Пост памяти советской стюардессы надежды курченко, погибшей в небе от пули террористов. Подвиг советской стюардессы надежды курченко Стюардесса курченко

Сорок девять лет назад в Советском союзе впервые произошел угон самолета. Ан-24, летевший из Батуми в Сухум, был захвачен литовскими террористами.

Sputnik, Астанда Ардзинба.

Захват

15 октября 1970 года советский гражданский самолет Ан-24 вылетел из Батуми в Сухум. Время в пути заняло бы 30-35 минут, но через пять минут после взлета, в 12:40 по местному времени, два пассажира в первом ряду вызвали бортпроводницу и потребовали передать конверт пилотам. Это был отпечатанный еще в Вильнюсе "Приказ № 9", в котором террористы требовали лететь в Турцию и прекратить радиосвязь, за невыполнение приказа - смерть. Одновременно один из террористов объявил пассажирам о том, что советской власти на их самолете больше нет.

Так начался первый в истории СССР захват пассажирского самолета. На борту находились 46 пассажиров и пять членов экипажа.

Террористами оказались литовцы, отец и сын Бразинскасы. Позже компетентные органы досконально изучат все этапы их жизни. Окажется, что старший Бразинскас – 45-летний Пранас, антикоммунист, в 1944 году служил во вспомогательных войсках немецкой дивизии, где собирал понтонные мосты. Позже он снабжал литовских участников "Сопротивления" оружием. В 1965 году Пранас Бразинскас, работая заведующим склада хозтоваров, получил пять лет колонии общего режима за хищение социалистической собственности, однако его условно-досрочно освободили через три года, и дабы не искушать судьбу, он уехал с сыном Альгирдасом в Узбекистан.

Но и там Пранас стал организатором местного черного рынка, сын также участвовал в аферах отца. Когда в 1970 году Бразинскасами заинтересовался КГБ, они решили бежать из страны, не придумав ничего лучше, как захватить самолет.

Однако эти любопытные подробности биографии захватчиков еще не были известны ни пассажирам борта, ни членам экипажа.

© Sputnik / Владимир Акимов

Турбовинтовой пассажирский самолет "АН-24"

19-летняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко рванулась к пилотам с криком: "Нападение!" - Террористы кинулись за ней. "Никому не вставать! - закричал Альгирдас. - Иначе взорвем самолет!" - Курченко пыталась преградить им путь в кабину, и тогда Пранас в упор расстрелял ее из обреза.

Террористы ворвались в кабину и стали стрелять в экипаж, ранив командира, бортмеханика и штурмана, не пострадал только второй пилот. Позже они объяснят, что намеренно решили ранить трех членов экипажа, но не убивать, а одного оставить невредимым, чтобы он смог вести самолет.

Стоя за спиной у пилотов, Пранас Бразинскас тряс гранатой и приказывал взять курс на юг, на Трабзон.

Примерно через полтора часа после захвата воздушное судно приземлилось в этом турецком городе. Местный спецназ, который был предупрежден об инциденте, оцепил самолет. Выйдя из самолета, Бразинскас-старший произнес: "Вот она, свобода!" - Оба террориста добровольно сложили оружие и сдались полиции.

Всем членам экипажа оказали медицинскую помощь. Пассажирам и летчикам предложили остаться в Турции, но никто из них это предложение не принял. Через сутки советский военный самолет вывез их всех обратно в СССР, а тело погибшей бортпроводницы Надежды Курченко специальным рейсом было доставлено в Сухум.

В память о Наде

Подвиг девятнадцатилетней Надежды Курченко, выпускницы Понинской школы-интерната Глазовского района в Удмуртии, бортпроводницы Сухумского авиационного отряда, не остался незамеченным. В честь Нади писали песни, называли парки и улицы советских городов, ее именем названа малая планета № 2349, открытая учеными Крымской обсерватории, о ней снят фильм "Абитуриентка". Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда Курченко награждена боевым орденом Красного Знамени посмертно.

© Sputnik / Лев Поликашин

Открытие памятника бортпроводнице Надежде Курченко, погибшей от рук отца и сына Бразинскасов, захвативших пассажирский самолет Ан-24, который выполнял регулярный рейс № 244 из Батуми в Сухум.

Надежда Курченко родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В декабре 1968 года Надя переехала в Сухум, где стала работать бортпроводником местного авиапредприятия. Юная Надежда Курченко не дожила двух с половиной месяцев до своего двадцатилетия и три месяца до своей свадьбы.

Тело убитой террористами бортпроводницы спецрейсом привезли из Трабзона в Сухум, куда из Удмуртии уже летела ее мать. Похоронить Надю Курченко решили в Сухуме, в одном из центральных парков, который по сей день носит ее имя.

В день ее похорон тысячи людей шли за гробом по улицам города и несли ей цветы. А самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями в знак уважения своей юной сослуживице.

Через двадцать лет после трагической гибели в 1990 году прах Нади Курченко по настоянию ее матери был перевезен в Удмуртию, останки героини сейчас покоятся на кладбище ее родного города Глазова. В школе юных летчиков в столице республики Ижевске открыт музей ее имени, которому присвоено звание "народного".

Жизнь "под присмотром КГБ"

Турецкие власти, во многом из-за влияния США, не выдали террористов Советскому Союзу. Их осудили: отца к восьми годам тюрьмы, сына – к двум. Но менее чем через два года, оба бандита оказались на свободе и сумели перебраться в США, где литовская диаспора выхлопотала им гражданство. На Западе считали, что Бразинскасов нельзя ставить в один ряд с другими террористами, якобы они борются против советского режима.

В Америке они сменили имена и фамилии на Фрэнка и Альберта Уайтов и поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. Жизнь у обоих наладилась. Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. Его сын окончил бухгалтерские курсы, устроился работать в страховую компанию и женился на американке.

Однако до конца жизни Бразинскасу-старшему не давали покоя коммунисты. Ему казалось, что за домом следят агенты КГБ, которые хотят выкрасть его обратно в СССР. В 1980-е он несколько раз попадал в хронику, когда с пистолетом в руке приводил в полицейский участок "агентов КГБ" - каких-то первых встречных с улицы.

В Америке Альгирдас написал книгу воспоминаний о своих с отцом "подвигах", в которой он пытался оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации", а также рассказывал об ужасах жизни в Советском Союзе. Но даже после развала Советского Союза и обретения Литвой независимости Бразинскасы не вернулись на родину, все еще опасаясь замаскированных агентов КГБ.

Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным, у него с сыном стали часто возникать ссоры. Во время одной из таких 45-летний Альгирдас насмерть забил своего 77-летнего отца спортивной гантелей. Суд признал его виновным и осудил на 16 лет тюрьмы.

Памятник Надежде в Сухуме

В Сухуме в честь Надежды Курченко назван городской парк, в котором был установлен памятник отважной стюардессе.

Во время Отечественной войны народа Абхазии памятник значительно пострадал, так как подвергался постоянным обстрелам.

В 2010 году городская администрация выделила средства, на памятнике залатали дыры, но повреждения от сильных обстрелов сказались, когда на него в 2013 году упало дерево - памятник развалился на куски.

В 2017 году , что памятник будет восстановлен и установлен на прежнем месте.

В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. Молодые и красивые девушки в элегантной униформе с приветливыми улыбками казались настоящими небожительницами. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Одна из таких песен – "Звездочка моя ясная" - была настоящим хитом танцевальных вечеринок семидесятых годов. Однако не все из танцующих знали, что пронзительно-грустные слова и мелодия этой песни посвящены трагической гибели стюардессы, или, говоря официальным языком, бортпроводника Надежды Владимировны Курченко.

Комсомолка, спортсменка и красавица

Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. в Алтайском крае. Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава (Ключевский район), отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, Генриетты Семеновны, в село Понино Глазовского района (Удмуртия). Налаживать жизнь на новом месте было непросто – алкоголизм отца, две младших сестренки и брат. Учиться Наде пришлось в Глазовской школе-интернате. Однако она стала одной из лучших учениц в школе, очень любила стихи и прекрасно их декламировала. Красивая синеглазая Надя была бессменной Снегурочкой на новогодних утренниках, а поступив в комсомол, стала пионервожатой в младших классах, организовывала походы, выпускала стенгазету. Для Надежды комсомольский билет не был пустой формальностью, а понятия "совесть" и "долг" - не просто словами.

Трудно сказать, почему девочка из удмуртской деревни решила связать свою судьбу с авиацией. Однако после окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы. Девушка быстро освоила технические тонкости своей профессии и умела ладить с самыми беспокойными пассажирами. Ее школьное увлечение туризмом продолжалось и на новом месте – она стала ответственной за спортивную работу в авиаотряде, организовывала увлекательные походы по окрестностям Сухуми и даже сдала нормативы на значок "Турист СССР". В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.

У Надежды было много планов – поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.

Закрыть собой

Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них были мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Увидев реакцию стюардессы, мужчина соскочил с кресла и ринулся к кабине пилотов. "Сюда нельзя, вернитесь!" - закричала Надежда, преградив ему путь. Она успела крикнуть "Нападение" и упала – бандиты начали стрелять. Под угрозой взрыва самолета раненым пилотам пришлось направиться к аэропорту Трабзон. Турецкие власти были снисходительны к угонщикам – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, они перебрались в США, но это уже совсем другая история.

Надежда Курченко была похоронена в Сухуми – в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога. Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма.

Nadezhda Kurchrnko Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 29.12.1950
В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись "Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей".

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем посредством два года в ее личном деле появилась запись "Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей". Сегодня мы хотим поведать о самом известном и в то же время самом загадочном случае захвата советского самолета.

УГОН НОМЕР ОДИН

В конце "бархатного сезона" - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел авиалайнер Ан-24. В нем находилось 46 пассажиров, охватывая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди ещё не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло сделаться свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.

Через немного минут позже взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - папа и отпрыск Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить путь и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: "Нападение!" Преступники кинулись за ней. "Никому не подниматься! - заорал меньшой из угонщиков. - Иначе взорвем авиалайнер!" В тот самый миг в салоне прозвучали выстрелы, единственный из которых оборвал существование 19-летней Надежды Курченко, у которой гладко посредством три месяца была назначена свадьба...

Первому пилоту Георгию Чахракия пулька попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля-дура застряла в железный трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не вступать!"

Пилот попытался одурачить террористов и усадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик ещё раз предупредил, что взорвет машину (позднее выяснилось, что Бразинскас блефовал, потому что граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую рубеж, а через ещё 30 мин оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив избавить ее для экстренной посадки. Сразу вслед за тем приземления угонщики сдались турецким властям.

К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на нарочно присланном самолете всех людей и туловище погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне ещё долгое время летал в Узбекистане.

БОЖИЙ СУД

Тогда, в октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное заявочное пожелание выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.

Фарс с "бегством" преступников в Америку был обставлен следующим образом: папа с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой дать им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы еще раз сдались в руки турецкой полиции, где их продержали ещё пару недель и... совсем отпустили на свободу. Затем сквозь Италию и Венесуэлу они преспокойно вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были "задержаны" Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не дали, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта.

Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за отбояривание Литвы от советской оккупации". По свидетельству газеты "Лос-Анджелес таймс", в литовской общине Америки касательство к Бразинскасам было настороженным, их открыто побаивались. Попытка основать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - на практике никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара.

Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а оттого в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали нередко возникать ссоры. Во время одной из таких ссор 45-летний сынуля насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой. В начале ноября этого года жюри присяжных Санта-Моники уже признало его виновным в этом преступлении, и в настоящее время Альберту-Виктору Уайту грозит самое меньшее 16 лет тюрьмы.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый значимый вопросительный мотив, на тот, что через 33 года вслед за тем трагедии так и не получен достоверный реакция, звучит так: "Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное цифра жертв угона самолета?" По информации, которая в близкое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем в аккурат известно, что угонщики имели только обрезы охотничьих ружей. Если распространяться из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, для чего преступникам нужно было действовать так полно выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, несомненно, являлась опасность взорвать гранату?

Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в близкое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, аккурат эти двое первыми открыли пламень и как раз их пули убили бортпроводницу. Нет, я нисколько не хочу оправдывать угонщиков - они совершили в действительности тяжкое правонарушение, которое и привело к трагедии. Но если анализировать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, охватывая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?

Можно допустить, что экипаж Ан-24 впрямь оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в тот самый миг Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: "Что это были за "охранники", потому что архитектура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР только в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьбина (во всех публикациях говорится, что пострадавших было только четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, в конце концов, зачем угонщики оказались больше умелыми стрелками, чем нарочно обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве "живого щита" или несложно вынудили охранников уложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?" К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, покуда не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки просторно распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником "Аэрофлота", погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили русский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, единственный пассажир и стюардесса.

За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а ещё 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв. Не чрезмерно ли высокая стоимость за прочность "замков" на наших воздушных границах?...

P.S. Выражаю огромную признательность за содействие при подготовке данного материала младшей сестре Нади - Екатерине Владимировне Курченко

Надежда Курченко

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могилка перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

К сожалению, более того в "Энциклопедии Удмуртской Республики" инфа о Наде содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения и путь последнего полета - он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, подобно тому как в ноябре 1968-го барышня стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А ещё ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения проронить, "Энциклопедия".

Надежда Кольба Nadezhda Kolba

Вице-губернатор Красноярского края.

Ваши комментарии
Олеся Мне очень понравилось, очень трогательно! 20 ноября 18:49 Песня с историей =Звездочка моя ясная...=

Я с детства очень люблю песню "Звездочка моя ясная" в исполнении ВИА Цветы!! Некоторое время назад, я наткнулась на статью об этой песне. В которой говорилось, что стихотворение, на которое впоследствии наложили музыку, было посвящено советской стюардессе Надежде Курченко.

Меня очень впечатлила эта история и я думаю, что она заслуживает нашего внимания.

Был конец «бархатного сезона». Из города Батуми рейсом N244 на Батуми-Сухуми-Краснодар вылетел самолет Ан-24 с 46 пассажирами на борту. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы, связанной с первым в истории СССР удавшимся угоном пассажирского самолета за границу.

Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - Отец и сын Бразинскасы подозвали стюардессу и, угрожая взрывом, потребовали посадку в Турции. В те годы в самолётах дверь в кабину пилотов не запиралась, спецсотрудников в салоне самолёта тоже не дежурило. Надя пыталась преградить бандитам путь в кабину пилотов. Она рванулась в кабину и закричала: «Нападение!».

Террористы первыми выстрелами убили бортпроводницу, преградившую им дорогу, и ворвались в кабину. Террористы стреляли во все стороны. Позже в обшивке насчитают 18 пробоин. Несколько пуль были выпущены в сторону салона; никто из пассажиров не пострадал. Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги.

Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Держать берег моря слева. Курс на юг.

В облака не входить!" Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне.

Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

Бразинскасам в 1983 году выдали американские паспорта. Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации.

По свидетельству газеты "Лос-Анджелес таймс", в литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - практически никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара. Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры.

Во время одной из таких ссор 45-летний сынок насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой и был осуждён за убийство своего отца на бытовой почве. Эта трагедия получила в то время очень широкий резонанс. По сути это был не только первый в истории СССР удавшийся акт воздушного терроризма, но и первый в мире случай, когда при угоне самолета погиб член экипажа. О трагедии много писали в газетах всего мира.

Смерть совсем еще юной Нади Курченко, у которой через три месяца была назначена свадьба потрясла страну. Одна из них, известная вологодская поэтесса Ольга Фокина, в начале 70-х годов написала стихотворение под названием «Песни у людей разные». На одной из творческих встреч Фокина призналась, что ее до глубины души поразила трагическая смерть Надежды Курченко, случившаяся в канун свадьбы Нади, что стих написан с мыслью о погибшей бортпроводнице и как бы от имени ее молодого человека, оплакивающего гибель своей невесты, своей звездочки....

Через некоторое время стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он то и написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная» с этими стихами. Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив который получил название ВИА "Цветы" (позже "Группа Стаса Намина").

А необычайно лирично и проникновенно спел песню солист "Цветов", ныне покойный Александр Лосев. Песня «Звездочка моя ясная», вознесшая ВИА «Цветы» на эстрадный олимп и сделавшая ансамбль суперпопулярным в СССР, не теряет своей популярности вот уже почти 40 лет и благодаря необычайной лиричности, душевности и искренности до сих пор живет в сердцах очень многих людей.


Живет в памяти людей и имя ЗВЕЗДОЧКИ - погибшей молоденькой бортпроводницы Нади Курченко, ценой собственной жизни пытавшейся спасти людей от вооруженных бандитов... ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ! Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.

Похожие публикации