Египетские пирамиды как одно из чудес света. Египетские пирамиды - первое чудо света

Чудеса света. Пирамиды Гизы

«Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».

Арабская пословица

Величайшие памятники архитектуры

Самое известное архитектурное чудо света - это комплекс пирамид Гизы в Египте. Крупнейшие пирамиды этого комплекса - Великая пирамида Хеопса, пирамиды Хефрена и Микерина. Они были возведены в период с 2540 года до н. э. по 2450 год до н. э. на левом западном берегу Нила в городе Эль-Гиза. По сей день эти пирамиды поражают своим великолепием, мощью, являются отражением человеческой силы и мужества.

Первый строитель пирамид

Пирамиды строились как усыпальницы египетских фараонов. Они должны были свидетельствовать о мощи и величии страны и правителя. Правители обрекали народ Египта на изнурительное строительство, повлекшее за собой множество жертв, унесшее тысячи жизней. Около 2600 года до н. э. архитектор Имхотеп спроектировал ступенчатую пирамиду для погребения фараона Джосера, основателя III династии. Эта пирамида считается самой древней. Первоначально Имхотеп планировал построить обычную мастабу, но уже в процессе строительства она превратилась в шестиступенчатую пирамиду.

Эль-Гиза расположена в 8 км от Каира на западном берегу Нила. На окраине Эль-Гизы из пустыни вырастают большие и малые пирамиды.
Сфинкс расположен там же.

Солнечная ладья была построена из кедра без единого гвоздя.

От предыдущих усыпальниц эта пирамида отличалась также строительным материалом - впервые использовался камень. После смерти фараон Джосер был помещен в возведенную для него гробницу, но позднее его мумия была похищена.

Солнечная ладья

В 1954 году археологом Камалем аль-Малахом на южной стороне Великой пирамиды Хеопса была найдена деревянная Солнечная ладья. Для чего она была создана неизвестно. Судя по следам ила, обнаруженным на ней, незадолго до смерти фараона она плавала по Нилу. По поверьям египтян, на такой лодке фараон после смерти мог путешествовать по небу вместе с богом солнца Ра, именно поэтому ладья названа «солнечной».

Священная пирамида

Верховным божеством древних египтян был бог солнца Ра, он почитался как царь и отец богов. Фараоны, поклонявшиеся ему, строили пирамиды, чтобы после смерти вознестись на небо и обрести вечную жизнь. Они верили, что их души устремятся на вершину пирамиды, где бог Ра будет ожидать их на своем солнечном корабле.

Погребальная маска Тутанхамона выполнена из чистого золота, украшена лазуритом и цветным фаянсом.
Гриф и кобра, венчающие головной убор, считаются символами Верхнего и Нижнего Египта.

Пирамида Микерина, внука Хеопса, высотой 66 м. Три маленькие пирамиды рядом с ней возведены для трех женщин - членов семьи фараона.

Пирамида Хефрена, сына Хеопса. Пирамида на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, но из-за расположения кажется выше.

Великая пирамида Хеопса - одно из древнейших достояний архитектуры, входит в число семи чудес света.

Исследования ученых

На основании исследования астрономов, расположение пирамид соответствует положению звезд на небе.

Некоторые ученые отмечают сходство их расположения с созвездием Ориона. Четыре угла Великой пирамиды Хеопса называют на четыре стороны света. Вход в нее, в соответствии с религиозными предписаниями, размещен на северной стороне.

Великая пирамида Хеопса

Великая пирамида Хеопса является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «камерой царя».

Ее длина - 10,5 м, ширина - 5,3 м и высота - 5,8 м. Она выложена из гранита и не имеет никаких украшений. В этой камере размещен огромный пустой гранитный саркофаг без крышки. Другая погребальная камера, расположенная ниже, традиционно называется «камерой царицы».

  1. Пирамидон
  2. Воздуховод
  3. Разгрузочные камеры
  4. «Камера царя»
  5. «Камера царицы»
  6. Большая галерея
  7. Вход в пирамиду
  8. Гранитные блоки
  9. Дорога, выложенная из балок
  10. Облицовка блоков

Передвижение камней

При строительстве Великой пирамиды Хеопса применялись гранитные монолиты и известняковые блоки. Большая часть камня добывалась в каменоломнях близ Каира и сплавлялась на баржах в период паводка, когда вода простиралась до края пустыни. Тяжелые камни, выгруженные на причал, перекладывались на деревянные сани, которые с помощью канатов тащили к месту строительства многочисленные рабочие.

Чтобы передвинуть таким способом один блок средних размеров (весом до 2,5 т), требовалось около 50 человек. Основным строительным приспособлением была рампа, наклонная плоскость, которая выстраивалась по разным сторонам пирамид. С помощью таких рамп блоки поднимали.

Каменная кладка

Из твердых пород камня каменотесы делали блоки с помощью бронзовых или медных пил, тяжелых молотов и шаров из долерита. Используя кварцевый песок, стороны блоков полировали. Каменные блоки подгоняли так, что между ними не могло пройти даже лезвие ножа.

Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидон. В XII веке Каир был разграблен, жители города сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить себе новые дома.

Храм усопших

Храм усопших располагался к востоку от главной пирамиды.
Он состоял из двух частей: внешней (с входными воротами и двором, окруженным колоннами) и внутренней (с нишами для статуй фараона).
Из храма усопших длинная дорога вела к Нилу.
Здесь на берегу реки стоял храм с причалом для судов, в нем усопшего бальзамировали.
Руины храма усопших были обнаружены в 1939 году.

Жизнь после смерти

Египтяне верили, что душа после смерти тела продолжает жить до тех пор, пока она находится в своем «доме» - в теле. Поэтому большое значение они придавали сохранению тела после смерти - мумификации. После смерти тело правителя тщательно бальзамировали, подготавливая его к жизни в загробном мире, извлекали внутренности, мозг и обматывали льняными повязками.

Бальзамирование

Обматывание

Внутренности умершего помещали в плотно закупоренные сосуды (канопы).

Чета фараонов с процессией

САРКОФАГ

Это каменный ящик в форме гроба, в который укладывали мумию. Покрытие саркофага, выполненное из гипса, повторяло фигуру умершего.

Кто такие фараоны?

Фараон в земном существовании олицетворял бога Гора. Считалось, что после правления на земле он вернется к богам. Власть полностью принадлежала фараону. Он вел государственные дела, решал военные вопросы, распоряжался государственной казной, был главным священником, Верховным судьей. Египтяне считали, что фараон несет ответственность даже за плодородие земли, поэтому собирать первый урожай всегда отправлялся фараон. Египетского фараона венчали короной, которая символизировала силу и мощь правителя.

Кто построил пирамиды?

Пирамиды строили крестьяне Египта, которые во время ежегодных разливов Нила были свободны от сельскохозяйственных работ. Они работали в карьерах, участвовали в передвижении камней. За свой труд крестьяне получали жилье, одежду, пищу и скромное жалованье. Квалифицированные мастера (архитекторы, каменщики) работали на строительной площадке в течение всего года. Древнегреческий историк Геродот утверждал, что сооружение Великой пирамиды Хеопса длилось 20 лет, однако, по мнению современных ученых, на возведение пирамиды было достаточно и менее 10 лет.

Строители пирамид

Сфинкс

Сфинкс был построен фараоном Хефреном. Эта монументальная скульптура представляет собой лежащего на песке льва с головой человека. Задача Сфинкса - охранять место захоронения фараона. Головной убор Сфинкса подобен головному убору фараонов. Когда-то Сфинкс даже носил царственную фараонову бороду.

ФАКТЫ и СЛОВАРЬ

Правители Древнего Египта построили около 60 пирамид. Самые знаменитые из них - пирамиды Гизы: Великая пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.

Крупнейшая из них - Великая пирамида фараона Хеопса.

Ее высота: 137 м (первоначально 146 м).

Длина боковой грани: 230,4 м.

Объем каменной массы: 2,5 млн. м³.

Вес: прибл. 7 млн. т.

Количество каменных блоков: 2,3 млн.

Средний вес каменного блока: 2,5 т (есть блоки весом 15 т).

Выходы из шахт Великой пирамиды Хеопса имеют ориентацию на созвездия Орион, Сириус, Большая и Малая Медведица, что, несомненно, имеет тайный смысл.

Великая пирамида Хеопса имеет большую площадь основания, на котором с легкостью могли бы разместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы.

Мастаба - погребальное здание прямоугольной формы со скошенными стенами и плоским верхом с подземной погребальной камерой. Мастабы появились в период первых династий как специальные «дома после жизни».

Долерит - вулканическая порода.

Корона фараона. После объединения Египет считался двойным царством, у него было две короны: Белая - символ власти над Верхним Египтом, Красная - символ власти над Нижним Египтом. Как правители «обеих стран» фараоны по торжественным случаям носили двойную корону.

На внутренних стенах пирамиды можно видеть изображения богов и египетские иероглифы.
Кроме того, в гробнице помещался сборник религиозных текстов «Книга Мертвых».

Загадка пирамиды

Более 3500 лет внутрь Великой пирамиды Хеопса никто не проникал: все входы в нее были тщательно замурованы.

Первым в 831 году в пирамиду проник багдадский халиф аль-Мамун. Он решил поискать сокровища в этой пирамиде. При этом он не принял во внимание предостережения местных жителей, утверждавших, что «пирамида охраняется духами», которые убивают расхитителей. Однако халиф так и не нашел в Великой пирамиде Хеопса никаких сокровищ, возможно, потому что усыпальница Хеопса была разграблена еще до него древними египтянами.

pora.zavantag.com Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие

страница 1

Египетские пирамиды

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду – мать пирамид. Ее высота – 60 метров, длина – 120 м, ширина – 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в начале ХХVII века до н. э. Ее высота – 146,6 м, длина каждый из сторон – 233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников. Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня».

«Висячие сады» Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н.э.) для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов – платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая – 34 метра.

В 331 году до н.э. войска А. Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 339 году до н.э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок.

Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло из чудес света.

Зевс Олимпийский

В северо- западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отпрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н.э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н.э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана чудом света.

Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптур Фидий. Сочинения древних историков, археологические находки донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога- громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Фигура Зевса выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии – из золота, глаза – из драгоценных камней.

Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим – из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигуры танцующей Ники- богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты – богини красоты, дочери Зевса и Геры.

Пирамида фараона Хеопса и история египетских пирамид

Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевсинским камнем и белым мрамором.

В конце IV – начале V в.н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В V в.н.э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Фаросский маяк

Зимой 332 г. до н. э. войска А. Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (III век до н.э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк – величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света».

Высота маяка была 135м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам – 100 км). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 кв. м.) Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это было 40 – метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором.

Храм Артемиды Эфесской

Храм был построен в 450 г. до н.э. в г. Эфесе в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

В 356 г. до н.э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионических городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (IV век до н.э.)

Мавзолей в Галинарнасе

В 32 г. до н.э. в городе Галинарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тысяч. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой – четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

Одно из чудес света – мавзолей в Галинарнасе – простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г

Колосс Родосский

В 304 г. до н.э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса.

Сооружение монумента поручили известному скульптуру Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца.

Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземнорью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства. По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землятресением.
страница 1

«Всё боится времени, и только время боится пирамид»

Этим ознакомительным рассказом я начинаю серию статей про 7 чудес света . Думаю нет человека, который не знает что такое египетские пирамиды и какова была их роль в древней культуре человечества. Версий о происхождении пирамид можно найти сотни, начиная от рабского труда древних египтян и заканчивая внеземными, инопланетными технологиями.

Истину, думаю, мы не узнаем, да и не о предположениях сейчас пойдёт речь, а о ознакомительной экскурсии. Итак, египетские пирамиды со спутника можно увидеть по этой ссылке.

Пирамиды Египта на карте все не показать, поэтому я выбрал для примера пирамиду Хеопса (Гиза) – именно её вы и можете здесь видеть. Если поиграться с картой, то можно обнаружить, что постройка пирамид в основном велась вдоль Нила (места более известны как Долина Царей). Эту реку древние египтяне считали носителем жизни, богом Нила был Хапи, одновременно же он являлся и покровителем урожая. Всё дело в том, что река богата на плодотворный ил и после её выхода из берегов ил попадал в землю и благоприятно воздействовал на урожай.

Тайны египетских пирамид и их постройки начали будоражить современников ещё с XIX века. Первая пирамида была построена во времена царствия фараона Джосера (третья династия), и представляет из себя сооружение из шести ступеней. Её так и прозвали «ступенчатая пирамида». Считалось, что пирамида олицетворяет собой лестницу, по которой царь взойдёт на небеса после своей смерти. Однако мирские взгляды египтян с приходом Снофру (первый фараон четвёртой династии) были изменены. Культ солнца стал первостепенным, а ровность граней пирамиды стали символизировать лучи солнца. Таким образом идея «лестницы» была заменена, но суть не поменялась – фараон после смерти поднимался к небесам и богу.

Кстати, друзья, если вы затеяли ремонт и вам нужны мешки для вывоза мусора, то оформить свой заказ вы сможете на сайте polybags.ua .

Первая попытка постройки ровной пирамиды – это так называемая Ломаная пирамида в Дашхуре. На высоте чуть более 45 метров её грани меняют наклон на 10 градусов. А первой удавшейся пирамидой считается Розовая пирамида (Северная пирамида), так же возведенная в Дашхуре. Её название связывают с эффектом каменных блоков – при заходе солнца они перекрашиваются в розовый цвет. Однако тайна пирамид Египта , их происхождение, как я уже говорил выше, до конца не изучена и скорее всего не будет изучена никогда. Есть версия, что древние египтяне лишь использовали пирамиды в своих корыстных целях, а сотни разрушенных пирамид – это неудачный опыт копирования. Кроме этого есть некий алгоритм древних сооружений на планете – об этом я тоже напишу пост.

Пирамиды Гизы

Именно пирамиды Гизы и являются теми объектами, которые вошли в список 7 чудес света под названием египетские пирамиды. Они расположены в нескольких сотнях метров от окраины Каира на известковом плато. Город Гиза был основан египтянами в VII веке, после чего название «пирамиды Гизы» прижилось и на данный момент является центром паломничества миллионов туристов

В Гизе расположены самые большие пирамиды, и усыпальницы известных фараонов, таких как Хеопс, Хефрен, Микерин. Кроме этого здесь же находится и знаменитый египетский Сфинкс – статуя воплощающая силу бога, человека и льва. Фото египетских пирамид (Гиза)

Пирамида Хеопса (Хуфу)

Крупнейшая египетская пирамида из всех существующих – это пирамида Хеопса , иногда её ещё называют Великая пирамида. Высота пирамиды Хеопса (пирамиды Хуфу) изначально достигала отметки в 146 метров, на сегодняшний момент высота 138,7 метра, это самое высокое сооружение древнего мира. Размер основания 230 метров. В древности пирамида называлась «Хуфу принадлежит небу». Удивляют возможности строителей – обратите внимание на ровность ребер, на идеальные пропорции, кроме этого точность в сторонах света изумительна! Могли ли это построить древние? Вопрос.

Внутренние помещения пирамиды Хеопса:

И в завершение видео о египетских пирамидах

»

От редактора

«Все в мире боится времени, а время боится пирамид»,— гласит арабская пословица.

Чтобы снять великие египетские пирамиды, год назад Сергей Семенов уже пытался арендовать вертолет в Каире, но у него ничего не получилось. «Съемки запрещены, поскольку рядом находится военная база» — так объясняли Сергею причины отказа. Кроме отрицательного результата, Сергей также привез из Египта и одну положительную новость: рассказ его друга-гида о том, как ночью, заплатив местным проводникам, на вершину одной из пирамид тайно залез ученый-энтузиаст из Франции с научным оборудованием и замерил силу каких-то там магнитных полей. Надо сказать, что пирамиды огорожены высоким забором с датчиками движения, и охраняются военными автоматчиками и собаками в те часы, когда доступ туристам закрыт. Из рассказа Семенова об ученом я сделал вывод, что в Египте гибко подходят к вопросам национальной безопасности, и у нас все же есть шанс полетать:)

Надо было торопиться, потому что пирамида Хеопса — это единственное из «семи чудес света», сохранившееся до наших дней. И после недавнего просмотра фильма «Трансформеры» я сделал вывод, что в следующей серии эти пирамиды реально могут быть разрушены воинственными роботами до основания:)



Кадр из кинофильма «Трансформеры 2 : Месть падших»

Мы собрали наших ребят в дорогу и отправили их в Египет. На этот раз для съемок мы решили использовать радиоуправляемую модель вертолета. Надо сказать, что судя по сводкам новостей в Каире в это время проходили демонстрации и велась стрельба, так что ребята ехали не очень охотно. Но я позвонил одному знакомому, который жил в Каире, и он меня успокоил: «Стреляют у нас в центре города, а если вы живете на окраине, там, где туристы — то это совершенно безопасно. Только смотрите, чтобы вас таксисты не ограбили»:)

Итак, ребята улетели в Египет снимать пирамиды. И когда от них пришла смска: «Мы взлетели, но нас задержала полиция»,— я особенно не переживал. Это же Египет, и там туристов не обижают, а наоборот, любят. И вскоре пришла вторая смска: чтобы нас отпустили и разрешили снимать, надо заплатить 1000 долларов. И тогда я ответил: «Нет уж, сидите там и торгуйтесь!».

В традиции восточной культуры является крайним неуважением, если ты сразу соглашаешься на предложенную цену, и собеседник будет тебе признателен, если ты хоть немного поторгуешься.

Так и вышло. Но ребята, видимо, были очень расстроены, находясь в окружении военных и полиции, поэтому цену снизили чисто символически и радостно согласились на 800 долларов.

За эти деньги им продали билет на съемку и выделили полицию в сопровождение на целый день. И съемка началась.

Ну а прежде, чем передать слово непосредственному участнику событий Стасу Седову, пилоту радиоуправляемого вертолета, я хочу сказать, что Египет — это своеобразная, но все же замечательная страна, где любят туристов вообще и фотографов в частности. Мой отец ездил в Египет уже 14 раз и не собирается ничего менять...

«Хватит заниматься баловством, ребята! — сказал нам в один из осенних дней Олег.— Отправляетесь в Каир, будете снимать пирамиды».

«Какой Каир?! Там же революции, там стреляют, баррикады на улицах!» — подумал я, но вслух только спросил: «Э-э-э... а когда летим?»

За две недели я собрал и настроил еще один радиоуправляемый аппарат, который служил запасным на случай поломки первого. Каждый вертолет мы упаковали в собственный чемодан — это если вдруг багаж потеряется. Всего наш багаж — два вертолета, инструменты для ремонта, фотооборудование (3 комплекта камер и объективов) весил около 80 кг.

И вот я уже любуюсь пустынными пейзажами Египта, проплывающими за окном нашего лайнера. «Какие, однако, похожие города за окном» — замечает сонный Сергей, а я же замечаю, что мы кружим на одном месте уже более часа. Через несколько минут командир корабля объявляет о том, что повстанцы захватили международный аэропорт Каира, и до разрешения ситуации он будет оставаться в воздухе. Веселое начало!

Покружив еще около часа, наш аэробус благополучно приземлился. В аэропорту пассажиров уже поджидали повстанцы. Шутка, конечно! Никаких следов захвата я не заметил, обычная мирная жизнь международного аэропорта. Оказалась, что это была всего лишь забастовка диспетчеров с требованиями повысить зарплату.

Засидевшись в самолете, мы рвались сходу ехать снимать пирамиды, но из-за позднего прилета прибыли к уже закрытым воротам. Нашего гида — красивую местную девушку — звали Хинда, что в переводе с арабского, однако, означает «100 верблюдов». Мы договорились с ней о том, что попробуем попасть на территорию рано утром — незадолго до открытия музея (нам хотелось сделать несколько снимков без публики).

Надо сказать, что работа комплекса музеев около пирамид ориентирована на многочисленных туристов, которых привозят туда на автобусах. Комплекс открыт с 8 до 16 часов, в остальное время он представляет собой укрепленную военную базу, штурмовать которую не входило в наши планы.

Утром, за полчаса до открытия, мы уже стояли у ворот музея, тщетно пытаясь уговорами и деньгами решить вопрос нашего раннего въезда на территорию. Абсолютно бесполезно! Вопреки ожиданиям, охрана на въезде оказалась неподкупна. Не буду описывать, как мы нервничали в ожидании начала съемки. Только часа через полтора мы наконец смогли попасть на первую точку. И тут возникли новые сложности.

Практически все местные жители, находящиеся около пирамид, так или иначе зарабатывают ими себе на жизнь. И если про погонщиков верблюдов и прочих колоритных личностей нам было что-то известно, то про охрану музея мы знали довольно мало. На месте выяснилось, что около каждой пирамиды, помимо полицейских в форме, есть полицейские в штатском, представители армии в штатском, а также работники музея. Кто из них главнее, сказать не берусь, но мне показалось, что ребята от армии.

Хинда предложила сразу идти договариваться с армейскими, чтобы потом не было неприятностей. Мы были к этому готовы и после продолжительного торга между Сергеем и высоким мужчиной в белом халате и арафатке, сидевшем на верблюде, нам дали добро на взлет. К этому моменту я уже почти «перегорел» от напряжения, неизвестности и жары — уверенности в том, что мы удачно взлетим и так же успешно приземлимся при температуре более 35 градусов в тени не было совершенно. Однако техника не подвела, и мы вполне успешно сделали два первых вылета.

Переместились на другую точку, взлетели, и тут, похоже, удача от нас отвернулась. Кто-то из переодетых сотрудников, охраняющих пирамиды, сделал звонок, и за нами примчалась целая группа захвата, которая в ультимативной форме потребовала проехать с ними.

Нас привезли к зданию администрации музея. Собралось человек 20 народу, кто-то в форме полиции с большими звездами, кто-то от администрации музея. Понять, кто в этой толпе главный, было довольно сложно. Вначале разговор шел на повышенных тонах, наш гид стояла с бледным лицом и практически ничего нам не переводила. В конце концов человек из руководства музея потребовал показать отснятый материал, после чего флешка со снимками была им изъята. Забрав у нас самое «ценное», начальник из музея сразу поменял тон, обстановка разрядилась. Все стали по очереди разглядывать, что за чудо-аппарат мы запускали около пирамид. Мы поняли, что теперь самое время договориться об условиях съемки, о чем и попросили незамедлительно Хинду. «5-10 минут и мы все решим» — перевела она нам слова музейного начальника.

Эти 5-10 минут вылились примерно в 4 часа долгих и продолжительных торгов. С уходами-приходами каждой из сторон, с какими-то немыслимыми требованиями, звонками министру культуры, министру полиции, еще кому-то. В общем, если вы когда-либо были на египетском базаре, можете представить себе это действо, умножив свои впечатления в 10 раз.

Нам пришлось съездить в полицию, где мы случайно наткнулись на премьер-министра страны (я не шучу), — договариваться о полицейском сопровождении съемки. Без полиции музейщики отказывались нам ее согласовывать.

К вечеру нам удалось утрясти практически все формальности, и разговор пошел уже только об окончательной сумме за съемку. Египетская сторона просила около тысячи долларов. Все официально, с оформлением бумаг. Билета на аэрофото у них, конечно же, не было, нам предложили купить билет на профессиональную фотосъемку, типа раз мы летаем — значит, профи! Кстати, с обычных профессиональных камер можете снимать без особых проблем везде, кроме внутренностей пирамид. Немного поторговавшись и сбив цену в сумме до 800 долларов, мы официально оплатили, наконец, заветный клочок бумаги и сопровождение полицией.


Ремонт вертолета перед завтрашней съемкой

Следующий день можно охарактеризовать одной фразой — мы пахали как негры на плантации!

Нам был дан «зеленый свет» практически по всей территории пирамид. Полиция ограждала от назойливых зевак и местных вымогателей денег. К Сфинксу нас запустили за полчаса до основной массы туристов, за что я был очень благодарен руководству музея. Жаль только, что не удалось попасть на археологический помост непосредственно к ногам фигуры. Снимать пришлось с боковых сторон, видимость была ограничена, и я немного переживал о том, что мог вдогонку к уже отбитому носу «подправить» Сфинксу своим вертолетом еще и глаз, но все обошлось.

К вечеру мы так сработались с нашим сопровождением, что уже не хотелось расставаться. Только замдиректора музея, поторапливал нас: музей — режимный объект. Последние туристы покидают его в 16:00. Мы же должны были успеть до 16:30, иначе у нашего сопровождения могли быть проблемы...

В тот день мы еще хотели снять самую известную, красивую и старую мечеть Мухаммеда Али, расположенную в городе, но из-за проходивших демонстраций и беспорядков гид наотрез отказалась туда ехать и очень отговаривала нас это делать. После того, как сотрудник музея подтвердил ее слова, мы решили не снимать мечеть.

Мы были настолько уставшими, что вернувшись в отель, который находился буквально в паре кварталов от пирамид, заснули мгновенно, едва головы коснулись подушки.

На следующий день мы улетали домой.

При входе в аэропорт секьюрити, просвечивавший чемоданы, сказал, что в Египте запрещено провозить в багаже вертолеты, но после небольшого торга я достал 20$, и он любезно мне разрешил сделать это. Второй вертолет в следующем чемодане был встречен уже совсем радушно и обошелся всего в 10$.

Потом мы с Сергеем сидели в кафе в ожидании самолета и перелистывали на ноутбуке фотографии, доставшиеся нам так непросто. А в новостях передавали, что вчера в Каире на площади Тахрир во время столкновений погибли 19 человек... Удивительная страна Египет. Но очень дружелюбная к туристам. Ведь как сказал один из работников музея: «В Египте есть только две ценности, на которых мы можем делать деньги — туризм и Суэцкий канал».

«Все в мире боится времени, а время боится пирамид» — гласит арабская пословица.

Также можно посмотреть небольшой видеоролик о съемке пирамид.

Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

Пирамида Хеопса, Египет

Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

Висячие сады Семирамиды, Азия

Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

Статуя Зевса, Олимпия, Греция

В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

Храм Артемиды, Эфес, Турция

Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

Мавзолей в Галикарнасе, Турция

Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

Колосс Родосский, Греция

Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

Александрийский маяк, Египет

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Похожие публикации