Чем знаменит петр первый. Прочие забавные указы. О строительстве и качестве

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич Романов; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Ярким примером является прибавиление свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

УКАЗ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

В XVII веке в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 годов, охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское, население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия.

Последняя подворная перепись была проведена в 1710 году при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 годом, тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 года и приказал провести новую перепись в 1716–1717 годах. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 годом на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений.

Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, соответственно были преобразованы и переписи. 7 декабря 1718 года Петр I издал указ о подушной переписи населения.

«Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола.»

Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 году, а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие наказания, вплоть до смертной казни.

УКАЗ О НОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОДЕЖДЫ

Первый указ Петра I о ношении европейской одежды вышел еще в 1699 году, но бояре стали исполнять его только при царском дворе. Вышедший повторно 14 января 1700 года указ царь издал, уже желая его точного соблюдения, и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения.

«На Москве и в городах носить венгерские кафтаны. Кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года.»



Этим указом Петр I повелевал сменить издревле принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы - бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы. Их прежде сидевшие в светлицах жены и дочери также должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья соответствующие принятым в Европе. В людных местах по указу Петра I вывешивались наряженные в иноземные платья манекены. Это делалось, чтобы показать подданным, как они теперь должны одеваться. Петр I дал неимущим отсрочку на два года, чтобы те смогли справить себе новую одежду и с 1705 года появляться на людях только в иноземном платье.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА

305 лет назад, в 1699 году, Петр I издал именной указ «О праздновании Нового года». Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января - по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.

«Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

В соответствии с правительственным предписанием празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Загвоздка заключалась в том, что с 28 ноября начинался православный сорокадневный Рождественский пост, который длится до самого Рождества, то есть до 7 января. Православная церковь не стала его переносить в связи с новым указом светского царя.

УКАЗ О БРИТИИ БОРОД И УСОВ

По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия Петр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию Бога, и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду.

«А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей. И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе.»



Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне - по 60 рублей, горожане - по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог, выдавался особый бородовый знак. Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города с них взималось по 1 копейке с бороды.

Массовый выпуск медных бородовых знаков начался в России в 1705 году Московским монетным двором. На лицевой стороне помещались надпись «Деньги взяты» и изображение усов и бороды. С 1715 года действовала единая пошлина - 50 рублей с человека в год. Каждый уплативший пошлину на бороду получал бородовой знак. Бородовые знаки использовались и как монеты. Только духовенство сохранило за собой право носить бороду, и с них не взимался новый налог.

УКАЗ О ВЕЛИЧИНЕ ТРУДОВОГО ДНЯ

31 мая 1708 года Петр I издал указ «О величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих». Это первый акт трудового законодательства России. Стал постепенно общим для всех государственных предприятий страны и образцом для частных.

«Чтоб мастеры, и подмастерья, и плотники ходили на работу на свои дела марта с 25 сентября по 15 число в 5 часу пополуночи и работать до 11 часу, а с первого на десять часа отдыхать до 1 часу, а с первого часу быть на работе до 7 часу, а как ударит 7 часов, отдыхать, не отпуская в домы полчаса и с полуосмого часа работать до вечернего пушечного с крепости выстрелу, а сентября с 15 числа марта по 25 число ходили б на работу по пушечному выстрелу с крепости рано и отдыхать в полдни с 12-го часу до полу одного после полудни, а после пушечного выстрелу.»

Таким образом, получалось 14 часов работы и 2,5 часа перерывов. Были и штрафы: за час прогула высчитывалась дневная плата, за день - недельная. Если о прогулах докладывал фискал, ему отчислялась четверть высчитанной с рабочего суммы.

Всем, кто интересуется историей Российского государства, рано или поздно приходилось сталкиваться с анекдотами, в которые сегодня превратились некоторые указы Петра 1. Из нашей статьи вы узнаете о многих неожиданных постановлениях этого царя-реформатора, которые перевернули общественную жизнь страны конца XVII - начала XVIII веков, что называется, с ног на голову.

Сегодня указы Петра 1 изучаются в школах и институтах. Над некоторыми из них потешаются, отдельные же воспринимаются как норма. Но это касается нынешнего времени. В начале же XVIII века эти документы были для большинства «кощунством и дьявольщиной».

Некоторые постановления царя, например, Петра 1, привели к интригам. Другие повлияли на моду, экономику и армию. Несомненным остается лишь одно: царь жесткими методами старался обновить застойное общество своего времени.

Порядок престолонаследия

Одним из наиболее значимых в истории государства стал указ о единонаследии Петра 1. Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.

Данный указ о престолонаследии Петра 1 был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром, как против консервативного настроения людей, недовольных реформами.

Новый год

Предлагаем рассмотреть наиболее популярные указы Петра 1. Пожалуй, самыми знаменитыми на сегодняшний день являются два закона: о праздновании нового года и о бородах. О втором мы поговорим далее. Что касается первого указа, то, согласно воле царя, начиная с 1700 года, летоисчисление в России переходило на европейский манер.

То есть теперь год начинался не в сентябре, а с первого января. Летоисчисление же велось от рождества Христова, а не от сотворения мира, как это было раньше. Таким образом, вместо четвертого месяца 7208 года, стал первый 1700 года.

Бороды

Наверное, самое знаменитое нововведение российского царя после его возвращения из Европы касалось моды на бороды. Далее будут приведены многие указы Петра 1, смешные и серьезные. Но ни один из них не вызвал такого возмущения среди бояр, как этот.


Так, в двадцатишестилетнем возрасте государь собрал у себя представителей знатных родов, взял ножницы и обрезал некоторым из них бороды. Подобные действия повергли общество в шок.

Но молодой царь не остановился на этом. Он ввел налог на бороды. Любой, кто хотел сохранить растительность на лице, обязан был выплачивать ежегодно определенную сумму в казну.

Так, для знати это было шестьсот рублей в год, для купцов - сто, посадские обходились шестьюдесятью, а слуги и прочие - тридцатью. Следует отметить, что это были весьма серьезные суммы по тем временам. От данного ежегодного налога освобождались только крестьяне, но за вход в город и они должны были платить по копейке с бороды.

Вопросы моды

Многие указы Петра 1 касались общественной жизни. С их помощью царь старался придать российской знати европейский облик.

Во-первых, потратив значительные средства на строительство Санкт-Петербурга, государь озаботился временем службы деревянных мостовых. Поэтому был издан запрет на металлические набойки каблуков. За их установление налагались штрафы, а за продажу - конфискация имущества и каторга.

Следующий момент касался армии. Поскольку Петр Великий серьезно занялся ее обновлением и улучшением, то внимание обращалось буквально на каждую мелочь. Так, был издан указ о «пришитии пуговиц к лицевой стороне солдатского мундира». Данная мера должна была продлить срок службы казенной одежды, так как вытирать рот рукавом становилось невозможным.


Также в городах вводилась европейская мода. Государь повелел всем заменить традиционные длинные одежды на короткие костюмы «на венгерский манер».

Ну и напоследок, знатным дамам наказывалось следить за свежестью белья, дабы «не смущать иностранных господ непотребными ароматами, пробивающимися сквозь парфюмы».

О строительстве и качестве

Одним из самых знаменитых является указ Петра 1 о качестве. Он не так популярен, как многие принятые царем, но с его помощью российская армия смогла одержать победу под Полтавой.

Итак, обнаружив, что пушки с Тульского завода имеют не очень хорошее качество, император повелел хозяина и ответственного за выпускаемую продукцию арестовать. Затем им было уготовано наказание в виде убиения кнутами и отправления в ссылку. Петр Великий постановил тщательно следить за качеством выпускаемой на заводе продукции. Для контроля он отослал в Тулу весь оружейный приказ. За любой брак предполагалось Кроме этого, новому хозяину, Демидову, царь повелел выстроить для всех рабочих избы, как у владельца.

Не менее интересным является и указ Петра 1 о строительстве. Когда царь намерился начать возведение Санкт-Петербурга, он запретил возводить по всей стране каменные дома. Поэтому все специалисты съехались на заработки к Неве.
Таким образом, государь в кратчайшие сроки смог построить город.

Военные вопросы

Одним из самых известных сегодня анекдотов является указ Петра 1 о подчиненных. Фактически его существование не доказано, однако в наши дни он, что называется, у всех на устах. О нем мы поговорим в конце статьи.


Сейчас же речь пойдет не о знаменитых «смешных указах Петра», а о действительно важных вещах. Итак, царь в условиях военных действий со Швецией остро нуждался в квалифицированных офицерах. Поэтому было решено предоставить иностранцам перспективные должности в рядах российской армии. Так, все европейские воины в высших чинах, с опытом командования приглашались в наше страну на оклад, в два раза превосходивший заработок отечественных офицеров.

Первая волна «трудовых мигрантов» оказалась, по словам современников Петра, «сбродом проходимцев». Так, иностранные офицеры в первый же месяц службы сдались в плен шведам. Но неудача не обескуражила императора, и в конце концов, он достиг цели. Российская армия была обучена и перевооружена.

К слову, что касается перевооружения, то есть свидетельства о переплавке церковных колоколов в пушки после «конфуза на Нарве». Примечательно, что и здесь государь показал благородство. Так, церковное имущество он не изымал, а брал в аренду. После победы под Полтавой царь из трофейных шведских орудий приказал отлить колокола и вернуть их на место.

Экономические указы

Вводил Петр Великий 1 и экономические новшества. Мы рассмотрим три указа, которые в значительной степени поколебали традиционные российские устои.

Итак, согласно первому постановлению, в государстве вводилось «противодействие посулам и взяткам». За подобные проступки предполагалась высшая мера наказания. Для предупреждения причин, толкающих чиновников на преступление, император повысил жалование госслужащим. Но при этом было запрещено «всякое мздоимство, торговля, подряд и посулы».

В те времена в России была распространена медицинская практика людей, достаточно далеких даже от основ этого ремесла. Поэтому одним из законов запрещалось «осуществление фармацевтической и врачебной деятельности всем лицам, что не имеют на то прав».

Последний же факт является скорее шуткой, чем правдой. Так, до наших дней дошла следующая цитата царя: «Сбор податей - воровское дело. Жалования им не платить, а раз в год вешать одного, чтобы иным было не повадно».

Меры по благоустройству

Государь Петр Великий 1, после возвращения из путешествия по Западной Европе, серьезно решил, что называется, навести порядок в Российской империи. Кроме многих прочих вопросов были подняты и проблемы чистоты, пожарной безопасности и благоустройства.

Во-первых, был принят закон «О чистоте в Москве». Он наказывал всем жителям следить за мусором на мостовых и во дворах. «При выявлении оного, вывозить за город и закапывать в землю». Если замечали неубранные отходы со своего двора, налагали штрафы или


Второй указ касался исключительно судостроения и флота. Согласно ему, при ремонте судов и жизни на них, все отходы следует вывозить. Если хотя бы одна лопата мусора упадет в воду, предусматривалось наказание. За первую провинность оно было в размере месячного оклада, а за вторую - полугодового. За третью лопату мусора в реку, офицеров разжаловали в рядовых, а обычных матросов ссылали в Сибирь.

Также был принят указ о пожарной безопасности. В нем предписывалось домовладельцам переоборудовать все печи, установив в них каменный фундамент. Также предписывалось между стеной и печью сделать кирпичную кладку, а трубы провести такие, в которые «человек пролазит». Чистить подобную конструкцию необходимо было раз в месяц. За несоблюдение данной нормы накладывались штрафы.

Алкоголь

Соответствуя времени и разным слоям общества, тексты указов Петра 1 часто касаются порядка обращения с алкогольными напитками. Особенно данные положения касались армии и флота.

Если говорить о флоте, то здесь было несколько указов.

Во-первых, будучи за рубежом, запрещалось всем - от матроса до адмирала «вусмерть упиваться, дабы не позорить честь флота и государства».

Во-вторых, не должно было пускать в кабаки штурманов, так как они «отродье хамское, набираются и устраивают дебош».

Также был закон на флоте, который иногда применяется и сегодня. Так, если матрос, гуляя на берегу, напивался до потери сознания, но его находили лежащим головой по направлению к кораблю, то в этом случае его практически не наказывали: «не дошел, но стремился назад».

Также именно со времен Петра Великого в нашей стране повелось праздновать Первомай. Он был заимствован у народов Европы. Так, этот праздник отмечался как день весны у немцев и скандинавов. В Москве устраивались гуляния, накрывались столы для всех прохожих. Участием в праздничных мероприятиях не брезговал и сам император, призывая народ присоединиться.

Правила поведения на ассамблеях

Кроме нововведений в армии, летоисчислении и прочих областях жизни, император заботился и о подъеме общей культуры населения. Несмотря на то, что царь старался сделать все как лучше, сегодня подобные его постановления чаще вызывают лишь улыбку.

Итак, рассмотрим необычные указы Петра 1. Смешные сегодня, они были поистине революционными в восемнадцатом веке.

Среди прочих наибольшей популярностью пользуется распоряжение о правилах поведения при народе, в гостях и на ассамблеях. Во-первых, надлежало тщательно вымыться и побриться. Во-вторых, являться наполовину голодным и лучше трезвым. В-третьих, не стоять столбом, а участвовать в гулянии. Также рекомендовалось заранее узнать, где находятся туалеты в случае чего. В-четвертых, кушать разрешалось умеренно, зато пить - вволю. К слову, к пьяным на Руси отношение было особое. Тех, кто потерял сознания от большого количества алкоголя, надлежало бережно сложить отдельно, «дабы не упали случаем и не мешали танцам». В-пятых, давались рекомендации обхождения с дамами, «дабы не схлопотать по мордасам».

И последнее из важных наставлений. Известно, что без песни нет веселья, поэтому необходимо было пристроиться к общему хору, а «не реветь ослицей валаамской».

Перепись населения

Равно, как и указ о престолонаследии Петра 1, данное положение было просто необходимо для государства. Ввиду постоянного проведения военных кампаний страна постоянно нуждалась в финансах для обеспечения армии. Поэтому и был издан императором приказ о проведении подворной переписи населения.

Но эта мера не дала должного результата. Помещики не желали платить налоги «неизвестно куда», так как страна уже устала от постоянной войны. Поэтому Петру Алексеевичу пришлось проводить такую перепись несколько раз, так как с каждой новой количество дворов уменьшалось.

Предыдущие результаты переписи были датированы 1646 и 1678 годами. Данные же за 1710 год уменьшились на двадцать процентов. Поэтому после очередной попытки указом «взять сказки у всех, и чтобы правдивые принесли (срок дать год)», подворное налогообложение было заменено подушным.

Прочие забавные указы

Улыбку вызывают постановления царя об отношении к начальству. Например, указ Петра 1 о подчиненных. Согласно ему, «подчиненный перед лицом высокопоставленным должен иметь придурковатый и лихой вид, чтобы не казаться умнее».

Не менее интересным был указ Петра 1 о рыжих. В соответствии с ним, запрещалось брать на службу людей с дефектом (красный цвет волос тогда считался таковым). Данный приказ вызван отчасти поговоркой, что «Бог метит шельму».

Как мы упоминали ранее, Петр I в своих указах охватывал все слои общества. Так что часто доставалось не только мужчинам, но и дамам. Приведем один пример. Издревле на Руси бледность кожи считалась признаком «голубой крови». Поэтому знатные дамы чернили зубы для большего контраста. Кроме того, испорченные зубы показывали зажиточность. Много денег - много ест сахара. Поэтому император приказал дамам чистить зубы мелом и отбеливать их.

Таким образом, в этой статье мы с вами познакомились с указами одного из величайших правителей России. Император был не просто главой страны, он радел за улучшения в самых различных сферах общественной жизни.

Даже не смотря на то, что сегодня некоторые его указы вызывают улыбку, в то время они были революционными мерами.

7 декабря 1718 года вышел указ Петра I о подушной переписи населения. Перепись населения подразумевает под собой научно организованный сбор данных о численности и составе населения, обобщение, оценку, анализ и публикацию демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части. Дело, несомненно, важное. Поэтому мы хотели бы рассказать о пяти самых знаменитых указах Петра I, которые очень сильно повлияли на современное общество.

Указ о переписи населения

В XVII веке в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство — «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 годов, охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское, население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 году при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 годом, тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 года и приказал провести новую перепись в 1716-1717 годах. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 годом на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, соответственно были преобразованы и переписи. 7 декабря 1718 года Петр I издал указ о подушной переписи населения.

Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 году, а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие наказания, вплоть до смертной казни.

Указ о праздновании Нового года

305 лет назад, в 1699 году, Петр I издал именной указ «О праздновании Нового года». Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.

Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.

В соответствии с правительственным предписанием празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Загвоздка заключалась в том, что с 28 ноября начинался православный сорокадневный Рождественский пост, который длится до самого Рождества, то есть до 7 января. Православная церковь не стала его переносить в связи с новым указом светского царя.

Указ о ношении европейской одежды

Первый указ Петра I о ношении европейской одежды вышел еще в 1699 году, но бояре стали исполнять его только при царском дворе. Вышедший повторно 14 января 1700 года указ царь издал, уже желая его точного соблюдения, и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения.

Этим указом Петр I повелевал сменить издревле принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы — бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы. Их прежде сидевшие в светлицах жены и дочери также должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья соответствующие принятым в Европе. В людных местах по указу Петра I вывешивались наряженные в иноземные платья манекены. Это делалось, чтобы показать подданным, как они теперь должны одеваться. Петр I дал неимущим отсрочку на два года, чтобы те смогли справить себе новую одежду и с 1705 года появляться на людях только в иноземном платье.

Указ о бритии бород и усов

По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия Петр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию Бога, и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду.

А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей. И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе.

Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне — по 60 рублей, горожане — по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог, выдавался особый бородовый знак. Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города с них взималось по 1 копейке с бороды. Массовый выпуск медных бородовых знаков начался в России в 1705 году Московским монетным двором. На лицевой стороне помещались надпись «Деньги взяты» и изображение усов и бороды. С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Каждый уплативший пошлину на бороду получал бородовой знак. Бородовые знаки использовались и как монеты. Только духовенство сохранило за собой право носить бороду, и с них не взимался новый налог.

Похожие публикации