Тоннель между англией и францией. Ла-Манш (пролив) где находится? Пролив ла манш размеры

Пролив Ла-Манш или Английский канал находится между южным побережьем Англии и северным побережьем Франции. Через него Атлантический океан соединяется с Северным морем. Частью канала является пролив Па-де-Кале или Дуврский канал, как называют его англичане.

Географические данные

Общая длина рассматриваемого пролива равна 560 км. Максимальная ширина на западе составляет 240 км, минимальная ширина в восточной части равна 33,1 км. Что касается глубины, то максимальная достигает 174 метров, а средняя глубина равна 63 метрам. Общая площадь Английского канала соответствует 75 тыс. кв. км.

Западная граница пролива проходит между мысом Лендс-Энд (Край земли) в Англии и островком Иль Вирг, отстоящим от французского побережья Бретани на 1,5 км. На островке находится самый высокий в Европе каменный маяк. Восточная граница проходит между французским маяком Вальде, расположенным на 6 км восточнее города Кале, и северной оконечностью залива Святой Маргарет в Англии. Это рядом с портовым городом Дувр.

Пролив Па-де-Кале имеет длину 33,3 км со средней глубиной 30 метров. В ясный день, стоя на французском берегу, можно увидеть английский берег. Именно здесь находится самый популярный маршрут для пловцов, стремящихся перебраться вплавь с одного берега на другой.

Пролив Ла-Манш на карте

Название пролива

Название "Английский канал" широко используется с начала XVIII века. Его так обозначали на морских картах, только на голландский манер "Engelse Kanaal", с XVI века. Что же касается французского названия "Ла-Манш", то оно использовалось во Франции ещё в XVII веке. Испанцы испокон веков называют пролив "эль Канал де-ла-Манча", а португальцы говорят "канал да-Манча". Слова "манча" в переводе с испанского и португальского означает "пятно".

Города

Что касается населения, то пролив Ла-Манш более густо населён на английском берегу, чем на французском. Самым крупным является английский город Портсмут с населением 422 тыс. человек. Затем идёт Саутгемптон с населением 304 тыс. человек. Далее следуют Плимут с населением 259 тыс. человек, Брайтон с населением 156 тыс. человек, Торбей (130 тыс. человек) и другие города с меньшим населением.

На французском побережье самым большим является город Гавр. Его население составляет 248 тыс. жителей. Далее идёт Кале со 105 тыс. жителей, Булонь-сюр-Мер с 93 тыс. жителей и другие более мелкие города.

По грузоперевозкам Английский канал является самым оживлённым морским путём в мире. В сутки через него проходят 500 судов. При этом корабли, идущие в сторону Северного моря, двигаются вдоль французского побережья, а спешащие в Атлантику, придерживаются английских берегов. Такое разделение связано с целой серией столкновений, которые были характерны для начала 70-х годов прошлого столетия. Именно после этого и было создано двустороннее движение с зоной разделения посередине.

Под Ла-Маншем построен железнодорожный тоннель. Он двухпутный и имеет длину 51 км. При этом 39 км проходят непосредственно под проливом. Евротоннель был запущен в эксплуатацию 6 мая 1994 года. Пассажиры, едущие в поезде, находятся в тоннеле 30 минут. Он связывает английский портовый город Фолкстон и французский городок Кокуллес, находящийся рядом с Кале.

Данное инженерное сооружение состоит из 3-х тоннелей. Два из них имеют рельсовые пути, а между ними находится служебный тоннель. Через каждые 380 метров он соединяется проходами с рабочими тоннелями. Он создан для служебного персонала, а также выполняет аварийные функции. В случае поломки подвижного состава по нему можно эвакуировать пассажиров.

В тоннелях имеются развязки, что позволяет поездам осуществлять беспрепятственное движение. Оно, кстати, левостороннее, как и на всех железнодорожных магистралях Великобритании и Франции. С появлением железнодорожного тоннеля сократилось число паромных переправ в проливе Па-де-Кале.

Поезд выезжает из евротоннеля

Первые люди, переплывшие и перелетевшие Ла-Манш

Впервые пролив Ла-Манш перелетели на воздушном шаре 7 января 1785 года француз Жан Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. Полёт попытались повторить 15 июня 1785 года французы Пилатр де Розье и Пьер Ромен. Но их шар не полетел из Франции в Англию, так как поменялось направление ветра. Шар упал на землю в 5 км от точки отправления, а люди погибли.

Первым вплавь канал пересёк англичанин Мэтью Уэбб. Он начал заплыв 24 августа 1875 года от Адмиралтейской пристани в Дувре. Плыл брассом и планировал добраться до французского берега за 5 часов. Но сильное течение отнесло пловца в сторону. Поэтому Уэбб потратил 21 час 45 минут, чтобы доплыть до Кале. Его зигзагообразный маршрут составил 64 км в длину.

На самолёте через пролив впервые перелетел 25 июля 1909 года французский лётчик Луи Шарль Блерио. А двойной перелёт туда и обратно совершил английский лётчик Чарльз Стюарт Роллс 2 июня 1910 года. Первый перелёт с пассажирами датируется 23 августа 1910 года. Совершил этот рискованный поступок американский лётчик Джон Бевинс Моисант. Пассажирами на самолёте были механик и кошка по клички Фифи.

Первая женщина переплыла канал 23 августа 1926 года. Это была американская пловчиха Гертруда Кэролайн Эдерле. Королева волн - так её называли в США. Она пересекла Ла-Манш брассом, потратив на это 14 часов 39 минут. Перечисленные люди были первыми, поэтому их имена широко известны в мире.

Экология

С учётом оживлённого движения судов, пролив испытывает определённые экологические проблемы. Связаны они с разливом нефти и повреждением токсичных грузов. Более 30% инцидентов в мире, угрожающих загрязнению воды, происходят в Английском канале. Самый печально известный произошёл 18 января 2007 года, когда в водах пролива Ла-Манш потерпел аварию контейнеровоз Наполи.

На нём находилось 41773 тонны грузов. При этом 1684 тонны квалифицировались как опасные. В море упало 103 контейнера. Также образовалось большое нефтяное пятно, которое негативно сказалось на морских птицах. И подобные происшествия, правда, в меньших объёмах, случается в этих водах регулярно.

Во II в, до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус».
Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.
Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в . Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.
По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.
Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.
В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.
Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г.
Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.
Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул и они рассеялись»).
Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-маншские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.
Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.
25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.
Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракетно-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.
В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат.
В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.
После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г. Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.
Новый проект был запущен в 1973 г. Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.


Общая информация

Ла-Манш вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном

Важнейшие порты: Великобритания - Портсмут, Саутгемптон, Дувр; Франция - Гавр, Кале, Шербур, Дюнкерк, Дьепп, Булонь-сюр-Мер.
Крупнейшие острова: остров Уайт (Великобритания), (Джерси и Гернси), под юрисдикцией Великобритании, у берегов Франции.
Полуострова: Корнуолл (Великобритания), Котантен (Франция).
Реки, впадающие в пролив: Сена, Сомма, Орна, Вира (Франция); Экс, Дорт, Тамер, Фал (Великобритания).
Языки: английский, французский, диалекты населения берегов пролива (галло, мор бретаннек, хет канаал, эрмел-канал и др.).
Денежные единицы: фунт стерлингов, евро.

Цифры

Площадь: 75 000 км 2 .
Длина: 560 км.
Ширина: от 34 км (между городом Дувром, Великобритания, и городом Кале, Франция) до 240 км (между о. Мон-Сен-Мишель, Франция, и графством Девон, Великобритания).
Средняя глубина на самом широком участке: 120 м.
Средняя глубина на самом узком участке: 45 м.
Минимальная глубина на фарватере: 23,5 м.
Максимальная глубина на фарватере: 172 м (подводная низина Хердз Дип).
Средняя скорость течения: 12-13 км/ч около города Портленда. Великобритания, 15-18,5 км/ч у мыса Аг Франция.
Максимальная высота приливной волны: 15 м (город Сен-Мало, Франция).
Средняя соленость: свыше 35% ° .

Экономика

Судоходство.
Полезные ископаемые: строительный песок и гравий.
Рыболовство: тюрбо (палтус), камбала, скат, макрель, мерлан, морской угорь (конгер). Разведение устриц.
Сфера услуг: туризм, транспорт.

Климат и погода

Умеренный морской, значительное влияние Атлантического океана.
Средняя температура воздуха: зимой +4°С, летом + 18°С.
Средняя температура поверхностного слоя воды: январь: +6°С; июль: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 830 мм.
Среднегодовая облачность: 7 баллов.
Среднее число дней в году с туманами: на западе - 34, на востоке - 101. Штормы осенью и зимой.
Относительная влажность воздуха : 85-100%.

Достопримечательности

■ Евротоннель (Франция - Великобритания);
■ Меловые рифы «Семь сестер» (Великобритания);
■ Место высадки десанта союзников (Нормандия, Франция);
■ Остров Гернси (Нормандские острова, Великобритания): замок Корнет (1206-1256 гг.), башня Виктория (1848 г.), форты, маленькая часовня, мельницы;
■ Развалины «Атлантического вала» (Франция);
■ Полуостров Котантен: город Шербур, мыс Фламанвиль (Франция);
■ Маяки полуострова Бретань (Франция);
■ Скалы «Иглы» (о. Великобритания).

Любопытные факты

■ Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г. В период 194673 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.
■ Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.
■ Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.
■ На остров Сарк (Нормандские острова) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.
■ Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг.
■ На остров Олдерни (Нормандские острова) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным и праздничным дням.
■ Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.)

Ла-Манш является известным проливом, который еще называют Английским каналом. Этот канал разделяет Великобританию и побережье Франции. В переводе с французского название пролива дословно означает «рука».

Ла-Манш перетекает в пролив Па-де-Кале. Эти два пролива объединяют Атлантический океан и Северное море. Пролив имеет протяженность 578 километров. Его максимальная глубина 172 метра.

Из-за большого количества отмелей, в особенности на востоке, и частых туманов судоходство на Ла-Манше затруднено. Над проливом практически все время дует западный ветер, что является причиной постоянного восточного течения, скорость которого достигает в самых узких местах 3 километров в час.

Ла-Манш стал знаменитым из-за строительства огромного тоннеля.

Тоннель под Ла-Маншем является самым длинным в мире. Это просто поразительное сооружение инженерии. Его длинна больше 50 километров, 38 из которых проложили под водой по дну морскому. Тоннель под Ла-Маншем открыли в 1994 году в качестве современной транспортной системы, которая соединяла Британский остров с континентом.

В течении последних двухсот лет люди разрабатывали массу способов, чтобы преодолеть Ла-Манш. Впервые тоннель предложили построить в 1802 году, а Комитет по его созданию сформировали уже в 1892 году. Возникали даже предложения о строительстве моста над Ла-Маншем. В 1986 году от французского и британского правительства поступило предложение компаниям серьезно заняться разработкой чертежей тоннеля. Спустя год из 9 проектов был выбран лучший.

В действительности существуют три тоннеля: один служебный и два железнодорожных. Строительные работы начали на британском берегу в декабре 1987 года, а во Франции – три месяца спустя. Гигантские механизмы, оснащенные режущими вращающимися головками, затрачивали по целому месяцу, чтобы прокладывать каждый километр. В общей сложности прокладывание тоннеля заняло три года.

Тоннели прокладывали в среднем на 45 метров глубже морского дна. Когда две части служебного тоннеля разделяло сто метров, рабочие вручную прорыли небольшой тоннель, который их соединил. Две половинки встретились в 1990 году. Два железнодорожных тоннеля были достроены 22 мая и 28 июня 1991 года.

Еще, спустя семь месяцев, закончили прокладку всех трех тоннелей, и начали укладку рельсов. В этот период времени инженеры разрабатывали железнодорожные терминалы недалеко от Кале во Франции и Фолькстоуне, в Великобритании. Туннель был открыт королевой Елизаветой Второй и президентом Миттераном 6 мая 1994 года.

Специальные поезда, оснащенные платформами для автомобилей и пассажирскими вагонами ходят каждый час. Всего в течении дня по туннелю проходят 350 электропоездов, которые могут перевозить до 200 тысяч тонн груза. Естественно, контроль багажа очень сильный, если есть желание экспериментировать — положите в свою рюкзак ММГ и вы никуда не уедите. Спустя какое-то время вас отпустят, т.к. ММГ не является огнестрельным оружием. Автомобили пользуются поездами туннеля как движущимся шоссе. Они заезжают в вагон с одной стороны и через 35 минут выезжают с другой. Электровозы ездят со скоростью до 160 километров в час.

На все строительство тоннеля было затрачено 10 миллиардов фунтов – в два раза больше, чем изначально планировалось. Через один год после официального открытия, компанией «Евротоннель» было объявлено об убытке в 925 миллионов фунтов – одной из наибольших отрицательных сумм в корпоративной истории Великобритании. А в 1996 году в тоннеле из-за загоревшегося грузовика произошел пожар, который приостановил его работу на полгода.

Побережье пролива Ла-Манш (Английский канал)

Несмотря на тот факт, что проект тоннеля был безумно дорогостоящим, и по сей день еще не смогли окупиться все расходы, данное сооружение все равно является образцом современного мастерства инженерии, которое в равно высокой степени учитывает функциональность и безопасность.

»

Ла-Манш (фр. laManche- рукав), также Английский канал (англ.EnglishChannel) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.

Географическое положение

В месте с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Непобедимая армада, навстречу гибели.

Более четырех столетий тому назад в узком проливе Ла-Манш сошлись две флотилии. По сути, это было столкновением двух религиозных систем, противоборством двух монархов XVIвека - протестантской королевы Англии ЕлизаветыIи католического короля Испании ФилиппаII. В книге «Поражение Непобедимой армады» отмечается, что «и для испанцев, и для англичан сражение в Ла-Манше было священной войной против сил мрака и тьмы, борьбой не на жизнь, а на смерть» (TheDefeatoftheSpanishArmada).

Для англичан той эпохи испанская армада была «мощнейшим флотом, который когда-либо выходил в открытое море». Но экспедиция армады обернулась трагедией - особенно для тех многих тысяч, кто потерял свою жизнь.

Дарданеллы

Дарданеллы (устаревшее, древнегреческое название - Геллеспонт) - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы.

Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Длина пролива составляет 65 километров, ширина - от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров. На азиатском берегу Дарданелл расположен портовый город Чанаккале. Перешёл под влияние турок в 1352 г.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.

Дуврский пролив, он же Па-де-Кале

Па-де-Кале (фр. Pas de Calais, в англоязычных странах называется Дуврский пролив, англ. Strait of Dover) - пролив между Великобританией и материковой частью Европы, служит входом в пролив со стороны Северного моря. Длина - 37 километров, ширина - от 29 до 32 километров, глубина - от 21 до 64 метров. Главные порты: в Великобритании - Дувр, во Франции - Кале, Булонь и. Под Па-де-Кале проходит Евротоннель. Пролив образовался в антропогене при опускании и затоплении суши между материком и Британскими островами.

Режим Дуврского пролива

Дуврский пролив (Па-де-Кале) имеет исключительно важное значение для мореплавания. Ежедневно через него направляется огромный поток судов как в сторону Атлантического океана, так и к берегам многих европейских государств. По подсчетам, ежегодно через Дуврский пролив проходит 300 тысяч судов, причём в любой момент в проливе находится одновременно не менее 40 судов. Свыше 90 процентов судов пользуются проходом шириной около 5 миль между банкой Варн и английским берегом.

Скопление большого числа судов в узком проливе, движущихся в разных направлениях, является причиной частых столкновений и аварий в этом районе. По подсчетам одного из норвежских страхователей, почти половина всех столкновений в мире приходится на район, простирающийся от Английского канала (Ла-Манш) до реки Эльба.

В связи с создавшимся положением в этом районе по инициативе прибрежных государств был поставлен вопрос о более чёткой регламентации плавания судов с установлением рекомендованных курсов и разделением движения судов через Дуврский пролив на два потока.

В этих целях еще в 1961 году в Лондоне, а затем в Париже и Гамбурге была образована группа специалистов, которой поручалось подготовить предложения по улучшению плавания, навигационного ограждения и по созданию специальной службы информации о движении судов в Дуврском проливе. Все предложения переданы на рассмотрение и обсуждение на заседаниях Комитета по безопасности на море Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) с тем, чтобы подготовить единые правила плавания судов в Дуврском проливе и принять их в международном масштабе.

Евротоннель

Под Дуврским проливом и под Ла-Маншем проходит железнодорожный тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией, открыт 6 мая 1994 года. Как символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяжённого тоннеля в мире, в этом качестве его сменил Тоннель Сэйкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо). Тоннель имеет протяжённость около 51 километра, из них 39 - непосредственно на дне моря. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.

Автор - Оксана_Лютова . Это цитата этого сообщения

Ла-Манш. Между Англией и Францией

Пролив Ла-Манш - один из самых известных в мире морских судоходных маршрутов. Скалы отвесно опускаются в его воды на французском берегу, в Нормандии.

Ла-Маншем его называют французы и весь мир. Англичане - с патриотизмом островитян и упорством, достойным уважения. - величают этот пролив Английским каналом.


Глядя на историю, можно подумать, что сам пролив «играет» за Англию, потому что много раз спасал ее от континентальных захватчиков. Однако Ла-Манш одинаково суров ко всем: его воды стали могилой миллионов людей и судов. Впрочем, в конце XX в. его все же удалось приручить, прорыв тоннель - один из самых протяженных в мире.

ВОДНЫЙ БАРЬЕР

Ла-Манш - название французское. Англичане называют этот пролив Британским или (в прямом переводе) Английским каналом. Последнее имеет более старое происхождение:
древние римляне назвали водное пространство, отделявшее Британию от континента, «Маре Британикум», или «Британское море».


Во II в. до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус». Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.

Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в Балтийское море. Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.

По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.

Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.

В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.

Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г

Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.

Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул - и они рассеялись»»).

Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-ман-шские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.

Какое бы название пролив ни носил и кому бы ни принадлежал, он одинаково относится к морякам по обе стороны. Ураганный ветер, проливной дождь, гигантские волны, высокие приливы и густой туман - обычное явление в тих местах. До открытия Евротоннеля непогода создавала большие проблемы для паромов.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЛА-МАНША

XX в. показал, что значение пролива Ла-Манш как оборонительного рубежа нисколько не уменьшилось даже с развитием авиации и ракетостроения. Но с окончанием эпохи мировых войн Ла-Манш вновь стал связующим звеном между Англией и Европой.

Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.

25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.

Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракет-но-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.

В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат

В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.

После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.

Туннель в проливе Ла-Манш,"Чаннел"

Новый проект был запущен в 1973 г Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.

Туннель под Ла-Маншем фотографии

1. Тоннель под Ла-Маншем это самый длинный в мире подводный тоннель проходит под Ла-Маншем и соединяет Англию с Францией.

2. Длина тоннеля составляет 50 километров, 38 из них проложено под морским дном. Тоннель под проливом был открыт в 1994 г. как часть современной транспортной системы.

3. За последние 200 лет были предложено множество способов преодоления Ла-Манша. Проект тоннеля был предложен в 1802 году, и уже через 90 лет начались разработки проекта.

4. Преодолеть же пролив предлагал даже Наполеон III. Так королева Виктория в согласии с Наполеоном III в 1860 году одобрили новый французский план тоннеля, и начали строительство, правда, дальше, чем на 2 км тоннель не продвинулся.

5. Сейчас существуют три тоннеля: два железнодорожных и один служебный, расстояние между каждым 30 метров. На английском берегу работы начались в декабре 1987 года, а на французском чуть позже. Обе стороны тратили по месяцу на прокладку каждого километра. Прокладка тоннеля заняла три года.

6. Тоннели проложены на 45 метров ниже морского дна.

7. Благодаря тоннелю можно без труда посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут, учитывая, что в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

8. Диаметр тоннелей - 7,3 метра, длина каждого тоннеля - около 50 километров, из которых 38 проходят под толщиной воды.

9. Тоннель под Ламаншем это поистине грандиозный тоннель, так же его называют «Евротоннель».

10. Машины же перевозят поезда, машины просто въезжают в специальные вагоны, и выезжают на другом конце.

11. Тоннель открыли в 1994 году 6 мая, Елизавета II и президент Миттеран. Вот таким мы с вами увидели Тоннель под Ла-Маншем и его фотографии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г В период 1946-73 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.

Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.

Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.

На о. Сарк (Нормандские о-ва) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.

Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг

На о. Олдерни (Нормандские о-ва) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным
и праздничным дням.

Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.).

Похожие публикации