Под башней «Лахта Центра» раскинется целый город. Как строится лахта-центр в питере Башня газпрома в лахте открытие

Строительство комплекса завершено. В данный момент внутри здания ведутся отделочные, монтажные работы и мероприятия по благоустройству. Открытие было запланировано на конец 2019 года.

Где находится и как добраться до Лахта центра

Метро («Беговая») – в 20 минутах ходьбы от комплекса. Ведется строительство транспортной развязки на Приморском шоссе, обновленная схема движения транспорта будет утверждена после сдачи сооружения. Также на территории БЦ будет построен паркинг на несколько сотен автомобилей.

Архитектурная концепция

Проект комплекса был разработан в 2011 году европейским агентством RMJM. Концепция отразила основные архитектурные символы города: шпили соборов и бескрайнее небо. Башня «закручивается» вокруг своей оси. Эффект создается за счет того, что каждая новое основание этажа поворачивается почти на один градус относительно оси башни.

Лахта Центр. Фото: news.yandex.kz

Особенность небоскреба – многослойное термоотражающее стекло со специальным матовым покрытием серо-голубого оттенка, которое меняет цвет в зависимости от интенсивности освещения. Днем при безоблачном небе и ясном солнце башня приобретает синий оттенок, в пасмурную погоду – серый или бронзовый. Остекление гладкое, благодаря чему достигается особый оптический эффект – белые облака словно поднимаются по стене сооружения.

Что внутри

В общественно-деловом комплексе будут располагаться следующие объекты:

  • Панорамный ресторан. Двухуровневый ресторан находится на высоте 320 метров. Еще до момента открытия ресторан был назван самым высоким в Европе. Концепция заведения – традиционная русская кухня.
  • Зал-трансформер – пространство, которое может быть разделено на два помещения. Конфигурация стены и расположение кресел могут меняться под формат проводимого мероприятия.
  • Планетарий. Суперсовременный центр с уникальным оптическим и цифровым оборудованием, рассчитанный на единовременное присутствие 140 человек. Планетарий оборудован 16-метровым купольным экраном, на который выводится 3D проекция Солнечной системы. Гости смогут поучаствовать в космическом шоу и пройтись по поверхности Марса.

Проект планетария. Фото: lakhta.center

  • Центр образовательных и научных мероприятий. Площадь экспозиции – 7 тыс. кв. метров. В центре будут проводиться мастер-классы, научные семинары и лекции для широкой аудитории.
  • Спортивный комплекс. На пространстве площадью 4,6 тыс. кв. метров разместятся тренажерные и фитнес залы, SPA-комплексы, бассейны и массажные кабинеты.
  • Медицинский центр. Многофункциональный комплекс будет оказывать высококачественные медицинские услуги жителям Приморского района по всем направлениям.
  • Атриум, торговые зоны. Магазины и торговые точки размещены на первом этаже строения. В южном крыле здания открыто выставочное пространство для экспозиций и арт-объектов.
  • Офисы. Основная площадь высотки отведена для рабочего пространства. На одном этаже смогут присутствовать от 70 до 120 сотрудников. Комфортную температуру и микроклимат будет поддерживать интеллектуальная система.

Панорамная площадка Лахта Центр

На 360 этаже башни Лахта Центр оборудована обзорная площадка с телескопами для изучения исторической части Северной столицы и Финского залива. Ожидается, что площадка небоскреба станет одной из самых посещаемых и любимых современных достопримечательностей города. В данный момент на 360 этаже установлена веб-камера, транслирующая в режиме real-time панораму окрестностей. Особенно хорошо виден Елагин остров, парк им. 300-летия Санкт-Петербурга и стадион «Зенит Арена».

Вид на Лахта Центр. Фото: @lakhtacenter

Лахта Центр стал символом Петербурга задолго до открытия. В ночь с 31 декабря на 1 января 2019 года на фасаде строения зажглась ярко-зеленая подсветка, таким образом превратив высотку в гигантскую новогоднюю елку города.

«Лахта центр»:
что стоит
за высотными
рубежами

Партнерский проект

Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта?

Новая высота Европы

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Стройка на болоте

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Устройство: основание

Сваи и защитная стена

От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте - в грунте. Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном.

Фундамент

На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции.

Подробнее о рекорде на площадке «Лахта центра»

Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот.

Проверка под давлением

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Управление вертикалью

Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось.

Как питерскому супертоллу не превратиться в Пизанскую башню?

В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене: отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров.

Устройство: конструкция

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры

Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы»

Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения

сокращается на 40% при прочих равных.

Кручёная форма

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Устройство: фасад

Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться.

Как собрать 189000 деталей и ни разу не ошибиться?

Задел на будущее

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество - в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Шагающие» механизмы для строительства небоскрёба

Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества.

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

А теперь давайте посмотрим как строят ИГЛУ ГАЗПРОМА

Начало всей истории положил проект комплекса «Охта-центр», или «Газпром-сити». Комплекс с 396-метровым небоскребом планировалось опять-таки привязать к Неве - он должен был возвышаться на мысе, который образуют Нева и впадающая в нее речка Охта. На противоположной стороне Невы - знаменитый Смольный институт, бывший в свое время штабом большевиков, а ныне служащий резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Проект тогда наделал немало шума, в основном невосторженного. Стеклянная игла небоскреба радикально дисгармонировала с архитектурным стилем питерского центра, создавая при этом новую высотную доминанту, спорящую со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора. Такое вмешательство в исторический малоэтажный городской ландшафт многим показалось кощунственным.

В конце концов «Охта-центр» стал «Лахта-центром»: строительство газпромовского небоскреба, теперь уже высотой 462 м, было перенесено на северный берег Финского залива. Здесь нет поблизости городской застройки, а до исторического центра целых 9 км, так что «игла» больше не будет вторгаться в узнаваемые очертания старого Питера. Комплекс из высотного здания, вспомогательного корпуса и обширной рекреационной территории планируется завершить в 2018 году, и тогда…

Есть ли практический смысл в сооружении подобных высоких зданий там, где вроде отсутствует дефицит земли? Конечно, в Лахте нет тесноты американских даунтаунов, однако не всегда архитектура призвана выполнять утилитарную функцию. Иногда ее задача - создание символов, объектов притяжения. Исторически такими центрами притяжения становились храмы, которые должны были возвышаться над окружающей застройкой. Никакого другого смысла, кроме символического, в этом не было. Когда появились лифты, и города принялись стремительно расти, то лидерами, доминантами стали высотные здания. «Лахта-центр» будет встречать идущие в Санкт-Петербург круизные лайнеры и паромы подобно статуе Свободы в Нью-Йоркской бухте, он станет новым символом города, и именно в этом его главная эстетическая задача. Так считают авторы проекта.


Даже те, кто не силен в географии, наверняка помнят: город, построенный в дельте, опирается на рыхлые, пропитанные водой грунты. У всех на памяти разорванная плывуном почти на десятилетие ветка петербургского метро. В отличие от хрестоматийного Манхэттена, который есть по сути голая скала, в районе Петербурга гранитный щит залегает ниже 200 м, и опереть на него здание малореально. Как же здесь строить небоскреб? Оказывается, с точки зрения геотехники - науки о грунтах - каких-то чудовищных сложностей в этом случае не возникает. В малайзийском Куала-Лумпуре, где строились два супернебоскреба-близнеца, ситуация была и того хуже: здания стоят на 120-метровых сваях. Конечно, опереться на скальный грунт в Лахте слишком сложно - для этого понадобились бы сваи беспрецедентной в мировой практике длины, так что приходится использовать такие, которые держат здание за счет силы трения. Верхние слои грунта весьма рыхлые, но уже ниже 30 м начинаются достаточно твердые вендские глины, и в них сваи держатся надежно.

Традиционная конструкция фундамента небоскреба - массив свай, на который опирается мощная плита. В принципе, нечто подобное сделано и в Лахте, однако фундамент питерского небоскреба будет иметь свои особенности. Он представляет собой коробчатую конструкцию, зарытую в землю на глубину 17 м. Таким образом, здание окажется как бы «утопленным» в грунте, что послужит более равномерному распределению веса конструкции и поможет избежать в будущем сильной осадки небоскреба.

Внешняя граница фундамента - стена в грунте (в плане - правильный пятиугольник, или пентагон). Она не является опорным элементом, но защищает силовую часть фундамента от давления грунта, и главное - от просачивания грунтовых вод. Внутри стены в грунте роют котлован, а чтобы стена не обрушилась, ее поэтапно укрепляют четырьмя находящимися друг над другом железобетонными конструкциями - так называемыми распорными дисками. Когда котлован готов, обнажаются оголовки предварительно установленных свай. Свай 264, а длина самых мощных из них составляет 82 м. На дне котлована заливают опирающуюся на оголовки бетонную плиту, а уже на ней монтируют арматуру для главной несущей конструкции - нижней плиты фундамента. У проектировщиков не было дефицита места, и потому они смогли опереть здание на значительный по площади фундамент, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.

Фото 2.

Фото 3.

Трагедия башен ВТЦ в Нью-Йорке, а особенно жуткая картина их обрушения, настолько отчетливо врезалась в память каждого из нас, что вопрос «а что будет, если???» возникает вполне естественно, коль скоро речь заходит о новом высотном сооружении. Тут следует вспомнить, что основным заказчиком комплекса выступает «Газпром», и можно сказать, что это здание имеет для нашей экономики стратегическое значение.

Именно поэтому была поставлена задача обеспечить высочайшие стандарты безопасности. В принципе, небоскреб будет построен по известной схеме: цилиндрическое железобетонное ядро, перекрытия, колонны по внешнему контуру. Примерно такую же конструкцию имели и башни ВТЦ. Это были крепкие здания, рассчитанные на удар «Боинга-747», однако разрушение одних силовых конструкций внешнего контура привело к прогрессирующему разрушению других, получился эффект домино, и в результате небоскребы обрушились. Высотное здание «Лахта-центра» спроектировано таким образом, что может держаться на одном ядре. Можно взорвать все десять колонн, идущих по внешнему контуру, но даже тогда небоскреб устоит. Это настоящая крепость, которая, по расчетам архитекторов, должна пережить многие десятилетия.

Устойчивости конструкции служит особая схема перераспределения нагрузки внешнего контура здания на ядро. Через каждые 16 этажей от железобетонного ядра отходят десять мощных консолей - своего рода висячих фундаментов, на которые будет дополнительно опираться секция здания. Таких аутригерных уровней в небоскребе предусмотрено четыре.

В итоге «Лахта-центр» будет иметь уникальный среди зданий подобного рода запас прочности, значительно превышающий установленные международные стандарты.

Нежелание экономить на безопасности отнюдь не означает, что идея повышения эффективности сооружения и снижения эксплуатационных расходов вовсе чужда авторам проекта. Напротив, «Газпрому», учитывая, что он строит здание «для себя», весьма важно сохранить приверженность современным технологиям энергосбережения, особенно в условиях неласкового питерского климата. Например, здание получит двойной фасад, то есть между двумя нитками остекления будет изолирующий слой воздуха. В системе отопления применят такие высокоэкономичные устройства, как инфракрасные излучатели. Кроме того, накапливаемое в здании тепло от работающих компьютеров и прочей оргтехники будет отводиться, а затем использоваться в системе отопления. Свои особенности имеет система кондиционирования - в ее основе не обычная схема отвода тепла из помещения наружу, а размещенные под землей аккумуляторы холода, которые за ночь смогут вырабатывать до 1000 т льда, а затем в дневное время отдавать его холод помещениям. Также повсеместно получат распространение датчики присутствия, которые, когда в помещении никого нет, станут отключать осветительные приборы.

Но будет ли здание обитаемым от нижних этажей до самой верхней точки? Высотные сооружения, возводимые в чисто коммерческих целях, зачастую обитаемы снизу доверху, и там нет никаких «излишеств». Однако, если речь идет о символе, будь то здание МГУ на Воробьевых горах в Москве или Бурдж-Халифа в Дубаи, значительную часть их высоты составляет необитаемый шпиль, призванный придать сооружению эстетическую завершенность. При том, что высота небоскреба «Лахта-центра» составит 462 м, все обитаемые этажи окажутся ниже отметки 400 м. Всё, что выше - это архитектурный элемент, который поможет зданию выполнять функцию городского ориентира и украшения морских ворот Санкт-Петербурга.

Небоскреб в Лахте получит винтообразный облик, то есть его фасады будет отличать довольно сложная и асимметричная поверхность. Особенно интересно использование холодногнутого стекла, позволяющего сделать остекление абсолютно гладким. Вкупе с двойным фасадом это даст необычные оптические эффекты - например, отражение облаков, как бы поднимающихся по диагонали по стене здания.

Фото 4.

Строительство делового и общественного центра в Лахте - это не только попытка повернуть Санкт-Петербург к морю «человеческим лицом», но и стремление следовать центробежной тенденции в современном градостроительстве. Новые бизнес-парки создаются вдали от плотной городской застройки, здесь большие территории, здесь нет проблем с парковкой. Поток машин к «Лахта-центру» будет всегда находиться в противофазе с потоком, который утром движется в центр города, а вечером устремляется к окраинам и пригородам. Так будет частично разгружен исторический центр Петербурга, а деловая активность в «Лахта-центре», напротив, активизируется. Разумеется, доступность «Лахта-центра» будет обеспечена не только для автомобилистов, но и для тех, кто пользуется общественным транспортом: комплекс свяжет с центром города линия метро.

Однако назначение «Лахта-центра» выходит далеко за пределы задачи обеспечения города дополнительными офисными площадями. В небоскребе и во вспомогательном корпусе проектом предусмотрены не только деловые помещения, но большой Центр занимательной науки для детей, конференц-залы, выставочные пространства, спортивный и медицинский комплексы, кафе, рестораны, магазины и даже ультрасовременный планетарий. Обширная прилегающая территория разместит скверы, парки, прогулочные дорожки и амфитеатр с видом на Финский залив.

Можно сказать, что история «Лахта-центра» связана не только с градостроительством и архитектурой. Ведь так получилось, что столкновение интересов крупной национальной корпорации и чаяний гражданского общества Северной столицы по поводу «Охта-центра» привело не к торжеству одной стороны в ущерб другой, а к новому качеству и к новому этапу развития Санкт-Петербурга.

Фото 5.

Строительство высотного здания в районе дельты полноводной реки - задача сложная, но не невозможная. Верхние слои грунта обладают плывунными свойствами, однако на глубине 30 м залегают так называемые вендские глины, которые по твердости сравнимы с природным камнем. В связи с этим появилась возможность заменить щелевые фундаменты буронабивными сваями, которые будут удерживать здание не за счет опоры на скалу, а за счет силы трения. Сваи, самые мощные из которых достигают длины 82 м, не забивают, а устанавливают. Такие сваи называются буронабивными: сначала бурят скважину, затем в нее опускают обсадную трубу (чтобы стенки скважины не осыпались), внутрь трубы устанавливают арматуру, а затем заливают бетон.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

"Лахта центр": "Как будущим жителям Лахты нам первым нужна комфортная среда"

Башня «Газпрома» приобретет законченный вид к концу года, тем временем беспокойство горожан вызывают планы развития прилегающих территорий. Фонтанка изучила градплан, выехала на местность и получила ответы на вопросы из первых уст.

Башня "Лахта центра" будет закончена уже через год. Когда рядом появятся дорожные развязки, откроются амфитеатр, яхт-клуб международного уровня и заложенная Полтавченко академия тенниса, куда с изображений проекта «пропал» парк и зачем вырубаются деревья, – в интервью «Фонтанке» рассказал исполнительный директор проекта Александр Бобков.

Фото: предоставлено АО «МФК Лахта Центр»

- Когда будет сдан "Лахта центр"? Есть ли задержки?

– Как идет стройка, уже можно наблюдать невооруженным взглядом, на такой стадии ничего не скрыть - ни задержки, ни отрывы вперед. Мы планируем к концу 2017 года завершить основные строительно-монтажные работы, которые сформируют финальный архитектурный образ нашего комплекса. С этого момента все смогут увидеть его таким, каким он был задуман. А в 2018 году мы будем заканчивать внутренние работы и благоустройство, чтобы сдать комплекс осенью следующего года.

- Могут ли повлиять на темпы стройки новые американские санкции?

– Основное иностранное оборудование, которое было нам необходимо, уже закуплено, и мы не попадаем под те критерии, которые описаны в санкционных условиях. Так что эмоционально это все неприятно, но объективно у нас нет повода для беспокойства.

- Когда в комплекс начнут переезжать структуры «Газпрома»?

– Это вопрос больше уже к арендаторам, которые самостоятельно обустраивают внутренние пространства за пределами общих зон центра. Они уже серьезно занимаются этим вопросом, идет проектирование, и я думаю, что в течение 2019 года основной переезд структур «Газпрома» в комплекс будет закончен.

- В башню переедет и президент «Газпрома» Алексей Миллер?

– В здании есть блок для руководства компании, в том числе место, где сможет работать председатель правления.

Смольный обещал построить дорожные развязки у "Лахта центра" до окончания его строительства в 2018 году. Как вы оцениваете исполнение этих обязательств?

– Как таковых обязательств городских властей именно перед «Газпромом» никогда не было. Была ответственность перед горожанами, в частности жителями Приморского района. Планы по объектам дорожной инфраструктуры были озвучены еще в 2009 году, за три года до нашего появления на площадке. К сожалению, скорость их реализации ниже, чем хотелось бы. Мы надеемся, что в следующем году начнутся работы по возведению эстакады между Приморским шоссе и территорией южной части поселка Лахта-Ольгино, а также нескольких вспомогательных дорог. По тем данным, которые у нас есть, аналогичные объекты обычно строятся за два года.

- Значит, развязка появится после открытия "Лахта центра", и район пока будет стоять в пробках?

– Мы моделировали транспортную ситуацию в районе «Лахта центра» и выяснили, что проект не нанесет ущерба текущей транспортной инфраструктуре. Транспортные потоки, которые будет генерировать наш комплекс, носят реверсивный характер. В то время как утром жители спальных районов будут ехать на работу в центр Петербурга, наши работники направятся по практически пустому Приморскому шоссе на работу в сторону Лахты. И аналогичная ситуация повторится вечером, когда наши сотрудники в 18 – 19 часов будут ехать домой в центр, а шоссе будет стоять в пробке из города.

Сейчас на объекте работает 11 тысяч человек. Повсюду вокруг можно увидеть припаркованные автомобили, что не очень радует местных жителей. Как вы решаете эту проблему?

– Уже на первоначальном этапе строительства мы организовали доставку работников автобусами. Так происходит и сейчас. Но на текущем этапе существенно увеличилось число высококвалифицированного персонала, задействованного в монтаже и наладке инженерных систем. Они не пользуются централизованной развозкой и ездят сами на машинах.

Ни нам, ни жителям не нравится огромное количество личного транспорта, который стоит на газонах и вдоль дорог. Мы пытаемся решать этот вопрос в прямой коммуникации с генподрядчиком: включаем в договор пункты о том, что он должен обеспечивать порядок не только на площадке, но и вокруг неё; настаиваем, чтобы было увеличено количество автобусов, сами работаем с полицией. Стараемся организовывать строительные городки более «вертикально», чтобы под организованную парковку личного транспорта оставалось больше места. То есть всеми возможными путями мы пытаемся привести ситуацию в нормальное положение.


"Фонтанка.ру"

- А после сдачи центра куда денутся автомобили 10 тысяч работников и посетителей?

– На будущее мы имеем просторный подземный паркинг, больше 2200 машиномест, под самой башней центра, и после его открытия автомобили работников и гостей не будут выходить за пределы красных линий объекта.

- Мест же в пять раз меньше, чем работников…

– Надо понимать, что значительная часть сотрудников комплекса – это отнюдь не белые воротнички и не «автомобильные» люди. Они будут добираться общественным транспортом.

- Каким транспортом?

– Прямо в створе Лахты РЖД будет создана новая железнодорожная станция. Можно будет сесть на Финляндском вокзале и быстро доехать в район "Лахта центра". РЖД готовы в течение года начать работы. А в перспективе есть планы восстановить в этом направлении двухпутную ветку, которая была на этой территории 100 лет назад. Надеемся, что мы увидим эти изменения к 2020 году. А пока не будет этой транспортной инфраструктуры, будет организована непрерывная подвозка людей от станции «Беговая» шаттлами.

- А как будут добираться туристы?

– Мы рассчитываем, что туристы будут прибывать по воде - суда с большой осадкой типа «Москва» будут останавливаться в порту «Геркулес», а водные такси поменьше – у причала непосредственно у башни.

Местные жители жалуются, что «Газпром» обещал построить им парк. Он фигурировал на первых изображениях проекта. Теперь на его месте новые здания комплекса. Как это получилось?

– Мы находимся на территории бывшей промзоны. Здесь до нас были песчаные барханы с драгами и в ветреную погоду гуляли бури. Это всё к вопросу об «уничтоженном парке и когда мы его вернем». Его не было никогда.

По первоначальному проекту "Лахта центра" на части нашего земельного участка была предусмотрена рекреационная зона, которая сейчас называется жителями парком, потому что на картинках она выглядела зеленой и благоустроенной. Но после того, как было принято решение о переезде «Газпрома» целиком, на этом месте возник проект офисного комплекса, который примет дополнительный объем персонала. Это история потерянного княжества, которого никогда и не было.

- То есть никакой компенсации жителям вместо мифического парка не будет?

– Мы строим не жилой комплекс, и политика «после нас хоть потоп» здесь неприменима. Мы собираемся здесь жить. Соответственно, мы наиболее заинтересованные люди, чтобы здесь было комфортно: и нам, и ближайшим соседям, и многочисленным гостям комплекса.

То, о чем сейчас точно можно говорить, - это Восточная и Южная набережные у "Лахта центра", которые по площади, озеленению и уровню комфорта будут сравнимы с парком. Рядом с нами планируется полная реконструкция и создание международного парусного центра на базе яхт-клуба "Геркулес", со всей инфраструктурой – гостиницей и башней для наблюдения за регатами. Также к западу от нашего участка запланировано строительство академии тенниса, к востоку - размещение экогалереи и музея-корабля "Полтава". Около "Лахта центра" сейчас строится большой амфитеатр, который сможет принимать несколько тысяч человек.

По сути, промышленная территория превратится в открытую, комфортную среду. Проект будет абсолютно открытым, и доступ к нему будет у всех желающих.

- О старте стройки яхт-клуба и академии тенниса «Фонтанка» писала еще в 2013 году. Почему они так и не начались?

– Насколько мне известно (эти проекты реализует не наша структура), задержки происходят частично из-за изменений законодательства в области землепользования, частично из-за задержки принятия генерального плана города на два года. Не способствовала быстрому строительству и общая бюджетная ситуация. Но проекты никто не отменял, и они будут реализованы.

Насколько видно на градплане, именно на этих участках сейчас происходит вырубка поросли, которая так беспокоит местных жителей?

– Да, но фактически работы ведем мы. Часть территории, которая предназначена для строительства транспортной развязки и спортивно-досуговой инфраструктуры, мы сейчас арендуем у города и временно будем использовать для организации строительного процесса. А затем приведем в порядок и обратно передадим городу уже подготовленной. Так, мы надеемся, будет возможно сэкономить некоторые время.


- Удается ли выстроить диалог с оппонентами "Лахта центра"?

– В большинстве случаев – да. Более того, получая обратную связь, мы видим явное принятие большинством горожан нашего проекта. Но бывает, что конструктивный диалог не складывается, потому что у отдельных людей есть свое ощущение внутренней мечты.

- Вы имеете в виду альтернативный проект одного из местных активистов?

– Именно. Он предлагает на текущем этапе создать вместо набережной, к примеру, пляж имени Александра Блока. Или уже готовый амфитеатр сделать чуть иначе и в другом месте.

- Можно ли сравнить защитников Охты с активистами Лахты?

– Нет, там было совсем другое. Охта была настоящим городским референдумом. Это действительно была борьба мнений. Сегодняшние разговоры по сравнению с ней – это как битва нанайских мальчиков и профессиональный матч по боксу.

Кстати, в апреле еще говорилось, что «Газпром» ведет переговоры со Смольным об обмене участка в Охте на другой. Чем это закончилось?

– Сейчас мы не находимся в стадии переговоров по обмену участков с городом. Мы ищем проект, который точно бы украсил это место, и не хотели бы, чтобы он был отдан для типовой жилой застройки. Для себя мы видим там общественно-деловой центр, возможно, с жилой составляющей. Это место достойно знакового проекта.

Учитывая, что «Газпром» сейчас ведет диалог с любого рода активистами по "Лахта центру", значит ли это, что компания извлекла опыт на Охте?

– Безусловно, с точки зрения формирования общественного мнения Петербург – особенный город. Здесь есть по-настоящему авторитетные, признанные лидеры мнений, и любые крупные девелоперские проекты нуждаются во всесторонней оценке. Строя "Лахта центр", мы стремимся подходить максимально аккуратно к своим планам, учитывая запросы горожан и даже в определенной степени заглядывая в будущее. Но эти 4 года стройки, я считаю, мы были максимально открыты, и все, кто хотел поучаствовать, смог это сделать.

Но примирить всех петербуржцев с новой доминантой, которая видна даже от Петропавловской крепости, всё равно не получилось...

– Городская среда Петербурга довольно консервативна. В этом смысле, это вопрос внедрения чего-то нового, футуристического, в то место обитания, которое является для жителей Петербурга привычным. Это действительно сложная задача – одним проектом создать новую архитектуру в городе классики.

Но мы надеемся, что "Лахта центр" станет новой достопримечательностью, новой высотой для Петербурга XXI века. Тем городским ориентиром, каким была Петропавловская крепость в XVIII веке или Исаакий в XIX веке.

Беседовал Илья Казаков,

"Фонтанка.ру"

Похожие публикации