Где располагался храм святой софии. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле

Турция - традиционно одно из наиболее посещаемых туристами государств. Турецкая республика - так правильно называется эта страна - расположена главным образом в юго-восточной Европе, а частично на Ближнем Востоке. Восток, как известно, «дело тонкое», он всегда привлекал, точнее, манил путешественников из разных стран света.

Общие сведения

Крупнейший город Турецкой республики - Стамбул, древний город, бывшая столица Византийской, Римской, Османской и Латинской империй.

Город Стамбул: Айя-София - место, которое стоит посетить

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) - это наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София - одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции религиозное строение), а ныне это - музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки (Рим, Италия). Высота собора - 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

История постройки собора

Собор Айя-София был построен в 324 - 337 годах на главной рыночной площади Августеон при императоре Константине Первом (по некоторым другим данным - при императоре Констанции Втором). Сначала храм был арианским («арианство» - одно из течений в христианстве, утверждающее сотворенную природу бога-сына), затем был передан христианству императором Феодосием Первым. Но прожило здание недолго. Во период народного восстания в 404 году собор погиб в огне. Выстроенный на его месте новый храм тоже сгорел (415 год).

По приказу Феодосия на том же месте была возведена новая базилика. Базилика - это тип прямоугольного строения с нечетным количеством нефов (разных по высоте). Но и этот собор был уничтожен огнем. Это произошло в 532 году, но развалины этой постройки были найдены лишь во время раскопок в XX веке на территории собора.

После этого, третьего пожара, по велению императора Юстиниана и был возведен собор, который ныне носит название Айя-София.


Для постройки были приглашены лучшие архитекторы, имеющие уже большой опыт построек храмового типа. Это были Анфимий Тралльский и Исидор Мелецкий. По легенде, задумку зодчих воплощали ежедневно более десяти тысяч рабочих!

В стольный град Константинополь свозили лучшие материалы, мрамор и колонны с древних строений (колонны из Храма Солнца, колонны из зеленого мрамора - из Эфеса). И действительно, постройка стала самым богатым и самым большим храмом того времени. Это строение и превратилось впоследствии в нынешний Собор Святой Софии.

История собора во времена Византийской империи

В исторический период Византийского царства Айя-София несколько раз страдала от землетрясений, следовательно, достраивалась и перестраивалась. В частности, она получила более высокий купол. Для усиления устойчивости стен были достроены контрфорсы (выступающие из них колонны для укрепления несущих конструкций), и это, конечно, изменило вид собора.

Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

Минбар (место, откуда имам проповедует).

Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).


Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

Заключение

Если вам посчастливится побывать в Стамбуле хотя бы пару дней, обязательно посетите собор Айя-София. Турция заиграет для вас новыми красками благодаря этому храму.

(тур. Ayasofya ) , является выдающимся памятником византийского зодчества и символом “золотого века” Византии. Величественное сооружение находится в центре Стамбула и в настоящее время служит музеем.

Строительство Софийского собора началось ещё в 324 году при византийском императоре Константине. Строительство длилось довольно долго и закончилось только в 337 году. Однако, в последующие годы, храм преследовали настоящие беды и несчастья. Из-за народного восстания в 404 году сооружение было сожжено. После восстановления храм простоял невредимым всего около десяти лет, после чего пламя опять уничтожило большую часть строений. Позже, император Феодосий II приказал построить на месте пепелища небольшую базилику, но и она сгорела в 532 году. Руины её обнаружат только в 1936 году во время проведения раскопок на территории Софийского собора.


Собор будет решено отстроить заново после подавления бунта, который чуть не привёл к свержению императора Юстиниана. Стоит отметить, что к этому моменту территория с пепелищами предыдущих храмов была застроена различными городскими постройками, поэтому императору пришлось потратить немалую сумму, чтоб выкупить землю назад.


К строительству были привлечены самые лучшие архитекторы того времени – Анфимий Тралльский и Исидо Милетский. На стройке ежедневно было задействовано около 10 тысяч рабочих. Возведение собора закончилось к 537 году, и 27 декабря храм был торжественно освящён патриархом Миной.


Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.


Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!


В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.


С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.


Софийский собор в Стамбуле долгое время оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота строения достигала 55 метров, а диаметр купола – 31 метр. Если смотреть сверху, то храм представляет из себя крест размерами 70 на 50 метров. Купольная система колоссальных размеров до сих пор остаётся шедевром архитектурной мысли.


Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами. Из мозаик стоит особо отметить портрет императора Александра, Богоматери и Иисуса Христа.


Так же стоит упомянуть и про достопримечательности собора, к которым относится “плачущая колонна” (по поверьям исполняет желания всех прикоснувшихся), а также “холодное окно”, от которого даже в зной веет прохладой.

Купол Айя-София

Для современного уровня строительных технологий, возможно, Айя-София и не покажется вам чем-то особенным, но для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. К слову, в то время больше купола Софии был только купол Пантеона в Риме, построенный в первой половине II века. Он считался вершиной инженерного искусства - диаметр купола в 44 метра не мог повторить ни один архитектор более позднего времени. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию.

Инженеры Айя-София, в этом смысле, поставили перед собой более сложную задачу – их купол в 39 метров не покоился на толстых стенах. Его вес распределялся через систему многочисленных более мелких куполов, арок и контрфорсов. Интересно, что купол Айя-София доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. И аналогия с Пантеоном здесь не случайна. Если Пантеон считался символом Древнего Рима, то Святая София, построенная императором Юстинианом, ни много ни мало, должна была стать центром мира христианского.


Купол собора Айя-София в Стамбуле часто сравнивают с куполом Пантеона в Риме

Интерьер музея Айя-София

В плане собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею.

Обратите внимание на мраморный декор стен и колонн. Для храма архитекторы, безусловно, с одобрения императора использовали цельные колонны из зеленого и порфирового мрамора. Ведь храм Софии должен был стать самым грандиозным сооружением империи – буквально «центром мира». Сегодня, в век высоких технологий и небоскребов, колонны из цельного мрамора нам не кажутся чем-то особенным, но если представить VI век н.э. и уровень технологий добычи камня, его логистики и обработки, то становится понятно, что каждая цельная колонна по своим трудозатратам была сравнима со строительством небольшой часовни.


Внутреннее убранство храма

Мраморные стены собора требуют отдельной поэмы. Считается, что для отделки использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии… Со всех концов империи свозилось всё самое дорогое и ценное для строительства главного храма Вселенной, как тогда называли Византию. Ценные блоки мрамора мастера разрезали и раскладывали как книжку, совмещая стыки. От этого рисунок мрамора приобретал замысловатую симметричность. «Замысловатую» потому, что симметричность в природе как феномен отсутствует, но здесь же работа каменщиков была настолько ювелирна, что стыки шва были практически не заметны и всё же создавали невозможное.

Слева от входа находится «потеющая», «плачущая» или как её ещё называют «влажная» колонна. Верят, что если в бронзовое отверстие на колонне вставить палец и совершить кистью полный круг, то желание исполнится. А если серьёзно, то ученые считают, что она стоит на месте, где подземные воды подходят близко к поверхности, отчего колонна покрывается водянистой испариной. Ещё в древние времена она начала разрушаться, и была укреплена бронзовой стяжкой.

В основании купола ряд окон, которые за счет яркого проникающего света создают эффект «парения» купола в воздухе. В парусах купола – большие диски обтянутые кожей и несущие золотые имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх халифов. В центре храма, под куполом, чуть правее на полу разноцветные каменные плиты , сложенные в квадрат – это место императорского престола или омфал.


Гигансткий купол Айя-София

Однозначно имеет смысл подняться на галереи и увидеть шедевр византийской мозаичной живописи – «Деисус». Как известно, этот сюжет абстрактно изображает Страшный Суд, где Христос судит человечество за грехи. Справа от него всегда изображается Богоматерь, а слева – Иоанн Предтеча. Они словно молятся и просят у Христа быть милостивым к беспутным людям. Мозаика датируется XIII веком.


Мозаика "Деисус" собора Айя-София в Стамбуле

К «Деисусу» вы пройдете через мраморные «Врата Ада и Рая». Когда и кем они были привезены в Константинополь – неизвестно.


Врата Рая часто называют и Вратам Ада


Мозаики Айя-Софии


Император Иоанн Комнин II с женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей

А ещё в соборе можно найти руны, выскобленные, видимо, викингами, состоявшими на службе у византийского императора.


Руны на перилах собора Айя-София

В прошлом главная церковь восточного христианства, Софийский собор после захвата Константинополя турками-османами в 1453 году был превращен в мечеть, и теперь это главная достопримечательность Стамбула. По преданию, султан Мехмед Фатих (Завоеватель) был настолько поражен красотой и величием церкви, что не решился ее уничтожать (подобная судьба постигла тогда многие константинопольские храмы). В IV-VI веках на этом месте находилась другая церковь с тем же названием, сожженная в 532 году. В то время на престоле находился самый знаменитый правитель в истории Византийской империи — Юстиниан I Великий. Именно по его приказу началось строительство нового собора, продолжавшееся 5 лет вплоть до 537 года. Руководили самой масштабной стройкой той эпохи два выдающихся архитектора — Исидор из Милета и Анфемиос из Траллеса. Нужные стройматериалы, колонны и камни, были привезены из различных византийских областей, а также демонтированы из других церквей империи. Десять тысяч простых рабочих и сотни мастеров трудились над постройкой храма, продолжавшейся 5 лет. Айя-София была торжественно открыта 27 декабря 537 года. Более тысячи лет Софийский собор был крупнейшей церковью всего христианского мира. В 1204 году Константинополь был разграблен во время 4-го Крестового похода, а Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, некоторые из которых сегодня хранятся в соборе Сан-Марко в Венеции.

После турецкого завоевания Айя-София была преобразована в мечеть, а в западной части здания выстроили деревянный минарет — первый минарет Айя-Софии. Во временя правления султанов Байезида II и Селима рядом с мечетью возвели еще 3 минарета, а при султане Махмуде I в. XVIII веке построили другие объекты — библиотеку в 1739 году, удивительный по красоте шадырван (место для омовения) в 1740 году, начальную школу и помещение для служителей мечети (в 1742). В XVI столетии были созданы уникальные по своей красоте михраб (ниша в стене, которая указывает направление Мекки и лицом к которой молятся мусульмане), кафедра для муэдзина (служителя мечети, который призывает мусульман на молитву) и трон.

Главное здание мечети имеет 9 входных ворот, а купол высотой 55,6 м и диаметром 31 метр закреплен на четырех мощных колоннах, достигающих высоты 24,3 метра. Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира. На потолках сохранилось множество уникальных византийских мозаик. Также Айя-София служит усыпальницей для многих султанов Османской империи — здесь находятся могилы Мехмета II, Мустафы I, Селима II и других представителей Оттоманской династии.

После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .

Храм святой Софии — это самое красивое сооружение, которое сохранилось после пожара, землетрясения и вандализма хулиганов. Но каждый раз храм св. Софии буквально восстал из пепла, это самое величественное строительство человечества, которого прежде не было, ни когда. Храм находится в Стамбуле Турция.

История храма святой Софии

Церковь Святой Софии был построен в 360 году Константином. Он, вплоть до 404 года носил название “великая церковь”. А в 405 году нашей эре перестроен в более крупную сооружение. В 532 году нашей эры, в период восстания «Ника», церковь святой Софии была сожжена вместе с половиной города. Следующая реконструкция была проделана Юстинином, который привез восемь Коринфских колонн из Баальбека в Константинополь и установил их. В свое время это был самый большой собор в мире, а в 989 году во время землетрясения, рухнул его купол вместе со многими другими частями и был разграблен. Византийский Правитель пригласил знаменитого архитектора Трдата, для реконструкция храма святой Софии.

За годы своего существования храм Святой Софии претерпел различные изменения, он был преобразован в мечеть, после этого в соборе была открыта мусульманская школа, сооружена социальная кухня для неимущих и собрана бесценная библиотека. Султан Абдулла сделал обширные изменения в сооружение собора здания. Отец Турецкого народа, Мустафа Кемаль Паша превратили его в музей. Если собрать все изменения собора святой Софии, произошедший в его архитектуре во все времена получится так: храм, церковь, мечеть, музей.

Турецкий зодчий Синан занялся восстановлением и укреплением храма святой Софии . Он завершил работу и сделал два минарета по бокам в главной части здания, выдерживающие различные сейсмические активности землетрясений. Тем самым зодчий Синан, по мнению современных ученых сейсмологов является первым инженером в мире, который построил здание, которое может противостоять землетрясениям.

Базилик сделал серьезную революцию в строительствехрама святой Софии, он установил огромные купола, которые имели большой вес. Это здание еще не видел такой нагрузки куполов. В то время, еще не было ни железо для сооружения каркаса, а большую крышу и купола установили на массивные столбы и укрепили в стену. Купол поддерживался и был установлен в четыре опоры, каждая с площадью около 118 кв. метров. Сама церковь имеет размеры 82 x 67 метров, купол над полом поднимается на высоту 64,01 метров, и она имеет диаметр 33,53 метров.

Деисус в 12-13 веке сделал мозаику до верха в Южной галерее храма. В Византийский период храм святой Софии была зарезервирована для членов императорской семьи и суда, которые просматривали литургию на его Восточной стороне церкви. Первоначально своды галереи были покрыты мозаикой Пятидесятницы и Серафимы, но это все разрушилось в результате землетрясения в 1894 году. Многие считают, что это мозаики являются величайшими сокровищами мирового искусства и культуры. Среди христиан изображение Христа называют лучшим изображением. Это большая трагедия, что большинство из мозаик было утеряно, но чудом сохранилась красивое лицо Христа, его матери и св. Иоанна Крестителя, что является чудом.

Похожие публикации