Молитвы к святому пророку Науму.

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В церкви 14 декабря почитается память святого Наума – одного из 12 малых пророков. Родился он в селении Елкоша, расположенном в Северном Израиле. Под его именем выпущена ветхозаветная книга, в которой достаточно ярко описаны политическое и религиозное состояние Израиля того времени. Согласно преданию умер Наум в возрасте 45 лет и был похоронен на Родине.

На Руси пророк Наум считался покровителем учащихся, за что его и прозвали Грамотником. В азбуковниках и прописях XVIII века можно было встретить молитву, обращенную к святому:

По старой русской традиции именно с Наумова дня детей отправляли учиться. Служили молебен, просили благословение на ребёнка и приглашали в дом «учителя», в роли которого в то время выступали дьяконы. В зажиточных домах из прихода «учителя» разыгрывали настоящий спектакль с поклонами и просьбами научить уму-разуму.


В те времена немногие могли позволить отправить подростка учиться. Однако люди понимали, что грамотному человеку намного проще выбиться в люди. Даже сны, в которых привиделась азбука, толковали по-своему: если такое сновидение увидел безграмотный человек, то ждёт его хлопоты и неприятности, грамотному же видение сулит счастье и благополучие.

Считалось, что во время уроков нельзя есть, иначе выученное заешь, книгу нельзя оставлять открытой – всё, что учил, позабудешь. А ещё люди верили, что пророк Наум и худой разум наведёт на ум.

В старину учебный год начинался не в один день, как сейчас (1 сентября). Одни детки начинали учиться в августе, другие – в сентябре, третьи – , в день святых Космы и Дамиана. Сельские детишки, помогающие родителям собирать урожай, отправлялись учиться в Наумов день.

Раньше на эту дату выпадал День учителя. На Руси эта профессия считалась очень важной и солидной. Стать педагогом мог только человек с особыми способностями.

В этот день молились святому, чтобы он научил уму разуму.

Молитва Науму о прибавлении ума


Молитва Науму о помощи в учебе


Молитва Науму Грамотнику




14 декабря: народные приметы дня

  • Если ветер северный, то грядёт сильное похолодание.
  • Если звёзды на небе переливаются, то будет вьюга.
  • Собачий лай слышно глухо – к снегопаду.

14 декабря именины празднуют:

  • Антон
  • Дмитрий
  • Порфирий

Человек, рождённый 14 декабря, по гороскопу Стрелец. Он может стать талантливым преподавателем. В качестве талисмана ему подходит халцедон. Этот камень обеспечивает материальное благополучие, защищает от стихийных бедствий, помогает наладить семейную жизнь.

Видео: Святой пророк Наум — 14 декабря

Монастырь Святого Наума, что находится на холме близ Охридского озера, был построен в 9-10 веках святым Наумом Охридским, который являлся младшим учеником Кирилла и Мефодия, с помощью правителей Болгарии, Симеона и Бориса. Впоследствии, после смерти святого, его мощи были помещены в храм монастыря. В честь святого монастырь и получил свое название. Ранее здесь находилась резиденция Охридского архиепископа, монастырь сегодня входит в юрисдикцию Македонской православной церкви.

Церковь Наума была похожа на церковь Святого Климента , которая имеет форму клевера-трилистника. После окончания Второй мировой, при проведении археологических исследований, были найдены лишь колонны и части стен церкви. Непонятно, когда ее успели разрушить, есть предположение, что это было дело турков, напавших на Охрид.

В период Оттоманского периода, где-то в 16 веке, на колоннах церкви возвели настоящую церковь в два этапа. Современное ее здание имеет причудливую форму - форму врезанного креста в квадратичном пространстве с куполом, стоявшего на четырех колоннах. Выше добавлен похожий купол с высоким тамбуром.

Внутреннее убранство церкви

Достопримечательность Македонии украшена живописью, выполненной мастером Трпо. Особо впечатляют сцены из жизни и чуда Святого Наума Охридского. Нарисованы они во второй зоне таинственного параклиса Наума. Эти сцены рассказывают о жизни святого и иллюстрируют некоторые чудеса, что он сотворил. Существовало поверье, что святой Наум мог лечить и душевные болезни. По некоторым сведениям, внутри монастыря находилась больница.

Иконостас церкви был выполнен в резьбе в 1711 году неизвестными мастерами. Иконы производят неизгладимое впечатление, среди них особо выделяются «Распятие Христа» и «Вход в Иерусалим». Они являются одним из высочайших достижений первой половины 18 века.

Колонны достопримечательности Охрида украшены кириллическими записями, есть также и одна глаголо-кириллическая запись, датируемая концом 10-12 веков. Они являются образцом древнейших славянских писем (кириллицы и глаголицы).

Монастырь Святого Наума возвышается на горе Галичица, а прямо под ней теку целебные источники, сюда стекается множество туристов, чтобы поклониться мировой святыне и испить живительную воду. Живописные пейзажи дополняют общую картину, оставляя о святых местах самое лучшее впечатление.

Краткое житие равноапостольного Наума Охридского

Пре-по-доб-ный На-ум Охрид-ский, бол-га-рин по про-ис-хож-де-нию, был од-ним из уче-ни-ков свя-тых рав-ноап-о-столь-ных Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (па-мять 11 мая) и со-пут-ство-вал так-же свя-ти-те-лю Кли-мен-ту Охрид-ско-му во вре-мя его про-по-ве-ди Еван-ге-лия в Бол-га-рии. Ко-гда свя-ти-тель Кли-мент от-пра-вил-ся на юго-за-пад стра-ны, пре-по-доб-ный На-ум остал-ся в то-гдаш-ней сто-ли-це, го-ро-де Плис-ке. Впо-след-ствии пре-по-доб-ный На-ум стал пре-ем-ни-ком свя-ти-те-ля Кли-мен-та в мо-на-сты-ре на бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, где под-ви-зал-ся де-сять лет. Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный На-ум 23 де-каб-ря 910 го-да, мо-щи его про-сла-ви-лись чу-дес-ны-ми ис-це-ле-ни-я-ми, осо-бен-но ду-шев-но-боль-ных.

Полное житие равноапостольного Наума Охридского

Рав-ноап-о-столь-ный На-ум Охрид-ский († 910) - уче-ник свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия и со-труд-ник свя-ти-те-ля Кли-мен-та Охрид-ско-го. Вме-сте со свя-ти-те-лем Кли-мен-том они бы-ли про-зва-ны "но-вы-ми Мо-и-се-ем и Ааро-ном". В Гер-ма-нии их схва-ти-ли и за-клю-чи-ли в тюрь-му, но по Бо-жи-е-му ма-но-ве-нию тем-ни-ца по-тряс-лась, це-пи спа-ли с уз-ни-ков и они сво-бод-но по-ки-ну-ли ме-сто сво-е-го за-клю-че-ния.

Впо-след-ствии, ко-гда Кли-мент нёс свя-ти-тель-ские тру-ды в Охри-де, свя-той На-ум вы-стро-ил Ар-хан-гель-ский мо-на-стырь на юж-ном бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, ко-то-рый на ве-ка стал ис-точ-ни-ком кре-по-сти и при-бе-жи-щем для бед-ных и увеч-ных. Во-круг него со-бра-лось мно-же-ство ино-ков, по-то-му что он был муд-рым на-став-ни-ком, стро-гим по-движ-ни-ком, чу-до-твор-цем и мо-лит-вен-ни-ком. Он неустан-но тру-дил-ся над пе-ре-во-дом Свя-щен-но-го Пи-са-ния на сла-вян-ский язык.

Икона Святого пророка Наума - именная икона мужчин по имени Наум. День памяти установлен православной церковью 14 декабря.

Пророка Наума русский народ почитал помощником в “умственных и механических занятиях” и называл его Грамотником.

В прописях и азбуковниках XVII в. приводилась следующая краткая молитва к прор. Науму о его содействии занимающимся науками: “Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати”.

В одном из азбуковников XVII в. указывалось: “Обычай есть многим (учащимся) совершати молебны свв. бессребреникам Косме и Дамиану, и св. прор. Науму, и Ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать”. Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня св. прор. Наума и 1 декабря обращались к этому пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день прор. Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околодке. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — полотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя, который состоял из домашних птиц. Объяснения, почему этот обычай приурочен к имени и дню св. Наума, напрасно мы стали б искать в жизни этого угодника. Всего проще обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь как зимнее время есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти св. прор. Наума. Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня св. Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.

Наум, пророк, из 12-ти малых пророков (VII в. до Р.Х.), происходил из Галилеи, из селения Елкоша. Согласно преданию, он умер в возрасте сорока пяти лет и был погребен в родном селении. Главным содержанием книги прор. Наума, входящей в состав Ветхого Завета, является пророчество о падении Ниневии — главного города могущественной Ассирийской державы, с которой евреи тогда находились во враждебных отношениях. Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Но военные неудачи ждали Ассирию, она пережила поражение сначала во время нашествия скифов, а затем от восставших месопотамских народов. Ликованием встретили угнетенные люди известие о гибели Ниневии в 612. Книга прор. Наума представляет собой древнюю поэму, написанную красочным и выразительным языком. Одним из главных упований, выраженных прор. Наумом, является надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы: “Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” (Наум 1: 2-3).

Похожие публикации