Происхождение и занятие древнейших людей. Основным занятием древних людей было собирательство

«Предки человека» - Неоантропы жили в эпоху так называемого верхнего палеотипа. Мозг относительно крупный (ок. 500-600 см3). Затем проделывали дырки по краям шкуры заострённым каменным сверлом. Какие гоминиды расселялись по всем континентам: а) неандертальцы; в) синантропы; б) питекантропы; г) кроманьонцы. Сегодня ученые находят в нем больше сходных черт с орангутангами.

«Жизнь первобытных людей» - Люди использовали палки и дубинки. Мясо животных ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда. Люди поняли, что огонь даёт тепло и мясо запечённое в углях вкуснее. Медина. Давным-давно люди выглядели совсем по другому. Люди были похожи на обезьян совсем не могли разговаривать. Постепенно люди изобрели лук и стрелы и им стало легче охотится за птицами.

«Античный человек» - Облик актера имперсонален. Античный театр. Демократия. Аристократизм. Образ мира. Но. Восприятие греческого космоса. Основные принципы построения и функционирования космоса. Защита интересов целого (полиса). Платоновский космос. Ничего ничего ничего ничего. Формирование образа мира под влиянием деятельности человека.

«Древние государства» - План путешествия Фойе музея. Зал науки и образования. Кто не имел никаких прав? Тигр Ганг Хуанхе Евфрат Нил. Когда появляются классы? Большое путешествие по музею истории Древнего мира. Зал богов и священных животных. Зал изобретений Древнего мира. Почему государства возникали в долинах рек? Все ли классы были равны в государствах Древнего Востока?

«Античная культура» - Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Семь чудес света. Древнегреческая архитектура. Античная культура. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, эпизод из истории осады Трои. . Классики комедии и трагедии. Главными, стержневыми доминантами в античной культуре были религия и мифология.

«Культура античности» - Главным украшением дворца были деревянные колонны, сужающиеся к низу. Кулачный бой. Кладку называли циклопической. Ослабило Крит и нашествие ахейцев с материка. Мастер Дедал создал для Миноса дворец и лабиринт для Минотавра. Эгейское искусство. Античности. Дельфины. Яйцевидные вазы до 2-х метров в высоту.

Всего в теме 30 презентаций

Билет № 1

Законы Тауке хана «Жеты Жарғы»

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1715/1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при участии Тауке хана и биев трех жузов. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:
1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.
5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.
6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте.
В основу «Жеты Жаргы» положены нормы «Касым ханның каска жолы»(Проторенный путь хана Касыма) и «Есим ханның ески жолы»(Исконный путь хана Есима). «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.
Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей.
Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак также с 13 лет (родственникам до седьмого колена вступать в брак запрещено). «Жеты жаргы» позволило прекратить распри.



Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. Регионы: центральный и восточный (стоянки Обалысай в Жезказганском регионе, Музбель, Канай). Животные или погибали, или уходили на юг. На севере Европы и Азии образовался гигантский ледник. Человек – неандерталец. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь трением, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Изготовление одежды, иглы из костей животных, вместо ниток сухожилия животных. Разделение труда. Большая община – начальная форма материнской родовой общины. Загонная охота на крупных животных и собирательство. Изготовление орудий из дисковидных нуклеусов. Скрёбла, остроконечники – ведущие оружия. Строят жилье из костей. Начинает складываться религиозный культ умерших. Укладывали покойного на бок, а руки под голову, рядом рога оленя или косули. Красная охра символизировала кровь. Самый крупный памятник в урочище Арыстанды в Южном Казахстане на глубине 7 метров(имени Ч. Валиханова).

3. Заполните таблицу:

Ситуация в Казахстане в годы Первой мировой войны
В промышленности В сельском хозяйстве В общественно-политической жизни
Для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни войны царское правительство во всех областях Казахстана ввело "чрезвычайное положение, согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, введена цензура на корреспонденцию. Росло недовольство во всех слоях. За три года войны только из Туркестанского края было вывезено 70 тысяч голов лошадей, 12,7 тысяч верблюдов, более 13 тысяч юрт. Продолжалось изъятие земель у казахского населения. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т.е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. Столыпинская аграрная реформа Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. На казахское население были возложены "добровольные сборы", принудительная подписка на государственный заем, всего около 10 различных видов сборов и пошлин. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населения. Казахские шаруа не выполняли требований, отказываясь от уплаты налогов, податей, от сбора средств на нужды войны. Казахская интеллигенция через газету "Казах" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Однако русское правительство не собиралось вооружать казахов. Вместо этого решено было использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 – 43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть реквизированы 400 тыс. человек. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Главными причинами восстания явились причины социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других народов региона, резкое ухудшение положения народных масс в связи с войной. Одним из крупнейших районов был Жетысу, где в июле началась вооруженная борьба против колонизаторов. Весь Туркестанский край находился на военном положении. К октябрю 1916 г. восстание в Жетысу было подавлено. В это же время народные выступления охватили всю территорию Казахстана. Но самым упорным и длительным было Тургайское восстание, во главе которого стояли А.Иманов и А.Джангильдин. В районах, контролируемых армией Иманова, гражданская власть перешла в руки повстанцев. Царизму не удалось подавить восстание казахов, но положение аула за время восстания резко ухудшилось.

Билет № 2

Присоединение Младшего жуза к России.

Принятие Младшим жузом Российского подданства. До 30 годов XVIII века казахи неоднократно обращались с просьбами оградить их от джунгарской угрозы к Сибирской администрации. В 1716 году казахи обратились с такой просьбой к Сибирскому губернатору М. Гагарину (впоследствии М. Гагарин был казнен по приказу императора Петра I за взятки).

В 1726 году хан Абулхаир направил в Россию своего посла Койбагара Кобекулы, проявив стремление войти в состав империи, но эта просьба осталась без ответа, из-за начавшейся эпохи «дворцовых переворотов» после смерти Петра I в 1725 году. В 1730 году влиятельные бии Младшего жуза поручили хану Абулхаиру вести переговоры с русским правительством относительно заключения военного союза с Россией. В 1730 Абулхаир отправил в Россию посольство во главе с Кутлымбетом Коштаевым и Сейткулом Койдагуловым. 19 февраля 1731 года российская императрица Анна Иоанновна подписала указ о принятии Младшего жуза в состав России.

Для подписания ханом Абулхаиром и его окружением грамоты о российском подданстве по распоряжению Анны Иоановны в Казахстан было отправлено посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел А . Тевкелевым, обладавшим широкими полномочиями самостоятельно вести переговоры по вопросам русско-казахских отношений.

Значительная часть султанов, биев и старшин Младшего жуза, возглавляемая султаном Бараком , выступила против принятия российского подданства. Старшины Младшего жуза, не желавшие принимать российское подданство, хотели убить российского посла Тевкелева.

Эту сложную ситуацию разрешило присутствие батыра Богенбая и его сторонников. Хан Абулхаир и 29 его старшин в урочище Майтоб е приняли российское подданство 10 октября 1731 года . Первоначально в состав Российской империи вошла незначительная часть Младшего жуза: земли родов и племен кочевавших вблизи Аральского моря. Адаевский род, кочевавший в мангыстауских степях, не признавал российскую власть до середины XIX века.

Политика Российской империи в Казахстане. Принятие российского подданства казахами Младшего жуза дало возможность царизму решительнее и последовательнее проводить политику колонизации казахских земель. Для этого в 1734 году под руководством обер-секретаря сената И. Кириллова была образована специальная комиссия в городе Оренбурге. Первоначально она была названа«киргиз-кайсацкой» комиссией, а позднее переименована в Оренбургскую.

Основание в 1735 г. Орской крепости на реке Орь дало возможность российскому правительству постоянно вмешиваться в дела казахов. Оренбургский губернатор И. Неплюев, пытаясь уменьшить влияние хана Абулхаира в степи, держал в аманатах (заложником) сына Абулхаира султана Кожахмета.

В 1735-1737 годах ополчение Младшего жуза, с согласия хана Абулхаира было использовано русским правительством для подавления башкирского восстания. В 1735 году, спасаясь от карательных сил, в Младшего жуза, перекочевало 50 000 башкир. В 1740 году произошло второе восстание башкирского народа.

В августе 1738 года председатель Оренбургской комиссии, известный историк В. Татищев созвал в Оренбурге съезд казахских султанов и родоправителей (хан Абулхаир со своими сыновьями и 60 старшин Младшего и Среднего жузов подтвердили присягу на верность России).

На съезде казахской феодальной верхушки в Оренбурге присутствовал влиятельный султан Среднего жуза Абылай, который стал одним из организаторов борьбы против джунгар во второй четверти XVIII века.

В августе 1740 года в городе Орске х ан Среднего жуза Абулмамбет (стал ханом в 1734 году) и султан Абылай присягнули на верность России. Одним из важных моментов переговоров по принятию присяги Абулмамбетом и Абылаем было обсуждение вопросов по расширению казахско-русской торговли, обеспечению безопасности купеческих караванов. В основу деятельности правителей Среднего жуза, в первой половине XVIII века, было положено стремление ослабить напор джунгарских завоевателей в казахской Степи . Российское влияние на Средний жуз в середине XVIII века было незначительным.

Билет № 3

Абылай хан – выдающиися государственный и политический деятель.

Абылай-полководец и политический деятель. Восстановить территориальную целостность Казахстана в XVIII веке удалось хану Абылаю. Абылай (Абилмансур) - сын султана Среднего жуза Уали родился в 1711 году . Дед Абылая был правителем города Туркестан (имел грозное прозвище «Кровопийца»). Абылай в юности носил прозвище «Сабалак», за то что умел выходить победителем из затруднительных ситуаций. Существует легенда, что в детстве Абылай, оставшись рано сиротой, недалеко от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 году пас верблюдов у Толе-бия.

Абылай активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков с 15 лет. Понимая, что главной опасностью для Казахского ханства являются джунгарские нашествия, он придерживался пророссийской ориентации . Активное участие Абылая в военных действиях против джунгар давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией . В 1743 году он был освобожден из джунгарского плена, благодаря упорному заступничеству царских властей (попал в плен в 1742 г оду). Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посолъство майора Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года. Как мудрый политик, султан Абылай сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств , стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Весной 1756 года в казахские земли вторглись китайские войска. На помощь Абылаю, в борьбе с китайской агрессией прибыл со своим отрядом султан Младшего жуза Ералы. В 1757 году китайская армия под командованием Фу Дэ и Яжао Хой снова вторглись в пределы Казахстана, создав угрозу для горнодобывающих предприятий и иртышских крепостей.

В том же году Абылай отправил посольство в Пекин во главе с Абулфайызом, сыном хана Среднего жуза Абулмамбета. В 1760 году маньчжуро-цинские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, запретили кочевать к востоку от реки Аягуз.

В целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай в 1757-1760 годах принял в Пекине подданство Китая и в 1762 году подтвердил Екатерине II россйиское подданство. Приняв подданство обеих соседних империй, Абылай фактически не одной из них не подчинялся, проводя политику в интересах своего народа. В результате Китай отказался от похода в Туркестан и Самарканд.

Значительное место во внешней политике Абылая занимала Средняя Азия , где главную опасность для казахов представляло Кокандское ханство . В 70-х годах XVIII века казахи под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям Ходжента и Ташкента , которые вынуждены были платить ему дань . В 70-х годах XVIII века под власть Абылая перешли города Туркестан, Шымкент, Сузак. В 1770 году он нанес поражение кыргызам, положив конец их набегам на казахские земли.

Казахское ханство в период правлении хана Абылая . В 1771 году умер хан Среднего жуза Абулмамбет и согласно традиции престолонаследия ханом должен был стать его старший сын Абулфайыз. Однако султаны и главы казахских родов на съезде в Бурабае избрали ханом султана Абылая.

Формой его правления стало единовластие. Хан Абылай контролировал использование лучших пастбищных угодий через толенгутов (воинов ханской гвардии). Совет биев при хане Абылае не играл существенной роли. Во главе улусов Абылай ставил наиболее преданных ему султанов.

Знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай-хан поощрял развитие у казахов земледелия. В 1761 году в письме императрице Екатерине II он просил прислать 200-300 пудов зерна и мастеров-строителей деревянных домов. Достаточное внимание казахский хан уделял развитию торговых отношений с Цинской империей. В 1759 году в город Урумчи (Китай) прибыла торговая миссия Абылая. В конце XVIII века с Цинской империей вели торговлю около 105 тысяч казахских семей. В 1771 году у реки Эмбы было сокрушительное сражение с калмыками по завершениюШанды жорык.

Российское правительство 24 мая 1778 года утвердило Абылая ханом лишь Среднего жуза. Абылай отказался приехать в Оренбург для вручения ему символов ханской власти, и грамота Екатерины II была доставлена в его родной аул.

Поэт Татикара и жырау Умбетей в своих произведения прославляли мудрость и величие Абылая. Он сам был автором нескольких кюев. Большое влияние на Абылая оказывал его советник, знаменитый Бухар-жырау.

Абылай-хан скончался осенью 1781 года и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Он был единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл «аруах» («воплотивший дух»). После смерти Абылая ханом Среднего жуза был избран его сынУали (Вали). Правнуком Абылая был известный казахский ученый Ш. Уалиханов. Об Абылае как о «властителе совершенно независимом» писал известный историк и исследователь казахских земельА. Левшин

Объясните, почему в эпоху палеолита доминировал матриархат.

В благоприятном климате с изобилием растительной пищи первые люди продолжали жить в условиях матриархата с раздельным существованием материнско-детских стад от мужчин, что способствовало появлению на свет потомства в благоприятный сезон. Женщины выполняли большую часть работы. На территориях с более суровым климатом со скудными ресурсами растительной пищи, но изобиловавшими крупной дичью, кочевали группы, где главенствующую роль занимал мужчина. Антропогенез был возможен только в женских коллективах, которые могли быть достаточно многочисленны на территориях богатых разнообразной растительной пищей. Группы мужчин-охотников, напротив, были малочисленны. Использование огня - важное достижение архантропов. Женщину справедливо называют хранительницей домашнего очага. Сохранить огонь можно было только в условиях близких к полуоседлости, которые были возможны только в некоторых материнско-детских группах. Маленькие группы охотников-мужчин обходились, скорее всего, без огня. Со временем женщины научились добывать огонь, после чего он стал доступен мужчинам. Используя огонь, люди смогли освоить территории с холодным климатом. Женщины матриархальных кланов могли спариваться в определенное время года не только с мужчинами своей популяции, но и с представителями патриархальных общин.

Билет № 4

Казахстан в эпоху энеолита.

Энеолит (медно-каменный век) - 3000-2800 тыс. лет до н.э. (3000 – 1800 тыс. лет до н.э).

В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане иШебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы былипервыми коневодами степей Евразии.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков.

В энеолите произошлодва крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства.

Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В ХIV-ХV веках произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, стали основой возникновения и развития фольклора. К фольклору относятся сказки и легенды, эпические поэмы, пословицы и поговорки. Древнейшие произведения имели мифологические сюжеты: возникновении Земли из хаоса, о происхождении Солнца, Луны и звезд, появлении гор, рек, озер и первых людей. Самым распространенным жанром устной литературы были сказки: волшебные, героические, назидательные. Одним из древнейших жанров были эпические поэмы. Они возникли в VI-VIII веках как эпические сказания о батырах. В поэме о Кобланды-батыре рассказывается о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против калмыков и кызылбашей. Музыка была разнообразна в жанровом и тематическом отношениях. Самыми древними жанрами были трудовые и лирико-бытовые песни. Свадебные песни (жар-жар, той-бастар, беташар), похоронные (жоктау), песни-утешения (естирту, конил айту, жубайту) были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Устная литература, устное народное творчество - это зеркало общественной жизни.

В XVI-XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невесты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и сери

Билет № 5

Антропологическая характеристика людей эпохи бронзы и раннего железа.

Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М. Герасимов сделал реконструкцию внешнего облика андроновцев по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины. Представители племени саков были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике у них больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Интересный момент: монголоидные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин. Внешний облик сарматов в Западном Казахстане сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты т.к. знать находилась в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидными племенами. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты. Это говорит о том, что на земле Казахстана в древности проживали разноликие, разноязычные группы племен.

2. Определите одно из главных направлений внешней политики Абылая, опираясь на данный текст «…Абылай в 1756 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Он отправил аманатом своего сына Адиля, но богдыхан, довольный покорностью Абылая, возвратил Адиля к отцу с милостивой грамотой. Между тем сам Абылай имел свидание с Илийским генерал-губернатором и заключил с ним торговый договор, по которому открыты были в Тарбагатае (Чугучаке) и в Или меновые базары…».

Абылай признавал мудрую внешнюю политику,обеспечивавшую безопасность и суверенитет Казахского государства. Формально находясь в российском подданстве, Абылай в 1756 году стал поддерживать дипломатические отношения с китайским правительством. Эта мера позволила ему остановить колониальную политику России на территории Казахстана и в то же время не допустить агрессию со стороны Китая.

Билет № 6

Основные причины и предпосылки ликвидации ханской власти в Среднем жузе.

К двадцатым годам XIX столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале XIX века участились случаи активного выступления части чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией царизм обладал достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов - института ханской власти. К этому времени царизм разделил на несколько частей Средний жуз. Это было очень удобно для управления кочевниками. В 1788 году значительная часть прииртышских казахов во главе с султаном Султанбетом получила право «вечной кочевки» на правобережье Иртыша. Средний жуз был поделен на две части: на правобережных и левобережных. Свободные контакты между этими группами некогда единых жузов были запрещены.

Опишите орудия труда древнейшего человека.

Около 100 тысяч лет до н.э. началось похолодание климата (ледниковый период) . Большие пространства Земли покрылись гигантским ледником, толщина которого достигала 2 км. Теплолюбивые животные вымерли, остальные мигрировали на юг. Период оледенения завершился около 13 тысяч лет назад. Продолжительное похолодание усложнило жизнь людей. Вначале люди использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Они старались сохранить его. Но постепенно люди научились самостоятельно добывать огонь. Использовали разные способы добычи огня: трение . Этот способ заключался в трении твёрдого дерева о более мягкое - сверление . Твёрдый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком дереве и руками приводился в движение при помощи вращения. Кроме того, в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся. Ещё быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи тетивы лука; Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут. При обработке камня, дерева, шкур развивались и совершенствовались руки человека, развивался и его мозг. Люди научились делать орудия, выбирая для этого кремень. Это были рубящие орудия: чоппер - галечный камень, края которого заточены и обработаны с одной стороны, и чоппинг , обработанный и заточенный с двух сторон. Острые края камня, для увеличения прочности подправлялись рядом мелких ударов. Такая обработка называласьретушью.

3. Заполните сравнительную таблицу:

Положение в стране после Гражданской войны становилось все более катастрофическим. Продолжающаяся политика «военного коммунизма» вызвала волну протеста, народного возмущения. В этих условиях в 1921 году Советская власть взяла курс на Новую экономическую политику. Было принято решение о замене продразверстки продналогом. С введением НЭПа разрешалось сдавать землю в аренду, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации и были осуществлены многие другие прогрессивные меры. Таким образом, в результате НЭПа произошли существенные сдвиги в сельском хозяйстве и промышленности Казахстана, возросло значение товарообмена и товарооборота.

Билет № 7

«Временное положение по управлению Семиреченской и Сырдарьинской областями 1867 г.».

Подготовка реформы. Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области - Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императораАлександра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» (или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств»).

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно- Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал- губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал- губернаторства входили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское -Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское -Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область). Одной из главных задач реформ 1867-1868 годов стало сосредоточение -военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлялвице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников.

Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник , которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100-120 кибиток . Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

Если говорить о том, чем изо дня в день занимались наши предки, можно назвать два основных (активных) занятия: это охота и собирательство. Нельзя с уверенностью сказать, что из них составляло основу их жизни. Принимая во внимание разное географическое положение людей «дважды разумных – а были они разбросаны практически по всему миру – на выбор занятия влияло именно оно. Ученые сходятся во мнении, что охота играла более значительную роль в становлении и жизни древних людей, и тем самым определила его развитие.

Конечно, люди охотились на диких животных, среди которых такие крупные виды, как слоны и гиппопотамы, дикие быки. Более часто на раскопках удается обнаружить скелеты убитых людьми антилоп, быков, зубров, кабанов и лошадей. На северных территориях чаще всего жертвами охоты были медведи, лоси, олени, в горах – горные козлы. О популярности охоты свидетельствует количество костей, найденных на местах стоянки неандертальцев, на одной из которых было обнаружено более 30 останков слонов.

Несмотря на то, что нельзя говорить о том, что древние люди подлогу останавливались на одном месте, такое явление наблюдается в разных географических точках, что свидетельствует о доминировании охоты. На сегодняшний день известны такие стоянки, как Тешик-Таш, Чжоукоудян, Торральба.

Говоря об охоте, нужно отметить и способы охоты, которыми пользовались древние люди. Добычу таких больших животных, как кабан или дикий бык, сложно представить без использования традиционного загонного способа. Тем не менее, те орудия труда и охоты, которыми пользовались неандертальцы, было слишком хрупким и не позволяло справиться с такими животными. Чаще всего люди охотились на отставшее от стада или больное животное, потому что его было не так сложно убить. Загонный способ заключался в том, что животное – как крупных, так и мелких размеров – пугали огнем, шумом, криками и пытались, таким образом, загнать к ущелью, обрыву или глубокой яме. Эти места располагались недалеко от стоянок людей. Падая в ямы и ущелья, животные разбивались, и охотникам не составляло большого труда добить их и переправить на место стоянки. Процесс охоты более всего остального стимулировал развитие коллективизма: охота на крупных животных всегда осуществлялась согласно силами всей первобытной общины. Именно трудовой процесс с начала и до конца способствовал сплочению представителям общества.

Не нужно думать, впрочем, что люди питались исключительно за счет охоты. Древнейшие люди пользовались тем, что давали млекопитающие, птицы, ловили насекомых, пресмыкающихся, земноводных и грызунов и тоже употребляли их в пищу. Конечно, такой пищей нельзя было насытиться на длительное время, именно поэтому приоритетным направлением деятельности человека была охота, особенно на крупных животных, которые давали много мяса. Его можно было использовать в течение многих дней и месяцев так же, как шкуру и шерсть, которые использовались для обустройства первобытных жилищ. Мясо млекопитающих готовили на огне, оно, по сравнению с растительной пищей, мясом птиц, насекомых и грызунов, содержало белки, углеводы, жиры, благодаря чему шло более быстрое развитие человека.

В сложные времена, когда поймать добычу не удавалось, люди спасались собирательством – питались корешками молодых деревьев, травами, плодами фруктовых деревьев, кустарников. Можно говорить о том, что люди делали запасы растительной пищи, но, несмотря ни на что, она не имела такой популярности, как мясо и молоко.

ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

ДРЕВ Н Е Й Ш ИЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

Происхождение человека.

Занятия древнейших людей.

3. Появление древнейшего человека в Казахстане .

1 вопрос

Древним миром мы называем части земного шара, где появился и развивался первый человек.

Древнейшие люди сильно отличались от современного человека. Древнейшим человеком был австралопитек, остатки скелетов которого нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн лет назад.

Австралопитек был похож на обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижние конечности длиннее передних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял простейшие движения.

Австралопитек,жил примерно

около 2,6 млн лет назад.

Одним из древнейших людей был питекантроп. Скелет питекантропа впервые был найден на острове Ява (Юго-Восточная Азия) в 1891 году. Он жил примерно 1 млн лет назад.

Следующим звеном в развитии человека был синантроп. Синантропы жили 200-500 тысяч лет тому назад. Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямо ходящих».

Следующий вид древнего человека именуется неандертальцем.

Скелет неандертальского мальчика был также найден в Узбе-кистане, в местечке Тешикташ Неандертальцы жили 100-35 тысяч лет назад.

После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад появился «человек разумный » - homo sapiens, т.е. человек современного вида. «Человек разумный» стал сознательно обдумывать, рассчитывать свои действия, поступки.

С использованием первых, простейших и примитивных орудий труда древнейшие люди все меньше стали зависеть от тяжелых природных условий. Вначале они не умели строить жилища, готовить пищу. Прячась от дождя и диких животных, первые люди стали обживать пещеры. Они питались плодами растений, которые собирали с земли, с веток деревьев, а также дикорастущими кореньями. Собирали и ели яйца птиц. Этот промысел древнейших людей - способ их жизнедеятельности - называется собирательством.

Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей. Такой первоначальный коллектив людей получил название человеческое стадо.

Охота на мамонта

каменный век делится на три больших периода:

палеолит (древний каменный век) - 2,5 млн - 12 тысяч лет до н.э.

мезолит (средний каменный век) - 12-5 тысяч лет до н.э.

неолит (новокаменный век) - 5-3 тысячи лет до н.э.

Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными ору-диями труда.

По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и из Сибири.

Древнейшие люди появились здесь примерно миллион лет назад. Доказательством этому служат орудия труда, найденные в долине реки Арыстанды в Жамбылской области и в отрогах гор Каратау в Южном Казахстане. Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.

3 вопрос

Нуклеусы









































Похожие публикации