Цитатный план к поэме медный всадник. Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». План

В «Медном всаднике» уже два героя - Петр и бедный чиновниш Евгений. При всей их несоизмеримости в социально-историческош плане они равноправны в гуманистическом и эстетическом отношениях. С одной стороны, Петр дан в поэме как воплощение величия русской государственности, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Он «кумир», «державец полумира», но он же и «истукан», который «уздой железной Россию поднял на дыбы». Так оправдывается бунт Евгения, отстаивающего свое право на существование, на человеческое счастье. Еще Валерий Брюсов в статье, специально посвященной «Медному всаднику», очень точно отметил, что в сцене бунта Евгений вырастает, становясь вровень с самим Петром: «Важно то, что малый и ничтожный, тот, кто недавно сознавался смиренно, что «мог бы бог ему прибавить ума», чьи мечты не шли дальше скромного пожелания: «местечко выпрошу», внезапно почувствовал себя равным Медному всаднику, нашел в себе силы и смелость грозить «державцу полумира».

Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту. Торжественность тона, обилие славянизмов (чело, хладный, пламень) показывают, что «черная сила», которой обуян Евгений, заставляет относиться к нему иначе, чем раньше.

Это уже не «наш герой», который «живет в Коломне, где-то служит»; это соперник «грозного царя», о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре». На чьей же стороне сам поэт - Петра или Евгения? Ответить на этот возрос невозможно. И Петр, и Евгений - каждый по-своему прав и в то же время неправ.

«Медный всадник» - образец философской поэмы, ставящей важнейшие проблемы соотношения общего и частного в жизни людей, личности и государства. И даже то, что здесь больше вопросов, чем ответов, пробуждает читательскую мысль, заставляет вновь и вновь обращаться к проблематике пушкинской поэмы, спорить о ней. Споры эти не прекращаются и в наши дни.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Развернутый план медного всадника пушкин уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник». Поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его
    ПЛАН В чем заключается взгляд Пушкина на Петра I в "Медном всаднике"? Почему трагична судьба "маленького человека"? Какие новые мысли о "маленьком человеке" по сравнению с "Повестями Белкина" выражены в поэме? Личным, эгоистическим устремлениям поэт противопоставлял общегосударственное дело царя-преобразователя. В "Медном всаднике" социальные проблемы сплелись в единый идейно - тематический узел. В поэме звучит тема Петра, но есть также тема "маленького человека" ("петербургская повесть" о бедном чиновнике Евгении). Великое и малое, общегосударственное
    Поэма «Медный всадник» была написана А. С, Пушкиным в 1833 году, во вторую Болдинскую осень. Она связана с образом Петра Первого, как и предыдущие его произведения (поэма «Полтава» и роман «Арап Петра Великого»), но подход к этой те­ме в поэме был уже несколько иной: Пушкин, про­славляя Петра, величие его дел, вместе с. тем раскры­вает бессилие отдельного человека перед исторически­ми обстоятельствами. Антитеза в "Медном всаднике", отражающяя противоречия самой действительности, окружает её и
    "Петербургская повесть" - таков авторский подзаголовок поэмы Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник", написанной в октябре 1833 г. в Болдине. Это необычайно емкая и сложная по содержанию, совершенная по художественному мастерству поэма до сих пор из-за многоплановости историко-философской проблематику вызывает споры, рождает различные толкования и мнения среди ее исследователей. Не допускает однозначного прочтения лежащий в основе произведения конфликт между "могучим властелином судьбы" Петром Великим и "ничтожным героем", мелким чиновником Евгением. Волею
    «Медный всадник» открывается Вступлением, которое является своеобразной увертюрой поэмы. Но эта торжественная увертюра и в смысловом, и в стилистическом отношении звучит контрапунктом к основному тексту, к печальной «петербургской повести». Такой контрапункт, лишённый завершающего, синтезирующего, гармонизирующего аккорда, определяет всю структуру «Медного всадника» и проявляется на самых разных её уровнях. Вступление состоит из пяти отрывков, каждый из которых представляет относительно законченное целое. «На берегу пустынных волн // стоял Он дум великих полн //
    Прогулка первая В 1999 году появилась книга Петра Вайля «Гений места», начинающаяся такими словами: “Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древний genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой”. Таким гением места, душой Петербурга Н. Анциферов назвал знаменитый памятник Петру I, созданный Фальконе и с лёгкого пера А. С. Пушкина вошедший в историю мировой
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА "МЕДНЫЙ ВСАДНИК" НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе литературы 9 -го класса монографически изучается творчество А.С.Пушкина. Одна из основных задач - осмыслить культуру первой трети XIX века через знакомство с творческой биографией великого поэта. Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А.С.Пушкина (изучаются основные этапы творчества с подробной характеристикой русской общественной мысли того периода, биография поэта).

Опыт показывает, что даже значительное количество часов отведённых на изучение темы " Творческая биография А.С. Пушкина", не достаточно для подробного изучения важных проблем пушкинистики.

Интерес преподавателя к этому "золотому" периоду отечественной литературы определил своеобразие методики при подготовке и проведении занятий.

Преподаватель ориентируется на связь с программой 8-го класса, в основе которой - изучение художественных особенностей произведений различных жанров. В этой связи творчество Пушкина - великий образец жанровой эволюции (лирическое произведение - романтическая поэма - драма - повесть - роман).

Ставя перед лицеистами нравственные, философские проблемы, мы стремимся совершенствовать навыки анализа художественного текста, используя различные приемы. Большое внимание уделяется изучению истории создания произведения, оценке его современниками, места произведения в системе философских взглядов Пушкина.

Важным является культурологический подход к изучению творчества поэта, который опирается на работы Ю.М. Лотмана по первой трети 19-го века.

Безусловно, осуществляется межпредметная связь: литература - история, а также литература - русский язык.

Цель изучения темы: пробудить поддержать интерес лицеистов к творчеству русского гения, ставшего символом культуры первой половины 19-го века, познакомить с важнейшим художественным методом литературы - романтизмом, а также проследить и отказ от него в русской литературе.

Экспериментаторство поэта в стихе, переработка жанровой традиции создают почву для интереснейших филологических наблюдений. Оригинален не только Пушкин-поэт (писатель, драматург), но и Пушкин - историк, мыслитель. Особенно интересен его взгляд на переломные, смутные периоды русской истории, оценка данной им Борису Годунову, Петру Великому, Емельяну Пугачеву и Екатерине II.

Предлагается образец изучения данной темы.

Система уроков.

На изучение произведения "Медный всадник" отводится 3 учебных часа, но они важны для понимания творчества "позднего" Пушкина.

1. Предварительно учащимся задается домашнее задание к первому уроку:

прочитать повесть "Медный всадник" и обозначить основных героев. Кроме того, предлагается подготовить небольшие индивидуальные сообщения по темам: " Петр - герой произведений А.С. Пушкина", "Отношение Пушкина к деятельности Петра I".

Урок 1.

Тезисы лекционной части.

Произведение подводит итог петровской темы в творчестве Пушкина.

"Медный всадник" - произведение позднего реалистического периода творчества, для которого характерны, с одной стороны, постановка глубоких философских вопросов, с другой, - показ возможности неоднозначных ответов на них. Пушкинский текст - не ответ, а поиск ответов (можно привести множество примеров неоднозначного прочтения финалов произведений а русской литературе).

Пушкин создает систему художественных образов, помогающих разрешить проблематику произведения.

Вопрос классу - Какие образы Пушкина, связанные со стихией, вы могли бы вспомнить?

Варианты ответов: Образ метели ("Метель", "Капитанская дочка"), образ пожара ("Дубровский"), образ эпидемии ("Пир во время чумы"), образ наводнения ("Медный всадник").

Следующий вопрос - В каких произведениях Пушкина есть образы, связанные с камнями, статуями?

Ребята называют "Каменного гостя", "Пиковую даму", "Медного всадника".

Увлечение автора именно такими образами носит неслучайный характер. Образы стихии связаны с понятием силы природного начала, неукротимости неуправляемости, иррациональности (понятия, свойственные романтизму). Тема статуи - с волей, разумом, рациональности.

Обе силы таят для человека угрозу: гибель от разбушевавшейся стихии или смерть по воле "человека-титана". Эти темы интересны в связи с "Медным всадником".

Цель данных рассуждений - наметить конфликт произведения, настроить читателя на точное определение образов.

В этой части урока можно продемонстрировать иллюстративный материал. (Скульптура Петра I в г. Санкт-Петербург, гравюры о наводнении 1824 года).

3. Заслушивается домашнее сообщение.

Основные тезисы по проблеме "Петр-герой литературный произведений А.С.Пушкина."

Петровская эпоха - часть исторической темы в творчестве Пушкина. ("Станции", "Полтава", "История Петра", "Медный всадник").

В поэме "Полтава" Петр показан героем-полководцем. Его сила в слиянии со всей нацией. Он- национальный герой.

В "Истории Петра" он изображен человеком просвященным, не боящемся народной свободы.

Основные тезисы по проблеме: "Отношение Пушкина к деятельности Петра I".

Пушкин высоко ценил Петра, царя -преобразователя, во время правления которого произошел переход к России новой.

Постигая историю Пушкин осознавал и другую сторону деятельности Петра великого: все дрожало от самовластия Петра, вокруг него было всеобщее рабство.

"Мы понимаем смущенную душою, что не произвол, а разумная воля олицетворена в том Медном Всаднике, который в неколебимой вышине... как бы любуется городом". "Да, это поэма - апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России." (В.Белинский "Сочинения Александра Пушкина". Статья 11и последняя).

4.Продолжение урока посвящено одической традиции описания Петербурга строится по принципу исследовательской работы и проблемного изложения.

Возможные вопросы:


  1. Почему герой в начале произведения безымянен? ("Стоял он...")

  2. Какие исторические факты отразил Пушкин во вступлении к "Медному всаднику"?

  3. Чем интересен переход в другое художественное время: "Прошло сто лет..."?

  4. Какой фрагмент вступления можно назвать одой? Почему? Попробуйте рассказать об этой части текста как об оде.

  5. Какие приметы реального Петербурга упомянуты во вступлении? Какие краски преобладают в описании города? Характерно ли это для жанра оды?

  6. Как связана последняя строфа вступления с его общим настроением? Можно ли сказать, что это часть оды? Если нет, то какой жанр может напомнить?

  7. В чем смысл обращения Пушкина к традиции оды во вступлении к "Медному всаднику"?

В итоге беседы следует обозначить следующие выводы.

Как известно, основное назначение одического жанра - воспевание, прославление. Во вступлении к "Медному всаднику" два героя: "он" (Пётр) и его "град". Сила Петра покоряет природу, заковывает её в гранит: не случаен контраст в описаниях между 1-2 и 3-4 строфами. А 4-5 строфы вступления можно назвать состоявшейся одой: откровенное признание в любви к городу, восхваление Петра, указания на ярчайшие реалии города, обращение к историческим деталям, обилие эпитетов и других образных средств, преобладание высокой лексики.

Всё вступление, казалось бы, обещает, что произведение будет прославлять город и его создателя. Но неожиданно настроение меняется в конце вступления. Это скорее элегическая интонация: впереди речь о грустном...

Подобные выводы с помощью преподавателя ребята могут сделать, поскольку тема "Ода. Эволюция жанра." рассматривалась в курсе литературы 8 класса.

5. Альтернативное завершение урока при обращении вместо темы оды к проблеме "Образ Петербурга во вступлении к "Медному всаднику"".

План беседы по проблеме:


  • Вспомните из истории, в чём была основная идея строительства нового города?

  • Насколько соответствует Пётр I, описанный во вступлении, вашему представлению о нём?

  • Можно ли по вступлению сказать, как относился Пушкин к преобразовательной деятельности Петра?

  • Прочитайте статью Ю.М.Лотмана о семиотике Петербурга. К какому типу столиц относится Петербург?

  • Как вы понимаете строки:
И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Каким образом в сознании русского человека эти столицы противопосталены?


  • Каким вы представляете автора поэмы? В какой момент повествования его настроение резко меняется? Чем это вызвано?

  • Можно ли угадать из вступления, кому будет посвящена «петербургская повесть»? Почему?
В итоге обсуждения вопросов формируются следующие положения.

Существует несколько типов городов-столиц. Первый – город «как храм, расположенный в центре, он является идеализированной моделью вселенной» «Иерусалим, Рим, Москва в разных текстах выступают именно как центры некоторых миров». Второй тип города «расположен на краю культурного пространства: на берегу моря, в устье реки. Здесь актуализируется оппозиция «естественное – искусственное». Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что даёт двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращённости естественного порядка, с другой». В идее такого города заложена борьба стихии и культуры, в петербургской теме это реализуется как антитеза воды и камня. Это находит своё отражение во вступлении к «Медному всаднику».
6. Предлагается вариант домашних заданий к следующему уроку.

а) Повторить жанровые определения «повесть», «поэма».

б) Устно охарактеризовать главных героев: Петра I и Евгения. Кто виновен в трагической судьбе Евгения?

Урок 2

Философско-историческая проблема соотношения человека и истории и её решение в двух жанровых началах: повести и поэме.
Часть первая знакомит нас с героем: «Евгений молодой». Почему «Евгений»? Ответ даёт сам

… звучит приятно…

Но нынче светом и молвой оно забыто

Намечено противопоставление двух героев: славе Петра – неизвестность Евгения, всаднику – пеший, статуе – живой человек. Как и Онегин, Евгений из «Медного всадника» – герой своей эпохи. Его жизнь уходит в далёкое прошлое России. Он приобщён к истории русского дворянства, хотя

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющий родне,

Ни о забытой старине

Евгений – человек Петербурга, мелкий чиновник, но не обезличенный до схемы. Это живой, наделённый мечтой человек, влюблённый.

Вопрос к классу – Сравните мечты героев: Петра и Евгения?

Желания Евгения не кажутся читателю мелкими в сравнении с планами Петра, ведь герой пытается выстроить свою судьбу, как русский царь – новую столицу.

Вопрос к классу – Вспомним изученные повести. О чём они?

«Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя – о судьбах отдельных людей, о человеческих чувствах. Евгений изображён в произведении как частный человек, намечена линия его личной жизни (история трагической любви к Параше). Возлюбленная нашего героя играет в повести роль жертвы, принимающей на себя незаслуженные муки.

Вопрос к классу – Назовите основные этапы жизни Евгения по тексту.


  1. Мирная жизнь: служба, мечты.

  2. Наводнение, осознание трагедии.

  3. Встреча с Медным Всадником.

  4. Скитания.

  5. Смерть.
Если в начале поэмы Пушкин описывает жизнь обыкновенного человека с незатейливыми мечтами, то после состоявшейся трагедии он старается возвысить своего героя (угрожает всаднику, бунтует), чтобы поддержать шаткую позицию маленького человека в большом городе. В конце произведения Евгений не только одинок, но и отвергнут. Его называют «безумцем бедным», у него смятение в лице и смущенье в глазах. Таким образом, автор наделяет его чертами романтического героя, тем самым возвышая трагедию его несостоявшейся судьбы.

Важна в «Медном всаднике» традиция исторической поэмы. Главное лицо здесь Пётр. Во вступлении перед нами человек, совершающий исторический поступок (подчинение судеб других людей, строительство города. Пётр неоднозначен как герой поэмы. Он русский царь, волевой человек и всадник, статуя. Читатель становится свидетелем метаморфозы: бронзовый всадник стал медным.

Вопрос к классу – Найти описания Петра в поэме и определить авторское отношение к герою?

Пушкин понимает великую роль Петра. Но он винит его гений за равнодушие к простым людям. Всадник сильнее Евгения, но всё равно это произведение не о Петре, а о Евгении. Не случайно «Медный всадник» имеет подзаголовок «петербургская повесть», а не «исторический роман», «историческая поэма» или «ода».

Ужасен он в окрестной мгле.

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Ребята знакомятся с разными точками зрения исследователей на образ Петра. Для обсуждения предлагаются следующие цитаты:


  1. «Всадник, несомненно, символ Империи… Русская жизнь и русская государственность – это непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом и заключается для Пушкина смысл империи… Конечно, Всадник Империи имеет в себе нечто демоническое, бесчеловечное. Называя его «кумиром», поэт подчёркивает языческую природу государства. Империя, для Пушкина, с эстетической точки зрения, это прежде всего лад и строй, окрылённая тяжесть, одухотворённая мощь…» (Георгий Федотов)

  2. «Образ «Медного всадника», неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва (порыва, направленного в свою очередь на то, чтобы над самой бездной «Россию вздёрнуть на дыбы»), и образ бушующей Невы, заключённой в «береговой гранит», и вся тема поэмы – сверхчеловечески-суровая воля «чудотворного строителя» и столкновение этой воли и с непобедимым буйством «божией стихии», и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью… - всё вместе есть смысл поэмы «Медный всадник»» (Семён Франк)

  3. «Прежде всего для Пушкина беспощадная воля Петра – явление народное, русское. Видение Медного Всадника, «чудотворца-исполина» так и преследовало воображение Пушкина. В Петре он нашёл наиболее полное историческое воплощение того героизма, дохристьянского могущества русских богатырей, которое поэт носил в своём сердце… Без Пушкина Пётр не мог быть понят как высшее героическое явление русского духа. Пушкин не закрывает глаза на недостатки и несовершенства своего героя. «Пётр был нетерпелив, - говорит он,- став главою новых идей, он, может быть, дал слишком крутой оборот огромным колёсам государства». Но, с другой стороны, безграничная сила, которая так легко, как бы играя, переступает пределы возможного, исторического, народного, даже человеческого, не кажется Пушкину одним из несовершенств героя». (Дмитрий Мережковский)
Вопрос к классу – Найдите в каждой из предложенных точек зрения краткую характеристику личности Петра. О каких чертах личности Петра заставляют задуматься предложенные мнения? Попробуйте охарактеризовать Петра как человека, наделённого творческим порывом. Увидели ли вы в Медном всаднике русское богатырское начало? Какая из предложенных точек зрения, на ваш взгляд, точнее отражает смысл произведения?

Урок 3

Жанровые традиции в «Медном всаднике».

Тема «маленького человека» в «петербургской повести».
Вопросы для обсуждения:


  • Какая жанровая традиция преобладает в «Медном всаднике»? Подтвердите текстом.

  • О чём свидетельствует сложный жанровый синтез? Можно ли говорить об однозначном авторском отношении к герою?

  • Если бы вам пришлось дать одно жанровое определение «Медному всаднику», на каком бы вы остановились и почему?
«Поздний» Пушкин интересовался судьбами известных исторических деятелей. В «Медном всаднике» заметен интерес и к личности простого человека.

Вопрос к классу – каких литературных героев напоминает Евгений? Чем?

Ученики называют Акакия Акакиевича Башмачкина, героя гоголевской «Шинели», изученной в 8 классе.

Героев роднит приобщённость к Петербургу, похожее социальное положение, присутствие мечты, злое событие в судьбе. В конечном итоге оба героя становятся жертвами большого города. На уроке анализируются в сопоставительном плане два эпизода: встреча Евгения с Медным всадником и визит Башмачкина к значительному лицу. Делается наблюдение, что пушкинский герой смелее гоголевского, возможно, из-за своего безумия.

Приводится характеристика образа Евгения.


  1. Необходимость появления в «Медном всаднике» героя-антипода Петру.

  2. Антитеза камень-жизнь в тексте поэмы.

  3. Частная жизнь Евгения на страницах повести.

  4. Основное событие повести как поворот в судьбе Евгения.

  5. Встреча с Медным всадником, протест в душе героя. Реальное и фантастическое в моменте их «общения».

  6. Изменения в Евгении после встречи со статуей. Что означает мотив преследования? Как можно объяснить этот эпизод с исторической точки зрения?

  7. Неизбежность конфликта между сильным правителем и рядовым человеком.

  8. Жизнь после наводнения. Почему Евгений становится отшельником? Бунтуют ли другие жители Петербурга?

  9. Последние дни Евгения, смерть. Заслуживает ли герой такого финала? Почему автор выбрал такой вариант развития образа? Как это связано с исторической концепцией «власть – человек» у Пушкина?

  10. Кто виноват в смерти Евгения? Как его судьба помогает нам определить пушкинское отношение к деятельности Петра, к Петербургу?
В «Медном всаднике» два главных героя: гений истории – Пётр и маленький человек – Евгений, эту историю воплощающий.

В первой части произведения Евгений поставлен лицом к лицу со стихией, и он беспомощен в этой схватке. Во второй части он соприкасается с силой гения – строителя государства, наш герой смотрит на Медного всадника снизу, лишь на миг он пытается стать равным ему, но рождается мания преследования, так как Евгений испуган. Он осознаёт, что власть сильнее любого порыва души человеческой. Евгений гибнет, а город остаётся. Имя маленького человека стирается с лица русской истории, а имя Петра навеки вписано туда.

Пушкинское понимание истории отходит от романтической концепции, распространённой в то время. По мнению поэта, историю творят не только гении, хотя, конечно, их роль велика, но и те, кто воплощает, реализует великие проекты – обыкновенные, малозаметные люди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Лотман Ю.М. Пушкин.// История всемирной литературы. – Т. 6 – М., 1989.

  2. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города.// Избранные статьи. – Т.2 – Таллин, 1992.

  3. Мережковский Д. Пушкин.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  4. Пушкинская энциклопедия. – М., 1999.

  5. Федотов Г. Певец империи и свободы.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  6. Франк С. О задачах познания Пушкина.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Она соединяет в себе две темы: личности и народа и тему «маленького человека».
В поэме есть подзаголовок – «Петербургская повесть». Он указывает на эти же две темы: историческую и величественную, а также – тему простого человека.
Далее следует предисловие: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом».
Во вступлении к поэме создается величественный образ Петра I, который прославил свое имя многими славным деяниями. «Из тьмы лесов» и «топи блат» он создает прекрасный город. Петербург явился олицетворением могущества и славы России. «На зло надменному соседу» Петр I укрепил русское государство на берегах Балтийского моря и т.д. Даже через сто лет Петербург прекрасен и величественен. Он, по мнению поэта, лучший город на земле. Вступление заканчивается гимном Петру и Петербургу:
Красуйся, град Петров, и стой
Непобедимо, как Россия.
Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают.
Одним из таких людей является и Евгений – герой произведения. О нем рассказывается в первой части поэмы. Это «человек обыкновенный». Он потомок славного и древнего рода, но теперь заурядный российский обыватель. Евгений – обычный мелкий служащий. Он получает крохотное жалованье, мечтает дослужиться до «местечка». Кроме того, у героя есть и личные планы: обрести тихое семейное счастье с такой же бедной, как и сам герой, девушкой Парашей. Она живет вместе с матерью в «ветхом домике» на окраине Петербурга. Но начинается страшное наводнение, которое уничтожает все на своем пути. Оно разрушает дома, лишает людей крова, тепла и даже жизни:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Евгений беспокоится за свою Парашу. Их ветхий домик волны Невы должны смыть в первую очередь. В конце первой части герою кажется, что он видит это бедствие. И над всем, спокойно и величественно, возвышается памятник Петру.
Вторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной Россию поднял на дыбы», «ужасен он».
Воспоминания о трагедии на затопленной «Петровской площади» превращают Евгения, исполненного ненависти и возмущения, в бунтаря:
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! -
Шепнул он, злобно задрожав, -
Ужо тебе!..»
Но бунт Евгения лишь вспышка, совершенно бессмысленная. Борьба с Медным всадником безумна и безнадежна: до утра он преследует несчастного Евгения по улицам и площадям Петербурга.
В итоге Евгений умирает рядом с разрушенным домиком Параши:
У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.

Сюжет и композиция поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина (2 вариант)

Была ужасная пора.

Об ней свежо воспоминанье.

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ...

Этими словами заканчивается знаменитое вступление к «Медному всаднику». К сюжету «петербургской повестью», как обозначил жанр произведения сам Пушкин, вступление невозможно отнести. Это не экспозиция, а мощная прелюдия, резко контрастирующая системой образов, интонацией, настроением с повествованием об «ужасной поре». Однако вступление чрезвычайно важно для понимания композиции и всего смысла поэмы Пушкина.

Что же касается сюжета, то он вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний же быт Евгения скромен и непритязателен: он «живет в Коломне, где-то служит», любит Парашу и мечтает о женитьбе на любимой девушке. Он остро чувствует и переживает свою бедность, «дичится знатных» и мучительно размышляет о своей не слишком счастливой судьбе.

О чем же думал он?

О том, Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь,

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег, что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленинцы,

Которым жизнь куда легка!

Он также думал, что река

Все прибывала, что едва ли

С Невы мостов еще не сняли

И что с Парашей будет он

Дня на два, на три разлучен.

А между тем река не просто прибывала: «Нева металась, как больной в своей постели беспокойной и Евгений вместе со всем городом ждал нового дня. И вот она, завязка печального сюжета: «Ужасный день!» Сокрушительной силы наводнение затопило город, вода заливала подвалы и нижние этажи домов, подступила к Зимнему дворцу. Стремительное, драматическое действие первой части поэмы это нарастание ужаса человека перед разбушевавшейся стихией. Люди спасаются, кто как может, и бедный Евгений оказывается сидящим верхом на льве у здания Сената, прямо за спиной памятника Петру. Прикованный к мрамору, околдованный подступающей водой, он не может сдвинуться с места.

И обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Так в самой первой части впервые сведены вместе эти герои: бронзовый Петр (пока еще не Медный всадник) и бедный Евгений.

Действие второй части происходит сразу после окончания наводнения. Евгений нанимает лодочника и спешит к Параше, но находит только следы разрушения на месте домика своей невесты. Не выдержав потрясений, Евгений сходит с ума, не возвращается в свой бедный угол, бесцельно бродит по городу спит где-то на пристани: «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то ни её, ни житель света, ни призрак мертвый...»

Кульминацией поэмы становится вторая встреча Евгения с памятником. Он вдруг узнает то место, где спасался во время наводнения, «и львов, и площадь, и того, кто неподвижно возвышался во мраке медною главой, того, чьей волей роковой под морем город основался». Слова, обращенные Евгением к кумиру, едва слышны. «добро, строитель чудотворный! - шепнул он, злобно задрожав. - Ужо тебе!» И дальше, как страшное продолжение безумного бреда героя, начинается фантастическая погоня: «И во всю ночь безумец бедный, куда стоны ни обращал, за ним повсюду всадник медный с тяжелым топотом скакал». Но минуты безумия (а может быть, просветления?) проходят, Евгений больше не смеет даже глаз поднять, проходя мимо памятника, и тихо умирает. Печальная и вполне традиционная развязка.

Кто же оказывается главными фигурами в сюжете поэмы? Не Евгений и Параша, как мог предположить читатель в самом начале повести, а Евгений и Медный всадник, фантастический персонаж, который становится частью горячечного бреда героя, а одновременно - символом жестокой мощи государства, безжалостного к человеку. Но сюжет - это система событий в про изведении, а в «Медном всаднике» над сюжетом, над событиями, над стихией властвует великая философская мысль Пушкина, которая может быть хоть в малой степени понята лишь при анализе уникальной композиции поэмы. Тут-то самое время вернуться к знаменитому вступлению в поэму, которое, не являясь элементом сюжета, является незаменимой частью совершенно го архитектурного строения, каким, бесспорно, стал «Медный всадник». Прежде всего, важно обратить внимание на обширность вступления сравнительно с остальным объемом произведения. Пушкин, превыше всего ставивший «чувство соразмерности и сообразности», конечно, понимал, что объем вступления несоразмерно велик, но, с другой стороны, он хотел ясно донести до читателя, что вступление выполняет не служебную функцию, а несет огромную содержательную нагрузку.

С первых же строк вступления в поэму входит образ Петра Великого, реформатора России, полного «великих дум», которые гением Пушкина отчеканены в литые формулы истории:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в тости будут к нам,

И запируем на просторе!

«Прошло сто лет», и прекрасная мечта Петра осуществилась: город, поистине европейский, вырос «на берегу пустынных волн», стал столицей Российской империи. Поэтическая кар тина «юного града», вознесшегося «пышно, горделиво», - это лучший гимн Петербургу во всей русской литературе. Мелодия вступления к «Медному всаднику» плавно охватывает и дивные городские пейзажи («Невы державное теченье, береговой ее гранит... оград узор чугунный», прозрачность белых ночей), и радость населяющих город людей («девичьи лица ярче роз, и блеск, и шум, и говор балов, а в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой»), и военную мощь молодой столицы перед которой «померкла старая Москва». «Люблю тебя, Петра творенье!» восклицает Пушкин, чтобы в конце вступления резко переломить эту ликующую интонацию словами: «Была ужасная пора...»

Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы. Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке «Два лика». Через всю поэм через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» - и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, - и безумец, поднявший руку на «строи теля чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» - и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образ новостроя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина - мысль о человеке, его само ценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, «Пушкин с Петром против Медного всадника и с Ев гением против Медного всадника». Для усиления этой мысли поэту необходимо было гениальное вступление в поэму.

Нет ничего удивительного в том, что при жизни Пушкина «Медный всадник» не был опубликован. В тихом бунте безумного Евгения власть безошибочно угадала угрозу своему тупому, медному бездушию. Ясному пониманию этой угрозы не мог помешать даже блистательный гимн Петербургу.

Сюжет и композиция поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина (3 вариант)

Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А. С. Пушкину, написана в стихотворной форме.
В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
…Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено…
Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь ворота,
Снесло их, видно. Где же дом?
Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Так завершается поэма А. С. Пушкина Медный Всадник.

Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

I . Причины обращения к теме человека и власти, поднятой в поэме:

1.1. – интерес Пушкина к личности Петра, диалектическое отношение к ней (великий, но жестокий преобразователь);

1.2. – диалектическое отношение к самодержавию: осознавал необходимость самодержавия и неизбежность бунта при самодержавии;

1.3. – личные сложные отношения с властью;

1.4. – обращение к недавнему трагическому прошлому – Петербургское наводнение 7 ноября 1824 г. (читал об этом в справочных книгах Берха).

II . Главные герои поэмы – маленький человек Евгений, великая личность Пётр I и наводнение – природная стихия.

1. - образ Петербурга во вступлении к поэме – гимн державной мощи России. Историческое значение деятельности Петра I , победа исторической воли над природной стихией, пафос. Контрастный финал вступления: «была ужасная пора, о ней свежо воспоминанье».

2. - образ Невы , наводнения в поэме: как одушевлённое существо, как как зверь, как гневный человек, вор и разбойник, враг. Эти образы символизируют и силу судьбы, и «мятежные стихии», народные волнения, с которыми власти не совладать.

3. Образ Евгения:

3.1 – социальное положение героя – мелкий служащий аристократического происхождения («чиновник небогатый»), символ обездоленного народа. Впервые в поэме такой герой;

3.2 – мечты Евгения о будущем – узость жизненных целей, искренность чувств;

3.3 – его отношение к потопу – сходство с памятником Петра I – всадник на льве, окаменевший от мрачных предчувствий;

3.4 – безумие Евгения как реакция на постигшее его горе и как безумие героического мятежа одиночки против необъятной силы (Радищев, Чаадаев…);

3.5 – героический порыв безумца Евгения в виде неопределённой угрозы (Ужо тебе!) и необыкновенная погоня как преследование за правду;

3.6 – смысл развязки конфликта: смерть героя у порога дома возлюбленной: любовь – сила, противостоящая «божьему гневу» и «воле роковой».

4. Образ Петра:

4.1 – великий исторический деятель-преобразователь - и воплощение самодержавия;

4.2 – человек с каменным сердцем, не думающий о последствиях своих планов;

4.3 – «каменный истукан», бесчувственный и чёрствый преследователь.

III . Особенности поэмы:

1. Историзм поэмы – в соотнесённости прошлого с современностью;

2. Неразрешимость центрального конфликта – противостояния «верхов» и «низов», судьбы и личности;

3. «Пламень» любви и «огонь» политико-патриотической деятельности определяет судьбу личности и общества.

«Мцыри» как романтическая поэма

1. Определение романтизма – «исключительный герой в исключительных обстоятельствах».

2. Особенности романтизма в поэме «Мцыри».

2.1. Протестующее начало поэмы, пафос отрицания.

2.2. Контраст общественной и «естественной» жизни, конфликт общественного и «естественного» сознания.

3.2. Романтический герой поэмы – Мцыри – уже не байронический герой, а «естественный человек», которому навязаны угнетающие его внутреннее чувство общественные отношения. Мцыри окружают не враги, а защитники и покровители, он не воюет с ними, но не приемлет их. Мцыри живёт, повинуясь естественным побуждениям: любовь к свободе, родине, родным, природе и активной деятельности. Монастырь враждебен «закону сердца», и Мцыри бежит.

4.2. Экзотическая кавказская южная природа, её яркость и пышность. Природа как стихия, как часть внутреннего мира Мцыри.

5.2. Характер Мцыри изображён не только в его поступках, описании обстановки, но и в лирических монологах героя, которые представляют собой захватывающий речевой поток, внешне похожий на импровизацию, где лирическая энергия целого поглощает неточности речи. В. Г. Белинский сравнивал читательское ощущение от таких стихов с «опьянением».

3. Внутреннее родство Мцыри и Демона: бунтарство, сила духа, пафос отрицания и протеста, одиночество – признаки романтизма.

Особенности поэмы «Песня о купце Калашникове»

1. Специфика жанра поэмы – историческая песня (тема, характеристика образов, стихотворная форма (речитативный стих, запев, зачины, повторы, параллелизм, постоянные эпитеты, завершающая «слава»). Песня создаётся гуслярами – современниками событий. Речитативный стих – вид русского народного стиха, в котором промежутки между сильными местами колеблются от 1 до 3 слогов. Преобладают дактилические окончания.

2. Сущность конфликта вневременная и связана с народными представлениями о добре. Романтический конфликт сильной личности с судьбой в поэме претворяется в столкновение добра и зла. В Купце Калашникове сосредоточена христианская и народная правда, воплощена идея продолжения честного рода.

3. Герои поэмы:

Царь Иван Васильевич (выполняет в споре роль судьи; во власти сил зла: расправился с победителем, которого было обещано наградить);

Кирибеевич: образ романтического злодея: обманул царя, сосредоточен на «думе чёрной», «скуке», преступник;

Купец Калашников: противопоставлен «верному слуге» царя: его день проходит в трудах, дома ждёт молодая хозяйка, его помыслы обращены к защите «правды-матушки», воплощение доброго начала в поэме;

Алёна Дмитриевна: в её речи воспроизводится стилистика народной лирической песни семейно-бытового содержания; её жизненные представления находятся в русле понятий о «честной» семье, она заботится о детях, о муже и в любви Кирибеевича видит поругание, называет его разбойником. Больше всего боится потерять доверие и любовь мужа. Защита её честного имени – повод для боя, являющегося кульминацией сюжетного действия;

Народ: истинный адресат песни, его особенная роль подчеркнута обращением к фольклорному жанру.

4. Смысл развязки: воздаётся «каждому правдой и честью», дань народной памяти защитнику чести.

Похожие публикации