Самый большой атомный ледокол. Атомные ледоколы россии

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка - 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем - за более чем 30-летнюю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Первый ледокол в мире появился еще в XVIII веке. Это был не очень больших размеров пароход, способный ломать лед в гавани Филадельфии. Прошло немало времени с тех пор, как колесо было заменено турбиной, а затем появился и мощный атомный реактор. Сегодня огромные атомоходы взламывают арктические льды огромной мощностью.

Что такое ледокол?

Это судно, используемое в покрытых мощным слоем льда водах. оснащены ядерными силовыми установками, в связи с чем обладают большей мощностью, чем дизельные, благодаря чему они проще покоряют замерзшие водоемы. Ледоколы обладают еще одним явным преимуществом - им не нужна дозаправка топливом.

Ниже в статье представлен самый большой ледокол в мире (размеры, конструкция, особенности и т. д.). Также, прочитав материал, можно ознакомиться с крупнейшими лайнерами мира подобного типа.

Общие сведения

Следует отметить, что все 10 существующих на сегодня атомных ледоколов построены и спущены на воду во времена бытности СССР и России. Незаменимость подобных лайнеров доказывает операция, произошедшая в 1983 году. В то время около полсотни судов, включая и дизельные ледоколы, оказались на востоке Арктики, в ледовой ловушке. Лишь благодаря атомному они смогли освободиться из плена и доставить важные грузы в близлежащие населенные пункты.

Строить атомоходы в России стали давно, потому что только у нашего государства с Северным Ледовитым океаном существует соприкосновение большой протяженности - знаменитый морской Северный путь, длина которого составляет в 5 тыс. 600 километров. Начало он берет у а заканчивается у бухты Провидения.

Есть один интересный момент: ледоколы специально окрашиваются в темно-красный цвет, чтобы были хорошо заметны во льдах.

Ниже в статье представлены самые большие ледоколы в мире (топ-10).

Ледокол «Арктика»

Один из самых крупных ледоколов - атомоход «Арктика» в историю вошел как самый 1-й надводный корабль, который достиг Северного полюса. В 1982-1986 годах он носил название «Леонид Брежнев». Закладка его состоялась в Ленинграде, на Балтийском заводе, в июле 1971 года. В его создании принимали участие более 400 предприятий и объединений, проектных и исследовательских научных и прочих организаций.

В воду ледокол был спущен в конце 1972 года. Предназначение судна - проводка судов по Северному Ледовитому океану.

Длина атомохода - 148 метров, а борт имеет высоту примерно 17 метров. Ширина его - 30 метров. Мощность паропроизводящей атомной установки - более 55 мегаватт. Технические показатели судна позволяли проламывать лед, имеющий толщину 5 метров, а скорость его в чистой воде развивалась до 18 узлов.

Ниже представлены 10 самых крупнейших (по длине) современных ледоколов всего мира:

1. «Севморпуть» - это судно ледокольно-транспортное. Длина его равна 260 метрам, высота соответствует размерам многоэтажного дома. Судно способно пройти через толщину льда в 1 метр.

2. «Арктика» - крупнейший атомный ледокол длиной 173 метра. Спущен он на воду в 2016 году и представляет первый атомный ледокол Российской Федерации. Способен раскалывать льды толщиной почти до 3 метров.

3. «50 лет Победы» - морской атомный ледокол (самый большой в мире) класса «Арктика», отличающийся внушительной мощью и глубокой посадкой. Длина его равна 159,6 метра.

4. «Таймыр» - атомный речной ледокол, разбивающий льды в устьях рек толщиной до 1,7 метра. Длина его составляет 151,8 метра. Особенность судна - уменьшенная посадка и способность работать при низких экстремальных температурах.

5. «Вайгач» - построен по одному проекту c «Таймыром» (но он чуть моложе). Оборудование атомное было установлено на теплоход в 1990 году. Длина его - 151,8 м.

6. «Ямал» - знаменит тем, что именно на этом ледоколе происходила встреча начала третьего тысячелетия на Северном полюсе. Общее количество рейсов атомохода к данному пункту составило почти 50. Длина его составляет 150 метров.

7. Healy - самый крупный ледокол США. В 2015 году на нем американцы впервые смогли совершить путешествие на Северный полюс. Исследовательское судно оснащено новейшим лабораторным и измерительным оборудованием. Длина его - 128 метров.

8. PolarSea - один из старейших ледоколов Соединенных Штатов Америки, построенный в 1977 году. Сиэтл - порт приписки. Длина судна - 122 метра. Возможно, в связи со старостью он скоро будет списан.

9. Louis S. St-Laurent - самый большой ледокол, построенный в Канаде (120 метров длина) в 1969 году и прошедший полную модернизацию в 1993 году. Это первое в мире судно, которое достигло в 1994 году Северного полюса.

10. Polarstern - атомоход Германии, построенный в 1982 году и предназначенный для научных исследований. Старейшее судно имеет длину 118 метров. В 2017 году будет построен Polarstern-II, который заменит предшественника и примет вахту в Арктике.

Самый большой ледокол в мире: фото, описание, назначение

«50 лет Победы» - в большей степени модернизированный экспериментальный проект 2-й серии ледоколов типа «Арктика». На этом судне применена форма носовой оконечности в виде ложки. Впервые она была использована при разработке экспериментального «Кэнмар Кигорияк» (ледокол, Канада) в 1979 году и убедительно доказала эффективность.

Это самый крупный и мощный в мире оснащенный современной цифровой системой автоматического управления. Также он имеет модернизированный комплекс средств для биологической защиты энергетической атомной установки. Оборудован он и отсеком экологическим, оснащенным новейшим современным оборудованием, собирающим и утилизирующим продукты жизнедеятельности персонала на судне.

Ледокол «50 лет Победы» занимается не только освобождением других судов из ледового плена, он также ориентирован на выполнение туристических круизов. Конечно, пассажирских кают на судне нет, поэтому туристов размещают в обычных каютах состава корабля. Однако борт корабля оснащен рестораном, сауной, бассейном и тренажерным залом.

Краткая история о корабле

Самый большой в мире ледокол - «50 лет Победы». Он был сконструирован в Ленинграде, на Балтийском заводе, в 1989 году, а спустя 4 года построен и впервые спущен на воду. Однако строительство его не закончилось в связи с финансовыми неурядицами. Только в 2003-м его было возобновлено его строительство, а в феврале 2007 года в Финском заливе начались испытания. Портом его приписки стал Мурманск.

Несмотря на затяжной старт, на сегодня за плечами корабля - более сотни походов к Северному полюсу.

Самый мощный и большой ледокол «50 лет Победы» - по счету 8-й атомный ледокол, спроектированный и сооруженный на Балтийском заводе.

«Сибирь»

В свое время Советский Союз не имел себе равных в области строительства атомных ледоколов. В те времена нигде в мире не было подобных судов, тогда как у СССР было 7 атомных ледоколов. К примеру, «Сибирь» - судно, ставшее непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика».

Судно было оснащено системой спутниковой связи, отвечающей за факс, навигацию и телефонную связь. Также в нем имелись все удобства: зал для отдыха, бассейн, сауна, библиотека, тренировочный зал и огромная столовая.

Ледокол «Сибирь» в историю вошел как первое судно, совершившее круглогодичную навигацию от Мурманска до Дудинки. Кроме того, он является вторым судном, достигшим вершины планеты на Северном полюсе.

В 1977 году (момент ввода ледокола в строй) оно имело самые большие размеры: 29,9 метра - ширина, 147,9 метра - длина. В те времена он был самым большим в мире ледоколом.

Значение ледоколов

Важность подобных судов в ближайшем будущем будет только возрастать, потому что в перспективе намечено множество мероприятий по активной разработке природных ресурсов, находящихся под дном великого Северного Ледовитого океана.

По отдельным участкам навигация на длится всего лишь 2-4 месяца, потому что все остальное время вся вода покрыта льдом толщиной до 3 метров и более. Чтобы не рисковать кораблем и командой, а также в целях экономии горючего с ледоколов высылаются самолеты и вертолеты для совершения разведки в поисках более легкого пути.

Самые большие в мире ледоколы имеют важную особенность - они могут автономно курсировать по Северному Ледовитому океану в течение года, взламывая носовой частью необычной формы льды толщиной до 3 метров.

Заключение

СССР в свое время имел абсолютное господство в мире по количеству подобных судов. Всего в те времена было сооружено семь атомных ледоколов.

С 1989 года некоторые ледоколы подобного типа стали использоваться и для туристических экскурсий, совершающихся большей частью к Северному полюсу.

В зимнее время толщина льда в океане в среднем составляет 1,2-2 метра, а в некоторых участках достигает 2,5 метра, но ледоколы атомные способны ходить по таким водам со скоростью 20 километров в час (11 узлов). В водах, свободных ото льдов, скорость может достигать 45 километров в час (или 25 узлов).

Оригинал взят у masterok в Самый большой ледокол в мире

Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых льдом на протяжении всего года. Благодаря атомной установке, они куда мощнее дизельных и им проще покорять замерзшие водоемы. В отличии от других кораблей, ледоколы имеют явное преимущество — им не нужно дозаправляться топливом, что особенно актуально во льдах, где нет возможности добыть горючее.

Необычно и то, что из 10 существующих в мире атомных ледокол все были построены, а затем спущены на воду на территории СССР и России. Их незаменимость показала операция, которая произошла в 1983 году. Порядка 50 судов, включая несколько дизельных ледоколов, попали в ледовую ловушку на востоке Арктики. И только при помощи атомохода "Арктика" они смогли высвободиться из плена, доставив груз в близлежащие поселки.

Самым крупным в мире ледоколом является «50 лет Победы», Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1989-ом, а уже спустя четыре года его спустили на воду. Правда, строительство не закончилось, а было заморожено из-за финансовых неурядиц. Лишь в 2003-ем его решено было возобновить и в феврале 2007-го «50 лет Победы» начал проходить испытания в Финском Заливе, продлившиеся пару недель. Затем он самостоятельно отправился в порт приписки — город Мурманск.Давайте ознакомимся подробнее с историей ледокола:
1

«50 лет Победы» — восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день — крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» — проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.
2

За период с 1974 по 1989 гг., в Советском Союзе была построена серия атомных ледоколов второго поколения (проект 10520 и модернизированный проект 10521). Головной корабль этой серии - атомный ледокол «Арктика» проекта 10520 — был заложен 3 июля 1971 года, и уже 26 декабря 1972 года спущен на воду, а 25 апреля 1975 года введён в строй.


4 октября 1989 года в Ленинграде, на стапеле Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе, был заложен ледокол проекта 10521, под первоначальным именем «Урал».


И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за три-четыре года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре года, в связи с тогдашней ситуацией в руководстве страны и в стране в целом.



Ожидалось, что корабль войдёт в строй в середине 1990-х годов, однако из-за отсутствия финансирования строительство ледокола было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала, готовым лишь на 72%.


Балтийский завод был вынужден на собственные средства законсервировать ледокол, чтобы сохранить в дальнейшем возможность его достройки.


Возобновить финансирование не помогло даже переименование ледокола.

4 августа 1995 года, накануне визита тогдашнего президента России в Санкт-Петербург и на предприятие тоже, атомоход переименовали в «50 лет Победы».


За долгие годы бесполезного простоя у причала «Балтийского завода», несколько раз предлагалось распилить и утилизировать судно, но оно буквально чудом избегало этого.


У части его агрегатов был выработан свой гарантийный ресурс, хотя корабль не сделал ни одного рейса.


В конце 1990-х годов, когда началось частичное финансирование строительства, работы на ледоколе «50 лет Победы» были возобновлены.

31 октября 2002 года вышло распоряжение правительства № 1528-р, по которому достройку ледокола «50 лет Победы» планировалось завершить в 2003-2005 годах. На окончание работ из государственного бюджета было выделено 2,5 млрд рублей.


До 2003 года финансирование строительства ледокола осуществлялось на общих основаниях в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, а с 2003 г. — согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 1528-р.


В феврале 2003 года, строительство ледокола перешло в активную фазу, после того как:


  • «Балтийский завод» вошёл в структуру судостроительных активов «Объединённой промышленной корпорации» (ОПК);


  • между ОАО «Балтийский завод» и ФГУП «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» был подписан контракт на достройку судна;

были выделены государственные средства.

Согласно заключённому контракту финансирование достройки атомохода в 2003-2005 годах должно было осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Качество строительных работ на ледоколе должны были контролировать представители Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства.



13 августа 2004 года на совещании в Министерстве транспорта РФ было принято решение об увеличении финансирования строительства ледокола в объёме 742,3 млн рублей, из которых 164 млн планировалось заложить в бюджет 2005 года и 578,3 млн рублей — в бюджет 2006 года. Необходимость дополнительного финансирования была вызвана новыми требованиями по обеспечению ядерной безопасности в соответствии с требованиями Госатомнадзора и выполнением работ, связанных с длительным сроком строительства судна. В частности, средства были необходимы для проектирования и изготовления новейших систем многоканального обеспечения безопасности реактора, а также для переосвидетельствования и ревизии оборудования и механизмов.


7 сентября 2004 года, ледокол «50 лет Победы» был отбуксирован в док Кронштадтского морского завода. После чего специалисты Балтийского завода впервые в истории отечественного судостроения провели доковые работы на строящемся ледоколе. Прежде докование атомоходов проводилось только после нескольких лет работы и только на судостроительных предприятиях, находящихся в Мурманской области.


5

С учётом того, что подводные системы и устройства были установлены на ледокол ещё в начале 1990-х годов, в ходе достройки судна потребовалась проверка их работоспособности. Самой трудоёмкой операцией была ревизия дейдвудного устройства, которое является опорой гребного вала и предназначено для предотвращения проникновения забортной воды внутрь корпуса ледокола. Для его освидетельствования специалисты провели демонтаж гребного винта и гребного вала. Работы в доке продлились 2 месяца. Для успешного проведения этих работ завод самостоятельно спроектировал и изготовил специальную оснастку. Исправность работы дейдвудного устройства являлась необходимым условием для начала швартовых испытаний на ледоколе.


На судне также было освидетельствовано: правая линия гребного вала, донно-бортовая арматура, системы трубопроводов и протекторов донной арматуры, приборы электронавигации, анодные узлы и электроды сравнения катодной защиты. Кроме того, специалисты предприятия провели в доке обмыв наружной обшивки подводной части ледокола, донных ящиков и патрубков донно-бортовой арматуры. Доковые работы проходили под контролем представителей Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства.


В конце октября 2004 года, после завершения доковых работ, ледокол был возвращён на Балтийский завод.


Полностью был сформирован корпус, надстройка и кормовая мачта судна, завершена установка основного механического и электрического оборудования.


6

31 ноября 2004 года, на борту ледокола «50 лет Победы» пришвартованного у причальной стенки Балтийского завода, произошёл пожар. Он начался в 08:45 на одной из верхних палуб, где работали сварщики. Пламя быстро распространилось по палубе, заваленной строительными материалами. Над ледоколом образовалась огромная дымовая завеса.

Прибывшие по тревоге пожарные, первым делом начали эвакуировать рабочих, часть которых успели наглотаться угарного газа. Всего пожарные вывели с горящего судна 52 человека. Лишь закончив с эвакуацией, они приступили к поиску очагов возгорания. По предварительным данным, он находился на третьей и четвертой палубах, где строители складировали горючие стройматериалы. Общая площадь возгорания составила, по разным оценкам, от 50 до 100 кв. м. Тем не менее тушение проводилось по третьему номеру сложности (из пяти возможных) — к ледоколу стянули порядка 22 пожарных расчётов (112 пожарных). По словам огнеборцев, это было связано как с необходимостью массовой эвакуации рабочих, так и с тем, что судовые пожары считаются одними из самых сложных: их тушение всегда затрудняет сильное задымление, сложная планировка корабельных помещений и обилие открытых трюмов.


В одиннадцатом часу дня пожарные объявили о том, что распространение огня локализовано. Впрочем, тушение продолжалось до вечера — в 18:00 на ледоколе ещё осуществлялась проливка помещений.


Участники тушения полагали, что причиной пожара скорее всего стала небрежность рабочих или короткое замыкание. Версия о поджоге на первом плане даже не рассматривалась: по словам участников тушения, на Балтийском заводе очень строгий пропускной режим и проникновение посторонних на ледокол практически исключено.


Об угрозе радиационного заражения не могло быть и речи, так как смонтированная на ледоколе установка, ядерным топливом пока не была заправлена.


Как заявила пресс-служба Балтийского завода, последствия пожара не повлияют на сроки сдачи судна заказчику. Зато гораздо вероятнее, что ледокол не будет построен в срок по причинам финансового характера. Такие опасение ещё в октябре 2004 года на заседании Морского совета при правительстве Петербурга высказал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта. По его словам, в 2005 году Министерство экономического развития и торговли РФ согласилось профинансировать всего 10% от стоимости работ.


По итогам состоявшегося 18 сентября 2005 г. во Владивостоке совещания по вопросу социально-экономического развития Дальнего Востока, глава Минтранса сообщил, что атомный ледокол «50 лет Победы» будет достроен к концу 2006 года.


В ходе достройки ледокола специалисты Балтийского завода осуществили операцию по загрузке ядерного топлива, благодаря которому атомоходы обладают практически неограниченной дальностью плавания без дозаправки.


28 октября 2006 года, государственной комиссией был подписан акт о готовности Балтийского завода к физическому пуску атомных реакторов ледокола «50 лет Победы». Реакторные установки разработало ФГУП «ОКБМ».


В ноябре 2006 года, состоялся физический пуск атомных реакторов и вывод их на энергетический уровень мощности, после чего были начаты комплексные швартовые испытания.


В 2006 году и в первом квартале 2007 года - финансирование работ на ледоколе осуществлялось за счёт оборотных средств ОАО «Балтийский завод» и кредитов коммерческих банков.


17 января 2007 года, Балтийский завод завершил комплексные швартовые испытания на атомном ледоколе «50 лет Победы».


8

31 января 2007 года, петербургское ОАО «Балтийский завод», входящее в «Объединённую промышленную корпорацию», приступило к государственным ходовым испытаниям атомного ледокола «50 лет Победы».


Из акватории Невы, где для столь крупных судов ограничены возможности маневрирования, судно было выведено с помощью буксиров. В морском порту Санкт-Петербурга на ледокол погрузили запасы топлива, пресной и питательной воды, после чего он своим ходом впервые вышел в Балтийское море.


На открытой воде ледокол испытали на скорость и манёвренность. Также проверили исправность работы систем навигации и связи, опреснительной установки, рулевого, противообледенительного и якорного устройств и другого оборудования, которое невозможно было протестировать у берега.


Испытания проходили под наблюдением государственной комиссии. В её состав входили представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Гостехнадзора, Российского морского регистра судоходства, Федерального медико-биологического агентства, ОАО «Мурманское морское пароходство», РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ОКБМ», ОАО ЦКБ «Айсберг» и других организаций.


17 февраля 2007 года, государственные ходовые испытания были успешно завершены. Ледокол показал высокую манёвренность и надёжность. Государственная комиссия подтвердила строгое соответствие качества систем и механизмов судна, отечественным стандартам и международным нормам.


23 марта 2007 года, ОАО «Балтийский завод» передало заказчику самый большой в мире ледокол «50 лет Победы». После официальной церемонии подписания акта приёма-передачи, на судне в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Российской Федерации.

С подписанием приёмного акта, судно вошло в состав атомного ледокольного флота России, одновременно став государственной собственностью. Росимущество, в свою очередь, по распоряжению правительства Российской Федерации, передало новый атомоход в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство».


2 апреля 2007 года, ледокол «50 лет Победы» покинул верфи в Санкт-Петербурге и вышел в Балтийское море, взяв курс на свой постоянный порт приписки — Мурманск.


11 апреля 2007 года, «50 лет Победы» успешно завершил переход из Санкт-Петербурга, зашёл в Кольский залив и встал на рейд в районе своего порта приписки. Торжественная церемония встречи состоялась этим же днём на территории ФГУП «Атомфлот» в Мурманске.


На встречу экипажа и самого большого в мире ледокола собрались представители исполнительной и законодательной властей г. Мурманска и Мурманской области, Федеральных органов исполнительной власти, ветераны и работники атомного флота Мурманского морского пароходства.


Капитан ледокола доложил Генеральному директору Мурманского морского пароходства об успешном завершении перехода и готовности экипажа к выполнению ответственных государственных задач на трассе Северного морского пути и в российской Арктике.


То, что строительство ледокола «50 лет Победы» всё-таки завершено, и он прибыл в порт приписки, свидетельствует о том, что страна наконец-то осознала роль и значение Северного морского пути и Арктики, для реализации своих стратегических интересов, и приступает к восстановлению инфраструктуры.


10

Выход в первый рабочий рейс на трассу Северного морского пути был запланирован на конец апреля 2007 года.

Ожидается что проводка транспортных грузовых судов по трассе Севморпути — это первый этап эксплуатации атомохода «50 лет Победы». На втором этапе работа ледокола вероятно будет связана с добычей углеводородного сырья на арктическом шельфе, атомоход будет заниматься обслуживанием добывающих платформ и проводкой во льдах транспортных судов с углеводородами.


Кроме того «50 лет Победы» заменил атомный ледокола «Арктика» — первый построенный ледокол данного класса. Разрешённый срок эксплуатации его атомной энергетической установки закончился в 2008 году. Ледокол «Арктика» выработал 175 тысяч часов — это максимальный разрешённый срок эксплуатации, и в этой связи вхождение в строй нового атомохода было очень своевременно.


В конце июня 2007 года, ледокол «50 лет Победы» находился в Баренцевом море в районе мыса Надежды архипелага Новая Земля, где должен был взять под проводку два транспортных судна и провести их сквозь льды в Енисейский залив. По сути, это было первое ледовое испытание новичка арктических трасс. Его экипаж должен был проверить работу ядерной энергетической установки, оборудования и механизмов в условиях плавания в сложных природных условиях. Лишь после сдачи этого экзамена атомоход мог выходить на постоянную работу в арктические воды.


03 июля 2007 года, атомоход «50 лет Победы» успешно завершил свою первую проводку теплоходов, направляющихся в порт Дудинка. В сопровождении самого большого в мире атомного ледокола суда преодолели путь во льдах от мыса Желания на Новой Земле до Енисейского залива. Плавание прошло в штатном режиме


25 июня 2008 года, «50 лет Победы» отправился в первый рейс к Северному полюсу. На борту находилось около 100 туристов, пожелавших принять участие в двухнедельном экскурсионном туре.


11


В марте 2008 года, ФГУП «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года).


27 августа 2008 года, в Мурманске состоялось подписание акта о завершении мероприятий по передаче ледокола «50 лет Победы» и остальных судов с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технологического обслуживания из доверительного управления ОАО «Мурманское морское пароходство» в хозяйственное ведение ФГУП «Атомфлот». Именно в этот день истёк срок действия договора доверительного управления атомным ледокольным флотом, который был заключен правительством Российской Федерации с акционерным обществом «Мурманское морское пароходство» и действовал с 1998 года. На данном этапе было признано целесообразным передать федеральное имущество в собственность Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», выполняющей госфункции по развитию атомной отрасли в Российской Федерации.


12


Ледокол «50 лет Победы» — модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения и современный комплекс средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной энергетической установки. Атомоход оснащен системой защиты «Антитеррор», снабжен экологическим отсеком с новейшим оборудованием для сбора и утилизации отходов, производимых при работе судна.


Длина судна составляет 159 метров, ширина — 30 метров, полное водоизмещение — 25 тыс. тонн, скорость хода — 18 морских узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол, — 2,8 метра. Он оснащен двумя атомными энергетическими установками. В команду судна входят 138 человек.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


Тип: Атомный ледокол

Государство: Россия

Порт приписки: Мурманск

Класс: КМ(*) ЛЛ1 А

Номер ИМО: 9152959

Позывной: UGYU

Верфь-изготовитель: ОАО «Балтийский завод»

Длина: 159,6 м

Ширина: 30 м

Высота: 17,2 м (высота борта)

Средняя осадка: 11 м

Силовая установка: 2 ядерных реактора

Винты: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями

Водоизмещение: 25 тыс. тонн

Мощность: 75 000 л. с.

Максимальная скорость на чистой воде: 21 морской узел

Скорость в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра: 2 узла

Расчетная максимальная толщина льда: 2,8 м

Автономность плавания: 7,5 мес. (по провизии)

Экипаж: 138 человек. После ряда сокращений уменьшен до 106 человек

Флаг: РФ

Почтовый адрес: 183038, г. Мурманск 580, а/л «50 лет Победы»


Судовладелец: ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»


13


Данный атомоход является модернизированным проектом второй серии ледокола класса «Арктика», куда входят 6 из 10 построенных судов. Толщина льда, которую может преодолевать плавучее средство, составляет 2,8 м. Он имеет множество отличий от своего предшественника, например, здесь решено было использовать ложкообразную форму «носа», которая замечательно себя показала на испытаниях прототипа канадского ледокола «Кэнмар Кигорияк». Кроме того, тут установлен модернизированный комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, цифровая система автоматического управления последнего поколения, имеется специальный экологический отсек, который оснащен оборудованием, предназначенным для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности плавсредства.


14


Между тем, «50 лет Победы» не всегда занимается тем, что вызволяет другие суда из плена. На самом деле он также ориентирован на выполнение арктических круизов. Так, вы лично можете отправиться к Северному Полюсу, заплатив энную сумму за билет. Поскольку пассажирских кают как таковых здесь нет, туристов размещают в каютах состава корабля. Зато на борту есть собственный ресторан, бассейн, сауна, тренажерный зал.



В ближайшем будущем важность таких ледоколов будет только возрастать. Ведь в перспективе намечено более активная разработка природных ресурсов, которые находятся под дном Северного Ледовитого океана.


15

Навигация на отдельных участках Северного морского пути, длится всего два - четыре месяца. Все остальное время вода покрыта льдом, толщина которого иногда достигает 3 метров. Чтобы не тратить лишнего горючего и не рисковать лишний раз командой и кораблем, с ледоколов высылают вертолеты или самолеты - разведчики для нахождения более легкого пути, через полыньи.


Ледоколы специально выкрашивают в темно - красный цвет, чтобы в белых льдах их было хорошо заметно.


Самый большой в мире ледокол, может в течении года, автономно курсировать в Северном Ледовитом океане, взламывая своей носовой частью, по форме похожей на ложку, лед толщиной до 3 метров.


16


Атомные ледоколы строят только в России. Только у нашей страны такое протяженное соприкосновение с Северным Ледовитым океаном. Знаменитый Северный морской путь, протяженностью в 5600 км проходит вдоль северных берегов нашей страны. Начинается он у Карских Ворот и заканчивается в бухте Провидения. Например, если двигаться из Санкт - Петербурга до Владивостока, этим морским путем, то расстояние составит - 14 280 км. А если выбрать путь через Суэцкий канал, то тогда расстояние будет более 23 тысяч км.


17


18


19


20


21


22


23


24

Давайте посмотрим на внутренности Ледокола.

16 июня 2016 года, Балтийский завод-Судостроение спустил на воду головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 . В присутствии нескольких тысяч зрителей крестная мать ледокола председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко разбила о борт ледокола традиционную бутылку шампанского,

отправив со стапеля самый большой и мощный атомный ледокол в мире, сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

«Сегодня у атомной промышленности России торжественный день. Со стапеля Балтийского завода сошел самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Суровому региону – суровая техника. Уверена, что ледокол «Арктика» даст новый импульс освоения арктических широт. Очень рада, что молодые судостроители приходят в отрасль и продолжают все то, что было накоплено другими поколениями корабелов. Спасибо судостроителям этого творения. Смотришь на него, и такая гордость переполняет за страну и людей, которые это строят. Спасибо, что сохранили петербуржскую школу судостроения. Результатом такого труда гордится наша страна! Семь футов под килем тебе, великая «Арктика» , - пожелала Валентина Матвиенко.

Кировский завод отгрузил на Балтийский завод турбину для ледокола «Арктика» >>

День спуска атомного ледокола на воду знаковым образом совпал с днем начала Экономического форума в Санкт-Петербурге.

Генеральный директор Росатома - заказчика атомных ледоколов проекта 22220 - Сергей Кириенко в своем приветственном слове отметил: «Сегодняшнее мероприятие – это во всех смыслах огромная победа! Проделана большая работа, и сегодня аналогов такому ледоколу, как «Арктика», нет в мире. Спасибо коллективу Балтийского завода, все сделано согласно графику, и к концу 2017 года «Арктика» вступит в строй. Этот ледокол по своим характеристикам самый современный, в нем реализованы все технические возможности, которые никогда ранее не использовались на других судах. Ледокол «Арктика» - это по-настоящему новые возможности для нашей страны! »

После команды главного строителя головного атомохода Вадима Голованова приступить к спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий более чем 14 000 тонн веса корпуса судна, «Арктика» плавно спустилась в воды реки Невы.

Впереди у корабелов « Балтийского завода-Судостроение » достройка головного атомохода на воде, контрактный срок сдачи заказа – декабрь 2017 года* .

* Cтроительство головного атомного ледокола ЛК-60Я «Арктика» потребовало вмешательства Владимира Путина - только он смог принять решение сдвинуть проект с 2017 года на 2019 год. Серийные «Сибирь» и «Урал» сдадут в 2021 и 2022 годах. Срыв сроков, одной из ключевых причин которого стал конфликт России с , может обернуться скандалом: президент уже поручил принять «кадровые и организационно-управленческие решения», Счетная палата, Генеральная прокуратура и ФСБ начнут проверки. Ответить могут и заказчик «Росатом», и подрядчики, в частности ОСК. Но громких увольнений ждать не стоит, ведь проект запускался еще когда «Росатом» возглавлял первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко.

В мае 2017 года Владимир Путин поручил перенести срок сдачи головного атомного ледокола ЛК-60Я «Арктика» с 2017 на 2019 год. Кроме того, президент потребовал принять кадровые и организационно-управленческие решения в связи со срывом госконтракта. Параллельно Счетная палата, Генпрокуратура и ФСБ должны провести проверку проекта.

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

О строительстве «Арктики» ФГУП «Атомфлот» (владеет атомными ледоколами, подконтролен «Росатому») и «Балтийский завод - судостроение» (БЗС, входит в ОСК) договорились в 2012 году, деньги на ледокол - 37 млрд руб.- выделил бюджет. В 2014 году был заключен контракт еще на 2 ледокола серии - «Сибирь» и «Урал» - на 84,4 млрд руб. «Арктика» должна была быть сдана в конце 2017 года, «Сибирь» - в конце 2019 года, «Урал» - в конце 2020 года.

Ключевой проблемой «Арктики» стали турбины. Их должен был поставить украинский Харьковский турбинный завод, но после 2014 года поставщика пришлось заменить на КЭМ (неточность - на самом деле ХТЗ не должен был поставлять турбины; когда в 2013 г. КЭМ выиграл тендер на производство турбинных агрегатов, то планировалось изготовленные на Кировском заводе турбины только испытывать на ХТЗ, где для этого имеется специальный стенд – ). Источник в правительстве говорит, что серьезных технических сложностей нет: на стенде КЭМа проходит испытание первая турбина, вторая должна быть испытана к октябрю. В ОСК пожаловались на кадровые проблемы, большой временной разрыв в реализации подобных проектов, утрату компетенций, переделку техпроекта и документации.

В целом подрядчики ледокола перекладывают вину в срыве сроков друг на друга. Так, в ОСК считают, что слабыми звеньями кооперации стали изготовители паротурбинных установок (КЭМ) и системы электродвижения (ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - Крыловский ГНЦ). На Кировском заводе сообщили, что на протяжении исполнения контракта по «Арктике» проходят проверки, которые «не выявляют каких-либо нарушений законодательства со стороны завода». В компании добавили, что Крыловский ГНЦ более чем на два года задержал поставку генераторов. Исполнительный директор Крыловского ГНЦ Михаил Загородников считает, что в задержке сроков есть вина ОСК: конкурс проводился пять месяцев, при этом, хотя техпроект был готов в 2009 году, рабочее проектирование началось лишь в 2013 году.

БЗС также просрочил сроки сдачи и дизельного ледокола ЛК-25 «Виктор Черномырдин» , и ПАТЭС «Академик Ломоносов» .

Сейчас в эксплуатации находятся атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», ресурс их атомных установок продлевается, что не может происходить бесконечно, когда уйдет ледокол «Ямал», из класса «Арктика» останется только ледокол «50 лет Победы». Если к 2022 году будет всего четыре ледокола, этого недостаточно, так как прогнозируется резкое увеличение грузопотока с нефтяных и газовых месторождений, с «Востокугля» и «Норильского никеля», есть попытки увеличить транзит по Севморпути. К 2022 году должно быть построено как минимум два новых двухосадочных ледокола.

Справка 24РосИнфо:

Головной атомный ледокол проекта 22220 строится на класс Российского морского регистра судоходства на « Балтийском заводе-Судостроение » по заказу «Госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 г.) и станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире.

Основные характеристики атомного ледокола проекта 22220:

мощность.....60 МВт (на валах);

скорость хода.....22 узла (по чистой воде);

длина.....173,3 м (160 м по КВЛ);

ширина.....34 м (33 м по КВЛ);

высота.....15,2 м;

осадка.....10,5 м/8,65 м;

максимальная ледопроходимость.....2,8 м;

полное водоизмещение.....33 540 т;

назначенный срок службы.....40 лет.

Похожие публикации