Психологическая игра необитаемый остров. Тренинг Необитаемый остров.doc - Методическая разработка классного часа "Необитаемый остров"

Кудряшова Наталья Владимировна,

педагог - психолог

МБДОУ "Детский сад №1 "Колокольчик"

г. Ханты-Мансийска

Цель – сплочение педагогического коллектива

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща;

Осознание участниками своих целей и ценностей;

Проявление социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов;

Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;

Улучшение эмоционального состояния педагогов.

Продолжительность игры : 120 - 150 минут

Оборудование: ватман, цветные карандаши, краски, музыкальное сопровождение: шум моря, релаксационная музыка.

ХОД ИГРЫ:

1. Приветствие

Игра «Давайте поздороваемся».

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Опрос самочувствия

2. Создание игровой ситуации.

Некое туристическое агентство предложило вашей группе сменить обстановку и отправиться в захватывающее путешествие на один из предлагаемых агентством островов по вашему выбору. Насколько это путешествие будет захватывающим и чем оно закончится также зависит от вас. Агентство гарантирует вам только доставку на выбранный остров и, спустя месяц, возвращение обратно.

КАРТА ОСТРОВОВ

Итак, вашему вниманию представлены:

Остров Один – Ок

Климат : умеренный.

Условия проживания : отдельный уютный домик .

Местные жители : отсутствуют .

Особенности: средства связи (телефон, телевизор, радио, Интернет, почтовые голуби и т.д.) на острове отсутствуют .

Девиз: «Вы – и больше никого!»

Остров Мечталия

Климат : мягкий, теплый.

Условия проживания : уютный коттедж в прекрасной местности .

Местные жители : добрые, милые, симпатичные люди.

Особенности: на этом острове ваши мечты имеют привычку сбываться.

Девиз: «Все к вашим услугам!»

Остров Дикорост

Климат : умеренный, ближе к теплому .

Условия проживания : дикая природа

Местные жители : пара племен местных туземцев (на юге и на севере острова).

Особенности: горячие источники, богатый животный и растительный мир, очень теплая вода.

Девиз: «Станьте последним героем!

Как видите, здесь есть острова на любой вкус, и все они замечательные и интересные. Но присмотритесь, прислушайтесь…

Между прочим у острова Один - Ок очень неудобное побережье: приплыть или отплыть можно только во время прилива. Кстати, несмотря на комфорт и уединение, еще никто не выдержал на острове дольше трех дней. А вы – выдержите?

Возможности острова Мечталии не безграничны. Здесь сбываются все желания, кроме одного: чтобы все жители были счастливы одновременно. Ведь не все чужие желания могут быть вам по душе. Но они также сбываются! Остров двадцать девять раз был на грани уничтожения. Догадываетесь почему?

Между прочим на острове Дикорост всем хорошо! И туристам, и туземцам, и комарам, и хищникам. Значит, вам придется с ними уживаться. Сможете? Да, там нет гостиниц, абсолютная дикая природа.

Итак, выбор сделан и прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

3. Упражнение «Качества»

Итак, раз мы будем членами одного экипажа, то перед отплытием нам необходимо узнать, кто чем может быть полезен в предстоящем плавании… Сейчас каждый по очереди встанет, назовет имя того, кого берет с собой на корабль, и назовет три качества, т.е. за что он берет его с собой. Затем проходит на корабль, тот, кого назвали, называет следующего и т.д.


4.Релаксационное упражнение «Спокойное место для размышлений»

Волшебное море, море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.

У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...

Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.

Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.

Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.

Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.

Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос

(пауза 30 секунд).

В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.

Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.

Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.

Вы вдруг услышали стук.

Капитан сообщает вам, что произошла авария, корабль может продержаться на воде только два часа, но если начнется шторм, он перевернется раньше.

5.Игра-дискуссия «Кораблекрушение».

Ваша лодка терпит кораблекрушение. У вас есть возможность спастись, на корабле оказалось несколько надувных лодок, но поместиться могут только три(4) человека. Шансы у всех разные. Первые три человека имеют 100%, вторые – 50%, третьи – 20%, у всех остальных шансы на спасение уменьшаются. На лодке имеется пистолет с одним патроном.

  1. У каждого из вас есть 3 минуты, для того, чтобы составить индивидуальный план по спасению экипажа. Переговариваться и смотреть в чужой список нельзя. Время пошло.
  2. Теперь у вас есть 10 минут (если группа работает давно, то можно сократить время до 7-6 минут), чтобы спасти экипаж. Вам необходимо, проанализировав все варианты списков составить один, или принять чей-то за программу действий и начать план эвакуации.
  3. Решение должно быть принято единогласно. Если кто-то не согласен, то необходимо найти выход из ситуации или убедить в своей правоте.
  4. Тот, кто покидает круг, считается спасенным и не имеет право участвовать в дальнейшем обсуждении.

Примечание: если по окончании времени, в кругу остаются люди, то вы им сообщаете, что они погибли. Во время обсуждения стоит обратить внимание на то, чем руководствовались ребята при составлении списков, какие критерии использовали, какова была стратегия выработки общего решения, трудно ли брать на себя ответственность за жизнь или смерть другого человека?

Итак, вы теперь оказались в маленьких надувных лодках. И вот вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, во всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не ненужных вещей - и доплыть до острова.

Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а сколько там жить никто не знает. Не выкинете ничего – утоните в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь – погибните.

Задание 1: перед вами список вещей, находящихся в лодке (приложение 1), необходимо оставить предметы не больше 90 кг. Что бы вы выкинули за борт?

Каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, то решение не принимается. При этом не тяните, можете погибнуть, у вас всего 5 минут.


Затем один из членов команды должен зачитать список и доказать почему это они оставили.

Самыми необходимыми предметами являются те, которые служат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помощи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значение, т.к. знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших.

Следовательно, самыми важными являются:

Зеркало (для сигнализации воздушным и морским спасателям)

Ракетница с сигнальными ракетами;

Канистра с питьевой водой;

Медицинский спирт; (для дезинфекции и профилактики возможных болезней).

Винтовка с запасом патронов.

Р.S. Приведенная классификация является приблизительной и допускает изменения при условии достаточной аргументации.

И, наконец-то, мы оказались на острове, но какой он? Что же нас ждет впереди?

Задание 2: Выборы вождя.

Необходимо решить, такой серьезный вопрос, как выборы вождя. Кто, на ваш взгляд, лучше всех справится с ролью вождя? Кого бы вы хотели видеть в роли вождя? Задумайтесь над этим.

А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного.

Задание 3:

Ваша задача – создать для себя условия, в которых Вы могли выжить. Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. И придумать 5 основных правил проживания.

У вас на все 15 минут.

(рисование на ватмане)

Защита своего проекта вождями.


Задание 4: (для острова Дикороста)

Недалеко от вашего лагеря стали появляться туземцы. Они вооружены и, кажется, относятся к вам очень настороженно. А может и враждебно. При этом никаким другим языком, кроме собственного, они не владеют.

Придумайте условные обозначения для письма, продумайте процедуру знакомства.

Задание 5 (для острова Мечталия)

Ваши соседи каждую ночь устраивают шумные праздники с песнями, с плясками. Они и вас приглашают каждый вечер, но после дневных работ (добычи еды, устройства жилья) у вас уже нет сил. Отдохнуть бы! Но за окном опять грохот барабанов и оглушительная музыка. Отказать им и не прийти смертельная обида….


Задание 6 (для острова Один-Ок)

Вы посетили традиционный туземный карнавал и победили в конкурсе на лучший костюм! Но теперь, по обычаям острова, вам надо целую неделю носить его каждый день. Туземцы рады за вас! А вот вам уже жмут карнавальные туфли, и голова под маской начинает болеть….

Задание 7: Вы увидели корабль и должны дать сигнал, но нет ракетницы. Как вы поступите?

Ура вы наконец-то спасены!!!

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом : вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия педагогами


Резюме ведущего

Сегодня вы узнали что-то новое о своих коллегах, вы почувствовали обратную связь от своих коллег, сегодня вы были одной командой, вспоминайте об этом в трудную минуту и смело обращайтесь за помощью друг другу, взаимопомощь в нашем совместном деле необходима.

Прощание

Общее объятие, с покачиванием.

Список литературы:

1.Громова Т. «Незаконченный сценарий для свободного плавания» - Метод в теории и на практике. / «Школьный психолог» - №23 июнь 2004 г.

2.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

3.Саканова И.Н. Социальный педагог МОУ "Еласовская средняя общеобразовательная школа" Горномарийского района Республики Марий Эл. http://elasy-rme.narod.ru/work/sakanova/index.html

4. Образцова Т. "Психологические игры для детей". Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

Приложение 1

1 Канат 50 м

2 Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные 20 кг

5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг

7 Шоколад 20 кг

8 Спальные мешки (по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг

9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10 - местная 20 кг

11 Баллон с кислородом 50 кг

12 Комплект географических карт 25 кг

13 Канистра с питьевой водой 20 л

14 Собака 55 кг

15 Лодка резиновая надувная 25 кг

16. Туалетное зеркало, шило, мыло 3кг.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002448

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Тип урока:

Тренинговое занятие

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

Используемое оборудование:

Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Презентации с релаксационной музыкой.

Краткое описание:

Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.


Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

Правила групповой работы:

  1. Слушай внимательно все выступления.
  2. Не критикуй высказанные идеи.
  3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
  4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
  5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Соблюдай личные права членов группы:
  1. право отстаивать свою точку зрения;
  2. право выдвигать идеи;
  3. право на обдумывание;
  4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
  1. Не обижайся.
  2. Будь доброжелательны.
  3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг:

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".

2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

(Приложение №1)

Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

на фоне музыки звучат слова ведущего.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

Среди участников проводится жеребьевка.

Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» - Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

(президенты описывают свои ощущения).

Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

- название государства, столицы;

Флаг;

Герб;

Выбрать песню, которая будет гимном;

Валюта;

Основные законы (5);

Климат;

Полезные ископаемые;

Чем будут заниматься жители вашего острова.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

Руководство со стороны президента;

Умение договариваться позитивными приемами.

- (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени - Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

Ведущий тренер: - Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание .

После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.

Вопросы для обсуждения: Как работала группа? Кто руководил процессом? Какие стратегии руководства применялись во время создания послания? Чьи идеи принимались в первую очередь и почему? Все ли идеи были услышаны и воплощены? Почему не все принимали участие в процессе? Каким было настроение во время процесса и что влияло на его изменение? Какое настроение сейчас? Каковы были действия участников во время процесса игры?

По окончанию дня шеринг с обсуждением следующих вопросов:

Главные итоги сегодняшнего дня для вас лично. Чему вы научились, что осознали?

Что еще вы хотели бы реализовать в предстоящий день?

8-й день «Конфликтное взаимодействие»

Продолжение

День как обычно начинается с шеринга. Продолжительность работы порядка часа. Это эмоциональные остатки, недоговоренности вчерашнего дня, рефлексия своего актуального состояния. В зависимости от ситуации как дополнение к вопросам предыдущих дней, которые можно дублировать, могут прозвучать следующие:

- Удалось ли Вам вчера разобраться со своим поведением и ролью в группе?

- Что помешало Вам вчера реализовать ваше мнение в группе?

- Главные итоги вчерашнего дня для вас лично. Чему вы научились, что осознали.

- Что еще вы хотели бы реализовать в предстоящий день.

Ролевая игра «Катастрофа в уральских горах»

В игре участвует вся группа.

Ведущий тренер : - Вы все пассажиры самолета, который летит над Уральскими горами. Ваш самолет попадает в пургу, и час летит неизвестно куда, затем падает.

Летчик погиб, самолет сгорел, но вы все спаслись. Все в обычной зимней одежде; упали на ровную площадку примерно 1000 метров над уровнем моря, температура воздуха -4 °С, идет снег, пурга. В 100 метрах внизу по пологому склону виднеется лес.

Успели вытащить из самолета:

1) шесть шерстяных одеял;

2) одну винтовку и восемь патронов;

3) одну пару лыж;

4) косметическое зеркальце;

5) одну большую свечу;

6) 20 пакетиков с бутербродами, по два бутерброда в пакетике;

7) полиэтиленовую пленку 4x6 метров;

8) электрический фонарик;

9) нож;

10) авиационную карту;

11) четыре бутылки водки;

12) шесть пар солнцезащитных очков;

13) четыре коробка спичек.

Какими будут ваши дальнейшие действия? Договоритесь сейчас, что вы будете делать в такой ситуации ».

Далее идет обычная групповая дискуссия. Чаще выделяются один или несколько лидеров, которые будут управлять процессом обсуждения. Если группа будет слишком громко обсуждать проблему, то тренер может подойти и напомнить им о том, что главное договориться, учесть мнение всех.

Сначала каждым участником в индивидуальном порядке заполняется колонка «Я», затем группа вместе решает ту же задачу и заполняет колонку «Группа». После групповой дискуссии дается экспертная оценка и считается разница по модулю «Я - Эксперты» и «Группа - Эксперты». И в столбик подсчитывается сумма (Бланк в Приложении 5.)

Экспертная оценка «Катастрофы в Уральских горах» (бланк в Приложение 6). На первом месте косметическое зеркальце, потому что можно сразу подать сигнал. Одеяла на втором, потому что холодно, нужна теплоизоляция от такого холода. Третье - бутерброды, понятно почему. Четвертое - фонарь. Фонарь нужен для того, чтобы светить ночью, это и сигнализация, и способ ловить каких-то животных. Спички - позволяют разжечь костер, как средство сигнализации, обогрева и приготовления пищи. Шестое - нож перочинный, скорее всего, если поймать какое-то животное, то можно разрезать. Седьмое - полиэтиленовая пленка, с его помощью можно добывать воду. Восьмое - винтовка, в основном его можно использовать, как средство звуковой сигнализации и для охоты. Девятое - очки. Водка - для наружного применения и растирания при обморожениях на десятом месте. 11-е место - свечка для освещения в ночное время. На 12-13 месте – бесполезные лыжи и авиационная карта.

У группы есть два варианта решения: или построить лагерь и сидеть и ждать, когда спасут, или идти, но идти можно одному, потому что лыжи только одни. Но идти одному нельзя, потому что можно погибнуть. Нет, конечно, он, может быть, и дойдет. Но даже любой опытный спортсмен может случайно упасть и сломать ногу. И обратно он не доползет, его просто ночью съедят волки.

Тысяча метров над уровнем моря - это невысоко, и дышать можно совершенно спокойно. Но в то же время это все-таки горы, значит, местность не ровная (не поле, где на 30 километров в одну и в другую сторону хорошо видно), а пересеченная. Это предполагает уже более сложное передвижение. В ста метрах ниже по пологому склону находится лес. Видимость сто метров, поэтому понятно, что пурга не очень сильная. Температура -4 °С.

Верное решение - это сидеть на месте и ждать помощи, обустраивать лагерь и ходить на разведку недалеко от лагеря.

После того как время выйдет, надо остановить обсуждение и спросить у группы, к какому мнению они пришли. Выслушав их решение, Можно озвучить им правильный ответ. Затем надо приступить к анализу того, как группа приходила к решению, как велась дискуссия. И тут главное подчеркнуть, что когда общаются только два человека, то они обычно легче договариваются и остаются довольны. Когда три - тогда один уже может быть не согласен. Когда принимается решение голосовать, это уже будет неэффективно, так как есть несогласные. Вот поэтому вся группа должна быть привлечена к обсуждению, чтобы участвовали все и учли мнение всех. Эффективное общение - это не принятие решения большинством голосов, а ситуация, когда все согласны, все довольны, то есть в этой игре реализуются сразу оба критерия.

На этом процессе можно показать, как группа проходила все стадии группового взаимодействия - от контакта до принятия решения.

По результатам работы тренер может группу похвалить и сказать: «Вы молодцы, быстро пришли к решению, учли мнение всех участников» и т.д.

Ведущий тренер: - При взаимодействии в группе и между студентами возникают различные конфликтные ситуации. В конфликтах можно выделить две основных стратегии выхода из конфликта – конструктивную и деструктивную. В первом случае решается проблема, во втором выясняется, кто прав и кто виноват.

Как вы думаете, что нельзя делать в конфликтных ситуациях? (участники высказываются).

Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.

Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.

В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.

Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.


На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.

Ведущий . Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?

На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:

Как вы строите отношения друг с другом?

Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?

Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

Ведущий . Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.

Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?

Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).

Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)

Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!

Второй вариант (все остались на острове)

Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...

Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.

Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)

Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)

Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.

Ведущий . Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.

Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.

Вопросы для обсуждения

Довольны ли вы пережитыми приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.

Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.
Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.
В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.
Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.
На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.
Ведущий. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?
На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:
Как вы строите отношения друг с другом?
Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?
Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?
Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?
Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.
Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.
Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.
Ведущий. Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.
Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?
Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).
Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)
Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!
Второй вариант (все остались на острове)
Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...
Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.
Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)
Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает во всю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)
Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.
Ведущий. Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.
Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы пережитыми приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?
Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.

Похожие публикации