Действующие нефтепроводы. Крупнейшие нефтепроводы россии

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку - Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
2. Нефтепровод Балаханы - Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода - 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь - Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4188 км. Оператор нефтепровода - государственная компания .
5. Нефтепровод Грозный - Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий - компанией Transpetrol.
7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут - Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина - 3250 км, диаметр - 1020 мм, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень - Атырау - Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».


Сегодня невозможно представить себе существование любой экономической империи, отказавшейся от использования транспортных сетей. Глобализация мировой экономики привела к тому, что производство современных технических средств стало доступно любой крупной корпорации. Теперь решающим фактором, определяющим ценовую конкуренцию, внезапно стали транспортные затраты производителей.

Транспорт — основное связующее звено в абсолютно любой структуре: от производства бытовых приборов до изобретения космических кораблей. Грузоперевозки, пассажирские поезда, военные самолеты — все они объединены в единую транспортную сеть — аорту, а отдельные виды транспорта напоминают сообщающиеся кровеносные сосуды. Этот диковинный организм называется мировой экономикой.

Трубопроводы мира.

Самым молодым видом транспорта, моментально оказавшимся наиболее популярным в промышленности высокоразвитых стран, стал трубопроводный транспорт. Появившись в США в конце 19 века, во время развития нефтяной промышленности, первый нефтепровод, длиной всего лишь 6 километров, стал долгожданным глотком чистого воздуха для начинающих набирать силу нефтяных и газовых корпораций. Это единственный вид транспорта, предназначенный исключительно для перемещения грузов, причем, только жидких и газообразных. Никаких металлов, никаких пассажиров — только нефть и только газ. На данный момент 11% от объема мировых грузоперевозок занимают трубопроводы, и этот процент продолжает расти.

Желая узнать все о трубопроводном транспорте мира, стоит учесть, что он строится по принципу доставки газа и нефти непосредственно с места добычи в любую точку мира. Введение подобных сегментов в инфраструктуру мировой промышленности стало наименее затратным способом транспортировки массовых грузов на большие расстояния. Трубопроводный транспорт приобрел широкое распространение во время освоения новых месторождений природного газа и нефти, расположенных далеко от районов переработки и последующего потребления. Преимущества сети трубопроводов позволили увеличить объемы перекачки нефти и газа, снизив при этом стоимость транспортировки, что сыграло огромную роль в пользу развития обширной трубопроводной сети.

Факторы, отличающие трубопровод от других видов транспорта:

  • Возможность круглогодичной, практически бесперебойной перекачки нефти на любые расстояния, с минимальными потерями груза и затратами.
  • Возможность полностью автоматизировать весь процесс.
  • Процесс добычи нефти перестал зависеть от климатических условий.
  • Удельная стоимость строительства 1 км трубопровода в два раз меньше, чем 1 км железной дороги.
  • Трубопровод можно положить практически в любой точке земного шара, значительно экономя средства на строительство.

В настоящее время, трубопровод по удельному весу и количеству грузопотоков считается наиболее выгодным видом транспортной сети. Вместе с увеличением объемов добываемых полезных ископаемых, начали расширяться транспортные магистрали. Для стран с обширной территорией развитие подобных транспортно-коммуникационных систем стало задачей номер один. Рынок сырья активизировался, изменилась товарная структура грузопотоков. Мировая экономика начала подстраиваться под экспортную ориентацию нефтяной промышленности.

Лидеры в мировом грузообороте.

Все о трубопроводном транспорте мира можно узнать, проследив за его развитием с самого начала. США намного раньше других государств начало строительство трубопроводной магистрали. Россия же, уступая в протяженности трубопроводных магистралей другим странам, не осталась в долгу, уже в конце 1990 годов, намного превзойдя их по объемам грузооборота трубопроводов. В дальнейшем Россия сохранила за собой право лидерства, грузооборот российских нефте- и газопроводов составляет почти треть от мирового грузооборота.

Таблица 2005 года показывает высокий уровень развития стран, вошедших в эту десятку. Изменения, конечно же, произошли, но не сильные. Россия теперь является лидером по протяженности трубопроводов, общая длина магистральной системы составляет 48,7 тыс км (сведения 2006 г.). По этому гигантскому нефтепроводу проходит 90% всей российской нефти.

Трубопроводный транспорт, бесспорно, ждет большое развитие в будущем, но каким бы он ни был практичным и недорогим, как его использование в итоге отразится на экологии нашей планеты? Уже известно достаточное количество случаев прорывов нефтепроводов, нанесших колоссальный вред окружающей среде. Проблема экологии идет рука об руку со всеми положительными качествами этого нового вида транспортной системы, плотно влившегося в структуру мировой экономики. Не стоит забывать о ней, ведь первым делом нужно сохранить жизнь на Земле и здоровье всех ее обитателей.

Лекция 1. Магистральные трубопроводы России и перспективы их развития

1.1 Трубопроводный транспорт нефти

Развитие добычи, хранения и транспорта нефти тесно связано с историей нефтяной промышленности (в 1964 г. ей исполнилось 100 лет), а именно с разработкой нефтяных месторождений в районе г. Баку на Апшеронском полуострове Каспийского моря и разработкой ударным способом первой промышленной скважины на Кубани глубиной 55 м и дебитом 192 т в сутки.

Современные системы трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа сформировались, в основном, в период существования СССР. В настоящее время управление российскими нефтепроводами осуществляет акционерная компания «Транснефть», образованная в 1993 г.

Современная сеть нефтепроводов России, по которым нефть различных месторождений поступает на отечественные НПЗ и на экспорт, состоит из следующих трубопроводов (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 - Схема нефтепроводов АК «Транснефть»

Северо-западного направления («Альметьевск - Горький - Рязань-Москва»; «Горький - Ярославль - Кириши»);

-"Дружба" («Куйбышев- Унеча - Мозырь - Брест»; «Мозырь - Броды-Ужгород»; «Унеча - Полоцк - Венспилс»);

Западного направления («Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск»; «Нижневартовск - Курган - Куйбышев»; «Сургут - Горький - Полоцк», трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума);

Восточного направления («Александроское - Анжеро-Судженск-Красноярск - Иркутск»);

Южного направления («Усть-Балык - Омск - Павлодар»);

Юго-западного направления («Куйбышев - Лисичанск - Кременчуг-Херсон»; «Куйбышев - Тихорецк - Новороссийск»; «Тихорецк - Туапсе»).

Сегодня ОАО АК "Транснефть" эксплуатирует более 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 400 до 1220 мм, 322 нефтеперекачивающие станции, 855 резервуаров общей емкостью около 15 млн. м3. Магистральные трубопроводы диаметром 800...1220 мм составляют более половины протяженности трубопроводов системы и обеспечивают транспорт 93 % добываемой в России нефти. Средний диаметр нефтепроводов ОАО АК "Транснефть" составляет свыше 800 мм; средняя дальность перекачки равна 2300 км; 20 % действующих нефтепроводов базируется на месторождениях нефти в Западной Сибири.

В таблице 1.1 приведены сведения о крупнейших нефтепроводах в системе АК "Транснефть".

Видно, что крупнейшие нефтепроводы мира сосредоточены, в основном, в нашей стране. А сама система нефтепроводов ОАО АК "Транснефть" является уникальной и не имеет аналогов в мире.

Таблица 1.1 - Крупнейшие нефтепроводы в системе ОАО АК "Транснефть"

Нефтепроводы

Диаметр, мм

Длина, км

Год ввода в эксплуатацию
Туймазы-Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск 720 3662 1959-64
"Дружба" (первая нитка) 529-1020 5500 1962-64
"Дружба" (вторая нитка) 529-720 4500 1966
Усть-Балык-Омск 1020 964 1967
Узень-Гурьев-Куйбышев 1020 1394 1971
Уса-Ухта-Ярославль-Москва 720 1853 1975
Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск 1220 2119 1973
Александровское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск 1220 1766 1973
Куйбышев-Тихорецк-Новороссийск 1220 1522 1979
Нижневартовск-Курган-Куйбышев 1220 2150 1976
Сургут-Горький-Полоцк 1020 3250 1979-81

Для сравнения в таблице 1.2 дана информация о крупнейших нефтепроводах в различных странах мира.

Таблица 1.2 - Крупнейшие нефтепроводы за рубежом

Нефтепровод Страна Диаметр, мм Длина, км

Трансаляскинский

Сальяко-Байе-Бланка

Аргентина

Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонти

Бразилия

Сикуко-Ковеньяс

Колумбия

Южноевропейский (порт Лаверт-Страсбург, Карлсруэ)

Западная Европа

Центрально-Европейский (Генуя-Феррары-Эгли, Уильям)

Западная Европа

Южноиранский

Трансиракский

Трансаравийский (первая нитка)

Саудовская Аравия

Трансаравийский (вторая нитка)

Восточно-Аравийский

Эджеле-Ла Скирра

Перспективы развития трубопроводного транспорта нефти в России связаны с расширением четырех генеральных экспортных направлений: Восточно-Сибирского, Северо-Балтийского, Центрально-Европейского и Южно-Черноморско-Каспийского, а также созданием двух новых: Северо-Западного и Южного.

Восточно-Сибирское направление связано с поставками нефти в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого в настоящее время построен нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) диаметром 1220 мм. и протяженностью более 4000 тыс. км. от Тайшета до бухты Козьмино будет транспортироваться до 80 млн.т. нефти в год. От станции Сковородино в Китай сооружен отвод, по которому поступает нефть в объеме 15 млн.т/год.

Северо-Балтийское направление обеспечивает экспортные поставки нефти через специальный морской нефтепорт Приморск, построенный на побережье Финского залива. Для этого введена в строй Балтийская трубопроводная система (БТС-I), состоящая из ранее существовавшей системы нефтепроводов "Уса-Ухта-Ярославль-Кириши", а также вновь построенных участков "Харьяга-Уса" и "Кириши-Приморск". В связи с развитием нефтедобычи в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и увеличением поставок нефти из Казахстана производительность БТС превысила 60 млн. т/год.

В связи с трудностями эксплуатации трубопроводов проходящих по территории стран Прибалтики, Белоруссии и Украины, по которым транспортируется нефть на экспорт, Правительством РФ было принято решение о расширении Балтийской трубопроводной системы путем сооружения нового трубопровода (БТС - 2). Трасса трубопровода проходит по территории Росси вдоль восточной границы Белоруссии, по Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям. Суммарная мощность системы должна достигнуть 150 млн. т. нефти в год. Начальный пункт трубопровода находится в Унече, а конечный пункт маршрута - порт в Усть - Луге на берегу Финского залива.

Развитие Северо-Западного направления предусматривает поставки западно-сибирской нефти в район Мурманска, где глубины незамерзающего Кольского залива позволяют загружать танкеры дедвейтом 300 тыс. тонн и выше. Производительность будущего нефтепровода составит от 50 до 100 млн. т/год.

Центрально-Европейское направление реализует экспортные поставки нефти по трубопроводам "Дружба": северная ветвь - через Беларуссию в Польшу, Чехию, Германию, южная - через Украину в Венгрию. В результате интеграции южной ветви "Дружбы" с нефтепроводной системой "Адрия" российская нефть через Украину будет поступать в хорватский порт Омишаль в Адриатическом море. Это позволит частично снять проблему прохода танкерами загруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы. В связи с этим АК «Транснефть» намерена реализовать новую нефтепроводную систему «Бургас - Александруполис». Новый нефтепровод пройдет через Болгарию и Грецию минуя тем самым пролив Босфор. Нефть в объеме 35 млн.т/год по трубопроводу длиной 279 км и диаметром 920 мм. будет поступать в греческий порт на Средиземном море Александруполис.

Южно-Черноморско-Каспийское направление связано с наращиванием транзитных поставок казахстанского и азербайджанского "черного золота" по нефтепроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Баку-Новороссийск.

Нефтепровод КТК диаметром 1220 мм и протяженностью 1580 км берет свое начало на Тенгизском месторождении (Казахстан) и заканчивается у поселка Южная Озерейка под Новороссийском. После выхода на проектную мощность по нему будет транспортироваться 67 млн. т нефти в год.

Нефтепровод Баку-Новороссийск протяженностью 1530 км используется для транспортировки части азербайджанской нефти, а также некоторого количества казахстанской нефти, доставляемой танкерами из порта Актау в Махачкалу. При небольших капиталовложениях его производительность может быть доведена до 15 млн. т/год.

В Северном направлении в АК «Транснефть» рассматриваются два проекта «Харьяга - Индига» и «Уса - Нарьян - Мар - мыс Святой Нос». Рассматривается возможность строительства нефтепровода до города Мурманск, это позволит выйти в воды Кольского залива Баренцового моря. Предполагаемая мощность будущего терминала под Мурманском может достигнуть 120 млн. т/год. В настоящее время в этом проекте реализован вариант «Варандей». Это наливной терминал в 23 км от берега в Баренцевом море.

В Южном направлении предполагается осуществить перекачку нефти по маршруту "Омск-Павлодар-Чимкент-Туркменабад (бывший Чарджоу)-Нека-Тегеран (Иран)". Речь идет о реанимации и продлении существующего нефтепровода "Омск-Павлодар-Чимкент-Чарджоу". Нефтепровод от Туркменабада должен пересечь почти весь Туркменистан в направлении Каспийского моря до пресечения с новым нефтепроводом, который построят из Западного Казахстана. Далее в Иран пойдет единый трубопровод.

Пока конечной точкой магистрали называют Тегеран. Это значит, что с целью удешевления проекта планируется реализация нефти по схеме замещения, то есть поставляемая из России, Казахстана и Туркменистана нефть будет перерабатываться на НПЗ в районе Тегерана, а взамен в Персидском заливе в танкеры будет отгружаться Иранская. Однако не исключен вариант продления будущего нефтепровода до Персидского залива.

В случае реализации этого проекта Россия, Казахстан и Туркменистан получат выход на рынок стран Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время в России действует пять морских терминалов, что практически устранило нашу зависимость от транзита по территории соседних стран.

1.2 Трубопроводный транспорт нефтепродуктов

В 2007 году на государственном уровне было принято решение о слиянии двух компаний АК «Транснефть» и АК «Транснефтепродукт».

Сегодня общая протяженность нефтепродуктопроводов ОАО "АК "Транснефтепродукт" составляла около 20 тыс. км, в том числе 15 тыс. км - магистральных, диаметром до 530 мм и около 5 тыс. км - распределительных. К этой системе подключены 14 нефтеперерабатывающих заводов (Омский, 4 Башкирских, 3 Самарских, Пермский, Нижнекамский, Нижегородский, Киришский, Рязанский, Московский), 11 пунктов налива железнодорожных и 53 пункта налива автомобильных цистерн, около 250 нефтебаз. Перекачку осуществляют около 100 станций, а для хранения нефтепродуктов используются резервуары общей вместимостью 4,8 млн. м3. Общий объем транспорта нефтепродуктов в 2005 г. составил 27,8 млн. т, в том числе на экспорт - 18,2 млн. т.

Сеть нефтепродуктопроводов России, по которым бензины, дизельные и реактивные топлива поступают из мест производства к внутренним потребителям и на экспорт, состоит из следующих трубопроводов (рисунок 1.2):

Северного направления (Ишимбай-Уфа, Салават-Уфа, Синеглазово-Свердловск);

Северо-западного направления ("Кириши-Санкт-Петербург"," Грозный-Армавир", "Рязань-Москва", "Уфа-Камбарка");

Западного направления ("Самара-Брянск-Стальной Конь-Унеча-Западное направление", "Уфа-Прибой-Никольское-Западное направление", "Куйбышев-Гомель");

Юго-западного направления ("Нижний Новгород-Новки-Рязань-Тула", "Пермь-Андреевка");

Южного направления ("Травники-Кустанай-Аманкарагай", "Никольское-Воронеж-Белгород", "Петропавловск-Кокчетав");

Восточного направления ("Нижний Новгород-Казань", "Уфа-Омск", "Омск-Сокур");

Московский кольцевой трехниточный нефтепродуктопровод.


Рисунок 1.2 -Схема трубопроводов ОАО АК «Транснефтепродукт»

В настоящее время для увеличения объемов реализации продуктов, как для внутреннего рынка, так и на экспорт предусматривается реконструкция действующих нефтепродуктопроводов и строительство новых.

Осуществляется реконструкция трубопроводов "Черкассы-Субханкулово" и "Никольское-Стальной Конь-8Н", а также строительство новых нефтепродуктопроводов "Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск» (проект "Юг"), "Субханкулово-Альметьевск" и "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» (проект "Север" - реализован).

Реконструкция участка Никольское - Стальной Конь - 8Н осуществляется с целью увеличения его производительности.

Вновь создаваемый магистральный нефтепродуктопровод "Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск" протяженностью около 1500 км будет оказывать услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт в количестве до 10 млн. т/год и на внутренний рынок - до 2,3 млн. т/год.

Трубопровод «Субханкулово-Альметьевск» протяженностью 167 км должен соединить имеющиеся трубопроводы «Пермь-Андреевка-Черкасы-Субханкулово» и «Альметьевск-Горький» (до 1980 г. работал как нефтепровод) с тем, чтобы обеспечить поступление нефтепродуктов Пермского и Башкирских НПЗ во вновь строящийся магистральный нефтепродуктопровод «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск».

Реализация проекта "Север" должна обеспечить поставки нефтепродуктов на экспорт, минуя территорию сопредельных государств. Нефтепродуктопровод «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» протяженностью около 1200 км имеет производительность: первая очередь - 10 млн. т/год, а после полного развития - 24 млн. т/год.

В целом итогом полной реализации проектов "Юг" и "Север" станет увеличение общей протяженности трубопроводов бывшего ОАО "АК "Транснефтепродукт" к 2010 г. до 22,1 тыс. км, подключение к ней еще трех НПЗ (Волгоградского, Саратовского, Ярославского) и увеличение объема транспортируемых нефтепродуктов до 36,3 млн. т/год.

1.3 Трубопроводный транспорт газа

В период существования СССР сформировалась Единая система газоснабжения (ЕСГ) страны, значительная часть которой впоследствии оказалась на территории России. С учетом нового строительства после 1991 г. сеть газопроводов нашей страны выглядит следующим образом (рисунок 1.3):

Северного направления («Ставрополь-Москва», «Краснодарский край-Ростов-Серпухов», «Бухара-Урал»);

Северо-западного направления («Серпухов-Ленинград», «Саратов-Горький-Иваново-Череповец», «Средняя Азия-Центр»);

Западного направления («Мессояха-Норильск», «Надым-Урал-Центр», «Оренбург-Западная граница СССР», системы газопроводов, базирующихся на Уренгойском и Ямбургском месторождениях);

Юго-западного направления («Игрим-Серов-Нижний Тагил»);

Южного направления («Голубой поток») по дну Черного моря в Болгарию;

Юго-восточного направления («Новый Уренгой-Сургут-Новокузнецк»);

Газовое кольцо Московской области.

Следует подчеркнуть, что данное разделение газопроводов в определенной степени условно, т.к. в отличие от нефте- и нефтепродуктопроводов они соединены многочисленными перемычками, повышающими надежность системы газоснабжения.

Управление Единой системой газоснабжения в стране в настоящее время осуществляет ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» осуществляет добычу, транспорт и распределение газа в России и экспортирует его в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2006 году в европейские страны продано 161,5 млрд.м3 газа, в страны СНГ и Балтики 101 млрд.м3.

Единая система газоснабжения России сегодня - это:

  • около 160 тыс. км магистральных газопроводов и отводов диаметром, в основном, от 720 до 1420 мм;
  • 218 компрессорные станции с 4011 газоперекачивающими агрегатами общей установленной мощностью 45 млн. кВт;
  • 3633 газораспределительные станции;
  • 24 подземных газохранилища, 7 из которых созданы в водоносных структурах, а 17 - в истощенных газовых и газоконденсатных месторождениях. Строительство Калининградского и Волгоградского ПХГ ведется в отложениях каменной соли.

По магистральным газопроводам транспортируется 100 % добываемого в России газа. Более 60 % газопроводов имеют диаметр 1220 … 1420 мм и свыше 35 % работают под давлением 7,5 МПа и выше.

Сведения о крупнейших газопроводах нашей страны представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Крупнейшие газопроводы России

Газопроводы Диаметр, мм Длина, км Год ввода в эксплуатацию
1 2 3 4

Надым-Урал-Центр (3 нитки)

Уренгой-Пунга-Вуктыл-Ухта-Торжок-Минск-Ужгород

"Союз" (Оренбург-Западная граница СССР)

Уренгой-Вынгапур-Челябинск-Петровск-Новопсков

Уренгой-Ухта-Грязовец

Уренгой-Петровск

Уренгой-Помары-Ужгород

Уренгой-Центр (1-я нитка)

Уренгой-Центр (2-я нитка)

Ямбург-Елец (1-я нитка)

Ямбург-Елец (2-я нитка)

Ямбург-Тула (1-я нитка)

Ямбург-Тула (2-я нитка)

Ямбург-Западная граница СССР

Ямбург-Поволжье

Северные районы Тюменской области - Урал

Голубой поток (Изобильное-Анкара)

1220…1420 (суша), 610 (море)

Согласно "Книге рекордов Гиннеса", крупнейшим газопроводом мира является Трансканадский трубопровод, по которому в 1995 г. было прокачано 66,6 млрд. м3 газа на расстояние 13955 км.

Однако многониточные системы газопроводов, берущие начало в Уренгое и Ямбурге, по своим показателям намного превосходят Трансканадский трубопровод.

Суммарная протяженность системы уренгойских газопроводов составляет более 25000 км, а суммарная годовая производительность - около 180 млрд. м3. Не менее внушительны параметры системы ямбургских газопроводов: суммарная протяженность - около 20000 км, суммарная годовая производительность - до 160 млрд. м3.

Для сравнения: общая протяженность газопроводов Франции, например, составляет 31000 км, из которых 8500 км имеют диаметр от 400 до 900 мм; перекачку газа по ним осуществляют 35 компрессорных станций. Суммарная протяженность газопроводов стран Южной Америки составляет около 14000 км.

Таким образом, сеть магистральных газопроводов России также как сеть нефтепроводов, является уникальной и не имеет аналогов в мире.


Рисунок 1.3 - Схема газопроводов ОАО «Газпром»

Перспективы её дальнейшего развития связаны с освоением газовых месторождений полуострова Ямал, а также строительством третьей параллельной нитки экспортного Северо-Европейского газопровода.

Строительство газотранспортной системы Ямал-Запад ОАО "Газпром" осуществляет с учетом прогнозируемого развития европейского рынка и больших потенциальных экспортных возможностей России. Газопровод будет иметь протяженность 5350 км (до границы с Германией) и пропускную способность к 2010 г. - около 65 млрд. м3/год.

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) предназначен для подачи российского природного газа в Западную Европу по новому маршруту: "Грязовец-Выборг-Балтийское море "- территория Германии (или Дании) -"Северное море-Бэктон" (Англия). Общая протяженность трубопровода - около 3000 км, диаметр участка Грязовец-Выборг равен 1420 мм, рабочее давление 8,3 … 9,8 МПа. Морской участок СЕГ протяженностью 1189 км проложен из труб диаметром 1067 мм, а рабочее давление в нем составит 19,6 МПа. В разных вариантах планируемый годовой объем перекачки газа составляет от 19 до 30 млрд. м3.

В целом за период до 2020 г. ОАО "Газпром" предстоит построить около 28 тыс. км магистральных газопроводов, включая подводящие трубопроводы и межсистемные перемычки, преимущественно диаметром 1420 мм на давление 7,5 … 10 МПа, а также 144 компрессорные станции общей мощностью более 10 млн. кВт. Кроме того, планируется развитие мощностей подземного хранения газа до 75 млрд. м3 активного газа за счет строительства новых и расширения действующих ПХГ.

Объем товарного газа в российских ПХГ в 2010 году составил около 82 млрд. м 3 .

Волгоградское ПХГ в отложениях каменной соли будет крупнейшим в Европе и первым в России хранилищем с объемом активного газа 800 млн. м 3 и суточной производительностью 70 млн. м 3 .

Трубопроводы - узкоспециализированный вид транспорта. По на­значению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепрово­ды, газопроводы и продуктопроводы. Идет создание также универсаль­ного трубопроводного транспорта.

Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспор­та рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной доро­ги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, про­цесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, вы­сокая герметизация сохраняет продукты. Это сокращает потери нефти по сравнению с перевозками железнодорожным транспортом в 1,5 раза, водным - в 2,5 раза. Эксплуатация трубопроводов не зависит от кли­матических условий. Современный трубопровод имеет высокую про­пускную способность, которая зависит от диаметра труб. По себестои­мости перевозок это самый дешевый вид транспорта.

Отмечая достоинства трубопроводов, в то же время следует заме­тить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и дру­гих параметров, несколько уступает скорости перемещения по желез­ным дорогам и по водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.

Сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов сформиро­валась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, разме­щения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих за­водов и потребителей нефтепродуктов. Интенсивное строительство нефтепроводов началось в бывшем СССР во второй половине 50-х гг. Создавались крупные магистрали из труб большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм). Такие трубопроводы могут перекачивать 60-90 млн т нефти в год.

Система магистральных нефтепроводов состоит из нескольких се­тей, главным образом широтного направления. Возникновение неф­тяной базы между Волгой и Уралом обусловила появление целой системы магистральных нефтепроводов: Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; «Дружба» от Альметьевска через Самару, Брянск, Мозырь (Белоруссия) и далее в Польшу, ФРГ, Венгрию, Чехию и Словакию с ответвлением Унеча - Полоцк - Вентспилс; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Яро­славль - Кириши (Северо-Запад); Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы стра­ны изменило ориентацию основных потоков нефти. Нефть Волго-Уральского района по трубопроводам направляется только на запад. С 60-х гг. интенсивно строилась Сибирская система нефтепроводов. Отсюда нефтепроводы идут:

на запад: Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;

на юг: Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чим­кент - Чарджоу;

на восток: Александровское - Анжеро-Судженск.

Для транспортировки нефти Западной Сибири как на запад, так и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района вос­точного направления. Из других магистральных направлений выделя­ются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир - Туапсе; Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

Протяженность нефтепродуктопроводов составляет четвертую часть длины трубопроводов для перекачки нефтяных грузов. Для пере­качки нефтепродуктов построены линии Самара - Пенза - Брянск (две нити); Уфа - Омск (две нити); Уфа - Петропавловск (две нити); Омск - Новосибирск (две нити); Грозный - Трудовая; Ишимбай - Уфа; Ма­хачкала - Грозный.

В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортиру­ется по трубопроводам. Строительство газопроводов находится в прямой зависимости от роста добычи газа. Первые магистральные газо­проводы были сооружены в годы Великой Отечественной войны: Елшанка - Саратов (15 км) и Похвистнево - Самара (135 км) с диаме­тром труб 300 мм. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 70-80-е гг. Объем перекачиваемого газа непосредственно связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. В настоящее вре­мя больше половины грузооборота природного газа приходится на тру­бопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм. Основной поток природно­го газа в европейские районы страны идет по газопроводам из север­ных районов Западной Сибири. С 70-х гг. здесь стали сооружать магис­тральные газопроводы: Медвежье - Надым - Ухта - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тюмень - Челябинск.

При освоении Уренгойского месторождения была построена в од­ном коридоре система из шести магистралей. Крупнейшая из них: Урен­гой - Помары - Ужгород - Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс км. Остальные направления: Уренгой - Москва; Уренгой - Грязовец; Уренгой - Елец; Уренгой - Петровск; Уренгой - Новопсков.

В настоящее время в Западной Сибири разрабатывается Ямбургское месторождение природного газа. Уже действуют две нити газопро­вода: Ямбург - Елец, Ямбург - Поволжье, завершается строительство экспортного газопровода «Прогресс» (Ямбург - Ужгород). Ямбург дол­жен стать исходной точкой газопровода на шесть нитей, выполненно­го в едином технологическом коридоре.

Большое значение в транспортировке газа имеют магистральные газопроводы, идущие от месторождений Поволжья, Урала, Северного Кавказа, европейского Севера. В настоящее время функционируют га­зопроводы: Оренбург - Уральск - Александров Гай - Кременчуг - До­лина - Ужгород (газопровод «Союз»); Вуктыл - Ухта - Котлас - Грязовец; Саратов - Москва; Саратов - Пенза - Нижний Новгород - (Вла­димир - Москва) - Иванове - Ярославль - Череповец; Ставрополь - Новопсков - Елец - Тула - Серпухов (Московское кольцо) - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург; Краснодар - Елец - Серпухов - Мос­ковское кольцо; Ставрополь - Владикавказ - Тбилиси; Ставрополь - Краснодар - Новороссийск.

Система газоснабжения России, входившая в Единую систему га­зоснабжения СССР, и сегодня взаимодействует с системами Казахста­на, Центральной Азии, Украины и Закавказья, что позволяет маневри­ровать ресурсами природного газа. За пределами системы газоснабжения находятся газопроводы Соленинское - Мессояха - Норильск и Таас - Тумус - Якутск - Покровск.

Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует на­правлениям транспортировки сырой нефти и будет дополняться маги­стралями от новых месторождений нефти. Должна расширяться сеть трубопроводов для перекачки нефтепродуктов.

С организацией добычи газа на полуострове Ямал определено стро­ительство нового газопровода от месторождений Ямала через Беларусь, Польшу до границы с Германией (4 тыс км). Подписан договор с Юж­ной Кореей о создании консорциума «Россия - Корея - Якутия», ко­торому предстоит проложить трансконтинентальный газопровод из северных районов Республики Саха в Южную Корею. Другим приме­ром может служить проект газопровода остров Сахалин - Япония про­тяженностью 3300 км, предназначенного для перекачки сжиженного газа через острова Хоккайдо и Хонсю до острова Кюсю.

Иностранные инвесторы проявляют также большую активность в отношении крупнейшего месторождения нефти Тенгиз в Казахстане. Один из возможных вариантов транспортировки его нефти предпола­гает строительство нефтепровода по территории России Грозный - Но­вороссийск (протяженность 800 км).

Учитывая высокую эффективность этого вида транспорта, соору­жаются трубопроводы для транспортировки тяжелых углеводородов (этана, этилена, пропана и др.), для передачи жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли (в растворе), а так­же продовольственных продуктов, в частности молока. Уже действуют этанопровод Оренбург - Казань; этиленопроводы Нижнекамск - Пермь, Нижнекамск - Уфа - Стерлитамак - Салават; конденсатопровод Оренбург - Салават; аммиакопровод Тольятти - Одесса.

Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Для транспортировки угля Кузбасса пост­роен гидравлический трубопровод Белове - Новосибирск протяженнос­тью 250 км с пропускной способностью 4,3 млн т в год угля в виде пульпы. Имеются предложения по строительству углепроводов из Кузбасса на эле­ктростанции Урала, Поволжья и в центральные районы. Прорабатывают­ся варианты транспортировки угля, руды и других твердых грузов в капсу­лах в потоке газа и жидких нефтегрузов по газопроводам и нефтепрово­дам. В перспективе получит развитие и пневмоконтейнерный транспорт, который может передавать различную продукцию: сыпучие грузы, строй­материалы, сельскохозяйственные продукты.

В настоящее время преобладают трубопроводы из стальных труб, од­нако все большее применение находят трубы из пластмасс и алюминия. Изучается возможность строительства подземных газопроводов из поли­этиленовых труб. Повышение пропускной способности трубопроводов возможно за счет увеличения диаметра труб до 1620, 2000, 2500мм.

Смотрите также:

Учитывая зависимость экономического подъема России от состояния .... в научный оборот термины "экономическая география " и "экономическая .

Похожие публикации