Эволюция саней: от горки до Олимпиады. Мы наш, мы новый боб построим

Санно бобслейная трасса «Санки» в Сочи – одно из спортивных «чудес света», выстроенных Россией к Олимпиаде. Это грандиозное сооружение, при одном взгляде на которое перехватывает дух. Никакие фото в интернете не передают и доли тех ощущений, которые вызывает посещение объекта Трасса, не имеющая аналогов в мире, расположена на Имеретинской низменности, всего в 60 километрах от города. Эта территория условно относится к Красной поляне. Это означает, что вы сможете не только осмотреть самую впечатляющую санно-бобслейную трассу, но и познакомиться с другими олимпийскими достопримечательностями.

По состоянию на 2017 год, санно бобслейная трасса в Сочи закрыта от посещений. Это важный спортивный объект, и его поддерживают в идеальном состоянии до следующих крупных мероприятий. Восхититься масштабом проделанной работы и мастерством российских инженеров можно, прокатившись на канатной дороге. На протяжении всего спуска рядом с вами будет находиться гид, который разъяснит особенности конструкции трассы и расскажет интересные факты об Олимпийских играх.

Трасса поддерживается в идеальном состоянии. С высоты можно прекрасно рассмотреть каждый из трех контруклонов, созданных специально для снижения скорости во время спуска. На сегодняшний день это максимальное количество контруклонов для санно бобслейной трассы. Такое решение обеспечивает минимальную травмоопасность трассы. Туристам же это дает возможность лишний раз полюбоваться на живописные завихрения.

Трек протянулся по низменности вперед практически на два километра (точная длина – 1814 метров). Во время плавного путешествия вниз вы сможете полюбоваться всеми 17-ю виражами, усложняющими спуск. «Санки» не просто так закрыты от любителей: это не только самая безопасная, но и чуть ли не самая сложная профессиональная трасса в мире. Даже опытные спортсмены с трудом справляются со всеми препятствиями, возникающими во время спуска. Это напряжение можно ощутить и лично, наблюдая извилистый ландшафт из кресла канатной дороги.

Сама экскурсия при этом пройдет в максимально расслабленной, приятной и комфортной обстановке. Мы доставим вас непосредственно к канатной дороге на комфортабельной Honda Crosstour 2014 года. Бесплатный Wi-Fi от нас: вы сможете делиться впечатлениями с друзьями в соцсетях на каждом этапе путешествия! Ну а если вас вдруг замучает жажда, мы предложим утолить ее прохладительными напитками. Индивидуальная экскурсия также включает в себя услуги фотографа. На память о поездке над сочинской санно-бобслейной трассой у вас останутся профессиональные фото, которые захочется повесить на стенку.

Мы познакомим вас с самыми красивыми местами и видами города Сочи и его окрестностей. Наши экскурсии отличаются от стандартного туристского пакета: мы предлагаем своим клиентам посетить только те места, которые любим сами. Нашим гидам знакомы интересные факты и точки обзора, которых нет в массовых экскурсиях. Такой формат предполагает небольшую компанию: чем больше толпа, тем сложнее каждому усвоить новую информацию. Путешествуя в кругу близких друзей и любимых людей, вы сможете получить намного более яркие и интенсивные впечатления от поездки. Мы предлагаем свои услуги как отважным путешественникам-одиночкам, так и компаниям до четырех человек. Порадуйте себя самым необычным и непредсказуемым путешествием в 2017 году!

"Коммерсантъ-Online" документ от 29-05-2013

Эволюция саней: от горки до Олимпиады Санный спорт - один из самых зрелищных зимних видов, специально для него в разных концах земного шара построены различные по конфигурации, но одинаково красивые и быстрые трассы. а самую современную, самую безопасную в мире трассу центра санного спорта «Санки» смогут оценить по достоинству болельщики олимпийских игр в Сочи.

Эволюция саней: от горки до Олимпиады

Светильников освещают олимпийский трек для саней и бобов


Ювелирных сварных соединений выполнено на стыках трубной системы хладоснабжения

Лабораторный рентген-контроль сварных соединений
на трассе

Состояние льда на трассе контролирует электроника. Кроме встроенных в тело трека температурных датчиков, применяются портативные переносные устройства




Санный спорт как он есть Олимпийская программа соревнований по санному спорту включает четыре дисциплины: одиночные заезды среди мужчин, одиночные заезды среди женщин, двойки среди мужчин и эстафета с участием представителей перечисленных видов программы. На Кубке мира, на чемпионате мира и на других международных соревнованиях каждый участник совершает по две попытки. На Олимпийских играх одиночники выполняют по четыре попытки, двойки имеют по две попытки. Гонщик или команда, показавшая наименьшее суммарное время, становится победителем. Спортсмен обязан финишировать вместе с санями, в противном случае он дисквалифицируется. Перегрузки достигают 5G .
Перепад высот на санной трассе превышает высоту 30 -этажного дома.
Мужчины стартуют с самой верхней точки трассы, женщины и двойки берут старт на три виража ниже. Мужчины-одиночки проходят дистанцию от 1000 до 1250 метров.
Женщины и двойки стартуют длиной от 750 до 1050 метров. Старт имеет решающее значение и является единственным участком дистанции, на котором спортсмен контролирует ускорение, набираемое санями. Обычно считается, что одна десятая секунды, выигранная на стартовом участке, гарантирует преимущество в три десятые секунды на финише. Используя поручни по бокам от стартового створа, саночник раскачивает сани вперед-назад, чтобы сильнее оттолкнуться перед тем, как начать движение до дистанции. После отталкивания спортсмен старается разогнать сани, отталкиваясь только ото льда шипованными перчатками. Сидящий первым спортсмен пристегнут к саням в районе бедер. В стартовом створе оба спортсмена находятся в сидячем положении, сидящий впереди держится за стартовые поручни, в то время как задний спортсмен держится за двойные ручки, пристегнутые к рукам партнера. Раскачивая сани вперед-назад в унисон, они выталкиваются из стартового створа и устремляются по дистанции.


История санного спорта 1883 Швейцария
Первое организованное соревнование по санному спорту. В нем приняли участие 21 спортсмен из 6 стран мира. Длина трассы 4 км. Победители – Джордж Робертсон, студент из Австрии, и Питер Минкх, почтальон из Клостера, соседней деревушки. Время чемпионов – 9 минут и 15 секунд. 1910 Россия, Москва
Первые официальные соревнования по санному спорту на Воробьевых горах. 1955 Норвегия, Осло
Первый чемпионат мира по санному спорту. 1964 Австрия, Инсбрук
Санный спорт включен в программу зимних Олимпийских игр. 1971 СССР, Братск
Первый чемпионат СССР 1972 Япония, Саппоро
Спортсмены нашей страны впервые приняли участие в Олимпийских играх. 1980 США, Лейк-Плэсид
Советская спортсменка Вера Зозуля выигрывает олимпийское золото в соревнованиях женских саней-одиночек. Экипировка саночника Саночники используют специальную экипировку, которая включает фиберглассовый защитный шлем с маской для лица, шипованные перчатки, специальную обувь и обтягивающий соревновательный комбинезон. Жилеты с утяжелителями могут использоваться атлетами с небольшим весом для того, чтобы компенсировать преимущество в скорости, которое имеют более тяжелые спортсмены. Максимальный вес утяжелителя рассчитывается по специальной формуле. Например, юниор среди мужчин может использовать дополнительный вес, равный 75% от 75 кг минус собственный вес тела, но не более 10 кг.


Как управлять санями Как устроены сани и трасса
Сани управляются изменением положения тела спортсмена. Важнейший фактор успеха – полозья саней. Изготовленные из различных сплавов, состав которых зачастую является государственной тайной, они требуют постоянного ухода и внимания. Спортсмен мирового уровня тратит по крайней мере час в день на подготовку полозьев к заездам следующего дня. В день старта их полируют алмазными присадками, доводя до зеркального блеска. Все ради снижения трения. Температура полозьев должна находиться в определенном диапазоне, зависящем от температуры воздуха. Спортивные сани состоят из двух полозьев, сиденья (обтекателя) и двух ручек для спортсмена. Сиденье крепится на двух кронштейнах, соединяющих полозья. Оно имеет аэродинамичную фиберглассовую оболочку. Ограничения по весу саней для одиночек и двоек составляет 23 кг и 27 кг соответственно. Стальные лезвия полозьев являются единственной частью саней, которая контактирует со льдом. Эти лезвия, вернее даже, сталь, из которой они изготовлены, считается самой важной частью соревновательных саней. Спортсмены используют наждачку и всевозможные притирки для полировки и подготовки лезвий полозьев в зависимости от трассы и состояния льда.


История в цифрах Наши победы в санном спорте
XIX век км мин. сек. км/ч

Санно-бобслейную трассу для зимней олимпиады 2014 года построили на северном склоне горы Аибга, близ села Эсто-Садок. Трасса максимально повторяет существующий рельеф местности. Желоб для спуска спроектирован как объединенный трек для бобслея, скелетона и саней.

Возвели санно-бобслейную трассу в рекордно короткие сроки — с 2010 по 2012 год.

Заказчик - ГК « ».
Генпроектировщик и генподрядчик — НПО « ».
Проектировщик — корректировка стадии «Проект» и стадия «Рабочая документация» ООО «Инфорспроект»: ГИП Виноградов А.А, ГАП Певнев А.И.

Расчёт математической модели геометрии желоба выполнялся в сотрудничестве с консультантом из Канады Терри Гудзовским и специалистом из немецкого проектного бюро Удо Гургелем .


Центр санного спорта «Санки» – единственная в мире санно-бобслейная трасса, имеющая три контруклона, предназначенные для гашения скорости, что обеспечит безопасность спортсменов на трассе. Вместимость — 5 тысяч зрителей. Высшая точка трассы находится на отметке 836 метров над уровнем моря, низшая – на отметке 704 метра. Желоб санно-бобслейной трассы имеет криволинейную пространственную форму, состоит из 17-ти виражей и разбит температурными деформационными швами на 32 секции.


Длина санно-бобслейной трассы — 1814 метров. Протяженность охлаждаемого желоба составляет 1974 метра - это суммарная длина основного трека (1814 метров) и стартовых участков трассы. Перепад высот трека — 132 метра. Максимальный уклон — 11 градусов. Максимальная скорость — 135, 8 км/час.

В основании трассы выполняется железобетонный лоток шириной 4,1 м, служащий для размещения магистральных коммуникаций. На лоток устанавливаются неподвижные опоры, маятниковые рамы и колонны, служащие опорами для желоба.


Желоб трассы выполнен по технологии торкретирования бетона. В теле конструкции желоба устраиваются трубы хладоснабжения, обеспечивающие намораживание льда на поверхности. В бетонное тело трассы было вмонтировано более 100 километров трубок-испарителей диаметром 34 миллиметра. В процессе трудоёмкого монтажа этой трубной системы для подачи хладагента-аммиака строители выполнили более 10 тысяч ювелирных сварных соединений на стыках, которые прошли 100% лабораторный рентген-контроль.




Центр санного спорта «Санки» включает в себя помимо искусственно охлаждаемого железобетонного желоба и ряд сопутствующих и технологических сооружений, входящих в состав проектируемого комплекса. К ним относятся: здания стартов и финиша, здание взвешивания и забора саней, здание операторской, здание единого центра управления, здание аммиачной станции и здание пожарного депо.

Здание старта бобов и саней.



Здание финиша.


Каркас зданий изготовлен из деревянных армированных гнутоклееных балок сложной геометрии. Балки покрыты специальными составами, которые обеспечивают защиту от воздействия осадков и бактериального поражения. Объём деревянных конструкций - более 2000 кубометров. Для защиты от снега и дождя деревянные кровельные конструкции покрыты структурным поликарбонатом повышенной прочности, шириной 60 см и протяженностью до 12 метров, который прикреплён к несущим балкам с помощью алюминиевого профиля. Стыки панелей оформляются по принципу фальцевой кровли. На навесах предусмотрена система снегоудержания и водоотведения.

Деревянные навесы из деревянных балок были задуманы авторами, как ассоциация с полозьями саней.


Здание старта саней (женщины).


Здание взвешивания и забора саней.


На площадке строительства выполнен комплекс мер инженерной защиты от опасных геологических процессов (противооползневые, селенаправляющие и др. сооружения).


Для обеспечения безопасности спортивного комплекса возведены пять подпорных стен и укреплены габионными конструкциями. Суммарная протяжённость подпорных стен составила почти 580 метров.



© inforceproject.ru

Габионы помимо основной функции (предотвращение оползней и вымывания грунта) исполняют роль и декоративных элементов, дополняя архитектурный вид комплекса.



© inforceproject.ru

Селепропуск.


© inforceproject.ru

На строительство Центра санного спорта «Санки» потребовалось:

  • 70 000 кубометров бетона,
  • 9 000 кв. м структурного поликарбоната,
  • 2 000 кубометров деревянных конструкций,
  • 2 200 кв. м остекления зданий,
  • 8 000 кубометров габионов,
  • 55 000 кв. м асфальта,
  • 17 500 кв. м тротуарной плитки.

Строительство трассы завершилось в 2012 году. Олимпийский комплекс успешно прошёл предварительную международную сертификацию в санном спорте, бобслее и скелетоне и в том же году на трассе были проведены первые тренировочные заезды. В феврале 2013 года в Центре санного спорта «Санки» 5 3 чел.


Одни из самых стремительных зимних видов спорта это сани, скелетон и бобслей. Полет по ледяной глади на любом из спортивных снарядов, будь то сани, скелетон или боб, настолько стремителен, что составляет более 130 км/ч. При этом вся система управления этаким стремительным движением состоит в едва заметных движениях корпусом на открытых снарядах или легким натяжением поводка закрепленного на передних полозьях в бобе. Нужно отменное качество льда, система безопасности и много других тонкостей. Стоит ли говорить о том, что устройство санно-бобслейной трассы, это в полной мере высокотехничное инженерное сооружение, которое пройдет ни одну проверку, прежде чем выпустит вперед первых спортсменов.


Санно-бобслейная трасса выдерживает по очереди сначала соревнования саночников, как самых легких представителей гонок по ледовому желобу, затем идут скелетонисты на увесистых табогганах, и последними соревнуются бобслеисты на самых тяжелых снарядах - бобах. Поэтому трасса должна не только выдержать давление веса и скоростных полозьев всех соревнующихся, но и обеспечить безопасность спортсменам. На памяти не один несчастный случай, в том числе и гибель грузинского саночника Нодара Кумариташвили на предолимпийской, всего за пару часов до открытия тренировке в Ванкувере, когда одна небольшая ошибка спровоцировала удар санок на высокой скорости о борт, и спортсмен вылетел за пределы трассы, разбившись о внешние конструкции.


Для Олимпийских игр в Сочи была построена уникальная трасса, которую назвали очень по-русски - «Санки», которая расположена на живописном склоне горы Аибга в месте называемом «Ржаная поляна». Длина ледового желоба около двух километров, а точнее 1814 метров, при этом перепад высот составляет 132 метра (с 836 метров до 704 метров над уровнем моря), а это значит, что спуск происходит с высоты почти равным высоте одной из сталинских высоток, а именно гостиницы «Ленинградская», высота которой 136 метров.


Саннно-бобслейных трасс такого высокого уровня не более 20 во всем мире, к тому же «Санки» - единственная трасса, которая имеет три контруклона. Контруклоны - это конструктивное решение профиля трассы, которое дает эффект замедления скорости. Если бы этого не происходило, то разгон к концу пути был бы сродни разгону небольшого взлетающего самолета. Поэтому сочинское ледовое русло достаточно безопасное сооружение, хотя от старта до финиша в нем присутствуют семнадцать поворотов.


Строительство трассы «Санки» продолжалось несколько лет. Сначала были проведены геодезические исследования местности, затем задуман проект и задуман предполагаемый профиль, затем построен макет и выбраны строительные материалы.


Ледовый желоб - многослойное сооружение. Основу или нижнюю часть его составляет трубопроводная магистраль, которая пропускает сквозь себя аммиачную смесь, которая будет служить холодильником, поддерживая необходимую температуру льда. На него настилаются ребра жесткости из стальных труб, придающий прочность и форму желобу. На опасных поворотах борта поднимаются, а сверху устанавливаются специальные козырьки. На желоб в несколько приемов заливают прочный холодостойкий бетон. После этого можно осуществлять заливку. С помощью шланга метр за метром по всей длине трассы намораживается вода, которая застывает благодаря. Толщина льда санно-бобслейной трассы около 10 см. После замерзания, лед старательно выравнивают с помощью скребков, воздуходуек и метелок. Ледяная поверхность к соревнованиям должна быть абсолютно гладкой, ведь на огромных скоростях без каких-либо амортизаторов в конструкции летящего по льду снаряда, каждая неровность или трещинка чувствуется спортсменом прямой отдачей.


Санно-бобслейный комплекс в Сочи содержит еще много важных сооружений второго плана. Это аммиачная станция, сооружения в начале трассы и в ее конце. На старте установлены технические приспособления от контрольного пункта взвешивания саней и измерения температуры полозьев, На финише - места для зрителей. Кроме того установлены мощные устройства по электроснабжению и противопожарной безопасности.

Эту трассу я впервые увидел на карте города годов начала 90-х, которая висела на стене. С тех пор прошло много лет, я уже напрочь успел забыть о том, что в Красноярске она до сих пор есть. И не так давно один знакомый знакомого шурина троюродной сестры моего друга сказал, что эта трасса до сих пор существует и сейчас вроде как заброшена. Ну вот мы и решили поехать ее поискать...

1. Поездив некоторое время по горным дорогам дачного массива, наконец-то подъезжаем к забору с надписью "Санная трасса". Оказалось, она вовсе не заброшена. За забором кипишилась кучка людей, на воротах висела табличка с надписью "Проход запрещен. Территория охраняется собаками". Возникло ощущение, что мы приехали на какой-то МЧСовский полигон, а не на спортивный объект.


2. Поднявшись в горку через лес, решаемся переступить через забор и по небольшому мостику попадаем на трассу. Как назло по гравийке, идущей до самого верха сооружения, постоянно ездят люди на квадроциклах. Благо у санной трассы есть борта за которыми можно спрятаться.


3. Трасса самая скоростная в стране - ее перепад составляет 136 метров. Периодически она делает большие петли.


4. В Красноярском крае санные трассы стали строить с 1975. В 1981 в крае ввели в строй действующих три трассы: в Мокром Логу и на Торгашинском хребте в правобережной части Красноярска и в п. Бархатово Березовского района.


5. Эту трассу возводили к V Спартакиаде народов СССР в Красноярске, прошедшей в 1982 году. Говорят, она должна была быть бетонной, но на ее строительство не хватало времени, поэтому построили деревянную.


6. Активная эксплуатация санных трасс продолжалась до 1990 года. За этот период на них проведены крупнейшие соревнования V и VI зимних Спартакиад народов СССР (1982 и 1986), первенства РСФСР, десятки зональных и краевых соревнований. С 1990-х годов трассы постепенно пришли в негодность.


7. С 1994 по 1996 трассы не функционировали. Усилиями энтузиастов и при поддержке краевого Спорткомитета к 1996 удалось восстановить трассу на Торгашинском хребте и провести чемпионат России в 1997.


8. Сейчас она эксплуатируется, этой зимой там проводился III этап Кубка России по санному спорту.


9.


10. Дерево - не слишком то долговечный материал. Некоторые участки пришли в негодность, летом ведется их ремонт.


11. А в общем состояние объекта достаточно хорошее.


12. Примерно на середине в деревьях появляется просвет через который видно город.


13. Интересно, проведут ли здесь масштабную реконструкцию к Универсиаде 2019?


14.


15. Нам повезло, никто нас не заметил, но повторять не рекомендую, так как территория нормально охраняется.


Похожие публикации