Расположение судовых помещений. Судовые помещения основного корпуса Помещение на военном морском судне

Передвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно - это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное плавсредство, корабль - военное. Перечислять и судов можно долго. Самые известные морские - это парусники и яхты, пассажирские лайнеры и пароходы, катера, танкеры и сухогрузы. Корабли - это авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Строение корабля

К какому бы виду или классу не относилось плавсредство, ему присущи общие элементы конструкции. В первую очередь, конечно, корпус, на котором установлены надстройки различного назначения, мачты и рубки. Важным элементом всех судов являются двигатели и движители, в общем, силовые установки. Для жизнедеятельности плавсредства имеют значение устройства, системы, электрооборудование, трубопроводы и оборудование помещений.

Оснащаются еще рангоутом и такелажем.

Носом называется передняя, кормой - задняя оконечности корпуса, его боковые поверхности - бортами. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый - бакбортом.

Дном или днищем называется нижняя часть корабля, палубами - горизонтальные перекрытия. Трюм корабля - это самое нижнее помещение, которое находится между днищем и нижней палубой. Межпалубное пространство называется твиндеком.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы - это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу - форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Подводный нос корабля уменьшает сопротивление воды, а значит, увеличивается скорость судна, и уменьшается расход топлива. А на ледоколах форштевень сильно наклонен вперед, за счет чего судно наползает на лед и разрушает его своей массой.

Набор корпуса

Корпус любого судна должен иметь прочные связи в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, чтобы противостоять давлению воды, ударам волн при любом шторме и другим усилиям, которые действуют на него.

Подводные части корабля испытывают основную нагрузку. Поэтому по середине днищевого набора устанавливается главная продольная связь, которая воспринимает усилия, возникающие при продольном изгибе судна - вертикальный киль. Он проходит по всей длине корпуса, соединяется с форштевнем и ахтерштевнем, и его конструкция зависит от типа судна.

Параллельно килю вдоль него идут днищевые стрингеры, их количество зависит от размеров корабля и уменьшается к носу и корме, так как меньше становится ширина днища.

Часто для уменьшения влияния боковой качки корабля устанавливаются боковые кили, они не выходят за габариты корпуса по ширине и иметь разную конструкцию.

Вертикальные стальные листы, которые называются днищевыми флорами, устанавливаются поперек корпуса и привариваются к килю и могут быть проницаемыми и непроницаемыми.

Набор борта продолжает днищевый набор и состоит из стрингеров (продольных балок) и шпангоутов (поперечных ребер жесткости). Форштевень считается в военном кораблестроении нулевым шпангоутом, а средний шпангоут - миделем.
Палубный набор представляет собой систему пересекающихся продольных и поперечных балок - бимсов.

Оболочка корабля

Оболочка судна состоит из наружной днищевой и бортовой обшивки и палубного настила. Наружная обшивка - из горизонтальных отдельных поясов, соединенных различными способами: внакрой, встык, вгладь, елочкой.

Подводные части корабля должны быть самыми прочными, поэтому нижний (шпунтовый) пояс обшивки выполняется толще промежуточных поясов. Таким же по толщине является и пояс обшивки, который называется ширстреком, у бимсов верхней непрерывной палубы.

Палубный настил состоит из максимально длинных листов, которые опираются на палубный же набор, и ограничивает сверху корабля. Листы располагаются длинной стороной вдоль судна. Наименьшая толщина металлического палубного настила составляет 4 мм. может быть выполнен и из досок.

Палуба - это совокупность набора и настила.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа - это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее - пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

Надстройки корабля

Палубные надстройки - это надпалубные конструкции, расположенные по всей ширине судна. Они образуют закрытые объемы, которые используются в качестве служебных и жилых помещений. Бортовыми называют надстройки, боковые стены которых продолжают борт корабля. Но чаще всего помещения над верхней палубой не доходят до бортов. Поэтому существует несколько условное деление на собственно надстройки, которые располагаются на довольно большой длине судна, и рубки, тоже надстройки, но короткие.

Поскольку верхняя палуба корабля делится на участки, имеющие свои названия, те же названия даны и надстройкам, на них расположенным: баковая или носовая, кормовая или ютовая и средняя. Полубак - носовая надстройка - предназначена для увеличения носовой части корпуса.

Бак может занимать до 2/3 длины судна. В удлиненном баке располагают на пассажирских судах каюты, а на грузовых судах — грузовые твиндеки.
В кормовой надстройке - юте или полуюте - на устраивают жилые помещения для команды.

Между надстройками палубу ограждают фальшбортами, которые должны защищать палубу от заливания водой.

На морских судах, в зависимости от типа и назначения судна, рубки выполняют в несколько ярусов.

На речных судах рубками называют только помещения, в которых находится штурвал и радио, а все остальные сооружения на верхней палубе - надстройками.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.

Судовая силовая установка

Силовая установка на судне - это двигатели и вспомогательные механизмы, которые не только приводят корабль в движение, но и обеспечивают его электроэнергией.

В движение корабль приводится главным движителем, соединенных валопроводом.

Вспомогательные механизмы обеспечивают судно электроэнергией, опресненной водой, паром.

По принципу работы и типу главного двигателя, а также источников энергии судовая силовая установка может быть паросиловой или паротурбинной, дизельной, дизельтурбинной, газотурбинной, атомной или комбинированной.

Судовые устройства и системы

Строение корабля - не только корпус и надстройки, это еще и судовые устройства, специальное оборудование и палубные механизмы, обеспечивающие эксплуатацию судна. Без рулевого или якорного устройства не представляют корабль даже люди, далекие от кораблестроения. А еще на каждом судне есть буксирное, швартовое, шлюпочное, грузовое устройства. Все они приводятся в действие и обслуживаются палубными вспомогательными механизмами, к которым относятся рулевые машины, буксирные, грузовые и шлюпочные лебедки, насосы и многое другое.

Судовые системы - это многие километры трубопроводов с насосами, приборами и аппаратами, при помощи которых откачивается вода из трюмов или стоки, подается питьевая вода или пена при пожаре, обеспечивается отопление, кондиционирование и вентиляция.

Механизмы машинного отделения обслуживаются топливной системой для питания двигателей, воздушной для подачи сжатого воздуха, охлаждения двигателей.

С помощью электрооборудования обеспечивается освещение на судне и работа механизмов и устройств, которые питаются от судовой электростанции.

Все современные суда оборудованы сложным навигационным оборудованием для определения направления движения (курса) и глубин, измерения скорости хода и обнаружения препятствий в тумане или встречных судов.

Внешняя и внутренняя связь на корабле осуществляется с помощью радиооборудования: радиостанций, ультракоротковолновых радиотелефонов, судовых телефонных станций.

Судовые помещения

Судовые помещения, сколько бы их ни было на судне, делятся на несколько групп.

Это жилые помещения для команды (офицерские каюты и матросские кубрики) и для пассажиров (каюты различной вместимости).

Пассажирский лайнер сегодня уже редкость. Мало кто позволяет себе перемещаться с малой скоростью на большие расстояния. Значительно быстрее можно совершить авиаперелет. Поэтому пассажирские каюты - это уже больше принадлежность круизных судов.

Пассажирские каюты, особенно на круизных судах, по комфортабельности делятся на несколько классов. Самая простая каюта напоминает купе железнодорожного вагона с четырьмя полками и практически без мебели, зачастую обращенная внутрь корпуса и не имеющая иллюминатора или окна, с искусственным освещением. А лайнер Royal Princess предоставляет пассажирам и роскошные двухкомнатные сьюты с балконами.

Каюта на корабле, именно на корабле военном - это помещение для отдыха офицеров команды. Командир корабля и старшие офицеры имеют отдельные одноместные каюты.

Общественные помещения - это салоны, кинозалы, рестораны, библиотеки. Например, круизный лайнер Oasis of the Seas на борту имеет 20 ресторанов, настоящий ледовый каток, казино и театр, рассчитанный на 1380 зрителей, ночной клуб, джаз-клуб и дискотеку.

К санитарно-хозяйственным помещениям относятся санитарно-гигиенические (прачечные, душевые, ванные комнаты, бани) и хозяйственно-бытовые, к которым относят кухни, всевозможные кладовые и подсобные помещения.

В служебные помещения пассажирам обычно доступ запрещен. Это помещения, в которых осуществляется управление судном, или находится радиооборудование, машинное отделение, мастерские, кладовые для запчастей и других судовых запасов.
К помещениям специального назначения относятся грузовые трюмы, хранилища твердого или жидкого топлива.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение - набор всех парусов судна. Рангоут - детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах - цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

17.05.2015 12:07
дата обновления страницы

Количество и расположение судовых помещений, их оборудование и размеры определяются многими факторами, важнейшим из которых является назначение судна. Рассмотрим расположение помещений на транспортных судах.

Сухогрузное судно. Основной корпус разбивается поперечными переборками на ряд отсеков (рис. 66, а). Крайние отсеки (носовой — форпик и кормовой — ахтерпик) обычно используются для приема жидкого балласта. Остальные отсеки основного корпуса используют под грузовые помещения — трюмы и для размещения СЭУ — машинное отделение.

По высоте основной корпус разделяется палубами и платформами (палубы, идущие не по всей длине судна). Счет палуб на многопалубных судах принято вести сверху вниз, начиная с верхней непрерывной. Междупалубное пространство — твиндек может использоваться для перевозки грузов, а также в качестве различных судовых помещений.

Большинство сухогрузных судов имеет двойное дно — пространство, занятое днищевым набором и отделенное от трюмов настилом второго дна. Двойное дно обычно служит для приема жидкого балласта и хранения схема внутреннего устройства морских судов
жидкого топлива и запасов пресной воды.

Помимо основного корпуса, судовые помещения размещают в надстройках и рубках. Как уже отмечалось, грузовое судно обычно имеет три надстройки: бак, ют и среднюю надстройку (спардек). На средней надстройке почти на всю ее длину расположена обычно рубка. Палубу этой рубки, называемую шлюпочной (ботдек), используют для размещения спасательных шлюпок. На этой же палубе находится небольшая одно или двухъярусная рубка для служебных помещений.

Нефтеналивное судно. Корпус также разбивается поперечными переборками на ряд отсеков (рис. 66, б). Однако количество устанавливаемых поперечных переборок значительно больше, так как это способствует уменьшению продольного переливания жидкого груза при качке судна

Большинство отсеков — грузовые танки — используют для перевозки жидкого груза. В носовой части форпика может размещаться сухогрузный трюм, предназначенный для перевозки небольшого количества груза в таре.

Машинное отделение на танкера размещено в корме и занимает отсек примыкающий к ахтерпику. Рядок может располагаться насосное отделение, где размещены грузовые насосы, используемые для погрузки и выгрузки жидких грузов.

Рис. 66. Внутреннее устройство судна: а — сухогруз; б -танкер; 1-форпик; 2-грузовые трюмы (танки); 3-твиндек; 4-двойное дно; 5- диптанк; 6- машинное отделение; 7- туннель гребного вала; 8- ахтерпик; 9- ют; 10- средняя надстройка; 11- рубки; 12— бак; 13- сухогрузный трюм; 14- насосное отделение; 15- коффердам

Кроме указанных отсеков, на нефтеналивных судах имеются коффердамы и отстойные танки.

Коффердамы образуются двумя переборками, расположенными на расстоянии 0,7-1,5 м друг от друга. Они отделяют грузовые танки от других помещений и препятствуют проникновению в эти помещения газов, выделяющихся из перевозимых нефтепродуктов.

Отстойные танки предназначены для сбора и отстоя промывочной воды, загрязненного балласта, нефтяных остатков и нефтесодержащих смесей. В этом качестве могут использоваться постоянно назначенные для этой цели грузовые или балластные танки.

Старые нефтеналивные суда не имели двойного дна, но, согласно новым международным правилам, с начала 80-х гг. все танкеры строятся с двойным дном, некоторые имеют и двойные борта. Это уменьшает риск выливания нефти в море при аварии танкера.

Отличительная особенность нефтеналивного судна — наличие продольных переборок, которые уменьшают
переливание жидкого груза при бортовой качке. Этим снижается вредное влияние жидкого груза на остойчивость судна. Количество продольных переборок зависит от ширины судна и на больших танкерах доходит до трех.

Протяженность палубных надстроек нефтеналивных судов иная, чем у сухогрузных. Так как машинное отделение на нефтеналивных судах расположено в корме, на этих судах наиболее развита кормовая надстройка. На палубе этой надстройки устраивается большая рубка, в которой размещается почти вся судовая команда. Средняя надстройка имеет небольшую длину. В расположенной на ней рубке размещают служебные помещения по управлению судном и каюты судоводительского состава. Сейчас большинство танкеров вообще не имеет средней надстройки. Все служебные и жилые помещения размещаются в многоярусной рубке на корме. Эта тенденция распространяется и на многие типы сухогрузных судов.

Крупное современное судно имеет очень большое число различных помещений. Детально разобрать их расположение помогают чертежи -общего расположения, которые являются основным документом по внутреннему устройству конкретного судна.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

Судовые помещения

Судовые помещения размещаются в основном корпусе, настройках и рубках.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относятся:

  • Форпик – крайний носовой отсек;
  • Ахтерпик – крайний кормовой отсек;
  • Междонное пространство – пространство между наружной обшивкой и вторым дном;
  • Трюм – пространство между вторым дном и ближайшей палубой;
  • Твиндек – пространство между соседними палубами основного корпуса;
  • Диптанки – глубокие цистерны расположенные выше второго дна;
  • Коффердам – узкий нефте или газонепроницаемый сухой отсек, расположенный между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями.
  • Отсеки главного и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала ;
  • Настройки – носовая, кормовая, средняя.

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяются:

  • Специальные (на грузовых–трюма; промысловых–обработки рыбы; научно-ислед. – лаборатории)
  • Служебные (главные и вспомогательных механизмов, палубных механизмов, судовых систем)
  • Жилые
  • Общественные (кают-компания, рестораны, столовая, бары)
  • Бытового обслуживания
  • Пищеблока
  • Санитарные
  • Медицинского назначения
  • Мастерские
  • Судовых запасов
  • Снабжения
  • Отсеки топлива, воды, масла, водяного балласта
  • Жилые помещения на корабле

    EdwART. Толковый Военно-морской Словарь, 2010

    Смотреть что такое «Жилые помещения на корабле» в других словарях:

    Малые противолодочные корабли проекта 1141 - Опытный малый противолодочный корабль проекта 1141 «Сокол» Александр Кунахович … Википедия

    СУДОВАЯ ГИГИЕНА - СУДОВАЯ ГИГИЕНА, являясь частью общей гигиены и имея с последней одинаковые задачи и методику, рассматривает человека в особых условиях пребывания его на судне, кратковременного для пассажиров и длительного для экипажа судна. Основными разделами… … Большая медицинская энциклопедия

    Крейсер «Аврора»

    Крейсер «Аврора» - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

    Крейсер Аврора - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

    Эскадренные миноносцы проекта 956 - ЭМ проекта 956 «Сарыч» … Википедия

    Фрам - У этого термина существуют и другие значения, см. Фрам (значения). Фрам Fram … Википедия

    Морские термины - Эта страница глоссарий. # А … Википедия

    Линейные корабли типа «Севастополь» - Тип «Севастополь» … Википедия

    § 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов

    Судовой архитектурой называется общее расположейие элементов корпуса, оборудования, устройств, планировка судовых помещений, которые должны быть выполнены наиболее рационально, с соблюдением требований безопасности, экономичности и современной эстетики, обусловливающее внешний вид судна.

    На изучении этих принципов возникла научная дисциплина, называемая судовой архитектурой.

    Главными архитектурными элементами всякого современного судна являются: корпус судна с его палубами, платформами, прочными поперечными и продольными переборками, надстройками и рубками.

    Часто бывает трудно провести различие между архитектурными и конструктивными элементами современных судов. Так, например, являющиеся основными архитектурными элементами прочные водонепроницаемые переборки, устанавливаемые исходя из расчета непотопляемости судна, одновременно обеспечивают общую и местную прочность и жесткость корпуса, выполняя функции жестких опорных контуров для наружной обшивки и плоских перекрытий (палуб и платформ).

    Некоторые промысловые устройства на судах, например кормовой слип для подъема сетей, представляют собой архитектурные и конструктивные элементы судна.

    Конструкции, служащие защитой на военных кораблях, такие, как противоминные переборки, являются одновременно главными архитектурными и конструктивными элементами корпуса и т. д. При создании нового проекта за основу принимается прототип существующего судна, на основании анализа опыта постройки и эксплуатации которого выбирают элементы нового судна с учетом требований, предъявляемых к новому судну, так на основе научнотеоретических обоснований и практики создается новый проект.

    Палубой называется сплошное перекрытие на судне, идущее в горизонтальном направлении. Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части ее, называется платформой . Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства , которые называются твиндеками. По правилам минимальное расстояние между палубами (в свету) должно быть не менее 2,25 м.

    Верхней палубой (или расчетной) называется палуба, составляющая верхний пояс поперечного сечения прочной части корпуса судна. Название остальных палуб дается от верхней палубы, считая вниз, в зависимости от их местоположения (вторая, третья и т.д.) или эксплуатационного назначения- (грузовая, жилая, коммунальная и т. п.). На двухпалубных судах палубы называются верхней и нижней : на трехпалубных - верхней, средней, нижней ит. д.

    Палуба, идущая над днищем на протяжении некоторой части длины судна и конструктивно связанная с ним, называется вторым дном . На наливных судах второе дно делается только в районе машинно-котельных отделений. Образовавшееся по высоте пространство между днищем и настилом второго дна называется междудонным пространством и используется для размещения жидких грузов, таких, как жидкое топливо, вода, смазочное масло, водяной балласт и т. п.

    Палубы, расположенные вверх от верхней палубы, носят название в соответствии с назначением: прогулочная шлюпочная плуба и т. п., за исключением палубы над рулевой рубкой, которая называется - верхний мостик (рис.32).

    По длине корпус разделяется прочными водонепроницаемыми поперечными переборками , образующими водонепроницаемые помещения, которые называются отсеками . Минимальное количество таких отсеков определяется в соответствии с требованиями непотопляемости судна. Помещения, расположенные над вторым дном и предназначенные для размещения в них сухих грузов, называются трюмным и отсекам и или трюмами . Отсеки, в которых размещены главные силовые или котельные установки, соответственно называются машинными или котельными отделениями . При расположении машинного отделения в средней части судна, а части грузовых трюмов - в корму от них, для ограждения линии гребного вала, идущего от машины к гребному винту, делается туннель гребного вала .

    Всякая емкость, образованная конструкциями корпуса и предназначенная для размещения в ней жидкого груза, называется цистерной .

    Емкость для жидких грузов, размещенная вне второго дна, называется диптанком . Танкам и называются отсеки на наливных судах, предназначенные для перевозки жидких грузов. Отсеки в зависимости от расположения их по длине судна носят специальные названия. Концевой - первый отсек от форштевня называется форпиком , а первая поперечная водонепроницаемая переборка называется форпиковой или таранной. Последняя перед ахтерштевнем поперечная водонепроницаемая переборка называется ахтерпиковой, а отделяемый ею до кормового образования отсек называется ахтерпиком .

    В форпике размещается специальное помещение, называемое цепным ящиком , в котором хранятся якорные цепи. В ахтерпике, имеющем в нижней части узкое пространство, вызванное формой кормы корпуса, проходит дейдвудная труба , через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Нижние части форпика и ахтерпика, сверху перекрытые платформами, обычно используются как балластные цистерны, при помощи которых создается или устраняется дифферент судна.

    Узкие отсеки, отделяющие цистерны от остальных помещений, называются коффердамами , они должны быть пустыми, хорошо вентилируемыми и удобными для осмотра образующих их переборок. На танкерах их иногда заполняют водой во избежание скопления в них взрывоопасных газов.

    Для разделения корпуса судна по ширине в некоторых случаях ставят прочные водонепроницаемые продольные переборки . На наливных судах продольные переборки ставят для уменьшения момента инерции свободной поверхности жидкости, оказывающей влияние на остойчивость судна.

    Продольные переборки ставятся и для выделения бортовых цистерн, в которых размещается топливо, вода или прочие жидкие грузы.

    Выгородками на судне называются всякие легкие водопроницаемые переборки, разделяющие помещения. Шахтам и называются отсеки, ограниченные вертикальными переборками, проходящими через несколько палуб, и не имеющие горизонтальных перекрытий. Могут быть шахты светлого люка, машинно-котельные, вентиляционные, грузовые, запасных выходов и т. п.

    Надстройкой называется закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся от одного борта до другого или не доходящее до бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Надстройки увеличивают общую вместимость судна при основных его размерениях, повышают высоту надводного борта, улучшая одно из мореходных качеств судна - непотопляемость, а также всхожесть на волну, уменьшают заливаемость палубы и т. п.

    Носовая надстройка , идущая от форштевня в корму, называется баком , а кормовая, идущая от кормового образования в нос, - ютом . Бак и ют улучшают непотопляемость судна в случае затопления отсеков, создающих дифферент судна. При расположении машинно-котельных отделений в корме судна ют улучшает их защиту от попадания воды.

    Полубаком или полуютом называются концевые надстройки, имеющие высоту менее допускаемого междупалубного расстояния, в этом случае верхняя палуба идет не по всей длине судна, а начинается или оканчивается у торцевых переборок этих надстроек или с наклоном поднимается на эти надстройки, переходя в палубы полубака или полуюта.

    Средней называется надстройка, расположенная посредине длины судна или сдвинутая в нос или корму. Она защищает во время качки от заливания водой наиболее важные помещения судна: пассажирские и жилые помещения, машинно-котельные отделения, командные посты и т. д.

    Если протяженность надстроек не превосходит 15% длины судна, то их принято называть короткими, а если протяженность надстроек превосходит эту длину, то их считают длинными.

    Рубкой называется всякого рода закрытое помещение на верхней или вышележащих палубах надстроек, продольные наружные переборки которого не доходят до бортов основного корпуса судна на расстояние более 0,04 ширины судна.

    Мостиком называется узкая поперечная платформа, идущая поперек судна с одного борта на другой. Обычно на мостиках расположены легкие рубки со средствами управления судном на ходу. Свое название мостики носят в соответствии с расположенными на них помещениями.

    Часть мостика, выдающаяся в сторону наружного борта за продольные наружные переборки расположенной под ним рубки, называется крылом мостика .

    Фальшбортом называется сплошное ограждение открытой палубы, выполненное из листового материала. Он служит для крепления находящихся на палубе грузов и предотвращения смывания за борт находящихся на ней предметов. На верхней торцевой кромке фальшборт обделан горизонтальной полосой, называемой планширем . Обшивка фальшборта подкрепляется косыми стойками, которые называются контрфорсами (рис. 33). По длине фальшборта делаются отверстия для быстрого стока воды, попавшей на палубу с накрывшей ее волной.

    Рангоутом называются круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, расположенные на открытой палубе и предназначенные для несения сигналов и конструкции приборов связи (антенны всех видов радио и радиолокации), для размещения и крепления своего вооружения или служащие опорами для грузовых устройств (подвеска и раскрепление грузовых стрел). К рангоуту относятся: мачты, стеньги (продолжение мачт по высоте), а к его вооружению: стрелы, реи, гафел и и т. п.

    Верхняя часть мачты, называемая топом , заканчивается шаром или специальной наделкой, называемой клотиком . В некоторых случаях для обеспечения устойчивости мачт, в особенности при качке судна, их раскрепляют тросами, которые в зависимости от направления, называются: вантами , когда они раскрепляют мачты в плоскости шпангоутов, и штагами , когда они поставлены по диаметральной ПЛОСКОСТИ судна.

    Первая от форштевня мачта на судне называется фок-мачтой , вторая - гротмачтой , третья - бизаньмачтой , четвертая - второй бизанью и т. д.

    Такелаж - наименование всех тросов, составляющих вооружение отдельных мачт. Такелаж, служащий для удержания или постоянного раскрепления рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, а весь остальной такелаж, который может передвигаться (скользить по блокам),-переменны м ил и бегучим, с его помощью выполняют работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.

    Дельными вещами называют унифицированные или стандартные изделия, которые являются не составной частью корпуса судна, а частью его оборудования, необходимого для эксплуатации судна и нормальных условий обитаемости. К ним относятся: судовые двери, необходимые для доступа с палуб в закрытые помещения; горловины или крышки люков - для закрытия отверстий в палубах; иллюминаторы, окна и светлые люки - для естественного освещения судовых помещений; судовые трапы - для сообщения между палубами или схода за борт; петли, задрайки, крючки и прочие изделия.

    Жилые помещения судна

    «. 1.2.26. Жилые помещения — каюты экипажа и пассажиров. «

    «СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 N 16) (вместе с «Санитарными нормами шума на судах внутреннего и смешанного плавания», «Санитарными нормами вибрации на судах внутреннего и смешанного плавания», «Методикой измерения и определения средних значений параметров микроклимата в судовых помещениях»)

    Официальная терминология. Академик.ру. 2012 .

    Смотреть что такое «Жилые помещения судна» в других словарях:

    ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ судна - (Accomodation) помещения, специально оборудованные и предназначенные для жилья экипажа корабля и пассажиров. Обычно к Ж. П. относятся кубрики и каюты (см.). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

    ПОМЕЩЕНИЯ судовые - Помещения внутри основного корпуса, надстроек и рубок, предназначенные для размещения экипажа, механизмов и оборудования судна, судовых запасов, груза и пассажиров. Различают П.: экипажа, обеспечивающие нормальные бытовые условия команде судна;… … Морской энциклопедический справочник

    Имперская трансантарктическая экспедиция - Экспедиционное судно «Эндьюранс» под парусами. Фронтиспис книги Шеклтона «Юг» (1919) Страна … Википедия

    Шеклтон, Эрнест - Эрнест Генри Шеклтон Ernest Henry Shackleton … Википедия

    Санитарные правила: Санитарные правила для морских судов СССР - Терминология Санитарные правила: Санитарные правила для морских судов СССР: 1.4.6. Вместимость валовая вместимость по Правилам Регистра СССР. Определения термина из разных документов: Вместимость 1.4.7. Должно означает обязательное выполнение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Титаник - Координаты: 41°43′55″ с. ш. 49°56′45″ з. д. / 41.731944° с. ш. 49.945833° з. д. … Википедия

    Суверейн - Класс «Монарх»:Тяжёлый крейсер Размеры Длина 680 метров Ширина 240 метров … Википедия

    Норвежская антарктическая экспедиция (1910-1912) - Третье плавание «Фрама» «Фрам» в Антарктике … Википедия

    § 18. Расположение судовых помещений

    Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.

    Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³), площади (в пределах 1,8-4,2 м²), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах- 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

    Жилые помещения команды должны быть расположены на кратчайшем пути к служебным помещениям, проходящем по возможности в закрытых проходах. Двери из жилых помещений должны выходить в закрытые коридоры, которые при выходе на открытую палубу имеют две двери. Помещения коридоров, ограниченные этими дверями, называются тамбурами.

    Проходы через палубы должны иметь или люковые крышки, или специальные тамбуры, герметически разобщающие палубы. Кроме основного выхода из любого помещения на судне должен быть предусмотрен запасный выход, обеспечивающий проход на открытую палубу.

    На кораблях, где личного состава значительно больше, чем на гражданских судах, матросы размещаются по принципу однородности их службы, в многоместных помещениях, называемых кубриками.

    По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные зоны прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

    Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами - лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

    Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

    Помещения расторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.

    Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:

    посты управления - помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

    жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

    общественные помещения - салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

    санитарно-гигиенические помещения - туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

    служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

    кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

    машинные помещения - машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов - электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

    грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах - генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

    Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы - деревянные брусья - обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

    Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами . Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

    На всех судах автономного плавания должна быть предусмотрена биологическая защита жизненно важных судовых помещений, к которым относятся: служебные и хозяйственные помещения с провизионными кладовыми и цистернами питьевой воды, медикосанитарные помещения и специальные помещения, оборудованные для противохимической обработки людей. Эта защита заключается в создании герметизации помещений с повышенным давлением, для предотвращения попадания наружного зараженного воздуха при прохождении судном зоны радиоактивного заражения. Питание этих помещений воздухом должно осуществляться через специальную вентиляцию, имеющую воздушные фильтры, очищающие зараженный наружный воздух или работающие по замкнутому циклу с регенерацией (восстановлением) надлежащего состава воздуха.

    Характерное общее расположение судовых помещений показано на чертеже общего расположения судна (рис. 36).

    Расположение и назначение судовых помещений

    В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

    Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

    К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

    Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

    Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

    Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

    Специальные помещения - это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

    К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

    Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.


    Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

    1,2 - кладовые; 3 - сухогрузный трюм; 4 - форпик; 5 - диптанк; 6, 10 - коффердамы; 7 - насосное отделение; 8 - грузовые танки; 9 - грузовое насосное отделение; 11 - топливная цистерна; 12 - машинное отделение; 13 - цистерна питательной воды; 14 - ахтерпик; 15 - кормовой танк; 16 - котельное отделение; 17 - румпельное отделение; 18 - танки второго дна.

    Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

    Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.

    1, 2 - носовое и кормовое машинные отделения, 3 - отделение гребных электродвигателей; 4 - плавательный бассейн; 5 - грузовой трюм; б - кормовая рулевая рубка; 7 - ангар вертолета; 8 - малярная; 9 - рулевая рубка; 10 - столовая; 11 - провизионная; 12 - якорный шпиль.

    В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

    Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя - шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.

    Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники - автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).

    Macmillan Teacher + Подать заявку на участие в программе Macmillan Teacher + можно здесь Присоединяйтесь к профессиональному сообществу прогрессивных преподавателей Macmillan Teacher + и открывайте свои новые возможности! Возможности программы […]

  • Открытие тренажерного зала Доброго времени суток! Спасибо что посещаете мой сайт biz911.net ,я начинаю понимать что мои усилия не пропадают даром. Все знают, что бизнес-план – это первое с чего начинается бизнес. По просьбе одной из читательниц моей группы […]
  • В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени · у глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): име е шь, име е т, име е м, име е те, име ю т, · у глаголов 2-го спряжения – и, а (я): смотр и шь, смотр и т, смотр и м, смотр и те, […]
  • 6.2 Виды административного контроля Под административным контролем в наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направлен­ную на определение текущего состояния управляющей под­системы системы управления организацией и происходящих в […]
  • Категории и законы философии 1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы […]
  • Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 3. Другие показатели дохода Кроме ВНП и ВВП в систему национальных счетов включают ряд показателей. 1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) ВНРД = ВНП + чистые трансферты из-за рубежа, т.е. трансферты, […]
  • Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

    Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (см. Рис.1).

    В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно. В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

    Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

    Рис.2.1. Наименования палуб и междупалубных помещений

    1 - второе дно; 2 – вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

    Рис.2.2. Пример чертежа общего расположения

    Названия основных частей судна:

    Судовые помещения

    В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

    Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.


    Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:

    Помещения главных и вспомогательных механизмов;

    Помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
    - рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
    - мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
    - административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

    Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров. Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком. Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

    Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

    К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

    К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

    Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

    Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря; шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная; штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего; бельевые и вещевые кладовые.

    Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).

    Адмиральский час - обеденный отдых, во время которого морякам разрешается спать.
    Бак - носовая часть корабля (судна).
    Боевой пост - место с находящимся боевым оружием и техническими средствами.
    Боевая часть - подразделение экипажа корабля, выполняющее определенные задачи.
    Боевая служба - форма повседневной оперативной деятельности сил флота в мирное время.
    «Боевой листок» - вид рукописной настенной листовки, где помещена информирующая об успехах в боевой и политической подготовке личного состава корабля (части).
    «Боевой номер» - карманная книжка, в которую записаны обязанности матроса (старшины) согласно всем корабельным расписаниям.
    «Большой сбор» - построение личного состава корабля при подъеме флага, при проведении морских парадов, при встречах должностных лиц и др.
    Бригада - тактическое соединение однородных кораблей.
    «Бычок» - командир боевой части корабля.
    «Говнодавы» - тупоносые большие ботинки.
    Гафель - наклонный рей, закрепленный в верхней части мачты, служащий для подъема и несения на ходу Андреевского флага.
    Губа - гауптвахта.
    Дивизион кораблей - низшее тактическое соединение однородных кораблей третьего и четвертого рангов.
    Дивизия кораблей - тактическое соединение, состоящее из кораблей первого ранга или бригад и дивизионов кораблей низших рангов.
    Док -доктор (судовой врач).
    Дубы - орнамент на козырьках фуражек старших офицеров флота.
    Жвака-галс - узел крепления конца якорной цепи к корпусу корабля. Фраза «травить до жвака-галса» означает - выпустить якорную цепь до конца.
    ИДА-59 - индивидуальный дыхательный аппарат.
    Кавторанг - капитан 2 ранга.
    Камбуз - кухня на корабле (судне).
    Каперанг - капитан I ранга.
    Кок - повар на корабле (судне).
    Комингс - ограждение дверей, люков, горловин, предохраняющее от попадания во внутреннее помещение воды.
    Корма - задняя часть корабля (судна).
    «Красные» - красным цветом на плане учения обозначают действия своих сил.
    Кубрик - помещение для проживания матросов на корабле (судне).
    Кэп - командир корабля.
    «Липа» - преднамеренный обман.
    Нактоуз - подставка магнитного компаса.
    «Океан» - электронный тренажер, предназначенный для наглядного отображения обстановки во время проведения оперативно-тактической игры.
    Перископ -оптический прибор для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой с подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии.
    Полубак - возвышение корпуса над верхней палубой в носу корабля.
    ПЭЖ - пост энергетики и живучести.
    Раздвижной упор - приспособление для подкрепления переборок или плотного прижимания пластыря при заделке пробоины в борту корабля.
    Рундук - сундук (шкафчик) на корабле, где хранятся личные вещи команды.
    «Синие» - синим цветом на плане учения обозначают действия сил противника.
    Субмарина - подводная лодка.
    «Шило» - спирт.

    Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках.

    основной корпус

    Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри. Различают помещения, образованные основными корпусными конструкциями, - отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и палубами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

    К числу наиболее важных отсеков корпуса относят: наклонфорпик - крайний носовой отсек; наклонахтерпик - крайний кормовой отсек; наклонмеждудонное пространство - пространство между наружной обшивкой и вторым дном; наклонтрюм - пространство между, вторым дном и ближайшей палубой; наклонтвиндеки - пространства между соседними палубами основного корпуса; наклондиптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; наклонкоффердамы - узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; наклонотсеки главных и вспомогательных механизмов; наклонтуннель гребного вала - на судах с машинным отделением в средней части судна, и тому подобное. Наличие перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

    расположение судовых помещений на сухогрузном судне:

    1 - форпик; 2 - цепной ящик; 3 - диптанк; 4 - грузовой трюм; 5 -грузовой твиндек; 6 - междудонное пространство (двойное дно); 7 - коффердам; 8 - диптанк; 9 - машинное отделение; 10 - коридор гребного вала; 11 - ахтерпик; 12 - ют (кормовая надстройка); 13 -средняя надстройка; 14 - бак (носовая надстройка); 15 - рубки;

    надстройки

    Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна: или от борта до борта, или так, что их боковые стороны отстоят от бортов не более чем на 0,04 ширины судна.

    Надстройки служат не только для размещения в них судовых помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

    Носовая надстройка - наклонбак уменьшает заливаемость палубы;
    Кормовая надстройка - ют, увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму;
    Средняя надстройка увеличивает запас плавучести.
    Рубки отличаются от надстроек меньшей шириной. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках (на военных кораблях рубки, расположенные на верхней палубе, называют надстройками).

    судовые помещения

    В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

    Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.

    Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:
    - помещения главных и вспомогательных механизмов;
    - помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
    - рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
    - мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
    - административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

    Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров.

    Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком.

    Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

    Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

    К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

    К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

    Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских, экспедиционных судах и крупных промысловых судах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и прочие. наклонжПомещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кладовые посуды и столового белья). наклонжСанитарно-гигиенические помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умывальные, душевые, ванные, бани, санпропускники и туалеты).

    Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

    Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят:
    - провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; - хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря;
    - шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная;
    - штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего;
    - бельевые и вещевые кладовые.

    Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).


    ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДНА

    Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

    На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может быть различным, в зависимости от требований заказчиков. Однако в последнее время в мировом судостроении проводится типизация судовых помещений, и в первую очередь, жилых и служебных помещений.

    расположение судовых помещений

    Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (схема 2).

    наименования палуб и междупалубных помещений

    1 - второе дно; 2 - вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

    В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.

    В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

    Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют наклонжмеждудонным пространством или двойным дномнаклонж. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют наклонжтрюмом, остальные междупалубные пространства - наклонжтвиндеками.

    Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

    На схеме 3 и 4 показано расположение основных групп помещений на сухогрузном судне и пассажирском судне. Общая компоновка сухогрузного судна описана в публикации «Эксплуатационные и мореходные качества судна».

    схема размещения отсеков и основных помещений сухогрузного судна:


    I - пики; II - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV - диптанки; V - отсеки главных и вспомогательных механизмов;

    схема размещения отсеков и основных помещений пассажирского судна:


    1 - палуба рубки IV яруса (верхний мостик); 2 - палуба рубки III яруса (нижний мостик); 3 - палуба рубки II яруса (шлюпочная палуба); 4 - II платформа; 5 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта); 6 - верхняя палуба; 7 - I платформа; 8 - второе дно; 9 - палуба II яруса надстройки (прогулочная палуба); 10 - палуба вторая (палуба переборок); 11 - палуба третья;

    специальные помещения

    Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и прочее - занимают основную часть объемов корпуса на грузовых, грузопассажирских и рыболовецких судах. Планировка этих помещений определяется требованиями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размещению груза, приему, обработке и хранению улова и тому подобное.
    Расположению специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, подчиняют расположение всех других судовых помещений.

    служебные помещения

    Служебные помещения располагают по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака и юта, иногда там, где запрещено оборудовать жилые помещения, например, над форпиком и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помещений - рулевую, штурманскую, радиорубку - располагают на мостике; помещение лага и эхолота - на втором дне.

    Мастерские располагают обычно в районе машинно-котельных отделений.

    жилые помещения

    Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерлинии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее всего ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют грузовые суда с чисто кормовым расположением машинного отделения: здесь все жилые помещения экипажа судна размещают в кормовой надстройке. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже).

    Каюту капитана обычно располагают по правому борту на ярус ниже ходовой рубки. Все каюты штурманов размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего механика, механиков и машинной команды располагают по возможности ближе к машинному отделению; каюты палубной команды размещают по правому борту, машинной - по левому.

    жилые помещения пассажиров

    Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают по возможности в средней части, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - запрещено. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.

    общественные помещения

    Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения - рестораны, театры, закрытый купальный бассейн, спортзал и тому подобное - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

    помещения бытового обслуживания

    Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как правило, не имеют естественного освещения. Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз или хлебопекарню размещают вблизи столовой для команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи из камбуза в буфетные. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже камбуза. При расположении провизионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

    санитарно-гигиенические помещения

    Санитарно-гигиенические помещения размещают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними. Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

    медицинский блок

    Медицинский блок располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

    помещения судовых запасов и снабжения

    Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного имущества, водолазного имущества). Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной балласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуются в районе машинно-котельного отделения и в районе форпика. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны размещают в районе машинно-котельного отделения. Запасы пресной питьевой воды хранят во вкладных цистернах.

    При планировке и оборудовании судовых помещений учитывают требования, предъявляемые к этим помещениям в зависимости от их назначения.

    Жилые и общественные помещения экипажа и пассажиров должны быть удобны для обитания находящихся на судне людей. Эти требования регламентируются Правилами Регистра Ллойда, а также устанавливаются эксплуатирующими суда ведомствами. Они определяют минимальную площадь, кубатуру и высоту жилых и общественных помещений, а также номенклатуру оборудования, необходимого для создания нормальных бытовых условий. Ширина проходов, уклон и ширина трапов, противопожарные конструктивные мероприятия и другие требования безопасности также регламентируются.

    Комсостав размещается в одноместных каютах (схема 5), причем каюты старшего комсостава - капитана, старшего помощника капитана и старшего механика состоят из кабинета, спальни и ванной с уборной. На больших кораблях блок капитана имеет также салон.

    планировка жилых помещений экипажа на транспортном судне:


    а - каюта комсостава; б - блок капитана; в - каюта команды;

    Команда размещается в одноместных каютах и двухместных каютах, имеющих все необходимое для удобного проживания в них людей. Каждая каюта помимо мягких одно- или двухъярусных кроватей имеет диван, стулья (кресло), шкафы для одежды, письменный стол, умывальник с горячей и холодной водой (на современных супертанкерах - душ с санузлом), кондиционирование воздуха, удобное освещение. Все каюты обязательно должны иметь естественное освещение через иллюминатор.

    Судовое оборудование отличается морским исполнением, что, в первую очередь, предусматривает нормальное функционирование оборудования в условиях качки. Для этого вся судовая мебель, которую в обычных условиях можно передвигать, имеет штормовые крепления, надежно закрепляющие ее во время шторма к палубе. Судовые койки должны иметь небольшой буртик, предотвращающий падение с койки при качке. На столах по периметру также устанавливаются невысокие буртики. На полках, особенно на полках для посуды, для каждого предмета должны быть сделаны гнезда-крепления. Все прочее оборудование - проигрыватели, телевизоры, телефоны, настольные лампы и т. д. - также снабжают штормовым креплением. Для безопасного прохода по коридорам вдоль переборок устанавливают штормовые поручни. Предусматривают надежное крепление каютных дверей, как в закрытом, так и открытом положении.

    Общественные помещения экипажа, располагаемые вблизи кают, оборудуют с таким расчетом, чтобы обеспечить экипажу хорошие условия для отдыха, приема пищи и развлечений.

    Еще более комфортабельные жилые и общественные помещения пассажиров на пассажирских судах. Океанские круизные лайнеры, которые в последнее время все чаще используются для совершения длительных морских путешествий, оборудуются как лучшие современные отели. Пассажиры размещаются в одноместных и двухместных каютах со всеми удобствами. Для пассажиров предусматривают салоны отдыха, музыкально-танцевальные салоны, курительные, рестораны, кафе, бары, комнаты для игр, купальный бассейн, сауны, спортивный зал, детские комнаты, библиотеку, театр и прочее. Для отделки и оборудования жилых и общественных помещений широко применяют, мрамор, дерево и новые синтетические материалы.

    Особое внимание уделяется размещению открытых веранд, соляриев, бассейнов, спортивных площадок, занимающих значительную площадь на верхней палубе и палубах надстройки в кормовой, защищенной от ветра части.

    прогулочные и спортивные палубы и открытые купальные бассейны круизного лайнера «Carnival Spirit»

    На пассажирских судах жилые и общественные помещения пассажиров отделены от соответствующих помещений экипажа. Поэтому особое внимание уделяется коммуникациям, то есть путям перемещения пассажиров и экипажа по судну. И те и другие должны иметь изолированный друг от друга доступ к «своим» общественным помещениям, а экипаж, кроме того, и к рабочим местам. Для этого оборудуют специальные магистральные коридоры и трапы - раздельно для пассажиров и для экипажа.

    При планировке медицинского блока особое внимание уделяется удобству транспортировки больных в лазарет и из него. В изолятор обязательно должен быть вход с открытой палубы через тамбур. К койке в изоляторе должен быть подход с трех сторон.

    Специальные грузовые помещения на грузовых судах - грузовые трюмы, занимающие около 60 процентов кубатуры основного корпуса оборудуются в соответствии с их назначением. Длину грузовых трюмов принимают возможно большей (в пределах требований обеспечения непотопляемости при затоплении одного отсека). Изнутри грузовой трюм сухогрузного судна обшивают деревом:

    По настилу второго дна от борта до борта - сплошным настилом - накложпайолом - из досок толщиной около 50 мм, укладываемых на идущие в поперечном направлении бруски (лаги) толщиной около 40 мм;
    по бортам - съемными деревянными брусьями сечением 50Х200 мм - накложрыбинсами, - устанавливаемыми вдоль трюма поверх бортового набора на расстоянии 200-300 мм один от другого.

    Рыбинсы не только изолируют груз от соприкосновения с влажным бортом, но и предохраняют груз и борт от случайных повреждений. Аналогично трюмам оборудуют и грузовые твиндеки.

    На судах, перевозящих грузы, выгружаемые грейфером, деревянный пайол в трюмах заменяют усилением настила второго дна не менее чем на 4 мм.

    На судах, перевозящих зерно, в грузовых трюмах в их верхней части устанавливают временные съемные продольные переборки в ДП высотой, равной одной третьей высоты трюма. Эти переборки, называемые шифтингбордсами, предотвращают пересыпание зерна на один борт при качке судна, которое может привести к опрокидыванию судна. Шифтингбордсы изготовляют из металлических стоек и закладных досок, либо предусматриваются штатными, и выполняют в виде складных щитов.

    Внутренние поверхности рефрижераторных трюмов покрывают теплоизолирующим материалом и зашивают листами из легкого сплава. Такие трюмы оборудуют хорошей вентиляцией и устройствами для размещения и крепления груза: клети - на рыбопромысловых рефрижераторах, этажерки - на фруктовозах, крючья под подволоком - для перевозки мяса и тому подобное.

    Похожие публикации