Мусульманская архитектура: зарождение, основные элементы и принципы. Восприятие архитектурного пространства и архитектурной среды в современной архитектуре

И во времена становления этим термином называли место , подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Главной мечетью считается заповедная мечеть в (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня - . В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в , а также квартальные мечети, мечети при , на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после в предместье Ясриба () в середине 623 г. рядом с домом . Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать .
После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Архитектура мечетей

Что касается архитектурных особенностей, то устойчивая планировочная структура закрепляется за мечетями лишь с 16 столетия. Однако надо учитывать, что мечети, возводимые на периферии мусульманского мира (в , ), в большинстве случаев представляют собой относительно недавние постройки, архитектурный облик которых сложился не столько под влиянием ислама, сколько под воздействием местных строительных традиций.

Внутреннее убранство

В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько - башен, с которых провозглашается призыв к молитве (). В молитвенном помещении находится - ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника - . Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального . Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет , но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, . Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура - му’аззин (), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей - имамы, хатыбы, муэдзины - не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Требования к посещению

От верующих на молитве требуется , перед входом в мечеть принято снимать обувь.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей. В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

См.также:

Мусульманская архитектура признана самой заметной, оригинальной и впечатляющей частью культуры ислама. Первой мечетью служил двор жилища Посланника Аллаха в Медине. С распространением ислама архитектурные традиции мусульман укрепились в разных континентах, зародив крупные школы, в которых также отразилось влияние местных традиций. Жемчужины мусульманского искусства - величественные мечети и мавзолеи по сей день украшают облик тысяч городов мира. Предлагаем читателям Islam Review ознакомиться с особенностями мусульманской архитектуры, и узнать об основных пяти архитектурных школах в исламе. Серия статей подготовлена по материалам портала "ТехЛиб".

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры Пророка (с.г.в). Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов.

Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику культовых построек, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.


Крупнейшие школы в мусульманской архитектуре

В мусульманской архитектуре традиционно выделяют пять крупнейших архитектурных школ:

Сирийско-египетскую,
- персидскую,
- индийскую,
- магрибскую;
- османскую.

Более мелкие, например, иракская и среднеазиатская, – считаются производными от выше перечисленных архитектурных традиций.

Уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб, которая указывала киблу – направление на Мекку.

Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.


Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. В некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. Однако впоследствии подобные мечети обрастали вспомогательными службами: библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д., искажая таким образом первоначальный план.

Наряду с колонными мечетями сооружались четырехайванные здания (айван – колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в XIV-XV вв. Чаще всего его сооружали над мавзолеем. В период правления династии Фатимидов купол принимает заостренную форму.

Типовые структуры в мусульманской архитектуре

1. – Гульдаста – колонны, укрепляющие внутренние углы стен
2. – Стены
3. – Айваны, глубокие ниши в стене
4. – Внутренний дворик
5. – Вход, оформленный айванами
6. – Большие купола
7. – Малые купола над торговыми помещениями
8. – Большой торговый купол

Минарет как важный элемент мечети

Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.


Как правило, каждая из вышеперечисленных архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета. Например, магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).


Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом. Иранский минарет XI-XIII вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб.) в города Самарра (Ирак), тело которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова – более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своей верхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ, с которых муэдзин призывал верующих на намаз.

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.

Купола, арки и михрабы

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнен в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире.

С развитием фикха в ряде мечетей стали сооружать до 4-х михрабов (по числу мазхабов – юридических школ, принятых в исламе). Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к кибле устремлены взоры верующего. Подобные лицевые стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.


Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Там же, в зале Двух сестер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536).

Оформление мечетей: резьба и мозаика

Для оформления мечетей характерны также массивные резные двери, иногда украшенные металлическими заклепками в виде многоконечных звезд или «одетые» в чеканный покров из меди, рисунок которого представляет собой пересекающиеся геометрические фигуры. Такова дверь главного портала мечети аль-Муайада в Каире.

Как для архитектуры исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку – разновидности алебастра. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором. До сих пор поражает декоративная резьба по стуку, сохранившаяся на развалинах дворца Мутасима в Самарре, которая в 836–883 была столицей государства Аббасидов. Стуком декорированы мечети XIV в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе.


В Иране часто применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурные композиции.

В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами (пиштак – перс.). Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Эта конструкция свидетельствует о том, что на Востоке мусульманского мира придерживались иного плана построения мечети. Молитвенный зал под куполом представлял собой прямоугольник, а дополнительные службы обрамляли его по периметру, оставляя свободным пространство перед входом в мечеть. Иногда боковые помещения окаймляли дворик, в котором находились фонтан или бассейн, а также помещения для омовений. Типичным примером может служить погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели).


Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения. В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». В соответствии с фразой, которая должна была быть изображена на стене, на каждой плитке размещались буква, слог или часть слова. Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок). Таким образом, составлялись целые фрагменты Корана, которыми украшались внутренние помещения и вход в мечеть.

Орнамент в зодчестве мусульманского Востока: арабеска, эпиграфические надписи, растительные и геометрические мотивы

Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической архитектурной традиции. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции – арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором и полетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутся ограниченными.


Второй тип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. В XIV-XV вв. в Магрибе уже практически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы образуют изящные динамические композиции, свидетельствующие об утонченной роскоши. Практически каждый дециметр поверхности украшен резьбой, узором стилизованных растительных или геометрических мотивов.


Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса», исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты.

Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Строительные и художественные приёмы, используемые при строительстве мечетей, развивались и совершенствовались на протяжении всей истории ислама. Главная мечеть Медины, возведённая Пророком Мухаммадом сразу после Хиджры, представляла собой довольно скромную постройку. Однако уже в период правления Омейядов мечети стали превращаться в величественные сооружения, свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей.

Первые мечети представляли собой двор, окружённый галереями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на которые опиралась крыша постройки. Первоначально при строительстве мечетей использовались колонны и другие части немусульманских построек, как это было при возведении мечети Омейядов в Дамаске. Впоследствии сложились определённые правила возведения исламских культовых сооружений, которые соблюдаются по настоящее время.

Одним из самых характерных элементов архитектуры мечетей является купол. Первыми мечетями с куполами стали Куббат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске. Портально-купольные постройки, сочетающие портал и увенчанный куполом молитвенный зал, пользовались большой популярностью в различных частях мусульманского мира. С XII века широко распространился тип соборных мечетей с четырьмя айванами - колонными залами без передней стены на каждой стороне двора.

Другая отличительная особенность мечетей - наличие минаретов, с которых муэдзины призывали на намаз. Первый минарет был построен в 45 г. х. в Басре по приказу губернатора города Зияда бин Абихи. В 53 г. х. соборная мечеть Амра бин аль-Аса в Фустате была украшена сразу четырьмя минаретами. Однако во времена Пророка этих сооружений в мечети не было, и муэдзин, чтобы возвестить азан, забирался на крышу одного из соседних домов. Минареты бывают одноярусные и многоярусные, цилиндрические, четырёхугольные и спиральные. Они могут возвышаться над крышей молитвенного зала, примыкать к нему или находиться в стороне от него. На балкончики для возвещения азана ведут внешние или внутренние лестницы. Фасад минарета украшается узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по стуку, разнообразными орнаментами. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, который в одних регионах располагается горизонтально, в других - вертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В Поволжье он изображается в виде серпа, а в ряде регионов вообще отсутствует.

Неотъемлемым элементом мечети является михраб - ориентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукуполом. Во времена Пророка Мухаммада в мечети не было михраба в его нынешнем понимании, а относительно того, кто первым ввёл традицию сооружения михраба, существуют разногласия. Достоверно известно лишь то, что во время реконструкции мечети Пророка в 90 г. х., в период правления аль-Валида бин Абд-аль-Малика, был сооружён михраб. При строительстве мечетей украшению михраба уделялось особое внимание, что подчёркивало величие всей постройки. Так, михраб Большой мечети Кордовы был глубиной около 4 м, шириной - свыше 3 м и высотой 12 м. Удивительные по своей красоте деревянные михрабы можно увидеть в Исламском музее Каира.

Соборная мечеть отличается от обычной наличием минбара - кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которому ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал ещё во времена Пророка Мухаммада. Известно, что поначалу он читал проповеди, прислонившись к одному из пальмовых столбов, подпиравших свод мечети, а в 7 г. х. для него изготовили деревянный минбар, состоявший из двух ступенек и сиденья.

Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фасада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняется то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то богатыми узорами с использованием графических и живописных приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшаются затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество композиций из геометрических и растительных мотивов, а также надписями из Священного Корана.

Теория архитектуры


ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Идентификационный номер Информрегистра: 0420800020\0020

В статье рассматриваются понятия архитектурного пространства и архитектурной среды, их соотношение, современные тенденции моделирования и восприятия.

Ключевые слова : архитектурное пространство, архитектурная среда.


Мы видим, как на протяжении долгого периода архитектура и её понимание менялись в умах архитекторов, да и вообще людей, для которых архитектура и предназначена. Менялось мировоззрение, функции, взаимосвязи отдельных компонентов архитектурной среды. А также менялось понимание целей архитектуры, а значит, и понимание того, к какой архитектуре нужно стремиться.

Сегодня наблюдать за появлением новых зданий и сооружений интересно, как никогда. Интересно, потому что в каждом из них реализуется своё уникальное и неповторимое видение архитектуры в самом широком смысле этого слова (начиная от функций здания, его формы и внутреннего содержания и кончая его воздействием на человека и на окружающее пространство). Все это еще стоит помножить на уникальный стиль, вкус, понимание конкретного архитектора.

В наши дни мы уже не можем с уверенностью говорить о том, что определенный проект принадлежит к деконструктивизму, а другой - к биотеку или к какому-либо другому направлению. Характерная черта развития архитектуры - размывание границ между различными архитектурными подходами. Это не просто размывание - это симбиоз, который рождает понимание архитектурного процесса для каждого объекта индивидуально, а значит и понимание самого процесса проектирования архитектуры.

В современной архитектуре структуры здания его форма, внутренние связи и т.д. формируются совершенно другими специфическими средствами, которые на данный момент почти не используются или используются крайне редко в отечественной архитектуре общественных зданий, не говоря уже о жилых и узкоспециализированных.

Специфику этих средств можно охарактеризовать как совокупность различных связей и взаимодействий, которые составляют цельную структуру здания. Она охватывает все его аспекты - от эстетического восприятия и формообразования до внутренних транспортных, людских и функциональных связей, а также отдельных конструктивных решений и элементов конструкций.

В качестве примера таких связей можно привести символичность отдельных форм здания и символичность людских потоков между и внутри этих форм. Данная тенденция прослеживается очень четко как в музейных комплексах, о которых говорилось выше, так и в информационно-досуговых комплексах. Одним из основных элементов в концепции проектов подобных зданий является маршрут и возможные перемещения посетителя во внутреннем пространстве. При этом очень важно понимать, что данный маршрут определяется в первую очередь не проектными нормами и устоявшимися типологическими рекомендациями, хотя, конечно, он их учитывает, а той моделью восприятия информации в окружающей его среде, которую разработал автор проекта.

Восприятие внутреннего пространства, внешнего пространства через внутреннее, восприятие функционала, которое здание может предложить посетителю, обеспечение комфортного восприятия информации и выполнения своих задач при помощи этих всех средств - это все является главными установками и составляет суть авторской модели восприятия, саму идею здания, ради чего оно будет спроектировано и построено. Все остальные элементы и связи, составляющие структуру здания, подчинены этой идее. Поэтому логичнее было бы назвать маршрут не просто системой передвижения людей, а структурой, которая является одним из компонентов, влияющих на восприятие здания и пользование его функциями, реализацией его задач. Это справедливо еще и потому, что в современных комплексах здание направляет человека, подсказывает ему варианты поведения, настраивает на рабочую обстановку или на отдых в зависимости от того, в какой функциональной зоне он находится в данный момент. При этом у человека остаётся достаточная свобода в распоряжении теми средствами, которые ему предоставляет здание.

Отношения архитектурного пространства и архитектурной среды в современных зданиях

Для точного понимания смысла и роли отличий современных подходов в архитектурном проектировании от традиционных, нам необходимо выявить их отношение к базовым архитектурным понятиям, определяющим роль человека в архитектуре.

Подмножеством физического пространства является архитектурное пространство - «преобразованная часть окружающего пространства, гармонично сформированная материальными элементами, которая вмешает человека и обеспечивает условия для организации его жизнедеятельности, образуя при этом основу художественного языка и эстетической ценности архитектуры» (А.В.Иконников). Данное определение обозначает архитектурное пространство как материально обособленную часть общего пространства, необходимую для жизни, работы и пребывания человека (функциональный аспект), а также представляющую эстетическую ценность, воспринимаемую человеком (эмоциональный и художественно образный аспект). Однако стоит отметить, что под архитектурным пространством в большинстве случаев понимается материальная оболочка, позволяющая человеку комфортно выполнять определенную активную или пассивную физическую или умственную работу, а под перцептивностью зачастую подразумевается инстинктивное удобство восприятия пространства (гравитация, верх, низ, доминирование вертикалей или горизонталей, геометрические аберрации, личное пространство и т.д.). Организуется односторонняя эмоциональная связь от конкретного обособленного архитектурного пространства к человеку.

Теоретические и практические поиски нового прочтения архитектурного пространства исследователями архитектуры постмодернизма и нелинейной архитектуры предполагают не только наличие материального и воображаемого, но и информационного аспекта в архитектурном объекте. Это пространственные ощущения, взаимодействие с окружением, взаимодействие с человеческим поведением. Таким образом, в современных теоретических работах наблюдаются тенденции к оформлению единых отношений архитектурного пространства и архитектурной среды.

Понятие архитектурной среды конкретизируется пространством, на которое распространяется взаимодействие между определенным субъектом и его окружением. Если пространство реализует связь от архитектуры к человеку, то среда реализует связь от человека к архитектуре. Говоря об архитектурной среде, мы говорим о поведении людей, которые осуществляют определенную деятельность в пространстве. Тем самым пространство является субстанцией среды, но не входит в него, так как оно воспринимается более значимым.

Понятие архитектурной среды также подразумевает и временную составляющую, так как сама деятельность человека в архитектурном пространстве - есть динамический процесс. Это значит, что подобная деятельность может изменяться со временем, развёртываться или снова затухать, видоизменяться и т.д.

Итак, современные понятия архитектурного пространства и архитектурной среды соотносятся как конкретные формы жизненных процессов и человеческого поведения, восприятия, ощущений и переживаний (среда) в конкретном пространственном окружении (пространство). Данный подход устанавливает роль пространства и человека в архитектуре, но не раскрывает механизмы и аспекты всей заявленной полноты взаимодействий между этими ключевыми элементами. Кроме того, данные элементы не рассматриваются, как равноценные, а потому в «средовом подходе» их взаимодействия являются односторонними, а также отсутствует упоминание взаимодействии однотипных элементов (пространство-пространство, человек-человек).

В процессе проектирования современных архитектурных пространств все больше возникает необходимость рассматривать такую систему с точки зрения равноценности её элементов, которые могут осуществлять двухстороннее взаимодействие (информационный обмен).

Современное архитектурное пространство - подмножество пространств, включающее равнозначные материальные элементы: формы, знаки, цвет, свет; нематериальные элементы: информационные, геометрические, тектонические; элементы социальных типов и социальных групп и т.д., связанные между собой коммуникативными связями (информационными двухсторонними взаимодействиями). Актуальными становятся особенности взаимодействия комплекса различных форм и средств создания пространства именно с точки зрения прямого или опосредованного влияния на человека. Нас интересует не само архитектурное пространство, не то из чего оно состоит, а почему оно состоит именно из этих элементов, почему они взаимодействуют именно так, а не иначе; как пространство влияет на человека, находящегося в его границах, а также на другие смежные пространства. То есть необходимо рассматривать человека неотделимо от того пространства, в котором он находится.

Именно благодаря использованию в проектном процессе структурных пропорций или же одних пространств в другое пространство, мы имеем возможность воспринимать здание как реализацию замысла, идеи, сценария или событийной модели, заложенной автором.

Мы можем выделить три центральные особенности современных тенденций проектирования:

Антропологичность;

Учёт временного фактора в архитектурном объекте, а именно время и динамическое изменение свойств архитектурной среды, как неотъемлемых и равноправных частей идеи объекта. Это является противопоставлением классическому структурализму и постструктурализму.

Событийность или процесуальность архитектуры. Пространство приобретает фактор сценарности. Архитектор может моделировать то, каким должно быть пространство, удовлетворяющее всему комплексу физических, психологических и других потребностей человека. Какими архитектурными, планировочными, художественными, информационными и прочими средствами автор сможет реализовать данное пространство.

Заключение

Благодаря взаимодействиям в структуре пространства, архитектурный объект приобретает свойства в зависимости от человека. А именно от поставленных им задач, его психологии, и так далее, причем, с учетом всей социальной группы, а не только отдельной личности. Говоря о структурных свойствах пространства, мы также учитываем и временной фактор, фактор динамики и изменения человека.

Модель человеческого восприятия архитектуры современного здания является очень гибкой и многогранной. Следствием этого является многообразие приемов и средств, составляющих структуру здания и совмещение в себе отдельных аспектов и целых различных типов зданий.

Мы можем увидеть, что в многофункциональном общественном здании различные электронные системы ориентации и коммуникации не менее важны, чем визуальные, цветовые, планировочные и архитектурные. Более того, зачастую те же системы служат формообразующими для здания, они влияют и на конструктивное решение объекта, подчиняя его себе.

Различное смешение типологии зданий в одном объекте также является следствием всего вышесказанного. Оно не является самоцелью, но оно неизбежно, так как практика показывает, что восприятие человеком информации из окружающего мира всегда находится на пересечении различных отраслей и источников знания. При этом под знанием подразумевается не только конкретная информация для работы, но и источник ощущений и эмоций, которые человек неизбежно воспринимает, находясь в здании. Это придает идее и функционалу здания динамизм и необходимую изменчивость, не теряя при этом своей структурной модели.


Библиография

  1. Гидион. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат 1975.
  2. Ивановская Н.Е. "Антропологический дизайн". - М.: рукопись, 2005. - 5с.
  3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. - М.: Прогресс, 1970.
  4. Минервин Г.Б. "Дизайн архитектурной среды". - М.: Архитектура-С, 2004. - 93 с.
  5. Ревзин Г. «Текст "вызова" журнала Проект Классика VIII-MMIII, тема - "пещера"» [Электронный ресурс] / Электрон. журн. - archi.ru - Режим доступа: http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?fl=3&nid=159&sl=2
  6. Середюк И. Дигитальные формы современного архитектурного дизайна [Электронный ресурс] / Электрон. журн. - forma - Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/magazine/digital-forms.shtml
  7. Ткачёв В.Н. «Структура архитектурного пространства» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bral.info/?p=16
  8. Шевелев. И.Ш. Логика архитектурной гармонии. - М.: Стройиздат, 1973
  • 19098 просмотров

Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но доминирующие цвета в мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, выполненных в керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке изразцы изникских мастеров экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Всего на внутреннее украшение Голубой мечети ушло более 200000 изразцов.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, желтого, кремового, золотистого. Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети — растительный узор, а также изречения из Корана, написанные рукой искусного каллиграфа. Михраб мечети и минбар — амвон, кафедра для чтения проповедей — изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. Слева от михраба на стене в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы — тонкая мраморная плитка с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.

Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны 200 золотых пластин, каждая из них украшена 61 бриллиантом. На этих пластинах были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана. Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла, через которые в мечеть льются потоки света.

Похожие публикации