Монастыри валдая. Валдайский иверский святоозерский богородицкий мужской монастырь Что обязательно посмотреть

Валдай всегда привлекал туристов своей великолепной природой, уникальным национальным парком и заповедником. Но главным пунктом любой экскурсии в эти места является Иверский на Валдае. Эта главная православная достопримечательность расположена на Сельвицком острове.

История Иверского монастыря (Валдай)

Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения.
Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли - села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также и некоторые близлежащие монастыри.

В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье.
(основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название - Святоозерский.
В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

С давних пор размеренной и спокойной жизнью славился Валдай. Монастырь Иверский успешно функционировал как храм. Так было до Октябрьской революции, когда он стал приходить в упадок. Из монастыря увезли чудотворную икону в 1927 году, а саму обитель году вместе с монашеской общиной (70 человек) преобразовали в трудовую артель. Позже здесь был историко-архивный и краеведческий музеи, школа для больных туберкулезом детей, дом инвалидов ВОВ, база отдыха.

Восстановление

Монастырь, находившийся в аварийном состоянии, в 1991 году вернули Новгородской епархии. Его первым наместником (после возвращения обители) стал игумен Стефан.
Президент России прибыл на торжественную литургию на Валдай. Иверский монастырь (фото вы видите в данной статье) освятил в честь иконы Богородицы Иверской в 2008 году ІІ. В том же году было принято решение позолотить купола Иверского собора.

Реставрация

За годы упадка и запустения Иверский монастырь (Валдай) практически утратил храмовую живопись. Предстояла трудоемкая и кропотливая работа по ее восстановлению. Она велась почти пять лет. Сохранившиеся участки были аккуратно расчищены и укреплены. Художники-реставраторы дописали утраченные композиции. Кроме того, были написаны святые и херувимы на алтарных окнах. Фрески верхней части алтаря отреставрированы по старинным образцам в 2009 г.

Некоторые композиции приходилось прописывать по нескольку раз, чтобы выдержать единый стиль. За время реставрационных работ мастерам удалось воссоздать почти три тысячи метров уникальной храмовой живописи. Реставрация была завершена в 2011 году.

Описание Иверского собора

Все, кто приезжает на остров Валдай, монастырь Иверский посещают обязательно. И начинают знакомство с обителью с ее главного собора. Иверский собор (ранее Успенский) представляет собой шестистолпное, пятиглавое, трехнефное сооружение, построенное в форме квадрата с тремя апсидами.

С четырех сторон храм окружает галерея, характерная для всех строений патриарха Никона. Галерея имеет крыльцо, а с северной и южной стороны находятся две двухэтажные палатки с крестами. Своды храма поддерживают шесть больших столбов. Раньше в алтаре были хоры, выполненные из дерева, но они не сохранились до нашего времени. Сейчас хоры в храме каменные, расположенные над дверью у входа.
Церковь украшают фрески XIX века, восстановленные мастерами-реставраторами предприятия «Китеж».

У входа в церковь можно увидеть сюжет, рассказывающий о том, как Иверская икона попала в святую обитель, а также явление нетленных мощей святого Иакова.
Престол (XVII в.) установлен на каменные столбы, к нему же примыкает ступень из камня. Престол украшен чеканкой, а над ним расположена резная сень.
На горнем месте изображен Спаситель, восседающий на престоле. Ему предстоят пророк Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица. По двум сторонам этого образа находятся двенадцать апостолов.

Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной

Предположительно это грандиозное строение с трапезной было построено в 1669 году. Его скромное убранство выгодно оттеняет строгий храмовый фасад. Нижние окна обрамляют тонкие колонки и маленькие упрощенные кокошники.

Здание трапезной состоит из двух этажей. На первом (полуподвальном) этаже находились хранилища, а на втором располагалась просторная трапезная, подсобные помещения и кухня.

Трапезная - это одностолпная палата, которую перекрывает свод с распалубками над окнами и дверными проемами. Арочные проходы соединяют ее с церковью Богоявления. Она находится на восточной стороне трапезной. Это двусветный кубический одноглавый храм с двухъярусной граненой апсидой.

Колокольня

Вдоль южной стены обители протянулся живописный комплекс строений, который состоит из двух корпусов - наместнического и настоятельского. Между ними расположилась монастырская колокольня.

Эта шатровое строение было построено в XVII веке. Значительно позднее к ней были пристроены корпуса. После страшного пожара 1825 года внешний вид колокольни изменился: шатер разобрали, а вместо него появился купол со шпилем. После недавно проведенной реставрации колокольня приобрела свой первоначальный вид.

Церковь Филиппа Митрополита

Это надвратная церковь, которая была возведена в 1874 году на месте старинного храма. Церковь представляет собой четверик, имеющий скошенные углы и симметричные приделы, фасады со щипцовыми завершениями и большую главу, установленную на граненом барабане.

В композиции этого храма и его декоративном оформлении просматриваются черты и эклектики.

Икона Божьей Матери

Сотни паломников ежегодно приезжают в Иверский монастырь (Валдай). Икона Иверской Божьей Матери - главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре, в Греции. Он совершенно не отличался от оригинала. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Стоимость украшений в те времена оценивалась в 44 тысячи рублей серебром. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копии и списки.

Послушники монастыря утверждают, что неоднократно становились свидетелями чудес, которые являла эта икона (исцеление от болезней, предотвращение катастроф). Во время страшной эпидемии холеры (1848 г.) икона защитила обитателей монастыря от смертоносной болезни. С тех пор ежегодно 28 июля совершается крестный ход. Божьей Матери молятся об утешении в горе, решении проблем, богатом урожае, об исцелении. Каждый человек может обратиться к ней, не только посетив Валдай, но и у себя дома. Валдайская Божья Матерь поможет всем, кто живет с Богом в своем сердце и верит в его великую силу.

Иверский монастырь в наши дни

С каждым годом все больше паломников, как, впрочем, и обычных туристов посещают Валдай (монастырь Иверский). Гостей восхищает великолепно ухоженная территория. На подъезде для гостей предусмотрена парковка, которая в выходные дни с трудом вмещает всех желающих посетить святую обитель.

Для посещений монастырь открыт ежедневно, с 6.00 до 21.00. Для туристов (и паломников) сотрудники проводят ознакомительные экскурсии. В монастыре их размещают в гостином корпусе (с питанием и ночевкой), правда, эти вопросы следует предварительно согласовывать с Паломническим центром.

Как добраться?

Многие туристы хотели бы сегодня посетить Иверский монастырь (Валдай). Как добраться туда? Об этом мы расскажем ниже.

Монастырь расположен на Сельвицком острове, до которого можно доехать на рейсовом теплоходе «Заря» или на специальном экскурсионном катере.
Кроме того, на остров можно добраться на автомобиле, переехав через мост, расположенный неподалеку от поселка Боровичи.


Статья из
6 -го тома «Православной Энциклопедии» (С. 515-520).

(Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о-вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл.

XVII в.

Замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы («Портаитиссы») возник у буд. Патриарха Никона , вероятно, в годы настоятельства в Новоспасском московском мон-ре . В 1648 г. архим. Никон просил посетившего Москву архим. Иверского мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. Павла Алеппского , Никон предполагал выстроить мон-рь в афонских архитектурных традициях, облачения братии хотел сшить по «греческим обычаям». В нач. 50-х гг., уже будучи Новгородским митрополитом, во время одной из поездок в Москву Никон обратил внимание на благоприятные для устроения мон-ря окрестности Валдайского оз. В 1652 г., путешествуя на Соловки за мощами сщмч. митр. Филиппа , Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями»), и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» (Шушерин . С. 52).

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. № 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др.

Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и др. переехало множество мастеровых людей, к-рые в 1655 г. начали производить для В. м. из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов. Изразцы продавали, в частности в тихвинский Большой и Зеленецкий мон-ри, новгородский архиерейский дом. В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский мон-рь, однако в 1663-1666 гг. изразцовое дело в В. м. было продолжено. До наст. времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведенного в 80-х гг. XVII в.

В годы первосвятительства Никона В. м. находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. Патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохр.), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением» (Акты. № 40), Патриарх делал многочисленные вклады в мон-рь: книгами (Творения свт. Григория Богослова и Синодик - в 1655), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из 6 серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в В. м. царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне - в музее «Новый Иерусалим»), Патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю мон-ря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства, эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и селах были освобождены от казенного постоя и подвод, мон-рь не платил торговых пошлин. В 1-й пол. 60-х гг. XVII в. число братии В. м. возросло до 200 чел. После низложения Патриарха Никона на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. все основанные им мон-ри, в т. ч. и В. м., были переданы в ведение епархиальных архиереев, затем закрыты, как организованные «не по уставам святых отцов», братию разослали по др. обителям, вотчины поступили в казну. Но уже в 1668 г. в В. м. был возвращен его настоятель архим. Филофей с братией, обитель вновь получила все привилегии и земельные владения.

На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц.

XVIII - нач. XX в.

К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре , в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.

В XVIII-XIX вв. в мон-ре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божией Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В сер. XVIII в. старые росписи были сбиты и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделен на 2 этажа, на 2-м этаже освятили ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1-й трети XVIII в. был возведен братский корпус, примкнувший с юга к ц. арх. Михаила. К этому времени мон-рь оказался разделен постройками на 2 части: вост. (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и зап. (хозяйственные дворы). В 1731-1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Вост.

После пожара 1825 г. в мон-ре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик мн. построек. Во время ремонта Успенского собора в 30-х гг. XIX в. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во 2-й пол. XIX в. проводились еще 2 ремонта храма с поновлением живописи. В 1830-1831 гг. на месте зап. стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 60-х гг. XIX в. в юго-зап. углу мон-ря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873-1874 гг. была разобрана каменная надвратная ц. свт. Филиппа и на ее месте выстроен новый одноименный храм. В кон. XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен.

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора.

К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ.

1917-2003 гг.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679-1689 гг. Фотография. 2002 г.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679-1689 гг. Фотография. 2002 г.

Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский) , хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев.

В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков). В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Святейший Патриарх отслужил молебен в Успенском соборе перед Иверской иконой Божией Матери. Богослужения начали совершаться в Богоявленском храме. К авг. 2003 г. в В. м. отреставрированы Успенский собор, Богоявленский храм, в к-ром освящены 2 престола: в честь Богоявления Господня и прп. Нила Столобенского, надвратный храм свт. Филиппа Московского, колокольня, Никоновский корпус, братские кельи. Находящаяся в наст. время в мон-ре Иверская икона Божией Матери - один из списков с чудотворной иконы, к-рый сохранялся в валдайской ц. апостолов Петра и Павла и был передан в мон-рь (совр. местонахождение древней чудотворной иконы неизв.). К сент. 2003 г. в В. м. жили ок. 30 насельников, обязанности наместника исполнял иером. Никандр (Степанов). В мон-ре создается музей истории обители.

Арх.: СПбФИРИ РАН Ф. 181 [Архив Валдайского Иверского мон-ря]; ГА Новгородской обл. Ф. 481. Оп. 1. Д. 427, 956 // РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 203 [Офицерская опись Валдайского Иверского мон-ря 1763 г.].

Лит.: Иверский Валдайский мон-рь - былое и современность. Б. м., б. г.; Описание первоклассного Иверского Богородицкого мон-ря Новгородской епархии. СПб., 1844; Дубинин . Колокольное производство на Валдае // Тр. комис. по исследованию кустарной промышленности в России. 1882. Вып. 8. Отд. 4. С. 146-149; Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия настоятеля первоклассного Иверского Богородицкого Валдайского мон-ря. М., 1887; Силин П . М . Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском мон-ре. Новгород, 1898; он же . Валдайский Иверский Богородицкий мон-рь. СПб., 1892; он же . Ист. описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мон-ря. Новгород, 1889. Боровичи, 19123; Ильин М . А . К истории архитектурной композиции рус. мон-рей XVII в. // Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1954. С. 279-297; Алферова Г . В . К вопросу о строительной деятельности патр. Никона // Архитектурное наследство. 1969. № 18. С. 30-34; Сивак С . И . Иван Исаев - строитель Иверского мон-ря // ПКНО, 1978. М., 1979. С. 456-458; она же . Подмастерье каменных дел Афанасий Фомин // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984. С. 236-246; Белоненко В . С . Из истории книжности Иверского мон-ря в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-207; Истомина Э . Г ., Красноречьев Л . Е . Иверское чудо. Л., 1982; Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мон-рь / Автор-сост. Н. Н. Жервэ. СПб., 2002; Вдовиченко М . В . Собор Валдайского Иверского мон-ря // Новгородские древности. М., 2002. С. 256-279; Рогожкина Е . И . Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002. С. 47-56.


Н. Н. Жервэ

Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г.



Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского.

По книге: Справочник-путеводитель "Монастыри Русской Православной Церкви" /под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г.



Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: "Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.); "Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); "Брашно духовное", (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.

21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской.

12 января 2008 года Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин. 19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной - возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!

По материалам, размещенным на сайте Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря



Настоятельский корпус с колокольней

Каменная трехъярусная шатровая колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679-1689 годах. В 1842 году ее перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный», весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».

Настоятельский корпус, примыкающий к колокольне с востока, имеет два этажа и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей на значительную высоту в 2,5 — 3 метра и воспринимаются как еще один, третий этаж. Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора напоминают о его прежней архитектуре. До нас, к сожалению, дошел лишь единственный образец монастырских изразцов XVII века. Это изразцовый наличник на восточной стороне Настоятельского корпуса.

Новый способ изготовления многоцветных изразцов принесли с собой на Валдай мастера из Белоруссии. В основном они выделывали печной кафель, широко применявшийся в то время в комнатных печах. Кафель изготовляли со слегка выступавшим барельефным растительным орнаментом. Блестящая полива с бликами, дающими игру света, придавала ему нарядный и праздничный вид. Изразцовое производство стало одним из самых крупных при монастыре. В 1655 году, когда строительство здесь только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили».

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов «с разными красками» для пяти печей. Изразцовые печи ставили также в монастырских постройках, в гостиных дворах и в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу, а также посылалось из монастыря в подарок высокопоставленным особам.

Монахи заботились о расширении изразцового дела, совершенствовались и учились изготавливать особо изысканные «кафли». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя «печара» (печного мастера, делавшего изразцы) «Якушки Степанова, сына Червякова». Он же обучал и монаха Селивестра «как на кафли краски розные наводить». Впоследствии лучших валдайских мастеров изразцового дела Никон забрал в строившийся Воскресенский монастырь на Истре.

Северный и восточный фасады, обращенные к площади и собору, были богато декорированы нишками, вертикальными колонками, горизонтальными валиками, поясками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине восточного фасада на уровне оконных проемов. А с южной стороны стены подвалов, лишены какого-либо украшательства.

http://valday.com/iversky_kolokolnya/1/comments



Одно из самых больших и живописных озёр Новгородской области - Валдайское - подступает почти к самому Санкт-Петербургскому тракту. Далеко, на острове, хорошо видны постройки Валдайского Иверского монастыря, а на берегу, спускаясь с прибрежных холмов, расположился город Валдай.

Валдайское селище Короцкого погоста Деревской пятины впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах 1495 года. В то время здесь было всего два двора и жил крестьянин "Якушка Демихов с сыном Климкой". В 1754 году Валдай уже был "государевым селом", где имелось "40 дворов торговых и мастеровых людей да 4 двора церковных соборян", а уже спустя десятилетие число дворов выросло вдвое. Своему росту Валдай обязан прежде всего "государевой дороге" Москва-Новгород. Много раз проезжал по этой дороге митрополит Новгородский Никон, и, возможно, тогда у него зародилась мысль построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Этот план был реализован в 1652 году, когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси.

Валдайский Иверский монастырь - первая грандиозная постройка, осуществлённая патриархом Никоном. "Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова, соперничая в этом с постройками царских мастеров", - писал о Валдайском монастыре сирийский путешественник ХVII века Павел Алеппский. Действительно, борясь за верховенство духовной власти над светской, патриарх Никон стремился воздвигать постройки, превосходящие царские. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям - Новый Иерусалим, Крестный монастырь - обозначали международную ориентацию, стремление Никона расширить пределы русской православной церкви на весь мир. Так Иверский монастырь на Валдайском озере стал символическим повторением афонского монастыря Ивери, традиционно считавшимся главным грузинским монастырём на святой Горе. Создавая одноимённый монастырь в России, Никон демонстрировал связь Русской и Грузинской церквей.

Строительство монастыря началось в первый год патриаршества Никона. Посланные им на поиски места для новой обители строители избрали под будущий монастырь небольшой остров на валдайском озере - "не зело велик, но зело красен и рыбными ловлями окружен". Вырубив росший на острове лес, строители начали возводить большой каменный собор "с папертями на подклетях", как в Соловецком монастыре. Главный Успенский собор возводил зодчий Аверкий Мокеев, подмастерье каменных дел из Калязинского Троицкого монастыря, впоследствии строивший для Никона Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Из Торжка приехал кузнечных дел мастер Васька Яковлев Головня, из Москвы - кирпичники и обжигальщики. На месте организовали выделку кирпича, начали обучать строительным ремёслам набранных для строительства "работных людей". Летом на лодках, зимой по льду Валдайского озера крестьяне везли на остров камень и дубовые сваи. Строились трапезная, патриарший дворец, колокольня. Из Белоруссии в Валдай было переселено множество семей "мастеровых людей", и один из них, "ценинных дел мастер" Игнат Максимов из Копыси, организовал здесь производство цветных изразцов, которые стали известны далеко за пределами Валдая. Белорусские корни жители города прослеживались ещё 100 лет спустя, и академик Паллас, посетивший Валдай в 1768 году, отмечал, что "его веселые жители произношением и некоими речами еще и ныне несколько изъявляют белорусское свое просхождение". А для заселения новой обители сюда были переведены иноки Оршинского Кутеинского монастыря из Орши, которые привезли с собой типографию, и с 1657 года в монастыре началось книгопечатание. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография располагалась в угловой Патриаршей башне монастыря, и здесь Никон напечатал свою книгу "Рай мысленный".

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 28 августа 1656 года собор был освящён. На освящении присутствовал Антиохийский патриарх Макарий, но самого Никона не было. Он собрался в свой новый монастырь только в сентябре, но поездка неожиданно затянулась: в Твери патриарх неожиданно заболел и смог прибыть на Валдай только в декабре. С ним приехала и царица с домочадцами, а также высшее духовенство из столицы. Даже недостроенный, монастырь поразил всех. "Поистине нет ему подобного в мире", - отозвался об Иверском монастыре Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило "желтой меди", специально выписанное из-за границы, "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами". В монастырском соборе покоились мощи св. Иакова Боровичского. Святыней монастыря была Иверская икона Божьей Матери - копия хранящейся на Афоне. Наслушавшись рассказов о сотворённом Никоном чуде, в Валдайский монастырь засобирался и царь Алексей Михайлович. Строители монастыря заторопились. Никон слал на Валдай одну за другой грамоты, указывая, что надо ещё сделать: украсить Успенский собор "стройно и чинно", "велеть вырезать хорошо" царское место - резной балдахин, в окрестных деревнях поставить новые дворы, а старые починить. Аверкий Мокеев завершил строительство трапезной. Никон прислал в монастырь гарнизон для охраны - 200 стрельцов с пушками. Но человек предполагает, а Бог располагает - и тщательное приготовление к встрече царя оказались напрасными. В результате вскоре начался затяжной конфликт патриарха с царём. Никон демонстративно оставил Москву и удалился в Новый Иерусалим, где затеял новое грандиозное строительство. Он вытребовал сюда Аверкия Мокеева и других мастеров с Валдая. Строительство Иверского монастыря замерло. Последний раз Никон побывал в Иверском монастыре в 1659 году. Он прожил здесь несколько месяцев и навсегда покинул Валдай, так и не увидев своё детище достроенным. Только в 1666 году было завершено возведение колокольни, и лишь в конце ХVIII века сооружены каменная ограда, Святые ворота с надвратной церковью Архистратига Михаила и корпуса келий.

Главное сооружение Иверского монастыря, Успенский собор, и 300 лет спустя не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек ХVII века в России. Здание отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Сохранились иконостас и резные дубовые двери, выполненные белорусскими мастерами, которые позже принимали участие в возведении Новоиерусалимского монастыря. Обитель окружена стенами с декоративными башенками, на шпилях которых сохранились фигурки трубящих ангелов. Строительство, затеянное Никоном, не вызвало восторга у местных жителей - Никон приписал Валдай, до того бывшим дворцовым селом, к монастырю, и эту утрату свободы валдайские жители Никону простить не могли. Поэтому день освобождения от монастырской зависимости - 15 (28) августа - бурно и торжественно отмечался жителями Валдая вплоть до 1917 года. Предание связывает это событие с именем Петра I, который как-то августовским днём посетил Иверский монастырь. Основание Петербурга дало новый толчок развитию Валдая. К концу 1760-х годов он стал одним из крупнейших селений на Санкт-Петербургском тракте и даже конкурировал с Новгородом: так, в 1765 году, отвечая на запрос Сената, "отчего Новгорода купечество в великое умаление и убожество пришло", новгородский магистрат в качестве одной из причин называл конкуренцию со стороны валдайских торговых крестьян и ямщиков. Но Иверский монастырь уже к концу ХVII века совсем оскудел и в 1712 году был приписан к Александро-Невской лавре. Только в 1740 году монастырю была возвращена самостоятельность. А потомки привезённых Никоном на Валдай мастеров ещё многие годы спустя слыли искусными ремесленниками.

Особую известность Валдаю принёс колоколитейный промысел, составивший отдельную страницу в истории русских народных промыслов. Сказывают, будто не то при Иване Васильевиче III, не то при Иване Васильевиче Грозном везли из Новгорода снятый по приказу царя новгородский вечевой колокол, да упал он с саней, покатился с горки, да и разбился на мелкие осколки, а валдайцы подобрали эти осколки и стали лить из них свои колокольчики. Отливали здесь и большие колокола, например, для Александро-Невской лавры и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, но основной продукцией были всё же поддужные колокольчики - звонкие, с удивительно чистым звуком.

Из книги: Низовский А.Ю. "Православные храмы и монастыри". - М.: Вече, 2005 г.

Года скончался патриарх Иосиф , единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон . 25 июля года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором .

Основание монастыря

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу . Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия - "мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка...".

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым , предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским .

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского . Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в году (по другим источникам в году), "в веси Боровичах на реке Мсте в пороге на светлой неделе во вторник, явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге" . В сонном видении старейшинам селения открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. "И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия" . На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

Осуждение Никона и временное закрытие монастыря

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Успенский собор

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии . В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне : взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена - гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами". В году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в "великом непомерном пожаре", и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Дореволюционное состояние монастыря

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского . Чудотворная Иверская икона Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал "странноприимный дом", где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. "Это наш долг пред Царицей Небесной" - говорил братии отец Лаврентий.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери , Богоявления Господня , в день памяти святого Иакова Боровичского . В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 - 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский) . В году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

Революция. Закрытие монастыря

После событий года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая , любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

Осенью года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

История монастыря начинается с 1652 года. Тогда патриарха Никона привлекла красота Валдайского озеро и он решил открыть на побережье монастырь. Деньги на строительство монастыря лично выделил царь Алексей Романов. И через год появились две деревянные церкви. В это же время озеро переименовали в Святое, а поселок в Богородицкое. Через два года рядом с церквями из кирпича выстроили Успенский собор.

Начало XVIII века для монастыря ознаменовано упадком. Молебны прекратились, а здания отдали под руководство Александро-Невского монастыря. С Валдая даже перевезли огромный колокол. Дальше, здания и вовсе почти разрушились. Восстановление святыни началось в 1991 году. Монастырь отреставрировали и открыли двери для посетителей. Последние работы закончились в 2011 году. Кроме соборов и храмов на территории монастыря создали музей, посвященный патриарху Никону.

Координаты : 57.98861100,33.30416700

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – мужской православный монастырь. Был основан патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича. Это первый монастырь, построенный на Руси после смутного времени.

Осенью 1653 года были построены и освящены две деревянные церкви: Соборный храм - в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя митрополита Московского святителя Филиппа. Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, освятил Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарек озеро Святым. Поэтому монастырь носит дополнительное название - Святоозерский.

Для прославления обители в монастырь были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери, поражавшей своим невиданным великолепием.

В советское время на территории Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря находился историко-архивный музей, музей краеведения. Во время Великой Отечественной войны находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников войны, а также лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы ХХ в на острове выстроили поселок, а на территории монастыря работала база отдыха.

Координаты : 57.99936600,33.29818700

Похожие публикации