Кафедральный собор города пальма-де-майорка. Пальма де Майорка. Достопримечательности - Кафедральный Собор и Дворец Альмудайна

Кафедральный Собор, Пальма де Майорка

В мы в общем посмотрели на Пальму, как на уютный и очень интересный город.
Сейчас же взглянем на его основные достопримечательности.

Центральное место на Пальма де Майорке занимает Кафедральный Собор или Ла Сеу , как называют его местные жители. Несомненно, это символ Майорки и его история. Не увидеть собор не возможно: 121 метр в длину и 44 метра в высоту (как 17-этажное здание!).

Приближаетесь ли вы к Пальме по воздуху или по воде, этот собор вы заметите издалека.



Кафедральный Собор, Пальма де Майорка

Ла Сеу был построен на месте старой мечети после завоевания острова Арагонским королем Хайме I. Строительство началось в 1229 году и длилось более 300 лет. Сразу же после завоевания города христианами, в мечети был произведён ритуал очищения, позволивший проводить в ней католические богослужении на время строительства нового храма. Пока создавались несущие конструкции храма, старую мечеть адаптировали для христианских служб. И только когда приступили к возведению боковых порталов, вся старая мечеть была разрушена.



Кафедральный Собор, Пальма де Майорка

Собор поражает своим величием и убранством. Он не единожды обрушивался и восстанавливался, но всегда оставался символом города. В начале XX века свою лепту внёс и Антонио Гауди. Здесь его полёт фантазии не столь заметен, так как изменения касались, в основном, освещения.
Собор также знаменит витражами, созданными в XIV-XVI веках. Главное окно-роза, известное как «Готическое око» имеет около 13 метров в диаметре. 1236 стекол образуют в ней витраж с изображением звезды Давида.
Два раза в год в храме можно увидеть удивительную картину, сотворенную солнечным светом. Около 8 утра 11 ноября и 2 февраля на несколько секунд на западной стене храма появляется переливающаяся цветная проекция главной розы.
Также помимо богослужений, в Соборе регулярно проводятся органные концерты.
Слева от Кафедрального собора находится Дворец Альмудайна .

Большой кафедральный собор — главная архитектурная достопримечательность города Пальма-де-Мальорка. Даже если оставить в стороне огромные размеры епископальной церкви и красоту ее готических фасадов, великолепный интерьер, оформленный Антонио Гауди и обновленный современным художником Микеле Барсело, отличает Пальмский собор от любого другого кафедрального собора мира.

Кафедральный собор Санта-Мария (или попросту «La Seu», как Пальмский собор нередко именуют по-каталански местные жители) занимает место, где некогда стояла главная мечеть медины Маюрки, столицы мусульманской Мальорки на протяжении трех столетий.

Хотя Хайме I и его солдаты захватили город еще в 1229 году, работы над строительством Пальмского собора, одного из крупнейших во всей Европе, начались не ранее 1300 года. Поначалу в качестве церкви использовалась стоявшая на этом месте мечеть, освященная и посвященная Деве Марии. Работы над постройкой собора не прекращались вплоть до 1601 года.

Внушающая благоговение конструкция преимущественно готическая, за исключением главного фасада. Главный фасад поразителен, великолепен и красив, но с архитектурной точки зрения он «дворняжка». Оригинальный фасад был ренессансной «вишенкой» на «готическом пироге», но во время землетрясения 1851 года (которое, кстати, вызвало ужасную панику, но не привело ни к единой человеческой жертве) он был сильно поврежден. Вместо того чтобы просто отреставрировать оригинальную стену, к ней решили добавить немного «неоклассического колорита» с его контрфорсными арками по каждой стороне фасада и вздымающимися вверх величественными остроконечными башенками. Строители думали создать шедевральный образец «чистого» стиля, но в результате получили гибрид ренессансного оригинала (в частности, главный входной портал) и псевдоготического монументализма XIX века.

Вход в епископальную церковь — со стороны северного фасада. Билеты продают в самом первом зале, откуда вы уже попадаете в «святая святых», где заодно размещаются экспозиции Музея Кафедрального собора (Museu de la Catedral). В самом центре зала стоит дарохранительница, украшенная золотым декором. Один самых интересных экспонатов — полевой алтарь с мощами святых, вероятно принадлежавший королю Хайме I. Среди других реликвий вы увидите три шипа, которые якобы взяты из тернового венца самого Иисуса Христа. За музеем — два зала для собраний, один оформлен в готическом стиле Гильермо Сагрерой, второй — барочный.

Проходя через одну из боковых часовен в самом кафедральном соборе, поднимите взгляд вверх к крестовому своду, поддерживаемому изящными восьмиугольными колоннами. По краям главного и боковых нефов стоят часовни. На стенах — изысканные витражные окна в три уровня, включая пять великолепных окон-«розеток». Главное окно (oculus major или «большой глаз») установлено прямо над главным алтарем и, говорят, что оно крупнейшее в мире. Площадь этого окна-«розетки» составляет 97,5 кв. метров. Приходите сюда утром и увидите фантастическую игру света и тени на западном фасаде. Этот «спектакль» наиболее впечатляюще выглядит по утрам февраля и ноября.

Гауди занимался обновлением интерьеров Пальмского собора с 1903 по 1914 год. Именно ему собор обязан многими длинными окнами с проемами, обложенными декоративным кирпичом. Гауди добавил несколько витражей и значительно улучшил естественное освещение. Большинство гостей епископальной церкви в первую очередь обращает внимание на странный балдахин над главным алтарем, увенчанный фигуркой распятого Христа, по бокам которого стоят скульптуры Девы Марии и Святого Иоанна. Дело в том, что он больше похож на свисающее с потолка научного музея чучело доисторической акулы. Над освещенным 35-ью лампами балдахином «реет» некое подобие «ковра-самолета». Похоже, гений барселонского модернизма оставил здесь не поддающийся расшифровке знак. Правда, вся эта «сборная солянка» должна была украсить интерьер собора лишь на некоторое время, но нет ничего более постоянного, чем временное.

Святые отцы решили не обращать внимания на все эти странности и наняли, уже в наше время, местного художника Микеля Барсело (кстати, атеиста), который занялся обновлением дизайна часовни Capella del Santissim I Sant Pere, расположенной в задней части южного бокового нефа. На реконструкцию ушло 15 тонн керамики, но оно того стоило. К 2007 году Барсело превратил часовню в настоящее чудо дизайна. С левой стороны прямо из стены «выплывают» рыбины и другая морская живность. Противоположная стена напоминает джунгли, только с хлебом и фруктами. Между рыбой и пальмами установлена ярко освещенная фигура Христа.

Среди других примечательных элементов интерьера вы обязательно обратите внимание на гигантский орган, датируемый 1798 годом (бесплатные концерты проводятся после обеда первого вторника каждого месяца), и две кафедры, меньшая из которых была частично переделана самим Гауди. Наплыв туристов может происходить в самое разное время, но в 9 часов утра здесь многолюдно всегда.

Кафедральный собор / La Catedral de Palma de Mallorca

Кафедральный собор города Пальмы де Майорка – Ла Сеу, как его называют в народе, является главным религиозным сооружением Балеарских островов. Это строение в , расположено на побережье Cредиземноморья.

Его строительство началось в 1229 году после Реконкисты островов Арагонским королем . По легенде, флот короля Хайме I Завоевателя по пути к острову попал в сильный шторм, и, молясь о спасении Деве Марии, король поклялся в случае благополучного исхода и заваевании острова, построить храм в ее честь. Церковь была возведена на месте старой мечети. Работы продолжались на протяжении почти 4 веков, вплоть до 1601 года когда церковь была освящена епископом Вик-и-Манрике.

Вплоть до конца XIV века (в котором создавались несущие конструкции храма) структуру старой мечети адаптировали для христианских служб. И только когда приступили к возведению боковых порталов, вся старая мечеть была разрушена.

В XVII и XVIII веке Собор несколько раз восстанавливали после обрушения сводов. В 1851 году после разрушительного землетрясения первоначальный суровый готический главный фасад был реконструирован в неоготическом стиле. В начале 20 века собор ждало еще одно кардинальное изменение. В 1904 году по приглашению епископа Кампинса над восстановлением оригинального облика собора стал работать . Реформы модерниста Гауди постоянно подвергались общественной критике. Одним из главных камней преткновения стал демонтаж «свечного коридора» в стиле мудехар: Гауди провел в собор электричество и заменил навесную свечную конструкцию лампами и канделябрами, размещенными на колоннах и стенах нефов. Кроме того, Гауди разделил хоры на две части и перенес их из центрального нефа в боковые. В 1914 году Гауди прекратил работу над собором.

Прямоугольный в плане собор имеет довольно внушительные размеры: 121 метр в длину, 55 метров в ширину и 44 метра в высоту. Его пространство площадью в 6.600 кв.м. вмещает 18 тысяч человек. Стиль храма относят к так называемой левантийской (испанской) готике, отмеченной влиянием североевропейских архитектурных традиций. Собор представляет собой разновидность зального типа храма с тремя нефами без деамбулатория и трансепта. Благодаря разнице в высоте между центральным и боковыми нефами собор неплохо освещается большими, хотя и узкими окнами с великолепными витражами 14-16 веков. Главное окно-роза, известное как «Готическое око» считается самой большой готической розой в мире. Она имеет около 13 метров в диаметре и около 100 квадратных метров площади. 1236 стекол образуют в ней витраж с изображением звезды Давида. Интересно также, что главная роза располагается не над главным (западным) порталом, а на восточном фасаде, над центральным алтарем Королевской капеллы.

Два раза в год в храме можно увидеть удивительную картину, сотворенную солнечным светом. Около 8 утра 11 ноября и 2 февраля на несколько секунд на западной стене храма появляется переливающаяся цветная проекция главной розы.

Главный фасад Собора, обрамлен двумя парами больших башен. Скульптурная композиция тимпана главного портала (portal Mayor) представляет изображение сцены Успения Девы Марии в окружении пятнадцати ее символов по Лоретанской литании.

Самый большой и известный из порталов это 15-метровый южный портал в сторону моря -«Мирадор» (portal del Mirador). В 14 веке его называли порталом апостолов. Тема оформления его тимпана, в создании которого принимал участие знаменитый скульптор Гильем Сагрера, – тайная вечерня. Над фигурами апостолов располагается Бог-отец с шестью ангелами.

Самый строгий и сдержанный из фасадов – северный. В его центре находится готический портал «Альмойна» (portal de l’Almoina) с незаконченным тимпаном, в котором находится единственная скульптура Девы Марии Непорочного зачатия. К этому фасаду примыкают клуатр, два капитульных зала (барочный и готический), сакристия. Рядом с ним находится Дом Альмойны (16 век) – одно из немногих гражданских сооружений в готическом стиле. Его название происходит от милостыни (almoines), которую там раздавали беднякам после выхода с мессы. В настоящее время все эти северные помещения отданы музею Собора.

К северному фасаду также примыкает 48-метровая колокольня. Она состоит из трех ярусов, средний из которых служил когда-то тюрьмой. С тех времен сохранились росписи на стенах, сделанные заключенными. Один из девяти ее колоколов весит почти 6 тонн и имеет 2 метра в диаметре. Примечательно, колокольня по оси не совпадает с Собором.

В интерьере заслуживает внимания главный алтарь Королевской капеллы, освященный в 1346 году. Алтарь окружают четыре колонны, увенчанные ангелами с музыкальными инструментами (15 век). В начале 20 века над алтарем был установлен балдахин работы Гауди. Также здесь находится кафедра епископа. Маленькая капелла Троицы (Capilla de la Trinidad), возведенная на уровне семи метров от пола, является усыпальницей королей Хайме II и III, а также епископов. Саркофаги в ней установлены в 1950 году мастером Федерико Маресом. На полу сохранились остатки валенсийской мозаики 14 века.

В музее собора, который был открыт в 1932 году, хранятся образцы ювелирного искусства, средневековая живопись, реликвии. Среди них выделяется 120-килограммовая серебряная дароносица, ежегодно использующаяся во время праздника тела Христова, а также инкрустированный драгоценными металлами и камнями реликварий 15 века с частицей Животворящего Креста (Vera Cruz).

Помимо богослужений в соборе регулярно проводятся органные концерты. Орган имеет четыре ручных клавиатуры из 56 нот, и ножную из 30 нот.

В 1931 году Кафедральный Собор Пальмы был провозглашен художественно-историческим памятником.

Знаете, сколько названий имеет главный собор в Пальма де Майорка? Это не только один из самых значительных храмов южной Европы, он также известен своими многочисленными названиями. Официально храм именуется Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. Жители Майорки в разговорной речи употребляют Ла Сеу, впрочем, как и везде в южной Испании называют главные храмы. Если вы услышите определение Пальмский собор, то имейте в виду, что также упоминается это прекрасное архитектурное сооружение:

И самое полное название – Кафедральный собор Святого Причастия, моря, света и пространства. Поневоле согласишься со всеми этими дополнениями. Возвышающийся практически на берегу моря храм царит в окружающем пространстве и является Пальмы. Величественное сооружение наполнено светом благодаря многочисленным витражам и крупнейшему в мире готическому окну-розе.

История Ла Сеу в Пальма де Майорка

Впервые храм, посвященный Деве Марии, появился в этом месте, когда арагонский правитель Хайме I, вытеснив арабов, в 1229 году завладел Майоркой. Практически сразу арабскую мечеть возле дворца Альмудайна преобразовали в христианский храм. Это строение служило до 1306 года, пока не началось строительство нынешнего собора в готическом стиле.

В первую очередь была построена часовня Святой Троицы. Если посмотреть на первое фото, то часовня св. Троицы находится справа и является юго-восточной и самой низкой частью здания. Без малого триста лет возводился собор, пока не устремились ввысь башни западного портала.


Но в 1851 году остров всколыхнуло землетрясение, отчего разрушилась верхняя часть портала. Неудивительно, что сооружение не выдержало испытания подземными толчками. Данный храм отличается как высотою башен и колонн, так и их незначительным диаметром. Соотношение высоты и толщины придает изящество внутреннему пространству храма, но при этом прибавляет уязвимости зданию.

Когда восстановительные работы внешнего вида собора завершились, епископ пригласил Антонио Гауди, автора в Барселоне, чтобы модернизировать внутреннее убранство.


Десять лет с 1904 года по 1914 г. архитектор посвятил обновлению Ла Сеу в Пальме, значительно преобразовав интерьер собора.

Пальма де Майорка: Кафедральный собор внутри

Внутренний простор храма обусловлен протяженностью сооружения до 110 м при 33-метровой ширине. Свет играет в соборе благодаря 61 витражу. В центральной части Антонио создал балдахин, который освещается солнечными лучами и еще больше создает атмосферу возвышенности.


Большие окна-розетки расположены друг против друга. Превосходная роза западного портала уступает по размеру восточному окну, которое имеет внутренний диаметр 11,15 м и считается самой масштабной готической розеткой — к примеру, собор Таррагоны обладает розой, собор Св. Вита в Праге – . Это окно создали в 1320 году, а остекление в виде шестиконечной звезды осуществили в 1599 г. (незначительная часть окна-розы просматривается за колоннами на третьей фотографии данного поста).

Стиль Антонио Гауди подхватил современный мальоркский мастер Мигель Барсело, который занимался реставрацией часовни Святого Причастия. Художник завершил работы в 2007 году, придав часовне морскую тематику.


Экскурсия по собору предусмотрена так, что посетители обходят внутреннее пространство по периметру, осматривая часовни. Оказавшись в восточной части, они видят современный стиль часовни Св. Причастия, а потом переходят к великолепному алтарю часовни Тела Христова:


Еще одним украшением храма Св. Причастия, моря, света и пространства является орган. Музыкальный инструмент создан в конце XVIII века местным умельцем Габриэлем Томасом.

Маршрут осмотра собора включает посещение клуатра со старинным колодцем и обходными галереями, который располагается с северной стороны всего комплекса.

Посещение собора туристами предусмотрено круглогодично в любой день недели, кроме воскресенья. Экскурсионные туры начинаются в 10 часов утра. В летний сезон посещение допускается до 18.15, в весенне-осенний – до 17.15. Исключением является суббота, когда время экскурсий ограничено 10.00 – 14.15. Стоимость экскурсионного билета – 6 €.

По воскресеньям в храме несколько раз в день проходят богослужения. Также службы идут в 9.00 в будние дни.

Кафедральный собор на карте

Похожие публикации