Яуза и "гробовое молчание". На берегу яузы Как называлась набережная реки яузы

Яуза — река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста. Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади (около 10 км).

Яуза - сыграла большое значение в становлении Москвы. В течение трех веков, с IX по XII вв. по ней проходили торговые пути из Южной России - во Владимир, что и послужило стремительному росту Москвы. В XVII веке Петр I основал на реке завод по выделке парусов. На Яузе было сооружено множество производственных объектов, что привело к ее значительному загрязнению. По этой причине, в народе Яузу прозвали общегородской язвой.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище-Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе на Яузе. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Глебовского моста находится в плохом состоянии.

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

Мосты Яузы

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Набережные Яузы и парковая зона

Река Яуза имеет не только техническое значение для Москвы, но и архитектурное. Благоустроенные набережные и водная гладь реки Яузы украшают город. Практически все набережные реки Яузы облицованы декоративным камнем, вдоль - сделаны пешеходные дорожки, газоны с ландшафтным дизайном, ажурная ковка ограждений. В сочетании с пешеходными мостами и, особенно, в вечернее время, когда зажигаются огни, набережные Яузы прекрасны

На сегодняшний день на берегах Яузы, поочередно находятся: парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк усадьбы Леоново, Лосиный Остров и Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк и парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых.

Река Яуза Фото

Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км 2 . Ее длина - 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.

Описание

Река Яуза имеет 12 правых притоков (Черногрязка, Сукромка и другие) и 5 левых (Золотой Рожок, Ичка). На ее берегах был возведен Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Водный поток протекает через поселки Тайнинка, Перловка, города Москва и Мытищи. На ее берегах располагаются храмы Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также монастырь Андроников. Однако это не все достопримечательности, которые можно увидеть, проплывая по ней. На ее берегах красуются и Лефортовский. Впадает она в Москву-реку. Это место находится в районе Исток реки Яуза - болото в

Географические особенности

Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.

Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.

Топонимика

В некоторых древних летописях название реки Яуза звучало как Ауза. Ученые считают, что гидроним возник из славянских и финно-угорских языков. Скорее всего, название «Яуза» связано с балтийским словом Auzes, а также его апеллятивами Auzaine, Auzajs, что означает «ость», «солома», «стебель овса».

Исторические сведения о реке Яуза

Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.

На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.

Развитие судоходства

Река Яуза в Москве является судоходной, однако лишь в промежутке от Преображенской площади до Москвы-реки. На водном потоке стоят 23 моста для пешеходов, 28 - для автомобилей, 6 - для трамваев, а также 6 - железнодорожных. Здесь можно увидеть небольшие суда. А во время проведения технических работ, нередко можно встретить большие корабли организации «Мосводосток». Именно это предприятие занимается поддержкой состояния реки, следя за ее чистотой.

Судоходным участком можно назвать и расстояние в два километра от Ярославского шоссе до Богатырского моста. Тут чаще всего появляются мотоботы. Ранее в 2000 г. эта зона использовалась при реконструкции Яузы, с использованиями технических судов. Водный поток не отличается большой шириной. Практически все судоходные зоны достаточно узкие - не более 25 м, исключением является участок бьефа, который прилегает к Яузскому гидроузлу. Его ширина составляет практически 65 м. Здесь река окружена бетонными набережными, чья высота достигает 3 м.

Районы судоходства представлены знаком «Не бросать якоря». Плотина оборудована красными огнями, шлюз Сыромятнического гидроузла - светофорами.

К сожалению, в Средние века река Яуза, фото, присутствующие в источниках, поражают красотой, имела большое значение для государства, нежели сейчас.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел был возведен в 1940 году. Располагается он на реке Яузе недалеко от ее устья. Название произошло от Сыромятной слободы, находившейся рядом. Тут оборудована стоянка «Модоводостока». Суда этой организации отвозят мусор, собранный на Яузе и Москве-реке, на специальную базу, проводят общие очистительные работы и контролируют экологическое состояние.

Десять лет назад был проведен ремонт на гидроузле. Во время этих работ полностью починили шлюз и заменили затвор плотины. Еще раньше администрация города отремонтировала стены набережных.

Животный и растительный мир

Исток реки Яуза не особо богат рыбой. В верхнем течении водного потока обитает окунь, плотва, а в нижнем можно встретить жереха, уклейку, щуку. Здесь нередко появляются гуси, кряква, тростниковая овсянка, а также гнездуются многие птицы.

Как и для всех загрязненных рек, характерны такие растения и животные, как фито- и зоопланктон, зообентос (чаще всего встречаются пиявки и прудовики), надводные, с плавающими листьями и подводные водоросли. На такую бедность флоры и фауны в основном повлияло расположение. Находясь в черте большого города и имея на своих берегах огромное количество заводов и фабрик, река часто поддается сильнейшему загрязнению: нефтяные отходы и неочищенные стоки. Рыба просто не в состоянии выживать в таких условиях. Учеными были зафиксированы несколько случаев массового отравления.

Несколько слов о Москве-реке

Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье - Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.

В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.

Экология

Из-за того, что река Яуза богата на промышленные предприятия, в определенных зонах поток заполнен мусором, стоками, нефтепродуктами. По этой причине вода приобрела устоявшийся неприятный запах.

В основном загрязнение реки происходит из-за металлов, органики, взвешенных веществ, которые практически не растворяются и скапливаются в русле. Все это поступает в водный поток с предприятий, которые стоят на ее берегу. В центре города загрязняют реку талые, ливневые и производственные воды. Поэтому качество воды постоянно ухудшается.

Еще с древних времен река имела неприятных запах, ведь так много вредных стоков выпускается именно в этот поток. По этой причине уже в XIX веке воду признали негодной для питья. Но долина реки Яузы все же смогла сохранить свое очарование. Она протекает в северо-восточной части Москвы. Ее природа выглядит очень естественно, привлекает местных жителей, которые с радостью приходят отдохнуть и приятно провести время. Несколько лет назад городская администрация привела в порядок эту часть реки, придавая ей уютный и эстетичный внешний вид: установила лавки и укрепления для берега, проложила дорожку.

Столица России насчитывает больше 100 водоемов. При этом река Яуза играет не последнюю роль в жизни города и не уступает своим значением главной артерии, Москве-реке. Она влияет на работу многих предприятий, а также от нее зависит экологическое состояние окружающей среды. О реке Яузе человечество знает уже несколько столетий, она связана со многими историческими деятелями и значимыми событиями в жизни России. На ее берегах стоят заводы и монастыри, учебные заведения и парки, стадионы и дворцы, библиотеки и здания, поражающие своей высотой и архитектурной индивидуальностью. Пойма реки Яузы включает в себя пруд, очень красивый и завораживающий своим внешним видом.

Я́уза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.В 2013г работы продолжились. Проводилось расчистка русла вдоль правого берега(Сыромянтическая наб.)

Галерея

Изображение:Yauza-m.JPG|Вид на 1-й Медведковский мост Изображение:Yauza-m2.JPG|Рекреационная зона около Сухонской улицы Изображение:Yauza-r.JPG|Рекреационная зона около Ростокинского акведука Изображение:Yauza River 001.jpg|Сыромятнический гидроузел Image:Preobr metrobrige.JPG|Преображенский метромост Изображение:Yauza_ustie.JPG|Устье реки Яузы в районе Котельнической набережной Изображение:Yauza istok.JPG|Исток реки Яузы в Мытищах, Ярославское шоссе

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак "Надводный габарит-6.0 м". Над плотиной предупреждающие красные огни.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы, несмотря на ставшие постоянными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка , Лихоборка, Каменка , Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра , Черногрязка; левые - Ичка, Будайка , Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Река Яуза из рек, протекающих по территории российской столицы, вторая по величине после Москвы-реки. Длина Яузы - 48 километров, площадь бассейна составляет 452 квадратных метра. Название реки "Яуза" - древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но предположительно, слово имеет балтийские корни. Параллельно существует версия, что это искаженное "язва" - трещина, эрозия на поверхности земли.

Исток Яузы находится в Яузских болотах Лосиного Острова (Красное озеро в Щелоковском лесхозе). Река пересекает Лосиный Остров, проходя через ряд болот и озер, а также искусственных водоемов, образовавшихся на местах торфоразработок. В этом промежутке Яуза наполняется волжской водой, которая поступает из питьевого канала, проходящего через Лосиный остров. По ходу течения, в речку впадают притоки, которые текут по осушительным рвам. Самым крупным таким притоком является обводная канава Торфянка, но сейчас она изменила русло и потекла к реке по другому пути. Из естественных притоков можно назвать Мытищинские ключи. Их называли Громовыми колодцами, и от них поступала вода в Мытищинский водопровод.

Протяженность Яузы по территории Москвы составляет 29 километров, а устье находится на 1 километр ниже Кремля у Большого Устьинского моста. В старину на Яузе располагались пруды.

В период с 9 по 12 век река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. По ней проходили торговые пути из южной части России во Владимир, что стало одной из причин благополучного роста Москвы. Вплоть до 12 века активно осваивался защищенный левый берег, а затем стали быстро осваивать и правобережные территории. Со временем строительство велось преимущественно вдаль от центра по течению Яузы, что в будущем способствовало формированию радиально-кольцевой структуры города.

В 17 веке Петр I построил на Яузе фабрику по выделке парусов. В 19 река в центре Москвы уже была значительно загрязнена, поэтому москвичи в шутку ее называли общегородской язвой. Но на подходе к городу Яуза оставалась чистой, и ее берега облюбовали дачники. В середине 20 столетия, когда Москва разрасталась высокими темпами, вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности - в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

Близкое к естественному руслу сохранилось в ботаническом саду и Лосином Острове вблизи Сокольников. Сейчас на реке водится множество разновидностей птиц, среди которых и утка-кряква. Зимой Яуза почти никогда не замерзает, поэтому зимовать на ее берега перебираются птицы из Подмосковья. На реке гнездятся также гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка, а изредка залетают на зимовку лебеди-кликуны, гуси, канадская казарка.


Яуза - левый приток Москвы-реки, вторая по величине река Москвы. Длина 48 км (в черте города - 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды - около 9,4 м 3 /с.

Берёт начало из болот на территории "Лосиного Острова", образуя уникальный Яузский водоболотный комплекс (восточнее г. Мытищи, у с. Оболдино). Пересекая Ярославское ш., устремляется течением с востока на юго-запад. От шоссе до Ярославской железной дороги протекает по территории завода "Метровагонмаш", после моста протекает по территории города (образуя запруду, разделённую проезжими мостами), в черте посёлков Тайнинское и Перловка, разделяя деревенскую часть города от современной жилой застройки. Перед пересечением Кольцевой дороги принимает р. Сукромку. После входа в Москву Яуза принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В пределах Окружной железной дороги протекает по границам районов Северное Медведково, Лосиноостровский, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово. Реку здесь пересекает 6 автомобильных мостов (в т.ч. Осташковский, 1-й и 2-й Медведковские), а также большое количество пешеходных (в т.ч. бывший железнодорожный Бескудниковской ветки и автомобильный в районе Лазоревеого пр.). Практически вся долина реки от МКАД до МКМЖД (и далее - вплоть до "Лосиного Острова")является, согласно закону 1991 г., особо охраняемым природным участком с сохранившимися заболоченными старицами. После 2-го Медведковского моста принимает крупный приток - Чермянку. После пересечения Окружной железной дороги течение поворачивает на юго-восток, пересекая ул. Випьгельма Пика, просп. Мира (по 1 и 2 Ростокинским мостам), встречает на своём пути уникальный архитектурный памятник - Ростокинский акведук, затем пересекает пути Ярославского направления МЖД и проходит по границам национального парка "Лосиный Остров". После Богатырского моста протекает на территории бывшего завода "Красный Богатырь", выйдя из границ которого, одевается в сеть набережных проспект. Все эти почти 10 км Яузу пересекают множество архитектурных мостов-путепроводов (в т.ч. Преображенский метромост). Яуза впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

По материалам Энциклопедии "Москва". Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.


Схематичный план р. Яузы от МКАД до Богатырского моста. Цифрами показаны номера репортажей.
Картографический источник - maps.google.com

Часть 1 . Яуза от МКАД до Широкой ул.
Часть 2 . Яуза от Широкой ул. до Осташковской ул.
Часть 3 . Яуза от Осташковской ул. до Енисейской ул.
Часть 4 . Яуза от Енисейской ул. до Медведковского метромоста.
Часть 5 . Яуза от Медведковского метромоста до ул. Менжинского.
Часть 6 . Яуза от ул. Менжинского до Кольской ул.
Часть 7 . Яуза от Кольской ул. до бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки.
Часть 8 . Яуза от бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки до бывш. автомобильного моста у Лазоревого пр.
Часть 9 . Яуза от пр. Серебрякова до ул. Вильгельма Пика.
Часть 10 . Яуза от ул. Вильгельма Пика до просп. Мира.
Часть 11 . Яуза от просп. Мира до моста Ярославской ж.д.
Часть 12 . Яуза от моста Ярославской ж.д. до Богатырского моста.

Первая часть нашего долгого маршрута по Яузе посвящена участку реки от МКАД до Полярной ул.

На Кольцевой дороге, перед самым мостом, располагается указатель "Яуза". Никакой полезной для автомобилистов информации он не несёт, поэтому будем считать, что установлен в просветительских целях - как-никак, Яуза - вторая по величине река столицы.

Мост МКАД через Яузу. По обеим сторонам устроены пешеходные дорожки, облюбованные гастролёрами с мытищинской ярмарки.

Вид с моста (куда тоже можно попасть по лестницам с бетонными ступеньками) на юг, куда нам и предстоит направиться.

Вид на реку. Отправляемся в путь по правому (западному) берегу Яузы. Внимание сразу привлекает брошенная шина.

Небольшой заливчик у левого берега.

Конечно, тоскливые зимние пейзажи намного уступают ярким летним. Однако сейчас нам предоставляется неплохой шанс увидеть реку в её естественном состоянии, подбираясь к самой воде и не боясь утопнуть в прибрежной растительности. Да и мусора почти не видно. Разве что одинокая коробка плывёт по реке.

Река с завидной периодичностью то разливается, то снова уменьшает свои размеры.

Вид на север.

У правого берега - небольшая парковая зона.

Вот и непосредственно небольшой разлив и снова сужение русла.

Совсем узкий участок. Возможно, река здесь станет шире, когда берега освободятся от наросших льдов. На другом берегу - засохшая в прошлом году растительность.

И снова на север от самого берега Яузы.

Река на данном заповедном участке совсем не радует своими достопримечательностями. Но небольшой ручеёк справа всё же скрашивает картину.

Берега ещё не подверглись искусственному укреплению.

Весной, наверное, здесь всё не так. Но тёплый зимний день не мог помешать этой прогулке.

Перед нами замаячила стайка уток.

Голуби тоже жалуют своим вниманием эту местность.

Некоторые прибережные участки покрыты склонившимися к воде деревьями.

А где-то - совсем не защищённый берег.

Очередной разлив - наверное, самый большой на этом участке Яузы.

Давно мы не смотрели на пройденный путь...

Вид от берегов широкого участка. Река совсем мелководна - хорошо проглядывается песчаное дно.

И ещё раз на север.

Пешеходная дорожка.

Сугробы и обрывистые берега заставляют нас подняться наверх.

На правом берегу - снегосплавной пункт и многочисленные гаражные кооперативы. Смотреть на всё это даже не хочется.

Лучше продолжим любоваться зимней Яузой. Перспектива на юг.

Прямой участок русла.

Ещё один широкий разлив и ещё одно утиное племя.

На правом берегу (в комплексе исследуемого памятника природы регионального значения "Долина р. Яузы от МКАД до Широкой ул.") располагается особо охраняемая природная территория г. Москвы - правобережная старица Яузы с фрагментом низкой поймы. Увы, зимой мы можем видеть только камыши да рогоз на месте болотного комплекса.

Приближаемся к мосту через Широкую ул.

Этот ручеёк по правому берегу - место впадения в Яузы вод со старицы реки.

Разлив ручья.

Спрямление.

Труба, из которой Яуза получает ещё один источник воды. Этот ручеёк у впадения соединяется со старым руслом.

Переходим ручей.

Мост Широкой ул., а также трубный мост.

Вид на север.

Поднимемся на мост.

И ещё чуть на восток.

Теперь мы уже на правом берегу.

Под мостом через Яузу. Туда нам только предстоит пройти.

Небольшой полуостровок. Справа - место впадения в Яузу Ички.

А вот и сама Ичка.

Спрямлённое русло реки.

Ещё восточнее.

На запад.

Ичку над поверхностью воды тоже пересекают коммуникации.

И наконец трубы, из которых вытекает Ичка.

Похожие публикации