В каком городе родился петр 1. Образование при Петре I

Система образования при Петре I

То, что именно с Петра I обычно начинается отсчет развития науки и образования в нашей стране, конечно, не случайно.

Годы правления первого российского императора – это первые десятилетия XVIII века. А XVIII век, как известно, это эпоха Просвещения – Европа переживает расцвет интереса к научному знанию. В России век Просвещения энергично начинается петровскими реформами. Вряд ли Петр читал Ф. Бэкона, но то, что «знание – сила», он довольно быстро понял сам. Сделав ставку на образование, царь – «и мореплаватель, и плотник» – и сам учился разным наукам и ремеслам, не покладая рук и не стесняясь своего царского сана.

К примеру, узнав от Я.Ф. Долгорукова об удивительных свойствах астролябии, он поручил привезти ее из Франции и с трудом нашел специалиста, который научил его пользоваться этим инструментом. Век Просвещения в России стартовал с создания в Москве, по указу Петра, Школы математических и навигацких наук. Так, вполне прагматично, по-петровски, с инженерно-технического крыла началось выстраивание системы отечественного образования. Отметим, что на первом месте в названии школы – математика.

Школа размещалась в Сухаревой башне, гигантском для тех лет сооружении. Там же была первая в России обсерватория. В этой школе учились дети почти всех знатных фамилий того времени: Волконские, Лопухины, Шаховские, Долгорукие, Хованские, Шереметевы и др. Дисциплина была строгой, учителя – известны своей ученостью. Достаточно сказать, что там преподавал сам Леонтий Филиппович Магницкий, автор «Арифметики» – первого в России учебника по математике, по которому учился и Ломоносов. Главные вехи эпохи Просвещения в России – создание Академии наук (1724 год) и создание Московского университета (1755 год), исторически связанные между собой титанической личностью Ломоносова. Ученый-энциклопедист и просветитель, первый российский академик открыл новую страницу в истории страны – разработал проект первого российского университета, заложившего основы системы высшего образования и науки в нашей стране.

Созданный в середине XVIII века, Московский университет вскоре стал ведущим научно-образовательным центром страны. В нем создавались научные общества: Московское общество испытателей природы, Общество любителей российской словесности, Московское физико-медицинское общество и др.

На их основе складывались крупные научные школы, получившие всемирное признание и во многом обеспечившие авторитет нашей страны на мировой арене. Постепенно складывается российская высшая школа. Вслед за Московским университетом высочайшими указами учреждаются университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Санкт- Петербурге и других городах Российской империи. То, что университеты создавались решением верховной власти, означало, что развитие науки и образования в России стало осознаваться как важнейшая государственная задача. А успешное становление и динамичное развитие университетов показало, как сильна в российском обществе потребность в просвещении, науке и культуре.

Российское образование в XVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость.

В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…» .

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать» .

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В XVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография» .

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражом было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.

В конце XVII – начале XVIII века, России пришлось участвовать в многочисленных военных конфликтах и их итоги, показали, отсталость страны, в экономической и военной области.

Возникла острая необходимость в подготовке профессиональных кадров для всех сфер государственной жизни. Петр начал с организации профессиональных школ, где изучались бы военные и технические науки. 10 января 1701 года Петр I издал указ о создании Артиллерийской школы, а 14 января – Школы математических и навигацких наук. Помимо этого были основаны техническое училище, медицинское училище и ряд других учебных заведений профессиональной направленности .

Значение активно проводимых реформ не ограничивалось профессиональным образованием, а их влияние не ограничивалось только Россией. Профессиональные школы или училища, по сути, были предтечей системы высшего образования в России. Например, Школа математических и навигацких наук (в различных документах она именуется также «Навигацкой школой» и реже – «Штюрманской школой») была не просто школой в современном понимании этого слова.

Так, в младших классах здесь преподавались грамматика и арифметика, в средних – геометрия, плоская и сферическая тригонометрия и, наконец, в высших классах – астрономия, математическая география, геодезия, навигация и т.д.

Полный курс обучения – от младших до «верхних классов» – составлял более десяти лет. Уже во время обучения ученики привлекались к практической работе в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Наиболее способные выпускники старших курсов направлялись на стажировку за границу, по окончании которой сдавали специальные экзамены и устраивались на государственную службу, Петр I лично экзаменовал выпускников .

Школа математических и навигацких наук подготовила около 1000 специалистов для флота, строителей, инженеров, учителей и специалистов в других областях. По характеру и количеству преподаваемых дисциплин, по строгой организации учебного процесса и по тому значению, которое имели выпускники этой школы для России, а также учитывая личное участие царя в работе школы, можно сказать, что данная школа явилась одним из первых высших учебных заведений России.

После переезда высших классов Школы математических и навигацких наук из Москвы в Петербург в 1715 г. она была переименована в Морскую академию («Академию морской гвардии»). Младшие классы оставались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии .

Очевидно, что профессиональные школы, созданные Петром I, не только подняли на высокий уровень отношение к высшему образованию, но и стояли у истоков системы высшего профессионального образования в России .

Кроме того, петровские реформы имеют и общемировое значение. В передовых европейских странах история создания профессионального образования была несколько короче, чем в России. Хотя Англия одной из первых осуществила промышленную революцию, система профессионального технического образования возникла в ней намного позже середины XVIII века. Во Франции первые профессиональные училища были созданы после буржуазной революции 1794 года. Типичным было Училище естественных и технических наук в Париже, во многом похожее на Школу математических и навигацких наук, государственную, с бесплатным обучением. Здесь также не преподавались богословские дисциплины. Парижское училище появилось почти на век позже московской Школы математических и навигацких наук.

Первой в Западной Европе система профессионального образования появилась в Германии, однако это произошло на 10 лет позже, чем в России . В 170- г. заместитель председателя Харлеского училища в Германии Шимллер пытался открыть профессиональное училище для взрослых, где бы изучались математика, механика и ремёсла. Но этот проект просуществовал недолго: учащихся было всего 10 человек

Первые 20 лет XVIII века в России ознаменовались небывалым развитием наук, что было востребовано общественным и социальным развитием страны на новом этапе ее истории. Большие успехи были достигнуты в естественных и математических науках, географии, земных и астрономических измерениях, черчении, навигации, исследовании недр, биологии и агрономии, механике.

Назрела насущная необходимость в создании научного учреждения, в котором можно было бы объединить разрозненные исследования и создать благоприятные условия для проведения научных работ, – Академии наук.

Еще в 1697 г. на необходимость подобного учреждения указывал немецкий философ Готфрид Лейбниц, с которым Петр лично познакомился в 1711 г. в Торгау. Лейбниц оставил несколько записок о том, «как надо вести науки в России» .

В 1712 г. в своем письме Петру I он отметил как особый знак судьбы то, что наука, развивающаяся во всём мире, «дошла и до скифов» и что «царь является свыше избранным для этого орудием». При этом, на его взгляд, царь Петр находится в таком положении, что может взять лучшее, с одной стороны – из Китая, с другой – из Европы. Науками в России заниматься стали недавно, поэтому вполне возможно избежать сделанных другими ошибок: «известно, что вновь построить здание можно лучше, чем сотни лет чинить и улучшать старое» .

В 1718 г. Петр беседовал со многими российскими и иностранными деятелями о создании в России академии наук. Однако долгое время не могли определить функции будущей академии: будет ли академия научно-исследовательским или образовательным учреждением. Наконец, в 1724 г. Петр принял к решение, что создаваемая академия будет выполнять обе функции – и научно-исследовательскую, и просветительскую . В январе того же года им были подписаны составленный ранее план создания академии и ее устав.

Российская Академия наук значительно отличалась от европейских академий.

Во-первых, она была создана как научно-исследовательское учреждение, но при Академии были организованы также университет (в 1726 г.) и средняя школа, все вместе составляющие единое целое. Такая структура академии не требовала больших финансовых затрат и имела значительные преимущества в сравнении с раздельной организацией трех разных учреждений . План работы академии требовал от ее членов не только быть в курсе последних достижений по своей научной специальности, но и готовить задания для студентов, а также читать лекции в университете при Академии (в 1726 г. занятия вели 17 профессоров, приглашённых из Германии) .

Во-вторых, в университете при Академии было создано 3 отделения (факультета), как и во всех университетах Европы, что подчёркивало строгое соответствие европейским научным и образовательным стандартам.

Историки просвещения полагают, что идея академической свободы и единства исследования и преподавания, выдвинутая и активно проводимая в жизнь Вильгельмом фон Гумбольдтом в основанном при его участии в Берлинском университете, имеет исключительное значение в истории высшего образования. Однако, если внимательно рассмотреть план Петра I о создании Академии наук, то можно обнаружить удивительные совпадения с идеями Гумбольдта, хотя и в несколько ином варианте. Петр указывал на две основные функции академии – исследование и преподавание, т.е. академик должен был совмещать научную работу с преподаванием. Внимание Гумбольдта было сосредоточено на университете, поэтому для него приоритетным было преподавание в университете, которое сочеталось с научными исследованиями.

Некоторые исследователи считают, что три основных правила организации университета: самоуправление, единство обучения с научно-исследовательской работой и система свободного обучения – в определенной мере являются обобщением опыта Гёттингенского университета.

план Петра I по организации и созданию Академии наук и университета при ней был осуществлен раньше создания Гёттингенского университета. Берлинский же университет Фридриха Вильгельма (ныне Университет им. Гумбольдта) был основан уже в начале следующего столетия.

Следовательно, можно определенно утверждать, что царь Петр первым в мире выдвинул идею «сочетания обучения с научным исследованием».

В годы правления Петра I возникла система профессионального образования, а также открылось большое количество школ – цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки, для овладения новыми, ранее не веденными знаниями, молодых дворян отправляют за границу на учебу, а сама учеба – становится одним из видов государственной службы.

Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости», открывается первая библиотека и первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге. Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции

Список литературы

  1. Анисимов, Е.В. Петр I: рождение империи [Текст] / Е.В. Анисимов // Вопросы истории. – 1989. – № 7. – С. 3 - 20.
  2. Змеев, В. Высшая школа России: XVIII век [Текст] / В. Змеев // Высшее образование в России. – 2002. № 3. – С. 134-135.
  3. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов.– М.: «Академия», 2009. С. 187-189.
  4. Якушев, А. Иностранные профессора в университетах России [Текст] / А. Якушев, В. Гавва, Э. Галушанян // Высшее образование в России. – 2004. – №2. – С. 159.
  5. Шнедельбах, Г. Университет Гумбольдта [Текст] / Г. Шнедельбах// Логос. – 2002. – № 4-5. – С. 66-67.

Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно – металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.

Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей – людей новой формации – еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.

Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики.

Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию

Факт 1 . В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности – вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.

И, пожалуй, самое главное и неслыханное – контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.

Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.

Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.

По сути это было первое реальное училище в Европе, причем – государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.

Факт 4.
В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.

Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».


Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых – подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.

В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.

Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.

Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.

Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.

Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.


Яркий пример тому – Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег – и вовсе смертная казнь.

«Птенцы гнезда Петрова» в образовании

Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.

Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.

Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Другой соратник Петра – Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) – произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно – от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты – с профессиональной подготовкой.

Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом – долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.

Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.



Феофан Прокопович

Он написал «Букварь» для школ, и другие остро необходимые учебные пособия, настаивал на научном характере обучения и расширении числа предметов, сделал многое для того, чтобы библиотеки в учебных заведениях стали обязательными, и содействовал широкому распространению школьных театров. Также Феофан Прокопович был видным благотворителем: на свои средства он открыл частную школ для сирот и бедных детей.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) – ученый, педагог и государственный деятель, был смелым реформатором. Он делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие и т.д.).

Кроме того, именно Татищев способствовал становлению в России истории как науки, став автором многотомной «Истории Российской» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был человеком очень многосторонним: именно по инициативе Татищева в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть профессиональных учебных заведений.

В «ученую дружину» Петра Великого входило еще немало одаренных и ярких людей, благодаря инициативе которых стала возможна реализация самой смелой мечты царя-реформатора на ниве образования: в 1724 году в Петербурге была открыта Академия наук, благодаря которой российская наука и педагогика вышли на качественно новый уровень.



Здание Петербургской академии наук

Деятельность Академии тесно связанна с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), «Петром I от науки», который с честью поддержал высокие стандарты, заданные преобразователем России. О том, что сделал Ломоносов и его соратники для дальнейшего развития педагогики, об их взаимодействии с властями, о реформах Екатерины II и об открытии Московского Университета, мы расскажем в следующий раз.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I


К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал решительно. Российское образование в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I. Именно Петр I придавал образованию первостепенную государственную значимость. Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей. Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по разведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, серебряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию архивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кунсткамера— первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен устаревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования.Большое прогрессивное значение имели мероприятия по организации школьного образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.



Школа математичес ких и навигацких наук. Морская академия.



Важным событием в развитии науки и просвещения явилось открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г. В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем - Адмиралтейской коллегии.

Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).



«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.


В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы были переведены в Петербург, где на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. В таком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране.



Открытие в 1715 г. в Петербурге Морской академии было важным шагом в развитии школьного образования в России. Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ — как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно «молодых шляхтичей» (дворянских детей), но при ПетреI в академии обучались дети и других сословий. Учащиеся считались призванными на военную службу и составляли, «морскую гвардию», разделенную на шесть бригад по 50 человек. Во главе бригад стояли офицеры, называемые «командирами морской гвардии». Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. Учащихся за проступки подвергали телесным наказаниям. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни.


Содержание образования в Морской академии определено официальным распоряжением ПетраI от 11 января 1719 г.: «...учить... арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии». По инициативе А. Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах.


Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ. При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих.


Школы по изучению иностранных языков.

В начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей.


В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Артиллерийско-инженерная школа делилась на нижнюю и верхнюю «школы» (классы, или ступени). В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и счету, в верхней школе — арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были русские офицеры.


В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук. В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа, с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию. Окончивших направляли в воинские части.


В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская школа.


В первой половине XVIII в. положено начало и медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 г. Во главе ее поставлен известный врач - голландец Николай Бидлоо. Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Теоретические занятия сочетались с практической работой, в госпитале. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств.


При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале был свой анатомический театр. Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.

Цифирные (арифметические) школы.


28 февраля 1714 г. ПетрI издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекаться дети духовенства и купечества.


Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.


Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохранившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предоставлять помещения для них и выделять средства на содержание учителей.


Большие трудности возникли и с набором учащихся, так как родители, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жестоие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также не располагали к ним детей и родителей. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы «свидетельствованные письма за своею рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчаных памятей» (то есть разрешения жениться).


Суровые меры не принесли желаемых результатов, и учителя цифирных школ постоянно жаловались на отсутствие учащихся. Число детей, подлежащих обязательному обучению в цифирных школах, все уменьшалось. В 1722 г. в связи с изданием «Духовного регламента» (1721) и организацией архиерейских школ Сенатом было указано обучать детей духовенства в этих новых школах. Таким образом, в конце концов все сословия, за исключением тех, кого именовали разночинцами, были освобождены от обязательной посылки детей в цифирные школы. Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили поддержки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в процессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.


Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для организации учебной работы светских школ других типов — адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы.




Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.

К концу XVII в. - началу правления Петра I-педагогичес­кая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом. Быстро растущие потребности Рос­сийского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Гран­диозные планы царя Петра I Великого (1672-1725) по переус­тройству России подтолкнули его к решительным действиям. Начался новый период в развитии отечественного образова­ния. Государство, заинтересованное в хорошей профессиональ­ной подготовке специалистов, взяло значительную часть обра­зования в свои руки и усилило контроль над просвещением.

Просвещение в России в начале XVIII в

Путешествия молотого царя за границу и те впечатления, которые он там получил, также способствовали его желанию переустройства России. Вместе с тем положение обострялось внутрироссий- скими проблемами: церковным расколом и общественно- политическими распрями. Это способствовало тому, что Петр I в конце XVII - начале XVIII в. значительно активи­зировал реформаторские процессы, охватившие многие сто­роны жизни и направленные на укрепление государствен­ного устройства.

В первую очередь Петр I коренным образом изменил от­ношения церкви и государства. Так было упразднено пат­риаршество и учрежден Святейший Синод. Этот этап ре­формирования явился определенным условием для осуще­ствления царем всех последующих серьезных изменений в государстве.

Строительство мануфактур, заводов, развитие промышлен­ности в целом, внутренней и внешней торговли, усиление ар­мии и флота для проведения военных действий за выход к морю против Турции и Швеции сразу же потребовали большого ко­личества специально обученных людей. Стала очевидной необ­ходимость активизации реформы просвещения, создания боль­шого количества школ для быстрой подготовки офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей и др. Поэтому, организуя в новых условиях процесс обучения, государство

сделало его разнообразным. В Петров­скую эпоху воспитание в целом со­хранило цеЯЬ-формирования челове- ка-христианина, что находило под­держку у православной церкви. Но изменение задач обучения как удов­летворения потребностей государ­ственной службы не только придало образованию светский, профессио­нальный характер, но и способство­вало появлению идеала нового чело­века: служивого гражданина, рели­гиозно мыслящего и обладающего широким взглядом на мир, сохра­няющего свои национальные тради­ции, готового встать на защиту ин­тересов Отечества.

Осуществление преобразований в России было бы невоз­можно без той поддержки-, которую оказывали царю его еди­номышленники. Вбольшинстве своем петровские реформы в области образования проводились выпускниками Киево-Мо- гилянской и Московской Славяно-греко-латинской акаде­мий, людьми, получившими широкое образование. Особое место в кругу «ученой дружины» Петра I занимал Феофан Прокопович (1681-1736). Он также получил образование в Киево-Могилянской академии, затем учился за границей в Коллегии Св. Афанасия в Риме, жил в Швейцарии и Герма­нии.

Молодые годы, проведенные в западноевропейской ат­мосфере университетов Лейпцига и Йены, оказали на него большое влияние, сделав сторонником научного обучения. Вместе с тем по духу он всегда оставался глубоко верующим человеком, истинным православным христианином. В 1704 г. Ф. Прокопович, вернувшись в Киев, принял монашеский постриг и начал преподавательскую деятельность в Киево- Могилянской академии. В 1715 г. Петр I пригласил его в Санкт- Петербург.

Именно Ф. Прокоповичу принадлежит одна из тлавных ролей в проведения реформы церкви и образования. Фигура Ф. Прокоповича крайне интересна и важна тем, что он был православным священником, с одной стороны, и европей­ски образованным человеком -с другой. Прежде всего по поручению царя и при его личном участии в 1721г. Ф. Про­копович составил «Духовный регламент», незамедлительно утвержденный Петром I. Согласно «Духовному регламенту» произошло упразднение патриаршества и изменение поло­жения церкви. Как одно из государственных учреждений был создан «Духовный коллегиум», лишенный права инициати­вы и самостоятельного развития с членами, обязанными приносить присягу царю. Признавая необходимость нрав­ственно-религиозного воспитания народа, Ф. Прокопович полностью разделял идею Петра I о главенстве государства над церковью.

Ф. Прокопович стремился придать школьному обучению научный характер. Согласно «Духовному регламенту», учеб­ный план Московской академии включал: 1) грамматику с историей и географией; 2) арифметику и геометрию; 3) ло­гику и диалектику; 4) риторику с учением о стихосложе­нии; 5) физику с краткой метафизикой; 6) краткую поли­тику; 7) богословие; 8) иностранные языки (латынь, гре­ческий и еврейский). Он советовал при обучении использовать наглядность; так, географию преподавать с помощью карт и глобуса, чтобы ученик «мог перстом показать: где Азия, где Африка, где Европы, и к которым сторонам под нами ле­жит Америка». В академии непременно должна быть библио­тека, ибо «без библиотеки как без души академия». В целом, обучение было рассчитано на 8 лет, после чего выпускник мог поступать на духовную или гражданскую службу,

Серьезную проблему в этот период представляла нехват­ка учительских кадров: Ф. Прокопович считал, что перед началом работы учителей надо испытывать, насколько хо­рошо они знают науку, умеют ли рассказывать, заинтересо­вать учащихся.

В 1721 г. он открыл в собственном доме школу, для кото­рой собрал несколько тысяч книг. Предпочтение при приеме отдавалось детям-сиротам или детям из бедных семей. Всего за 15 дет существования ее окончили только 160 человек. Устав этой школы, написанный Ф. Прокоповичем, по стро­гости внутреннего распорядка напоминал монастырские школы Древней Руси. Но по сути эта школа была русской, стремившейся решать одновременно задачи православного воспитания и широкого общего образования. Она ориенти­ровалась на подготовку образованного человека, способного применить свои знания в выбранной сфере деятельности, поэтому в отличие от многих школ Петровской эпохи не ставила целью осуществить профессиональную подготовку.

Для обучения священнослужителей Ф. Прокопович пред­лагал создавать при епархиальных храмах школы и учить в в первую очередь детей священников. Однако идеи и Рокоповича первоначально не находили поддержки у части духовенства, которая препятствовала петровским ре­формам, считала «еретиком» и «антихристом» и проклинала его «Духовный регламент».

Одним из тех, кто поддержал преобразования Петра I, был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), выходец из се­мы! ремесленника, впоследствии - владелец ряда крупных мануфактур в Новгороде, Он предложил ряд интересных идей, из которых видно, что его интересовало не только просве­щение, но и быстрая подготовка людей к конкретному виду деятельности, их профессиональные качества и сноровка.

Идеи И.Т. Посошкова изложены им в сочинении «Книга о скудности и богатстве» (1724), в котором он, в частности, писал о том, что распространение грамотности среди насе­ления, создание различных учебных заведений - путь к про­свещению народа, а следовательно, к подъему русской пра­вославной культуры.

Особенно видно это в его «Завещании отеческом к сыну своему» (1705), где он размышлял и об обучении детей. Глав­ной задачей, по его мнению, было «книжное научение» на латинском и польском языках. Правда, он требовал от уча­щихся критического отношения к латинским учебным кни­гам, а достижения светской западной науки признавал необ­ходимым рассматривать с позиций православных традиций.

Среди авторов образовательных проектов Петровской эпо­хи выделялся Федор Салтыков (?-1715) - представитель той части боярства, которая поддерживала реформы царя, видный придворный и дипломат, получивший образование в Голландии и Англии. Ему принадлежит проект учреждения Академии наук в России и ряд предложений по развитию просвещения. Согласно его идеям, во всех губерниях страны на доходы монастырей должны были быть открыты высшие училища для обучения детей разных сословий от 6 до 23 лет, по окончании которых выпускники переходили бы на граж­данскую и военную службу. Он говорил о том, что если бы ежегодно академию оканчивали по 200 студентов, то через 17 лет Россия могла бы сравняться по образованности с ев­ропейскими странами, а в дальнейшем и опередить их.

По существу, академии мыслились Ф. Салтыковым как общеобразовательные учреждения. Содержание обучения дол­жно было включать изучение древних и современных евро­пейских языков, русскую грамматику, риторику, поэтику, философию, богословие, историю, математические науки, навигацию, фортификацию, музыку, скульптуру и др. Инте­ресным было его предложение относительно специальной организации женского обучения.

Развитие школьного образования при Петре 1.

Образовательная реформа Петра I имела ряд особенностей. Прежде всего в связи с необходимостью удовлетворения хозяйственных и военных нужд государства в специалистах создавались раз­личные профессиональные школы. В новых учебных заведе­ниях главное место занимали специальные предметы: мате­матика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и др. Так, создавались горнорудные школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая из них была открыта в 1716 г. на заводе в Карелии. В 1707 г., затем в Мос­кве при военном госпитале - хирургическая школа для под­готовки врачей. Теоретическая подготовка в ней сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «апте­карский огород», где выращивались лекарственные расте­ния. Существовали школы для обучения переводчиков и др. Таким образом, профессиональная направленность новой организации образования явилась главной особенностью ре­формы.

Другой важнейшей чертой стало преобладание сословно­сти. Попытка создания государственных начальных школ для всех сословий не увенчалась успехом. Такого рода школы, получившие название цифирных, были утверждены указом царя от 1714 г. и предназначались для детей от 10 до 15 лет. Предполагалось, что эти школы будут служить для подго­товки к государственной светской и военной службе низше­го обслуживающего персонала, а также рабочих для заводов и верфей. Для представителей всех сословий эти школы дол­жны были стать подготовительным этапом для получения последующих профессий. Поэтому первоначально считалось, что их будут посещать не только солдатские и посадские дети, но и дети духовенства, дворян, приказных. Однако родители изыскивали причины, по которым их дети могли бы не по­сещать эта школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским де­тям обучаться дома или в столичных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал Синод. В ре­зультате цифирные школы не получили поддержки многих сословий, к тому же трудности материального характера постепенно привели к почти повсеместному их закрытию.

Таким образом, для различных сословий, за исключени­ем крепостного крестьянства, фактически создавались свои школы. Считалось, что крестьянский труд не требует како­го-либо серьезного образования. Особенно выделялись сред­ние и высшие школы, предназначенные для дворянства. Внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению этого сословия, поэтому лучшие школы пред­назначались для подготовки дворянских детей к занятию глав­ных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышленностью и торговлей.

Одной из первых школ повышенного типа при Петре I была открытая в 1701 г. в Москве под руководством астроно­ма и географа Якова Вилимовта Брюса (1670-1735) госу­дарственная артиллерийско-инженерная школа. В ней долж­ны обучать «словенской письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам» и предназначалась она для детей раз­ных сословий. Школа имела две ступени: нижнюю, или «рус­скую», с обучением письму, чтению, счету и верхнюю, где изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию, артиллерию.

Преимущественно дня дворянских детей в начале XVIII в. последовательно открывались новые учебные заведения (шко­лы), такие как Московская инженерная (1703), Петербургс­кая инженерная (1719), Петербургская артиллерийская и др.

Для обучения детей солдат и матросов создавались гарни­зонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая такая школа начала работу еще в 1698 г. в Преображенском полку. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу. Ее успешная деятельность способствовала тому, что с 1721 г. такие школы организовывались в каждом полку.

Эти новые школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных професси­ональных знаний и умений среди низших и высших сосло­вий России. Образцом для них служила одна из первых и главных школ Петровской эпохи - Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Суха­ревой башни, впоследствии из нее выделилась самостоятель­ная школа, переведенная в Петербург и переименованная в Морскую академию. На примере организации обучения в ней прослеживаются многие особенности школ того времени, и, в частности та, которая связана с обязательностью посе­щения занятий и применением дисциплинарных мер. Обяза­тельный характер обучения в Петровскую эпоху, когда шко­ла являлась местом службы, подкреплялся еще и жесткой дисциплиной. Так, для предупреждения побегов из школ и прогулов занятий учеников нередко содержали вод надзо­ром, набирали в школы силой, без обучения в школе запре­щали жениться и т.д. Личным указом Петр I с 1707 г. в Школе математических и иавигацких наук ввел систему Наказа­ний учащихся за провинности всякого рода. За прогулы взи­мали денежные штрафы, в случае их неуплаты применялись телесные наказания.

При Навигацкой школе были организованы два отделе­ния, носивших название «русской школы», где учили чте­нию и письму по-русски, и «цифирной школы», где дети знакомились с началами арифметики; для желаюйвйс препо­давалось фехтование. Окончившие эти классы, учились за­тем в собственно Навигацкой школе. Всё учебные предметы изучались в ней последовательно, само понятие класс упо­треблялось предметно: класс навигации, класс геометрии, а не в смысле классно-урочной системы. При этом перевод­ных и выпускных экзаменов не было, переводы из класса в класс осуществлялись по мере выучки. Выпускали из школы в соответствии с этим же принципом - готовности учаще­гося к государственной должности или по требованию нуж­дающихся в специалистах ведомств. Ученики обеспечивались книгами и пособиями, которые, закончив класс, передава­ли другим ученикам. Кроме того, в процессе учёбы они по­лучали так называемые кормовые деньги, так как учеба при­равнивалась к службе. Жили ученики преимущественно в самой школе. По сути, Навигацкая школа находилась на пол­ном государственном обеспечении. К 1711 г. число ее учени­ков выросло до 400.

Долгие годы руководство всей учебной работой школы осуществлял выдающийся деятель просвещения Петровской эпохи, видный математик и преподаватель Леонтий Филип­пович Магницкий (1669-1739), который внес огромный вклад в методику школьного обучения и в дело развития профес­сионального образования в России. Ему Принадлежит заслу­га создания учебника «Арифметика сиречь наука числитель­ная», опубликованного в 1703 г. после двухлетней практи­ческой проверки. Титульный лист учебника являлся наглядной картинкой, отражающей его содержание. Женская фигура со скипетром-ключом и державой в центре листа символизи­ровала науку арифметику. К ее трону вели ступени лестни­цы, на которых последовательно перечислялись арифмети­ческие действия: счисление, сложение, вычитание, умно­жение, деление. Сам трон располагался в храме наук, своды которого поддерживали колонны с названиями: геометрия, стереометрия, астрономия, оптика, меркатория (т.е. нави- гацкие науки), география, фортификация, архитектура. Внизу было написано: «Арифметика что дает? На столпах то вы имеете».

По сути, учебник Л.Ф. Магницкого был своеобразной эн­циклопедией, носившей ярко выраженный прикладной ха­рактер. По нему ученики школы получали знания по основ­ным математическим действиям, включая алгебраические, геометрические, тригонометрические, логарифмические. На своих аспидных досках они копировали содержание учебни­ка, формулы, чертежи. Математические знания давались по­степенно по принципу от простого к сложному, математи­ческие расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой специалистов в области фортификации, геоде­зии, артиллерии. Широко использовались автором нагляд­ные средства, в учебнике помещались различные таблицы и рисунки. Этот учебник положил начало принципиально но­вому поколению отечественных учебных книг. «Арифмети­ка» Л.Ф. Магницкого служила основной учебной книгой по математике до середины XVIII в., по ней учился М.В. Ломо­носов.

Стремление к скорому открытию школ обусловило и та­кую их особенность, которая была связана с проблемой учи­тельства. Фактически петровские школы являлись «полурус­скими», так как русских учителей было мало и для препода­вания нередко приглашались иностранцы. При плохом владении ими русским языком и при незнании иностранных языков их ученицами эффективность обучения оставляла желать лучшего. "

Кроме того, поспешность в организации школ приводи­ла к непродуманности, частой хаотичности содержания обу­чения. Отличительной чертой школ 1-й четверти XVIII в. были энциклопедичность и многопредметность. Сами по себе пред­меты были весьма обширны, в философию, например, одно время входило изучение логики, Психологии, эстетики, ри­торики, нравоучения, естественного права. В результате за недостатком времени курс проходился не полностью и уро­вень образования снижался.

Иногда школы, несмотря на их задачу специализирован­ной подготовки, выпускали «служивых людей на всякую го­сударственную потребу», т.е. одновременно и военных и граж­данских чиновников. Например, выпускники Навигацкой школы поступали не только на флот: согласно указу Петра I от 1710 г. они служили в артиллерии, в гражданских ведом­ствах, в качестве учителей начальных школ, архитекторов и т.д. Тем не менее общеобразовательных школ еще было не­достаточно, и эту «образовательную нишу» пытались закрыть частные учебные заведения. Именно они во многом послу­жили основой для последующего развития школьного дела в России. В первые годыг XVIII в. это были школы, открытые немцами так называемой Немецкой слободы, сформировав­шейся еще в XVII в. на р. Яузе в Москве. Известно, что ее жители и их образ жизни оказали определенное влияние на формирование мировоззрения молодого царя.

В ноябре 1701 г. пастор и руководитель школы при немец­кой церкви в Ново-Немецкой слободе Николай Швиммер по указу царя создал школу, в которой могли учиться все Жела­ющие независимо от чинов. Его ученики обучались латыни, немецкому языку на основе западноевропейской методики. Для этой школы Н. Швиммер составил учебное пособие «Вход латинскому языку», которое свидетельствовало о его зна­комстве с Известным учебником Я.А. Коменского.

С 1705 г. в палатах боярина Василия Нарышкина возглав­лял школу пастор Эрнст Глюк, плененный в ходе русско- шведской войны и оставшийся в Москве по приказу царя обучать русских детей иностранным языкам, Э. Глюк был весь­ма образованным человеком, хорошо знакомым с педагоги­ческими идеями Западной Европы. В 1684 г., проживая в Лифляндии, он написал ряд школьных учебников. В москов­ской школе Э. Глюка дети бояр, чиновников, купцов обуча­лись географии, этике, политике, истории, поэтике, фило­софии, латинскому, французскому, немецкому языкам. Уде­лялось внимание и «светским наукам»: танцам, этикету, верховой езде. Кроме того, по желанию учащихся круг учеб­ных предметов мог быть расширен. Распорядок дня школы, включавший занятия с 8 утра до-6 вечера в младших классах и до 8 вечера в старших, позволял говорить об использова­нии элементов классно-урочной системы. Ученики одного возраста объединялись для изучения одного предмета, су­ществовали уроки для повторения и запоминания.

Василии Никитич Татищев (1686- 1750) - последовательный сторон­ник петровских преобразований, один из первых отечественных ис­ториков, автор многотомной «Ис­тории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Россий­ский». В.Н. Татищев создал ряд интересных педагогических сочинений, в числе которых «Записка об учащихся и расхо­дах на просвещение в России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Учрежде­ние, коим порядкам русским школам имати поступать», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.

По его мнению, у учащихся не­обходимо формировать православ­ное сознание, воспитывать их в соответствии с нравственным пра­вославным идеалом, в который включалось осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, умения различать добро и зло и желания идти по пути добра. Стремление к достижению соб­ственного благополучия должно находиться в соответствии с боже­ственным законом любви к ближ­нему, так как без любви к Богу и ближнему собственное благополу­чие невозможно. Достижение лич­ного счастья и соблюдение нрав­ственных заповедей также не дол­

жны противостоять друг другу. Потребности и обязанности человеку даны Богом, главное - их соблюдение.

В «Разговоре о пользе наук и училищ» (1733) В.Н. Тати­щев раскрывал идею познания человеком своею внешнего, телесного и внутреннего, духовного мира, что было невоз­можно без научных знаний. Сущность науки состоит в ее практической значимости, так как знание - это умение раз­личать добро и зло, она служит на пользу человечеству, по­могая разумно управлять государством. Незнание, глупость, безнравственность только вредят обществу; от них, по мне­нию В.Н. Татищева, и случаются все бедствия в государстве, народные бунты.

Отводя наукам главную роль в образовании, В.Н. Тати­щев одним из первых в отечественной истории попытался дать их классификацию, исключительно с практической точ­ки зрения. Главным критерием были польза или вред, кото­рые они приносят. Он разделил науки так: 1) нужные (домо­водство, врачевание, умение владеть оружием, логика, бо­гословие); 2) полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные языки, история, генеалогия, география, бота­ника, анатомия, физика, химия); 3) щегольские (стихо­творство или поэзия, живопись, музыка, танцы, верховая езда); 4) любопытные (астрология, физиогномика, хироман­тия, алхимия); 5) вредные (гадания и волшебства всякого рода).

Главная задача обучения, по мнению В.Н. Татищева, со­стояла в освоении нужных, полезных наук. Они могли дополняться науками щегольскими, что в совокупности слу­жило целям самопознания и подготовки к практической жизни. Таким образом, общее образование для всех должно было предшествовать образованию специальному, которое начиналось приблизительно с Ю лет, когда следовало начи­нать обучать ребенка какому-либо ремеслу.

В.Н. Татищев, являясь сторонником профессионального Образования, успешно претворял в жизнь свои идеи. В 1721 г. по его инициативе была открыта первая горнозаводская шко­ла, а затем возникла сеть подобных училищ. В Екатеринбурге «а базе основанного им металлургического завода была орга­низована центральная горнозаводская школа - своеобразный административный и методический центр для всех подобных учебных заведений. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составлен­ной им после стажировки по горнозаводскому делу в Шве­ции и на основании изученного педагогического опыта, со­держались различные методические рекомендации. Серьезную "Ответственность В.Н. Татищев возлагал на учителя, видя в нем яре только преподавателя, но и воспитателя молодежи, кото­рый готовит ее к полноценной жизни и труду. Он ратовал за «индивидуальный подход, за обучение с учетом интереса и Склонностей учеников. Содержание обучения определялось с Позиции определения практической надобности -гало или иного Предмета. В отношении методов обучения В.Н. Татищев был достаточно традиционен, предлагая, в частности, использовать обучение младших учащихся старшими.

Воспитание и обучение дворянских детей рассматрива­юсь В.Н. Татищевым в сочинении «Духовная моему сыну» (1734). В содержание их образования, по мнению автора, дол­жны были входить письмо, знание законов, арифметика, геометрия, пушкарское дело, фортификация, история, гео­графия, немецкий язык как открывающий путь к новой ев- шиейской школьной книге. После школьного обучения дво­рянам с 18 до 20 лет необходимо было совершенствоваться « Своих знаниях, умениях и навыках, находясь на государ­ственной службе, и лишь после 30 лет думать о женитьбе, г Нравственное воспитание, осуществляемое дома, следо­вало начинать прежде всего с веры, религиозных чувств. Он щлсал о том, что Закону Божьему от юности до старости ружно поучаться день и ночь, постоянно читать Библию и рйтехизис, молиться и ходить в церковь. Вместе с тем каче­ства личности, которые нужно было воспитывать у ребенка, рфвисели, по его мнению, от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало особо развивать храбрость, но не безрассудство; послушание начальству, но не раболепие; рассудительность и все то, что поможет достижению благопо­лучия в жизни и хорошей служ­бе. Если же молодой дворянин предпочтет гражданскую стезю, то у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятель­ность.

Развитие просвещения в Рос­сии требовало создания новых, собственно российских учебных книг. С 1708 г. их стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний, церковнославянский.

Это изменение произошло как бы само собой. В эпоху Петра I книги печатались не только в России, но и за границей, в частности в Амстердаме, где возникали технические труд­ности, связанные с изготовлением витиеватых церковно­славянских литер. В результате некоторые славянские буквы были приближены по своему виду к латинским, разительно отличаясь от московской церковной печати. В январе 1708 г., согласно указу царя, московские типографии начали выпуск книг с новым шрифтом, что значительно облегчило как из­готовление литер, так и процесс обучения письму и чтению. Цифровой текст стали набирать арабскими цифрами; выш­ли новые арифметические таблицы, которые также упрос­тили изучение математики в русской школе.

Прежде всего с новым шрифтом вышли учебники «Гео­метрия». В 1708 г. был переиздан «Букварь языка славенска сиречь начало уче­ния детям, хотящим учитеся чтения писаний», и появилось печатное руководство по правилам этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собран­ное от разных авторов», в котором нашли отражение требова­ния государства к домашнему воспитанию детей.

Эта книга настраивала семью на воспитание настоящего дворянина, на серьезную подготовку его к будущей придвор ной жизни и службе. В ней говорилось о том, что родители должны строить воспитание не на основе православной на­родной традиции, а на правилах придворного этикета. Сле­довало дома говорить с детьми на иностранных языках, обу­чать их светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице; учить танцам, умению об­щаться, красиво говорить и т.д.

Ураганные реформы Петра I и «поднятая им на дыбы Русь» потребовали принципиально нового подхода к педагогике. И в этом смысле XVIII век стал совершенно уникальным явлением, без которого современный гуманистический подход к образованию был бы просто невозможным.

Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно - металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.

Петр I wikimedia commons

Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей - людей новой формации - еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.

Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики.

Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию

Факт 1. В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности - вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.

И, пожалуй, самое главное и неслыханное - контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.


Wikimedia commons

Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.

Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.

По сути это было первое реальное училище в Европе, причем - государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.

Факт 4. В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.

Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».


Фотобанк lori.ru

Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых - подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.

В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.

Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.

Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.

Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.

Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.


Фотобанк lori.ru

Яркий пример тому - Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег - и вовсе смертная казнь.

«Птенцы гнезда Петрова» в образовании

Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.

Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.


«Книга о скудости и богатстве» wikimedia commons

Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Другой соратник Петра - Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) - произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно - от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты - с профессиональной подготовкой.

Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом - долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.

Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.


Феофан Прокопович wikimedia commons

Он написал «Букварь» для школ, и другие остро необходимые учебные пособия, настаивал на научном характере обучения и расширении числа предметов, сделал многое для того, чтобы библиотеки в учебных заведениях стали обязательными, и содействовал широкому распространению школьных театров. Также Феофан Прокопович был видным благотворителем: на свои средства он открыл частную школ для сирот и бедных детей.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) - ученый, педагог и государственный деятель, был смелым реформатором. Он делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие и т.д.).


Василий Татищев wikimedia commons

Кроме того, именно Татищев способствовал становлению в России истории как науки, став автором многотомной «Истории Российской» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был человеком очень многосторонним: именно по инициативе Татищева в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть профессиональных учебных заведений.

В «ученую дружину» Петра Великого входило еще немало одаренных и ярких людей, благодаря инициативе которых стала возможна реализация самой смелой мечты царя-реформатора на ниве образования: в 1724 году в Петербурге была открыта Академия наук, благодаря которой российская наука и педагогика вышли на качественно новый уровень.


Здание Петербургской академии наук Фотобанк lori.ru

Деятельность Академии тесно связанна с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), «Петром I от науки», который с честью поддержал высокие стандарты, заданные преобразователем России. О том, что сделал Ломоносов и его соратники для дальнейшего развития педагогики, об их взаимодействии с властями, о реформах Екатерины II и об открытии Московского Университета, мы расскажем в следующий раз.

Похожие публикации