Храм софии в средних садовниках. Церковь софии премудрости божией в средних садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы божией матери "взыскание погибших"

Москвичи и гости российской столицы очень любят прогуливаться по Софийской набережной. Ведь здесь можно не только увидеть множество архитектурных достопримечательностей, но и полюбоваться прекрасными панорамами Москва-реки.

Софийская история и современность

Набережная находится в самом центре города. С нее открывается шикарный вид на Московский Кремль с его башенками. Свое название она получила в честь храма Софии, расположенного здесь же. Предлагаем вам совершить заочную прогулку по Софийской набережной с посещением самых известных её достопримечательностей.

Любопытно, что в советское время (в период с 1964 по 1992 год) улица носила имя Мориса Тореза - главы коммунистической партии Франции. В начале 90-х она получила свое современное название - Софийская набережная. Метро - самый удобный способ добраться сюда. Ближайшие станции - Кропоткинская и Боровицкая, на которых и нужно выйти.

Набережная была одета в камень в первой половине XIX столетия. Над этим проектом работал известный инженер Андрей Иванович Дельвиг. В 1930-х годах советские архитекторы задумали снести набережную, однако, к счастью, эти планы не были реализованы.

По нечетной стороне Софийской набережной протекает Москва-река, по четной - расположены различные здания и О некоторых из них пойдет речь далее.

Храм Софии - памятник культовой архитектуры

Храм Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках - так полностью именуется эта церковь. Именно она дала название всей набережной.

Первый храм на Софийской набережной возвели еще в конце XV века. Он был деревянный. Вокруг него разбили фруктовый сад, именно поэтому и вся местность стала называться Садовниками. В 1682 году деревянный храм заменили каменным. Позже его еще несколько раз перестраивали. В частности, в конце позапрошлого века была капитально реконструирована трапезная.

Экстерьер церкви типичен для русской храмовой архитектуры. Главы храма Софии традиционно украшают кокошники, а окна - килевидные наличники.

Колокольня храма Софии

Колокольня церкви Софии является главной архитектурной доминантой Софийской набережной. Визуально она прекрасно гармонирует с краснокирпичными башнями Кремля, расположенными на противоположной стороне реки.


Колокольня была сооружена намного позже, чем храм - в 1862 году (обратите внимание на занимательную игру цифр-дат). Спроектировал строение зодчий Николай Козловский. Трехъярусная колокольня выполнена в и выходит прямо на набережную (в отличие от церкви, которая "спряталась" во дворах).

В 1930-х годах храм Софии, разумеется, закрыли. В середине ХХ века он выглядел весьма плачевно: штукатурка со стен облезла, в зданиях поселились жильцы, а кресты сменили телевизионные антенны. В 1970-х колокольню занял трест "Союзподводгазстрой". Лишь в 1992 году объект вернули православной церкви, а в 2012 году колокольня храма была капитально реконструирована.

Доходной дом Перцова

С Софийской набережной трудно не заметить удивительное здание, которое расположено на противоположном берегу, в начале Соймоновского проезда. Это доходной - настоящий шедевр, выстроенный в стиле модерн. Здание привлекает внимание своими необычными формами и красочной майоликой. Не поленитесь перейти по мосту через реку, чтобы рассмотреть его во всех деталях.


Дом был построен в начале ХХ века для Петра Перцова - инженера путей сообщения Российской империи. Поражает контраст внешнего и внутреннего фасада здания. Со двора оно выглядит совсем просто и незатейливо, но снаружи - просто потрясающе! Интерьеры многих комнат оформлены в восточном стиле: здесь можно увидеть резные лестницы, красивые майоликовые печи и яркие витражи.

Петр Николаевич Перцов прожил в своем шикарном особняке до 1922 года. За активную защиту православной церкви большевики посадили его в тюрьму, а затем - выселили из дома.

Усадьба Кириллова

В районе набережной находится еще один уникальный памятник архитектуры - усадьба Аверкия Кириллова. Этот необычный дом был построен еще во второй половине XVII столетия.

Декор здания очень красивый и сложный. Каждый из двух ярусов увенчан высокохудожественным карнизом. Стены дома пышно украшены пилястрами и псевдоколоннами, а окна - пышными наличниками. На южной стене еще можно разглядеть старинные росписи.

В 1941 году в усадьбе Кириллова разместился институт культурологии, который находится там по сей день.

Усадьба Харитоненко

Еще одна шикарная усадьба сохранилась на Софийской набережной (дом № 14/12). Это здание принадлежало "сахарному королю" - украинскому промышленнику Петру Харитоненко. Стоит отметить, что он не только владел заводами, но и был крупным меценатом Российской империи. Большую Часть своего времени Харитоненко проводил именно в этой усадьбе, на берегу Москва-реки.

Пожалуй, нет больше на этой набережной здания, которое сможет сравниться по пышности и величию с усадьбой "сахарного короля" Харитоненко. Комплекс строений был возведен в конце XIX века в классическом стиле. А вот интерьеры усадьбы были оформлены в редком для России стиле готического модерна.

Адрес: Софийская наб., 32

Церковь во имя св. Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была построена в 1682 году. Придел во имя Андрея Первозванного был пристроен в 1722 году, а в 1757 году в трапезной храма был устроен второй придел- Димитрия Ростовского. К трапезной была пристроена шатровая колокольня, которую разобрали в связи с перестройкой храма в 1890 году.

Софийская церковь представляет собой небольшой четверик, увенчанный «огненным» завершением из трех рядов полукруглых кокошников. Завершает объем пятиглавие с глухими барабанами и небольшими луковками куполов. Окна храма украшены наличниками в лучших традициях русского узорочья. С запада пристроена массивная позднейшая трапезная, выстроенная вместо прежней. Замечательна алтарная часть здания – массивная тройная апсида под общей кровлей.

Название местности – Садовники – связано с тем, что во времена Ивана III по царскому указу здесь была устроена слобода царских садовников и разбиты сады. Каменный храм был поставлен на месте стоявшего здесь прежде (впервые храм на этом месте, устроенный выходцами из Новгорода, упоминается под 1493 годом, но почти 200 лет о нем не было никаких сведений). По некоторым данным, не только прихожанами, но и храмоздателями были слободские жители – царские садовники. Великолепный сад, окружавший церковь, в 1701 году был уничтожен большим пожаром и более не возобновлялся. Церковь при пожаре не пострадала или пострадала незначительно.

Живописная колокольня с надвратным храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших», истинное украшение Софийской набережной, была построена в 1862-1868 гг. по проекту архитектора Н.И.Козловского. Церковь в колокольне была устроена на средства церковного старосты С.Г.Котова. Необходимость устроить в колокольне храм была вызвана ежегодными весенними половодьями, из-за которых богослужения в Софийской церкви приходилось останавливать.

Одновременно с постройкой новой грандиозной колокольни планировалось полностью обновить и перестроить старинный Софийский храм, сделав новый в популярном в то время византийском стиле. Для начала была разобрана и перестроена старая трапезная, а шатровая колокольня уничтожена. Новая трапезная, огромная, несоразмерная небольшому изящному основному объему храма Софии, была выстроена как раз в византийском стиле. Однако полную перестройку храма не допустила комиссия, пришедшая к выводу, что на столь небольшом участке невозможно построить большой храм.

В советское время из обоих храмов были изъяты ценности, однако до 1931 года храм продолжал оставаться действующим. Только в 1931 году по решению Президиума Мособлисполкома храм был закрыт, и в нем разместился клуб завода «Красный факел». В 1940 году храм был отдан под жилье, перепланирован и разделен внутри на комнаты. В 1941 году он пострадал при бомбежке – бомба пробила свод. Современники и после войны отмечали плохое состояние храма – здание было облезлым, с отвалившейся штукатуркой, на месте крестов торчали антенны.

В 1960-х годах провели реставрацию колокольни, а храмом занялись только в 1976 году. Реставрация шла крайне медленно – за 7 лет были восстановлены главы и наличники. В это время церковь занимала Лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов, а в колокольне находился трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

В 1992 году Софийский храм и колокольня были переданы Церкви. К 1994 году закончилась реставрация храма в колокольне, там начались богослужения. Софийский храм был в настолько тяжелом состоянии, что его восстановление закончилось только к 2004 году. Сейчас в нем ведутся службы, идет оживленная приходская жизнь. Сайт храма:

В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой - в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима.

Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия - это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа - Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью.

Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, - из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы.

Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия - Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы - представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

Москва, осмыслявшая себя Домом Богородицы, не могла не иметь своего Софийского храма.

В московских Софийских храмах престольный праздник отмечали по новгородскому изводу, 28 августа, поскольку оба эти храма были связаны с новгородскими походами Ивана III. Однако если храм на Пушечной был обыкновенным приходским храмом для новгородцев, переселенных в Москву, которые построили его в память родного своего города, то на судьбу замосквореченской Софийской церкви повлияла местность, в которой она была основана. О ее связи с новгородскими походами московского князя указывает само посвящение: храм Святой Софии был главным собором Великого Новгорода, который при Иване III был покорен Москве. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на Набережной. Впервые она упоминается в летописи в 1493 году.

Тот год был поистине роковой и судьбоносный для Москвы. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Здесь разливы реки затопляли прибрежную местность, оттого селились тут поначалу лишь бедные крестьяне да ремесленники, а переправа была только на лодках, да по наплавному мосту, лежавшему прямо на воде. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Тогда-то у Кремля на выгоревшем месте образовалась площадь, которую так и назвали Пожаром , а позднее - Красной. Отныне запрещалось селиться на ней, посад отодвинулся восточнее от Кремля, и там возник Китай-город. А в Заречье тоже запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома, дабы их более не тронул огонь, и пламя не перекинулось бы на Кремль. На освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, который был разбит уже в 1495 году (Государевы Сады к тому времени существовали в районе Старосадского переулка близ Покровки, где была загородная резиденция великого князя). Итак, на левом берегу Москвы-реки после пожара появилась Красная площадь, на правом - Большой Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники . Около него возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности.

Зареченские Садовники стали одной из первых местных дворцовых слобод. Этот район вообще был плотно заселен государевыми слободами, особенно после правления Ивана Грозного, поселившего здесь стрельцов. Тут жили и кадаши, царские ткачи, и монетчики, и переводчики-толмачи, и кожевники, и кузнецы, и все они возводили приходские церкви - как и садовники, которые имели своим слободским храмом церковь Святой Софии. Однако поначалу государевы садовники жили не на территории сада, а ближе к Устьинскому мосту, где в память о них осталась Садовническая улица. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.

Как уже говорилась, эта Софийская церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции Москвы как Третьего Рима, став определенным символическим центром Замоскворечья. Царицын Луг - Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Отсюда явилось другое название - Царицын Луг, символизировавшее посвящение сада с Софийской церковью Пресвятой Богородице - Царице Небесной. Это было и воплощением идеи Москвы как Дома Богородицы: посвящения Ей русской столицы и молитвенного вверения Москвы под сень Царицы Небесной. (Есть версия ученых, что такое осмысление Москвы могло окончательно сложиться как раз после переселения покоренных новгородцев, именовавших Новгород Домом Святой Софии). О том свидетельствует и посвящение Богоматери главного собора Москвы - Успенского. Кстати, поскольку его престольный праздник совпадал с праздником Святой Софии, то народ знаменательно именовал Успенский собор Святой Софией. Он действительно был прообразом храма Святой Софии в Константинополе, в ознаменование преемственности России Византийской империи и унаследования ею статуса древних русских столиц, Киева и Владимира.

На левом берегу Москвы-реки разворачивалась основная градостроительная композиция Третьего Рима. Богохранимая Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Осмысление Москвы как Третьего Рима, хранительницы православия и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Небесного Града и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух священных городов, Рима и Константинополя, но и Иерусалима, столицы Святой Земли и его памятников, связанных с Земной Жизнью Иисуса Христа. Как, например, Золотые Ворота, символически воспроизведенные в Спасских воротах Кремля и Лобное место на Красной площади, символ Голгофы. (Подробно с этим можно ознакомиться в замечательной книге М.П.Кудрявцева «Москва - Третий Рим», представляющей уникальное исследование православного градостроительства средневековой столицы).

Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Отличие лишь в том, что в Иерусалиме Гефсиманский сад расположен к востоку от городских стен, а в Москве его образ, также отделенный рекой, ориентирован на юг от Кремля. Завершением же этой символической градостроительной композиции стала шатровая Вознесенская церковь в Коломенском, которую считают символом восьмигранной часовни на Елеонской горе, на месте Вознесения Господа. Она далеко отстоит от стен Кремля, но хорошо видна из него.

Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река - образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов».

Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь - образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней - и Русской земли.

В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь - он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту замосквореченскую местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.

Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В 1862-1868 г.г. по красной линии набережной архитектор Н.И.Козловский (автор Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) построил новую шатровую колокольню в русско-византийском стиле, ставшую архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, загороженной домами. Колокольня была стилизована под старину, а именно под XVII век, - время построения каменной церкви. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Тогда сахарозаводчик Харитоненко дал на нее средства, поскольку от чудотворного образа чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции дом передали английскому посольству.

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию. В феврале 1925 года незадолго до смерти здесь служил литургию святейший патриарх Тихон. Годом раньше по указу святителя настоятелем Софийского храма был назначен протоирей Александр Андреев, совсем молодой священник, причисленный на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых Новомучеников Российских. Прежде он служил в соседней Воскресенской церкви, что в Кадашах, где воспринял опыт сестричества и перенес его в Софийскую церковь. Сестры, которыми стали около 30 глубоко верующих прихожанок без принятия монашества, занимались благотворительностью, помощью нищим, работами по благоустроению храма, и организацией бесплатных обедов для бедных и сирот. На эти обеды, устраиваемые по воскресеньям и большим церковным праздникам на средства прихожан и сестер, собиралось до 80 человек. Настоятель служил молебен, а по завершении трапезы произносил проповедь, призывая к христианскому образу жизни. Он же начал и ремонт храма силами прихода, привез великолепный позолоченный иконостас из закрытого Симонова монастыря и приобрел у какого-то торговца ценную библиотеку из Оптиной пустыни, чем спас ее - торговец вырывал из книг листы для обертки своих товаров.

Все это, особенно сестричество, обеды и проповеди, власти сочли за антисоветскую агитацию. В 1929 году настоятель был арестован и осужден за организацию и поддержку «нелегального сестричества», за то, что открыто молился за убиенных и находящихся в темницах и говорил проповеди «религиозного содержания», а также за сбор пожертвований для помощи священникам, находившихся в ссылках и в заключении. Он был приговорен к ссылки в Казахстан. После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Владимирскую икону Богоматери передали в Третьяковскую галерею, а другие образы, по всей вероятности - в Ризположенскую церковь на Донской улице. Библиотека пропала бесследно. Отец Александр, вернувшись из ссылки, служил в Рязани, поскольку ему было запрещено проживать в Москве. После второго ареста за «участие в контрреволюционной группе» он был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.

Храм же был отдан под жилые помещения, в алтаре пробили дверь, а вместо крестов устроили телеантенны. Колокольню, выходящую на парадную линию набережной, отреставрировали в 1960-е годы. А сам храм начали реставрировать только в 1976 году, восстановили кокошники и пятиглавие, хотя внутренние помещения еще долго были заняты учреждениями.

Только в 1994 году был возвращен Церкви надвратный храм в колокольне, во имя иконы Взыскание погибших. А в Софийскую церковь жизнь вернулась лишь через 10 лет. На Пасху 11 апреля 2004 года в ее стенах прошла Литургия - первая с тех мрачных времен запустения. А в октябре того же года в ней отпевали писателя Виктора Розова, прославленного драматурга, - по его самому известному произведению был поставлен фильм «Летят журавли»

Второй Софийский храм на Пушечной улице тоже совсем недавно вернули Церкви. После революции он был передан для нужд НКВД-КГБ, ибо храм вплотную примыкает к ведомственному зданию, и использовался как складское помещение. Только в августе 2001 года он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования многих его сотрудников. В марте 2002 года Святейший Патриарх Алексий II освятил его в присутствии директора ФСБ Николая Патрушева. В нем находится икона блаженной Матроны и редкий образ св. адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику святых.

Эта церковь – все, что осталось от некогда существовавшего на Лубянке поселения выходцев из Великого Новгорода. Переселялись они во многом не по своей воле, а под давлением великого князя московского, и хотели на новом месте создать своеобразное напоминание о родном городе.

До 1922 года Пушечная улица носила название Софийка – по храму Софии Премудрости Божией. Такое название для церкви было выбрано не случайно: после присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане, а их место в Великом Новгороде заняли верные новой власти люди. Создавая свое компактное поселение на территории, данной им московским князем, новгородцы назвали соседнюю улицу в честь исторического района своего города – Лубяниц – а также поставили храм, напоминающий им о знаменитом Софийском соборе. Впервые деревянная церковь святой Софии на этом месте упоминается в 1480 году. Новгородский характер храма подчеркивало и существование при ней придела во имя святого Никиты Новгородского. В дальнейшем здание церкви несколько раз обновлялось, в 1650 году оно построено заново, а в 1685 году сгорело в пожаре. На средства стольника Моисея Овцына в 1691 году начинается строительство каменной церкви с приделом святого Николая Чудотворца, завершенное через год.

Основная часть храма сохранилась с конца XVII века до наших дней, однако со временем она оказалась обстроена новыми объемами трапезной и колокольни, а также лишилась своего изначального фасада. Вместо пятиглавия во второй половине XVIII века появился купол с одной главой, окна растесаны, а наличники утрачены. Колокольня построена в 1816 году в стиле ампир, с тосканскими портиками с трех сторон на нижнем ярусе и рустовой обработкой, ярус звона был сделан восьмигранным со шпилем. Трапезная заново сооружена в 1842 году, тогда же с юга создан второй придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Так как здание церкви стоит под углом по отношению к Пушечной, то его структура получилась несимметричной, Казанский придел сделан усеченным, чтобы соблюсти красную линию улицы.

К 1932 году церковь была закрыта и передана органам госбезопасности. Вскоре храм лишился главы и завершения колокольни, уничтожены портики, а сам он превратился в Экспериментальную фабрику спортивных изделий общества «Динамо». Историческое окружение храма к 1980-м годам было полностью снесено, но само здание все же сохранилось. Территория церковного двора полностью застроена новыми корпусами органов госбезопасности. С 2001 года богослужения в храме возобновлены, он получил статус приходской церкви при ФСБ.

Похожие публикации