Патриаршие пруды. Патриаршие пруды Трамвайные пути на патриарших прудах

Москва тесно связана с творчеством Михаила Булгакова. Дома, парки и улицы, вошедшие в гениальные сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» - портал «ЗаграNица» узнал, где в Белокаменной можно прогуляться по булгаковским местам

1

Патриаршие пруды

С них, собственно, и начинается роман о Мастере и Маргарите: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Самих трамвайных путей в описанном месте на Патриарших никогда не было - это чистой воды вымысел. А вот пруды были! Еще в XVII веке на Козьем болоте существовало три водоема, но спустя 200 лет два из них засыпали. Уцелевший водоем, символично описанный в романе Булгаковым, хранит свое коллегиальное название до наших дней.


Фото: strana.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru 2

Трамвайный маршрут «Аннушка»

Доехать до Чистых прудов от Калужской площади можно было трамваем «Аннушка». Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу («Кольцо А»), дали сами москвичи - в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло.

Сегодня маршрут уже изменен, но название его незыблемо. В честь событий «Мастера и Маргариты» организовали единственный в Москве трамвай-ресторан, который легко заметит каждый, кто отправится на прогулку к Патриаршим.


Фото: Victor Polyakov

Московский театр сатиры

Прототипом варьете в романе «Мастера и Маргарита» стал столичный Театр сатиры, расположенный на Триумфальной площади, 2. Действительно - почему бы великолепному сеансу черной магии, продемонстрированному Воландом, и великому разоблачению зрителей не случиться именно на этих подмостках?

В помещении театра, расположенном недалеко от «нехорошей квартиры», до 1926 года находился цирк Никитиных, а с 1926 по 1936 год - мюзик‑холл. Само здание было построено по проекту архитектора Нилуса задолго до событий в романе. Здесь же рядом находится и сад «Аквариум» - тот самый, где Варенуха встречался с Азазелло и Бегемотом.


Фото: северная-линия.рф
Фото: biletleader.ru 4

Спасо-Хаус

К описанию «весеннего бала новолуния» в «Мастере...» Булгакова вдохновило одно грандиозное событие - роскошный прием по случаю московского «Весеннего фестиваля» в 1935 году, на котором присутствовало около 400 приглашенных гостей. Мероприятие происходило в здании Спасо-Хауса, расположенном на Спасопесковской площади, 10, в бывшем особняке Второва, а нынче американском посольстве. У этого памятника архитектуры, построенного в 1915 году на месте старинной усадьбы, очень таинственная история. С 1946 по 1952 год здесь висел деревянный герб США с подслушивающим устройством! Теперь регалия находится в Музее шпионажа ЦРУ.


Фото: wikimedia.org
Фото: dominterier.ru
Фото: Ragulin Vitaly 5

«Дом Мастера»

Легендарный дом в Мансуровском переулке, 9 знает каждый почитатель творчества Булгакова: именно в нем обитал Мастер! «Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…». Во время работы над романом Михаил Афанасьевич часто приходил в гости к живущему здесь артисту Топленину - своему другу. Вот дом и попал в произведение. К слову, звезде Малого театра была дарована честь первого чтения «Мастера и Маргариты». И роман был восхвален.


Фото: stasyakalita.livejournal.com 6

«Нехорошая квартира»: Государственный музей М. А. Булгакова

«Нехорошая квартира» в доме 10 по Большой Садовой улице - образ собирательный. На самом деле она списана с двух реально существующих квартир: №34 и №50, - с жителями которых обитающие здесь Булгаков и его жена, мягко говоря, не дружили («Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру…»).

Внутренний интерьер «квартирки №50» позаимствован у фешенебельного дома №13 на Пречистенке, где в свое время проживал родственник легендарного ювелира Фаберже и куда был вхож Булгаков.

Дом на Большой Садовой, 10 был построен архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигина, владельца табачной фабрики «Дукат». О легендарных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, прикрепленная к стене дома. Сегодня здесь расположен просветительский центр и музей Булгакова.

Фото: moscowwalks.ru Фото: in-moskow.livejournal.com

«Калабуховский дом»

Булгаковские места в Москве - это также особняк Маргариты на Остоженке, «подвал Мастера» (Дом Пашкова), Дом Грибоедова, гастроном на Арбате, Торгсин, Брюсов переулок, Александровский сад, отель «Метрополь», Дорогомиловское кладбище…

В списке уникального архитектурного антуража следует отметить еще один дом - №24, расположенный на Пречистенке. Прототип «калабуховского дома» из легендарного «Собачьего сердца» имеет непосредственное отношение к биографии писателя. Здесь в свое время жил его дядя - Николай Михайлович Покровский, известный московский гинеколог, у которого чета Булгаковых останавливалась.


Фото: moscowwalks.ru

ТАЙНА «ЛЕТУЧЕГО ПЕТЕРБУРЖЦА»
ИЛИ
ДЕТЕКТИВ КЛАССА "А"

«Трамвайная линия» в «Мастере и Маргарите»
...........

1. А был ли трамвайчик?
О, дорогой читатель, вокруг скромного московского трамвайчика маршрута «А» - знаменитой «аннушки» - полыхают нешуточные страсти! Вообще-то большинство историков и краеведов Москвы давно и прочно утвердились во мнении, что никакой трамвай ни по Ермолаевскому переулку (согласно роману, именно оттуда вывернул вагон, под колёсами которого погиб Берлиоз), ни тем более по Бронной – никогда не ходил!

Что касается старожилов, здесь мнения самые разные. Некоторые с полной уверенностью свидетельствуют: не было на Патриарших трамваев никогда! Юрий Ефремов, живший в 1931 году в Большом Патриаршем, уверяет: «Никакие трамваи у ограды сквера на Патриарших никогда не ходили». Категорически отрицает движение трамвая у Патриаршего пруда и Наталья Кончаловская, которая жила с родителями с 1912 года в том самом доме на Садовой, где в начале двадцатых годов поселился и Булгаков.

Первая жена Булгакова, Татьяна Лаппа, в беседе Леонидом Паршиным прямо заявляла:

«…Трамвай там не ходил. По Садовой ходил, а у Патриаршего нет. Мы там несколько лет жили… Трамвая там не было. Это я вам ей-богу говорю, что трамвая не было».

Но с ними не согласны другие «аборигены». Писатель В. А. Лёвшин вспоминает: «Иногда, ближе к вечеру, он [Булгаков] зовёт меня прогуляться, чаще всего на Патриаршие пруды. Здесь мы садимся на скамейку подле турникета и смотрим, как дробится закат в верхних окнах домов. За низкой чугунной изгородью нервно дребезжат огибающие сквер трамваи».

Эти встречи и посиделки Булгакова с Лёвшиным относятся к 1923-1924 гг., когда Булгакову было 33 года, Лёвшину - 20. Мемуары же написаны Лёвшиным почти через 40 лет после описываемых событий. С. Пирковский в основательном исследовании «Виртуальная реальность, или Трамвай на Патриарших» воспринял это свидетельство скептически и даже иронически: «Что обращает на себя внимание и что вызывает в памяти этот фрагмент? Конечно, завязку романа. Тут и вечер, и скамья, и закатное солнце в окнах домов, и пруд. Только “низкая чугунная изгородь” и “огибающие сквер нервно дребезжащие трамваи” - новые штрихи в узнаваемой картине… В воспоминания Лёвшина, опубликованные в 1971 году, вскоре после выхода из печати романа Булгакова, “огибающие сквер трамваи” могли попасть непроизвольно, скорее всего под магическим воздействием впервые прочитанных глав».

Татьяна Лаппа-Кисельгоф по поводу воспоминаний Лёвшина вообще заявила: «Он же там всё наврал. Они с Булгаковым даже знакомы не были, потому что мы въехали в их квартиру из-за того, что он выехал и комната освободилась. И не зимой 1922 года, как он пишет, а летом 1924-го, уже после того, как мы развелись. А через три месяца Булгаков вообще уехал из этого дома, а Левшин только года через полтора вернулся в эту квартиру». И далее Татьяна Николаевна привела примеры выдумок и нелепостей Лёвшина. Так что – поздравляю, гражданин, соврамши-с…

Пирковский приводит и другое свидетельство – писателя Сергея Есина, который «помнил» трамвай на Патриарших в послевоенные годы, когда был мальчишкой-школьником: «Мальчишкой <...> я облазил все закоулки <…> и помню не только эти самые Патриаршие пруды <…> Но ведь я помню на этих прудах и знаменитый турникет, возле которого впервые москвичам явился Воланд. Я всё помню <… > и сознаю, что это не наросшие и вызревшие литературные реминисценции, а <…> многозначительно увиденное в детстве. Я бы даже осмелился высказать <…> утверждение, что даже помню скрип этого турникета <…> Я даже берусь заявить: всё было. Я видел, видел, видел! И турникет, и поворот трамвая, и деревянный ящичек-коробочку с надписью “Берегись трамвая!”... Например, была надпись на трамвайных путях на Сивцевом Вражке, в такой же коробочке сверкало, как звезда над трамвайной дугой: “Берегись листопада”».

Не правда ли, зримо и убедительно? Но, увы, всё это не более чем плод фантазии мемуариста. Или, мягче скажем, результат забывчивости. Вот как комментирует красочное описание Есина Пирковский: «Когда же, в каком году, видел десятилетний мальчик на Патриарших прудах “поворот трамвая” и “ящичек-коробочку”? Если на время мы не согласимся с классическим утверждением “всё врут календари” и поверим справочнику, то окажется, что в 1945-м! Но ведь не было “сверкающих” надписей на “коробочках” над трамвайными дугами. Надписи были, но на плоских табличках, укрепленных на опорах контактной сети, и гласили: “Осторожно, листопад”, просто “Листопад” или еще проще - “Юз”. “Ящички-коробочки” с красно-белой надписью “Берегись трамвая!” были установлены на специальных столбиках вдоль путей по Бульварному кольцу. Столбики стояли перед боковыми выходами за ограду, где шла трамвайная линия. Лампы подсветки предупреждающей надписи включались только при приближении трамвая. “Над дугой” они не “сверкали”. В этом, 1945 году, как и в последующие годы, никак не мог увидеть мальчик Есин трамваи на Патриарших прудах. Не было их там, и поэтому нельзя было увидеть. А вообразить, что видел, конечно, можно. Только не возле сквера на Малой Бронной, а ближе к дому на Тверском бульваре».

Кстати, сам Пирковский, который в 1945 году тоже был московским мальчишкой, вспоминает о своих прогулках: «Тогда, в 1945-1946 годах, я открывал для себя родной город, путешествуя по Москве пешком и на трамваях... Поднявшись из подвала, прошли мы по Ермолаевскому до замерзшего пруда и свернули на Малую Бронную к Садовой. Снега не было. Помню, что не было никаких следов рельсов вдоль нашего пути. Ни в Ермолаевском, ни на пересечении с Малой Бронной».

То же подтверждает коренной москвич Юрий Федосюк в мемуарах о Москве 1920-1930-х годов "Утро красит нежным цветом...". Автор вообще безотносительно к булгаковскому роману вспоминает, как летом 1932 года мальчишкой специально проследовал по трамвайному маршруту "А": "...хотя "Аннушка", отъехавшая от нашей остановки, минут через 40 возвращалась на то же место, мне хотелось проверить кольцеобразность её линии самолично, а не с помощью трамвая, Бог весть как там проложенного, для чего лучше всего было пройти весь его маршрут пешком". Согласно описанию, ни по Ермолаевскому, ни по Малой Бронной "аннушка" не проходила.

Пирковский провёл капитальное расследование с привлечением многочисленных справочников и архивов. В результате он пришёл к выводу: не существует никаких документальных доказательств того, что трамвай по Ермолаевскому и Бронной когда-либо ходил! Не буду приводить всех аргументов автора (для тех, кто не знаком с топографией Москвы, эта аргументация ни о чём не говорит). Выделю лишь одно - прокладывать трамвайную линию по Бронной было чудовищной бессмысленностью, на которую ни один муниципалитет (ни царских времён, ни послереволюционный) никогда не пошёл бы: «…Трамвайная линия не могла существовать на Патриарших. Причина… - отсутствие целевой необходимости в её прокладке. В противном случае мы столкнемся с неразрешимой загадкой: как почти в течение десяти лет существования, а может быть, и более, эта линия не попадала в транспортные справочники, ежегодно издававшиеся в Москве вплоть до 1941 года?».

ЕСТЬ, ПРАВДА, ЕЩЁ ОДИН ЭКСПЕРТ - Анатолий Жуков, бывший главный инженер путевого хозяйства Москвы. Он заявил одному из булгаковедов (якобы основываясь на своих домашних архивах): «Ходил по Малой Бронной трамвай! Ходил вплоть до конца двадцатых годов». Однако ни одного документа, факта или ссылки на существование таинственной трамвайной линии Жуков не дал. Зато исследователю булгаковского творчества Б. Мягкову в «Главмострансе» ответили предельно ясно: «Никогда в районе Патриарших прудов <...> не было организовано движение трамваев». А уж там-то все необходимые архивы имеются! Ни в одном справочнике, ни на одной из транспортных схем Москвы такой трамвайной линии не существовало.

Правда, Мягков тут же изобрёл новую версию. На основании «воспоминаний» неведомых «старожилов» он пришел к выводу: «Трамвай был, но не пассажирский, а грузовой. Трамвайные пути в районе Патриарших прудов, кроме того, в конце дня наполнялись пустыми трамваями, образуя своего рода ночное депо в тёплое время года. В романе <…> видимо, описан именно такой трамвай, направлявшийся на отдых в вечернее время: он был без пассажиров и явно не грузовой».

Теперь вроде бы становится ясно, почему таинственная линия не попадала в справочники и транспортные схемы: она была грузовая и не предназначалась для пассажирских перевозок. Но эта версия ровным счётом ничего не объясняет. Так и остаётся непонятным: почему на Патриарших появился ПАССАЖИРСКИЙ трамвай? Ну, ходил грузовой состав – и что? Переделать его в пассажирский и бросить под его колёса Берлиоза – это практически то же самое, что «с чистого листа» выдумать пассажирский вагон! Всё равно Булгакову нужно было создавать в воображении остановку и вести туда Мишу Берлиоза (ведь не на остановку же грузового трамвая он направлялся)!

А тут ко всему прочему оказывается, что изобретение «грузового трамвая» - тоже ерунда. Уже известный нам скептик Пирковский задаётся простым вопросом: «транспортировка каких таких стратегических грузов и на какие объекты осуществлялась по этой линии в центре Москвы? Кто её построил, если о ней не ведали на Раушской, 22?» Раушская, 22 – адрес Управления трамвайно-троллейбусного транспорта при Мосгорисполкоме и Московского трамвайного треста, которые при Булгакове ведали всем, что относилось к трамвайному движению. И уж окончательно добивает Пирковский Мягкова следующим аргументом: «Необходимо подчеркнуть, что в предвоенные годы (и до сего дня) трамваи в Москве не оставляли на ночь на улицах города даже “в тёплое время года”. Все вагоны трамвая "ночевали" в своих парках под крышей, где их осматривали, ремонтировали (если требовалось), мыли и готовили к следующему рабочему дню. Исключений из этого правила не было. Вероятно, “авторитетные” старожилы-свидетели спутали трамваи с троллейбусами, которые и теперь десятками толпятся, заполняя улицы и переулки вокруг своих парков и днем и ночью».

И, НАКОНЕЦ, не раз цитированный Мягков в качестве «железного» аргумента приводит «научное» доказательство. Оказывается, в 1980-х годах «методом биолокации» удалось установить наличие «рельсовых маршрутов», бывших в районе Патриарших прудов. Метод биолокации применяется в различных областях науки и техники, когда надо обнаружить объект, скрытый под слоем земной породы, грунта: источники воды, залежи минералов и т. п. Вот в результате таких поисков на местности якобы были найдены под асфальтом рельсы той самой таинственной трамвайной линии: «Рельсы поворачивали на Малую Бронную <…> и шли по ней вдоль ограды Патриарших прудов <…> и далее до Тверского бульвара <…> был обнаружен и разрыв в ограде, где находился раньше турникет. При этом ясно обозначился участок, где трамвай мог “взвыть и наддать”, и с точностью до метра определилось место гибели злосчастного булгаковского героя».

Но тот же злокозненный Пирковский развеивает в пух и прах это «доказательство»: «Чтобы биолокатор “почувствовал” трамвайные рельсы, они должны были находиться под слоем асфальта. А в это невозможно поверить. Как в течение почти сорока лет на эти рельсы не наткнулись коммунальные службы города в ходе почти ежегодных «раскопок» проезжей части улиц? И почему за всё прошедшее время линию не удосужились демонтировать и сдать рельсы “Вторчермету”? Невероятно. А если так, то трамвайной линии, остававшейся под слоем асфальта, не могло и быть. Значит, и обнаружить то, чего не было, даже методом биолокации невозможно. То же самое можно сказать и о находке разрыва в давно несуществующей ограде (“где теперь тротуар”), места “разгонного” участка линии и рокового турникета. Приходится признать, что выводы из биолокационных поисков, к сожалению, следует отнести к тому часто встречающемуся в подобной ситуации случаю, когда желаемое принимают за действительное».

СТОП-СТОП! А вот тут я позволю себе не согласиться с Пирковским. Турникет на Патриарших ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ! Даже два турникета. И именно на их месте существуют те самые "разрывы", о которых писал Мягков. Только искатель несуществующей трамвайной линии не учёл одного: подобные турникеты имелись при входе на большинство бульваров и в парки Москвы - равно как и на выходе из оных! Так повелось ещё до революции. Так, "Полный словарь иностранных слов" М. Попова, вышедший в 1907 году, сообщает: "ТУРНИКЕТ - крестовина, свободно вращающаяся на невысоком столбе, который устанавливается по середине узкого прохода; т. мешает проходу крупных животных в общественные сады, на бульвары и проч., мешает проходу экипажей и т. п.".

То же самое сохранялось до войны и в Москве (равно как и в других советских городах). Георгий Андреевский в исследовании "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху" пишет о 1921 годе:

"Неизвестные вандалы отбили угол пьедестала памятника Гоголю, вытоптали газоны скверов, исковеркали вертящиеся калитки на бульварах в черте Садовой, предохранявшие пешеходов от несчастных случаев. (Помните такую калитку-турникет на Патриарших прудах, за который Михаил Александрович Берлиоз из булгаковского романа "Мастер и Маргарита" сделал свой последний шаг навстречу трамваю?)".

Вот что пишет в повести "Лёнька Пантелеев" Алексей Пантелеев (Ерофеев):

"Он кинулся направо, заметил в ограде бульвара чугунную вертушку турникета, ударился об нее животом.. удачно проскочил через второй турникет".

Действие повести относится к первым годам Советской власти, а вышла повесть в 1939 году.

А вот воспоминания Зои Борисовны Афросиной - уже о 30-х годах прошлого века:

"Я родилась в Москве. Детство и юность провела в доме № 8 по Тверскому Бульвару. Это центр Москвы, бывшее бульварное кольцо трамвая "А". От бульвара дом отделялся широким тротуаром, булыжной мостовой и рельсами. Напротив нашего подъезда была входная калитка-турникет. Она представляла собой металлический столб с вращающимися ушами из 20мм арматуры и использовалась детьми как карусель".

Турникеты существовали при входе НА ЛЮБОЙ БУЛЬВАР, независимо от того, ходили мимо трамваи или нет. Более того: здесь дежурили специальные смотрители - чтобы регулировать наполняемость бульваров и не допускать столпотворения. А столпотворение таки бывало, и часто! Вот что вспоминает московский старожил Юрий Федосюк о о Покровском бульваре того времени:

"Днём на бульваре шла одна жизнь, вечером - другая. Дневными завсегдатаями бульвара были мамаши с детьми и пенсионеры... Вечером плохо освещённый бульвар превращался в гульбище... На одной скамейке усаживалось человек десять обоего пола, быстро налаживалось знакомство, сидящие разбивались на парочки. От угощения семечками контакты переходили в объятия, поцелуи и весьма откровенные прикосновения".

Афросина тоже вспоминает:

"Вечером и в воскресные дни на бульварных скамейках мест не оставалось. Мама посылала меня заранее занять место. Я это ненавидела, так как очень стеснялась".

Не случайно Булгаков отмечает "первую странность" "страшного майского вечера": "...во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека... никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея". И впрямь странно.

Кстати, тот же Федосюк пишет и о турникетах: "Турникеты при выходах, с вспыхивающей при приближении трамвая надписью на табло: "Берегись трамвая". Зачем нужны были турникеты, мне до сих пор неясно. Отец объяснял: чтобы на бульвар не заезжали телеги и пролётки с лошадьми".

Итак, турникеты действовали на всех бульварах, и их наличие никоим образом не может свидетельствовать о наличии рядом трамвайной линии. А там, где эта линия действительно проходила, существовало и предупредительное табло.

Таким образом, и эта "улика" Мягкова не работает.

Крайнюю степень дотошности по поводу зловещего трамвая проявил и Леонид Паршин:

«Много дней я провёл в “Ленинке”, изучая транспортные схемы и маршрутные справочники тех лет. Трамвая не было. В фототеке Музея архитектуры Москвы удалось найти довоенные снимки Патриаршего пруда и Малой Бронной. Трамвая не было… Последняя надежда (мне ведь и самому хочется, чтобы трамвай был) – архив транспортного ведомства. 13 мая 1981 года я получил ответ:
“Управление организации пассажирских перевозок рассмотрело Ваше письмо с просьбой сообщить о работе трамвая в двадцатые годы по ул. Желтовского, М. Бронной и ул. Адама Мицкевича.
Сообщаем, что согласно имеющимся архивным документам и схемам линий городских железных дорог движение трамваев по интересующим Вас улицам организовано не было.
Начальник управления И.М. Комов”.
Занимавшийся моим запросом К.М. Бартоломе проявил максимум добросовестности. Он проверил и грузовые, и вспомогательные линии, и даже нашёл и расспросил старых работников Управления. Трамвая не было. Правда, трамвайная линия проходила совсем рядом, по Садовой, мимо дома Булгакова».

Подведём итог: все факты указывают на то, что никакой трамвай по Малой Бронной улице (равно как и по Ермолаевскому переулку) никогда не ходил.

На фото: московский бульвар, 1920-е годы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ -

Знаменитый маршрут трамвая возле Патриарших прудов (для непосвящённых, речь идёт о романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и трамвае, который отрезал М.А.Берлиозу голову в главе 3 "Седьмое доказательство") намеренно выдуман самим М.А.Булгаковым, что и вполне очевидно вытекает из рассуждений о нём авторитетных специалистов от филологии. И это вполне укладывается в систему взаимоотношений между писателем и его читательской паствой. Весь закатный роман напичкан автором ложными логическими тупиками, чтобы вносить в мысли особо подготовленных энциклопедистов-цензоров путаницу.
Вот и в эпизоде с гипотетическим трамвайным маршрутом (на физическом месте которого, особо одарённые читатели разве что не делали археологические раскопки) М.А.Булгаков, вставив в текст романа некий сомнительный (мистический) трамвай, вынуждает своих читателей спорить до умопомрачения, копаясь в архивах московского транспорта, не замечая крамолы содержания...
Я бы даже не удивился, если бы вдруг всплыл в биографии М.А.Булгакова факт того, что он лично уничтожал доступные ему реальные документы о том трамвайном маршруте, который просуществовал в Москве возле Патриарших прудов короткий период времени.
Возможно и Патриаршие пруды были избраны Булгаковым объектом для своего произведения из-за наличия такового мало известного в действительности маршрута?..
Впрочем, это только моё предположение.
В реальности, конечно М.А.Булгаков выдумал всю эту историю с трамваем для сокрытия подготовленного и организованного Воландом-Сталиным убийства, которое и будет позже установлено в романе в результате следствия. Только вот это официальное утверждение из Эпилога романа "Мастера и Маргарита" большинство читателей не любит или не хочет замечать.
Между тем, сам Булгаков подчёркивает, что во время тех событий были и убитые, в том числе "О двух можно сказать точно: о Берлиозе и об этом злосчастном служащем в Бюро по ознакомлению иностранцев с достопримечательностями Москвы, бывшем бароне Майгеле...". Это значит, что Воланд-Сталин вершит свой "справедливый суд" уголовным путём, а не более подходящим сатане способом, привлекая для этого силы мистической неотвратимой фатальной случайности...
Ещё.
Почему-то читатели не видят противоречия во фразе "Осторожный Берлиоз хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад...", - после которой и попадает литератор под трамвай.
Если Берлиоз стоял безопасно, то кто его толкнул под колёса, ведь он отступает назад, а не вперёд?..
Инерция движения должна его спасти, а не убить!
Значит в его смерти нет случайности, а очевидно есть конкретный виновник! И автор словом "наотмашь" указывает читателям его, потому что характерным выражением русского языка наотмашь бьют, а не снимают головной убор!
Вообще весь эпизод с трамвайным происшествием характеризуется массой специальных противоречивых событий и выражений, о которых я высказался очень подробно в своём обширном исследовании, посвящённом закатному роману.

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

«Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную,
И прогнулась у стены под пятою Сатаны Бронная» (Вадим Егоров)

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города.

На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер.

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений.

В 1945 году в Ермолаевском переулке был построен жилой дом для высших военачальников СССР по проекту архитекторов М. М. Дзисько и Н. И. Гайгарова (мастерская И. В. Жолтовского), известный в настоящее время как «Дом со львами».

Как мы помним, на этом самом месте Берлиозу отрезало трамваем голову. Однако трамвайных путей здесь никогда не было. Ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице.

В 2002 году на Патриарших прудах на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко был построен элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир.

По мнению архитектора и историка архитектуры В. З. Паперного, дом «Патриарх» - один из худших примеров «лужковской архитектуры» в Москве.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов. Неподалеку от Патриарших жили: Владимир Маяковский, Людмила Гурченко.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке - дом архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля в Москве по адресу Ермолаевский переулок дом 28 строение 1.

Объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время в особняке располагается посольство республики Уругвай.

Особняк Зинаиды Морозовой - роскошный особняк жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским.

Особняк был построен в 1893-1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов.

На здании можно заметить скульптуры горгулий. По преданию, перед войной или революцией эти горгульи ночью издают громкий хриплый вой.

Сейчас здесь дом приемов МИДа.

Еще одно здание Ф. Шехтеля на Патриарших это Вспольный пер. д. 9 - особняк И. И. Миндовской. В 1919 году здесь размещался Верховный революционный трибунал, в 20-е - 30-е годы жил председатель трибунала, народный комиссар юстиции СССР Н. В. Крыленко, обвинитель на сталинских судебных процессах. Ныне здесь находится один из офисов посольства Индии в России.

Малая Никитская д. 28/1 - особняк С. А. Тарасова (1884, архитектор В. Н. Карнеев), ныне - посольство Туниса. В особняке жил Л. П. Берия, поэтому среди москвичей этот дом так и зовется - «Дом Берии». Дом этот пользуется очень нехорошей славой, и ночью местные жители стараются обходить его стороной.

В 1999 году по инициативе главы страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита состоялся конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах.

Из 28 вариантов был выбран проект скульптора Александра Рукавишникова. Скульптор предложил не просто установить памятник писателю, а сделать вокруг него целый скульптурный ансамбль, состоящий из Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, и 12-метрового бронзового примуса-фонтана.

Помимо этого Рукавишников задумал расположить на берегу пруда и других героев знаменитого романа - кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариту.

Однако многочисленные протесты со стороны местных жителей и деятелей культуры заставили скульптора и московские власти отказаться от идеи установки памятника.

Но ко-что Рукавишников успел. На Садовом, возле Курского вокзала, мы можем видеть автомобиль с водителем-грачом, на котором Маргарита летела на бал, и обнимающихся Мастера и Маргариту, которые, по задумке автора, при этом парят в воздухе.

Похожие публикации