных агентств, и их данные могут незначительно отличаться.

Безопасные авиакомпании России

Согласно данным европейских агентств, на 2019 год авиакомпания «» признана самым безопасным перевозчиком, зарегистрированным на территории России. Ей был присвоен самый высокий рейтинг в 0,24 балла, из расчёта - чем ближе к единице, тем опаснее полёты этим перевозчиком.

Рейтинг составляется на основе проверки общего состояния лайнеров, пунктуальности и соответствии стандартам по документам и международным законом. Что касается авиакатастроф, то с 1993-го года у уральцев не было ни одного инцидента с человеческими жертвами.

«S7»

На втором месте по безопасности находится крупнейший уже за Уралом авиаперевозчик «S7 », ранее известный, как компания «Сибирь». У «сибиряков» парк самолётов старше, чаще всего в компании на регулярных рейсах работают 15-20-летние Аэробусы и Боинги. Впрочем, техническое состояние самолётов у международных комиссий нареканий не вызывало никогда.

Крупнейшие авиакатастрофы этой компании произошли в начале 2000-х годов, когда в общей сложности погибло более 300 человек. С тех пор уровень безопасности перевозок «S7» отвечает всем международным стандартам, а прецедентов, кроме двух аварийных посадок, зафиксировано не было.

Насчёт крупнейшей и старейшей авиакомпании России - «» - на сегодняшний день больше всего споров. С одной стороны, они имеют самый внушительный бюджет и позволяют регулярно обновлять свой парк самолётов. А вот с другой, серия катастроф в 90-х годах серьёзно подпортила репутацию, некогда гиганта перевозок. Поэтому сейчас - только третье место и 0,38 балла.

Но главное, что стоит сказать об «Аэрофлоте», это то, что компания - единственный из российских перевозчиков, стабильно попадающий в международные рейтинги. Правда, то же агентство JACDECв 2019-м году поместило «Аэрофлот» лишь на 36-е место в списке самых безопасных авиакомпаний мира.

Зарегистрированная в Ханты-Мансийске компания «» сегодня - один из самых востребованных перевозчиков в стране, имеющий десятки внутренних и международных направлений.

Что интересно, основу парка компании составляют новые самолёты средней вместимости марки ATR, что делает перевозчика своеобразным лидером в коротких региональных рейсах.

Авиакатастрофы у «ЮТейр» случались, но последний крупный инцидент случился в 2014-м году с грузовым вертолётом МИ-8. Пассажирские самолёты летают без происшествий.

Безопасные авиакомпании мира

Рейтинг самых безопасных авиаперевозчиков в мире в 2019-м году заслуженно возглавила компания «», зарегистрированная в Гонконге. Она на рынке с 1946-го года, и за последние три десятилетия единственным происшествием, связанным с её самолётами стала жёсткая посадка пассажирского лайнера, летевшего из Индонезии.

На сегодняшний день «CathayPacificAirways» обслуживает десятки стран, включая всю Юго-Восточную Азию, Европу, США и Россию. С недавнего времени компания запустила даже русскоязычный сайт, с возможностью бронирования билетов.

Несмотря на инциденты 2017-го года, перевозчики Арабских Эмиратов продолжают занимать второе место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира. И лучшей из лучших считается компания «». Они ежегодно обновляют парк судов, а также регулярно улучшают качество обслуживания пассажиров - от эконом-класса, до первого класса.

Для российских туристов компания «Emirates»важна хотя бы тем, что она сотрудничает с «S7» организуя в Дубае и Абу-Даби стыковочные рейсы на Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Мальдивские острова. Кроме того, в 10-ти российских городах есть возможность прямого чартерного вылета самолётами этой компании.

«EVAAir»

Третье место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний занимает ещё один китайский перевозчик - «EVAAir ». Он начал работу в 1989-м году, и за годы существования не допустил ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами. Единственные прецеденты были связаны с жёсткой посадкой в США.

К сожалению, российские путешественники могут воспользоваться услугами этой авиакомпании только в азиатских аэропортах.

«QatarAirways»

И четвёртое место, согласно рейтингам безопасности авиакомпаний 2019-го года прочно заняли ближневосточные самолёты от компании «». Базируется перевозчик в Дохе и обслуживает 160 направлений по всему миру. С 1993-го года у компании было всего два происшествия, но оба обошлись без человеческих жертв.

Перевозчик имеет огромный парк судов из Боингов и Аэробусов. Что привлекательно для российских туристов - катарские самолёты регулярно совершают перелёты через Москву, Санкт-Петербург и Воронеж.

Так ли опасны лоукостеры, как о них говорят?

В последнее время из-за участившихся сообщений об авиакатастрофах лоукостеров многие туристы начали отказываться от дешёвых перевозчиков, искренне веря в то, что компании намерено экономят на безопасности ради количества проданных билетов. Но насколько это правда?

Туристы с большим опытом полётов на лоукостеров утверждают, что слухи и домыслы - не более чем преувеличения. Да, проблемы с лоукостерами есть, но ключевой причиной катастроф, как и везде, становится человеческий фактор. Ссылки на якобы старые самолёты нашей «Победы» и других дешёвых компаний - фальсификация. Сомневающихся участники обсуждений отправляют на официальные сайты перевозчика.

Если серьёзно подходить к вопросу, то главная проблема лоукостеров - это отсутствие должного комфорта при перелёте, но никак не безопасности пассажиров. Если вы выбираете дешёвый рейс, нужно знать, на чём вы экономите. Если же боитесь - вам прямая дорога в кассы крупных авиакомпаний.

В связи с участившимися сообщениями о крушениях самолетов, в особенности лоукостеров, многие всерьез озаботились вопросами безопасности перелетов. Воздушный транспорт, как правило, считается одним из наиболее безопасных способов передвижения. Чтобы развеять страхи и домыслы, можно довериться проверенным перевозчикам. Самые надежные авиакомпании мира включены в соответствующие рейтинги.

Вопрос безопасных полетов тщательно изучается не только рядовыми пассажирами, но и крупными статистическими агентствами. Наиболее авторитетными рейтингами надежности авиакомпаний располагают немецкая компания Jacdec и Европейское агентство по авиационной безопасности, которые публикуют списки безопасных перевозчиков по данным исследований. При подсчете коэффициентов учитываются параметры за прошедшие тридцать лет. Прочие крупные международные авиационные организации также занимаются аудитом безопасности полетов.

Расчет производится с учетом различных индексов, имеющих разный удельный вес. Так, недавняя авария будет иметь больший вес, чем катастрофа, произошедшая много лет назад. При подсчете во внимание принимаются следующие параметры:

  1. Общая численность обслуживаемых пассажиров.
  2. Суммарное число жертв катастроф.
  3. Количество разрушенных или утерянных судов.
  4. Число поломок и аварийных посадок, выхода за пределы ВПП и пр.
  5. Рейтинг государства-владельца компании: тщательность и прозрачность расследований инцидентов.

Чем дольше авиакомпания осуществляет свою деятельность без происшествий, тем выше ее позиция в рейтинге. Полученный в результате расчетов индекс безопасности должен быть максимально небольшим, что будет свидетельствовать о надежности компании. Перевозчики с высоким индексом, соответственно, менее безопасны.

Самые безопасные авиакомпании в мире

На первом месте по результатам различных агентств второй год подряд оказывается Cathay Pacific Airways.

На протяжении многих лет своей работы компания из Гонконга занимает лидирующие позиции в списке надежных перевозчиков. За 30 лет единственными инцидентами стали жесткая посадка судна в аэропорту и два террористических акта в самолетах. Индекс безопасности авиалиний составляет 0,006.

Вторую позицию занимает Emirates с индексом безопасности, равным 0,007. За годы деятельности с этой компанией связано лишь два инцидента, при которых не пострадали пассажиры. Авиалинии сотрудничают с S7, производят обычные и чартерные вылеты из многих городов России.

На третьем месте расположилась компания Eva Air, находящаяся в Тайване. В ее деятельности не было серьезных происшествий, за исключением выхода за пределы полосы, ложного сообщения о заминированном судне и экстренной посадки из-за плохого самочувствия одного из пассажиров. Индекс безопасности Eva Air равен 0,008. Данная авиакомпания не действует в пределах России.

Безопасные авиакомпании в России

Не все признанные в мире авиакомпании функционируют в России. Это, тем не менее, не означает, что в нашей стране нет перевозчиков, за надежность которых не стоит опасаться. Индексом безопасности, не превышающим допустимых норм, обладает ряд российских предприятий. Рассмотрим, какая авиакомпания в России самая надежная.

Помимо вышеперечисленных параметров, при расчетах учитывается пунктуальность перевозчика, возраст и общее техническое состояние судов и их соответствие международной документации и нормам. Перечислим и рассмотрим самые надежные авиакомпании России.

По рейтингам EASA, лидером российских авиаперевозок на 2017 год стала компания «Уральские авиалинии». Ее рейтинг составляет 0,24 балла. Компания характеризуется высокой надежностью: за период в 14 лет у нее не произошло ни одного инцидента, где имелись пострадавшие.

Второе место на сегодняшний день занимает S7 Airlines, в прошлом именуемые как «Сибирь». Несмотря на парк самолетов, возраст которых может достигать 20 лет, их техническое состояние не вызывает беспокойства у международных комиссий. В начале 2000 годов компания переживала трудные времена, когда в результате крушений погибло около 300 пассажиров. Сегодня рейсы этого перевозчика отличаются надежностью и качеством.

Компания Аэрофлот занимает различные позиции в зависимости от разных данных. В 2016 году она характеризовалась индексом безопасности в 0,108 баллов и входила в топ-60 надежных мировых перевозчиков, закрепившись на 36 месте. Это высокий показатель, превышающий параметры многих крупных зарубежных компаний.

По данным 2017 года, в России она находится на третьем месте и получает 0,38 баллов. Во многом на оценку повлияли катастрофы, произошедшие еще в 1990-х годах. Сейчас компания стабильно обновляет парк самолетов и характеризуется надежностью и высоким качеством услуг.

Компания Трансаэро также ранее входила в список лучших 60 компаний мира, занимая 17 место при рейтинге в 0,024. На сегодняшний день авиалинии прекратили свою деятельность.

Ханты-Мансийский перевозчик Ютейр сегодня является крупной популярной компанией, парк самолетов которой состоит из молодой техники. Она специализируется на коротких региональных перелетах. Последним крупным инцидентом в работе авиалиний стало крушение грузового вертолета.

Альтернативные рейтинги безопасности

Помимо общепризнанных систем подсчета с индексом безопасности, имеются иные классификации компаний, которые предоставляют некоторые агентства. Так, британские исследователи изучают компании на основе их пунктуальности, где одну из строчек заняла российская S7 Airlines.

Компания Skytrax создала продукт под названием Quality Rating («Рейтинг качества»). Сервис основан на ежемесячных подсчетах показателей деятельности компаний и постоянно обновляется в зависимости от полученных данных. Создатели сервиса подчеркивают, что их подсчеты не основаны на данных о катастрофах, так как подобные инциденты могут происходить не по вине авиакомпаний.

Под тщательный анализ здесь подпадают параметры соблюдения персоналом норм безопасности и наличие подготовительных курсов на случай непредвиденной ситуации. Эксперты агентства посещают компании с целью выявления и составления рейтинга. При этом перевозчикам присваиваются не отметки или индексы, а звезды.

Пяти звезд удостоилось семь компаний, среди которых имеются два предприятия, включенные в рейтинги Jacdac и EASA. Это компании Cathay Pacific Airways и Qatar Airways.

В списке присутствуют и российские авиакомпании. Так, S7 Airlines и Аэрофлот удостоились трех звезд в рейтинге, а компания Россия получила две звезды.

Вероятность и причины катастроф

Довольно большой резонанс вызвала катастрофа судна FlyDubai в России. После происшествия ряд источников утверждал, что крушение было вызвано пренебрежением мер безопасности перелета. Эти данные не были подтверждены, однако вопросов к лоукостерам меньше не стало.

Стоит отметить, что слухи о некомпетентности пилотов лоукостеров и устаревшей техники являются в корне неверными. Персонал и техника подобных компаний соответствуют всем международным требованиям, а отличие таких вылетов от стандартных заключается в цене и сервисе.

Постоянно растущий уровень безопасности полетов каждый год приносит плоды в отрасли авиации. Еще в период с 1982 по 1991 год по отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) индекс безопасности полетов Советского Союза составлял 0,08. В странах СНГ он доходил до 0,1 и чуть получше в США – 0,02. За показатель бралось отношение числа происшествий на 100 тыс. часов полета.

Внимательный анализ причин трагедий и управление безопасностью полетов вывели авиаперелеты на уровень доверия со стороны пассажиров. Опубликованные компанией IATA в 2014 г. цифры показали, что на 4,4 млн. полетов приходится 1 происшествие.

По данным Всемирного Фонда, с января 2019 года по декабрь 2020 года зафиксировано более 20 воздушных происшествий, в результате которых погибло более 700 человек. Указано что в расчет брались только гражданские самолеты с вместительностью более 14 мест.

Чтобы постоянно держать пассажиров в курсе событий авиаперевозок, ИКАО представил свой проект – Электронную библиотеку итоговых отчетов. Портал был разработан в целях проведения уроков безопасности. С помощью него можно выполнить поиск по датам происшествий и ознакомиться с отчетом комиссии.

За все время существования воздушных путей только две авиакомпании могут похвастаться нулевым процентом несчастных случаев за последние 50 лет. Это австралийская компания Quantas — работает с 1922 года, и финская Finnair – с 1923 года. По данным JACDEC в целом зарегистрировано 22 мировые авиакомпании, за время существования которых не случалось серьезных катастроф.

Ежегодно немецкая компания JACDEC публикует собственный рейтинг уровня безопасности авиакомпаний. Ее результаты исходят из тщательного анализа несчастных случаев на бортах самолетов. Мерой, по которой происходит выстраивание рейтинга, принят индекс безопасности полетов. Новым авиакомпаниям по умолчанию присваивается значение 0. Хорошим показателем без смертельных исходов считается индекс 0,001.

Важно заметить, что база данных JACDEC по авариям ограничена 30 годами. Происшествия, которые случались во время учений, перевозки грузов, тестирований в расчет не берутся. Учитываются только рейсы с пассажирами на борту. В анализе безопасности принимают участие 60 крупнейших компаний мира.

Итак, представляем 20 лидеров авиакомпаний по безопасности перелетов 2019-2020 года.

Место в списке Авиакомпания Страна Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airway Китай, Гонконг 0,006
2 Emirates ОАЭ 0,007
3 Eva Air Тайвань 0,008
4 Qatar Airways Катара 0,009
5 Hainan Airlines Китай 0,01
6 КLM Нидерланды 0,01
7 Air New Zealand Новая Зеландия 0,011
8 Etihad Airways ОАЭ 0,013
9 Japan Airlines Япония 0,015
10 TAP Portugal Португалия 0,015
11 Jetblue Airways США 0,016
12 Lufthansa Германия 0,016
13 Qantas Австралия 0,016
14 Virgin Atlantic Airways Великобритания 0,017
15 All Nippon Airways Япония 0,018
16 Air Canada Канада 0,018
17 Delta Air Lines США 0,018
18 British Airways Великобритания 0,024
19 Sichuan Airlines Китай 0,025
20 Air Berlin Германия 0,025

В 2019 году австралийский Qantas не вошел в десятку, и оказался на 13 позиции. А японская компания Japan Airlines улучшила результаты прошлого года и поднялась с 44 места на 9.

Российские авиакомпании опять не вошли в 20 лучших по безопасности. Aeroflot-Russian сместился всего на одну позицию вверх (35 место). А Transaero Airlines вообще не принимала участия в анализе JACDEC.

Экспертный взгляд Швейцарии

По мнению экспертов швейцарского агентства ATRA опираться на историческую сводку аварийности самолетов не совсем верно. По сути любой воздушный транспорт подвержен внешним факторам и случается, что шансы на выживание пассажиров в большей степени зависят от квалификации пилота. Поэтому одним из критериев расчета коэффициента безопасности рейтинга ATRA считается уровень подготовки пилотов и диспетчеров.

После длительного анализа воздушных инцидентов и несчастных случаев, ATRA вывело 15 основных критериев безопасности полета:

  • Финансовое положение компании;
  • Коэффициент занятости пассажирских кресел;
  • Количество сотрудников на борту и пилотов;
  • Общее количество километража воздушного судна;
  • Количество судов в эксплуатации и вне производства;
  • Средний возраст действующих самолетов;
  • Составляющий воздушный парк (Airbus или Boing);
  • Число самолетов под угрозой;
  • Число несчастных случаев за последние 10 лет.

Данные для расчета основываются на информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакосмического журнала Flight Global.

На свое рассмотрение ATRA выбрала 94 крупнейших по финансовым доходам авиакомпании. Из них первыми в рейтинге и самыми надежными оказались азиатские Air China, China Southern Airlines Group, американские – AMR Corporation, Delta Air Line, Southwest Airlines, United Continental Holdings, US Airways Group, европейские – Air France KLM Group и International Airlines Group (статистика 2014 года).

Европейская программа SAFA

В 2004 году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) представило свой критерий оценки надежности – коэффициент SAFA. В отличие от растиражированных публичных рейтингов, на данный момент SAFA считается самым достоверным показателем надежности. Его признали все эксперты мирового авиасообщения. SAFA является своего рода итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA)

Стоит заметить, для того чтобы получить сертификат IOSA, компании необходимо выдержать проверку более чем по 1000 пунктов требований безопасности полетов.

Суть присвоения коэффициента состоит в выборочной проверке иностранных самолетов, приземляющихся в ЕС, инспекторами Еврокомиссии. Предугадать, когда состоится проверка невозможно. Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам на предмет технического состояние, возраста судов и документации. Из недочетов судна как раз выводится коэффициент SAFA.

Впоследствии, если проверенные самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество штрафных баллов, то сама компания вносится в черный список ЕС. Таким образом, проводится постоянное управление и повышение безопасности полетов над территорией ЕС.

К сожалению, специалисты SAFA держат свои заключения в закрытом доступе. Известно одно, чем выше коэффициент компании, тем ниже ее надежность. Критическим порогом считается коэффициент 1.95. Авиакомпании получившие такую отметку входят в красную зону и попадают под прицел внимательного и регулярного наблюдения Еврокомиссией.

Российские компании, прошедшие проверку после сертификации EASA, предоставили свои оценки по коэффициенту безопасности.

Безопасность полетов. Документальный фильм

Значения ниже 0,4 получили самолеты авиаперевозчиков «Уральские авиалинии», «Авиакомпания Сибирь», «Аэрофлот».

0,4-0,5 – «ЮТейр», «Глобус»;
0,5-0,8 – «Ямал», «Ред Вингс», «Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот-Норд», «Северный ветер»;
0,8 – 0,9 – «Донавиа», «ГТК Россия»;
1,08 – «Трансаэро»;
1,25 – «Скай Экспресс».

К порогу «красной зоны» приблизились компании «Владивосток-Авиа», «Башкортостан», «Авиалинии Дагестана».

ТОП бюджетных компании по безопасности полетов от авиационного портала Airline Ratings

Оценивание портала ведется по семи звёздочной системе. Каждая звезда присваивается за определенные показатели, такие как число и характер происшествий, качество работы персонала и сервиса.

Участие в рейтинге берут 449 авиакомпаний. После того как звезды выставлены, Airline Ratings составляет топ лучших и худших авиаперевозчиков. Полученный список самых безопасных компаний мира мало чем отличается от мнения немецкого JACDEC и других экспертов.

А вот топ бюджетных компаний (лоукостов) точно порадует будущих пассажиров. Итак, представляем вам победителей номинации:

В топ небезопасных перевозчиков 2020 г. попали компании из Индонезии, Непала и Суринам. Они получили 1 или 0 звезд:

Batik Air SrivijayaAir
Bluewing Airlines Trans Nusa
Citilink Trigana Air Service
Kal-Star Aviation Wings Air
Lion Air Xpres Air
Похожие публикации