Самые значимые мечети для мусульман.

Но всё-таки вернёмся к главной святыне, которая объединяют всех мусульман мира во время молитвы. Реликвия построена в виде огромного куба и виднеется с любой точки города. Согласно историческим архивам первая постройка этой мечети была создана ещё в 638 году, и её первым строителем считается Адам. Согласно Корану, Адам и Ева раскаялись в своём проступке, и Аллах простил их, а в качестве прощения им был послан белый камень аль-Хаджар-аль-Асвад. Посланный Аллахом «камень прощения» находится в основании мечети, но от людских грехов, он потемнел и получил второе название – «черный камень». Однако, построенный первый храм Адамом во время всемирного потопа был разрушен, и чуть позже на основании уцелевшего фундамента пророками Ибрахимом и Исмаилом был восстановлен.


На протяжении многих веков мечеть то перестраивалась, то разрушалась, то поддавалась реконструкции. Однако, постоянное увеличение количества паломников требовало ещё большей вместительности. Последний раз крупное строительство на территории Заповедной мечети проходило в 1980 году: было построено один дополнительный корпус внушительных размеров и два минарета. На сегодняшний день насчитывается девять минаретов, которые по высоте достигают 95 метра. Последняя реконструкция была проведена с 2007 по 2012 гг. по решению короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда.




Архитектура мечети

Общая площадь мечети, с учётом расширения, составляет 400 тыс. кв. метров: это самая большая по размерам и по вместительности мечеть, но во время больших мусульманских праздников, порой просто не хватает места верующим для их главного обряда. Во внутреннем дворе храма и находится самая главная святыня Кааба: постройка высотой 15 м, длиной -12, и шириной -10 м. Именно здесь в восточном углу Каабы на 1,5 метровой высоте расположен черный камень прощения, оправленный в серебро.


Войти в святыню можно через четыре главных входа с красивыми воротами и 44 второстепенных. В эти 48 входов текут сотни тысяч паломников на молитву. Даже бывают такие случаи, когда верующим на трёх этажах не хватает места в молельных, и они молятся просто на крыше здания. Учитывая такую тенденцию, крыша здания уже давно приспособлена для молитв, а в наибольшие дни наплыва посетителей также открываются подвальные помещения.



Несмотря на то, что это архитектурное здание является святым местом, оно оснащено современными кондиционерами, эскалаторами, видеокамерами, теле- и радиостанциями: созданы все условия для комфорта паломников. С учётом реконструируемой территории в мероприятиях может участвовать до 2,5 млн. человек одновременно. Во времена больших праздников здесь нет где яблоку упасть: зрелище очень масштабное.


Известны десятки тысяч мечетей по всему миру . Однако самую большую значимость для верующих мусульман всего мира имеют три мечети , которые сыграли серьезную роль в истории Ислама , и почитаются всеми без исключения мусульманами . Это мечети : Аль —Харам (Запретная мечеть ) в Мекке , Аль —Набави (Мечеть Пророка ) в Медине и Аль —Акса (Отдаленная мечеть ) в Иерусалиме .
Передается со слов Абу ад —Дарды , что Посланник Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям ) сказал :
«Молитва в Масджид аль —Харам равна 100 тысячам молитв ; молитва в моей мечети (в Медине ) равна тысяче молитв ; молитва в Байт аль —Макдис (т . е . в мечети Аль —Акса в Иерусалиме ) равна пятистам обычным молитвам » (Аль —Байхаки ).
Предлагаем вам обзор самых важных мечетей в мире !

Мечеть Аль —Харам (Запретная мечеть ), Мекка

Мечеть аль —Харам является самой большой мечетью во всем мире . Ещё её именуют – Харам бейт —Уллаh («Запретный дом Аллаhа », либо «Священный дом Аллаhа »). Располагается в Мекке, в Саудовской Аравии . Она окружает самую важную и ценную святыню ислама – Каабу . Именно тут собираются миллионы паломников во время хаджа . В момент выполнения намаза (молитвы ), мусульмане , где бы они не пребывали , направлены лицом в сторону Каабы . А те , кто молится в самой Мекке , совершают намаз выстроивший вокруг Каабы . Любой мусульманин должен приехать в это благословенное место хотя бы раз в своей жизни . Так как хадж является пятым столпом Ислама .

Красивейшая мечеть Аль-Харам (Мекка, Саудовская Аравия)


аль-Масджид аль-Харам (Запретная мечеть), Мекка (Саудовская Аравия)

Данная мечеть с огромной площадью более 400 тысяч квадратных метров. В период хаджа мечеть способна вместить около 4 миллионов паломников . Настолько масштабного и завораживающего зрелища вы не увидите больше нигде . Она имеет девять минаретов , высота которых составляет 95 метров . Внутри сооружения функционирует 7 эскалаторов . Все помещения оснащены кондиционерами . Недалеко от входа в мечеть Аль —Харам , располагается комплекс Абрадж аль —Бейт , который превзошел другие своей массивностью , и считается вторым наиболее высочайшим небоскрёбом в мире .


комплекс Абрадж аль-Бейт в Мекке.

Мечеть ан —Набави (Мечеть Пророка ), Медина

Вторая по значимости мечеть (после Запретной мечети ) считается Аль —Набави (Мечеть Пророка ). Она расположена в Медине , в Саудовской Аравии . В самом центре мечети размещен Зеленый купол , где располагается могила Посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям ). Также в данной мечети похоронены первые два праведных халифа Абу Бакр ас —Сиддик и Умар ибн аль —Хаттаб (мир им обоим ).
Построена она была
Пророком Мухаммадом (салалЛаху алейхи ва салям ) и его сподвижниками , после хиджры (переселения ) мусульман из Мекки в Медину .
На сегодняшний день это одна из самых больших мечетей , так как следующие исламские правители расширяли и приукрашивали святыню . В мечети десять минаретов , каждый из них с высотой 105 метров . Стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов . В помещении мечети даже в самую жару прохладно и комфортно , так как имеются специальные кондиционеры . Весь первый этаж занимает молельный зал . Самый большой молитвенный зал во всем мире . Мечеть может вместить в период хаджа до 1 —го миллиона паломников .


Мечеть Пророка в Медине — самая старая в мире


Мечеть Пророка в Медине не только старинная, но и очень красивая

Аль —Акса (Отдаленная мечеть ), Иерусалим

Аль —Акса – в переводе с арабского языка означает удаленная мечеть . Мечеть является третьей святыней Ислама после Запретной мечети в Благородной Мекке и Мечети Пророка Мухаммада (салалЛаху алейхи ва салям ) в Светлейшей Медине . Она расположена в старой части Иерусалима на Храмовой горе . Поначалу это был небольшой молитвенный дом , который был построен по указу праведного халифа Умара ибн аль —Хаттаба . Далее мечеть расширялась и достраивалась другими правителями . Основой строения считается 7 галерей : центральная , 3 западные , 3 восточные . Первая галерея различается от остальных , так как она располагается на возвышении и больше в ширину . В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих .


Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) расположенная на Храмовой горе Иерусалима

Центр здания украшает необычный купол , украшенный изнутри мозаикой , а снаружи специальными пластинами из свинца и имеет сероватый цвет . Предполагается , что в последствии проведенных работ купол украсят медными листами с позолотой . При постройке мечети были использованы различные драгоценные материалы , такие как золото , белый мрамор , сталактит , известняк . Это придает строению древний вид и заставляет размышлять посетителей о его истории . Под зданием Аль —Аксы расположен вместительный подвал . Во времена , когда крестоносцы владели зданием мечети , в подвалах они держали лошадей , отсюда и название — Соломоновы конюшни .


аль-Масджид Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Эта благословенная мечеть должна занимать важное место в сердце праведного мусульманина . Это единственная мечеть , название которой упомянуто в Священном Коране . Также она является первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку . Передается , что Аль —Бара говорил :

«Шестнадцать или семнадцать месяцев мы , вместе с посланником Аллаха , молились в сторону Байт аль —Макдиса , а потом поменяли (направление наших лиц в молитве ) к Каабе » (Аль —Бухари ).

С данным местом связано ночное перемещение (исра ) посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям ) из Мекки в аль —Акса (Иерусалим ) и его вознесение . Всевышний Аллаh в Коране говорит :



Ещё в эпоху халифа Абд Аль —Малика была построена ещё одна мечеть , неподалеку от Аль —Аксы . Она получила название Куббат Ас —Сахра (Купол Скалы ). Нередко мечеть Аль —Акса путают с мечетью Купол Скалы .


Иерусалим

Посещали ли вы какую —либо из этих мечетей ? Поделитесь своими впечатлениями

Мусульманский мир очень интересен и загадочен для европейского обывателя. Религия и вера в бога и сейчас в эпоху кардинальных изменений в мировоззрении миллионов людей во всем мире остается символом всех мусульман. Святыми местами для мусульман являются мечети, где они могут остаться наедине с аллахом и поговорить с ним о самом сокровенном. Какие же они главные мечети в исламе и где же расположены святые места?

Запретная мечеть, Мекка, Саудовская Аравия



Главная святыня всех мусульман. Самое грандиозное и неповторимое сооружение, которое когда-либо было возведено в исламском мире, называется Запретная мечеть или Масджид Аль-Харам. В этой мечети находится Кааба – главная реликвия и ценность ислама. Первое упоминание о мечети датировано еще 638 годом, в современном виде храм существует с 1570 года. На протяжении всего времени реконструируется и увеличивается, что бы вместить всех желающих посетить это святое место. В исламе принято, что каждый верующий должен совершить паломничество на святую землю в Мекку.

Сооружение поражает своими размерами его площадь около 400 тыс. кв. метров, 9 минаретов, высотой 89 метров. Мечеть имеет 48 входов, что бы все желающие могли попасть в здание без давки. Одновременно в ней могут находиться до 1 миллиона человек , а с прилегающими территориями до 3,5-4 миллионов паломников. Это сердце всего ислама. Ежедневно десятки миллионов верующих со всего земного шара, где бы они не находились, поворачиваются в сторону Запретной мечети, что бы произнести молитву.

Мечеть пророка, Медина, Саудовская Аравия



Вторая по значимости святыня в исламе после Мекки. По своим размерам Масджид ан-Набави также уступает только Запретной мечети. Возведение мечети началось в 622 году, непосредственное участие в нем принимал пророк Мухаммад. Со временем мечеть реконструировали и улучшили. Сейчас территория мечети раскинулась на 400500 кв. метров , 10 минаретов каждые 105 метров высотой. Мечеть пророка способна принять около 700 тысяч верующих одновременно, во время паломничества (хаджа) эта цифра достигает 1 миллиона паломников. Под Куполом Пророка в Медине покоятся останки пророка Мухаммада.

Мечеть Фейсал, Исламабад, Пакистан



Крупнейший храм Пакистана мечеть Фейсал построена в 1986 году. Названа в честь правителя Саудовской Аравии того времени Фейсала ибн Абдул-Азиза который являлся инициатором и спонсором возведения этого храма божьего в Пакистане. Мечеть Фейсал, выделяется своей архитектурой, которая снаружи больше напоминает палатку бедуинов, чем традиционную мечеть. Общая площадь территории 19 гектаров, а площадь мечети 5000 кв. метров . Над храмом возвышаются 4 минарета высотой 90 метров. В любое время мечеть готова принять до 300 тысяч гостей. Мечеть Фейсал является национальной мечетью Пакистана.

Мечеть Независимости, Джакарта, Индонезия



Мечеть Истикляль крупнейшая в своем регионе, построена в честь независимости Индонезией от Голландии. Строительство этого архитектурного гиганта заняло 17 лет, и было завершено в 1978 году. Основными материалами при возведении мечети использовались мрамор и нержавеющая сталь. Общая площадь территории составляет 10 гектар . Над основным зданием мечети возвышается огромный купол диаметром 45 метров, а рядом расположено здание с куполом 10 метров. Храм имеет один минарет, который возвышается над мечетью на высоте 96,66 метров. Мечеть Независимости символ Индонезии и является национальной мечетью страны.

Мечеть Хасана II, Касабланка, Марокко



Мечеть Хасана II относительно молодое сооружение было построено в 1993 году. Ее с уверенностью можно назвать национальной гордостью и памятником марокканскому народу. Все средства на возведения мечети были собраны на пожертвования марокканцев. Практически все ресурсы для стройки за исключением белого гранита и огромных стеклянных люстр были добыты в Марокко. Территория храма занимает 9 гектаров. Одновременно 105 тысяч человек может принять мечеть в Касабланке. Мечеть Хасана II самое высокое религиозное сооружение в мире, высота минарета составляет 210 метров. Вход в мечеть открыт не только мусульманам, что является редкостью в исламском мире. Возле мечети расположен чудесный сад, в который чудесным образом вписывается 41 фонтан.

Мечеть Бадшахи, Лахор, Пакистан



Долгое время Мечеть Бадшахи являлась крупнейшим храмом Пакистана, пока не была построена мечеть Фейсал. Мечеть в Лахоре была воздвигнута еще в 1674 году. Архитектурный ансамбль храма включает в себя сочетание персидской и исламской культуры древних времен. За время своего существования в здании мечети располагались склад, пороховой погреб и даже казармы солдат. И только после 1856 года мечеть Бадшахи окончательно стала храмом мусульман. 100 тысяч верующих могут одновременно посещать мечеть Бадшахи. Размеры двора равны 159 на 527 метров . Восемь минаретов и три купола украшают мечеть. Высота наружных минаретов 62 метра. В храме хранятся святые реликвии для мусульман: тюрбан пророка Мухаммеда, платки Фатимы и другие ценности. Мечеть Бадшахи претендует на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ



Самая юная из списка наибольших мечетей мира, мечеть шейха Зайда в ОАЭ носит имя первого президента страны шейха Зайда. Возвели мечеть относительно недавно в 2007 году. Мечеть готова принять до 40 тысяч верующих . Основной зал вмещает 7 тысяч человек. Рядом с ним расположены две комнаты, в которых совершать молитву могут только женщины. Площадь двора составляет 17400 кв. метра, она полностью покрыта мраморными плитами. Крыша храма украшена 82 куполами и 4 минаретами высотой 107 метров. Вся площадь пола укрыта огромным ковром, который внесен в книгу рекордов Гиннеса его размер поражает воображение 5627 кв.метра. Также мечеть шейха Зайда может похвастаться величественной люстрой, вес которой просто пугает 12 тонн. Посетить храм может любой желающий вне зависимости от религиозных соображений.

1. Самой большой мечетью в мире является мекканская Запретная мечеть (المسجد الحرام), которая является главной святыней мусульманского мира. Во дворе мечети находится Кааба. Мечеть была построена в 638 году. С 2007 года по 2012 год по решению короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда проводится новая масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличивается до 400 тысяч кв. метров и на ней будет помещаться 1,12 млн человек. Строятся ещё два минарета, а также новые Ворота короля Абдаллы, все старые и новые помещения оснащаются кондиционерами. С учётом также реконструируемой территории округи всего в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 млн человек одновременно. Стоимость реконструкции составляет 10,6 млрд долларов.

2. Второй по величине в мире, является мечеть Мечеть пророка (المسجد النبوي). Эта мечеть находится в Медине (Саудовская Аравия) и является второй святыней в Исламе после Запретной мечети. Мечеть была построена ещё при жизни Мухаммада (сас); последующие мусульманские правители расширили ее и украсили. В наши дни мечеть вмещает 600 тысяч человек, на территории в 400 500 кв. метров. В период хаджа это число увеличивается до 1 миллиона человек.



3. На третьем месте находится Мазар имама Резы (حرم علی بن موسی الرضا), воздвигнутый в 818 году архитектурный комплекс в г. Мешхед (Иран), включающий собственно гробницу имама, гробницы других почитаемых имамов, музей, библиотеку, кладбище, мечеть и несколько других сооружений. Большая часть сооружений комплекса была построена во времена правления Тимуридов и Сафавидов, хотя первое датированное сооружение украшена надписью раннего XIV века, а купол сооружения относят к раннему тринадцатому веку. Площадь комплекса составляет 331,578 квадратных метров и вмещает в себя порядка 100 тысяч человек.



4. На четвертом месте индонезийская Мечеть независимости (مسجد الاستقلال), которая находится в Джакарте. После обретения Индонезией независимости от Нидерландов в 1949 году возникла мысль построить национальную мечеть для этой новой республики, приличествующую для страны с наибольшим мусульманским населением в мире. В 1953 году был основан комитет по строительству мечети Истикляль во главе с Анваром. Анвар представил проект индонезийскому президенту Сукарно, который приветствовал его и впоследствии взял строительство мечети под свой контроль. 24 августа 1961 года Сукарно заложил первый камень в основание мечети, строительство заняло семнадцать лет. Индонезийский президент Сухарто открыл национальную мечеть 22 февраля 1978 года. Она по-прежнему является самой крупной мечетью в регионе и вмещает более 120 000 человек одновременно.



5. Мечеть Хассана Второго (مسجد الحسن الثاني) - еще одна невероятная мечеть, находящаяся в городе Ксабланка. Эта мечеть - крупнейшая Марокко и пятая в мире. Вместительность этого храма составляет 25 тысяч человек (это только один зал). А общая вместительность мечети - 105 тысяч человек. Высота минарета (это единственный минарет) - 210 метров. Эта мечеть тоже строилась в наше время, начало - 1986 год, конец - 1989 год. Проект составил французский архитектор. Общая стоимость сооружения этого огромного храма - 800 миллионов долларов.



6. Мечеть Фейсал (مسجد شاه فيصل) - мечеть в Исламабаде, Пакистан, одна из самых больших мечетей в мире. Мечеть известна в исламском мире благодаря своим размерам, площадью 5 000 квадратных метров, она способна вместить 300 000 верующих. Строительство мечети началось в 1976 году Национальной Строительной организацией Пакистана и финансировалось правительством Саудовской Аравии. Стоимость проекта составила более чем 130 миллионов саудовских риалов (приблизительно $120 миллионов в сегодняшних ценах). Король Фейсал ибн Абдель Азиз ас-Сауд очень способствовал финансированию строительства, и после его убийства в 1975 году и мечеть, и дорога, ведущая к ней, были названы его именем. Мечеть была закончена в 1986 году.



7. Мечеть Бадшахи (‏ بادشاہی مسجد- императорская мечеть) - вторая по величине мечеть Пакистана, расположенная в городе Лахор. Одна из крупнейших мечетей мира. Находится на доступной по лестнице платформе, которая возвышается над старым городом напротив Садов Шалимара и Лахорской крепости. Была построена в 1673-1674 годах по приказу великого могола Аурангзеба и считается одним из наиболее значимых памятников индо-исламской сакральной архитектуры эпохи Великих Моголов.



8. Мечеть шейха Зайда (مسجد الشيخ زايد‎‎) - самая большая мечеть в ОАЭ. Расположенная в Абу-Даби мечеть названа в честь шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна - основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов. Мечеть способна одновременно вместить 40 тысяч верующих. Главный молитвенный зал рассчитан на 7 тысяч молящихся. Две комнаты рядом с главным молитвенным залом способны вместить по 1500 человек каждая. Обе эти комнаты предназначены только для женщин. По четырём углам мечети стоят четыре минарета, которые возвышаются приблизительно на 107 метров. Внешний ряд главного здания покрывают 82 купола. Купола украшены белым мрамором, их внутреннее художественное оформление также выполнено из мрамора. Внутренний двор выложен цветным мрамором и насчитывает около 17400 квадратных метров.



9. Делийская соборная мечеть (مسجد جھان نمہ) стоит на восьмом месте крупнейших мечетей мира. Строительство мечети было заложено при Шахе Джахане (строителе Тадж Махала), закончена в 1656 г. Внутренний двор мечети может принять в себе одновременно до двадцати пяти тысяч верующих. Одна из реликвий - копия Корана, написанного на коже оленя. Постройка мечети была результатом усилий более чем 5 000 рабочих, в течение шести лет. Стоимость, строительства в те времена, была 10 лах (1 миллион) рупий. Шах Джахан построил несколько важных мечетей в Дели, Агре, Аджмере и Лахоре.



10. Мечеть "Святой дом" (بيت المكرّم‎‎) - национальная мечеть Бангладеш. Расположена в Дакке, столице Бангладеш, эта мечеть была основана в 1960-х. Комплекс мечети был разработан архитектором Абдул Хуссейном Тариани. У Национальной Мечети Бангладеш есть несколько современных архитектурных особенностей, и в то же самое время эти новшества сохраняют традиционные принципы архитектуры мечетей.



11. Маскатская соборная мечеть или Мечеть Султана Кабуса (جامع السلطان قابوس الأكبر) - главная мечеть Маската, Оман. В 1992 Султан Кабус предписал, чтобы у его страны Омана была своя Великая Мечеть. В 1993 прошёл конкурс, строительство началось в 1995. Строительные работы заняли шесть лет и четыре месяца. Мечеть построена из 300 000 тонн индийского песчаника. Главный молитвенный зал квадратной формы (74,4 x 74,4 метра) с центральным куполом, возвышающимся к высоте на пятьдесят метров выше уровня пола. Купол и главный минарет (90 метров) и четыре боковых минарета (45,5 метров) являются главными визуальными особенностями мечети. Главный молитвенный зал может одновременно вместить более 6500 верующих, в то время как женский молитвенный зал всего только 750 человек. Внешняя молитвеная территория способна вместить 8000 верующих, суммарное количество до 20 000 верующих.



12. Праздничная мечеть - "Ид Ках" (عید گاہ مسجد) - самая большая мечеть в Китае. Расположена на центральной площади населённого уйгурами-мусульманами города Кашгар. Имеет площадь в 16800 м² и вмещает до 20000 молящихся. Построена в 1442 г., хотя наиболее древние участки можно отнести к IX-X вв. Впоследствии расширялась и перестраивалась.



13. Масджид Негара (مسجد نغارا) - национальная малазийская мечеть Куала-Лумпура, построена в 1965. Главный зал мечети вмещает свыше 15 тыс. человек и особенно заполнен по пятницам. Комплекс мечети состоит из ребристого звездообразного купола и минарета высотой 73 м. Восемнадцать углов купола символизируют 13 штатов Малайзии и «5 столпов ислама».



14. Масджид-е Акса (مسجدِ اقصیٰ) - самая крупная мечеть общины Ахмадитов, находящаяся в г. Рабва (Пакистан). Мечеть открыта в 1972 году и вмещает в себя 12 тыс. молящихся.



15. Мечеть "Дом побед" (مسجد بیت الفتوح). мечеть в пригороде Лондона, Англия - самая большая в Западной Европе. Мечеть была построена последователями секты Ахмадитов в 2003. Занимает территорию в 21 000 м² и вмещает до 10 000 верующих в трех молитвенных залах. Сам космплекс включает гимназию, офисы, библиотеку и телевизионные студии. Строительство комплекса обошлось в 5.5 миллионов британский фунтов.



16. Мечеть «Сердце Чечни» (مسجد قبة غروزني المركزي). Построенная центре Грозного мечеть "Сердце Чечни" в этом рейтинге крупнейших мечетей мира стоит на 16 месте. Как я и писал в самом начале, здесь, говоря о мечети в Грозном учитывали размеры всего комплекса, в то время, как в моем предыдущем рейтинге крупнейших мечетей России ервое место заняла махачкалинская Джума-мечеть, так как ее вместимость составляет до 15 тыс. человек.

Дата открытия - 17 октября 2008 года, во время форума «Ислам - религия мира и созидания». Её строительство было начато 25 апреля 2006 года при помощи специалистов из Турции. Минареты мечети являются высочайшими в России, высота купола на 3 метра уступает мечетям Казани и Санкт-Петербурга. Мечеть "Сердце Чечни" является самым крупным молельным комплексом России.



17. Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет (جامع السلطان أحمد) - одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Строительство мечети началось в августе 1609 году и завершилось в 1616 г. Мечеть может вместить в своих стенах до 10 тыс. человек.



18. Мечеть Аль-Фатиха (جامع مركز أحمد الفاتح الإسلامي) - одна из самых больших мечетей в мире, способна одновременно вместить в себе более 7 000 верующих. Мечеть - крупнейший храм Бахрейна. Мечеть находится очень близко к королевскому дворцу в Манаме, месту жительства короля Бахрейна Хамада ибн Иса аль-Халифа.

Огромный купол основывался на вершине мечети, сделан из чистого стекловолокна и весит он более чем 60 т (60 000 кг), купол в настоящее время - наибольший купол из стекловолокна в мире. Аль-Фатих теперь включает в себя новую Национальную Библиотеку, которая открылась для общественности в 2006. Мечеть была построена покойным Шейхом Исой ибн Салманом аль-Халифом в 1987. Это называют в честь Ахмада аль-Фатиха, завоевателя Бахрейна.



19. Масджид-е Туба (مسجد طوبٰی) расположена в пакистанском городе Карачи. Среди населения города мечеть также известна, как Гол-Масджид. Мечеть была построена в 1969 году, расположена на улице Korangi Road. У Масджид-е Туба крупнейший купол среди мечетей в мире (его диаметр составляет 72 метра), это одна из главных достопримечательностей Карачи. Мечеть построена из белого мрамора, минарет достигает 70 метров в высоту. Центральный зал молитвы вмещает 5 000 человек. Мечеть была спроектирована пакистанским архитектором Бабаром Хамидом Чауханом и инженером Захиром Хайдером Накви.



20. Мечеть аль-Акса (المسجد الأقصى) - мечеть, расположенная на Храмовой горе г. Аль-Кудс. Мечеть является третьей святыней Ислама после Запретной мечети в Благородной Мекке и Мечети Пророка Мухаммада (сас) в Светлейшей Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.

$IMAGE22$ abdul-vakhed.livejournal.com

Подробнейший энциклопедический материал из первоисточника в предлагаемой публикации.

Знаменитые мечети - от главных в Мекке и Медине до модернистской мечети Хасана Второго в Касабланке - самом высоком культовом здании планеты, от каирских и стамбульских мечетей до мечети в Риме. Устройство мечети и ее роль в жизни мусульман. Истории из жизни Пророка, связанные с мечетями, исторический контекст. Все это в цикле программ «Голоса Исламской Республики Иран» из Тегерана, прозвучавшем на русском языке в прошлом году.

Каждая программа представлена в виде одного раздела нашей публикации. Этому разделу предшествует заголовок, показывающий тему. Однако обычно в каждой из программ, а соответственно и в каждом разделе, присутствовало не только описание одной из знаменитых мечетей, но и рассматривалась еще одна какая-либо тема из истории или устройства этих культовых зданий.

Мы выделили для удобства чтения жирным шрифтом главные вопросы в каждой части.

Прочитавший все разделы этой объемной энциклопедичной статьи получит полное представление по рассматриваемой теме. Каждый из разделов очерка относительно независим друг от друга (учитывая их выход в радиоэфире с недельным интервалом), их можно изучать в отдельности.

Политические трактовки остаются на совести тегеранских авторов цикла, оригинальная стилистика почти везде сохранена. сайт снабдил тегеранский текст несколькими подписанными примечаниями, включая два подробных об истории мечетей в Мекке и Иерусалиме.

Мечеть в Мекке «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы - главная мечеть мусульман мира. Современное состояние. На илл. видна грандиозная архитектура и тысячи молящихся.

Все

про мечети мира

Так выглядела мекканская мечеть «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы еще несколько десятилетий назад, до того как сооружение было перестроено в ходе масштабной стройки, затеянной разбогатевшим на нефти Саудовским королевством, на чьей территории и находится эта главная мечеть мусульман мира.

Архивная илл. Саудовского пресс-агентства.

Мечеть в Мекке

Масджид аль-Харам» и Кааба

Примечание: сайт:

Арабское слово «масджид», от которого происходит и принятое в русском слово «мечеть», переводится как «место, где простираются ниц».

На снимке из архива видна панорама Мекки с главной мечетью мусульман мира «Масджид аль-Харам» (букв. «Запретная Мечеть ») с камнем Каабы в центре ее открытого двора.

Как утверждают исследователи, Кааба — это метеорит. К этому камню приблизительно квадратной формы (отсюда и происхождение его названия от арабского «куб») с древнейших времен совершались поклонения.

По арабской легенде, первое святилище здесь воздвиг соответственно первый человек Адам. Святилище после всемирного потопа по велению бога восстановил пророк Авраам (у арабов почитаемый под именем Ибрагим). До возникновения ислама на этом месте существовало языческое святилище богов племени курейш. Позднее пророк Мохаммед повелел считать Каабу святым местом мусульман — киблой , куда обращены молитвы (в свою очередь, — ниша в мечетях по всему миру и отмечает направление на Мекканскую мечеть, куда следует поворачиваться во время молитвы).

Сейчас Запретная мечеть представляет огромное сооружение. Халифы, османские султаны, а теперь и саудовские короли постоянно расширяют и реконструируют мечеть . Покойный саудовский король Фахд и его приемник считали и считают одним из своих почетнейших титулов — титул «Служитель двух мечетей» (имеются ввиду Мекканская и Мединская мечети, находящиеся на территории королевства). Ежегодно Запретную Мечеть посещают сотни тысяч мусульман со всего мира. Мечеть входит в обязательную программу хаджа. Вокруг мечети вспыхивают и разногласия. Например, по мере износа тканевый покров для Каабы раньше всегда жертвовал турецкий султан, а потом ее присылали от египетского хедива, а сейчас на это право претендуют саудовские короли. Больше о Запретной мечети в Мекке, но с исламской точки зрения,

Также подробнее о Каабе смотрите в др. материале на нашем сайте . В упомянутом материале также можно послушать записи русского вещания из Тегерана и Каира о Каабе.

«Введение»

«Если вы — мусульманин и живете в исламской стране, или если вы — не мусульманин, но хотя бы раз в жизни посетили ту или иную мусульманскую страну, вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля — здания, состоящие из купола и 2 минаретов. Это — главный религиозный атрибут мусульман — мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Таким образом благостное звучание азана заполняет атмосферу городов, придавая особое успокоение душе слушателя.

Человек на протяжении тысяч лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.

Привязанность человека к таким местам, сопровождавшаяся святостью и набожностью, привела к тому, что эти места богослужений в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры человека присвоили себе особый статус в жизни человека и культурах различных народов.

После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Этот вопрос в жизни людей, избравших для себя ислам в качестве своего вероисповедания, приобрел наиболее выраженный характер, так что мечети в исламской градостроительной системе неуклонно оставались самым важным и главным элементом внутри городов. Расширение городов осуществлялось с учетом осевой роли мечетей. Причиной стержневой позиции мечетей в исламских городах является их деятельность и социально-политическая роль, которую они играют в жизни мусульман. Для более полного знакомства с ролью мечетей в жизни мусульманских обществ давайте сначала рассмотрим словарное значение слова «мечеть».

Как вы знаете, слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон» . К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли. Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников.

Суджде также является одним из столпов намаза. З емной поклон отражает предел покорности и смирения перед Творцом Сущего. В связи с этим слово «мечеть» означает место, где совершаются суджде — земные поклоны; место, где совершаются богослужения мусульманами. В Священном Коране слово «мечеть» и «мечети» упоминается 28 раз. Иногда указываются особенные мечети, такие как Масджид-аль-Харам — Заповедная мечеть и Масджид-аль-Акса — «Дальняя мечеть ». В остальных случаях при использовании выражения «Масаджид-Аллах» имеется ввиду общий смысл этих мест.

Обратим внимание на высказывания современного французского писателя и философа Роже Гароди, по-своему описавшего понятие «мечеть». Он пишет: «Посещая разные мечети, начиная от Кордовской соборной мечети в Испании и Каирскими мечетями с их изящными инкрустациями драгоценных камней, и кончая величественными и объемистыми мечетями Стамбула, райскими мечетями Исфагана и спиралевидным минаретом Самарской мечети, меня не покидало чувство, что все эти произведения созданы искусной рукой Единого мастера и в ответ на зов Единого Творца. Независимо от географического месторасположения этих памятников, человек чувствует, что в каждое из них вдохнули некую духовную жизнь».

«Слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон». К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли.

Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников».

Знаете ли вы, как называется и кем была построена первая мечеть в истории ислама?

Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Коба (Мечеть Коба не следует путать с Каабой в Мекке. Самая древняя в Саудовской Аравии и в мире мечеть — мечеть Коба, или иначе аль-Куба (Quba Mosque), расположена в пригороде современной Медины (Саудовская Аравия). Мечеть Коба представляет собой заново построенное современное здание. Прим. сайт) .

Слово «Коба» по сути являлось названием колодца и селения, в котором остановилось племя Бани-Амр ибн Оф во время переселения Пророка Ислама (ДБАР)(принятое сокращение благословения Аллаха — сайт) из Мекки в Медину. Пророк провел в этом месте несколько дней, ожидая нескольких из своих сподвижников. В это время его светлость, желая удовлетворить просьбу жителей селения Коба, вместе с группой из своих сподвижников, в числе которых были Салман Фарси и Макдад ибн Асуд, начали строительство мечети. Его Светлость Мухаммад (ДБАР) участвовал в возведении мечети наравне со своими сподвижниками и прочими мусульманами. Друзья и соратники Пророка были впечатлены этим, но попросили его светлость отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако Его Светлость отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нем Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».

Таким образом остановка Пророка в местечке Коба послужила предпосылкой для сооружения первой в истории Ислама мечети. Очень многие толкователи Корана утверждают, что 108 аят суры «Покаяние» был ниспослан в честь мечети Коба. Всевышний изрек в этом аяте: «Тебе более подобает совершать салат в той мечети, которая с первого дня зиждилась на набожности. В этой мечети (совершают молитву) мужи, которые хотят очиститься от грехов. Воистину, Аллах любит очищающихся от грехов».

Существует много повествований и хадисов относительно мечети Коба. К примеру, есть предание, что Посланник Божий (ДБАР) на протяжении своей благословенной и плодотворной жизни часто посещал мечеть Коба и совершал в ней намаз. С самого начального этапа зарождения ислама по сегодняшний день красивый купол мечети Коба, высящийся над кронами зеленых деревьев, является одним из излюбленных мест людей, приезжающих в Медину, которые совершают намаз в этой мечети.

Масджид аль-Хара м

(в Мекке, Саудовская Аравия)

(Также смотрите на и иллюстрациях в начале материала . Прим. сайт);

«Господь Велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад (ДБАР) — посланник Божий»

Это — благозвучный призыв к молитве — азан , который несколько раз в день доносится с верхушек минаретов мечетей в исламских и не исламских странах. Он несет с собой знакомое послание для мусульман. Умиротворяющие звуки азана означают наступление времени для совершения намаза. Каждый раз при звуках азана в исламских странах можно видеть женщин и мужчин, пожилых и молодых людей, готовящихся к совершению намаза. В одиночку и группами они направляются к мечети, чтобы вместе с другими исполнить предписанный им религиозный обряд.

Наверняка вам, также как и нам, при восторженных возгласах паломников Божьего Дома вспоминается Заповедная мечеть — Масджид аль-Харам. Каждый мусульман мечтает увидеть эту мечеть и совершить в ней намаз.

Одним из особых имен, употребленных в Священном Коране в сочетании со словом «мечеть», является Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть . Словосочетание Масджид аль-Харам упоминается в Коране 15 раз. Заповедная мечеть имеет древнюю историю. Согласно пересказам некоторых историков, Заповедная мечеть по возрасту — более древняя, чем мечеть Бейт аль-Мукаддас в Палестине. Заповедная мечеть имеет весьма большое значение в силу расположения в ней Дома Единобожия — Каабы. Кааба на протяжении долгого времени была признана центральным местом богослужений, и поэтому весьма сильно почиталась. Сооружение первоначального здания Каабы относят к его светлости Адаму. В последствии по приказу Всевышнего его светлость Авраам вместе со своим сыном Исмаилом (мир им!) перестроил Каабу.

На протяжении истории З аповедная мечеть многократно подвергалась реконструкции и ремонту, вследствие чего она была расширена. И сегодня эта мечеть вмещает 330 тысяч молящихся. Масджид аль-Харам включает в себя 9 минаретов высотой в 89 метров, 11 лестниц и 7 эскалаторов. С учетом крыши Заповедной мечети, поверхность которой обделана мраморными плитами, и которая используется в качестве места для совершения намаза, Заповедная мечеть состоит из трех этажей. А если учесть и новые подземные крытые галереи в окрестностях Каабы, которые преимущественно открываются для людей в выходные дни, то вместо трех получится четыре этажа. Мощное освещение этого комплекса осуществляется посредством двух электростанций. Мечеть оснащена радио- и телестудиями, модернизированными камерами и кондиционерами. Однако несмотря на перечисленные характеристики, секрет величия Каабы следует искать в ее простоте. Говорят, в предместьях Каабы похоронено более 70 Божьих пророков и святых .

Масджид аль-Харам обладает двумя особенностями , выделяющими ее среди различных мечетей в исламском мире. Как мы знаем, ежегодно десятки тысяч мусульман со всего мира собираются вокруг Каабы, чтобы участвовать в церемонии хаджа. Тысячи мусульман разных национальностей и народностей, молодые и пожилые, богатые и бедные, устремляются к Каабе. Собравшись вокруг Божьего Дома, они наряду с тем, что демонстрируют свое единство и солидарность, осведомляются о положении друг друга и благодаря единомыслии и консультациям решают проблемы друг друга. Это собрание организовывается ежегодно после ухода Пророка ислама из бренного мира до сегодняшнего дня. Еще одна особенность Заповедной мечети, отличающая ее от прочих мечетей исламского мира, заключается в том, что эта мечеть является святыней и киблой всех мусульман.

После переселения святого Пророка ислама из Мекки в Медину Масджид аль-Харам была признана в качестве киблы мусульман.

После провозглашения своей пророческой миссии Его Светлость Мухаммад (ДБАР) на протяжении своего пребывания в Мекке, то есть тринадцати лет, совершал намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (Иерусалима — Прим.сайт).

После переселения его светлости это продолжалось до определенного времени. Мусульмане, следуя Пророку, совершали намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса. В эту же сторону совершали молитвы и евреи. Этот факт мог бы способствовать сближению последователей двух религий, ибо увеличивавшее с каждым днем продвижение мусульман внушало иудеям страх и ужас. Успехи мусульман свидетельствовали о распространении исламского учения по всему аравийскому полуострову за короткий промежуток времени. Поэтому евреи приступили к обструкциям. Различными путями и под пустыми предлогами они начали придираться к мусульманам и Пророку ислама и доставлять им неприятности. В частности евреи придрались к тому, что мусульмане совершают намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (т.е. Иерусалима. Прим.сайт). (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Мединские евреи говорили: «Мухаммад утверждает, что проповедует свободное учение, в то время как у него до сих пор нет своей определенной киблы, и он совершает намаз в сторону единой киблы иудеев». Эти слова удручали Пророка. Ночью он выходил из дома и вглядывался в небо. Он ждал откровений, ждал приказа от Создателя в этой связи. Тогда был ниспослан 144 аят суры «Бакара» — «Корова». В этом аяте Создатель обращается к своему последнему пророку со словами: «Мы видели, как ты (, о Мухаммад,) обращался к небу (в поисках киблы), и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же свое лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы — истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят».

Принимая во внимание аяты Корана, в перемене киблы, помимо протестов иудеев, была также сокрыта другая суть — испытание правоверных и отделение искренних людей с твердой верой от притворяющихся правоверными. Наконец 17 мухаррама (месяца, последовавшего переселению Пророка из Мекки в Медину) во время совершения полуденного намаза в мечети Бани Салим Пророку посредством божественных откровений было предписано повернуться лицом к Заповедной мечети. Откровение было ниспослано в тот момент, когда совершавшие намаз прочитали уже 2 риката. Но несмотря на это, когда Пророк (ДБАР) повернул свое лицо к Заповедной мечети, мужчины и женщины, присутствовавшие в мечети, также последовали Пророку и повернусь к Заповедной мечети. Т аким образом Кааба стала свободной киблой мусульман .

Сегодня более одного миллиарда мусульман во время совершения ежедневных намазов обращаются лицом к этому Дому, возносят молитвы Единому Творцу и изливают Ему душу.

Купол Скалы (араб. Масджид Qubbat Как-Sakhrah, иврит. Кипат Hasela; по русски Куббат ас-Сахра) является исламским храмом, расположенным на месте, которое также священно и в иудаизме.

Мечеть «Купол скалы»- Куббат ас-Сахра расположена на Храмовой горе в Иерусалиме. Строительство мечети было завершено в 691 году. Ее значение обусловлено убеждениями верующих о святости каменной глыбы, на которой расположен религиозный комплекс.

«Купол Скалы» был построен между 685 и 691 годами. Имена двух инженеров во главе проекта известны как Yazid Ibn Salam из Иерусалима и Raja Ibn Haywah из Бисана в Палестине. Начал строительство омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван . (Омейяды -Умайяды (в русском также иногда пишут Омейады) — одна из двух вселенских династий арабских правителей (наряду с Абассидами), правивших арабско-исламским миром после пророка Мухаммеда и до постепенного развала единого арабского государства. Позднее титул халифа — духовного и светского повелителя мусульманских «правоверных» перешел к турецкому султану).

Итак, А бд-аль Малик, который начал строительство этого культового здания на месте иудейского святилища, надеялся, что оно будет «домом мусульман». Арабский историк аль-Maqdisi пишет, что халиф «пытался построить для мусульман мечеть, которая должна быть уникальной и удивительной во всем мире... ослеплять умы мусульман», конкурируя с храмом гроба господня.


Мечеть «Аль-Акса» «Дальняя мечеть», составляющая вместе с мечетью «Купол Скалом» религиозный исламский комплекс на Храмовой горе, была построена при втором арабо-мусульманском халифе Омаре (Умаре) как маленький молитвенный дом несколько позже 637 года, после завоевания арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. «Аль-Акса» старше мечети «Купол Скалы».

В отличии от мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра», имеющей блестящий золотистый купол, мечеть «Аль- Акса» не такая броская со своим серым и визуально небольшим куполом. При этом именно мечеть «Аль-Акса» является третьей в мире мусульманской святыней, после мечетей в Мекке и Медине.

Иногда ошибочно называют более заметную, с золотистым куполом мечеть «Купол Скалы» мечетью «Аль -Акса» (Дальняя мечеть — Аль-Акса, она же мечеть Омара), хотя последняя расположена рядом .

Обе мечети находятся на видимой невооруженном глазом древней естественной каменной платформе, известной как Храмовая гора, а у мусульман под названием Харам аль-Шариф (Благородное святилище) . Также первоначально, да и сейчас гора называется «Мориа», что с древнехаананского языка — «Господь усмотрит». Но название «Мориа» связано не с арабами, а с древними евреями и о нем немного позднее.

Для арабов «Аль-Акса» стала исламской святыней в связи с чудесным путешествием из Мекки в Иерусалим пророка Мухаммеда на белоснежном коне Бурак (блистающий) и при помощи архангела Джабраила (Джибрила). На горе Мориа, согласно исламскому преданию, Мухаммеда встретили ранние пророки Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус), а затем Мухаммед разговаривал с Богом . Также в провоглашении священной этой горы для арабов сыграла свое значение и доарабская атмосфера святости, окружающая это место. Современный израильский автор Роман Гершзон пишет об этом, а также о том, почему гора «Мориа» ,она же «Храмовая гора», она же «Харам аль-Шариф» имеет плоскую форму:

«Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме .

В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, — камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли — Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.

Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в Танахе этого места: «...Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека...И взял Авраам дрова для всесожжения... и пошли оба вместе» (Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «...нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит» (иврит. «иръе»).

«Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится» (Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места — «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».

Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал...Как страшно место это..«(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.

По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.

Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия — Шхина.

Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы». Конец цитаты.

Платформа для еврейского храма была существенно расширена при правлении Ирода Великого (еврейского правителя, управлявшего еврейским государством под протекторатом римлян), тогда скала являлась местом нахождения второго еврейского храма, который был разрушен во время римской осады Иерусалима в 70 году н.э..

В 637 году н.э., Иерусалим был завоеван армией халифата во время вторжения мусульман в пределы Византийской империи. После этого на скале и до нашего времени возвышаются исламские святыни-мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра» «Аль — Акса» — «Дальняя мечеть», которые при крестоносцах в Иерусалиме приостанавливали свое функционирование .

Больше о Мечети Куббат ас Сахра — Купол скалы и Дальней мечети— Аль-Акса, она же мечеть Омара, но с исламской точки зрения,


Здесь отметим только, что в Иерусалиме, кроме мечети «Аль-Акса», чье второе название «Мечеть Омара», есть и еще одна «Мечеть Омара», расположенная неподалеку от Храмовой горы, рядом с христианским храмом «Гроба Господня». Эта мечеть была открыта на месте, где все-тот же халиф Омар (Умар) молился при взятии арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. — Прим сайт

«Бейтульмукаддас»

Название «Бейтульмукаддас» знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. («Бейтульмукаддас» — так в очерке Радио «Голос Исламской Республики Иран» из Тегерана, русское вещание. Арабское наименование Иерусалима звучит как Бейт аль-Мукаддас (Священный дом). Мусульмане (арабы и иранцы) часто избегают называть (из-за своей нелюбви к Израилю) город названием, принятым у израильтян и во всем мире — Иерусалим («Город мира»). Прим. сайт). Это — название города, в котором расположены священные мечети Аль-Акса и Гобато-Сахре («Дальняя мечеть» и одно из написаний названия мечети «Купол скалы» в Иерусалиме- ред.).

Один из известных писателей 15 века (11 после РХ) Насер Хосров назвал причиной святости этого города наличие в нем могил таких великих пророков как его светлость Давид и его светлость Иосиф (мир им!). в этом городе можно также увидеть следы некоторых других Божьих пророков, к примеру его светлости Ибрахима (Авраама), его светлости Сулеймана (Соломона), его светлости Йаакуба (Йакова), алтарь его светлости Захарии и колыбель его светлости Иисуса (мир им!). И, наконец, в силу того, что ночное вознесение пророка ислама его светлости Мухаммада (ДБАР) произошло именно в этом месте — в этом городе, оно считается священным для более, чем одного миллиарда мусульман. Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю передачу мы посвятим знакомству с одним из священных мест города Бейтульмукаддас — мечетью Аль-Акса; мечетью, которая была первой киблой мусульман мира, и мусульмане в начальный период ислама более 14 лет совершали намаз в сторону этого священного места .

Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так по той причине, что указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. В повествованиях об истории мечети Аль-Акса говорится: «Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе, расположенной в Бейт-аль-Мукаддасе. Она была сооружена его светлостью Сулейманом (Соломоном). Во время строительства мечети были использованы архитектурные тонкости и нюансы того времени. Впоследствии мечеть была разрушена вавилонским царем Навуходоносором. И несмотря на то, что, согласно историческим источникам, здание мечети впоследствии было реконструировано, однако оно уже не было восстановлено в ее изначальную форму с точки зрения архитектуры. История свидетельствует о том, что этот скалистый город Бейтульмукаддас на протяжении нескольких веков разрушался, после чего подвергался реконструкции и восстановлению. (Все-таки Соломон сооружал не мечеть, а еврейский храм, хотя и был монотеистом. Трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт).

В Священном Коране в тех, аятах, которые повествуют о ночном вознесении святого Пророка Ислама, выражением «баракна хаулоху» (ее окрестностям мы даровали благословение) подчеркивается величие и святость мечети Аль-Акса. Важность и величие Бейт аль-Мукаддаса обусловливаются двумя аспектами: духовным и материальным. Исходя из материального аспекта, изобилие и многочисленные блага окрестностей города объясняются плодородностью его почвы. А причина духовных милостей и благ Бейтульмукаддаса кроется в том, что этот город является местом появления на свет божественных пророков и местом их выступления с посланнической миссией. Поэтому Бейтульмукаддас считается обителью единобожия, веры, благочестия и справедливости.

Сегодня сионистским режимом осуществляется множество строительных работ и раскопок в окрестностях аль-Харам аш-Шариф — священного храма под предлогом возрождения храма пророка Сулеймана (царя Соломона), находящегося, предположительно, под мечетью Аль-Акса. Несмотря на то, что сионисты провели множественные раскопки под мечетью, однако до сих пор исторические утверждения иудеев относительно нахождения в этой местности храма его светлости Сулеймана не подтвердились. Из всех открыто предпринятых сионистским режимом мер для разрушения культурного облика города Бейтульмукаддас, ни одно не было столь потрясающим и антигуманным, как сожжение мечети Аль-Акса. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Поджог в мечети Аль-Акса был устроен в 1969 году религиозным евреем-фанатиком из Австралии Денисом Микаэлем Роханом. Пожар длился 6 часов. При этом был нанесен серьезный ущерб мечети Гобато-Сахре, расположенной неподалеку от мечети Аль-Акса. Были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Несмотря на то, что после инцидента был созван мусульманский комитет, и поврежденные части священных мест были в определенной мере реконструированы и восстановлены, однако горечь этого события никогда не забудется. Между тем в оккупированной Палестине все еще остаются экстремистские элементы, подобные Рохану, которые ждут подходящего случая для разрушения мечети Аль-Акса. Примером таких лиц могут служить члены таких экстремистских организаций, как «Движение за восстановление храма» и «Хай ва Кийам». Организатор последней является одним из бывших членов подземной сионистской организации, которая разработала план уничтожения мечети Аль-Акса в начале 80-ых годов.

Заговоры сионистов по разрушению исламских святынь в Бейтульмукаддасе, в том числе мечеть Аль-Акса, и сооружение еврейских храмов на их руинах неизменно продолжаются на протяжении минувшего полвека. 19 сентября 2000 года бывший премьер-министр сионистского режима Ариэль Шарон вместе с группой сионистских экстремистов своим присутствием в мечети Аль-Акса вызвали волну гнева и ненависти среди мусульман мира, особенно палестинцев. Протесты палестинского народа в ответ на это оскорбительное действие Шарона постепенно обрели более широкие масштабы. Таким образом началась интифада мечети Аль-Акса — движение, которое сегодня, спустя несколько лет, все также продолжается, вызывая серьезную тревогу сионистского режима и его покровителей. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

В любом случае присутствие тысяч палестинских мусульман в мечети Аль-Акса для совершения намаза, особенно в благословенный месяц рамадан, свидетельствует о той действительности, что до тех пор, пока существует мечеть Аль-Акса, молодые и набожные палестинские борцы будут защищать свою религиозную суть и свою святую землю.

Мечети

— центр солидарности

Среди всех божественных религий ислам является единственным вероучением, которое не ограничивается исключительно богослужениями. Сфера влияния его предписаний и законов охватывает все области жизни его последователей — социальную, политическую, культурную и экономическую. Так что мечеть в качестве самого выдающегося символа и атрибута исламского общества в начальный этап возникновения ислама являлась главным ядром концентрации всех видов деятельности и движений.

В период Пророка Ислама (ДБАР) мечеть представляла собой центр средоточия мусульман и различных видов деятельности , к примеру политической, социальной, культурной и даже юридической. В этом священном месте Посланник Божий (ДБАР) общался с людьми и знакомил их с живительным учением ислама. Мусульмане совершали в мечети свои пятикратные намазы в коллективной форме. В то время мечети наряду с тем, что являлись центром обучения и знакомства людей с морально-этическими и религиозными принципами, они также служили местом судейства и призыва людей к сотрудничеству в деятельности новопостроенного исламского общества, а также — решения его проблем.

Еще одной особенностью мечетей в то время была их политическая роль. На начальном этапе основания ислама, во время благословенной жизни Пророка ислама (ДБАР) мечеть являлась базой для политической деятельности. Посланник Божий (ДБАР) встречался в мечети с представителями и главами разных племен и проводил с ними переговоры . При священной войне с безбожниками мечеть служила центром всеобщей мобилизации и концентрации сил. Таким образом становится понятно, что мечети в первоначальный период зарождения ислама играли гораздо более широкую роль в жизни мусульман, чем просто место для богослужений. В последствии, с течением времени, а также расширением и проникновением ислама в различные земли, в каждом месте, где строилась мечеть, в той или иной степени осуществлялись подобные виды деятельности в знак подражания традициям Пророка Ислама (ДБАР).

Несмотря на то, что сегодня вслед за реформами и преобразованиями в муниципальной системе и структуре управления исламским обществом функции мечети также изменились, однако это священное место все также продолжает играть стержневую роль в жизни мусульман. Сегодня мечети воспринимаются в качестве центра сборов и солидарности мусульман. Собираясь в мечетях, мусульмане наряду с тем, что участвуют в совершении богослужений, обретают также возможность обмена мнениями и вовлечения в процесс решения вопросов и проблем, имеющихся в их обществе и исламском мире в целом. Проведение собраний и выступлений, учебных курсов и знакомство молодого поколения с богатой культурой ислама входят в число культурных программ, реализующихся в мечетях. Наряду с просветительской ролью и пробуждающей функцией мечетей можно указать на их общеполезную деятельность. Добродетельные мусульмане, участвуя в подобных видах деятельности, стараются прийти на помощь нуждающимся и неимущим слоям общества.

Друзья, как вы знаете, мечеть в исламской культуре наделена высоким смыслом. В исламских повествованиях говорится, что мечеть является обителью благочестивого человека, и самыми излюбленными точками внутри городов для Всевышнего являются именно мечети. Поэтому в исламских источниках ради сохранения священного статуса мечети приводится ряд предписаний и обрядов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина. Одним из этих предписаний является настоятельная рекомендация для соблюдения чистоты и порядка в мечети .

В исламе соблюдение чистоты считается показателем веры. Подобно тому, как правоверным предписано являться в мечеть в чистом и опрятном виде, также они призваны усердствовать для соблюдения чистоты и порядка в священной среде мечети, являющейся местом богослужений особых рабов Божьих. Ценность выполнения этого предписания так велика, что Посланник Божий (ДБАР) изрек в этой связи: «Каждому, кто подметет в мечети, Всевышний Создатель воздаст такую же награду, какую он дарует человеку, освободившему раба. И каждого, кто очистит мечеть хотя бы от малейшей грязи, равной соринке, попадающей в глаз, Господь облагодетельствует своей милостью.»

Поэтому старания для соблюдения чистоты в мечети и очищения ее от загрязнения весьма ценно для Создателя, даже если результатом этих стараний будет устранение самой маленькой грязи в мечети.

Мечеть Имама (г. Исфахан, Иран)

Дорогие друзья, в продолжении знакомства с известными мечетями в мире мы представим вам мечеть Имама, расположенную в живописном иранском городе Исфаган (Исфахан) и славящуюся своей красивой архитектурой. (До революции 1979 года в Иране эта мечеть называлась Мечеть Шаха. Затем была переименована в честь имама Хомейни, лидера исламской революции. Прим. сайт).

В южной части исторической площади «Накши Джахан» города Исфаган находится одна из важнейших мечетей периода Сефевидов — мечеть Имама. Эта мечеть представляет собой извечный шедевр архитектуры, мозаичной инкрустации и барельефа.

Возведение исфаганской мечети Имама началось в 1021 году по лунной хиджре. Строительство продолжалось около 20 лет. Мечеть Имама имеет четыре веранды и столько же минаретов. Высота двух минаретов составляет 42 метра, а высота двух других внутренних минаретов — 48 метров. Главная дверь мечети разукрашена превосходными стихами в виде барельефа, а также изразцами и мозаикой из золота и серебра. Она считается одним из произведений искусства времен династии Сефевидов. Надпись на величественной арке мечети сделана знаменитым мастером клинописи эпохи Сефевидов Али-Резой Аббаси. Эта арка с точки зрения архитектуры и мозаичных украшений является одним из шедевров иранской архитектуры. Каждый из ее листов, сделанных путем инкрустации плитками, подобен превосходной картине.

Мечеть построена фасадом к кибле. Во входной части мечети никто не замечает отклонения ее входной двери и михраба (ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке) . Кроме того внешний вид со стороны площади также кажется не гармоничным и асимметричным. Архитекторы весьма мастерски осуществили это осущесвили корректировку архитектурой мечети. В восточной и западной частях мечети виднеются два одинаковых красивых помещения с навесом — шабестан, предусмотренных для ночных молений. Веранды, купола и алтарные ниши — михрабы каждого из этих помещений украшены необычайно красивыми мозаичными инкрустациями... Внутренняя часть мечети украшена глянцевой плиткой разных цветов, выложенной в виде различных узоров.

Большой и величественный купол, высящийся над просторной средой южной молельни мечети, является одним из самых высоких куполов среди мечетей Ирана. С точки зрения архитектуры также он считается самым важным и красивым куполом мечети имама. Этот купол обладает двумя покрытиями, установленными на расстоянии 12 метров друг от друга. Внешний 25 метровый купол, покрытый красивейшей мозаикой бирюзового цвета, по особенному блистает и привлекает глаз с самых отдаленных мест города. Благодаря тому, что купол мечети Имама имеет два покрытия, голос оратора, произносящего речь перед михрабом, в чистом и естественном виде доносится во всем закрытом пространстве мечети. Большие монолиты мрамора и редкие и ценные каменные сосуды для воды, особенно изящный сосуд в западном шабестане большого купола, относящийся к 1095 году по лунной хиджре, являются достопримечательностями этой бесподобной мечети.

Продолжение на .

Похожие публикации