Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника. Казимир малевич - биография, информация, личная жизнь.

Подданство:

Российская империя

Гражданство: Учёба: Работы на Викискладе

Казими́р Севери́нович Мале́вич (11 (23) февраля , Киев - 15 мая , Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - направления в абстрактном искусстве .

Биография

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве . По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича - 1878 год , однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года . Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонной улице (с 2012 года она носит имя Казимира Малевича), в Киеве похоронен его отец .

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению . Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю) . Отец работал управляющим на сахарном заводе известного промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). По данным одной белорусской газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича якобы был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845-1902) [неавторитетный источник? ] . Мать Людвига Александровна (1858-1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск . Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертежником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы .

В Курске семья Малевичей снимала дом (пять комнат) по ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн, за 260 рублей в год. Здание сохранилось до наших дней, но находится под угрозой разрушения.

В 1905 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. Ведь Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц - по московским меркам, очень дешево. Но через полгода, весной 1906-ого, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден все же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Курско-Москвской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

В 1907-м году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и нашла работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович, вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? - 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке , куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета ».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле - мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи ».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника » в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост »). Познакомился с М. В. Матюшиным .

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем » (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных , пролог В. Хлебникова , декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» - задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1914 году, вместе с Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг » и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм - футуризм - супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус » (в него входят О. В. Розанова , Л. С. Попова , А. А. Экстер , И. В. Клюн , В. Е. Пестель и др.), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса . Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф ». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он вернулся в Москву. Руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск , где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал .

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников - УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий , Л. Хидекель , И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом - «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками - членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в государственной Академии художественных наук (ГАНХ) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде » была опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак - с Наталией Андреевной Манченко (1902-1990).

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин (29 марта - 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау , где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем . 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работал в Государственном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900-1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903-1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА » .

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль - май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом - картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год - началась тяжелая болезнь (рак предстательной железы).

1934 - участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года).

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого , о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Именно на этой киевской улице - тогда Бульонской - родился в 1879 году К.Малевич.

Знаменитые картины

  • Супрематическая композиция - продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby"s за $60,002,000

Выставки

Персональные выставки

  • - «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму»,
От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Апрель 24, 2009

Казимир Малевич, биография, картины с описанием

(1878, близ Киева - 1935, Ленинград).
Живописец, график, теоретик искусства.

Творчество К.С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства - знаменитого супрематизма. Художник родился в семье выходцев из Польши. Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев-Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

Картины Малевича К.С. с названиями

Зал 1

Зал 2

Зал 3

Зал 4

Зал 5

Зал 6

Зал 7

Зал 8

Зал 9

Зал 10

Зал 11

Зал 12

В 1894-1896 годах он занимался в Киевской рисовальной школе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в управлении железной дороги, чтобы накопить средства для получения художественного образования. В Курске он входил в кружок любителей искусств, который организовали чиновники железнодорожного управления. В кружке Малевич познакомился по репродукциям с произведениями И.Е. Репина и И.И. Шишкина. Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ). В то время Малевич три раза пытался поступить в МУЖВЗ, но попытки были неудачными. В 1906 году он занимался в московской студии Ф.И. Рерберга, где готовили к вступительным экзаменам в Училище, но и это не помогло. Скорее всего. Малевич так и не попал в Училище и легенду о пребывании в нем добавил к своей биографии уже в 1920-х накануне персональной выставки 1929 года в Третьяковской галерее. Ф.И. Рерберг ввел Малевича в Московское товарищество художников, где он выставлял свои работы в 1907-1910 годах. Там Малевич познакомился с художниками - сторонниками обновления в искусстве - Н.С. Гончаровой , М.Ф. Ларионовым , Д.Д. Бурлюком . Встретив единомышленников, он отказался от попыток стать студентом Училища и продолжил работать самостоятельно. Уже в 1910 году М.Ф. Ларионов пригласил его принять участие в выставке объединения «Бубновый валет». В Москве, очевидно, не без влияния своих новых друзей, Малевич заинтересовался иконами, которые воспринял как эмоциональное крестьянское искусство. В это время он обратился к неопримитиву (“КОСАРЬ”, 1912 ; «ЖНИЦА», 1912, Картинная галерея, Астрахань; «КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ». 1912) и с этими работами вместе с Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионовым принял участие в выставке «Союза молодежи» в 1911 году в Петербурге, а затем в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень» в 1912 и 1913 г.. В 1913 г. Малевич обратился к кубизму («ДАМА У РОЯЛЯ», 1913; «САМОВАР», 1913; «ЖИЗНЬ В НЕБОЛЬШОЙ ГОСТИНИЦЕ», 1913-1914). Кубизм стал для Малевича выражением нового подхода к художественному творчеству, так как он считал кубистическую форму признаком развитой психики человека, который уже может взглянуть на мир по-новому: «Мы дошли до отвержения разума в силу того, что в нас зародился другой, у которого тоже есть свой закон и конструкция и смысл». «Другой разум» в теории Малевича получил название «заумного». Одним из первых результатов размышлений художника о новом искусстве стала его совместная работа с М.В. Матюшиным и А.Е. Крученых над оперой «Победа над солнцем». Пролог написал В. Хлебников, Малевич выполнил эскизы костюмов и декораций.

Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме. Но беспредметность не предполагает отмену «старого» искусства, а является его логическим продолжением и завершает собой тенденцию, которую начали мастера кубизма. Показательно, что беспредметные работы Малевич выполнял в традиционной технике письма маслом на холсте. Свою теорию искусства он разрабатывал на протяжении 1914-го года, уединившись в мастерской. Велико было желание изумить публику, но недаром говорится, что все тайное становится явным. Новые произведения Малевич представил на «Последней футуристической выставке картин 0,10» в 1915 г., организатором которой был его случайный визитер художник И.А. Пуни. Чтобы сохранить свое первенство, Малевич накануне выставки опубликовал брошюру, на обложке которой впервые появился новый термин: «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Название было образовано от латинского слова «supremus» - «высший». Среди 39 представленных па выставке работ были знаменитые ныне картины «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» (1914-1915) и «КРАСНЫЙ КВАДРАТ» (1915), а также «СУПРЕМАТИЗМ. АВТОПОРТРЕТ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ» (1915) и целый ряд полотен под одинаковым названием «СУПРЕМАТИЗМ». В начале 1920-х этот ряд дополнили «ЧЕРНЫЙ КРЕСТ» и «ЧЕРНЫЙ КРУГ». В 1916 Малевич организовал группу «Супремус», в задачи которой входила теоретическая и практическая разработка идей супрематизма. В нее вошли И.В. Клюн , Л.С. Попова , О.В. Розанова , Н.А. Удальцова , А.А. Экстер , Н.М. Давыдова. В том же году Малевич был призван на военную службу. В 1917 он был избран в Московский Совет солдатских депутатов, в котором стал председателем художественного отдела. После Октябрьской революции, в 1918 г., Малевич был также избран членом разных комиссий: Комиссии по делам искусств Наркомпроса: Комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины, Музейной комиссии. В 1919 г. Малевич руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских и в том же году получил приглашение работать в Витебской Высшей народной художественной школе, которую возглавлял М.З. Шагал . Малевич стремился внедрить коллективный метод образования и творчества, который вызвал методологические споры с М.З. Шагалом. В результате М.З. Шагал уехал из Витебска, а Малевич занял его место на посту руководителя школы. В 1920 г. в итоге поисков организационных форм и названия «новая хартия в искусстве», как обозначил группу сам Малевич, получила имя Уновис (Утвердители нового искусства). На выставках все картины экспонировались анонимно. В 1920 у Малевича родилась дочь Уна (названа в честь Уновиса), и в том же году он издал в Витебске альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

В 1922-м году Малевич с несколькими учениками, в том числа И.Г. Чашником и Н.М. Cyeтиным , возвратился в Петроград и занялся воплощением идей пространственного супрематизма, разработкой путей его практического применения. В том же году Казимир Северинович занял пост директора Музея живописной культуры, а в 1923 г. и вплоть до 1926 г. был директором Государственного института художественной культуры (Гипхука). Здесь он руководил формально-теоретическим отделом, отделом материальной культуры и в 1925 году совместно с учениками создал пространственные супрематические модели - «архитектоны». В связи с рядом разногласий художник был вынужден уйти из Гинхука. В 1927 г. Казимир Северинович побывал в Германии с выставкой своих работ и в 1928 г. вернулся в Россию. В этот период и вплоть до 1930 г. он опубликовал ряд статей о современном искусстве в харьковском журнале «Новая генерация». Коллеги по Государственному институту истории искусств, сотрудником которого в это время был Малевич, отрицательно относились к его исследовательской деятельности и добились, чтобы художник покинул институт. На это Малевич ответил заявлением о том, что «Искусствоведы всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию». В этот период художник снова вернулся к живописи в крестьянской теме, соединив в картинах идеи кубофутуризма и супрематизма («КРЕСТЬЯНИН», 1928-1932, ГТГ; «ТОРС В ЖЕЛТОЙ РУБАШКЕ», 1928-1932, ГРМ, «ПЕЙЗАЖ С ПЯТЬЮ ДОМАМИ», 1928-1932, ГРМ). В ГРМ; «ПОРТРЕТ В.А. ПАВЛОВА», 1933, ПТ). В 1929 г. состоялась обзорная выставка Малевича в Третьяковской галерее, а в 1932 г. художник получил экспериментальную лабораторию в Русском музее. Однако его здоровье ухудшалось, и в 1935 Малевича не стало. Художник был похоронен в супрематическом гробу, урну с его прахом перевезли из Ленинграда в Москву и захоронили под Москвой в Немчиновке. На могиле Малевича его ученик Н.М. Суетин спроектировал и изготовил памятник в виде белого куба с черным квадратом.


Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков.

Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.

До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).

В 1896 году Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.

Первая поездка в Москву

В 1905 году Малевич уехал в Москву. Он попытался поступить в Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году он предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.

Окончательный переезд в Москву

В 1907 году вся семья перебралась в Москву.

Казимир стал посещать занятия по художественному творчеству.

В 1909 году он развелся и женился на Софье Рафалович, польке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в краткой биографии Казимира Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).

Признание и творческая карьера

В 1910 – 1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он знакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими авангардистами.

В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат». В 1916 году им было организовано общество «Супремус», где он пропагандировал идеи ухода от кубизма и футуризма к супрематизму.

После революции он, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени художник жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским , преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал .

Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.

В 20-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.

В 30-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.

3 балла . Всего получено оценок: 1 .

Многодетная польская семья Малевичей постоянно переезжала с места на место, исколесив пол-Украины: Киев, Моевка, Пархомовка, Белополье, Конотоп. Северин Малевич работал управляющим на сахарном производстве. Старшему из девяти детей, Казимиру, родившемуся 23 февраля 1879 года, была уготована аналогичная карьера. Но техника нисколько не привлекала мальчика, влюблённого в природу, её яркие краски и крестьянский быт. Его восхищала способность людей, работающих на земле, находить время и для занятий творчеством: петь, танцевать, украшать свои жилища.

Отец нередко брал Казимира в служебные поездки. Во время одной из них он увидел в витрине киевского магазина картину, на которой девочка чистила картошку. Несмотря на незамысловатый сюжет и стандартную манеру письма, этот портрет стал одним из первых его эстетических потрясений. Уберегла Казимира от скучной и рутинной работы на заводе или железной дороге его мать. Людвига Александровна не только занималась домом и детьми, но и рукодельничала, научив попутно многому сына, и писала стихи. В 15 лет она приобрела набор красок из 54 цветов, понимая, что именно в таком подарке нуждается её восприимчивый к прекрасному сын. Накопленные за детство и отрочество разнообразные впечатления - лунный свет в тёмной комнате, необъятность горизонта, выкрашенная в зелёный крыша, зыбь на огромной луже - и преклонение перед цветом были выплеснуты на бумагу. Первой картиной стала восхитившая его друзей «Лунная ночь», проданная в конотопской писчебумажной лавке за 5 рублей. Первая встреча с настоящими художниками произошла у Малевича в Белополье. Работа иконописцев из Петербурга настолько впечатлила будущего живописца, что он вместе с приятелем даже планировал побег в Северную столицу. Спустя годы изучение иконописи поможет ему лучше понять наивное творчество крестьян.

Казимира Севериновича можно с полным правом назвать самоучкой, в том числе и в живописи. В его багаже лишь несколько классов аграрного училища, годичное обучение в рисовальной школе Николая Мурашко в Киеве в 1895-96 гг. Попытка стать студентом МУЖВЗ (училище живописи, ваяния и зодчества) была пресечена отцом, не отправившим прошение о поступлении в Москву.

После переезда в Курск в 1896 в связи с назначением Малевича-старшего на работу в Управление железной дороги в жизни семьи произошли немалые перемены. Казимир устроился чертёжником в то же самое управление, не забывая о живописи. Вместе с несколькими сослуживцами он организовал кружок, объединивший самодеятельных художников. В 1901 он взял в жёны дочь аптекаря Зглейца, свою тёзку, которая родила ему двух детей - Анатолия (1901) и Галину (1905). В 1902 году случилось несчастье - скоропостижно скончался от инфаркта Северин Антонович. Несмотря экономический кризис и статус основного кормильца большой семьи, Малевича не оставляли мысли о Москве. Именно там, по его мнению, можно было реализовать мечту о серьёзных занятиях живописью. В 1905 его мечта свершилась. Оставив семью в Курске с обещанием вернуться за близкими, когда обоснуется, Казимир переезжает в Москву. Небольшие денежные запасы, накопленные за время службы в Курске, позволили ему поселиться в художественной коммуне Курдюмова. Несколько неудачных попыток поступления в МУЖВЗ и огромное желание учиться рисованию привели его в 1906 году в частную школу-студию художника Фёдора Рерберга, одного из основателей Товарищества художников. В выставках этого сообщества с 1907 принимал участие и Малевич. К этому периоду относится его знакомство с Иваном Клюном и Михаилом Ларионовым. Работы того периода отражали его увлечение импрессионизмом. Учёба у Рерберга позволила освоить разные приёмы и техники живописи, получить систематические знания по её истории. Он регулярно наведывался в Третьяковскую галерею, посещал экспозиции современных художников и спектакли московских театров.

После смерти мужа Людвига Александровна не пала духом и взяла на себя обеспечение своей семьи, параллельно оказывая максимально возможную поддержку сыну в его стремлении стать настоящим художником. Благодаря её стараниям в Москву из Курска смогли переехать его жена и дети. Но спустя пару лет брак рухнул, не выдержав материальных трудностей и гостевых отношений. Ведь даже после переезда семьи в Москву Казимир не сразу покинул коммуну, не собираясь приносить в жертву свою мечту. Приоритет безоговорочно отдавался занятиям живописью, в отличие от того же Клюна, не оставлявшего службу ради обеспечения семьи с тремя детьми. Для творчества Малевича начала XX века характерна эклектичность или смешение разных стилей: отход от реалистической манеры в пользу импрессионизма, фовизма, модерна. Конец первого десятилетия был для художника весьма плодотворным, а в творчестве преобладают фовистские мотивы. Знакомство с Ларионовым позволило ему принять участие в первой выставке объединения «Бубновый валет». С 1908 по 1912 его яркие работы в фольклорном стиле, относящиеся к так называемому крестьянскому циклу, появлялись в экспозициях «Московского салона», «Союза молодёжи», мюнхенского «Синего всадника», «Ослиного хвоста». В «Ослиный хвост» вошли отколовшиеся от группы «Бубновый валет» Ларионов, Гончарова, Малевич, Татлин, Шагал, Фонвизин. Впоследствии, разойдясь во взглядах с Ларионовым, Малевич по приглашению Матюшина вступил в объединение «Союз молодежи». В этот период происходит постепенный переход к кубофутуристическому стилю. В 1913 году принял участие с композициями, написанными в подобной манере, в выставке «Мишень». Замысел знаменитого «Чёрного квадрата» возник в 1913 году в процессе работы над декорациями и костюмами к футуристической опере Кручёных и Матюшина «Победа над солнцем». Чёрно-белый задник, на фоне которого разворачивалось хаотическое действо с алогичным текстом, символизировал затмение, триумф новой жизни и человеческого разума. Новаторские находки Малевича: эффект глубины, достигаемый возведением декораций в конструкции кубической формы, создание трёхмерного пространства при помощи света. Использование геометрических фигур в оформлении сцены и костюмах, разделяющих их на составные части, предвосхитило создание собственного направления в живописи - супрематизма. Асимметричные композиции из разноцветных плоскостей в динамическом пространстве. Результаты работы в новом направлении были предъявлены на футуристической выставке «0, 10» в 1915 году. В подборке из 39 картин был и «Чёрный квадрат», размещённый в верхнем углу комнаты. Там, где традиционно вешают иконы. В 2015 году было совершено сенсационное открытие. Картина напоминает матрёшку, в которой спрятано несколько изображений: под четырёхугольником тёмного цвета находится ещё две композиции - кубофутуристическая и протосупрематическая. Там же обнаружена надпись «Битва негров в тёмной пещере», вызывающая ассоциации с чёрным прямоугольником Альфонса Алле.

После революции Малевич был призван новой властью на работу в области охраны памятников и культурных ценностей, в том числе и в Кремле. Он побывал на посту председателя художественного отдела в Моссовете, после чего в Москве появилось два новых музея современного искусства. Преподавал в Государственных свободных мастерских, сотрудничал с Мейерхольдом на постановке «Мистерия-Буфф» в Петрограде, написал работу «О новых системах в искусстве». В 1919 состоялась его первая персональная выставка. В этом же году Малевич переехал со второй женой в Витебск, где в основном занимался преподаванием в художественном училище, созданном Шагалом, и написанием трудов, посвящённых современному искусству. В созданное им в 1920 году общество УНОВИС вошли Лисицкий, Коган, Чашник и другие талантливые художники и архитекторы. В 1922 году Малевич со своими учениками и последователями вернулся в Петроград. В 1925 году он представил свои новые разработки, касающиеся использования супрематизма в проектировании зданий - архитектоны и планиты.

Выезды художника за рубеж начались лишь в 1927 году. Первой страной стала Польша, где к супрематическим полотнам художника отнеслись очень благосклонно. Выставка в Берлине оказалась триумфальной. Но вместо пяти месяцев он смог пробыть там лишь один. Требование властей о немедленном возвращении Малевича в СССР вынудило его уехать из Германии. Большую часть картин он оставил на сохранение архитектору Гуго Херингу. Многие из них можно увидеть в Городском музее Амстердама. На родине он был арестован как предполагаемый немецкий шпион. Заключение продлилось недолго - около месяца. Но можно уверенно предположить, что пусковым механизмом для страшного недуга, от которого он впоследствии скончался, стал стресс, пережитый во время первого ареста.

В то время как слава Малевича за рубежом росла (новые выставки в Берлине и Вене), в родном отечестве вокруг него сгущались тучи. Около года он регулярно приезжал в Киев для чтения лекций в художественном институте. Организованная там весной 1930 года выставка вызвала негативную реакцию во властных структурах. Последовал новый арест, и лишь вмешательство высокопоставленного чиновника Кирилла Шутко, его друга, позволило вскоре выйти на свободу. Созданный к 1932 году новый фольклорный цикл, «постсупрематические» полотна, с плоскими торсами - свидетельство внутреннего надлома и нарастающей тревоги. Картина с красноречивым названием «Сложное предчувствие» с драматичной цветовой гаммой, отсутствием лица у персонажа, лишённого возможности видеть и говорить, предвосхищает события недалёкого будущего. В работах позднего периода происходит неожиданное возвращение к реалистичной манере. Именно так написаны портреты его дочери Уны, рождённой во втором браке, Клюна, Пунина, третьей жены художника, простых рабочих.

В 1933 году у Казимира Севериновича был диагностирован рак, от которого он скончался 15 мая 1935 года. Малевич завещал похоронить его в крестообразном супрематическом гробу с раскинутыми в стороны руками. После процедуры кремации прах перевезли в Немчиновку, подмосковный посёлок, в котором так любил отдыхать художник. На кубическом монументе, воздвигнутом над могилой, был изображён чёрный квадрат. Через несколько десятков лет утраченное во время Второй мировой войны захоронение было обнаружено следопытами.

Елена Танакова

Казимир Северинович Малевич (1878 - 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.

Биография Казимира Малевича

Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой.

В семье родилось четырнадцать душ детей, но до зрелого возраста дожили лишь девятеро, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги.

Рисовать он начал с легкой руки своей матери, в пятнадцатилетнем возрасте, после того, как она подарила сыну набор с красками. Когда Малевичу исполнилось семнадцать, он некоторое время занимался в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко.

Малевичи решили всей семьей перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде – неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски.

Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи.

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм Музыкальный инструмент Цветочница

Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.


Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» - это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?

Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.

В Париже, в 1882 году, проходила выставка, которая называлась «Искусство непоследовательных» и в выставке принимали участие работы шести художников. Самой неординарной картиной была признана работа, которая называлась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхода. Догадайтесь, что было на ней изображено? Много художников терпят фиаско, только потому что не смогли правильно подать свою работу.

Почему же тогда о картине Малевича знает весь мир, а о картине Пола неизвестно ничего? Могу лишь предположить, что все дело в том, как именно работа была представлена публике.

На выставке картина Малевича висела в «красном углу». В таком месте принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил ее мистикой. А вот Билхот абсолютно ничего не поведал о скрытом значении своей работы. Ни кому не предложил попытаться разглядеть, что именно скрывается за простым черным пятном.

Библиография

  • Шатских А. С. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996. - 96 с.
  • Анисимов Григорий. Кумир поверженный - всё Бог. Повесть о художнике Казимире Малевиче. - М.: Лира, 2001. - 280 с. - 1500 экз. - ISBN 5-85164-060-Х.
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2-х т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. - М.: RA, 2004. - ISBN 5-269-01028-3.
  • Казимир Малевич: жизнь и творчество художника

    3.3 (66.67%) 3 голос(ов)
Похожие публикации