План первой части медный всадник. Презентация к уроку "поэма "медный всадник"

Описание слайда:

Вопросы и задания к Вступлению к поэме «Медный Всадник» Каково основное настроение Вступления? Можно ли сказать, что оно одно? Подтвердите свои мысли текстом. На какие композиционные части можно разделить Вступление? В чём видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в первой части Вступления противопоставлены прошлое и настоящее? Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова “люблю”? Что и почему любит поэт? Найдите во Вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте? Как в третьей части Вступления (“Красуйся, град Петров…”) закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает “финские волны”? Какую характеристику стихии он даёт? Почему в последних строках Вступления происходит контрастный слом настроения?

Наталья Беляева

Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА (1951) - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики Тверского областного института усовершенствования учителей, заслуженный учитель России.

Новое в школьном Стандарте: «Медный Всадник»

На текстуальное изучение поэмы «Медный Всадник» можно отвести три урока. Первый посвятим истории создания поэмы и анализу Вступления, во втором остановимся на теме маленького человека, третий отдадим Петру. Итогом изучения станет разговор о социально-философской проблематике поэмы и взглядах Пушкина на историю.

Первый урок

И стория создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Учитывая небольшой объём произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики. На уроке желательно использовать иллюстрации художника А.Бенуа к «Медному Всаднику».

Для создания проблемной ситуации на уроке можно познакомить учащихся с двумя различными оценками петербургской повести. Одна из них высказана в критической статье Валерия Брюсова, который изучил шесть рукописных вариантов поэмы. Он пишет: “Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Пётр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности” .

Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы “в раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает писатель:

“Два Петра: Пётр живой и Пётр - Медный Всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром счастье, и Евгений - безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы…

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь её образный строй” .

Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.

Вопросы и задания к Вступлению к поэме «Медный Всадник»

  • Каково основное настроение Вступления? Можно ли сказать, что оно одно? Подтвердите свои мысли текстом.
  • На какие композиционные части можно разделить Вступление?
  • В чём видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в первой части Вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
  • Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова “люблю”? Что и почему любит поэт?
  • Найдите во Вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
  • Как в третьей части Вступления (“Красуйся, град Петров…”) закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает “финские волны”? Какую характеристику стихии он даёт? Почему в последних строках Вступления происходит контрастный слом настроения?

Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы Вступления, которые построены на контрасте. Что это даёт для понимания конфликта поэмы?

думы Петра о новом городе - Петра творенье

приют убогого чухонца - юный град… вознёсся пышно, горделиво

у низких берегов - по оживлённым берегам

один финский рыболов - корабли со всех концов земли

бедный чёлн - богатые пристани

старая Москва - младшая столица

прозрачный сумрак (летние белые ночи) - мороз зимы жестокой

пишу, читаю без лампады - час пирушки холостой

живость потешных Марсовых полей - победу над врагом Россия… торжествует

град Петров - финские волны, стихия

он стоял, глядел, думал (жизнь) - вечный сон Петра (смерть)

красуйся, град Петров - печален будет мой рассказ

  • Какой смысл выявляется в том, что поэма «Медный Всадник» открывается гимном Петербургу? Попытайтесь доказать, что город Петра - это не только место действия поэмы, но и её главный герой.

Итог урока . Во Вступлении к поэме «Медный Всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чём двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?

Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во Вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Его обсуждение проведём на следующих уроках.

Второй урок

Н ачать урок можно с оценки высказывания Белинского об участи “маленького человека”. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?

Говоря о “маленьком человеке”, вспомним героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»). В сильном классе возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века».

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный Всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения

Часть первая

  • Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает её пониманию?
  • Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
  • Сопоставьте описание Невы в начале и в середине Вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д.Гранина, что в поэме “две Невы”?
  • Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой части? Какую характеристику даёт ему автор? О чём герой мечтает? Можно ли считать его только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
  • Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчёркивают его?
  • К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами “с Божией стихией царям не совладать” и “жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй”?
  • Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного Всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

Индивидуальные задания. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.

Часть вторая

  • Какие детали подчёркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
  • Каким изображён Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
  • Для города Петра наводнение - это не исключение, а правило, а для Евгения - крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
  • Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжёлую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчёркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного Всадника в середине второй части даётся практически в тех же словах, что и в конце первой части?
  • Что стало причиной бунта Евгения - психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
  • Исследователь творчества Пушкина Ю.М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю “Ужо тебе!..”, он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, но не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти . Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Индивидуальные домашние задания. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).

Итог урока. Образ Евгения несёт на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой - личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость, и честь”. Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь - это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому - ни небесной, ни государственной власти - он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он “захохотал”, когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года безумности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание - “Прояснились // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать “бессмысленным и беспощадным”.

Бессмысленным - потому что он заведомо обречён на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения).

Беспощадным - потому что несёт гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по которому придётся платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на следующем уроке.

Третий урок

Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный Всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.

  • Почему из царя-преобразователя, полного “великих дум”, Пётр превращается в “кумира на бронзовом коне”, “горделивого истукана”, которому нет дела до малых мира сего?
  • Почему прибавление величия, овеществлённого в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д.Гранина “два лика” метафорично, то по отношению к Петру происходит иное: в “двух ликах” заключена суть художественного решения образа.

Вопросы и задания для характеристики образа Петра и его роли в поэме

  • Как проявились “два лика” Петра в поэме? В чём динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы подходящие цитаты.
  • Каким мы видим Петра во Вступлении?
  • В чём суть конфликта Петра и Евгения?
  • Можно ли считать, что в поэме Пётр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. (Оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т.п .) Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Пётр-преобразователь - Медному Всаднику, а Евгений мечтающий - Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
  • Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей он стороне?
  • Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?

(Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Пётр, - окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь - губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Пётр, а Медный Всадник.)

  • Какой символический смысл приобретает в поэме “образ” водной глади, в которой отражается город?

(Город на берегах стремится вверх, а отражённый в воде - вниз.)

  • Прав ли Белинский, видевший в поэме только “апофеозу Петра Великого”?

В финале урока можно ещё раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была создана проблема на первом уроке, и оценить их по-новому.

Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объёмно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Пётр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.

После изучения поэмы Пушкина «Медный Всадник» десятиклассникам могут быть предложены следующие темы сочинений.

Правда Евгения и правда Петра в поэме «Медный Всадник».

Два лица Петербурга в поэме «Медный Всадник».

Трагедия “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».

Конфликт человека и власти в поэме «Медный Всадник».

«Медный Всадник» как социально-философское произведение.

Своеобразие изображения “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».

Реальность и фантастика в поэме «Медный Всадник».

Примечания

Брюсов В.Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81.

Гранин Д. Два лика. СПб., 1999. С. 598.

Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205.


Теория литературы Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека. Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои. Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов. Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству.





А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России.


Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства). (Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства). К какому жанру близко вступление?К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства(повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.


Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость). - Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных целей). - Зачем? отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен, в Европу прорубить окно, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене, ногою твёрдой стать при море, все флаги в гости будут к нам.


Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю назло надменному соседу – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.




Как вы понимаете смысл выражения: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно... Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.


Каково значение строк: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам.Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. метонимией.С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово флаги употреблено вместо слов корабли разных стран. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (Отсель грозить мы будем шведу) называются метонимией.








Поэт любит город за его строгий, стройный вид. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.




Похожие публикации