Население бурятии. Население республики бурятия Сколько жителей в бурятии

Столицей Республики Бурятия является Улан-Удэ. Население этого города довольно разнообразно по своему социальному статусу, этнической принадлежности, возрасту и т. д. Данный административный центр имеет интересную и богатую историю, которая не могла не отразиться на формировании облика его жителей. Давайте выясним, что представляет собой население Улан-Удэ, а также историю его формирования.

Географическое расположение

Но, прежде чем начать изучать население г. Улан-Удэ, нужно разобраться, где же именно располагается данный населенный пункт.

Как говорилось выше, Улан-Удэ является столичным городом Республики Бурятии. Располагается он на территории Восточной Сибири, в западной части Забайкалья, на расстоянии около 100 км от берега глубочайшего в мире озера Байкал.

Через город протекает крупная деля его на две части. Кроме того, на территории, относящейся к Улан-Удэ, в эту реку впадает другая - Уда.

Располагается в регионе с резко континентальным типом климата, который характеризуется теплым летом и очень холодной зимой.

Город занимает территорию площадью 347,6 тыс. кв. км.

История

Чтобы узнать, как формировалось население города Улан-Удэ, нужно заглянуть в его историю.

С древности на территории, на которой сейчас располагается Улан-Удэ, обитали племена бурятов. Русские начали активно проникать в эти места с XVII века. В они на месте современной столицы Бурятии основали селение Удинское. Название свое оно получило, так как располагалось в самом устье Главной его функцией было обеспечение сбора ясака с покоренных бурятов. В 1678 году селение обзавелось оборонительными сооружениями и было преобразовано в Удинский острог. В 1689 году острог был превращен в настоящую крепость, которая получила название Верхнеудинская.

В 30-х годах XVIII века стало распространенным новое название - Верхнеудинск. В 1775 году крепость получила статус города, который через восемь лет стал центром уезда в Иркутской губернии. Постепенно город стал превращаться в центр забайкальского региона.

После Октябрьской революции Верхнеудинск несколько раз сменял свой статус. Вначале он стал административным центром Прибайкальской губернии, в 1920 году был столицей которая формально считалась независимым государством. Впрочем, в этом статусе город пробыл всего около полугода. В 1923 году он получил статус столицы Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ, что с бурятского означает «Красная Уда». То есть к названию реки, которое испокон веков присутствовало в наименовании города, было добавлено слово «красный» на бурятском языке, символизировавшее цвет Советской власти. Таким образом, название города одновременно приобрело идеологический и национальный бурятский оттенок.

В советское время город разрастался и модернизировался, строились предприятия и заводы. Если изначально основным населением были русские поселенцы, то в советское время все больше бурятов из других населенных пунктов Забайкалья переселялось в Улан-Удэ. Население города становилось этнически разнообразнее. В 1957 году Бурят-Монгольской АССР была переименована в Бурятскую АССР, а, соответственно, Улан-Удэ стал столицей этого преобразованной автономии. После распада СССР, в 1992 году, Улан-Удэ становится столицей Республики Бурятия, которая является субъектом Российской Федерации. В этом статусе город пребывает и ныне.

Численность населения

Основным демографическим показателем любой территориальной единицы является количество жителей. Численность населения Улан-Удэ на данный момент составляет 430,55 тыс. жителей.

Если сравнивать с другими региональными центрами Российской Федерации, то нужно сказать, что это средний показатель. Улан-Удэ занимает 42-е место по численности жителей среди всех городов России.

Динамика количества жителей

Но не всегда имел такое количество жителей Улан-Удэ. Население этого города периодически то увеличилось, то уменьшалось. Давайте просмотрим демографию столицы Бурятии в динамике.

Первые данные о численности населения в будущем Улан-Уде относятся к 1695 году. Тогда в Верхнеудинской крепости обитало 1981 житель. В 1770 году Верхнеудинск насчитывал уже 4700 жителей. Но затем численность начала снижаться. Так, в 1820 году она составляла 3000 жителей, а ещё через пять лет - 2024 жителей. Но затем количество проживающих стало расти. В 1829 году оно составило 2972 чел., а в 1851 году достигло величины 3746. В 1856 году количество жителей опять снизилось до отметки 3400 человек, но уже 1860 году вновь увеличилось, и составило 4032 человека. В 1890 году численность выросла до рекордных 5223 человек.

С этого момента количество населения города стало стремительно расти. Через семь лет оно уже составляло 8086 жителей, а к 1917 году достигло уровня 21,6 тыс. чел. В 1931 году уже 44,0 тысяч человек достигла численность жителей города Улан-Удэ. Население особенно стремительно увеличилось именно в 30-х годах XX века. Это было связано как с принудительными переселениями репрессированных в Сибирь, в том числе и в столицу Бурятии, так и с добровольным переездом молодежи, участвующей в индустриализации региона. В 1939 году количество населения Улан-Удэ достигло рекордного показателя - 125,7 тыс. чел. То есть в три раза больше, чем восемь лет до этого.

В дальнейшем тенденция роста численности продолжалась. Так, в 1956 году количество жителей достигло отметки 158,0 тыс. чел., в 1970 году - 253,6 тыс. чел., в 1980 году - 303,2 чел. Рост численности продолжался до 1987 года, когда количество жителей составило 351,0 тыс. жителей. Но в 1988 году в Улан-Удэ наблюдалось первое за более чем 100 лет снижение числа проживающих. Тогда количество жителей города снизилось до уровня 345,2 тыс. чел.

В последующие годы наблюдались своеобразные «качели»: население то увеличивалось, то снижалось. Так, в 1989 году его численность составила 352,5 тыс. чел., в 1992 году - 366,0 тыс. чел., в 1995 году - 363,тыс. чел., в 1997 году - 370,0 тыс. чел., в 1998 году - 366,1 тыс. чел., в 2002 году - 374,9 тыс. чел. Начиная с 2003 года и заканчивая 2009 годом включительно, наблюдалось ежегодное уменьшение населения жителей Улан-Удэ. Так, за этот период оно уменьшилось 359,3 тыс. чел. до 340,2 тыс. чел.

В 2010 году произошло резкое увеличение численности жителей Улан-Удэ. Количество составило 404,4 тыс. жителей. Правда, это произошло не за счет естественного прироста, а из-за присоединения ряда пригородных населенных пунктов к Улан-Удэ. Но все-таки нужно заметить, что именно, начиная с 2010 года, численность жителей города стала стабильно расти. В 2013 году она достигла количества 416,1 тыс. чел., а в 2016 году был в очередной раз побит рекорд. Число проживающих достигло уровня 430,6 тыс. человек.

В настоящее время тенденция демографического роста в Улан-Удэ сохраняется.

Плотность населения

Зная общую численность жителей города, и площадь территории, занимаемую им, не трудно рассчитать и В Улан-Удэ она составляет 1238,6 чел./1 кв. км.

Если сравнивать с другими близлежащими региональными центрами Восточной Сибири, то плотность в Чите составляет 643,3 чел./1 кв. км, а в Иркутске 623,4 чел./1 кв. км. Таким образом, видим, что в Улан-Удэ, относительно высокая плотность проживающих.

Этнический состав

Теперь давайте выясним, люди каких национальностей проживают в Улан-Удэ. В городе преобладают две нации - русские и буряты. Русских в Улан-Удэ абсолютное большинство - 62,1%. Бурятов в столице республике тоже довольно много - 31,9%.

Все остальные нации в сумме составляют всего 6% от общего числа населения. Среди них можно выделить такие этнические меньшинства, как украинцы, татары, корейцы и китайцы.

Религия

В городе Улан-Удэ довольно много различных религиозных конфессий. Тем не менее подавляющее большинство жителей города исповедуют православное христианство.

Кроме того, в Улан-Удэ имеются представители таких религиозных течений, как ислам, буддизм, католичество, различные протестантские течения, свидетели Иеговы, а также люди, которые исповедуют исконную религию бурятов - шаманизм.

Экономика города

Занятость населения Улан-Удэ обеспечивают как крупные предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Наиболее крупными организациями являются авиационный и локомотивный заводы, предприятия «Бурятзолото» и «Бурятнефтепродукт», целый ряд энергетических комплексов (ТЭЦ-1, «Бурятэнергосбыт», «Магистральные энергетические сети» и др.).

Кроме того, в городе развита легкая и пищевая промышленность, работает целый ряд крупных торговых предприятий. Хотя, безусловно, машиностроение остается основным направлением производства в Улан-Удэ.

Центр занятости населения

Для тех же, кто все-таки временно остался без работы, предлагает свои услуги Центр занятости населения. Улан-Удэ - довольно крупный промышленный город, поэтому различные свободные вакансии имеются на бирже труда постоянно. Кроме того, в Центре в случае необходимости можно повысить свой квалификационный уровень или получить новую профессию.

Какую же работу предоставляет Центр занятости населения Улан-Удэ? Вакансии тут очень разнообразные. Всегда востребованы работники на низкоквалифицированные работы. Но в то же время пользуются спросом инженерные и другие технические специальности. А вот в юристах и экономистах у работодателей потребность сравнительно невысокая.

Люди, временно утратившие работу и находящиеся на учете в Центре занятости, получают установленное государством пособие по безработице.

Социальная защита

Но пособие по безработице не единственная социальная гарантия государства. Социальная защита населения Улан-Удэ - это вопрос, который решает, главным образом, департамент по труду и соцзащите.

Именно данный орган отвечает за начисление пособий инвалидам, роженицам, малоимущим и другим социально незащищенным категориям населения, забота о которых делегирована ему государством.

Общая характеристика населения Улан-Удэ

Как видим, Улан-Удэ - постоянно растущий город. В настоящее время в нем наблюдается положительная динамика прироста населения. Кроме того, в столице Бурятии развита промышленность и другие сферы хозяйствования, что позволяет максимально обеспечить население города рабочими местами.

Подавляющее большинство обитателей Улан-Удэ составляют русские и буряты, при численном превосходстве первых.

В общем, у города Улан-Удэ, как и у его жителей, довольно оптимистические перспективы. Это позволяет населению столицы Бурятии с надеждой смотреть в будущее. Но, безусловно, дальнейшее развитие города в немалой степени зависит от развития Российской Федерации в целом.

«12» ноября 2012 года

Национальный состав населения Республики Бурятия

Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга пользователей итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, является вопрос о национальном составе населения. Переписи населения являются единственным источником информации, касающихся национального и языкового состава населения.

В ходе переписи населения 2010 года было обеспечено соблюдение ст.26 Конституции Российской Федерации в части свободного самоопределения национальной принадлежности. Национальную принадлежность детей определяли родители.

Республика Бурятия традиционно является многонациональной республикой, на ее территории проживают представители более 167 национальностей.

На изменения в национальном составе населения республики повлияли различия в естественном воспроизводстве и миграционные процессы, смена этнического самосознания людей под влиянием смешанных браков.

Наиболее многочисленной национальностью в республике являются русские, численность которых составила630,8тыс. человек. При этом, доля русских в общей численности населения республики снизилась с 69,9 % (726,2 тыс. человек) в 1989 году до 67,8 % (665,5 тыс. человек) в 2002 году и до 64,9 % (630,8 тыс. человек) в 2010 году. Русские составляют 62,1 % численности населения г.Улан-Удэ, в Прибайкальском районе – 93,7 %, Тарбагатайском – 91,8 %, Кабанском – 91,3 %, Бичурском – 86,5 %, Северо-Байкальском – 84,2 %, Муйском – 82,5 %, Заиграевском районе – 82,5 % и г.Северобайкальске–81,5 %.

Второе место в республике по численности занимают буряты - 286,8 тыс. человек. Доля бурят в общей численности населения республики растет с 24 % в 1989 году до 27,8 % в 2002 году и до 29,5 % в 2010 году, или на 37,3 тыс. человек. В республике проживают всего 62,2 % всех бурятов, проживающих в Российской Федерации. В первые в группу наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации буряты вошли в 2002 году, превысив четырехсоттысячный рубеж и составив 445,2 тыс. человек. По итогам переписи 2010 года численность бурят возросла на 3,6% и составила 461,4 тыс. человек. В целом по численности буряты находятся на 21 месте (в 2002 году – 19 место) по России. В Центральном федеральном округе проживает 4,1 тыс. бурят, из них 2,8 тыс. человек в г. Москва. В Северо - Западном федеральном округе 1,7 тыс. бурят, из них 1,3 тыс. человек в г. Санкт-Петербург. В Сибирском федеральном округе проживают 442,8 тыс. бурят, из них в Забайкальском крае - 73,9 тыс. человек (или 16% от численности всех бурятов, проживающих в России) и Иркутской области 77,7 тыс. человек (16,8%). В Дальневосточном федеральном округе - 10,9 тыс. бурят, из них в Республике Саха (Якутия) - 7 тыс. человек.

Впервые в 2002 году в алфавитный перечень национальностей, разработанного Институтом этнологии и антропологии РАН были включены сойоты, которые при предыдущих переписях числились в составе бурят. Если по данным Всероссийской переписи населения 2002 года их численность составляла 2739 человек, то по данным 2010 года увеличилась на 840 человек и составила 3579 человек. Большинство сойотов Бурятии проживают в Окинском районе - 89,7%. В целом в Российской Федерации численность сойотов составила 3608 человек.

Т акже возросла в республике численность эвенков на 640 человек, с 2334 человек в 2002 году до 2974 человекв 2010 году(или на 27,4 %). Районами компактного проживания эвенков в республике являются Северо-Байкальский район, где проживают 26,8 % эвенков Бурятии, Баунтовский – 19,7 %, Курумканский – 13,6 %, Закаменский район – 12,7 % и г.Улан-Удэ – 13,9 %. В целом в республике проживют 7,8 % всех эвенков Российской Федерации.

Вместе с тем, по сравнению с переписью населения 2002 года уменьшилась доля белорусов – на 43,8 %, украинцев - на 41 %, литовцев - 40,7 %, эстонцев - 40%, латышей - 32,4%, грузин - 29,9 %, молдаван - 28,8%. Увеличилась численность киргизов в 2,2 раза, узбеков в 2,1 раза, таджиков на 17,5 %, башкир на 4,6 %.

Соблюдая Конституцию Российской Федерации в 2010 году в вышеуказанный алфавитный перечень национальностей включены «метисы» и «россияне». Численность метисов в республике составила 313 человек, а россиян – 16 человек. Также в ходе переписи населения граждане республики ответили, что являются «сибиряками» - 41 человек,«поморами» - 52, «русскими поморами» - 6, «семейскими» - 26 и «гуранами» - 5 человек.

БУРЯТЫ

Буряты, буряад, Buryats или Buriyads (англ.) - титульная нация Республики Бурятия.По раcпространенной версии, этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка («бури» монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа, первоначального носителя этнонима «буряты». По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей

Предбайкалья бураад – «лесные жители» от слова «бураа» – «густая роща», «лесная чаща».

В русских документах XVII–XVIII вв. бурят именовали «братские люди». Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609 г., когда название упоминается в документах Сибирского приказа.

В VI–VIII веках в Предбайкалье многочисленным и сильным народом были курыкане, оставившие богатую «курумчинскую культуру». Часть курыкан смешалась с пришельцами с юга – монгольскими племенами и влилась в будущую бурятскую народность. Основные субэтносы – эхириты, булагаты, хори, хонгодоры и цонголы. Бурятский язык относится к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. До 1931 г. буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в 1939 – вариант кириллицы. Бурятское родовое поселение (улус) располагалось по долинам рек. Этнограф А.В.Потанина писала: «...около юрты с течением времени выстраивались амбары, затем, с увеличением семьи, рядом с отцовской юртой строились юрты сыновей, внуков... В улусе для всех существовала одна кузница, одна русская печь для печенья хлеба и т.д.»

Важное место в хозяйстве бурят занимало не только скотоводство (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, верблюдов), охота и рыбная ловля, но и примитивное земледелие – сеяли просо, гречу, ячмень. Использовали искусственное орошение для полива полей и сенокосных угодий. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. Чулки, платки, войлок буряты делали из шерсти овец, которых стригли летом. Почтительное отношение к земле прививалось с детства: взрослые говорили ребенку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Матери - Земле. Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Когда в семье кочевника рождался ребенок, его обрезанную пуповину зарывали в землю, это место называлось тоонто. Если человек заканчивал дела в этом мире, перед его погребением совершался обряд «выпрашивания земли». Так человек рождался из лона Земли и возвращался в него после смерти. Понятно, почему гончар, прежде чем накопать глины, должен был попросить у Земли прощения, что он вторгается в ее лоно. Земля в восприятии бурят была прежде всего степью. Кочевник знал, что жизнь в степи не столь однообразна, как кажется. Здесь находят себе пищу и кров человек, животные и птицы. Во все времена Байкал поил и кормил человека. Еще в эпоху неолита рыболовство по его берегам занимало равное место с охотой. В древнебайкальских поселениях обнаружены рыбьи кости и чешуя, гальки-грузила, крючки из дерева и кости, каменные рыбки-приманки. Рыбаки той эпохи организовывали коллективную ловлю, применяли лодки-долбленки, костяные гарпуны, сети из конского волоса, позднее – медные и бронзовые крючки.

Охота – древнейшее занятие бурят. Охотничий промысел был не только источником пропитания,он давал одежду, обувь, жилье, сырье для изготовления оружия и различных предметов быта. Добывали соболя, выдру, лисицу, козу, изюбра, сохатого. К орудиям охоты относились длиный лук, силки, ловушки. Облавная охота когда-то устраивалась систематически, потом стала священной традицией.

Буряты были мастерами и по обработке железа – в раскопках поселений обнаружены железные предметы быта, кольчуги, оружие. Да, оружие – в частых военных стычках того времени свидетельствуют находки в могилах человеческих скелетов со следами боевых ранений. По всему Предбайкалью можно найти древние «плиточные могилы». Создатели культуры «плиточных могил» оставили после себя и памятники искусства. Это «оленные камни», получившие название от высеченных на них изображений оленей. Возможно, еще в каменном веке солнце представлялось в виде живого существа, оленя с золотыми рогами, который пробегал за день весь небосклон от востока до запада. Художник своим бронзовым резцом изображал и другие мотивы. Один из них – человечки, взявшиеся за руки, а над ними парящий орел, занимающий почетное место в мифологии бурят.

ЭВЕНКИ (ТУНГУСЫ)

Эвенки издревле жили у Байкала и постоянно кочевали, о них говорили: «эвенки везде и нигде». В культуре эвенков в первозданном виде сохранились многие элементы прошлого. По мнению ученых, эвенки прямые наследники культуры каменного века у Байкала. К приходу русских у них сложились три основных культурных типа, которые различались по роду занятий: охотники, оленеводы и конные.

В настоящее время эвенков в Бурятии проживает 1,7 тыс. человек. Эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера. Действуют Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Бурятии, национальные культурные центры. В настоящее время эвенки компактно проживают в Курумканском, Баргузинском, Баунтовском, Муйском и Северобайкальском районах Бурятии.

Пища эвенков – мясо диких животных, рыба: вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыба, толченое вареное мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое с брусникой, густой мясной суп, колбаса с жиром, кровяная колбаса, мороженая и вареная рыба. У баргузинских эвенков до поздней осени одним из важных видов питания остается молочная пища. Молоко в сыром или кипяченом виде употребляется только с чаем. Основными молочными продуктами считаются сметана и полученное из нее масло. Важной и калорийной пищей считается творог, подается на стол со сметаной. Деликатесом считается пенка (урума), которая употребляется в горячем виде после кипячения молока. В отличие от бурят и монголов эвенки уруму не сушат и не замораживают. Традиционно в каждый сезон года употреблять мясо определенного вида животного. Иной пищевой рацион у баунтовских и северобайкальских эвенков, занимающихся охотничьим промыслом и оленеводством. Мясо и жир диких животных и домашнего оленя их основная пища. Для сохранения готовят полукопченое мясо, разрезают на мелкие полоски, слегка солят и коптят над костром до образования на поверхности тонкой корочки. После этого полоски развешивают на перекладине на подветренной и солнечной стороне для дальнейшего сушения на солнце. После мясо снимают и укладывают в берестяные сумы или же вешают в прохладном месте. Для приготовления пищи достаточно снять с мяса защитную корочку, которая является стойкой против воздействия микробов и личинок насекомых. После этого его варят как свежее мясо, при таком способе консервирования сохраняется сок. Из оленьего молока получали масло, готовили моты (молоко, смешанное с ягодами).

Блюдо из молока и сараны считалось лучшей легкой пищей в летнее время. Для пополнения запасов жира эвенки осенью специально выходили на промысел горного сурка (тарбагана), а в начале зимы – медведя.

СОЙОТЫ

Сойоты – коренной малочисленный народ, один из малых народов Севера, компактно проживающий в Окинском районе на западе Бурятии. На территории Оки проживает около одной тысячи сойотов. Наиболее близкими сойотам считаются тувинцы, тофалары и цаатаны (Монголия). Традиционные виды хозяйства сойотов – оленеводство, яководство. Издревле олени давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. И сегодня оленеводство требует кочевок: зимой оленеводы живут в долинах рек, осенью пасут стада в тайге, летом поднимаются к гольцам.

Самым старинным промыслом сойотов Окинского края была охота, этому способствовало изобилие диких промысловых животных. В охотничий набор входили: пороховница, мерка для пороха, мешочек для пуль, а также большой нож для разделки туши, маленький нож для снятия шкуры. Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, как промысел появилось в конце XIX в., с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли. Охотники-оленеводы жили в деревянных чумах «урса, уурс», имевших сходство с жилищами северных оленеводов- якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума 2,5–3 м. Зимой жерди покрывались шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, чтобы раньше встречать восход солнца.

В чуме существовало деление на левую – мужскую и правую – женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Посуда, продукты, низкий столик для приема пищи находились на женской половине. Оленья сбруя, оружие, личные вещи мужчины находились на его половине. Дверью служила часть нижней покрышки или мешковина, пришитая к ее краю. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.

Основная пища сойотов – оленье мясо и дичь. Мясо оленей употребляют в основном в вареном виде, ценится жирное мясо осеннего забоя. Особенное лакомство – вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употребляются все внутренности оленя, все они имеют бурятские названия. Оленье мясо также потребляется в сушеном виде.

Верхняя одежда сойотов- оленеводов шилась из шкур диких животных: выделанная шкура лося использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из стриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам одежды. Некоторые элементы сойотской одежды до сих пор сохранились в охотничьей одежде.

Эвенки и сойоты Бурятии стали лауреатами VI Международной выставки-ярмарки коренных малочисленных народов России «Сокровища Севера–2011». Целебные травы, стельки и носки ячьей шерсти из Горной Оки пользовались особым спросом. Детский хореографический ансамбль «Уулын сууряан». стал лауреатом в номинации «Лучший национальный танец». Лучшей этнической кухней признана сойотская кухня, сойоты были удостоены специального приза «За верность традициям предков».

Проживает 972 021 человек. Подавляющее большинство населения крупной забайкальской республики составляют русские, их проживает здесь 630 783 человека. Второй по численности коренной этнической общностью здесь являются буряты. Сегодня в республике проживают 286 839 человек.

Третьей по численности национальной общностью являются сибирские татары, их проживает здесь 6813 человек. На территории республики небольшими этническими группами проживают малые сибирские народы эвенки и сойоты, тувинцы и чуваши, казахи и корейцы, мордва и якуты.

Доля коренного бурятского населения в республике составляет 29,5% от общего населения. Этот монголоидный народ, некогда оторванный от единого монгольского мира, ведет свое историческое родство, по меньшей мере, от славных древних хуннов. Но, по мнению специалистов, историков и археологов, родство их лучше прослеживается с древним народом динлинами.

Динлины впервые появились в древних хрониках в IV-III вв. до н. э. они неоднократно завоевывались именно царями хуннов. С ослаблением государства хуннов динлины смогли отвоевать у них свои исконные территории. Спор между этими народами за землю шел веками и успех сопутствовал то одни, то другим.

Из единого монгольского суперэтноса самобытные буряты выделились в XII-XIV вв., сюда вошли многие забайкальские племена баяуты, кэмэмучины, булагачины, хоритуматы, баргуты. Все они именовали себя потомками тотемного прародителя «волка отца» или «бури ата».

Веками древние «бури аты», называвшие себя динлинами, гаогюй, огурами и позже «теле» сражались за свои исконные земли в противоборстве с другими тюрками и жужанями. Только с уходом Жужжаньского каганата в историческое небытие в 555 г. н. э. племена «теле» наконец смогли поселиться на монгольской речке Керулен и близ Байкала.

С течением времени возникали и рассыпались в прах могущественные центрально-азиатские государства – каганаты, сменяли друг друга грозные правители, но одно оставалось неизменным, предки современных бурят уже не уходили с родных земель, обороняли их, вступая в союзы с разными народами.

С присоединением их земель к Русскому государству, буряты сделали все, чтобы закрепить законом владение своими землями. Это им удалось после обращения к Петру I в 1702 г. Буряты помогали защищать Селенгинскую границу и вступали в 4 специальных сформированных полка, позже ставших частью единого Забайкальского казачьего войска.

Буряты всегда поклонялись духам природы, придерживались традиций тенгрианства и буддизма галугпа. Они поклонялись высшему божеству Хухэ Мунхэ Тенгри. В середине XVIII столетия здесь стали строиться монастыри-дацаны, сначала Тамчинский, позже и Агинский. С приходом буддизма оживилась общественная, научная, литературная, философская, богословская и художественная жизнь бурят.

После революции отдельные группы баргузинские, агинские, селенгинские, закаменские и хоринские буряты объединены в национальное государство под названием Бурят-Монголия, преобразованное в 1921 году в одноименную автономную область. В 1958 году – появление на политической сцене Бурятской АССР, в 1992 году автономная область переименована решением правительства в республику Бурятия.

Татар здесь проживает 6813 человек, что равно 0,7% от численности населения. Большинство татар переселилось сюда в 1939 году после соответствующего постановления об освоении забайкальских земель. Приехавшие татары расселялись по территории автономной области малыми группами и долго чувствовали себя в некой изоляции.

Трудолюбивые и спокойные по характеру татары быстро обзавелись домом, землей и необходимым хозяйством, честно трудились и в годы войны и в трудное послевоенное время. Они в отрыве от своей религии и ассимилировались с местными народами, лишь в более многочисленных этнических поселениях сохранили свои самобытные традиции, ответственность и национальную «упертость», неиссякаемый патриотизм, гостеприимство, жизнерадостность и юмор.

Неравнодушные к родным традициям люди, группа энтузиастов в 1997 году открыла здесь Татарский культурный центр. Именно под его эгидой сегодня проходят все национальные праздники татар, Ураза-Байрам, Сабантуй в старинном селе Старый Онохой, Курбан-Байрам. Также открыт торговый центр «Татарстан» и ведется строительство крупной мечети в Улан-Удэ.

Эвенки (тунгусы)

Общая доля эвенков среди населения Бурятии составляет 0,31%, эта общность сложилась в результате длительных контактов разных восточно-сибирских народов с племенами тунгусов. Непосредственными предками современных эвенков ученые считают, живший в V-VII вв. н. э. в горной тайге по Баргузину и Селенге народ увань. Они по исследованиям ученых пришли сюда с юга.

Тунгусы(эвенки) контактировали в местными племенами и активно ассимилировали их. Со временем сформировался единый для всех племен тунгусо-манчжурский язык. Забайкальских и бурятских тунгусов часто именовали «мурченами» по традиционным видам деятельности разведению коней и оленей. Среди них встречались «орочены» или оленные тунгусы.

Согласно древним хроникам китайцы хорошо знали о «сильнейшем» народе среди лесных сибирских племен. Первые сибирские землепроходцы-казаки и исследователи отмечали в своих записках смелость и гордость, услужливость и мужество, человеколюбие и умение жить со смыслом среди тунгусов.

С появлением русских две могучие и самобытные культуры проникали в неизвестные им виды деятельности. Казаки учились охотиться в тайге, выживать среди суровой природы, брали в жены местных инородческих девиц, создавали смешанные семьи.

И сегодня у эвенков нет большого количества этнических поселений, они расселены «дисперсно» и соседствуют в забайкальских селах с якутами, татарами, русскими и тувинцами. Такой тип расселения не может не сказываться негативно на этнокультурном развитии народа. Но, среди других этнических сообществ так называемые «верховые олени» стали отличительной характерной чертой этого сибирского народа.

В Окинском районе республики компактно проживает еще один из коренных малых народов Бурятии – сойоты. Сегодня представителей этого малого этноса в республике проживает 3579 человек, что составляет 0,37% от общего населения Бурятии.

Это оставшиеся при всех нашествиях потомки древнейших саянских самодийских племен, которые ощутили на себе процесс тюркизации всех сфер жизни . Первые русские записи о сойотах есть в так называемых «приказных книгах» XVII века. Позже общность сойотов поддалась влиянию племен бурятов, мужчины-сойоты часто заключали браки с местными бурятками и язык их снова сильно изменился.

Но в хозяйстве современные сойотские семьи все-таки сумели сберечь неповторимый жизненный уклад, оставались оленеводами и искусными охотниками. Часто с переписью населения их просто учитывали бурятами, хотя они веками сохраняли свое национальное самосознание, только в переписи 2002 года, наконец, сойотов смогли учесть отдельным этносом.

Издавна сойотские рода имели свой, сегодня уже вымерший язык, с процессом тюркизации они перешли на разговор на сойотско-цаатанском языке, очень близком к тувинскому. Он имеет еще хождение у современных сойотов. Позже они были практически полностью ассимилированы бурятами и переходят на общение на их местном языке.

С разработкой письма сойотов в 2001 году, началась печать специальных учебных методических пособий и сойотского букваря. Большой заслугой российских лингвистов стало издание в 2003 году уникального «Сойотско-русско-бурятского словаря». С 2005 года в некоторых школах в Окинском районе идет экспериментальное внедрение обучения младших школьников родному языку.

Издавна сойоты-скотоводы разводили горных яков и оленей, подсобным видом деятельности является у них промысловая таежная охота. Крупнейшими родами сойотов стали этнические сообщества хаасуут и иркит. Сегодня возрождаются многие традиции сойотов, праздник «Жогтаар», его в 2004 году переименовали в «Улуг-Даг», во имя священной горы, покровительствующей всем сойотам Бурин-хан.

В республике проживают 909 тувинцев, что составит 0,09% от всего населения республики. Это древний тюркский народ, разговаривающий на своем тувинском языке. Впервые о народе «тыва» упоминается в китайских летописях 581-618 гг. О народе «туба» есть упоминание в «Сокровенном сказании монголов». Раньше тувинцев называли урянхайцами, сойонами, соянами или сойотами.

В русских исторических источниках этноним «тыва», объединяющем все саянские племена, появляется в 1661 году. С 1863 года по «Пекинскому» договору русские купцы начали торговлю с тувинцами. За купцами сюда начали приезжать крестьяне-поселенцы, строились поселки и деревни, осваивались поливные и богарные земли, выращивалось товарное зерно, развивалось скотоводство и мараловодство.

Ранними предками тувинцев были кочевые племена теленгитов, токуз-огузов, тубо, шевэи из племен «теле». Тувинцы хорошо сохранили сквозь века свою неповторимую самобытность, каждый тувинец знает родной язык, они славятся самыми техничными исполнителями горлового пения.

Буддизм здесь глубоко срастается с местным шаманизмом. Он является специфическим магическим учением, основанным на поклонении духам природы. Важнейшими национальными праздниками тувинцев являются животноводческий праздник «Наадым», лунный новый год «Шагаа», состязания в скачках и традиционной борьбе «Хуреш», местные конкурсы красоты «Даргына».

Похожие публикации