Мифы древней греции 7 чудес света. Семь чудес света, первые большие достижения древних цивилизаций

Семь чудес древнего мира — пример исключительной популярности изобретений и сооружений. Это лучший памятник в истории, посвященный творческой мысли правителей, безудержной фантазии архитекторов и ремеслу строителей. Воображение людей на протяжении тысячелетий помогает воссоздать недостающие элементы культурного наследия, получившие общий титул «Семь чудес света». Легенды о творениях человеческих рук, исчезнувших с лица земли, продолжают будоражить умы новых искателей приключений.

Семь древнейших чудес света

Понять значение для античного мира перечня выдающихся памятников легче, если провести аналогии с современными рейтингами популярнейших достопримечательностей и феноменов. Список семи чудес света можно считать первым и самым знаменитым в истории туристическим буклетом. Но значение этого небольшого перечня величайших памятников намного глубже. К сожалению, грандиозные сооружения не сохранились. Время, катастрофы, природные стихии и войны не пощадили семь чудес света, вернее, 6 из 7-ми.

История одного из самых знаменитых списков достопримечательностей начинается в далеком прошлом мировой цивилизации. Возможно, идея путешествий и осмотра памятников на земле Северной Африки, Персии, Вавилона и Древней Греции возникла у великого Александра Македонского, покорившего в IV веке до н. э. значительную часть известного в то время мира. От внимания мудрого полководца не ускользнула грандиозность замысла, которому следует пирамида Хеопса в Египте. Общими усилиями путешественников, завоевателей, ученых, писателей древности и средневековья были составлены описания величайших памятников античности. Принято считать, что над одним из первых списков всемирных чудес работал историк древности Геродот за 450 лет до наступления новой эры. Перу выдающегося ученого и поэта античной Греции — Филона Византийского — принадлежит рукопись «О семи чудесах света», которая появилась около 300 года до н. э.

В Древней Греции считали магическим, поэтому количество достопримечательностей в перечне оставалось неизменным на протяжении многих веков. Канонические семь чудес света — список, дошедший до нового времени в стихотворении древнегреческого писателя Антипатра из Сидона. Он писал о роскоши усыпальниц, прекрасных храмовых комплексах, колоссальных по размерам памятниках и висячих садах.

Великие пирамиды

К средним векам, когда сформировался известный в наше время классический список «Семь чудес света», сохранились на планете и были доступны для осмотра египетские пирамиды, возведенные на западном берегу Нила. Древнейшие памятники датируются промежутком времени с 2700-го по 2550-й годы до н. э. Из десяти три особенно поражают своими размерами и величием проведенных строительных работ.

Достойна восхищения хорошая сохранность сооружений, испытывающих несколько тысячелетий иссушающий дневной зной и звенящий ночной холод, когда в пустыне, по выражению местных жителей, «камни плачут». Замечательные по инженерному замыслу и простые по форме конструкции появились благодаря точнейшим измерениям, которые были неслыханно трудными для своего времени. Кроме сложных расчетов, для строительства потребовалось доставлять издалека крайне тяжелые каменные блоки, поднимать их на большую высоту.

Пирамида в Гизе

Великая пирамида Хеопса в Египте считается наиболее известным чудом света. Фараон Хуфу, правивший в 2584-2561 годах до н. э., воплотил в жизнь грандиозный план строительства своего некрополя на плато Гиза. Для создания пирамиды и забора вокруг сооружения было отведено 13 га земли. является одним из самых ранних и ярких примеров сочетания человеческого энтузиазма, фантазии с инженерным расчетом. Возведение некрополя можно назвать и наиболее трудоемким историческим проектом, учитывая отсутствие всех необходимых инструментов и строительной техники в Древнем Египте.

Пирамида Хеопса отличается массивностью, обилием внутренних залов, галерей, камер. В дополнение к этому она на протяжении 3800 лет возглавляла список высочайших искусственных сооружений в мире (146,7 м в год постройки). Много существует толкований и объяснений, связанных с формой и назначением великой пирамиды. Когда вдоль граней сооружения скользят лучи всепоглощающего тропического солнца, то становится понятной мысль древнейшего правителя Египта, желавшего, подобно этим лучам, отправиться к божественному светилу после своей кончины.

Семирамиды в Ираке

Прекрасные сады в древнем городе-государстве Вавилоне были построены великим царем примерно в 605-м году до н. э. Исследователи античных рукописей утверждают, что великолепный ландшафтный проект древний правитель утвердил по просьбе одной из своих любимейших жен, тосковавшей по деревьям и травам родной страны. Висячие сады Семирамиды — наиболее загадочное из чудес в списке. Они окружены мифами и легендами, точное местоположение сооружения не установлено, останки построек так и не найдены.

Некоторые исследователи древнего мира сомневаются в существовании такого роскошного древнего парка на возвышении, расположенном к югу от современного Багдада. Может быть, сады порождены фантазией сказочников? Историки находят очень мало точной информации, фактов, документального подтверждения в летописных источниках Вавилона. Но древнегреческие поэты утверждали, что жрецы подготовили проект висячих садов, руководили их созданием. описывал многоуровневые сады высотой 22 м, снабженные машинами для подъема воды из ближайшей реки Евфрат.

Греческий историк Страбон упоминал о прекрасных четырехугольных садах с арочными сводами и лестницами для подъема людей и воды на самый верх. На укрепленных кирпичом склонах площадью 400 м 2 рабы посадили деревья и цветы, сверху чудесный сад был защищен крышей. Можно понять, почему современников восхищали висячие сады Семирамиды. В Ираке, на засушливой земле древней Месопотамии, очень сложно создать большие по площади ухоженные зеленые насаждения. В исторических хрониках сады изображены красивыми и роскошными. Достичь такого совершенства было нелегко, эта территория с глубокой древности получает мало осадков. Сады были разрушены в результате нескольких землетрясений, происходивших спустя два века после правления Навуходоносора.

Статуя Зевса в Олимпии

Недолго просуществовал возведенный около 430-х годов до н. э. храм, для которого скульптором Фидием была создана статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, культовое сооружение, посвященное верховному богу, строили 10 лет на пожертвования населения. Святилище возвели из мрамора, укрепили массивной колоннадой из местного ракушечника. Внешние поверхности стен украшали барельефы, на которых скульпторы воссоздали мифы о 12-ти подвигах Геракла — мифического героя, сына верховного божества. В храм можно было попасть, пройдя через огромные бронзовые двери.

Значительную часть культового помещения занимала статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, этому божеству посвящали древние Олимпийские игры. Скульптура была создана не одновременно со строительством храма, но со временем стала наиболее грандиозной и самой великолепной частью храмового комплекса. Статуя Зевса работы Фидия покоилась на широком пьедестале, ее высота вместе с основанием составляла примерно 15 м. Верховный бог Олимпа восседал на троне, его накидка была позолочена, в отделке использована слоновая кость.

Опасение за сохранность статуи вынудило греков перевезти ее в Константинополь, но пожар уничтожил чудесное творение. Хотя памятник не сохранился, он остается в списке «Семь чудес света». Статуя Зевса изображена на картинах, есть ее модели, точно передающие глубину замысла скульптора, прославляющего древнее божество. В наше время можно только представлять себе истинное величие этого памятника, отношение греков к богу, которого они неустанно превозносили в своих храмах и жилищах.

Чудо Света в Эфесе

Строительство храма, посвященного греческой богине охоты и дикой природы, завершилось к 550 году до н. э. Эфесское чудо нередко относят к одному из наиболее знаменитых «долгостроев»: на его возведение ушло примерно 120 лет. Современники могли и не знать, что культовое сооружение войдет в список «Семь чудес света». Храм Артемиды (Дианы) в Эфесе представлял собой прекрасное мраморное здание. Строители украсили его стройными колоннами, покрыли деревянной крышей, на которую уложили плитку. В этом удивительном сооружении современников поражало гармоничное сочетание убранства внутренних помещений с внешним оформлением всего здания.

Храм, построенный из великолепного мрамора, был любимым сооружением из списка чудес для Антипатра из Сидона — составителя этого знаменитого перечня. Герострат — молодой грек — сжег храм Артемиды в Эфесе (в Турции). Произошло это событие летом 356 год до н. э. Варварский поступок был вызван огромным желанием прославиться в веках, достичь известности. Возмущенные горожане приговорили Герострата к смертной казни и запретили упоминание его имени. Храм Артемиды в Эфесе начали постепенно восстанавливать уже при турецких правителях, но античная святыня была снова разрушена, теперь уже готами. Вновь восстановленное строение окончательно снесла в 401 году разъяренная толпа религиозных фанатиков во главе с архиепископом Константинополя.

Родосский Колосс

Одно из самых узнаваемых древних чудес — Колосс Родосский в Греции. Своим появлением этот грандиозный монумент был обязан античным городам-государствам, существовавшим за 2 века до начала новой эры. Население и правители Родоса решили увековечить память о победоносной борьбе с Одноглазым Антигоной, отпраздновать снятие осады. Боевые машины были переплавлены в гигантскую статую покровителя Родоса — бога Гелиоса — высотой 30 м.

Точно не известно, когда началось строительство, в источниках древние авторы приводят разные даты. Историк античного времени Плиний спустя несколько веков писал, что Колосс сооружали 12 лет. Задание отлить бронзовое изваяние Гелиоса — бога Солнца — получили греческие скульпторы. Гигантский памятник был установлен на мысе, укреплен системой каменных блоков и железных прутьев.

Список «Семь чудес света» лишился одной достопримечательности после сильного Колосс не устоял перед мощью подземных толчков и был разрушен всего через 56 лет после своего триумфального появления в бухте Родоса. Падение изваяния незамедлительно прокомментировал Дельфийский оракул. Древний экстрасенс сказал, что жители Родоса прогневали бога Гелиоса. Правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении памятника, но ему отказали.

Великолепная усыпальница в Галикарнасе

Гигантская белая гробница была возведена для упокоения губернатора одной из провинций Персии — Мавсола — по приказу его супруги, проживавшей в Галикарнасе. Это территория современного курорта Бодрум на побережье Эгейского моря. Мавзолей в Галикарнасе в Турции возводили греческие скульпторы. Конструкция была высокой и богато украшенной внутри и снаружи. Венчала усыпальницу пирамида из 36 колонн. Супруга Мавсола не жалела средств на строительство надземной могилы, ее прах тоже должен был находиться в великолепном мавзолее.

В древнем мире по достоинству оценили роскошь усыпальницы в Галикарнасе. Архитектурное величие сооружения и его эстетические достоинства поразили не только греческих ученых и поэтов, но и полководца Антипатра. Сохранилось упоминание в исторических хрониках, что именно он предложил считать строение одним из чудес света. В XV веке усыпальница в Галикарнасе разрушилась после очередного землетрясения, а камни были использованы на постройки в Бодруме. Сейчас, когда речь идет о колоссальных расходах на погребение, вспоминают царя Мавсола, ставшего образцом показного богатства и роскоши.

Маяк на Фаросе

Александрийский маяк на острове Фарос был одним из самых высоких среди древних сооружений, а его основание достигало почти 400 м в длину. Это был первый маяк в истории, при строительстве которого применили многие известные на тот момент инновационные технологии. Греческий архитектор Сострат создал проект по распоряжению правителя Птолемея II в 304 году до н. э. Систему оповещения об опасности захода в бухту Александрии мимо острова Фарос в Средиземном море создавали поэтапно на протяжении более 20-ти лет. Маяк должен был предупреждать о подводных рифах Фароса, на котором он был построен.

Конструкция состояла из трех продолговатых мраморных башен, их общая высота могла составлять от 120 до 140 м. Последняя часть представляла собой цилиндр, на его вершине горел огонь. Изобретатели придумали способ получения направленного солнечного отражения с помощью зеркал, подававших сигнал днем. Ночью служители маяка по традиции разводили огонь. Если солнца днем не было, то моряков предупреждали столбом дыма. В течение нескольких веков конструкция считалась наиболее высокой искусственной постройкой.

Несколько землетрясений сильно повредили чудесный Александрийский маяк на Фаросе. Моряки, военные, торговцы и путешественники нуждались в том, чтобы он был восстановлен. Арабы, вторгшись в Египет, приступили к ремонту и довели высоту конструкции до 30 м. На этом строительные работы завершились, а в 1480 году на том же месте, из тех же стройматериалов был возведен форт. Маяк на Фаросе простоял в море без малого 1000 лет.

Список чудес — наследие мировой истории и культуры

Ученые полагают, что более полные и точные списки чудес света могли храниться в Александрийской библиотеке — важнейшем мировом собрании древних рукописей. Хранилище сильно пострадало во время пожара, вызванного вторжением в Александрию Юлия Цезаря. Почти 500 тысяч книг и свитков уничтожили языки огня. Исчез огромный пласт культурного наследия, от которого во многом зависели те пути, по которым пошла мировая история.

Семь чудес света — ценные памятники античного искусства и архитектуры. Это не только красивые достопримечательности, но и сложные строительные и технические решения. Каждое из творений было уникальным, выдающимся для своего времени. В ранг чудес древние строения и памятники возвели самые выдающиеся ученые, творцы, правители античного мира. Мало упоминается в различных источниках о том, что в список были внесены некоторые изменения, но оставались неизменными его суть и название. В перечень обязательно включали семь чудес, как это повелось со времен Геродота и Филона Византийского.

Из удивительных сооружений древнего мира сохранилась до наших дней лишь пирамида Хеопса, остальные пали под натиском варваров или стали жертвами природных катастроф. Никто не знает точно, как выглядели шесть чудес света. Все изображения являются плодом исторического поиска, реконструкций, фантазии историков и художников. Каждое поколение привносит что-то свое в понимание культурного феномена под названием «семь чудес света». У каждого из этих артефактов есть свой сайт в Интернете. Солидные научные труды посвящены исследованиям рукотворных чудес.

Роль мифологии в поддержании интереса к семи чудесам света

На протяжении 2,5 тысячелетий античный список главных достопримечательностей Старого Света будоражит умы исследователей, путешественников, обычных людей. Все минувшие века отношение к семи чудесам света было почти мистическим. Вызывает удивление, что древние авторы не проявляли особого желания расширить «топ-7», заменить в списке выбывшие достопримечательности новыми памятниками.

Исследователи античного мира утверждают, что отношение к чудесам из знаменитого списка всегда было почтительным. Считалось, что семь древних архитектурных сооружений и памятников заслуженно включены в короткий, но емкий список. Каждый участник этого исторического «хит-парада» превратился в национальную святыню, предмет поклонения и почитания.

Магия числа 7 в древности считалась божественной, иррациональной. Мифология и быт многих народов планеты связаны с этим количеством элементов в разных сферах жизнедеятельности. Например, в неделе — 7 дней. Объяснением может послужить строение Солнечной системы, вернее, то, как представляли небесную сферу в Древней Греции. Невооруженным глазом были видны Солнце, Луна и пять планет. Такие же имена были у античных богов (Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Меркурий).

Чудеса света: новая версия

Какие семь чудес света могли бы составить конкуренцию чудесным конструкциям, исчезнувшим с лица планеты? На основании онлайн-голосования был создан перечень других чудес света, которые сохранились, и на них можно полюбоваться воочию. Акцию организовала и провела на пороге третьего тысячелетия некоммерческая организация. Инициаторы этой грандиозной акции выдвинули несколько веских причин, которые побудили заняться составлением разных списков и сводов мировых достопримечательностей высочайшего уровня:

  • традиционные древнейшие чудеса были расположены только в той части Старого Света, которая была знакома и покорилась эллинской культуре;
  • в перечень не попали грандиозные сооружения на значительной части Азии, в Новом Свете и в других регионах;
  • отбор в список производился по критериям, зависящим от представлений древних греков о чудесных памятниках;
  • «за бортом» остались природные феномены, которые подчас превосходят своим величием рукотворные чудеса.

Определение победителей всего проекта было решено проводить отдельно среди памятников архитектурных и природных. Итоги также подводили дважды: в 2007-м и 2011-м годах. Жители двухсот государств приняли участие в онлайн-опросе. По его результатам были отобраны «фавориты» — достопримечательности, которые известны большинству жителей планеты. Речь идет о Великой Китайской стене, Тадж-Махале в Индии, сооружении Мачу-Пикчу в Перу на территории Южной Америки и других феноменах. Но Комитет ЮНЕСКО отреагировал на эту акцию заявлением, что всенародное голосование — это не тот метод, который нужно использовать для поиска чудес, способных заменить исчезнувшие в древности артефакты мировой истории и культуры.

Во время раскопок на острове Крит в Греции , которые проводились в начале 20 века под руководством археолога Артура Эванса и длились около 30 лет, был найден внушительный по своим размерам и значимости Кносский дворец . Он занимал площадь в 16 тыс. квадратных метров и состоял из различных дворцовых помещений разного назначения, которые примыкали и пристраивались к центральному прямоугольному двору (52,5 метра в длину): всего более 1,5 тыс. сообщающихся с помощью коридоров и лестниц комнат. Кносский дворец создавался несколько столетий и был достроен в 1700 году до н.э. Технологии строительства минойцев были революционными для людей бронзового века. Одной из инноваций была череда вырытых в склоне холма террас , на которых разместилось восточное крыло дворца высотой в 4 этажа. Еще одним новшеством стала внушительная лестница внутри дворца. Она опиралась на столбы из кедрового дерева (колонны). 3,5 тыс. лет назад минойцы вычислили, как соорудить наиболее прочную из всех возможных конструкцию, разместив колонны точно друг под другом. Строители превзошли все культуры в искусстве освещения , используя световые колодцы и окна по всему дворцу. Для управления внутренним освещением и пространством древние архитекторы создали уникальную систему дверей . Дворец был оснащен также отлично продуманной подпольной дренажной системой. О на отводила не только обильные осадки, но и стоки самых первых в мире унитазов. Анализируя археологические находки , росписи на стенах, уцелевшие фрески, обломки изделий, историки сходятся во мнении, что жизнь во дворце протекала торжественная и динамичная. Более сотни комнат и залов использовались для торжественных приемов, предназначались для царя и царицы. Во дворце обнаружены огромные кладовые, сокровищницы, тронный зал, театр, вместимостью до 550 человек, залы для ритуальных представлений. Развалины дворца можно увидеть на острове Крит и сегодня. Артур Эванс воссоздал часть дворца — фрагмент погибшей культуры. С дворцом часто связывают легенды о царе Миносе и лабиринте с заточенным в нем минотавре (получеловеке-полубыке).

Дельфы. Храм Аполлона. Дельфийский оракул.

Дельфы был значимым, религиозным, влиятельным городом в древней Греции. Он знаменит Храмом Аполлона и Дельфийским Оракулом. Храм Аполлона построен на южном склоне горы Парнас на высоте 700 метров над уровнем моря в 369 — 339 годах до н.э.. На фронтоне храма были высечены изречения – «Познай самого себя», «Ничего лишнего», Изображение буквы «Е» . Внутри храма находились: лавровое дерево, священный источник, беломраморный Омфал (священный камень – центр земли) с двумя золотыми орлами, золотая статуя Аполлона . Предсказания и пророчества Аполлону давали Пифии (женщины-жрицы), которые входили в состояние транса из-за токсичных газов, исходящих из разлома в скале, и содержания в ручье этилена. Анализировали и трактовали результат (Жрецы Аполлона — мужчины) и в итоге давались предсказания, которые можно было интерпретировать двояко. Дельфийский оракул просуществовал более 1000 лет. В Дельфах каждые 4 года в честь Аполлона проводились вторые по значимости после олимпийских — Пифийские игры . Виды соревнований: музыкальные (игра на флейте и кифаре с пением и без него), театральные, танцевальные, соревнования по живописи, а также позже были добавлены атлетические соревнования и состязания на колесницах. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок. С 394 года н.э. Пифийские игры не проводятся: запрещены римским императором Феодосием I, как языческие.

Первый Театр в мире в Греции. Непревзойденная акустика.


Восхищает зрителей уже 2,5 тысячи лет. Это самый крупный из сохранившихся античных театров. Это место, где по сей день обитает дух бога драмы Дионисия . Рядом с театром находился огромный целительный центр, а музыка использовалась в лечебной терапии. Театр был построен в 340 — 330 годах до н.э. под руководством архитектора Поликлета Младшего . Он соорудил круглую площадку для представлений, вокруг которой расположил 32 ряда зрительских каменных сидений (потом были добавлены еще 23) на 14 тысяч мест и двухэтажную скену (сцену). Последняя раскрашивалась в виде задника для постановки, а также использовалась для первых спецэффектов. Структура театра усиливает звук человеческого голоса за счет отражения звука от камня и за счет использования резонаторов, настроенных на нужные частоты и замурованных в стены. После проведенных археологических раскопок в период с 1870 по 1926 годы, театр был снова открыт. Первое представление состоялось в 1938 году. Этот древнейший источник вдохновения по-прежнему собирает зрителей.

— древнегреческая бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, покровителя о. Родоса для гавани в Линдосе. Статуя Колосса Родосского является одним из семи чудес света и одним из семи чудес древней Греции . Строительство статуи началось в 305 году до н.э. под куроводством скульптора Хареса на деньги от продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета и продолжалось 12 лет. Археологические раскопки показали, что статуя стояла на возвышавшемся над бухтой холме, где сейчас находится средневековый замок. Сооружение велось от ступней вверх, поэтому вокруг статуи сооружался земляной курган. Деревянный каркас обшивался бронзовыми листами , а внутрь для устойчивости засыпали камни. На изготовление статуи ушло около 200 тонн бронзы. Статуя простояла около 60 лет и была разрушена в 224 году до н.э. во время землетрясения. В таком состоянии обломки статуи пролежали больше тысячи лет. Эта статуя вдохновила французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди на создание Статуи Свободы .

Олимпийских игры в Греции.


Рождение античных Олимпийских игр состоялось еще в 8 веке до нашей эры. Началось все в Олимпии в Греции с забега на 200 метров в честь перемирия между двумя враждующими городами. После чего игры проводились каждые 4 года в августе и были закрыты в 394 году по приказу императора Феодосия I. В результате археологических раскопок, проводимых в Олимпии в конце 19 века, были найдены руины строений, предназначенных для проведения Олимпийских игр: палестра, гимназия и стадион . Гимназия имела большой двор для тренировок, который украшали статуи атлетов, а также в ней хранились списки победителей и список Олимпиад. В центре гимназического двора находилась палестра – каменное здание, предназначавшееся для разного рода упражнений. Стадион был построен в 330-320 годах до н.э. с размерами: 212,5 м в длину и 28,5 м в ширину. Он был оснащен трибунами и отдельными местами для судей. Вместимость стадиона составляла около 45 000 зрителей. Победитель Олимпийских игр получал лавровый венок, оливковую ветвь, признание и уважение всего народа. Имена победителей использовались в греческом календаре и высекались на мраморных колоннах, установленных на побережье реки Алфей. Благодаря этой традиции, известна дата и имя первого победителя: 776 год до н. э. ; Корэб — повар из Элиды. Традиция проведения Олимпийских игр была возрождена в конце 19 века благодаря Пьеру де Кубертену.

Миф — исчезнувший город Атлантида.


Миф о легендарном острове Атлантида зародился еще в Древней Греции и получил продолжение в трудах Платона – диалоги «Тимей» и «Критий». Миф об Атлантиде гласит , что некогда существовал огромный остров. Он по жребию перешел во владение богу морей Посейдону во время раздела земли между тремя братьями-богами: Зевсом, Аидом и Посейдоном. Изначально на острове жила семья: муж Евнор с женой Ливкиппой и дочерью Клейто, которая стала женой Посейдона и родила 5 пар близнецов. Старшего сына звали Атлантом , в честь его имени остров назвали Атлантидой . Так на острове стал жить народ Атланты и образовалась высокоразвитая цивилизация с большой армией и флотом. Но в итоге они стали применять во зло знания и достижения науки и культуры. Поэтому Зевс рассердился на них: в один день и одну ночь остров Атлантида исчез, погрузившись в море. Согласно текстам Платона , это произошло в X тысячелетии до н.э. Ученик Платона, древнегреческий философ Аристотель, был уверен, что Атлантида полностью вымышлена («Платон мне друг, но истина дороже»). Вот уже более двух тысячелетий не затихают споры о реальности острова Атлантида и не прекращаются поиски великой погибшей цивилизации. Многие археологи пытаются найти и привязать свои раскопки к Атлантиде, но пока точные доказательства не представлены. А между тем идет время, и шансы найти уцелевшие на морском дне остатки целого города уменьшаются.


Парфенон (в переводе означает девственный храм) – храм, посвященный богине Афине. Он построен в самом центре Афинского акрополя на священном холме шириной 30 и длинной 70 метров. Он выстроен целиком из белого пентелийского мрамора , добывающегося неподалеку. Парфенон возводился с 447 до 438 года до н.э. под руководством архитектора Калликрата по проекту Иктина. Украшен в 438-431 годах до н.э. по задумке Фидия. Многие линии храма лишь кажутся прямыми, на самом деле в нем нет прямых линий. Строители учитывали все оптические отклонения, чтобы храм выглядел совершенным. С какой точки бы Вы на него не посмотрели – все линии кажутся прямыми и параллельными. Мраморные блоки обтачивали и подгоняли по размеру, скрепляли блоки скобами и заливали свинцом. Внутри храма стояла статуя богини Афины шедевр из слоновой кости и золота на деревянном каркасе . Высота статуи 12 метров, а на строительство ушло свыше тонны золота. Фриз длинной 157 метров изображал ежегодную процессию во славу Афины. Статуя не сохранилась. – это колоссальное откровение архитектуры, это полное слияние камня с искусством его обработки, с геометрией, соразмерностью и формой. Это достижение, которое не удалось повторить ни одну тысячу лет.

Семь чудес света являются продуктом мастерства, творческой фантазии и упорной работы древних цивилизаций. Они отразили способность человека изменять окружающий мир путем создания грандиозных сооружений. Еще на заре цивилизации, благодаря своему мастерству и знаниям, человек создавал монументальные творения, способные бросить вызов природным чудесам мира. Монументы и сооружения, созданные гением человека, появлялись на карте мира в каждом периоде человеческой истории. С течением времени, человек и силы природы уничтожили шесть из семи чудес света, и только египетские пирамиды выдержали испытанием времени и сохранились до наших дней. Не исключено, что одно из чудес, не существовало вообще. Несмотря на то, что большинство из них рассыпались в прах, память о них сохранилась до наших дней.

Когда древнегреческом историку Геродоту было около четырех лет, крохотная армия из 300 спартанцев, 700 феспийцев и 400 фиванцев отважно сражалась в одной из самых знаменитых сражений в истории человечества: битве при Фермопилах. Здесь, в горном перевале Греции, беспрецедентно большая Персидская армия Ксеркса I (по оценкам Геродота она насчитывала 2,6 млн., не считая слонов и лошадей) сдерживалась кучкой отважных греков, давая возможность подготовиться греческим городам-государствам для наступления на суше и море, чтобы нанести окончательное поражение Ксерксу и спасти западную цивилизацию от нашествия с Востока.

Став взрослым, Геродот стал первым, кто составил список Семи чудес света, хотя мы знаем об этом только через косвенные доказательства. Геродот, возможно, посетил все семь чудес, которые стали главными туристическими достопримечательностями римской эпохи. Сами греки называли их "theamata", что в переводе означает "место, которое необходимо обязательно увидеть". Примерно 200 лет спустя подобный список составил другой древнегреческий поэт Каллимах из Кирены.

Древние греки и римляне, как и мы сегодня, находили удовольствие в составлении списков. Составление списков каких-то объектов в определенной последовательности делало их более легкими для запоминания. Никто не знает, сколько было составлено подобных списков на протяжении веков, но после гибели Римской империи, список Семи чудес света уже стал частью западной мифологии. Словосочетание “Семь чудес света” выдержало испытание временем и вошло в большинство языков мира. Оно хорошо известна даже тем, кому трудно назвать эти самые чудеса.

Как только античные авторы начали составлять список семи чудес, он стал поводом для обсуждений и споров. Античные писатели, не подвергая сомнениям, что их было семь, оспаривали включение в список тех или иных памятников. Одни, например, настаивал на включении римского Колизея , другие отдавали предпочтение Ноеву ковчегу или Храму царя Соломона. Можно назвать другие легендарные сооружения: Стоунхендж, вилла Адриана, Великая китайская стена , Вавилонская башня, храм в Иерусалиме. С течением времени добавлялись другие "чудеса", на критерии отбора которых влияли религиозные верования или национальные предубеждения.

С течением времени наметилась тенденция к сокращению разногласий, и сегодня существует консенсус, который наверняка удивил бы писателей античного мира. Как древние, так и современные списки сходятся в том, что пять из семи чудес расположенны на территории нынешнего Ближнего Востока, откуда берет начало древняя и современная человеческая цивилизация. Семь чудес света являются архитектурными и художественными памятниками, которые греки и римляне считали совершенными. Соответствовавшие стандартам красоты, размерам и технического мастерства памятники находились в Греции, Северной Африке и Малой Азии. Дата их строительства колеблется от 2800 до н.э. для пирамид Гизы, до 280 до н.э. для Александрийского маяка.

Хотя некоторые из Семи чудес света получили известность благодаря своим огромным размерам, другие попали в список потому, что поражали красотой или существовали длительное время. Легендарный Антипатр писал, что статуя Зевса работы Фидия, известного античного скульптора, была чуть больше 12 м. высотой, но вся поверхность была сделана из слоновой кости и золота, а ее красота просто поражала современников.

Национальные мифы

Семь чудес света всегда являли собой больше, чем просто произведения искусства или архитектурные сооружения. Они были предметом национальной гордости и мифологии, будоражившие воображения миллионов людей на протяжении многих веков, не имевших ни малейшей возможности их посетить.

И благодаря своей мифичности, они обязательно должны были стать частью магического числа. Три чудеса света было мало, двадцать слишком много. Число семь выглядело наиболее убедительно. Для греков, как и для остальных культур во всем мире, число семь имеет особую, скрытую, магическую, а также божественную природу.

Число семь с древнейших времен играло важную роль, считалось волшебным, таинственным у разных народов мира. Индийская древняя философия учила, например, что Вселенная состоит из семи элементов. Древние египтяне считали, что Солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницах и проходят семь ворот. Знаменитый философ Древней Греции Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. Самая высшая, седьмая сфера, получила название "Седьмое небо". Кстати, именно отсюда идет современное шуточное выражение быть на седьмом небе (от счастья), т.е. "находиться на верху блаженства".

Возможно, особое значение для греков имело то, что семь чудес небесной сферы можно наблюдать с Земли невооруженным глазом: Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер и Сатурн. Эти небесные тела дали свои имена наиболее важным богам античности. В неделе также было 7 дней. Очевидно, такая выдающаяся в истории человечества античная цивилизация нуждалась в существовании именно семи созданных руками человека чудес света.

В список Семи чудес света входят следующие достопримечательности:

Статуя Зевса в Олимпии, где в 776 году до н.э. были проведены первые Олимпийские игры;
Колосс Родосский, огромная статуя бога солнца Гелиоса (примерно такого же размера, как нынешняя Статуя Свободы в Нью-Йорке);
Мавзолей в родном городе Геродота, Галикарнасе;
Александрийский маяк, первый в мире маяк и третье самое высокое сооружение на тот момент на Земле после египетских пирамид;
Храм Артемиды в Эфесе, уничтоженный христианской толпой под руководством святого Иоанна Златоуста в 401 году н.э. Части 12-метровых мраморных колонн древнего храма были использованы при создании другого, более позднего архитектурного чуда, собора Святой Софии в Константинополе;
Висячие сады Вавилона;
Великие пирамиды Гизы, единственные из семи древних чудес света, сохранившиеся до наших дней.

Семь чудес света: Великие пирамиды Гизы

Египетские пирамиды Гизы на западном берегу Нила к северу от Каира являются единственным чудом света, сохранившимся до наших дней. Три пирамиды - Хуфу, Хефрена и Менкаура - были построены между 2700 до н.э. и 2500 до н.э. как царские гробницы. Наибольшей и впечатляющей является пирамида Хуфу. Занимая территорию больше 5 гектаров, она, как полагают, состоит из более 2 миллионов каменных блоков весом от двух до 30 тонн каждый. Более 4000 лет пирамида Хуфу была высочайшим сооружением в мире. Лишь в 19-м веке человек сумел построить более высокое здание. Удивительно, но почти симметричные пирамиды были построены без помощи современных инструментов и геодезического оборудования. Ученые считают, что египтяне насыпали огромные насыпи вокруг пирамид, на которые при помощи деревянных санок, канатов и валиков поднимали гигантские блоки и затем устанавливали их на место. Наклонные стены должны были имитировать лучи Ра, бога Солнца. Внутри пирамиды имели узкие коридоры и потайные камеры, чтобы исключить ограбления. Хотя современные археологи нашли кое-что среди руин, большинство из того, что находилось в пирамидах, было разграблено в течение 250 лет после завершения их строительства.

Семь чудес света: Висячие сады Семирамиды

Древнегреческие поэты утверждали, что Висячие сады Семирамиды были построены вблизи реки Евфрат на территории современного Ирака вавилонским царем Навуходоносором II около 600 г. до н.э. В архитектурном плане, Висячие сады Семирамиды представляли собой пирамиду из четырех террас, опиравшихся на колонны. Царь якобы построил Висячие сады, чтобы его любимая жена Амитис не скорбела по своей родной Мидии, покрытой красивыми горами и лесами (северо-западная часть современного Ирана). На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Позже авторы описывали, что люди могли ходить под красивыми садами, которые держались на высоких каменных столбах. Современные ученые сделали вывод, что для нормального функционирования садов необходима система орошения, состоящая из насоса, водяного колеса и цистерн для перекачки воды из Евфрата на высоту нескольких десятков метров. Хотя есть немало упоминаний о садах в античной (древнегреческой и римской) литературе, ни одна из них не может считаться достоверной, тем более что никакого упоминания о садах не было найдено в вавилонских источниках. Археологи также не нашли доказательств их существования. Как результат, большинство современных ученых считают, что существование садов была широко распространенной, но все же выдуманной историей.

Видео: висячие сады Семирамиды

Семь чудес света: статуя Зевса в Олимпии

Авторство знаменитой статуи Зевса принадлежит известному афинском скульптору Фидию. Когда скульптура была завершена, ее установили в храме Зевса в Олимпии, городе, где с 776 до н. е. по 394 н.э. каждые четыре года проходили Олимпийские игры. Статуя изображает сидящего бога грома с обнаженным торсом на огромном позолоченном троне. Скульптор вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, поэтому тело, казалось, будто живое. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом, на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы. На подлокотниках трона были вырезаны две фигуры сфинксов, мифических существ с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Высотой более 12 м., Статуя Зевса была настолько высокой, что его голова почти касалась верхней части храма. Легенда рассказывает, что после установки статуи в храме, Фидий обратился к самому Зевсу с вопросом, доволен ли он работой. Вскоре после этого храм был поражен молнией - таким образом бог-громовержец выразил одобрение работой скульптора. Статуя Зевса украшала храм в Олимпии на протяжении более восьми веков. Христианские священники убедили римского императора в необходимости закрытия храма в четвертом веке нашей эры. В то время статуя была перенесена в храм в Константинополе, где, как считается, была уничтожена во время пожара 462 года.

Видео: статуя Зевса, седьмое чудо света

Семь чудес света: храм Артемиды в Эфесе

На самом деле, существовало несколько храмов Артемиды: серия из нескольких алтарей и храмов были разрушены, а затем возобновлены на том же месте в Эфесе, греческом портовом городе на западном побережье современной Турции. Наиболее известными из этих сооружений были два мраморных храма, построенных, соответственно, около 550 г. до н.э. и 350 г. до н.э. Первый был построен по проекту архитектора Херсифрона, а после его смерти работу завершил его сын Метаген. Украшали храм наиболее знаменитые мастера Древнего мира. Здание сгорело 21 июля 356 г. до н.э. в ночь, когда родился выдающийся полководец мира Александр Македонский. Примерно через шесть лет, на месте старого началось строительство нового храма. Новое здание имело мраморные лестницы, которые вели по террасе длиной более 120 м. Посередине стояли мраморные колонны высотой 18 м. и статуя Артемиды. Археологи так и не пришли к единому выводу относительно того, имело ли здание потолок, было ли покрыто деревянной черепицей. Храм был разрушен остготами в 262 году н.э., и окончательно ничтожен христианским толпой под руководством святого Иоанна Златоуста в 401 году н.э. В 1869 году британскому археологу Т. Вуду удалось обнаружить первые руины колонн храма в нижней части реки Кайстер.

Видео: Храм Артемиды, седьмое чудо света

Семь чудес света: Мавзолей в Галикарнасе

Расположенный на территории современной юго-восточной части Турции, Мавзолей в Галикарнасе был построен по приказу царицы Артемизии II для своего мужа Мавсола, царя Карии, после его смерти в 353 г. до н.э. Согласно легенде, она была настолько убита горем, что пила воду, смешанную с его прахом. Массивный мавзолей высотой около 41 метра был построен исключительно из белого мрамора. Сложная конструкция здания состояла из трех уровней. Возможно, это была попытка согласовать ликийский, греческий и египетский архитектурные стили. Камера захоронения находилась на первом этаже. Вместе с саркофагом, усыпальница была изготовлена из белого алебастра и украшенна золотом. Второй этаж с 36 ионическими колоннами напоминал по своему строению греческий храм, использовавшийся, скорее всего, для жертвоприношений. Сооружение было увенчано пирамидальной крышей с изображением мраморной колесницы, запряженной четверкой лошадей. Мавзолей был разрушен серией землетрясений в 13 веке и его останки были использованы рыцарями-иоаннитами для сооружения замка св. Петра. В 1846 году, один фриз мавзолея был извлечен из замка и в настоящее время, вместе с некоторыми другими реликвиями мавзолея, находятся в Британском музее в Лондоне.

Видео: Мавзолей в Галикарнасе, седьмое чудо света

Семь чудес света: Колосс Родосский

Колосс Родосский был огромной бронзовой скульптурой бога солнца Гелиоса, построенный жителями острова Родоса в третьем веке до нашей эры. В начале четвертого века до н.э. город больше года выдерживал осаду воинов Деметрия I Македонского и таки сумел отстоять независимость. Согласно легенде, жители острова Родос продали брошенные македонцами осадные орудия и за вырученные средства решили построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Изготовлена скульптором Харесом, высота статуи составляла 36 м., наибольшая скульптура Древнего мира. Она была изготовлена около 280 года до н.э. и простояла всего шестьдесят лет, после чего была уничтожена землетрясением. Она так никогда и не была восстановлена. Сотни лет спустя, арабы захватили Родос и продали остатки статуи на металлолом. Поэтому, археологи не могут установить точное местонахождение статуи и как именно она выглядела. Большинство считают, что бог солнца был изображен голым, подняв факел в одной руке, и держа копье в другой. Прежде считали, что статуя стояла с широко расставленными ногами по обе стороны гавани, но большинство ученых в настоящее время пришли к выводу, что ноги монумента, скорее всего, находились близко друг к другу, чтобы удерживать его огромный вес.

Видео: Коллос Родоский, седьмое чудо света

Семь чудес света: Александрийский маяк

Александрийский маяк был расположен на небольшом острове Фарос, недалеко от города Александрия (территория современного Египта). Спроектированный греческим архитектором Состратосом и завершенный около 270 г. до н.э. во времена правления Птолемея II, маяк помогал судам благополучно миновать рифы при заходе и выходе из переполненной гавани города. Археологи обнаружили древние монеты с изображением маяка и пришли к выводу, что здание имело три уровня: квадратный в нижней части, восьмиугольный в средней и цилиндрический в верхней. Сверху была установлена статуя высотой 5 м, скорее всего, Птолемея II или Александра Македонского, в честь которого был назван город. По разным оценкам, высота маяка варьируется от 60 до 180 м., но большинство современных ученых определяют его высоту в пределах 120-140 м. Маяк был постепенно разрушен во время серии землетрясений с 956 по 1323 годы. Некоторые из его остатков были обнаружены на дне реки Нил.

Видео: Александрийский маяк, седьмое чудо света

Обобщающее видео: Греки и 7 чудес света

На прошлой неделе, ездила в гости к маме, и нашла у неё, мою старую детскую энциклопедию «7 чудес света», пролистала с ностальгией, в итоге решила оформить пост о чудесах света, ведь на сегодня чудес света гораздо более чем 7.

Для начала предлагаю вспомнить эти «7 чудес» древности.

Единственное из чудес, сохранившееся до наших дней. Строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Данные раскопок января 2010 года подтверждают теорию о том, что пирамиды возводили вольнонаемные рабочие. На стройке одновременно было занято до 10 тысяч человек, при этом рабочие трудились сменами по три месяца. Она является древнейшей и самой большой из трех пирамид некрополя города Гизы.

Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров.

Пирамида Хеопса состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн, общий вес пирамиды — 5,7 млн тонн.

Подтверждением необъяснимо высоких знаний египтян в области астрономии и инженерно-строительного дела является расположение пирамиды Хеопса по отношению к странам света: пирамида почти безошибочно указывает на истинный север. В результате точнейших измерений, проведенных в 1925 году, был установлен невероятный факт: погрешность в ее положении составляет всего 3 минуты 6 секунд.

Площадь основания пирамиды сравнима с площадью 10 футбольных полей.

Можно еще долго говорить про окутанные мифами и легендами пирамиды, их лабиринты и ловушки, мумии и сокровища, но оставим это все же египтологам. Для нас пирамида Хеопса - это одно из величайших сооружений человечества за все время его существования и, конечно же, единственное дошедшее до наших дней из глубины веков Первое чудо света.

Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. В VII веке до нашей эры. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, ставшие легендой.

знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой - нелегендарной - женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис - мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам Мидии.

Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена.

Конструкция висячих садов Вавилона представляла из себя пирамиду с основанием (43х35 метров), которая состояла из четырех ярусов, установленных на двадцати пятиметровых колоннах. Поверхность каждого яруса была покрыта слоем тростника (камышом), каменными блоками скрепленными гипсом и свинцовыми пластинами на которые насыпался толстый слой плодородной почвы. Все эти меры помогали как можно дольше сохранить воду для растений, которой в Вавилоне было совсем не много.

Высота конструкции составляла практически тридцать метров! Деревья, цветы, почву - всё это привозили в тележках запряженными быками. Вода поставлялась по трубам из реки Ефрат.. Для этого, сотни рабов круглосуточно крутили огромное колесо установленное в одной из башен.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида. Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса.

Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

Храм Артемиды Эфесской(Эфес)

За несколько сотен лет до нашей эры, когда Эфес находился в зените своей славы, жителями было принято решение о строительстве большого храма. К тому времени городу было уже около 600 лет, он был богатым и могущественным, рос и процветал под покровительством богини Артемиды, сестры Аполлона и дочери Зевса – известной в римской мифологии под именем Дианы-охотницы. Артемида также считалась богиней Луны и помогала женщинам при родах.

Место для нового, величественного и грандиозного храма в часть богини было выбрано святое – ещё в глубокой древности там проходили религиозные ритуалы. Горожане решили не жалеть ни денег, ни времени, и к тому же привлекли богатых спонсоров строительства из других областей страны.

Законченный храм был великолепен, и постоянно украшался новыми элементами декора – ведь Эфес был очень богатым городом. Исторические данные противоречивы, однако упоминается о том, что в храме было множество бронзовых статуй, интерьер отделан золотом и серебром, статуя самой богини была выполнена из слоновой кости и золота, а отделана чёрным деревом.

Примечательно, что в те времена храм являлся не только культовым сооружением, но также финансовым и деловым центром. Процветал и сувенирный бизнес: недалеко от храма успешно продавали оригинальные сувениры – его уменьшенные копии. Учёные до сих пор не выяснили, какой именно храм считался чудом света – отстроенный заново или сожжённый Геростратом

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира. Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми. В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.

Колосс Родосский (Родос)

Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе — острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами.

Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли.

Александрийский маяк (Фарос)

Александрийский маяк (Фаросский маяк) - одно из семи древних чудес света, был возведен в III веке до н. э. на маленьком острове Фарос около берегов египетского города Александрия. Это был оживлённый порт, основанный Александром Великим во время его посещения Египта в 332 г. до н. э.

Александрийский маяк был первым в мире маяком и единственным из семи чудес света, которое служило практической цели, помогая кораблям благополучно проходить рифы на пути в александрийскую бухту. Маяк по разным подсчетам возвышался на высоту от 120 до 140 метров, а свет, который он излучал, мог быть виден на расстоянии до 60 км.

Маяк простоял почти тысячу лет, но к XII веку н. э., александрийская бухта настолько заилилась, что корабли больше не могли ею пользоваться и маяк пришел в упадок. Заброшенный он простоял еще какое-то врем, пока в 796 г. н. э. его не разрушило землетрясение. В конце XV в. султан Кайт-бей из обломков воздвиг на месте маяка крепость, которая впоследствии не раз перестраивалась.

Это те чудеса которые были описаны в моей книжке. Те самые: 7 чудес. Но время не стоит на месте, и сейчас уже гораздо больше таких чудес. Мне кажется что они тоже достойны нашего внимания…

Новые 7 чудес света

Великая китайская стена (Китай)

Великая китайская стена - один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Наверно, в мире нет ни одного цивилизованного человека, который не слышал бы о - Великой Китайской стене. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби.

Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тысяч человек, а общее количество задействованных при Цинь строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли, как минимум, десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.

Наверное, ни одно творение рук человеческих так не поражает воображение, как Великая Китайская стена – самое грандиозное и самое длинное архитектурно-фортификационное сооружение на планете. Стена не просто впечатляет – она ошеломляет. В первую очередь вложенным в нее титаническим трудом и своими запредельными размерами. Воистину только китайцы, организованные и трудолюбивые, как муравьи, могли выдюжить такое. В Китае говорят, что добрая половина их истории приходится на Великую Китайскую стену – ее строили разные поколения и династии на протяжении двух с лишним тысяч лет, с ней так или иначе связаны все войны страны.

Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро)

Одна из самых знаменитых статуй в мире и точно самая узнаваемая в Бразилии - статуя Христа-Искупителя. Установленная на горе Корковадо на высоте более 700 метров она с распростертыми руками в благословляющем жесте смотрит на огромный город, находящийся под ней. Статуя Христа в Рио-де-Жанейро в силу своей известности привлекает миллионы туристов на гору Корковадо. С ее высоты открывается прекрасный вид на десятимиллионный город с его бухтами, пляжами, стадионом «Маракана».

Высота статуи - 38 м, в том числе пьедестала - 8 м; размах рук - 28 м. Вес - 1145 тонн. Являясь самой высокой точкой округи, статуя регулярно (в среднем, четыре раза в год) становится мишенью молний. Католическая епархия специально хранит запас камня, из которого возведена статуя, для восстановления повреждённых молниями частей статуи

Статуя Христа Искупителя без сомнения является одним из главных символов не только Рио-де-Жанейро, но и всей Бразилии. Ежегодно статую посещает множество туристов. Особенно большой наплыв посетителей гора Корковадо переживает во время традиционного ежегодного карнавала, который проводится в Рио-де-Жанейро. Определённо, этот грандиозный монумент является одним из величайших скульптурных произведений в мире.

Колизей (Рим)

амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки. Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен. 1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов.

Мачу-Пикчу (Перу)

Город древней Америки, находящийся на территории современного Перу. Так же Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города - в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении.

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей, По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Вайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе.

Город Петра (Иордания)

Город Петра в Иордании находится в сердце пустыни. Это место является наследием древнейшей культуры. Построенный более двух тысяч лет назад, он представляет огромную ценность для почитателей древней архитектуры и искусства.Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений - монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.

Сохранившиеся до наших дней сооружения Петры включают вырубленные в скалах храмы, жилища, гробницы, водохранилища, акведуки и алтари. Если приближаться к городу по теснине эс-Сик, первым открывающимся взору крупным памятником оказывается эль-Хазнех – находящийся в цельной скале храм с двухъярусным фасадом высотой ок. 20 м.

Таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот, — набатеи. Без преувеличения, можно сказать, что лучшее напоминание, которое они оставили о себе потомкам и которое говорит о них лучше любых летописей, это продуваемый ветрами розовый скальный шедевр, спрятанный ими среди неприступных гор.

Пирамида Кукулькан (Мексика)

Высотой в 25 метров с девятью уровнями, расположенная в центре большой площади. Основанием пирамиды является квадрат со сторонами по 55,5 метров. По каждой стороне пирамиды поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых насчитывает по 91 ступеньке. И ведут эти лестницы на верхнюю площадку, на которой расположен храм.

Северная лестница пирамиды оканчивается змеиными головами – символом Кукулькана, ведь в переводе с языка майя, кукулькан – это оперённый змей.

Ровно в 17 часов 15 минут начинается световое шоу – солнечные лучи при обходе уступов пирамиды в дни равноденствия, игрой света и теней вырисовывают изображение ожившего древнего бога. Этот эффект продолжается в течение 3 часов и 22 минут. Спускается ниже солнце – и изображение делается яснее. Вскоре становятся семь изгибов тела Солнечного змея – их образуют тени семи уступов пирамиды. Опускается солнце – сползает и змей, всё ниже. И вот внизу, у подножия пирамиды, голова изображения совпадает с настоящей, каменной скульптурной головой змея, которой оканчивается северная лестница пирамиды.

Древние строители племени майя были просто гениальны, сумев в то время столь точно рассчитать параметры и расположив стены пирамиды строго по сторонам света. Пирамида Кукулькан имеет какое-то астрономическое значение. Каждая из её лестниц имеет 91 ступень, а общее число ступеней 364, плюс верхняя ступень-платформа в основании храма, итого получается 365 – число, соответствующее количеству дней в году. А боковые части строения разделены в соответствии с числом месяцев в календаре майя – на восемнадцать секций.

Тадж-Махал (Индия)

Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал - это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Абд уль-Карим Maмур Хана, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури.

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли… Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии… Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения… История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт…

Семь чудес света и их первое упоминание о семи наиболее удивительных произведений искусства и архитектуры древнего мира - относится к III веку до нашей эры. Правда, разные античные авторы в числе семи чудес света часто называли разные памятники древней культуры. Но чаще всего к ним относили:

1.Египетская пирамида Хеопса

Это единственное строение, из семи чудес света, которое уцелело до наших дней. Пирамида прочно удерживала лидерство как самая высокая постройка в мире на протяжении 4000 лет. Не смотря на то, что строительство древних храмов в то время шло полным ходом, возвести сооружение выше и масштабнее пирамиды Хеопса не удалось некому.

2.Висячие сады Вавилона

Строение одно семи чудес света которые являются наверно одной из наиболее мифических и не реальных построек древности, потому как прямого доказательства их существования просто нет. Лишь догадки и гипотезы, выдвинутые учеными, могут наталкивать нас на мысль, что тот, ли иной комплекс развалин когда-то в древности и был именно теми висячими садами.

3.Храм Артемиды в Эфесе

входящий в 7-ку чудес света. Современная Турция богата своими историческими богатствами и археологическими находками. Лидия – название древней греческой провинции, которая находилась на территории современной Турции. Крез, последний правитель Лидии, был не только влиятельным политиком того времени, но и очень богатым человеком. В то время, каждый уважающий себя правитель строил храмы и поклонялся в них выбранным богам.

4.Статуя Зевса в Олимпии

одна из семи чудес света которая находилась на юго-западе Греции в город Олимпия, был культурным и религиозным центром всей страны. 3000 лет назад город переживал период своего расцвета. Бог Зевс, верховный бог греческого пантеона богов, был особо почитаемым в Олимпии. В это честь проводилось множество торжеств и церемоний. Всемирно известные олимпийские игры, которые зародились тут в 776 году до нашей эры, были так же посвящены богу Зевсу.

5.Мавзолей в Галикарнасе

Один из семи чудес света о котором далее пойдет интресная статья. И так начнем. Современный туристический центр Турции, город Бодрум в середине третьего столетия до нашей эры был известен как город Галикарнас, столица Карии. В период с 377 по 353 год до нашей эры Карией правил царь Мавсол Галикарнасский.

6.Колосс острова Родос

Строение учасник одного из семи чудес света. Маленький островок в Эгейском море, неподалеку от современной Турции навсегда будет запечатлен в истории как место строительства величественного колоса, статуи бога Гелиоса. Великолепный Колос Родосский хоть и просуществовал недолгое время, остался навеки запечатленным в истории как одно из чудес света.
Похожие публикации