Растрелли конная статуя петра 1

Памятник Петру I - бронзовый конный памятник, исполненный Бартоломео Карло Растрелли, находится на Кленовой улице, перед главным (южным) входом в .

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) изготовил модель памятника ещё в 1716 году, при жизни Петра I и под его руководством. Однако скульптура была завершена лишь к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. К этому времени и заказчик и скульптор скончались.

По первому проекту, памятник имел пирамидальное построение и должен был быть в 64 фута вышиной. Первоначально Петр планировал установить монумент на Коллежской площади, находящейся на Васильевском острове - в то время главной площади Санкт-Петербурга. Ещё один конный памятник, по тому же проекту, немного меньше размером - в 52 фута, предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.

Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком. . На цоколе должен был помещаться большой барельеф "Полтавская баталия"; фигуры побеждённых "полоняников" служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь - из пёстрого мрамора. Многие детали монумента - барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие "уборы" предполагалось позолотить. Для овального барельефа Растрелли просил Петра самого выбрать соответствующий сюжет.

В 1717 году Растрелли решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра. В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя "Река" с четырьмя купидонами и "Земная сфера", поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главный акцент был сделан на прославление "добродетели" и посрамление "зависти". Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (Невы) и Глобуса - земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и "облачают в златую обёртку", означало обновление и исправление карты мира, то есть возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал и работа в очередной раз остановилась.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены только в 1734 году при Императрице Анне Иоанновне.

Распоряжение об отливке в бронзе было дано следующей Императрицей Елизаветой Петровной - 22 июня 1743 года. При этом Растрелли переработал первоначальную модель, утверждённую Петром: свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись к первому проекту памятника. Композиция стала более лаконична, а форма - пластически обобщена.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный "литейный амбар". Скульптору помогали свыше 20 человек, но завершить работу он не успел - 18 ноября того же года Б.К. Растрелли скончался. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. Под его руководством в 1745-1747 годах были построены две литейные печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди. 3 ноября 1747 года отливка из меди была закончена.

Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-1755 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник Петру I предполагалось установить перед Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к , где под деревянным навесом она простояла 45 лет. Екатерине II памятник не понравился и в 1766 году она заказала новый монумент Петру французскому скульптору Э.М. Фальконе.

В 1782 году Растреллевский памятник был подарен Екатериной князю Г.А. Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, но передумал и поместил в амбаре Таврического дворца, где памятник и простоял до 1791 года.

Лишь в августе 1798 года Император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено "отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить". Было назначено новое место - площадь Коннетабля перед строившимся . Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По сути она являлась островом. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре этой площади должно было установить памятник Петру I, а за памятником находились ров и три моста.

Установкой памятника занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.

22 марта 1800 года изготовление гранитного пьедестала по рисунку Федора Ивановича Волкова (1754-1803) поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский светло-красный и рускольским серовато-белым мрамор для облицовки поставил крестьянин Василий Одинцов, сердобольский гранит для цоколя - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев.

28 апреля 1800 года литейщик В.П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра Первого и лошадь под ним: у статуи была усилена железная арматура, заделаны дыры в брюхе коня, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя "прикрыта колером", т.е. патинирована. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.

15 октября 1800 года скульптор Пьер Луи Анжи (1752-1828) взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.

По приказу Императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук 1800 год", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, возвышается фигура Петра одетая в воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь. На ногах императора римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Голова Петра повёрнута чуть влево. На голову возложен лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени - сомнительная аллегория.

Убор коня роскошен: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. Скульптором изображен жеребец персидской породы по имени Лизетта. По другим источникам лошадь Петра I была карабахской породы, но все сходятся на том, что Петр приобрёл этого коня в Риге, выменяв на свою собственную лошадь. Лошадь, носящая женское имя, была мужского пола. Говорят, именно Лизетта является прообразом коня на всех конных статуях Петру I. Судя по тому, что Растрелли изобразил у коня длинную, прогибающуюся бабку - у лошади Петра была очень мягкая рысь. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Конная статуя имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Возможно, Растрелли вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи: конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме и эпохи Возрождения конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя.

Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте", а также аллегорической композицией с трофеями.

Барельефы исполнены скульпторами Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Василием Ивановичем Демут-Малиновским (1779-1846), Иваном Е. Моисеевым под руководством Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Во время блокады Ленинграда статуя Петра I была снята с пьедестала и скрыта в котловане, вырытом рядом. В 1945 году статуя была возвращена на место.

Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989-1990 годах: Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Памятник является Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810540000.
Проезд: от станции метро "Гостиный двор" пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут.




Памятник Петру I. Фрагмент. Фото: 2014 год.



Памятник Петру I перед Инженерным замком. Фото: 2014 год.


"Прадеду - правнук 1800 год". Фото: 2014 год.


Памятник Петру I. Фото: 2014 год.


Памятник Петру I. Фото: 2014 год.


Памятник Петру I. Детки изучают барельеф "Гангутское сражение". Фото: 2014 год.


На барельефе "Гангутский бой" слева на флагманском корабле изображен Пётр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя, которое произошло 27 июля (7 августа), 1714 года. На переднем плане изображена драматическая сцена - спасение тонущего моряка. Фото: 2014 год.


В центре барельефа "Полтавская баталия" на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане - на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак - 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд - это к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка - это отведёт опасность утонуть. Потому данные части барельефа отполированы руками суеверных туристов.


Аллегорическая композиция с трофеями на задней поверхности пьедистала. Фото: 2014 год.


Памятник Петру I и грустные голуби... Фото: 2014 год.



Памятник Петру I перед Михайловским замком. Фото: 2014 год.


Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

В конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. Он создаёт несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников. Барельефы на постаменте должны были представлять главные исторические эпизоды его царствования и символизировать процветание и успехи Русского государства.

По проекту, памятник имеет пирамидальное построение. Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком.

Проект конного монумента (1716)

Растрелли письменно уточнил проект. На цоколе должен был помещаться большой барельеф «Полтавская баталия»; фигуры побеждённых «полоняников» служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь – из пёстрого мрамора. Многие детали монумента – барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие «уборы» предполагалось позолотить. Так скульптор ещё не знал достаточно хорошо важнейших событий петровского времени, то для овального барельефа он просил Петра самого выбрать соответствующую «историю».

Пётр приказал скульптору приступить к исполнению монумента. Однако в своей переписке 1717 года с Меншиковым по поводу необходимых материалов и помощников Растрелли ведёт речь только об отливке лошади. Вероятно, из-за сложности работы и отсутствия больших литейных печей, он решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра.

В сохранившейся модели великолепно переданы гордая стать и упругая поступь сильного породистого коня. В пластической трактовке форм видна особенность расстреллиевской манеры.


Деревянная модель «великого коня» (1717)

К концу 1718 года лепка глиняной лошади была закончена и с неё готовились снять алебастровые формы. Однако, вскоре с моделью, очевидно, происходит некая неудача: о ней более не упоминается в документах, а через 4 года она исчезает и из мастерской скульптора.

В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 года. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела76 сантиметровв высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя «Река» с четырьмя купидонами и «Земная сфера», поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главное звучание приобрело прославление «добродетели» и посрамление «зависти». Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (может быть, Невы) и Глобуса – земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и «облачают в златую обёртку», означало обновление и исправление карты мира, т.е. возвращение несправедливо отторгнутых территории.


Проект установки памятника Петру I работы Б.-К. Растрелли перед зданием Коллегий (1720-е)

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал. Она останется у Растрелли до 1743 года. Лишь с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Растрелли получил указание вернуться к работе. При этом он переработал первоначальную модель, утверждённую Петром.

Скульптор свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись в этом к первому проекту. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщению пластической формы.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Скульптору помогали свыше 20 человек. Однако Растрелли не увидел своё произведение отлитым в металле: 18 ноября 1744 года он умер.

В 1745-47 годах, под руководством сына архитектора, были построены две литейные печи. К ноябрю 1747 года отливка из меди была закончена. Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-55 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В 1782 году недоделанный памятник был подарен Екатериной II князю Потёмкину и помещён им в амбаре Таврического дворца.

В 1799 году Павел I приказывает архитектору В. Бренна поставить монумент перед фасадом Михайловского замка на «наружном дворе».

Автор проекта постамента неизвестен. Наблюдение за его сооружением поручили Н. Давыдову, а рисунки деталей облицовки исполнил архитектор А. Михайлов. Гранитный пьедестал облицевали тивдийским светло-красным и рускольским серовато-белым мрамором, цоколь сделали из сердобольского гранита. Одновременно у статуи была усилена железная арматура, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя «прикрыта колером», т.е. патинирована.

На лицевой части постамента поместили надпись: «Прадеду правнук 1800 год».

На боковых сторонах пьедестала укрепили два барельефа, вылепленные по эскизам М. Козловского и его учениками Н. Теребеневым, В. Демут-Малиновским и Н. Моисеевым, отлитые и прочеканенные В. Екимовым. На барельефах изображено морское сражение при Гангуте и эпизод битвы под Полтавой.

На барельефе «Полтавская битва» справа – русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом – Меншиков. Над ними – парящие фигуры гениев Победы с трубами и венками. Над головой русских в облаках изображён рак – зодиакальный символ месяца, когда произошло сражение (27 июня 170 года).


Барельеф «Полтавская битва» на постаменте памятника

На барельефе «Гангутский бой» слева на флагманском корабле – Пётр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа – пленный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. В облаках помещено изображение льва – знака июля, когда произошёл бой.


Барельеф «Гангутский бой» на постаменте памятника

В конце лета 1800 года конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне. Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу – флот, полки, крепостные бастионы…

Фигура Петра поражает гигантским сложением – мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нём одет воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Пётр неколебимо сидит на послушном ему коне. От всего его облика веет грозной силой и величием. Укрупнив пропорции фигуры Петра, расширив его грудь, увеличив несколько голову, Растрелли добился впечатления исполинской силы и достиг высокой правды художественного образа.





Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику – богатырского коня. Конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.





Голова Петра повёрнута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчёркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени.

В передаче портретного сходства скульптор стремился к обобщённости. Не нарушая портретности, Растрелли усилил и подчеркнул те черты лица Петра, которые выявляют героическое, волевое начало.





Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали.

Свободно развёрнутая в пространстве конная статуя вместе с тем имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобна всем де-тям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее"образо-вание, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его ху-дожественные наклонности, был отдан для профессионального обуче-ния в одну из скульптурных мастерских.

Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптур-ной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции.

Однако молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с ис-панской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын — будущий архитектор, названный в честь деда — Бартоломео Франческо.

В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполне-ние пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году.

Первое крупное произведение скульпто-ра в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Рас-трелли уже казалось проявлением недоста-точно взыскательного вкуса.

Бартоломео Карло Растрелли.

Автопортрет

За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. При-влеченный широкими перспективами творческой деятельности в новой сто-лице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретет вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя.

Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на пути Растрелли-архитектора вскоре появился серьезный и да-ровитый соперник — французский архитектор Александр Леблон.

С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные от-ношения.^ «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леб-лон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгод-ном свете: «Имея в своем распоряжении 200 человек и располагая таким сроком [три месяца), Растрелли надлежало бы распланировать весь сад... Аллеи не подготовлены под посадку деревьев... Каналы центральный и один боковой выкопаны на глубину меньшую, чем им надлежит...»

Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его таки от-странили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в каче-стве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако еще до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектонич- ности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фи-гур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности.

Первая портретная работа Растрелли в России — бюст А.Д. Менши-кова, ближайшего сподвижника Петра 1, — датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора — типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста и его деталями скульптор по-казывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор доби-вается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозант-ностью и обилием декоративных деталей.

В 1719 году Растрелли по окончании очередного годового срока обра-тился с «доношением» о прибавке жалованья. Но прошение имело об-ратный результат: царь, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу» — исполнять заказы по отдельным договорам.

Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли. Растрелли заверили, что его обес-печат подрядными работами, и 5 июля 1719 года он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье».

1721 год в творческой биографии Растрелли отмечен работой над зна-чительными декоративными произведениями. Петр 1 предложил скульп-тору исполнить модель Триумфального столпа в честь побед в Северной войне, «чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержан-ные». Растрелли довольно быстро создал модель. С тех пор в его творче-ство прочно вошла и утвердилась патриотическая тема победоносной борьбы России с грозным врагом. Триумфальный столп, выполненный в задуманном масштабе, мог бы стать впечатляющим монументальным памятником Санкт-Петербурга.

Той же теме были посвящены девять аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе, отлитых в марте 172] года из свинца.

В ноябре 1721 года Растрелли исполнил «голову», которую «делал он по своему чертежу и по модели», то была гипсовая голова царя. «Голова Петра» — не простой слепок, а документальный портрет, сочетающий точность маски и живое ощущение художника. Растрелли сумел прора-ботать маску с такой художественной чуткостью, что она как бы ожила, одухотворенная искусством.

1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа — статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления.

В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интен-сивно, исполняя самые различные работы: фонтанные группы, портре-ты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор.

Весной 1723 года он закончил одну из парных фигур «Гладиаторов» для Большого каскада в Петергофе. Затем вылепил «великую барелиефу восковую» с изображением Полтавской баталии, которую Петр приказал поставить в своем кабинете.

В 1723—1724 годах Растрелли выполнил два бюста Петра: первый «но-вым римским манером» был вылеплен в августе 1723 года и второй — «старинным римским манером» — в марте 1724 года. Отлили бюсты од-новременно — в июне 1724 года.

Бронзовые бюсты Петра — одно из высших достижений творчества Растрелли. Эти скульптуры, образной основой которых послужила «гип-совая голова» Петра 1721 года, дают наиболее проникновенную и разно-стороннюю характеристику личности Петра, и вместе с тем это художе-ственные образы колоссальной обобщающей силы.

Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены создани-ем большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные груп-пы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты.

Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет мону-ментальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам па-мятник на улицу так и не попал.

Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формов-ке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.

Н И. Архипов и А.Г. Раскин в книге о Растрелли пишут: «Анна Иоан- новна с арапчонком» — коронационный портрет императрицы. Она сто-ит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза ее заученно торжественна: надменная осанка, голова чуть повернута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперед и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на «державу», которую подает арапчонок. Лицо ее непроницаемо, ничто не выдает мысли и чувства — это маска царственного спокойствия и уверен-ности...

Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюби-вая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недаль-него ума с настороженными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в ее тяжелое лицо с грозно остановившим-ся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н.Б. Шереметева: «Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста».

Последние четыре года жизни (1741 — 1744) Растрелли отмечены мощ-ным творческим подъемом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений — конного монумента Петра I.

Еще в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Петр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Рас-трелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.

Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твердо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться: модели надолго остались у скульптора.

Они вновь были «опробованы» только 22 июля 1743 года. Однако ма-стер, которому уже исполнилось шестьдесят восемь лет, нашел в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он пере-рабатывает первоначальную модель, утвержденную Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обоб-щения пластической формы.

Увы, скульптор так и не увидел свое самое капитальное произведение отлитым в металле. Растрелли умер 18 ноября 1744 года.

Его сын — великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли до-бился продолжения работы. 14 декабря 1744 года царским указом ему было поручено «зачатое отцом его дело исправлять». Но конный мону-мент был установлен перед въездом в Михайловский замок только в кон-це лета 1800 года! С этого времени конный монумент органически вошел в пейзаж города на Неве.

«Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне, — пишут Архипов и Раскин. — Растрелли предста-вил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу — флот, полки, крепостные бастионы... Голова Петра повернута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благо-родный овал лица; выбившиеся пряди подчеркивают крутой лоб. На голо-ве Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца. Фигура Петра поражает гигантским сложением — мощные плечи, широ-кая грудь, крупные руки. На нем одет воинский доспех, тяжелый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и руко-ять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными герба-ми, подбитая горностаем. Петр неколебимо сидит на послушном ему коне.

Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику — богатырского коня. «Гордясь могучим седоком», конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с под-весками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка...

В истории мирового искусства растреллиевский памятник Петру — один из блестящих образцов решения темы, начатой ваятелями антич-ности, развитой мастерами ренессанса и барокко. И особая его ценность состоит именно в том, что Растрелли, отказавшись от перегруженности и театрализованности монументов барокко, возродил на новой основе луч-шие ренессансные традиции и создал великолепный образец русского монументального стиля...

Огромная пластическая культура ренессанса и барокко, освоенная Растрелли и воплощенная в его творениях, безупречное мастерство вла-дения материалом — все это оказало большое влияние на творчество рус-ских скульпторов последующих поколений. Трудно переоценить роль Растрелли как скульптора-портретиста. Созданные им бюсты во многом предопределили дальнейшую реалистическую направленность развития этого жанра в отечественном ваянии».

Похожие публикации